• РЕГИСТРАЦИЯ

И. СТАЛИН : « О национальном вопросе и национальной культуре »,

1 507

Картина борьбы с уклонами в партии будет неполной, если мы не коснемся имеющихся в партии уклонов в области национального вопроса. Я имею в виду, во-первых, уклон к великорусскому шовинизму и, во-вторых, уклон к местному национализму. Эти уклоны не столь заметны и напористы, как «левый» или правый уклон. Их можно было бы назвать ползучими уклонами. Но это еще не значит, что они не существуют. Нет, они существуют и, главное, растут. В этом не может быть никакого сомнения. Не может быть сомнения, так как общая атмосфера обострения классовой борьбы не может не вести к известному обострению национальных трений, имеющих свое отражение в партии. Поэтому следовало бы раскрыть и выставить на свет божий физиономию этих уклонов.

В чем состоит существо уклона к великорусскому шовинизму в наших современных условиях?

Существо уклона к великорусскому шовинизму состоит в стремлении обойти национальные различия языка, культуры, быта; в стремлении подготовить ликвидацию национальных республик и областей; в стремлении подорвать принцип национального равноправия и развенчать политику партии по национализации аппарата, национализации прессы, школы и других государственных и общественных организаций.

Уклонисты этого типа исходят при этом из того, что так как при победе социализма нации должны слиться воедино, а их национальные языки должны превратиться в единый общий язык, то пришла пора для того, чтобы ликвидировать национальные различия и отказаться от политики поддержки развития национальной культуры ранее угнетенных народов. Они ссылаются при этом на Ленина, неправильно цитируя его, а иногда прямо искажая и клевеща на Ленина. Ленин сказал, что в социализме сольются интересы национальностей в одно целое, - не следует ли из этого, что пора покончить с национальными республиками и областями в интересах... интернационализма? Ленин сказал в 1913 году в полемике с бундовцами, что лозунг национальной культуры есть буржуазный лозунг, - не сле-

[6]

дует ли из этого, что пора покончить с национальной культурой народов СССР в интересах... интернационализма? Ленин сказал, что национальный гнет и национальные перегородки уничтожаются при социализме, — не следует ли из этого, что пора покончить с политикой учета национальных особенностей народов СССР и перейти на политику ассимиляции в интересах... интернационализма? И так далее и тому подобное.

Не может быть сомнения, что этот уклон в национальном вопросе, прикрываемый к тому же маской интернационализма и именем Ленина, является самым утонченным и потому самым опасным видом великорусского национализма.

Во-первых, Ленин никогда не говорил, что национальные различия должны исчезнуть, а национальные языки должны слиться в один общий язык в пределах одного государства, до победы социализма во всемирном масштабе. Ленин, наоборот, говорил нечто прямо противоположное, а именно, что «национальные и государственные различия между народами и странами... будут держаться еще очень и очень долго даже после осуществления диктатуры пролетариата во всемирном масштабе» (т. XVII, стр. 178). Как можно ссылаться на Ленина, забывая об этом основном его указании?

Правда, один из бывших марксистов, а ныне ренегат и реформист, г. Каутский утверждает нечто прямо противоположное тому, чему учит нас Ленин. Он утверждает, вопреки Ленину, что победа пролетарской революции в австро-германском объединенном государстве в середине прошлого столетия привела бы к образованию одного общего немецкого языка и к онемечению чехов, так как «одна лишь сила освободившегося от пут обмена, одна лишь сила современной культуры, которую несли с собой немцы, без всякой насильственной германизации превратила бы в немцев отсталых чешских мелких буржуа, крестьян и пролетариев, которым ничего не могла дать их захудалая национальность» (см. предисловие к немецкому изданию «Революция и контрреволюция»). Понятно, что такая «концепция» вполне гармонирует с социал-шовинизмом Каутского. С этими взглядами Каутского и боролся я в 1925 г. в своем выступлении в Университете Народов Востока. Но неужели для нас, для марксистов, желающих остаться до конца интернационалистами, может иметь какое-либо положительное значение эта антимарксистская болтовня зарвавшегося немецкого социал-шовиниста? Кто прав, Каутский или Ленин? Если прав Каутский, чем объяснить тот факт, что такие сравнительно отсталые национальности, как белоруссы и украинцы, более близкие к великоруссам, чем чехи к немцам, не обрусели в результате победы пролетарской революции в СССР, а, наоборот, возродились, развились как самостоятельные нации? Чем объяснить, что такие на-

