• РЕГИСТРАЦИЯ

Куприн о рабстве рабочих и крестьян, презрении к органам царской власти, «порочных детях», «порче девок» дворянами, попах-доносчиках, отсутствии истории у русского народа и «светлой, праздничной, ликующей» революции 1905г

23 3782

Куприн осудил революцию 1917г. и поддерживал белогвардейцев. Но ранее он как талантливый писатель старался объективно отражать жизнь в своих замечательных повестях и рассказах. Более того, весьма сочувственно описывал революционные чувства и презрительно – представителей царской власти(как силовых органов, так и идеологических):

О труде и жизни рабочих:

Особенно раздражали его сегодня, когда он обходил рельсопрокатный цех, бледные, выпачканные углем и высушенные огнем лица рабочих. Глядя на их упорный труд в то время, когда их тела обжигал жар раскаленных железных масс, а из широких дверей дул пронзительный осенний ветер, он сам как будто бы испытывал часть их физических страданий. Ему тогда становилось стыдно и за свой выхоленный вид, и за свое тонкое белье, и за три тысячи своего годового жалования… («Молох». Стр. 6)

Давно известно, что работа в рудниках, шахтах, на металлически заводах и на больших фабриках сокращает жизнь рабочего приблизительно на целую четверть. Я не говорю уже о несчастных случаях или непосильном труде. Вам, как врачу, гораздо лучше моего известно, какой процент приходится на долю сифилиса, пьянства и чудовищных условий прозябания в этих проклятых бараках и землянках… Постойте, доктор, прежде чем возражать, вспомните, много ли вы видели на фабрике рабочих старее сорока – сорока пяти? Я положительно не встречал. Иными словами, это значит, что рабочий отдает предпринимателю три месяца своей жизни в год, неделю – в месяц или, короче, шесть часов в день… Теперь слушайте дальше… У нас, при шести домнах, будет занято до тридцати тысяч человек, - царю Борису, верно, и не снились такие цифры! Тридцать тысяч человек, которые все вместе, так сказать, сжигают в сутки сто восемьдесят часов своей собственной жизни, то есть семь с половиной тысяч дней, то есть, наконец, сколько же это будет лет?

- Около двадцати лет, - подсказал после небольшого молчания доктор.

- Около двадцати лет в сутки! – закричал Бобров. – Двое суток работы пожирают целого человека. Черт возьми! Вы помните из Библии, что какие-то там ассирияне или моавитяне приносили своим богам человеческие жертвы? Но ведь эти медные господа, Молох и Дагон, покраснели бы от стыда и от обиды перед теми цифрами, что я сейчас привел…(«Молох». Стр. 25-26)

Завтра все рабочие примутся за свой тяжкий, упорный, полусуточный труд. Почем знать, кому из них предначертано судьбою поплатиться на этом труде жизнью: сорваться с высоких лесов, опалиться расплавленным металлом, быть засыпанным щебнем или кирпичом? («Молох». Стр. 39)

И на кого, как не на одну только богородицу, надеяться этим большим детям, с мужественными и простыми сердцами, этим смиренным воинам, ежедневно выходящим из своих промозглых, настуженных землянок на привычный подвиг терпения и отваги? («Молох». Стр. 40)

О здравоохранении:

Больных не оберешься… дети, как мухи, мрут. Вот тебе и семена просвещения! То то они запоют, когда брюшной тиф разгуляется в Иванкове.

- Да что вы, доктор? Разве уже есть больные? Это совсем ужасно было бы при такой тесноте.

Доктор остановился, тяжело переводя дух.

- Да как же не быть? – сказал он с горечью. – Вчера двух человек привезли. Один сегодня утром скончался, а другой если еще не умер, то вечером умрет непременно… А у нас ни медикаментов, ни помещения, ни фельдшеров опытных… Подождите, доиграются они!.. («Молох». Стр. 46-47)

Об отношении к рабочим как к рабам:

Все-таки зараз говорило не менее двадцати баб.

