Если быть точным, то версия не моя. Ее мне озвучил в далеком 1990-ом году один мой случайный собеседник в компании питерской интеллигенции.
Кто помнит, раньше народ собирался на кухнях и обсуждал разные темы, иногда ночи напролет. За рюмкой чая мы частенько вели высокоинтеллектуальные беседы о разных аспектах человеческого бытия, и, поскольку компания собеседников как правило была разнокалиберной – от врачей и инженеров до философов и военных - было очень интересно принимать участие в таких посиделках. Можно было многое узнать, расширяя свой кругозор.
Тогда я и услышал из уст одного историка-аспиранта Ленинградского госуниверситета интересную версию о причинах запрета на употребление свинины у иудеев и мусульман. Имени своего собеседника я не запомнил, к сожалению, и так вышло, что больше с ним я не пересекался по жизни, однако сказанное им запало в мою память на долгие годы.
На днях мне на глаза попалась статья под интригующим названием «Почему евреи не едят свинину?». Но, к сожалению, автор не дал, на мой взгляд, четкого ответа, почему же иудеям и мусульманам запрещено употреблять свиное мясо.
Затем чуть ли не на следующий день я случайно наткнулся на сайте «Русская семерка» на статью с броским заголовком «Почему иудеям и мусульманам запрещено есть свинину».
Но и тут автор не удосужился дать ответ, почему же наложен такой запрет. Основная мысль этой статьи – не едят иудеи и мусульмане свинину, потому что это им запрещено. Как-то неубедительно!
И тут я вспомнил, что примерно год назад мне на глаза как-то попадалась хорошая статья на эту тему. И я эту статью нашел – она называется «Свинину не едят только семиты и антисемиты». Причем она представляет собой не авторский материал, а перепечатку статьи Вальтера Дарре от 1933 года, опубликованную в Международном антифашистском альманахе «Атака» в 1999 году.
В общем, в вышеупомянутой статье косвенно изложена суть моей версии, но все-таки автор не стал углубляться в истинные причины запрета на употребление свинины в пищу у семитских народов.
Поэтому я постараюсь изложить свою версию, которая мне представляется более правдоподобной.
Психологи утверждают, что у взрослого человека большинство его психологических комплексов и страхов берут начало в далеком детстве.
Зачастую мы не можем объяснить иррациональный страх перед чем-то, не догадываясь при этом, что возможно еще в грудничковом возрасте нас что-то сильно наспугало, и наш мозг запечатлел это что-то в своей подкорке. Однако мы этого не помним, мы просто чего-то боимся, причем разумом все-таки понимаем, что эти наши страхи в общем-то беспочвенные!
То же самое и с обычаями у народов нашей планеты – многие религиозные запреты возникли в самом начале этногенеза, причем в их основе лежали причины вполне бытового и(или) психологического свойства.
Прошли века, об истинной подоплеке запрета все уже позабыли, но люди продолжают придерживаться этих устаревших догм и правил только потому, что так принято.
Причем толком никто не может объяснить, а почему именно нельзя! Нельзя - и всё тут! А будешь задавать много вопросов – анафеме предадут и на костер отправят.
Могу продемонстрировать это на своем примере. Вот я родился левшой. Но родители меня с раннего детства переучили на правшу – потому что в те годы так было принято, оказывается!
Да, сейчас я пишу правой рукой, и ложку тоже держу в «правильной» руке. Однако часто ловлю себя на том, что «на автопилоте» использую все-таки левую руку. Мозг ведь помнит, его не обманешь!
Помню, что как-то я в середине перестроечных 1980-ых прочитал в одном научно-популярном журнале статью про леворукость. Основной тезис этой статьи заключался в том, что переучивание леворуких на праворуких вообще-то вредно. Мол, если удобно ребенку использовать левую руку – оставьте его в покое.
Я, помнится, подошел тогда к своим родителям, дал прочитать эту статью и поинтересовался у них, зачем они с таким упорством переучивали меня в детстве на правшу. Мои родители (мама-педагог и папа-врач, оба с высшим образованием) дали мне простой ответ: «Потому что так было принято!»