[7]

ции, как туркмены, киргизы, узбеки, таджики (не говоря уже о грузинах, армянах, азербайджанцах и т. д.), несмотря на свою отсталость, не только не обрусели в связи с победой социализма в СССР, а, наоборот, возродились и развились в самостоятельные нации? Не ясно ли, что наши уважаемые уклонисты в погоне за показным интернационализмом попали в лапы каутскианского социал-шовинизма? Не ясно ли, что, ратуя за один общий язык в пределах одного государства, в пределах СССР, они добиваются по сути дела восстановления привилегии господствовавшего ранее языка, а именно - великорусского языка? Где же тут интернационализм?

Во-вторых, Ленин никогда не говорил, что уничтожение национального гнета и слияние интересов национальностей в одно целое равносильно уничтожению национальных различий. Мы уничтожили национальный гнет. Мы уничтожили национальные привилегии и установили национальное равноправие. Мы уничтожили государственные границы в старом смысле слова, пограничные столбы и таможенные преграды между национальностями СССР. Мы установили единство экономических и политических интересов народов СССР. Но значит ли это, что мы уничтожили тем самым национальные различия: национальные языки, культуру, быт и т. д.? Ясно, что не значит. Но если национальные различия, язык, культура, быт и т.д. остаются, не ясно ли, что требование уничтожения национальных республик и областей в данный исторический период является требованием реакционным, направленным против интересов диктатуры пролетариата? Понимают ли наши уклонисты, что уничтожить теперь нацреспублики и области — это значит лишить миллионные массы народов СССР возможности получить об

В-третьих, Ленин никогда не говорил, что лозунг развития национальной культуры в условиях диктатуры пролетариата является реакционным лозунгом. Наоборот, Ленин всегда стоял за то, чтобы помочь народам СССР развить свою национальную культуру. Под руководством Ленина, а не кого-либо другого, была составлена и принята на X съезде партии резолюция по национальному вопросу, где прямо говорится о том, что:

«Задача партии состоит в том, чтобы помочь трудовым массам невеликорусских народов догнать ушедшую вперед централь-

[8]

ную Россию, помочь им: а) развить и укрепить у себя советскую государственность в формах соответствующих национально-бытовым условиям этих народов; б) развить и укрепить у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и психологию местного населения; в) развить у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительные учреждения на родном языке; г) поставить и развить широкую сеть курсов и школ, как общеобразовательного, так и профессионально-технического характера на родном языке».

Не ясно ли, что Ленин стоял целиком и полностью за лозунг развития национальной культуры в условиях диктатуры пролетариата?

Разве не ясно, что отрицание лозунга национальной культуры в условиях диктатуры пролетариата означает отрицание необходимо-сти культурного подъема невеликорусских народов СССР, отрицание необходимости общеобязательного образования для этих народов, отдачу этих народов на духовную кабалу реакционным националистам?

Ленин, действительно, квалифицировал лозунг национальной культуры при господстве буржуазии как лозунг реакционный. Но разве могло быть иначе? Что такое национальная культура при господстве национальной буржуазии? Буржуазная по своему содержанию и национальная по своей форме культура, имеющая своей целью отравить массы ядом национализма и укрепить господство буржуазии. Что такое национальная культура при диктатуре пролетариата? Социалистическая по своему содержанию и национальная по форме культура, имеющая своей целью воспитать массы в духе интернационализма и укрепить диктатуру пролетариата. Как можно смешивать эти два принципиально различных явления, не разрывая с марксизмом? Разве не ясно, что, борясь с лозунгом национальной культуры при буржуазных порядках, Ленин ударял по буржуазному содержанию национальной культуры, а не по ее национальной форме? Было бы глупо предположить, что Ленин рассматривал социалистическую культуру, как культуру безнациональную, не имеющую той или иной национальной формы. Бундовцы, действительно, приписывали Ленину одно время эту бессмыслицу. Но из сочинений Ленина известно, что он резко протестовал против такой клеветы, решительно отмежевавшись от такой бессмыслицы. Неужели наши уважаемые уклонисты так-таки поплелись по стопам бундовцев?