- Помираем на холоду, кормилец… Уж ты сделай милость, обдумай нас как-нибудь… Никакой нам возможности нету больше… Загнали нас на зиму в бараки, а в них нешто можно жить-то? Одна только слава, что бараки, а то как есть из лучины выстроены… И теперь-то по ночам невтерпеж от холоду… зуб на зуб не попадает… А зимой что будем делать? Ты хоть наших ребяток-то пожалей, пособи, голубчик, хоть печи-то прикажи поставить… Пишшу варить негде… На дворе пишшу варим… Мужики наши цельный день на работе… Иззябши… намокши… Придут домой – обсушиться негде.

Квашнин попал в засаду. В какую сторону он ни оборачивался, везде ему путь преграждали валявшиеся на земле и стоявшие на коленях бабы. Когда он пробовал протиснуться между ними, они ловили его за ноги и за полы длинного серого пальто. («Молох». Стр. 55)

- Слушай, бабы! С завтрашнего дня вам будут строить печи и покроют ваши бараки тесом. Слышали?

- Слышали, родной… Спасибо тебе… («Молох». Стр. 55-56)

- Вы распорядитесь,- сказал он в полголоса Шелковникову,- чтобы завтра сложили около бараков воза два кирпича… Это их надолго утешит. Пусть любуются. («Молох». Стр. 56)

- Видите ли, дорогой мой,- говорил он директору, тяжело подымаясь вместе с ним на ступеньки станции, - нужно уметь объясняться с этим народом. Вы можете обещать им все, что угодно – алюминиевые жилища, восьмичасовой рабочий день и бифштексы на завтрак,- но делайте это очень уверенно. Клянусь вам я в четверть часа потушу одними обещаниями самую бурную народную сцену…(«Молох». Стр. 56)

О родном языке дворян:

Она одновременно пила чай и читала книжку, вернее всего французскую, как решил Возницын, судя по компактности, небольшому размеру, формату и переплету канареечного цвета. («Леночка». Стр. 298)

Урожденная княжна Ознобишина, последний отпрыск знатного и богатого рода, она раз на всегда решила, что общество ее мужа и детей слишком «мескинно»1 (1 пошло (от фр. mesquin) и «брютально»2 (2 грубо (от фр. brutal), и потому равнодушно «иньорировала»3 (3 игнорировала (от фр. ignorer) его , развлекаясь визитами к архиереям и поддержанием знакомства с такими же, как она сама, окаменелыми потомками родов, уходящих в седую древность. ( «Тапер». Стр. 101)

Об издевательской благотворительности (устроенном приюте для «порочных детей»):

И вот к нам ежедневно приводят детей сотнями, тысячами, но между ними – ни одного порочного! Если спросишь родителей, не порочное ли дитя, - так можете представить – они даже оскорбляются! И вот приют открыт, освящен, все готово – и ни одного воспитанника, ни одной воспитанницы! Хоть премию предлагай за каждого доставленного порочного ребенка. («Гранатовый браслет». Стр. 324)

Ну да, я знаю, мужик беден, невежественен, грязен… Но дайте же ему вздохнуть. У него от вечной натуги грыжа,- историческая, социальная грыжа. («Болото». Стр. 117)

Об отношении к крестьянам как к рабам:

Ну, а впрочем, барин ничего, справедливый. А что касаемо, что девок он портит, ну, это, конечно, не наше дело… («Болото». Стр. 122)

Есть ли у нас история? Ответ по версии Куприна:

У русского народа нет истории.

- То есть как это нет?

- А вот так и нет! История есть у царей, патриархов, у дворян… даже у мещан, если хотите знать. История что подразумевает? Постоянное развитие или падение, смену явлений. А наш народ, каким был во время Владимира Красного Солнышка, таким и остался по сие время. Та же вера, тот же язык, та же утварь, одежда, сбруя, телега, те же знания и культура. Какая тут, к черту, история! («Мелюзга». Стр. 248)

О революции 1905г. и еврейских погромах:

Но уже близились пестрые, переменчивые, бурные времена. Однажды вечером весь город загудел, заволновался, точно встревоженный набатом, и в необычный час на улицах стало черно от народа. Маленькие белые листки ходили по рукам вместе с чудесным словом: «свобода», которое в этот вечер без числа повторяла вся необъятная, доверчивая страна.