Кем было принято, на каком основании, были ли какие-либо письменные указания партии и правительства – на эти вопросы мои папа и мама затруднились ответить. Пожали плечами и всё.
Вроде мои родители были людьми неглупыми и материалистами – но это, как видите, никак не помешало им на основании простого правила «Так принято!» насильно выбивать из меня леворукость. Чтоб был как все, наверное!
Вот и среди представителей разных народов и религий много подобных вещей – никто не может толком объяснить причину того или иного запрета, однако неукоснительно этот запрет соблюдают, причем зачастую в ущерб собственному здоровью и интересам!
Причем многие люди осознают, что бóльшая часть религиозных запретов откровенно глупы и устарели, потому что не соответствуют жизненным реалиям, но изменить в корне ситуацию эти люди зачастую не в силах.
Итак, вернемся опять к нашим баранам… пардон… к свиньям.
Чтобы понять, почему иудеи и мусульмане не едят свинину, считая ее животным нечистым, надо применить тот же метод, который используется специалистами по психологии для избавления пациента от разного рода фобий.
Для этого применяется регрессивный гипноз, чтобы заставить пациента вернуться в далекое детство и вспомнить, откуда взяли начало его страхи.
Применительно к иудеям и мусульманам нам надо тоже следует мысленное путешествие на несколько тысяч лет назад - в те далекие времена, когда общие предки евреев и арабов, древние кочевые семитские племена скитались по просторам северо-запада Африки. Сейчас в том месте раскинулась пустыня Сахара.
Глубоко в пустыне Сахара, на юго-западе Ливии в горном массиве Тадрарт-Акакус, были найдены тысячи картин и наскальных рисунков, которые показывают, что некогда в этих засушливых землях была вода и цвела пышная растительность. Также на территории нынешней Сахары жили жирафы, носороги, и крокодилы. Старейший рисунок здесь был сделан 12 тысяч лет назад.
Древние кочевники-семиты занимались тем же, что и современные кочевники, то есть - скотоводством. Но это только половина правды. До того, как заняться разведением скота, древние кочевые племена промышляли охотой.
Но очень скоро эти древние кочевники пришли к выводу, что бегать туда-сюда по саванне в поисках диких стад коров или овец занятие малоэффективное. Что гораздо проще (и логичнее!) начать одомашнивать диких животных, чтобы всегда иметь под рукой источник ценной белковой пищи. Тем более что приручались большинство животных легко.
Так древние кочевники из охотников превратились в скотоводов.
А какая главная забота у кочевника-скотовода? Правильно – чтоб стада тучными были да пастбища не скудели. Если с пастбищами вопрос и сейчас сложный, это все-таки забота матушки-природы, то с увеличением поголовья стада вопрос напрашивался интересный.
Видите ли, те же коровы, козы, лошади, верблюды и овцы прибавляют в весе не так быстро, приплод у них, как правило, небольшой (чаще рожают одного детеныша), и они весьма привередливы к качеству воды и травы.
Поэтому древние кочевники-семиты не могли не обратить свое внимание на диких свиней, которые в изобилии водились в те времена в североафриканской саванне.
Свинья выгодно отличалась от других животных – у нее вкусное и нежное мясо (без резкого запаха, как баранина, и менее жесткое, чем говядина), у свиньи большой приплод (от 4-х до 12-ти поросят рождается за раз!), в весе свинья прибавляет очень быстро и непривередлива к качеству еды и питья.
Также немаловажно было то, что срок беременности у свиней длится примерно 114 дней (плюс-минус два дня). А теперь сравните это с 142-156-ью днями у овец, с 285-ью днями у коров, с 335-340-ью днями у лошадей. А верблюды вообще рожают раз в два года! И, как я уже говорил, приплод у этих животных чаще составляет одного-единственного детеныша.
Казалось бы – лепота!!! Бери и одомашнивай свинью, тем более что это было не так уж и трудно.
Однако все достоинства свиньи в глазах древних кочевников-семитов перечеркивались одним существенным минусом – свинья абсолютно не приспособлена к кочевому образу жизни!
Да-да, хрюшки мало того что не хотели сбиваться в большие стада, но и физически не выдерживали долгих перегонов на новые пастбища. Метров двести еще свинья, возможно, и пробежит под принуждением, но - не более того.
То есть для того, чтобы заниматься разведением свиней, следовало принять оседлый образ жизни. А это как серпом по яйцам для кочевника - вот в этом и кроется первопричина!
Менталитет кочевника особый, он гордится своей вольницей и тем, что ведет кочевой образ жизни, при этом считая оседлых людей (читай - земледельцев) ниже своего уровня и людьми второго сорта.
Кочевник просто не понимает, как можно на всю жизнь привязываться к одному месту и строить постоянное жилище. Для него предложение осесть на земле всегда звучит как чудовищное оскорбление!
А теперь постарайтесь понять ту степень раздражения и негодования, которое охватывало древних семитов-кочевников при виде диких свиней – тут прямо как в известной поговорке «Близок локоток, да не укусишь!».
И что делает человек, который видит прямо перед собой вожделенную вещь, но не имеет физической возможности ею обладать, хотя, казалось бы, просто протяни руку - и вот она вся твоя?!
Понятно что – он постарается принизить для себя ценность этой вещи, убедить себя и других в том, что она не такая уж и ценная, и даже в какой-то мере вредная и опасная!
У древнегреческого баснописца Эзопа есть басня под названием «Лисица и виноград»:
Лиса, гуляя в винограднике,
Узрела гроздь виноградную,
Что под солнышком блестела.
Но коль добраться не смогла,
Себе лиса сказала:
«Зачем мне незрелые плоды? Других немало!»
Мораль этой басни, я полагаю, всем понятна.
Именно тогда, много тысяч лет назад, столкнувшись с невозможностью одомашнивания диких свиней (потому что для этого требовалось в корне менять свой жизненный уклад), древние кочевники-семиты и прокляли это ни в чем неповинное животное!
Согласитесь, что в их глазах свинья выглядела изощренным дьявольским созданием – столько в ней привлекательных для скотовода достоинств, однако все они разом перечеркиваются одним существенным (опять-таки для кочевника-скотовода) недостатком.
Вот так в религиозных воззрениях древних семитов свинья заняла почетное место самого нелюбимого и потому всеми проклинаемого животного.
Прошли века, и часть древнесемитских племен все-таки перешла на оседлый образ жизни. Так появились иудеи. К тому времени в их обществе уже обособилась каста священнослужителей, которые, как полагается, подвели под запрет на употребление свинины свою идеологическую базу. Причем духовенство пошло еще дальше, до предела усложнив требования к пищевому рациону иудеев. Так появился тот самый кашрут с его запутанными правилами.
Впрочем, это вполне стандартная тактика для духовенства в любой религии – максимально усложнить религиозные нормы и правила с тем, чтобы простой человек постоянно обращался за советом к своим духовным наставникам. Понятно, что такие консультации никогда не были бесплатными (как и все остальные их услуги населению). Такой вот шикарный гешефт!
Таким вот образом в умах иудеев запрет на свинину уже прочно был закреплен на уровне религиозных догм и за соблюдением этого запрета зорко следили раввины. И среди оседлых евреев мало было тех, кто рисковал эти религиозные запреты нарушать. Все-таки в те времена именно священники определяли правила бытия, причем не только у иудеев.
Причем мало кто из иудеев и тогда и сейчас задумывался о причинах нелюбви к свиньям.
Лично я встречал разные толкования этого запрета.
Основные причины наложения запрета на потребление свинины в пищу мне встречались следующие.
Причина первая.
Якобы организм семитов не может в должной мере усвоить свинину.
На самом деле это чушь полнейшая! Свинина по своему составу очень близка к мясу человеческому, а нашим пищеварительным ферментам вообще-то все равно, какое мясо поступает в пищеварительную систему.
