Это не шутка (ну почти). Просто в разведывательном донесении южнокитайских посланников (по совместительству разведчиков) к монголам во времена каана Угэдэя встретилось очень любопытное сообщение, связанное с собаками на специальной службе у монголов.
Речь идет о сообщении из своеобразного абстракта тех сведений, которые они собрали в ходе нескольких миссий в ханские ставки (в Каракоруме и других местах) в течение 1233-1236 гг. Он называется "Хэй-да шилюэ (Краткие известия о черных татарах)". Это сочинение было составлено Сюй Тином в 1237 г. на основе записок коллеги по южносунской разведке Пэн Да-я (был у монголов в 1233 г. в качестве секретаря миссии и составлял ее "Дневник") и собственных заметок, которые Сюй Тин сделал в течение миссии к монголам 1236 г.
Так, Пэн Да-я отметил, что немаловажную роль в разведке монголов играла доставка информации, точнее ее своевременность и срочность. Для этого кроме конной эстафеты использовались монголами также сигнальные огни, называемые «кострами-эстафетами». А вот его коллега добавил касательно передачи срочной информации разведчиков или дозорных патрулей еще и единственное такого рода замечание, где как раз и упоминаются собаки:
«[Я, Сюй] Тин, видел, как они [татары] много раз использовали эстафету из собак».
Это сообщение вызывало сложность в понимании — так, немецкие китаисты Р. Olbricht и Е. Pinks, сделавшие полный перевод Хэй-да шилюэ на немецкий язык, затруднились дать ему ясное объяснение. Тем не менее суть наблюдаемой Сюй Тином организации передачи разведывательной информации можно понять, сопоставив некоторые сообщения из Юань ши.
В тексте Сюй Тина стоит выражение гоу-пу, букв. «собака-станция (эстафеты)». Хотя Р. Olbricht и Е. Pinks и предлагают считать это ошибкой или искажением исходного текста, но поскольку сам Сюй Тин считал, что он пишет комментарии и дополнения к тексту Пэн Да-я, то это место должно было быть понятным сунским читателям именно в контексте предыдущего описания способа передачи разведывательной информации монголами через эстафету из костров.
В Юань ши имеется прямое упоминание о «собачьих ямах» (гоу чжань), т. е. использован термин практически идентичный тому, что есть у Сюй Тина, — ведь знак чжань является просто китайской транскрипцией старомонгольского слова джам/чжам (т.е. ям, в смысле "ямская станция", в ям оно превратилось с учетом другой огласовки, т.е. с меной звуков чж~й, присущей монгольским языкам) и тождественен по смыслу китайскому знаку пу (стоящему в рассматриваемом месте Хэй-да шилюэ). В этом сообщении Юань ши говорится:
«В седьмой луне 7-го года Янь-ю (август 1320 г.)... [Ин-цзун] упразднил темничество чжурчжэньских [войск] вместе с тосугулусунами при собачьих ямах».
Упомянутое монгольское слово тосугулусун помогает лучше понять функции этих «собачьих ямов»: его значение «выясняющий, проверяющий», а в трактате «Все чины» Юань ши о нем, как о должности в номенклатуре чинов Юань (в описании ямской службы), еще сказано:
«На каждой [почтовой станции] находится тосугулусун, в его ведении выявление из гонцов и послов самозванцев и преступников».
Кроме того, в «Основных записях» правления Тогон-Тэмура (правил с 1333 г.) упоминается, что, когда некий чжурчжэньский князек возмутился и объявил себя наследником государства Цзинь, мятеж был подавлен «тосугулусуном области водяных татар (шуй-дада)». А шуй-дада (т.е. «водяные татары» в переводе) часто упоминаются в различных юаньских текстах, причем рядом с чжурчжэнями и в Маньчжурии. Например, в Юань ши говорится о решении Хубилая «призвать в гарнизонные войска [людей] из земель чжурчжэней, шуй-дада и харбин» (ср. последний этноним с названием местности, где был построен город Харбин). Согласно отечественным исследователям, эти «водяные татары» жили тогда в среднем и нижнем течении Сунгари и были родственным чжурчжэням народом.
Сказанное приводит к выводу, что «эстафеты из собак» или «собачьи ямы» были вполне реальным явлением, представлявшим собой инструмент для передачи информации и ведения разведки, преимущественно на границах (все выявленные юаньские примеры относятся к пограничным местностям Юань, конкретно — на территории современной Внутренней Монголии и частично Маньчжурии).
Оценили 4 человека
11 кармы