Настали какие-то светлые, праздничные, ликующие дни, и сияние их озаряло даже подземелье Гамбринуса. Приходили студенты, рабочие, приходили молодые, красивые девушки. Люди с горящими глазами становились на бочки, так много видевшие на своем веку, и говорили. Не все было понятно в этих словах, но от той пламенной надежды и великой любви, которая в них звучала, трепетало сердце и раскрывалось им навстречу.

- Сашка, марсельезу! Ж-жарь! Марсельезу!

Нет, это было совсем не похоже на марсельезу, которую скрепя сердце разрешил играть градоначальник в неделю франко-русских восторгов. По улицам ходили бесконечные процессии с красными флагами и пением. На женщинах алели красные ленточки и красные цветы. Встречались совсем незнакомые люди и вдруг, светло улыбнувшись, пожимали руки друг другу…

Но вся это радость мгновенно исчезла, точно ее смыло, как следы детских ножек на морском прибрежье. В Гамбринус однажды влетел помощник пристава, толстый, маленький, задыхающийся, с выпученными глазами, темно-красный, как очень спелый томат.

-Что? Кто здесь хозяин? – хрипел он. – Подавай хозяина!

Он увидел Сашку, стоящего со скрипкой.

- Ты хозяин? Молчать! Что? Гимны играете? Чтобы никаких гимнов!

- Никаких гимнов больше не будет, ваше превосходительство,- спокойно ответил Сашка.

Полицейский посизел, приблизил к самому носу Сашки указательный палец, поднятый вверх, и грозно покачал им влево и вправо.

- Ник-как-ких!

- Слушаю, ваше превосходительство, никаких.

- Я вам покажу революцию, я вам покаж-у-у-у!

Помощник пристава, как бомба, вылетел из пивной, и с его уходом всех придавило уныние.

И на весь город спустился мрак. («Гамбринус». Стр. 221-222)

А на окраинах в зловонных каморках и на дырявых чердаках трепетал, молился и плакал от ужаса избранный народ божий, давно покинутый гневным библейским богом, но до сих пор верящий, что мера его тяжелых испытаний еще не исполнена. («Гамбринус». Стр. 223)

В дни погромов Сашка свободно ходил по городу со своей смешной обезьяньей, чисто еврейской физиономией. Его не трогали. В нем была та непоколебимая душевная смелость, та небоязнь боязни, которая охраняет даже слабого человека лучше всяких браунингов . Но один раз, когда он, прижатый к стене дома, сторонился от толпы, ураганом лившейся во всю ширь улицы, какой-то каменщик, в красной рубахе и белом фартуке, замахнулся над ним зубилом и зарычал:

-Жи-ид! Бей жида! В Кррровь!

Но кто-то схватил его сзади за руку.

- Стой, черт, это же Сашка. Олух ты, матери твоей в сердце, в печень…

Каменщик остановился. Он в эту хмельную, безумную, бредовую секунду готов был убить кого угодно – отца, сестру, священника, даже самого бога, но также был готов, как ребенок, послушаться приказания каждой твердой воли.

Он осклабился, как идиот, сплюнул и утер нос рукой. Но вдруг в глаза ему бросилась белая нервная собачка, которая, дрожа, терлась около Сашки. Быстро наклонившись, он поймал ее за задние ноги, высоко поднял, ударил головой о плиты тротуара и побежал. Сашка молча глядел на него. Он бежал, весь наклонившись вперед, с протянутыми руками, без шапки, с раскрытым ртом и с глазами, круглыми и белыми от безумия.

На сапоги Сашке брызнул мозг из Белочкиной головы. Сашка отер пятно платком.

Затем настало странное время, похожее на сон человека в параличе. По вечерам во всем городе ни в одном окне не светилось огня, но зато ярко горели огненные вывески кафешантанов и окна кабачков. Победители проверяли свою власть, еще не насытясь вдоволь безнаказанностью. Какие-то разнузданные люди в маньчжурских папахах, с георгиевскими лентами в петлицах курток, ходили по ресторанам и с настойчивой развязностью требовали исполнения народного гимна и следили за тем, чтобы все вставали. Они вламывались также в частные квартиры, шарили в кроватях и комодах, требовали водки, денег и гимна и наполняли воздух пьяной отрыжкой.