Что же осталось после всего сказанного от аргументов наших уклонистов?

Ничего, кроме жонглирования флагом интернационализма и клеветы на Ленина.

[9]

Уклоняющиеся в сторону великорусского шовинизма глубоко ошибаются, полагая, что период строительства социализма в СССР есть период развала и ликвидации национальных культур. Дело обстоит как раз наоборот. На самом деле период диктатуры пролетариата и строительства социализма в СССР есть период расцвета национальных культур, социалистических по содержанию и национальных по форме. Они, очевидно, не понимают, что развитие национальных культур должно развернуться с новой силой и с введением и укоренением общеобязательного первоначального образования на родном языке. Они не понимают, что только при условии развития национальных культур можно будет приобщить по настоящему отсталые национальности к делу социалистического строительства. Они не понимают, что в этом именно и состоит основа ленинской политики помощи и поддержки развития национальных культур народов СССР.

Может показаться странным, что мы, сторонники слияния в будущем национальных культур в одну общую (и по форме и по содержанию) культуру, с одним общим языком, являемся вместе с тем сторонниками расцвета национальных культур в данный момент, в период диктатуры пролетариата. Но в этом нет ничего странного. Надо дать национальным культурам развиться и развернуться, выявив все свои потенции, чтобы создать условия для слияния их в одну общую культуру с одним общим языком. Расцвет национальных по форме и социалистических по содержанию культур в условиях диктатуры пролетариата в одной стране для слияния их в одну общую социалистическую (и по форме и по содержанию) культуру с одним общим языком, когда пролетариат победит во всем мире и социализм войдет в быт, - в этом именно и состоит диалектичность ленинской постановки вопроса о национальной культуре.

Могут сказать, что такая постановка вопроса «противоречива». Но разве не такая же «противоречивость» имеется у нас с вопросом о государстве? Мы за отмирание государства. И мы вместе с тем стоим за усиление диктатуры пролетариата, представляющей самую мощную и самую могучею власть из всех существующих до сих пор государственных властей. Высшее развитие государственной власти в целях подготовки условий для отмирания государственной вла-сти, - вот марксистская формула. Это «противоречиво»? Да, «противоречиво». Но противоречие это жизненное и оно целиком отражает марксову диалектику.

Или, например, ленинская постановка вопроса о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Ленин иногда изображал тезис о национальном самоопределении в виде простой формулы: «разъединение для объединения». Вы только подумайте — разъединение для объединения. Это отдает даже парадоксом. А между тем эта

[10]

«противоречивая» формула отражает ту жизненную правду марксовой диалектики, которая дает большевикам возможность брать самые неприступные крепости в области национального вопроса.

То же самое нужно сказать о формуле насчет национальной культуры: расцвет национальных культур (и языков) в период диктатуры пролетариата в одной стране в целях подготовки условий для отмирания и слияния их в одну общую социалистическую культуру (и в один общий язык) в период победы социализма во всем мире.

Кто не понял этого своеобразия и «противоречивости» нашего переходного времени, кто не понял этой диалектики исторических процессов, тот погиб для марксизма.

Беда наших уклонистов состоит в том, что они не понимают и не хотят понять марксовой диалектики.

Так обстоит дело с уклоном к великорусскому шовинизму.

Нетрудно понять, что этот уклон отражает стремление отживающих классов господствовавшей ранее великорусской нации вернуть себе утраченные привилегии.

Отсюда опасность великорусского шовинизма, как главная опасность в партии в области национального вопроса.

В чем состоит существо уклона к местному национализму?

