Гениальный Аристотель на заре человеческой истории, предопределяя грядущие пути разных наук, в числе прочего, создал учение об экономике и хрематистике. Экономику (домостроительство) он очень хвалил, а хрематистику (мрачную тень экономики) долго и упорно ругал[1]. Аристотель также полагал, что из-за хрематистики у людей появилось представление о безграничном имуществе и богатстве, однако он же предупреждал, что скатывание в хрематистику губительно.
Аристотель был во всём убедителен, кроме одного. Если экономика так хороша, а хрематистика так плоха (как он же и расписал) – зачем некоторые люди (и многие) выбирают хрематистику вместо экономики? Ответ, между тем, лежит на поверхности:
- На коротких дистанциях и в локациях хрематистика даёт больше выгоды и по сумме, и по времени, чем экономика.
Это так же очевидно, как детский пример: 5>1.
Да, если вносить в уравнение фактор длительности, то можно доказать, что 5 один раз меньше, чем 1 десять раз на протяжении, скажем 10 лет. Этим и занимаются научные экономисты. Они, строго говоря, рассказывают нам, почему «не всякая прибыль одинаково полезна».
Если вы сейчас всё нафиг вокруг себя поломаете, и даже получите при этом максимальную прибыль – что будет с вами потом?
На это следует ответ атеизма: «а кто сказал, что я потом буду? ».
В битве СССР и США боролись не просто две империи. Боролись экономика (низкая прибыльность с высокой перспективой) и хрематистика (высокая прибыльность с низкой перспективой). Атеизм выступил решающим фактором, по обе стороны «железного занавеса» в победе количества над качеством.
Потому что (подчеркнём) : на короткой дистанции хрематистика значительно выгоднее экономики. А длинные дистанции закладывает цивилизация, но не атеизм, у которого в ближайшем будущем – замурованный тупик аннигиляции человека.
+++
Что происходит? Вообразим, что Робинзон, изолированный на своём острове, съел посевное зерно. Вообразим далее, что Робинзон осознаёт, что сделал: взять нового посевного зерна ему неоткуда, съеденное невосполнимо, сейчас он сыт, но потом… Потом «суп с котом».
Зачем Робинзон так поступил сам с собой? Ответ прост: очень кушать хотелось. Теоретически можно было бы и потерпеть, не помер бы, но так хотелось, так хотелось… А теперь нажрался и думает, что будущего у него нет. Отсюда иссякает «исторический оптимизм» у нашего Робинзона. Он своё будущее в буквальном смысле слова СЪЕЛ.
Пытаясь оправдать себя, Робинзон начинает себе внушать: нужно жить сегодняшним днём, нужно слушать собственные желания.
- Съев посевной материал, я, говорит, сегодня сыт, а завтра я бы, может быть, всё равно умер[2]. Кто знает, что с этим островом будет через год? ! Может, его накроет гигантская волна-убийца, или выжжет засуха дотла (посадить – вовсе не обязательно собрать урожай), или приедут на пирогах каннибалы, и сделают из меня пирог… Так почему же я должен мучится нехватками, недоеданием сегодня – ради какого-то завтра, может быть, для меня и рокового? ! О том, что будет через год – я подумаю через год. А сегодня я хочу, чтобы мне было хорошо сегодня…
+++
Сегодня всем всё ясно. Желание пожить «мне и сейчас» убило желание, чтобы жили «все и долго». Люди растащили, украли – что смогли, до чего дотянулись – и погрузились в исторический пессимизм.
Существует принципиальная разница между выкладками для спринта и марафона. Даже самые великие спортсмены не бегут марафон с той же скоростью, с какой пробегут 100-метровку, выкладываясь по полной на сверхкороткой дистанции.
Люди предпочли Запад социализму. Они предпочли «обожраться сегодня», здесь и сейчас - завтрашнему дню, перспективе, продолжению истории. Но их «сегодня» было вчера. И настало завтра, которого нет, которое не настало. Вы это осознаёте? Чувствуете? !
Вазген Авагян, команда ЭиМ
=--------------------------------
[1] Аристотель противопоставлял хрематистику — экономике как целенаправленной деятельности по созданию благ, необходимых для естественных потребностей человека.
При этом роль экономики Аристотель видел в удовлетворении насущных потребностей и в создании средств, необходимых для поддержания хозяйства. Деньги при этом служат исключительно для обеспечения удобства обмена.
Хрематистика же — деятельность для получения прибыли и накопления денег: например, ростовщичество, спекулятивная торговля. Деньги выступают в качестве богатства и цели, теряя своё предназначение средства обмена.
«Так как хрематистика расположена рядом с экономикой, люди принимают её за саму экономику; но она не экономика. Потому что хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатирование. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится, так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги. Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращённый» - писал Аристотель в своей «Политике».
[2] Из афоризмов выдающегося буржуазного экономиста Джона Мейнарда Кейнса (когда его спросили о долгосрочных перспективах придуманного им курса стимулирования спроса) : Долгосрочная перспектива - плохой советчик в текущих делах. В долгосрочной перспективе все мы мертвы».
Оценили 8 человек
10 кармы