Однажды они вдесятером пришли в Гамбринус и заняли два стола. Они держали себя самым вызывающим образом, повелительно обращались с прислугой, плевали через плечи незнакомых соседей, клали ноги на чужие сиденья, выплескивали на пол пиво под предлогом, что оно не свежее. Их никто не трогал. Все знали, что это сыщики, и глядели на них с тем же тайным ужасом и брезгливым любопытством, с каким народ смотрит на палачей. («Гамбринус». Стр. 223-224)

О священнослужителях:

«Жеманная кислая дьяконица принесла ему жидкого чаю с лимоном и, как всегда по воскресеньям, стакан водки… Шел чин православия в первую неделю великого поста» («Анафема». Стр.327, Стр.329)

«Сербия» - гостиница третьего разбора. Постоянные жильцы в ней редкость, и те – проститутки. Преобладают случайные пассажиры, приплывающие в город по Днепру: мелкие арендаторы, евреи-комиссионеры, дальние мещане, богомольцы, а также сельские попы, которые наезжают в город с доносами или возвращаются домой после доноса. («Река жизни». Стр. 181-182)

Представте себе соседнюю деревню, всю занесенную снегом, представьте себе еще неизбежного в русской деревне дурачка Сережу, который ходит зимою почти голым, попа, который под праздник не играет в преферанс и пишет доносы. («Попрыгунья стрекоза». Стр. 268-269).

О народе и интеллигенции:

Стрекоза отвечает: «Я все пела».

И тут учитель Капитоныч взмахнул одновременно скрипкой и смычком, - о, это был эффект, давно подготовленный! – и вдруг таинственным полушепотом весь хор начал петь:

Ты все пела, это – дело,

Так поди же попляши,

Так поди же, так поди же

Так поди же попляши.

Мне вовсе не трудно сознаться в том, что в это время у меня волосы встали дыбом, как стеклянные трубки, и мне казалось, что глаза этой детворы и глаза всех набившихся битком в школу мужиков и баб устремлены только на меня, и даже больше, - что глаза полутораста миллионов глядят на меня, точно повторяя эту проклятую фразу: «Ты все пела, это – дело так поди же попляши. Так поди же попляши».

Не знаю, как долго тянулось это монотонное, журчащее и в то же время какое-то зловещее и язвительное причитание. Но помню ясно, что в те минуты тяжелая, печальная и страшная мысль точно разверзлась в моем уме. «Вот, - думал я, - стоим мы, малая кучка интеллигентов, лицом к лицу с неисчислимым, самым загадочным, великим и угнетенным народом на свете. Что связывает нас с ним? Ничто. Ни язык, ни вера, ни труд, ни искусство. Наша поэзия – смешна ему, нелепа и непонятна, как ребенку. Наша утонченная живопись – для него бесполезная и неразборчивая пачкотня. Наше богоискательство и богостроительство – сплошная блажь для него, верующего одинаково свято и в Параскеву Пятницу и в лешего с баешником, который водится в бане. Наша музыка кажется ему скучным шумом. Наша наука недостаточна ему. Наш сложный труд смешон и жалок ему, так мудро, терпеливо и просто оплодотворяющему жестокое лоно природы. Да. В страшный день ответа что мы скажем этому ребенку и зверю, мудрецу и животному, этому многомиллионному великану? Ничего. Скажем с тоской: «Я все пела». И он ответит нам с коварной мужицкой улыбкой: «Так поди же попляши…» («Попрыгунья стрекоза». Стр. 272-273).

О презрительном отношении к представителям органов царской власти:

- Вот вы все – «у нас в полку», - говорит, глядя не на поручика, а на хозяйку, надзиратель. – А позвольте полюбопытствовать, почему вы вышли из военной службы?

- Позвольте-с, - возражает обидчиво поручик. –

Однако я вас не спрашиваю, как вы дошли до полиции? Как дошли вы до жизни такой? («Река жизни». Стр. 201)

О дореволюционном школьном образовании:

От семи до десяти лет я пробыл в закрытом благотворительном казенном пансионе с фребелевской системой воспитания. Там классные дамы, озлобленные девы, все страдавшие флюсом, насаждали в нас почтение к благодетельному начальству, взаимное подглядывание и наушничество, зависть к любимчикам и – главное – самое главное – тишайшее поведение; мы же, мальчишки, сами собою, культивировали воровство и онанизм. Потом из милости меня приняли в казенный пансион при гимназии. Там было все, что бывает в казенных пансионах. Обыски и шпионство со стороны надзирателей, бессмысленный зубреж, куренье в третьем классе, водка в четвертом, в пятом – первая публичная женщина и первая нехорошая болезнь. («Река жизни». Стр. 196)

Цитаты взяты из: Куприн А.И. Повести и рассказы. – М: Худож. Лит., 1986.- 351 с. (Классики и современники. Рус. Классич. лит.); Куприн А.И. Гранатовый браслет; Повести и рассказы.- М.: Худож. лит., 1984.-335 с. (Классики и современники. Рус. классич. лит.)

Доктор экономических наук

    "Теперь всем можно всё": Россия начнёт "работать" по объектам на Украине, "которые раньше не трогали" - эксперт

    В ближайшее время русские войска начнут "работать" по объектам на оставшихся территориях Украины, "которые раньше не трогали", считает блогер и обозреватель Сергей Колясников. "Теперь в...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Михаил Диченко 20 ноября 2023 г. 10:10

      Реформы Китая и экономическая платформа троцкистской оппозиции СССР в 1920гг

      Как связаны экономические успехи Китая и экономическая концепция Троцкого?Я не нашел прямых ссылок Дэн Сяопина на труды Троцкого. Однако их экономические концепции оказались во многом схожи. И несколько фактов говорят о том, что влияние Троцкого на Дэн Сяопина можно считать весьма вероятным. Дэн Сяопин вступил в коммунистическую партию Китая именно в тот период, когда...
      133
      Михаил Диченко 30 мая 2021 г. 19:20

      Проблемы современной демократии

      О чем я НЕ буду говорить в данной статье:1.Выборность в таких странах как СССР, Северная Корея или Китайская народная республика является мифом. Это не выборность. И не демократия, ни в какой мере. Это фэйковая выборность. Выборность только по названию. Выборность не может быть без столкновения мнений, без многопартийности, которая выражает это столкновение мнений, ко...
      3598
      Михаил Диченко 4 сентября 2018 г. 21:31

      Статья Андрея Мовчана: работа над ошибками

      Эта статья в "Комсомольской правде" от 3-го сентября 2018г. вызвала большой резонанс. В первую неделю нового учебного года сделаем работу над ошибками.Реальность хуже представлений Мовчана:«Если Россия перестанет покупать в Европе то, что она сейчас покупает, это будет серьезный удар по европейской экономике. Европа потеряет 10-15% своего экспорта, для нее это недопус...
      3875
      Михаил Диченко 5 мая 2018 г. 16:52

      Принятие решений в ситуации неопределенности: вероятностное мышление против уверенного. Канеман, Даймонд

      «Нередко заблуждается наш разум, и вещи кажутся иными, чем они есть. Плоским представляется нам небо и огоньком — светлячок, но небо не плоское, а светлячок не огонь» (Изречения из трактатов Древней Индии).Известная притча о трёх слепых и слоне обычно служит иллюстрацией многозначности истины и ограниченности нашего знания о мире. Потрогавший хвост, говорит, что сло...
      5348
      Михаил Диченко 29 апреля 2018 г. 12:48

      Универсальные законы социальной трансформации разных народов: Тоффлер, Пригожин, Маркс

      Революции и войны представляют собой качественное изменение системы. Марксизм настаивал на аналогии с природой: личинка-червяк-кокон-бабочка, считая, что заранее можно предсказать, какое общество возникнет из старого после революции. Пригожин выдвинул другую теорию: в момент потрясений случайность малых факторов может определить будущий характер системы непредсказуемо...
      9388
      Михаил Диченко 25 апреля 2018 г. 15:11

      Теория национального социализма Сталина-Бухарина как основание перехода к административной экономике и политической диктатуре

      Для общества бунт – вещь не менее полезная,чем гроза для природы.Это лекарство, необходимое для здоровья правительства.Томас Джефферсон.Итак, действительно, Ленин, указывая условия построения социализма в нашей стране в статье «О кооперации», не упоминает победу революции в ряде передовых стран. Но почему Ленин везде должен указывать на эту азбучную истину марксизма? ...
      4321
      Михаил Диченко 21 апреля 2018 г. 17:33

      Эволюционный переход к социализму в США

      Для понимания современного социального типа развитых стран Америки и Европы чрезвычайно интересен анализ такой темы, как «Марксизм и США». 99 % работ Маркса и Энгельса было посвящено проблемам Европы. А та Европа носила еще на себе многие черты абсолютизма и пережитков сословности, которых не было в США. Зато в США был такой отвратительный институт, как рабство, один...
      4239
      Михаил Диченко 18 апреля 2018 г. 13:36

      Социализм современных стран Америки и Европы: исполнение мечты марксистов 19-го века

      Современное общество в развитых странах обладает многими чертами коммунизма, как его представляли Маркс, Энгельс и все коммунисты в XIX веке. Всеобщее равное избирательное право, выборность государственных чиновников народом, бесплатное школьное образование, пенсии, оплата больничных дней, верхний предел рабочего дня на производстве, прогрессивный налог на доходы, нал...
      3669
      Михаил Диченко 10 апреля 2018 г. 16:10

      Нетрезвый полукровка будет воевать: Сурков о прошлом и будущем России

      В этой статье «Одиночество полукровки» очень много красивых поэтических образов в коктейле с историческими мифами, ошибками и замшелыми идеями. Если считать, что 400 лет для человечества лишь миг, то интерпретация истории России по Суркову весьма похожа на шатания человека в известном состоянии: то в одну сторону, то в противоположную. Статья заканчивается провозглаше...
      3102
      Михаил Диченко 7 апреля 2018 г. 09:52

      Критика концепции западной цивилизации Хантингтона. Русская демократия древнее английской.

      Сэмюэл Хантингтон на рубеже XX и XXI веков оказал значительное влияние на международную политику США. Его статьи в ведущих мировых журналах, а потом книга получили огромный резонанс. ( Huntington S. P. The Clash of Civilizations and The Remaking of World Order. 1996). Он делит все народы мира в первую очередь по религии:«Западное христианство, сначала католицизм, а за...
      14479
      Михаил Диченко 3 апреля 2018 г. 14:53

      «Отравила Россия» или «Отравила Британия» / «В пожаре виноваты чиновники-хапуги» или «коммерсанты-жадюги»

      Давай, мой дорогой читатель, подумаем без эмоций: насколько эти вопросы нам важны на самом деле? Многие шпионские преступления вообще никогда не раскрываются. Некоторые раскрываются через 50 лет после опубликования архивов всех заинтересованных стран. Нам тогда будет важно знать чья спецслужба отравила Скрипалей? Например, окажется, что отравила русская. Ну и что? Мне...
      711
      Михаил Диченко 31 марта 2018 г. 13:55

      Мировые религии и этические системы: середина и крайности

      В разные годы в разных странах проводились исследования связи религиозности человека и его поведения. И порой получались шокирующие результаты: например, среди воров и убийц религиозных людей оказывалось больше, чем среди законопослушных обычных граждан общества. Опровергался миф о «религиозном законопослушном» человеке. Другие исследования не могли установить однозна...
      4090
      Михаил Диченко 24 марта 2018 г. 13:16

      Новый взгляд на мировые религии и этические системы: вероятностное мышление против уверенного

      «Я не хочу быть христианином,как не советовал и не хотел бы, чтобы были браманисты, буддисты, конфуционисты, таосисты, магометане и другие.Мы все должны найти, каждый в своей вере, то,что общее всем, и, отказавшись от исключительного, своего,держаться того, что обще»Лев Толстой.Мы знакомы с данными социологических опросов, которые говорят о том, что мусульман в мире с...
      3269
      Михаил Диченко 17 марта 2018 г. 15:01

      Ограниченно-пропорциональная демократия

      Почти целиком две главы (17 и 18) в своей замечательной книге(«Критическая масса») Ф. Болл посвятил разбору результата состязаний компьютерных программ, созданных для решения известной в теории игр «Дилеммы Заключенного». В результате этих чрезвычайно интересных экспериментов подтвердилась эффективность срединной стратегии, избегающей крайностей. Программа-победительн...
      3062
      Михаил Диченко 10 марта 2018 г. 12:02

      Что общего между Конфуцием, Платоном, Буддой, Христом, Джефферсоном, Марксом и Гитлером?

      Выбирать себе правительство вправе лишь те люди,которые постоянно находятся в курсе происходящего.(Томас Джефферсон)Платон считал лучшей формой правления «аристократию» – власть лучших людей. Конфуций – власть «ученых». Будда считал «просветленных» лучшими людьми. Христос призывал всех стать добрее, милосерднее – то есть лучше. Маркс считал, что люди труда лучше богач...
      6937
      Михаил Диченко 3 марта 2018 г. 09:47

      Гармоничная концепция истории как наиболее верный компас в море общественных событий прошлого и будущего

      «... Все реки текут в море, но море не переполняется:к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются,чтобы опять течь...Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться,и нет ничего нового под солнцем».(Ветхий Завет, Екклесиаст, 1: 4–11).Начнём с рассмотрения типов фазовых переходов, имеющих непосредственное отношение к трансформациям обществ. Затем я сдела...
      2359
      Михаил Диченко 23 февраля 2018 г. 08:53

      К 100-летию Брестского мира и Красной Гвардии: ошибки Википедии

      Привожу факты, поясняющие величие политики большевиков в Брест-Литовске и вдобавок разрушающие ещё один миф о Троцком – осуждение его позиции «мира не заключать, армию распустить».24 января 1918г. ЦК обсуждает предложение Ленина о мире: за позицию Троцкого проголосовало 9 человек, против – 7(Протоколы ЦК РСДРП, авг1917-фев1918, М., 1958, С.173). Ленин снова не смог уб...
      3636
      Михаил Диченко 16 февраля 2018 г. 18:34

      Ленин и Троцкий: различие и единство

      Лондон, 2 марта 1903г., письмо Ленина Плеханову с настойчивым требованием принять в члены редакции «Искра» 23-х-летнего Троцкого(тогдашняя партийная кличка - Перо):«Я предлагаю всем членам редакции кооптировать «Перо» на всех равных правах в члены редакции… Человек, несомненно, с недюжинными способностями…» (Ленин, ПСС, т.46, с.277)Москва, 21 год спустя, через 8 дней...
      10776
      Михаил Диченко 10 февраля 2018 г. 11:24

      1917: постепенный открытый и мирный переход власти к Советам.

      В 1917г. Троцкий объединился с Лениным. Меньшевик Суханов в своих знаменитых «Записках о революции» образно выразил общее мнение современников: до этого объединения у большевиков было только одно солнце. Все остальные большевистские лидеры были лишь планетами вокруг Ленина.(Суханов «Записки о революции», книга 3, глава 1) Есть люди, которые умеют организовывать других...
      5045
      Михаил Диченко 3 февраля 2018 г. 08:46

      Как Сталин повторял за Троцким и поддерживал его, когда тот был вождём: «Переместить центр мировой революции из Москвы в Берлин»

      «…она (воля пролетариата – М.Д.) должна выразиться в провозглашении автономии национальной территории внутри государственных национальностей в борьбе за соединенные штаты Европы…» (Письмо Л.Б. Розенфельду 5 февраля 1916 года/Сталин И.В. Cочинения. – Т. 17. – Тверь: Информационно-издательский центр «Союз», 2006.)«…в нашей революционной борьбе мы должны опираться на три...
      3936
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика