• РЕГИСТРАЦИЯ

Эх, дороги... и дорожки. Земли вятичей

87 1707
«Ох ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный, стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую»
(Из былины "Илья Муромец и Соловей-Разбойник". Один из вариантов)

В прошлой статье большинством голосов победил рассказ про дороги вокруг Рязани. А Экселенц дополнительно озвучил своё пожелание по поводу былинных героев. Что ж, убьем двух зайцев сразу. 

Напоминаю, что серия посвящена дорогам домонгольской Руси.

Начну сначала рассказом о вятичах.

Территория вятичей

Ранее я уже упоминал, что между Рязанью (здесь и далее под Рязанью подразумевается Старая Рязань, а под Переславлем-Рязанским - Рязань современная) и Киевом были леса, в которых жили вятичи. Сами вятичи, будучи славянами, вошли в состав Руси относительно поздно. Одним из первых "форпостов" Руси на землях вятичей стала Рязань (под властью черниговских князей). Именно поэтому рассказ пойдет нынче не про Рязанское княжество, а про землю вятскую.

Примерно с начала XI века и по XII век ездить землями вятичей было опасно. Настолько опасно, что путешественники из Мурома или Рязани в Киев вынуждены были идти не по Оке, а по Волге - Через Ярославль, Тверь, Торжок, Смоленск. Только в XII веке под давлением Черниговского, Смоленского и Ростовского княжеств они потеряли свою независимость. Впрочем, тот факт, что вятичи не входили в Русь, не означает, что у них не было поселений. Таких в их землях было много, и все по канонам славян - вдоль рек, ручьёв и озёр.

Леса были достаточно дремучими, чтобы в честь них назвали город - Брянск (произошло от древнерусского слова "Дьбряньскъ", образованного от слова "дьбрь" - нечто поросшее густым лесом/кустарником). По крайней мере так звучит одна из версий.

Только в начале XII века при Владимире Мономахе упоминается "дорога прямоезжая" через брянские леса. Она шла через от Киева через Смоленск, Можайск на Москву, а после в Ростов. Но это была первая прямоезжая дорога, позже появились и другие, которые шли уже и на Рязань.



А теперь самое время поговорить про былинных героев. Говорить будем про Илью Муромца и Соловья-Разбойника. Некоторое, достаточно продолжительное, время назад я публиковал статью про мифы. (Никогда не знаешь, где что пригодится. Так что, проходите по ссылке, там много интересных отсылок к другим статьям.) В общем, обратим внимание на сюжет былины, так как мотив в данном случае довольно стандартен, и возможно восходит к временам индоевропейской общности.

По сюжету былины Илья Муромец (родом из XII века) выезжает со своей деревни Карачарово неподалёку от Мурома. (Кстати, речь идет о тех временах, когда Муром совместно с Рязанью образовывал Муромо-Рязанское княжество.) Едет он в Киев, к великому князю Владимиру (который Мономах). По дороге в глухих лесах Илья встречает Соловья-Разбойника, который много лет не дает проехать той дорогою добрым людям. Захватывает Муромец того разбойника в полон и отвозит в Киев.

Вот так вкратце рассказывает былина. Точнее, так рассказывают все варианты былины, а в частностях они все расползаются. Но даже в этом можно выделить отдельные моменты, где большая часть былин сходится. Согласно повторяющимся версиям, ехал он через леса Брынские (это вторая версия происхождения названия Брянска. Впрочем, брынские, брянские, дебрянские... одна фигня), вдоль реки Смородинки (река, которая в восточнославянских сказках отделяет мир живых от мира мёртвых), мимо дубов (а вот количество дубов плавает от 3, 9, 12, возможно есть и иные варианты), что перекрытый Соловьем-Разбойником путь был в разы короче объездного.

Брынские леса - это вполне реальная местность. Орловско-Калужское Полесье — лесной массив на границе Орловской и Калужской областей, в треугольнике Козельск — Болхов — Карачев. Название Брынские идёт от реки Брынь. Еще было и поселение Брынь.

Смородинка - реальная река. Точнее, рек с такими названиями неподалёку от Брянска несколько.

Девять дубов - название реальной деревни в Хотынецком районе Орловской области. Тоже рядом с Брянском.

Т.е. всё расположено на возможном пути Ильи Муромца от Мурома к Киеву на землях вятичей. А путь через вятичей как раз существенно сокращал обычную дорогу до XII века из Рязани в Киев.

Так о чём нам говорит былина?

