Накануне Дмитриевской родительской субботы посчитал важным опубликовать этот материал для читателей журнала "Свет Христов".
Здание музея Куликово поле построено в 2011 году недалеко от Красного холма. Эта земля сейчас является особо охраняемой территорией. В центре музейной территории вы можете наблюдать памятную колону, которую возвели в 1850 году, тогда состоялись первые торжества посвященные 470 годовщине сражения. Напомню, что после, а если говорить точнее, еще до 1380 года населявшие эти земли русские люди покинули обжитые места, в годы "размирия" между Мамаем и Димитрием. В 1389 году "поле" пустовало, это была серая зона между степью и залесьем. Вернулись сюда Русские люди только спустя 170-190 лет после Куликовской битвы.
А мы перейдем к обзору храмов
1. Храм Сергия Радонежского был построен только в 1917 г. стараниями участника Церковного Собора Русской Православной Церкви Новомученика графа Олсуфьева Георгия (Юрия) Александровича. Имение графа находилось в Красных буйцах, граф участник Собора Русской Церкви 1917 года. После закрытия Троице-Сергиевой Лавры большевиками в 1919 году Георгий Александрович возглавил научную музейную работу на объектах Лавры, что позволило сохранить здания храмов, утварь а также мощи Преподобного Сергия, которые он лично спрятал и спас святыню от поругания безбожниками.
Куликовская битва состоялась в день праздника Рождества Богородицы 21 (8) сентября, перед началом битвы войска разделял туман. Утром на устье Непрядвы, главном летописном ориентире места сражения это можно хорошо наблюдать на видео, мой ю-туб канал:
https://www.youtube.com/watch?...
2. В 1865 году в селе Моностырщино началось строительство нового каменного Рождество-Богородичного храма. С момента начала строительства до освящения прошло 29 лет.
В отстроенный храм из хранилищ Московского Кремля по распоряжению царя Александра Александровича было передано древнее напрестольное Евангелие 1599 года, и внесено крупное денежное пожертвование, что позволило закончить строительство в 1884 году, храм был освящен спустя еще 10 лет, только в 1894 году.
Этот храм находится в непосредственной близости от устья Непрядвы, так он выглядел во второй половине 20 века.
Эти два храма находятся южнее Непрядвы и относятся к музейному комплексу.
Если перенестись севернее Непрядвы, здесь, где на древнем тракте расположено село Красные Буйцы. На эту местность территория музейного комплекса не распространяется, только небольшая полоска по руслу Непрядвы, ближе к устью.
3. В Красных буйцах князем Голициным здесь в 1795 году был построен каменный храм Архангела Михаила. Известно, что предшествующий ему деревянный храм находился на почтительном удалении от нового и появился не позднее 1750 года.
Так выглядит храм сейчас, его передали верующим только в 2010 году.
А так выглядел храм до революции, фото сделано по направлению от изгиба Непрядвы. Архангельский храм связан с местом выхода засадного полка, в отличии от версии музея "Куликово поле", расположение храма в этой местности позволяет говорить о расположении места засады, справа, западнее. В летописных текстах описана помощь небесных воинств (ангелов) при выходе полка Дмитрия Боброка и князя Владимира Андреевича Серпуховского из засады.
4. Перемещаясь восточнее по Непрядве, мы попадем в Богородское (ныне Березовка), где находится каменный Успенский храм, построенный помещиком Дмитрием Николаевичем Ляпуновым в 1798-1810 гг. Храм также имел приделы Дмитрия Ростовского и Вм. Екатерины. Храм находится на примерном месте сражения передовых полков, здесь находятся захоронения участников Куликовской битвы.
С южного берега Непрядвы открывается прекрасный вид на поле, где располагался Большой полк Дмитрия Донского, передвигаясь по течению реки мы попадем к устью, где находится часовня и памятный мемориал в Монастырщино.
Поле между Доном и Непрядвой огромно, но и оно по свидетельству летописца не вмещало собравшиеся на нем войска. На север в сторону Москвы, находится место переправы через Дон воинов Дмитрия – Старая гать и
5. село Муравлянка с Никольским храмом 1763 года постройки.
Храм имел приделы Дмитрия Солунского и Александра Невского. Ныне храм разрушен. Он требует восстановления, как и Успенский храм в Березовке, где первый деревянный храм был построен еще в 1704-1719 годах именно этот храм находится в условном перекрестии центральной части поля сражения.
О чем еще может рассказать такое расположение храмов и их названия?
Мы видим, что историческая (советская в 20 и 21 веке) наука пошла по простейшему пути, были восстановлены храмы более поздние 1917 и 1884 гг. постройки, местом сражения в 19 веке был назначен Красный холм, о котором нет ни одного упоминания в "текстах куликовского цикла". Храмы более поздние были разрушены в 30-е годы 20 века богоборцами и Успенский 1810 г. и Архангельский 1795 г. и Никольский 1763 г.
Всем этим постройкам предшествовали деревянные храмы, срок службы которых не более 100 лет. Так, документально установлено, что первый храм возник здесь в 1704 году, это был Успенский храм в Березовке.
Условный КРЕСТ, который образуют эти храмы, подсказка нашим ученым и археологам. Он же образует и пять полков: Большой, Правой и Левой руки, Передовой и Запасной.
Более подробно все можно рассмотреть на видео:
Храмы Куликова поля
https://www.youtube.com/watch?...
Вот оно - Куликово поле:
https://www.youtube.com/watch?...
Храм в Березовке:
https://www.youtube.com/watch?...
Эти видео будут интересны для тех кто хочет понять масштаб сражения
а есть еще книга: "Куликовская битва забытые подробности", которая имеется в продаже в издательстве "Спутник +" Москва (по оптовой цене 2020 года) Сайт издательства:
http://sputnikplus.ru/Istoriya...
Так что место Куликовской битвы найдено в частном порядке и вопрос во всех исторических спорах будет закрыт в скором времени, но для этого данная статья должна распространяться со скоростью вируса. О репосте я и хочу попросить читателей.
А для православных Христиан никогда не было никаких сомнений в том, что Куликовская битва была действием всенародным, была действием религиозным, масштабным и необходимым с точки зрения исторического момента.
И общецерковное почитание воинов-участников, как и всех воинов в нашей стране еще раз напоминает нам, о том какой ценой было создана Россия.
Оценили 19 человек
44 кармы