Существует очень упрощенное представление о том, что Чингисхан полностью переформатировал родовые войска монгольских племен (фактически их ополчения) в регулярную армию по десятичному принципу, раскассировав этих ополченцев по сотням, тысячам и туменам, назначив им командную вертикаль (сотник — тысячник — темник) из своих людей, замыкающуюся на каане. Действительность была сложнее этой схемы. В предыдущей заметке про пехоту армии Монгольской империи (ее вспомогательных частей), я уже писал насчет деления этой армии на т.н. «монгольские войска» и «войска таммачи». Подробнее прочитать про это можно здесь — https://cont.ws/@bohun1/298149... .
В данной же заметке будет более подробное описание войск таммачи и упоминаемых там же тарханах. И вообще — о реальной картине, описанной выше как «десятичная система». Сначала о войсках таммачи.
Во-первых, как уже сообщалось в предыдущей заметке (ссылка на нее выше), в трактате «Войска» в составе Юань ши (ЮШ) говорится:
«Что касается войск, то сначала были монгольские войска и войска таммачи. Монгольские войска — из всех государственных людей, а войска таммачи — те, что из всех народов и племен» (в тексте 國人 го-жэнь т.е. "государственные люди", букв, «люди государства [Чингисхана]», имеется в виду собственный улус основателя Монгольского государства — Чингисхана, поскольку речь в этом абзаце ЮШ идет о времени «с начала» существования его государства; т.о. тут говорится о собственно монгольских родах и племенах, которые возглавляли как он сам, так и его предки, до Кабул-хана включительно).
Исследователи Юань ши давно пришли к выводу, что под «монгольскими войсками» подразумевались все собственно монгольские части — но за вычетом тех, которые указами каанов были закреплены за уделами членов императорской фамилии, а также некоторого числа высших нойонов или тарханов.
Тарханами назывались лица, особо пожалованные ханом за заслуги. Они получали в собственность кибитки простолюдинов, места для кочевания и ряд привилегий — не платили налоги, освобождались от других повинностей. Они, таким образом, становились владельцами своего рода удела, как и собственно чингизиды. Про это упоминается и в Хэй-да шилюэ (1237 г., далее — ХШ):
«Всякий — от татарского правителя, незаконных цариц, царевичей, принцесс, [членов] рода правителя и ниже — имеют определенные границы [владений]. Все их простонародье отдает в качестве чайфа скот, коней, оружие, работников, баранину и кобылье молоко, потому что татары распределили управление землями в степи и с каждого [такого удела] отдается чайфа» (ХШ, текст Сюй Тина, одного из двух авторов этого сочинения).
Сюй Тин тут не разобрался, что владельцы уделов получали от подвластных людей подати и отработку повинностей (чайфа) и лишь потом выделяли из них долю в пользу государства, причем иногда они освобождались специальными тарханными ярлыками каанов. Сюй Тин не знал этих подробностей и считал, что все собираемые на территории удела подати сразу шли в государственную казну.
Теперь про исследователей ЮШ, которые разбирали указанный вопрос. Так, японские исследователи Мураками Масацугу и Мори Macao, суммировавшие в своих работах все упоминания о войсках таммачи в документах монгольской канцелярии времен империи и Юань, доказали, что это были личные войска владельцев уделов и тарханств. Этнически они были — первоначально — из монголов, обычно или потерявших свой клан, или приписанных к новым хозяевам в виде пожалования Чингисханом. Например, людей обока кэрэит Чингисхан раскассировал по разным обокам и тарханствам.
Можно также вспомнить случай создания войска у Гучугура, бывшего плотника, получившего за заслуги тарханство, как это сообщается в "Сокровенном сказании монголов" (1240 г.):
«Потом недоставало людей для плотника Гучугура. Тогда собрали по разверстке с разных концов и просто присоединили их к Мулхалху из племени Чжадаран. “Пусть Гучугур начальствует тысячей общим советом с Мулхалху”, — приказал он (т.е. Чингисхан - Р.Х.)».
Как видим, рядовые кочевники, как собранные по такой разверстке, так и потерявшие родной обок и затем приписанные к новому владельцу, становились таким образом нечто вроде «личных войск» у вышеуказанных лиц, и именно они подразумеваются в ЮШ под «войсками таммачи», а в ХШ — как "неполные тумены" под началом у тоусянов.
Как уже сказано, подробные исследования о сути войск таммачи, а также и о роли тоусянов/тоуся как владельцев особых кочевых уделов и владений — тарханов, имевших различные иммунитеты от ханской власти, провели японские исследователи Мори Macao и Мураками Масацугу. Чтобы дать представление о том, как они пришли к этому выводу, приведу свое аналогичное наблюдение над источниками.
Из описаний войск таммачи (в текстах указов каанов, приводимых в трактате «Войска» в ЮШ) становится известно, что они принадлежали владельцам уделов (или тарханам) в качестве их личных войск, т.е. набирались из людей, принадлежащих их уделам/тарханствам (т.е. владениям тарханов). Предельно ясно это изложено в цз. 99 ЮШ, где изложены все распоряжения высших властей империи касательно 5 подразделений войск таммачи, от момента их создания и до последних по времени указов:
«В начале государства Мухали получил повеление Тай-цзу (Чингисхана - Р.Х.) – взять под свое начало четыре (тут описка, в других местах везде стоит "пять" – Р.Х.) тарханства (тоуся), [состоящих из обоков] чжалаир, уруут, мангут и нохай, и чтобы Алчжар, Болод, Суундай, Булга-батур и Кокэ-Буга впятером командовали войсками таммачи [этих тарханств, соответственно]. В 3-м году [девиза правления] Чжун-тун (1263 г.) Ши-цзу (Хубилай – Р.Х.) установил для [войск] таммачи пяти тарханств (тоуся) генеральную администрацию монгольских войск таммачи. В 16-м году [девиза правления] Чжи-юань (1279 г.) эти войска [т.е. таммачи] были распущены, а каждый [их воин] отправился в собственное тарханство (тоуся) нести соответствующие повинности. В 19-м году [девиза правления Чжи-юань] (1282 г.) [император] дал приказание направить [из тарханств] служить в войсках [таммачи] как и ранее. В 21-м году [девиза правления Чжи-юань] (1284 г.) Верховный тайный совет подал доклад императору, чтобы все эти войска таммачи пяти тарханств подчинить Восточному дворцу (т.е. наследнику престола – Р.Х.)».
Как видим, авторы указов называют эти части войсками «таммачи пяти тарханств», т.е. для них таммачи – это и есть войска этих тарханств, причем находившиеся в юрисдикции «генеральной администрации» именно «монгольских войск».
Разумеется, по мере завоевания новых земель и племен, этнический состав таммачи менялся — сначала за счет кочевых и полукочевых народов (тюрков, киданей, тунгусо-маньчжурских народов), а затем и оседлых. Именно это имелось в виду под «из всех народов и племен» вышеприведенного пассажа ЮШ. Буквальное понимание сообщения о «войсках тама» у Рашид ад-Дина, перенесшего реалии своего времени (начала XIV в.) на времена Чингисхана, мешало правильному восприятию смысла этого термина. Видимо, это и приводило многих европейских ученых к ошибочному пониманию сути этих войск, как это отмечает исследователь военной системы Юань профессор Сяо Ци-цин. Хотя внимательное рассмотрение других мест в «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина сразу выявляет подобные личные войска — в уже упоминавшейся выше «Памятке о... войсках Чингиз-хана» Рашид ад-Дин перечисляет «тысячи», которые сами состоят из нескольких отдельных тысяч со своими собственными командирами, причем чаще всего это все люди из одного рода/обока.
Во-вторых, надо еще раз пояснить про тоуся/тоусянов. Как следует из сопоставления с функциями владельцев кочевых уделов и тарханов у монголов, упомянутыми в ХШ как «тумены неполного состава», то ими командовали не темники (так сказать "регулярных войск"), а те, кто в ХШ назван тоусян. (окончание в следующей части)

Конный бой монгольских всадников (персидская миниатюра начала XIV в.)
Оценили 10 человек
15 кармы