Существо уклона к местному национализму состоит в стремлении обособиться и замкнуться в рамках своей национальной скорлупы, в стремлении затушевать классовые противоречия внутри своей нации, в стремлении защититься от великорусского шовинизма путем отхода от общего потока социалистического строительства, в стремлении не видеть того, что сближает и соединяет трудящиеся массы национальностей СССР, и видеть лишь то, что может их отделить друг от друга.

Уклон к местному национализму отражает недовольство отживающих классов ранее угнетенных наций режимом диктатуры пролетариата, их стремление обособиться в свое национальное государство и установить там свое классовое господство.

Опасность этого уклона состоит в том, что он культивирует буржуазный национализм, ослабляет единство трудящихся народов СССР и играет на руку интервенционистам.

Таково существо уклона к местному национализму.

Задача партии состоит в том, чтобы вести решительную борьбу с этим уклоном и обеспечить условия, необходимые для интернационального воспитания трудящихся масс народов СССР.

...Вторая группа записок касается национального вопроса. Одна из этих записок, которую я считаю наиболее интересной, сопоставляет трактовку проблемы национальных языков в моем докладе на XVI съезде с той трактовкой, которая дана в моем выступлении

[11]

в Университете Народов Востока в 1925 г., и находит, что тут есть некоторая неясность, которая должна быть разъяснена. «Вы, - говорит записка, - возражали тогда против теории (Каутского) отмирания национальных языков и создания одного общего языка в период социализма (в одной стране), а теперь в своем докладе на XVI съезде заявляете, что коммунисты являются сторонниками слияния национальных культур и национальных языков в одну общую культуру с одним общим языком (в период победы социализма в мировом масштабе), — нет ли тут неясности?»

Я думаю, что тут нет ни неясности, ни какого бы то ни было противоречия. В своем выступлении в 1925 г. я возражал против национал-шовинистской теории Каутского, в силу которой победа пролетарской революции в середине прошлого столетия в объединенном австро-германском государстве должна была привести к слиянию наций в одну общую немецкую нацию с одним общим немецким языком и к онемечению чехов. Я возражал против этой теории, как против антимарксистской, антиленинской, ссылаясь на факты из жизни нашей страны после победы социализма в СССР, опровергающие эту теорию. Я и теперь возражаю против этой теории, как это видно из моего отчетного доклада на этом, XVI съезде. Возражаю, так как теория слияния всех наций, скажем, СССР, в одну общую великорусскую нацию с одним общим великорусским языком есть теория национал-шовинистская, теория антиленинская, противоречащая основному положению ленинизма, состоящему в том, что национальные различия не могут исчезнуть в ближайший период, что они должны остаться еще надолго даже после победы пролетарской революции в мировом масштабе. Что касается более далекой перспективы национальных культур и национальных языков, то я всегда держался и продолжаю держаться того ленинского взгляда, что в период победы социализма в мировом масштабе, когда социализм окрепнет и войдет в быт, национальные языки неминуемо должны слиться в один общий язык, который, конечно, не будет ни великорусским, ни немецким, а чем-то новым. Об этом я также определенно заявил в своем докладе на XVI съезде.

Где же тут неясность и что, собственно, требуется здесь разъяснить?

Видимо, авторы записки не вполне уяснили себе по крайней мере две вещи.

Они не уяснили себе прежде всего тот факт, что мы уже вступили в СССР в период социализма, причем, несмотря на то, что мы вступили в этот период, нации не только не отмирают, а наоборот развиваются и расцветают. В самом деле, вступили ли мы уже в период социализма? Наш период обычно называется периодом пе-

[12]

реходным от капитализма к социализму. Он назывался периодом переходным в 1918 г., когда Ленин в своей знаменитой статье «О «левом» ребячестве» впервые охарактеризовал этот период с его пятью укладами хозяйственной жизни. Он называется переходным в настоящее время в 1930 г., когда некоторые из этих укладов, как устарелые, уже идут ко дну, а один из этих укладов, а именно новый уклад в области промышленности и сельского хозяйства растет и развивается с невиданной быстротой. Можно ли сказать, что эти два переходных периода являются тождественными, что они не отличаются друг от друга коренным образом? Ясно, что нельзя. Что имели мы в 1918 г. в области народного хозяйства? Разрушенную промышленность и зажигалки, отсутствие колхозов и совхозов, как массового явления, рост «новой» буржуазии в городе и кулачества в деревне. Что имеем мы теперь? Восстановленную и реконструируемую социалистическую промышленность, развитую систему совхозов и колхозов, имеющих более 40% всех посевов по СССР по одному лишь яровому клину

Авторы записки не уяснили, во-вторых, того, что вопрос об отмирании национальных языков и слиянии их в один общий язык есть не вопрос внутригосударственный, не вопрос победы социализма в одной стране, а вопрос международный, вопрос победы социализма в международном масштабе. Авторы записки не поняли, что нельзя смешивать победу социализма одной стране с победой социализма в международном масштабе. Ленин недаром говорил, что национальные различия останутся еще надолго даже после победы диктатуры пролетариата в международном масштабе. Кроме того, надо принять во внимание

[13]

еще одно обстоятельство, имеющее отношение к ряду национальностей СССР. Есть Украина в составе СССР. Но есть и другая Украина в составе других государств. Есть Белоруссия в составе СССР. Но есть и другая Белоруссия в составе других государств. Думаете ли вы, что вопрос об украинском и белорусском языке может быть разрешен вне учета этих своеобразных условий? Возьмите, далее, национальности СССР, расположенные по его границе, от Азербайджана до Казакстана и Бурят-Монголии. Все они находятся в том же положении, что и Украина и Белоруссия. Понятно, что и тут придется принять во внимание своеобразие условий развития этих национальностей. Не ясно ли, что все эти и подобные им вопросы, связанные с проблемой национальных культур и национальных языков, не могут быть разрешены в рамках одного государства, в рамках СССР?

Вот как обстоит дело, товарищи, с национальным вопросом вообще, с упомянутой выше запиской по национальному вопросу, в частности.

Из резолюции XVI съезда ВКП(б).

Съезд отмечает, в связи с обострением классовой борьбы в стране, активизацию в рядах партии национальных уклонов в сторону великодержавного и местного шовинизма.

Главную опасность на данном этапе представляет великодержавный уклон, пытающийся ревизовать основы ленинской национальной политики и под флагом интернационализма прикрывающий стремления отживающих классов господствовавшей ранее великорусской нации вернуть себе утраченный привилегии.

Наряду с этим активизируется уклон к местному национализму, ослабляющему единство народов СССР и играющему на руку интервенции.

Партия должна усилить борьбу с обоими уклонами в национальном вопросе и с примиренчеством к ним, усилив одновременно внимание к практическому проведению ленинской национальной политики, изживанию элементов национального неравенства и широкому развитию национальных культур народов Советского Cоюза.


1931 год 

марксизм дней сегодняшних

    Картинки 23 декабря 2024 года
    • Rediska
    • Вчера 11:06
    • В топе

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источник

    Фразочки...

    Вам помочь или не мешать?...И от полученных знаний скончался на местеHа интересной работе и сны интересные видишьА зомби здесь тихие... Бывает так, что человек и порядочны...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      theSpecter 25 декабря 2022 г. 16:50

      Старые споры о главном, развал СССР

      Далее дискурс: Борис Куприянов, у которого я частично учился основам, неизвестный оппонент Бориса и яБорис: Что важнее - субъективные или объективные факторы сворачивания социалистического курса? В приведённом ниже фрагменте диалога приводится мнение товарища Игоря Чубина, склоняющегося к субъективным факторам, а в противовес ему делается попытка обосновать диалектиче...
      385
      theSpecter 18 декабря 2022 г. 09:44

      Рассмотрение реформы Косыгина- Либермана с позиции марксизма или почему кандидат экономических наук Сафронов идиот?

      https://www.youtube.com/watch?v=L2PduJlWusE&t=1182sУ меня нет возможности перечислять все противоречия в данном выпуске Сафронова, но могу быстро указать на основные ошибки.Как видно из видео Сафронов явно симпатизирует реформе Либермана, усиливающей товарно денежные отношения, которые в свою очередь толкали СССР к реставрации капитализма. По мнению...
      1227
      theSpecter 12 декабря 2022 г. 11:57

      Война и рынок несовместимы?

      https://t.me/rybar/41945Рыночная капиталистическая экономика в очередной раз внесла коррективы в обеспечение военнослужащих необходимыми компонентами защиты, медицины и т.д. Мне тоже непонятно, каким образом гражданский губернатор а не ВПК занимается обеспечением солдат, это неправильно. Во первых необходимого может не быть на рынках, в вторых появляется вполне закон...
      561
      theSpecter 20 ноября 2022 г. 07:02

      Основной экономический закон капитализма БСЭ

      Закон движения капиталистической экономики, содержание которого определяется основным производственным отношением капитализма между наёмным трудом и капиталом как процесса производства и присвоения прибавочной стоимости (см. Стоимости закон). Образует механизм капиталистического способа производства и основанного на нём способа присвоения, то «кристаллизационное ядро»...
      405
      theSpecter 21 марта 2022 г. 10:03

      Украина и украинцы, что делать?

      Что делать в данной тяжелейшей ситуации? Трезво оценивать процесс боевых действий, рассчитывать шансы обеих сторон в данном противостоянии , приходить к правильным аналитическим выводам и подталкивать к данным выводам окружающих. 1. Идёт ли уничтожение украинской нации? Вы видите жизнь в тех городах, которые ВС РФ удалось взять без боя. Понятно что на данных территори...
      228
      theSpecter 15 февраля 2022 г. 15:12

      Очередной бред от троцкистов РРП. Период хрущёвщины.

      Небольшая заметка данной организации называется "XX СЪЕЗД КПСС - ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ СОВЕТСКОЙ БЮРОКРАТИИ". Данная небольшая работа вместила в себя ряд критических, теоретических ошибок, которые я постараюсь быстро рассмотреть. По мнению современных последователей Троцкого 20 съезд КПСС является левым поворотом, рассматривается положительно. "66 лет назад, 1...
      479
      theSpecter 6 февраля 2022 г. 03:35

      Яндекс такси и натуральное рабство! ( Для наших таксистов Владивостока и всех таксистов вообще)

      "накопление богатства на одном полюсе есть в то же время накопление нищеты, муки труда, рабства, невежества, огрубения и моральной деградации на противоположном полюсе, т. е. на стороне класса, который производит свой собственный продукт, как капитал." К. Маркс. Капитал, том первый.Мы живём в мире капитализма и либеральная идеология говорит нам, что мы...
      1528
      theSpecter 28 января 2022 г. 14:46

      Жилье при капитализме и социализме

      При социализме трудящиеся получают жилье в порядке очереди, как необходимость,  без которой невозможна сама жизнь (с учётом холодного времени года,на данной территории) , во всех ее проявлениях. При капитализме паразитарный класс посредством скупки недвижимости, организует повышенный спрос и соответственно рост цен на жилье. Делает покупку ...
      532
      theSpecter 2 января 2022 г. 02:13

      Мальтузианство (кратко из БСЭ)

      МальтузианствоОпределение "Мальтузианство" в Большой Советской ЭнциклопедииМальтузианство, система буржуазных воззрений на народонаселение, согласно которой положение трудящихся определяется не социальными условиями капиталистического строя, а «вечными» законами природы, заключающимися в том, что якобы рост средств существования отстаёт от роста народон...
      845
      theSpecter 22 ноября 2021 г. 13:34

      Прорыв ли? В очередной раз про КНР (марксизм)

      Перейдем сначала к разбору явных ошибок в анализе и в теории в одной из статей редакции Прорыв, которая, характеризует себя, как коллектив, стоящий на позициях научного централизма, а по результатам данного разбора в конце статьи подведём итоги. Статья называется "К вопросу о природе власти в Китае" (http://proriv.ru/articles.shtml/ogienko?kitay70) . Данная статья, к...
      1439
      theSpecter 25 июля 2021 г. 15:58

      Бредни либеральных толкователей 2.