Нет у нас в организме отдельных ферментов для расщепления белков свиного мяса! Нашему пищеварительному тракту вообще-то без разницы, проглотили вы за обедом свиной шницель, куриную грудку или говяжий стейк. Без проблем переварится и то, и другое, и третье без проблем при условии, что у вас здоровый организм.
К тому же есть арабы-христиане и евреи-христиане, которые поколениями спокойно едят свинину и не испытывают при этом проблем с пищеварением и здоровьем.
Причина вторая.
Поскольку свинья всеядна, то любит питаться падалью и гнильем. Поэтому трупные яды попадают в свиное мясо и могут нанести человеку вред.
Тоже миф! Свинья всеядна, однако не накапливает в своем организме трупные яды (иначе она сама бы окочурилась еще до того, как пойти под нож).
К тому же при достаточном ассортименте пищи свиньи предпочитают все-таки пищу свежую и растительную. Просто недобросовестные хозяева очень часто злоупотребляют способностью свиней есть любую пищу.
Причина третья.
Свинья грязное (во всех смыслах) животное – любит валяться в грязи, от нее жуткий запах, и это явно признак нечистого животного.
Хорошо, давайте и с этим разберемся.
Да, свиньи любят хорошенько вымазаться в грязи - равно как бегемоты, слоны, носороги и прочие животные!
Для чего они это делают? В первую очередь в целях защиты от кровососущих насекомых и избавления от кожных паразитов, коих всегда полно.
Насчет неприятного запаха в свинарнике. Да, там не французскими духами пахнет, соглашусь. Запах свинарника всегда специфический – но не более того! В коровнике от навоза запашок тот еще.
Но на запахе свиного мяса это никак не отражается. Вот те же овцы вроде как исключительно травушку-муравушку едят и чистую воду пьют – но запашок у баранины очень даже специфический, согласитесь.
К тому же резкий и неприятный запах в свинарнике во многом из-за качества и состава кормов – если ты даешь в пищу свиньям всякие помои, то не удивляйся, что отходы жизнедеятельности у твоих свиней будут иметь резкое амбре.
Причина четвертая.
Якобы свиное мясо и легкоплавкий свиной жир легко портятся в жарком климате.
Понимаете ли, любой животный жир и любое мясо портится за считанные часы при повышенной температуре!
В принципе, завялить можно и свинину, что позволит ей дольше сохраниться. Но кочевники вялением свинины не занимались, поскольку у них этой самой свинины и не было! Зато было полно говядины и конины.
Причина пятая.
Якобы в организме свиней полно паразитов, которые могут навредить человеку при употреблении свинины в пищу.
А вы скажите мне, в организме каких домашних животных не водятся паразиты?! Их полным-полно и у коров, и у овец, и у прочих.
Вот вам кратко список паразитов, которые встречаются у овец: нематоды, трематоды, цестоды, простейшие, кокцидии. Человек легко может заразиться ими от овец. Впечатляет? И это я еще про бычьего цепня не говорю!
К тому же наукой уже давно доказано, что туберкулезом человек заразился именно от коров. Возбудитель туберкулеза много тысяч лет назад успешно обосновался в человеческом организме, попав туда с сырым коровьим молоком и мясом, успешно мутировал в новую форму, и до сих пор это заболевание занимает первые строчки в списке самых опасных для человека.
Но к коровам ведь нет претензий у кочевников!
Не надо думать, что древние кочевники были настолько глупы и не замечали, что от своих домашних животных они частенько подцепляют паразитов. Замечали, еще как замечали! В те времена люди были очень наблюдательными.
Однако все-таки животным нон-грата они объявили свинью.
Почему? Ответ смотрите выше.
Теперь о том, почему мусульманам тоже запрещено есть свинину.
Исламская религия зародилась у арабов-бедуинов, которые, конечно же, в те далекие времена в подавляющей массе своей вели кочевой образ жизни, и поэтому многие их верования и запреты уходили корнями вглубь веков, к их древним семитским предкам.
Еще до пророка Мохаммеда арабы относились к свинье точно так же, как и их ближайшие генеалогические родственники иудеи – то есть они считали свинью животным нечистым и не ели свинину.
Пророк Мохаммед не стал ничего особо менять, понятное дело. Его соплеменники были кочевниками, и с его стороны было бы глупо снимать запрет на употребление свинины. Бедуины точно не поняли бы Мохаммеда, согласитесь!
Зато пророк Мохаммед ввел полный запрет на употребление алкоголя. Оно-то и понятно – ценность пьяного воина в бою стремится к нулю. А пророку Мохаммеду нужны были в первую очередь сильные и дисциплинированные воины для распространения новой религии.
Вот так запрет на употребление свинины прочно обосновался в исламской религии. Несмотря на то, что еще при пророке Мохаммеде многие арабы перешли на оседлый образ жизни, кардинально менять свои воззрения они уже не стали.
Теперь скажу пару слов о христианах.
Почему же они едят свинину, если в основе христианства тоже лежит иудаизм?
То, что я изложу ниже по тексту, вполне возможно вызовет ожесточенную полемику, но это мое личное мнение и вступать в глубокие теологические диспуты я не хочу.
Мое мнение такое – христианство возникло как ересь внутри иудаизма. Еще до тех событий, что описаны в Библии, в еврейских общинах, которые уже давно перешли на оседлый образ жизни, постоянно возникало недовольство излишней зарегулированностью жизни иудеев, запутанностью религиозных догм и устаревшими правилами повседневной жизни.
Среди оседлых иудеев росло недовольство засильем духовенства, причем особо им не нравились всяческие пищевые запреты – тот самый кашрут.
Евреи, которые уже жили в городах и своими глазами видели, как те же греки и римляне преспокойно употребляют в пищу свинину (и при этом их не постигает кара небесная) и как быстро свинья набирает вес буквально на подножном корму, принося большой приплод за каких-то четыре месяца, не могли не начать задумываться о правильности того, что им внушают раввины.
Как говорят мудрые люди, всё течет и всё меняется. Жизнь меняется и религия тоже обязана меняться. Но это - в идеале!
А в реальности любые священнослужители во все времена упорно цепляются за замшелые догмы и законы вместо того, чтобы провести ревизию этих самых догм и законов на предмет их соответствия новым реалиям.
И, как правило, эта косность и нежелание меняться приводят к возникновению фронды внутри самой религии - появляются те, кто ставит под сомнение устаревшие верования и требует их пересмотра.
Тот, которого называют Иисусом Христом, тоже был выходцем из еврейской среды, как мы помним, причем он, будучи потомком царя Давида, был человеком очень образованным, трезвомыслящим и дальновидным.
Он выступил против еврейского духовенства, причем речь вовсе не шла о том, что Иешуа-Иисус собирался создать новую религию и назвать ее в свою честь! Он всего лишь хотел немного модернизировать иудаизм с тем, чтобы он более адекватно отвечал реалиям той поры.
В том числе это касалось и запрета на употребление свинины тоже! В те времена с провизией было туговато, и этот пищевой запрет только усугублял положение простых евреев, которые мечтали разнообразить свой скудный пищевой рацион.
Вот так приверженцы новой религии (большинство из которых были по вере иудеями) стали употреблять в пищу свинину, задвинув подальше ненавистный им кашрут и послав подальше раввинов.
В дальнейшем, когда христианство получило распространение среди народов Европы (которые и до этого свинину употребляли в пищу), ни о каком возможном запрете на свинину уже речи и не шло.
Как видите, всё началось много тысяч лет назад, когда древнесемитские кочевые племена бродили по североафриканской саванне и пытались найти свое место в жизни, приручая диких животных.
Не сумев приручить дикую свинью по причине ее полного несоответствия требованиям кочевого образа жизни, древние семиты от отчаяния и разочарования прокляли это ни в чем не повинное животное.
И отголоски этого древнего проклятия мы до сих пор наблюдаем в виде запрета на употребление свинины иудеями и мусульманами.
Благодарю всех за внимание!
Оценили 97 человек
106 кармы