"Его конь, Бурушка-Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает. Доскакали они до Брынских лесов, дальше Бурушке скакать нельзя: разлеглись болота зыбучие, конь по брюхо в воде тонет. Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья настилов настелил — до сих пор по ним люди добрые ездят.
Так дошел Илья до речки Смородиной."

То есть былина о том, как проложили путь через дебри лесов вятских, как покорили эти племена (Соловей-Разбойник - собирательный образ, как бы ни пытались его приписать к местности по этимологии) и привели их к повиновению великому князю. (А мелкие нестыковки в былинах - ну так на то они и былины, что сказка - ложь, да в ней намёк.)

Вот такой интересный поворот по поводу связи между дорогами от Киева до Рязани и былинным эпосом про Илью Муромца и Соловья-Разбойника.

(Если дать волю камраду KAMAS'у, он еще пять статьей по поводу славянского язычества и собирательного образа в этой былине напишет. Ссылки на его другие статьи дам в конце, если не забуду.)


Итак, возвращаемся к землям вятичей, по которым в XII веке были проложены прямоезжие дороги от Киева к Рязани и Москве. (Кстати, историки достаточно редко пишут про дороги. То ли считают их явлением само собой разумеющимся, то ли просто не уделяют им внимание.) Обобщающих работ по дорогам вятичей опять не было найдено, как и с Новгородскими землями, так что придется их "прокладывать", опираясь на существовавшие городища к началу монгольского нашествия.

Список городищ и поселений вятской земли я взял из книги Т.Н. Никольской "Земля Вятичей. К вопросу населения бассейна верхней и средней Оки в IX-XIII веке." Точнее, мне потребовалась только картинка из этой книги, вот такая:

Правда, мелко?

Для желающих рассмотреть подробности, даю ссылку.

Из написанного ранее, мы уже точно выучили, что на каждое городище (то есть снабжённое защитными укреплениями поселение) приходится от 5 до 50 незащищённых поселения (селища). Поэтому городища вполне хорошо показывают, где поселения точно были в существенном количестве. Дополнительно на карте указаны и селища - но я их буду использовать только справочно, для уточнения.

Дополнительно к этому мы выучили, что славяне старались селиться вдоль водных ресурсов. И это прекрасно видно на картинке. Так же мы знаем, что реки были артериями, по котором удобно перевозить товары вниз по реке. А для транспортировки судна обратно вверх пользовались специально проложенными тропками вдоль рек - бечевниками, по которым команда (или специально нанятые люди) тащили ладьи за "верёвочку".

Также мы знаем, что рано или поздно ближайшие поселения связывались сухопутными дорогами. Это было необходимо не только для торговли, но и для простой обыденной жизнедеятельности. В случае, если необходимо было прокладывать дорогу через безлюдные места, то делать это старались по водоразделам, чтобы меньше связываться с пересечением рек, ручьев и оврагов. Дороги активно использовались и для торговли, так как позволяли передвигаться при любых погодных условиях. Почти при любых, в отличие от водных путей.

Вроде бы все предположения высказал, теперь перейдём к восстановлению возможных сухопутных путей в вятских землях к моменту монгольского нашествия. (Все помнят, что именно с этого началась серия статей? Кто поздно присоединился, может ознакомиться с началом по ссылкам ниже.)

Для наглядности, я занёс все городища (ну не все, а только те, которые смог найти на карте) в яндекс-карты. (Это не реклама. Ну по крайней мере мне за это не платят.)

После этого проложил между городищами возможные маршруты, исходя из вышеуказанных предположений.

В итоге нарисовалась вот такая картинка:

Ага! Те, кто смотрел мою предыдущую статью уже поняли, что я теперь тоже так умею.

По этой ссылке можно посмотреть на дороги на самих яндекс-картах.

А теперь я расскажу о своих выводах.

Городища вдоль рек расположены достаточно плотно - расстояние между ними примерно 10 км. А значит, петухи соседних общин могли соревноваться друг с другом в голосистости. А значит, и дороги были не только внутри общин (принадлежащих к одному городищу), но и между городищами. Таким образом, они связывались в единую сеть. 

Конечно, не все дороги были одинаково популярными. Наибольшую ценность имели те, которые проходили вдоль торговых маршрутов или из одного удельного центра в другой. Как мы помним, изначально центром Древней Руси стал Киев (позабудем пока про Новгород), а позже он сместился в Ростово-Суздальские земли. Особенно этот процесс усилился после присоединения вятичей к Руси. И тут уж сложно сказать, то ли дороги этому поспособствовали, то ли наоборот - постепенный перенос экономической силы повлиял на процесс прокладывания дорог. Нам это не принципиально.