      Разбираем долбоебизмы с телеграмм канал "Толкователь" дальше.Нет более убогих дегенератов, чем деятели современной либеральной пропаганды. Уровень субъективной апологетики буквально зашкаливающий и беспросветный.  Поехали разбивать на цитаты весь текст и критически разбирать их по смыслу: "Шайдель относится к тем экономическим историкам, кто оп...
      1581
      theSpecter 19 июля 2021 г. 15:39

      Бредни либеральных Толкователей

      Бредни либеральных Толкователей …Угараздило меня недавно подписаться на канал с зашкаливающим уровнем бреда ...Толкователь. Поехали .."У философа Сергея Жарикова увидел работу о генеалогии постсоветского правящего класса России:«К 2000 г. обрисовались контуры идеологии сложившейся политической элиты, имеющей свои корни в её происхождении. Это - идеолог...
      979
      theSpecter 30 апреля 2021 г. 15:09

      оТВЕТЫ НА КОММЕНТАРИИ К ПРЕДЫДУЩЕМУ ВИДЕО ( Базис и надстройка)

      ...
      259
      theSpecter 13 апреля 2021 г. 15:27

      Где фашизм? Некоторые мысли вслух ....

      ...
      814
      theSpecter 11 апреля 2021 г. 16:26

      Критика кейнсианства. Продолжение. (Израиль Григорьевич Блюмин, профессор, доктор экономических наук. Отрывок третьего тома)

      Некоторые авторы в этих высказываниях Кейнса по вопросу о бюджете усматривают существо пресловутой «кейнсианской революции». Так, английский лейборист Хью Дальтон писал: «Новому отношению к бюджетной политике мы в большей степени, чем кому-либо, обязаны Кейнсу. Это как раз то, что мы называем «кейнсианской революцией». Другие развили и улучшили идеи, которые он выдвин...
      738
      theSpecter 11 апреля 2021 г. 15:25

      Критика кейнсианства (Израиль Григорьевич Блюмин, профессор, доктор экономических наук. Отрывок третьего тома)

      Важнейшим вариантом теорий «регулируемого капитализма»является кейнсианство. Оно наиболее типично для эволюциибуржуазной политической экономии в период общего кризиса капитализма. Оно оказало значительное влияние на буржуазную экономическую мысль и на экономическую политику капиталистических государств 48. После опубликования основного труда Д. М. Кейнса «Общая теория...
      974
      theSpecter 6 апреля 2021 г. 00:56

      Экономический развал социализма в СССР. Причины в реформах.

      Вставьте ссылку на Youtube, Vimeo или Facebook, Twitter, Instagram и нажмите Enterhttps://youtu.be/AboBuM5t8Zk...
      345
      theSpecter 30 марта 2021 г. 12:30

      Понятие права у Карла Маркса и Фридриха Энгельса (Исаак Петрович Разумовский 1923 год)

      Огромное влияние, которое завоевывает себе в деле изучения права социологическое направление, и, в частности, методы исторического материализма, заставляют с особым интересом отнестись к содержанию и развитию правовых понятий у основоположников материалистического понимания общественных явлений К. Маркса и Фр. Энгельса.Мы вправе говорить об обоих мыслит...
      472
      theSpecter 21 июля 2020 г. 15:45

      Капитализм: концлагеря вчера, концлагеря завтра

         Глава 4. Физическое порабощение, концлагеря в развитии.(https://pda.litres.ru/viktor-moskvin-18907506/kapitalizm-konclagerya-vchera-konclagerya-zavtra/chitat-onlayn/page-3/) «Неоднократно предпринимавшиеся попытки философского осмысления концентрационных лагерей зачастую изображали их весьма упрощенно. Сразу же после краха нацистского режима знаменит...
      1262
      theSpecter 30 июня 2020 г. 18:31

      Убить дракона (моменты идеологической классовой борьбы)

      ВступлениеНачать наверное стоит с того, что "угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу". Вне зависимости от того: знаете ли вы об этом или нет, участвуете вы в этом или нет - против вас всегда ведётся классовая борьба. Нет ничего страшней, чем народ, пребывающий в рабстве и рад...
      807
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика