Когда условные Кац, Шац и Альбац пытаются выступать от имени российской интеллигенции и объявляют себя "совестью нации", то как-бы-патриоты лихо отбивают атаку:
- Интеллигенция - это г@вно, читайте Ленина и Гумилева! Совесть - это... постойте, а кто вас уполномочивал выступать от имени совести? Кто дал вам право указывать, что нам делать?
Как ни странно, вопрос "кто дал вам право выступать от имени интеллигенции?" в как-бы-патриотические головы не приходит. Ведь "совесть" - это святое, а "интеллигенция" - так, ерунда... Более того, в оправдание собственного радикализма они начинают словесные игры: мол, интеллигенция нынче не та, что давеча (сплошные образованцы!) либо ссылаются на отсутствие данного слова в английском, немецком и проч.
(Картина Юрия Евдокимовича Баликова "Заочник", 1963)
В итоге, эти филологические фантазии доказывают лишь наличие путаницы в умах комментаторов, претендующих на патриотизм. Логично ли, объявив себя "противником Запада", требовать замены слова "интеллигенция" на "интеллектуалов" по европейскому образцу?
Вдобавок, каждый зачисляет в ряды интеллигенции кого пожелает - телеведущих, политиков, авантюристов, певичек и праздношатающуюся публику с "пониженной социальной ответственностью". Хотя казалось бы - загляни в толковый словарь или в другой справочник, которому доверяешь, и исходи из того, что там найдешь, вместо навязывания своих фантазий.
Можно воспользоваться, например, толковым словарем Ожегова:
- или социологическим словарем:
Я например для начала открыл дореволюционную энциклопедию Гранат, и там в 22 томе нашел следующее определение:
Интеллигенция (ср. французский les intellectuels), слово, пущенное в оборот в одном из романов Боборыкина и, несмотря на свою грамматическую неуклюжесть и логическую расплывчатость, прочно укоренившееся в нашем словесном обиходе. Понятие интеллигенции объединяет собой представителей умственной культуры, людей, профессия которых определяется их знаниями и дарованиями. Как особая общественная группа интеллигенция появляется на Западе вместе с Возрождением (см. XI, 19) и по мере роста высшего светского образования, с одной стороны, и просвещения масс, с другой, занимает все более и более видное место в обществе.
Первоначальная эволюция интеллигенции заключается в том, что из положения, близкого к паразитизму у власть имущих, представители различных разветвлений интеллигенции становятся людьми свободных профессий, т. е. таких, которые в меценатстве не нуждаются, нужны обществу и обществом поддерживаются. В своем большинстве представители интеллигенции вербуются из третьего сословия и по мере его экономического роста становятся его идеологами. Так как приобретение знаний обходится дорого, то большинство идеологов третьего сословия принадлежат к наиболее богатому из классов, составляющих третье сословие, т. е. к буржуазии. Когда третьему сословию пришлось дать решительное сражение старому порядку (Великая французская революция), интеллигенция шла впереди, сообщая назревшим материальным отношениям форму в виде теоретических трактатов, деклараций, конституций, кодексов.
Потом и среди интеллигенции произошло разделение, отражающее общую социальную дифференциацию: наряду с буржуазной интеллигенцией явилась интеллигенция пролетарская (хотя нужно заметить, что идеологами пролетариата часто являлись представители буржуазной интеллигенции). В настоящее время у каждой более или менее влиятельной общественной группы есть своя интеллигенция.
Идейная история интеллигенции на Западе и в России есть история общественной мысли. В идейном отношении интеллигенция — наиболее активная общественная группа. Она всегда стремилась сообщить свое мировоззрение, теоретическое и практическое, широким кругам общества. Но процесс сообщения народным массам идей интеллигенции не совершается механически, масса эволюцией материальных отношений должна быть подготовлена к восприятию соответствующей системы идей и, разумеется, каждая социальная группа может устойчиво и крепко проникнуться только определенной идейной системой (ср. история).
Двадцать второй том был издан в 1914 г. и следовательно, накануне Второй Мировой войны такое представление об интеллигенции было распространено в русском обществе.
Копия страницы:
Обратите внимания: тут нет ни слова о "совести нации", моральном превосходстве и якобы обязательной оппозиционности данной общественной группы.
* * *
Интеллигенции посвящена статья и в Большой Советской Энциклопедии, с цитатами из В.И.Ленина и с историческим очерком.
Интеллиге́нция (лат. intelligentia, intellegentia —понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens — умный, понимающий, знающий, мыслящий) общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Термин «И.» был введён в обиход писателем П. Д. Боборыкиным (в 60-х гг. 19 в.) и из русского перешёл в другие языки. Вначале под И. понимались вообще образованные люди. Это слово нередко и сейчас употребляется в таком значении.
В. И. Ленин включал в И. «...всех образованных людей, представителей свободных профессий вообще, представителей умственного труда (brain worker, как говорят англичане) в отличие от представителей физического труда» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 8, с.309, прим.).
Разные группы И. принадлежат к различным общественным классам, интересы которых И. осмысливает, обслуживает и выражает в идейно-политической и теоретической форме. Социально-политическая неоднородность И. увеличивается по мере её развития. Предпосылкой появления И. в её первичных формах было отделение умственного труда от физического, когда рядом с огромным большинством, занятым исключительно физической работой, образовались социальные группы, освобожденные от прямого производительного труда и руководящие общественными делами, в том числе государственным управлением, правосудием, хозяйственными работами, занимающиеся науками, искусством и т. д. .
Эксплуататорские классы закрепили за собой монополию на умственный труд, однако она не носила абсолютного характера. Первичной группой И. явилась каста жрецов. В средние века место жречества заняло духовенство, верхушка которого входила в класс феодалов. Часть врачей, учителей, артистов и др. выходила из числа рабов, крепостных, из низших слоев свободных. В средние века роль И. угнетённых классов играли странствующие школяры, сказители, учителя, актёры, а также простонародные знатоки священных книг, временами занимавшие радикальные, антигосударственные позиции. В древности и в средние века умственная деятельность рассматривалась как привилегия имущих. Однако тогда же появляется служилая И., живущая за счёт продажи своих услуг представителям знати, — философы, врачи, алхимики, поэты, художники и т. д. В Китае эта часть И. — образованные чиновники — пользовалась наибольшим социальным престижем. В Европе по мере развития централизованных государств приближённые к монархам деятели И. пробивались на высокие государственные должности. (...)
Отдельный интерес представляет собой описание роли интеллигенции в социалистическом обществе:
...После свержения буржуазного строя широкие слои демократически настроенной И. активно втягиваются в социалистическое строительство. Под руководством партии рабочего класса развивается целенаправленный процесс приобщения старой И. к идеалам социализма, который придаёт И. сознание своей общественной полезности, открывает простор для беспрепятственного приложения её сил ко всем областям общественного развития. Одновременно в результате культурной революции, открывающей доступ всем слоям трудящихся и ранее отсталым народностям к образованию и культуре, формируется новая интеллигенция, которая постепенно сливается со старой в единую социалистическую интеллигенцию.
Эти процессы не проходят без сложностей и конфликтов. Партиям рабочего класса приходится вести борьбу как против люмпен-пролетарского недоверия к И. ( Махаевщина), так и против высокомерного пренебрежения и враждебного отношения некоторых старых специалистов к власти рабочих и крестьян. Пришедшие к государственному руководству коммунистические партии вырабатывают вдумчивое, тактичное отношение к нуждам И., стремятся предоставить ей максимум возможностей для творческой работы, наладить с ней всестороннее сотрудничество, ибо «без руководства специалистов различных отраслей знания, техники, опыта, переход к социализму невозможен...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 178).
Международное коммунистическое движение отвергает принижение роли культуры и И. в социалистическом строительстве и избиение И. под видом «культурной революции», имевшей место в Китае
Конечно, это всего лишь краткие выдержки из обширной статьи, но они ясно показывают, кого подразумевали под интеллигенцией в СССР и какая роль отводилась этой общественной группе.
По этой причине совершенно непонятен вульгарно-истеричный характер обсуждения интеллигенции в российском инфо-пространстве. В конце концов, если вы считаете, что роль данного общественного слоя изменилась или исчерпала себя - обоснуйте свое суждение статистикой и существенными фактами социальной жизни! Советские и дореволюционные авторы, как видно из цитат, выделяли разные группы интеллигенции на протяжении разных исторических периодов.
Но вместо вдумчивого подхода мы видим, что сейчас из статьи в статью, из коммента в коммент переносится копипаста про "г@вно нации" и "у меня профессия есть", затертая еще в предвыборную кампанию 2011 г.
Вообще, реакция контовских как-бы-патриотов на претензии российских как-бы-западников сильно напоминает старый анекдот, он же - "филологический спор" корнета и прапорщика на тему "чье звание благозвучней":
Корнет (насмешливо):
- ФонарЩИК...денЩИК... старьевЩИК... прапорЩИК
Прапорщик (оскорбленно):
- Кааарнет... клаааарнет... гааабой... гаааандон... Г@вно ты, мать твою за ногу!
Конечно, предмет спора тут несколько иной, но уровень убедительности - ровно тот же.
___________________
Предыдущий материал по теме:
Как Ленин, Чехов и Гумилев ругали интеллигенцию https://cont.ws/@denys/1909396
Оценили 24 человека
49 кармы