Принципиально знать, что дороги должны были связать прошлый центр с будущим, и эти дороги были проложены кратчайшим путём, т.е. вдоль Оки к Десне и оттуда в Днепр.

Одной из таких дорог сталь путь из Киева в Смоленск, потом Можайск, Москва, Ростов. На карте он не указан, так как я еще не изучал дороги вокруг Москвы подробно.

Другой путь - Киев, Брянск, Козельск, левый берег Оки, Коломна, Бронницы, Ростов.

На самом деле, после открытия Оки для безопасного движения, возможных путей появилось больше.

Ока

Например, Киев - Новгород-Северский, правым берегом реки Навля. Тут переход к дорогам вдоль Оки. Переходов возможно было несколько - вдоль рек (равнозначные варианты) Цон, Крома, Орлик, Неполодь, Каменка, или пройдя мимо них уйти к Оке через реку Нугрь.

После двигаться по левому берегу Оки - тут явно больше городищ и меньше болот. Вдоль Оки двигаемся до городища Белёв. И здесь опять у нас появляется возможность выбрать маршрут.

Если двигаться дальше вдоль Оки, то не надо менять берег, достаточно через Калугу и Серпухов дойти до Коломны. В Коломне можно было пойти вдоль правого берега Москвы-реки вверх по течению, чтобы уйти в Ростовские земли или Москву, или перебраться через Оку и уже вдоль правого её берега добраться через Переславль-Рязанский до Рязани. Подозреваю, что можно было бы переправиться через Оку не в Коломне, а в районе Ростиславля, и пойти к Переславлю-Рязанскому через Зарайск.

Рязань. Старая.

Другим вариантом движения от Белёва является более короткий путь, срезающий петлю Оки. Для этого необходимо было перебраться через Оку в районе реки Упа и двигаться вдоль последней вверх по течению. Там уже можно было по желанию так же обрезать петлю реки Упа, или же двигаться вдоль нее. Перейти через водораздел к реке Проня, выйти на Пронск и оттуда вдоль правого берега выйти на Рязань.

В общем, неизвестно, каким путём на самом деле шёл Илья Муромец навстречу своим приключениям, но он сделал главное - проложил торный путь из Низовских земель в Киевские.


Чувствую, что устали уже все от статей про дороги, поэтому в следующий раз постараюсь накрыть Москву и Ростово-Суздальские земли одним махом, и на этом покончить с этой темой.

===

Предыдущие части:

Эх, дороги... и дорожки. Часть 1. Поселения

Эх, дороги... и дорожки. Часть 2. Летописная

Эх, дороги... и дорожки. Часть 3. Венгрия-Киев-Булгар

Эх, дороги... и дорожки. Часть 4. Полоцкое княжество

Эх, дороги... и дорожки. Часть 5. Смоленское княжество

Эх, дороги... и дорожки. Часть 6.1. Походы князей на Новгород

Эх, дороги... и дорожки. Часть 6.0. Новгородское княжество/республика


Статьи про мифы:

Древние корни индоевропейских сказок и неожиданные выводы

Немного о мифах

Змей мифологический


Про славянскую мифологию от KAMAS:

Мои статьи о Гиперборее, русских волшебных сказках и библейских рассказах.

Сказка - взгляд в языческое прошлое русского народа. Сивка-бурка.

Сказка - взгляд в языческое прошлое русского народа. Сивка-бурка. (окончание).

http://paulus-raul.livejournal.com/

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      paulus Здравомыслие.
      22 июля 21:27

      Аргумент Сарасвати

      Среди гипотез о родине индоевропейцев есть такая, которая воспринимается научным миром как аутсайдер, но её приверженцы до сих пор существуют.Итак - гипотеза о родине индоевропейцев в Индии, а именно в цивилизации Хараппа (Индская цивилизация). Территория индской цивилизации В настоящий момент неизвестен язык Хараппской цивилизации (3300-1300 г. до н.э...
      1260

      Доисторические потопы. Чёрное и Каспийское моря

      Продолжим с доисторическими наводнениями седой древности окрестностями Каспийского и Чёрного морей. Начнём так...Согласно некоторым сведениям, Ноев ковчег припарковался у Армянских гор. Или лучше так... За период с 1978 по 1995 года Каспийское море поднялось на 2,4 метра. Нет, давайте лучше с мифов.Библейская реки Гихон и Фисон интерпретируются некоторым...
      974

      Доисторические потопы. Колебание Мезокко

      Напоминаю, что я рассказываю о потопах доисторических времён, которые могли привести к образованию мифов о "всемирном" потопе.Сегодня буду говорить о серии событий, произошедших примерно 8200 лет назад, то есть 6200 лет до н.э. Полагаю, что это могло стать основой для потопных мифов многих народов, ведь эти события вызвали наводнения, которые превзошли любые потопы ис...
      943
      paulus Здравомыслие.
      27 июня 16:13

      Доисторические потопы. Истоки иранского эпоса

      Продолжим потопный вопрос.Поговорим об источнике иранского потопного мифа, начиная с самого мифа и пройдём до возможного потопа и его времени. В дальнейшем же будем говорить о событиях, и народах, которое оно могло затронуть. Картинка для привлечения вниманияПосмотрим на текст Вендидат ("Закон против дэвов"), часть иранской зороастрийской Авесты:22. И ск...
      2122
      paulus Здравомыслие.
      2 февраля 02:34

      Похищение сабинянок, змееборцы и "темная молодежь"

      Древнеримский историк Ливий примерно на рубеже эр записал эпизод времён становления Рима, который известен нам обычно как "Похищение сабинянок". Джамболонья, Похищение сабинянки, 1579-83 Примерно в начале VIII века до н.э. Рея Сильвия, будучи весталкой, родила Ромула и Рема. (По самой древней версии, зачала она от бога войны Марса.) В качестве наказани...
      1560
      paulus Здравомыслие.
      8 января 01:33

      Сусаноо, змееборцы или в преддверии года дракона⁠⁠

      Предлагаю перенестись из Европы, про которую обычно пишу, на противоположный край континента. Поговорим немного про один миф, родом из Японии - о боге Сусаноо и убийства им великого змея Ямата-но ороти. Миф этот взят из Кодзики - крупнейшего литературного памятника Древней Японии, основной священной книги синтоизма. Хотя Кодзики были записаны в 712 году,...
      1739
      paulus Здравомыслие.
      25 ноября 2023 г. 01:49

      От меди к бронзе или история пары миграций⁠⁠

      Так повелось, что родиной ранней металлургии принято считать Малую Азию. Однако, как показывают современные исследования, развитие она получила совсем в другом месте. Время появления медной металлургии в Западной Евразии и Северной Африке: a – 5000 BC, b – 4000 BC, c – 3000 BC, d – 2500 BC, e – 2000 BCМедный век в Передней АзииИ действительно, древн...
      3025
      paulus Здравомыслие.
      11 октября 2023 г. 10:42

      Лошадь и DOM2 или Собака как друг и предатель человека

      В нашем бытовом представлении одомашненные животные являются нашими "друзьями". И не важно, что некоторых из них наши предки (праиндоевропейцы) в какой-то момент истории просто употребляли в пищу, как лошадей, например.Сегодня поговорим о двух домашних животных - собаке и лошади, а точнее о мифологическом объяснении их появления в жизни человека, и не только. ...
      858
      paulus Здравомыслие.
      29 сентября 2023 г. 21:26

      Феномен, связавший древних китайцев и индоевропейцев

      Как-то привыкли мы, что с Востока в Европу шли орды кочевников, то гунны, то скифы, то какие-нибудь половцы с монголами.Однако, был в истории момент, когда европейские кочевники наводили страх на население земель Азии. Эти индоевропейские кочевые племена, родом откуда-то из причерноморских степей, оказали влияние не только Центральную Азию, но и на Древний Китай. (Нап...
      3217
      paulus Здравомыслие.
      24 сентября 2023 г. 22:41

      Аквила и аналоги из совсем других времён

      Мы привыкли смотреть на аквилу как на штандарт.Предлагаю немного ими полюбоваться. А потом перейдем к картинкам, за которые пост не снесут за NSFW-контент, надеюсь. Аквила. Но не римская. Из вселенной WH40K Это я немного промахнулся временем, чтобы было что осудить в этой статье.Классическая римская аквила представляла собой орла с распростёртыми крыль...
      3262
      paulus Здравомыслие.
      21 сентября 2023 г. 16:37

      Место времени

      Любимый вопрос кадровиков - кем Вы себя видите через несколько лет.Вот если бы подобный вопрос задали нашим предкам пару-тройку тысячелетий назад, то на вопрошающего посмотрели бы как на идиота - только богам известно будущее.А если откатиться ещё глубже в века.... Впрочем, об этом сейчас и поговорим - как себе представляли время древние люди. Время явля...
      1528
      paulus Здравомыслие.
      6 сентября 2023 г. 18:21

      Ослиная шкура или как наши предки боролись с земледельческими традициями инцеста

      Среди волшебных сказок существует мотив, который распространен практически только у европейских народов. Его можно увязать с распространением земледельцев (или, как принято называть - анатолийских земледельцев) в Европе несколько тысяч лет назад.Эта сказка известна нам под такими названиями как "Ослиная шкура", "Свиной чехол", "Одежда Луны, Солнца и звезд", "Деревянна...
      4871
      paulus Здравомыслие.
      18 августа 2023 г. 15:18

      Глобальное потепление, микробиота и человеческие страсти как причина земледелия

      Пока ЛЛ наслаждается кратким содержанием прямо в заголовке, мы перейдем к рассказу.«Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не трев...
      2147
      paulus Здравомыслие.
      14 августа 2023 г. 09:59

      Земледелие как источник бед человечества

      Многие воспринимают, что переход к оседлой жизни с сельским хозяйством сделал жизнь людей цивилизованней, а значит лучше. Так ли это?Предлагаю посмотреть, что же случилось в действительности с разных сторон. Чтобы понять, к чему привело появление сельского хозяйства, необходимо посмотреть на жизнь до его появления.Считается, что климатические условия, бы...
      1329
      paulus Здравомыслие.
      3 августа 2023 г. 10:59

      Инцест как обычай

      Обещанного три года ждут, а я почти уложился в год.Продолжаю про инцесты, в этот раз будем рассматривать его с точки зрения обычаев. А потом попрошу вас выбрать наилучший девиз для статьи.Монета с изображением Птолемея II Филадельфа и его сестры-жены Арсинои II. Вместо предисловия.Изначально я начал изучать вопрос инцестуозных отношений только между прям...
      1888
      paulus Здравомыслие.
      31 июля 2023 г. 20:51

      Этнос. Генетика. Язык.

      Довольно любопытный вопрос прозвучал под одной статей, и реакция на ответ показала наличие заблуждений. Что ж, попробую расписать подробней, как сочетаются этнос, генетика и язык. Собственно, сам вопрос: Чтобы полностью запутать, необходимо расширить этот вопрос до наличия связи между этносом, генетикой и языком.Распутывать связь необходимо...
      2352
      paulus Здравомыслие.
      7 мая 2022 г. 18:29

      Инцест. Историческая действительность⁠⁠

      После того, как в "Инцест. Мифы, сказания" было показано отношение к кровосмесительным отношениям в мифах (условно нейтральное) и сказках (обычно негативное), можно перейти к описанию исторических реалий.Так как мне не особо интересны времена близкие к нам (хотя и этого коснёмся), то мы углубимся в историю тысячелетий так на 6 назад. Четвёртое тысячелетие до н.э. - вр...
      1446
      paulus Здравомыслие.
      7 мая 2022 г. 00:19

      Инцест. Мифы, сказания⁠⁠

      Предлагаю одним глазком взглянуть на отношение предков к половым отношениям между родственниками через мифы, сказания и действительность. Самки плодовой мухи предпочитают спариваться со своими братьями, а не с неродственными самцами "Инцест - дело семейное"В большинстве современных культур половые отношения между близкими родственниками (между родителя...
      1653
      paulus Здравомыслие.
      4 мая 2022 г. 21:45

      "Основной миф" - Три царства – монгольский эпос. Мифы

      Приключенческие мотивы в сказках рождаются из сакральных мифологических сюжетов. Со временем, такие мотивы "отрываются" от мифа и начинают жить собственной жизнью, переплетаясь с другими мотивами в причудливые узоры.На пример такого путешествия мотивов мы сможем посмотреть. Распространение носителей индоевропейской языковой семьи шло волнами, когда очере...
      1652
      paulus Здравомыслие.
      1 апреля 2022 г. 15:56

      Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Змей мифологический

      Сегодня постараюсь коротко показать образ Змея в мифологии разных культур. Надо же посмотреть на предков и сестёр-братьев разной степени родства нашего Змея Горыныча.Можно предположить, что Змей в виде божества возник ещё в Африке до выхода человечества в остальной мир. Мифологические предпосылки для такого трактования были даны в предыдущей статье. Один...
      1736
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика