В старейшем журнале по истории "Вопросы истории"за 2018 год N 6 вышла моя первая статья, которая, как и полагается для журнала при Российской Академии наук, прошла серьезное рецензирование. Статья называется "Этимология и структурные особенности антропонимов монголов Чингис-хана".
Что же удивительного в этой статье по сравнению со множеством статей про средневековых монголов, что кучно выходят по всей стране?
В этой статье впервые рассматриваются имена предков Чингис-хана (то есть, антропонимы) от самого древнего: Булджа-хана и Буртэ(Бортэ) - Чино до Алан-хо - главной прародительницы всех основных монгольских племен:бурджигинов, из которых был сам Чингис-хан, джаджират, кункулают, хонхират(унгират), йесут и др. Эти племена в источниках называют нирунами.Вообще поражает слабость монголистики, которая уже свыше ста лет пытается обьяснять понятия, которые даже не может перевести). Так,например, имя прародительницы Алан-хо, которое дружно признается всеми учеными от академика Б.Я.Владимирцова до Л.Н.Гумилева этнически аланским, то есть относится к современному аланскому этносу осетин, монголисты переводят с монгольского...притягивая и измышляя. Здесь надо бы добавить, что согласно многим авторам Раннего и Зрелого Средневековья, в том числе и Рубруку, "аланы, сами себя они называют "ас")..И это "ас" как то выпало из понимания осетинских исследователей,но между тем сегодня сохранилось в названии осетин, где есть"ас" и грузинское "ети"(осети/овсети). Интересно, что у венгров и в русских хрониках аланы назывались "ясы", китайцы их называли "яяс",а монголы - "асут"(при этом никто не удивляется, почему монголы называли алан вообще без искажений), ведь "ас" происходит из "асаг"-- истинный, о чем при желании можно прочитать в Этимологическом словаре ираниста с мировым именем Васо Абаева.
Но, возвращаясь к имени прародительницы главных монгольских племен Алан-хо, вдруг понимаешь всю степень глупости...Имя ее Алан никто не опаривает, оно аланское, а вот вторую часть имени почему-то переводят с современного монгольского слова "гоо"-- красавица, меняя верно написанное название персидского источника (летопись Рашид-ад-Дина) "хоа" на "гоо", а потом "гоа"? И таких "красавиц" становится с веселый десяток, даже старуха Хоахчин из "Сокровенного сказания" неожиданно превращается не в женщину с больными ногами(ахджын - нога с большим изгибом, кривая), а в простую монгольскую красотку), как впрочем и Хочжин, которая в переводе с аланского просто имела много сестер (ходжын).
Почему бы не представить на минуту, что "хо", как и "хоа" являются осетинским словом "хо"- сестра,"а"-эта, кстати, восходящим вообще к истокам древности, о котором знает каждый иранист, ибо только невежда может спорить с тем, что аланы не были ирано-, а точнее скифоязычны, какими и остаются до сих пор. Все скифские и сарматские слова сегодня легко переводятся именно с осетинского языка. Простые примеры:
Агъдак(осет. агъдау) - обычай.
Алут (осет. алутон) - пиво.
Дану (осет. дон) - река.
Дарана (осет. даран канын) - сокрушать.
Дарга (осет. даргъ) - длинный.
Фарна (осет. фарн) - благодать.
Нама (осет. ном) - имя.
Фурта (осет. фырт) - сын.
Раухса (осет. рухс) - свет.
Сара (осет. сар) - голова.
Сата (осет. сата) - сто.
Мата (осет. мад) - мать.
Матука (осет. матых) - саранча.
Мизда (осет. мызд) - вознаграждение.
Мрга (осет. маргъ) - птица.
Лак(осет.лаг) - мужчина.
Зивак (осет. зиваг) - ленивый, и так далее.
И, основываясь на этом представлении, мне удалось объяснить в этой статье не только имена, но и найти скотоводческие и земледельческие культы у средневековых монголов, отраженные в их антропонимах. Эти культы были распространены до середины XX века в Осетии-Алании, отголоски сохранились не только в языке современных осетин, но и в их Нартском эпосе!
Но любой слабо разбирающийся в этногенезе алан-осетин читатель может удивиться и спросить: а какое отношение кавказские аланы имеют к тем народам, что жили возле Байкала?
Прямое! Аланы сформировались как этнос в Западной Сибири, их прародиной была территория между державой ираноязычных усуней и южными склонами Алтая во IIвеке до нашей эры. Да и скифские династии будущего Китая Инь и Джоу тоже были тем этническим базисом, на котором становился этнос.Часть алан(аорсов) сместилась в Среднюю Азию, другая ушла в Европу, третья осталась и изменила самоназвание на "монгол"(это название до сих пор так и не перевели современные монголы, поскольку перевод( "монг" как сильный,монг. ) части слова, состоящего из двух слов "мон" и "гол"... нельзя признать удовлетворительным, но только кавказские аланы пережили все потери и не ассимилировались, сохранив не только язык, традиции, эпос, но и древнейшую веру.
Оценил 1 человек
1 кармы