• РЕГИСТРАЦИЯ

Эстетика битвы в скальдической поэзии

1 193

Скандинав жил в мире силы, и не сомневался в правде силы. Это постоянное утверждение себя в жестоком мире, где жизнь становилась разменной монетой в игре страстей, требовало мощнейшей мотиватиции для того, чтобы вновь и вновь бросать ее в рулетку судьбы. Такой мотивацией становилась Слава.

Скандинав остро ощущал конечность своего бытия. Жизненный опыт убеждал, что если не ты, то тебя, и ни сила, ни отвага, ни толпа прихлебаев не спасут, когда придет Твой час. И он не заставит себя ждать. По большей части мужчины не доживали до 50. Торгейр, о котором шла речь выше, погиб в 28, его названный брат Тормод — в 34—35, Греттир сын Асмунда, проведя в бегах 23 года, погиб в 43—44, его брата Иллуги зарубили в 18.

Понимая, что физическое существование кратко, а продолжительность жизни по большей части от тебя не зависит, скандинав страстно желал запечатлеть себя в памяти людей. Только слава остается на земле после смерти, и чем более ярким будет твой уход из жизни, тем больше будут говорить о том люди, тем дольше сохранится Слава.

Как сказано в эддической поэме «Речи Высокого» (пер. А. Корсуна)

Гибнут стада, родня умирает

И смертен ты сам.

Но смерти не ведает громкая слава

Деяний достойных.

Как уже отмечалось выше, скандинав вовсе не торопился на свидание со смертью, но когда избежать ее было невозможно, он давал последний бой, часто против превосходящих сил противника, проявляя чудеса мужества, чтобы для всех эта битва была незабываема. В Битве на Пустоши Тородд отрубает Торбьену ногу, но тот не перестает сражаться, и убивает Тородда. После этого он бросается на Барди, предводителя отряда. Барди говорит: «Ты… кажешься троллем, раз можешь сражаться без ноги». Торбьен отвечает: «Нет ведовства в том, что муж терпит свою рану…. Это и называется мужеством…». В той битве Торбьен погиб. Гисли сын Кислого сражался один против 15 человек, в битве он убил восьмерых, и продолжал сражаться после того, как копьем ему раскроили живот, так что вывались внутренности. Торгейр, о котором шла речь выше, погиб, сражаясь один против 40 человек. Торир Норвежец пронзил его копьем, он пошел на удар и убил Торира.

Нельзя сказать, по крайней мере, из текста саг нигде не вытекает, что агрессивность общественного устройства исландцев была вызвана жаждой славы. За славой скандинав как раз уезжал из родового селения, искать ее в викингских походах или на службе у конунга. А на своей земле, как уже отмечалось, задумывая убийство, исландец делал все, чтобы по результатам остаться в живых, и нападение из засады, часто превосходящими силами, не считалось бесчестным. Но вот последний бой в безнадежных условиях давался в расчете на посмертную славу.

Этот «прощальный салют» не является следствием родовой морали, ибо расплачиваться за него придется родичам убитого, и чем больше он заберет с собой, тем больше виру насчитают родичам. Да, за действия объявленного вне закона родичи ответственности не несли, и Гисли или Торгейр могли рубиться вполне спокойно на этот счет, но обстоятельства бывали разные, а по исландскому законодательству убийства приравнивались друг к другу. Существовало такое понятие, как счет ран, так что случалось, что обороняющиеся по итогам оказывались должны нападающим. Поэтому обязательства перед родом, строго говоря, должны были не вынуждать продать свою жизнь как можно дороже, а наоборот, бросить оружие и принять смерть. А родственники за тебя потом возьмут виру. Или отомстят. Но нет. Если уж смерть приходила в виде превосходящих сил противника, скандинав стремился оставить о себе славу по максимуму, в виде убитых и раненых. Ибо чем больше будет убитых, тем дольше будут о тебе рассказывать.

Слава непосредственно связана со словом. Слава — это то, о чем говорят, и не перестанут говорить. А о чем еще говорить длинными зимними вечерами, как не о боях и о смерти в бою.

Скальдическая поэзия, являясь «связанной» поэтической речью была призвана максимально сохранить память о человеке и о его деяниях. Так как наиболее важной информацией в нормандском мире являлась информация о битвах и смерти в бою, большая часть корпуса исландской поэзии посвящена именно этому.

Стих, в котором нельзя изменить ни одного слова, ибо все слова пригнаны друг другу сложным размером, внутренней рифмой и аллитерацией, был мнемонической вешкой, за которую цеплялась память, восстанавливая события прошлого. Прозаическая речь текуча, она меньше приспособлена для хранения информации, ибо позволяет менять слова по своему произволу, а где замена, там искажения. Поэтическая речь строго фиксирована, каждое слово работает на то, чтобы вспомнить другое слово, стоящее рядом, в результате стихи можно вспомнить через много лет, информация, заложенная в них, сохраняется. Чем формальнее стихосложение, тем меньше возможностей для искажения информации, ибо слова становятся пригнанные друг к другу, как солдаты в строю.

Нет ничего удивительного в том, что висы древнее текста саг. Автор саги ориентировался на висы, чтобы воспроизвести прозаический рассказ о событии. Виса не просто украшала рассказ, она была центральным звеном, вокруг которого рассказ группировался. Вполне возможно, что первоначально скальд-мужчина рассказывал о событиях своим домашним — жене, сестрам, дочерям, поэтому в висах постоянны обращения к неким абстрактным женщинам.

Будучи памятным знаком, виса четко сообщала имена участников распри, их количество, место и последствия. Скандинавы не лгали, и не приукрашивали события. Свидетелями распри становилось множество людей, впоследствии она разбиралась на тинге, с методичными подсчетами кто и за что должен платить, поэтому скальд не мог дать волю фантазии, да он к этому не стремился. Богатство исландского языка и возможности скальдической поэтики вполне позволяло ему обернуть сухое тривиальное сообщение: случилось сражение восемнадцать на пятнадцать. Девять убитых. — в обертку из таких красивых фраз, что банальная распря поднималась на эпическую высоту, а ее участники становились Героями.

Итак, скальдическая поэзия выполняла следующие общественные функции.

· мнемоническую — за счет жесткого сцепления слов сохраняла достоверную информацию о прошлом, обеспечивая преемственность поколений, в том числе в оценке деяний предков, что структуировало и консервировало общество

· эстетизация сражения и смерти в сражении позволяла решить экзистенциальную проблему краткости жизни и необходимости умереть в бою.

Не надо думать, что скандинавы были этакими биороботами, так что им был не ведом страх смерти. Эстетизация, придание сражению и смерти красивости позволяет внутренне примириться с жестокой действительностью и банально не сойти с ума и не покончить с собой от осознания того, что не сегодня, так завтра тебя изрубят в мелкое крошево.

По сути, скандинав жил, как приговоренный смертник в ожидании исполнения казни. Недаром большое значение в ментальности имела судьба, как безличная сила, которая прервет дни в надлежащий час, причем избежать этого невозможно. «Судьбу не оспоришь» — говорили скандинавы. Эстетизация сражения позволяла человеку не только сохранить внутреннее равновесие, но и стремиться испытать свои силы в бою. Красивость придавала сражению общественную значимость, возвышала, делала предметом зависти и гордости, что перевешивало негативные эмоции страха перед болью и смертью.

Известно, что перед началом боя, оставшись без доспехов и предполагая поражение, а то и гибель, конунг Харальд Суровый произнес вису в эддическом размере, и сказал: «Эта виса плохо сочинена, придется мне сложить другую, получше». После чего он произнес другую вису того же содержания, но в дротткветте (дружинный размер), с переплетениями предложений и сложными кеннингами. Виса в той форме, которая позднее будет признана «вычурной» и «не имеющей эстетической ценности» самим скальдом, наоборот, признавалась «красивой», и эта красота долженствовала придать ему мужества в бою, иначе он не стал бы переделывать стихи. В том сражении Харальд Суровый погиб.

· Скальдическая поэзия давала скандинавам мощнейший заряд энергии. Это было не просто развлечение. Слушая скальда, рассказывающего в висах о сражениях и смерти, каждый примерял ситуацию на себя, одновременно восхищаясь поведением героев и принимая их поведение за образец, достойный подражания. Соответственно, когда подобная ситуация застигала человека в реальной жизни, он был к ней морально готов, и действовал по заданному общественному образцу, т.е. геройски принимал смерть, надеясь на посмертную славу.

· В отличие от эддических героических песен, в которых пелось о богах и героях, где действие отнесено в мифологическое либо неопределенное эпическое время, действие скальдических песен происходило практически в настоящем. Упоминание имен, количества участников сражения, географических названий создавало эффект присутствия, в то время как возвышенность поэтического языка придавала участникам описываемых сражений героический ореол, ставила их на один уровень с богами и героями древности, практически уравнивая в восприятии слушающих. Ибо герой скальдических песен, это не просто всем известный бонд с соседнего хутора, но и Фрейр поединков, Испытатель секиры, Дробитель гнезда полоза. Эпический мир героев оказывался рядом, и дверь в него была открыта. Скальдическая поэзия перекидывала мост между «нынешними» временами и героическим временем, и оказывалось, что между ними нет непреодолимой преграды.

Героизация действительности превращала людей в Героев.

непрофессиональный историк и фольклорист

    Грядущее мятежно, но надежда есть

    Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

    Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      galina-baturo
      19 октября 12:00

      Не искушай судьбу

      В продолжение предыдущего поста: https://dzen.ru/a/ZxKnDXFd4nnqO0cR Нас, советский людей, воспитывали в материалистической идеологии, где «Бога нет», а судьба – лишь разворачивающая во времени цепь следствий, следующих за причиной. Так оно, или нет, не буду успорять, но иногда и причина имеется, и следствие налицо, вот только вероятность наступления этог...
      106
      galina-baturo
      18 октября 21:42

      Фото субботника

      В далекое советское время фотография была отнюдь не простым делом. Это была техно- магия на пересечении науки и искусства. Для того, чтобы сделать фотографию нужен был хороший фотоаппарат, который стоил, во-первых, дорого, во-вторых, был дефицитным товаром. Но это не все, нужна была пленка, а снимая, фотограф не знал, что получится, потому что надо было...
      243
      galina-baturo
      31 июля 12:08

      Мадрид 1859

      Мы любим читать описания иностранцев русской жизни. Но не менее, а может быть более интересны заметки русских об житье-бытье иностранном. Как оно там, в Европе, куда мы так лезли через окно, прорубленное Петром Первым? А.Н.Веселовский, классик российской фольклористики, а в 1859 году молодой человек, только что закончивший Московский университет, остави...
      181
      galina-baturo
      30 июля 10:39

      Русская Золушка в Скандинавии: Ода

      Сказка "Золушка" и история Оды, дочери короля гуннов, рассказанная в Саге о Тидреке, повествуют о выборе невесты через ритуал примерки башмачков. Мотив «узнавания» суженных связывает два фольклорных источника. Познакомимся с героиней, которой тоже пришлось примерять башмачки, но при более драматических обстоятельствах.Источник: Сага о ТидрекеСага о Тидр...
      626
      galina-baturo
      29 июля 13:44

      А.С.Пушкин об открытии олимпиады в Париже

      Поэт - это не просто стихотворец. Поэт - это человек, обладающий даром предвидения, дарованным Свыше. Он может заглянуть в будущее, и мы, изумленные потомки, читая бессмертные стихи, понимаем пророческий дар настоящего Поэта. Стихотворение Кинжал А.С.Пушкин ...
      210
      galina-baturo
      25 июля 13:04

      Русская Золушка в Скандинавии: Ингигерд

      Источник: Сага о Хальфдане Эйстейнссоне Ингигерд – героиня Саги о Хальфдане, саги о древних временах. Две самые ранние из дошедших до нас рукописей, содержащих Сагу о Хальфданаре Эйстейнссоне, (AM 586 4to и AM 343 a 4to), датируемые второй половиной XV века, также являются двумя из трех самых ранних из дошедших до нас рукописей, содержащих Сагу о Вильмун...
      203
      galina-baturo
      24 июля 10:04

      ИИ против человека: кто кого обманывает

      Искусственный интеллект может многое: писать статьи, рисовать картинки, и много чего другого. Я сама увлеклась возможностями Искусственного интеллекта, по большей части для рисования оригинальных картинок к собственным постам. В том, что я сама пишу свои статьи, у меня никогда не было сомнений. Так же, как и в том, что я – человек, зовут меня Галина Бат...
      162
      galina-baturo
      21 июля 15:44

      Русская Золушка в Скандинавии: Соули

      Сага о Вилмундаре Русская (да-да) принцесса Соули, назвавшаяся Оскубуской (Золушкой) – героиня Саги о Вилмударе. Сага была написана в Исландии, вероятно, в конце XIV века, но самые ранние сохранившиеся рукописи относятся ко второй половине XVвека. Эту сагу относят к «романтической саге» или «рыцарской саге», хотя ее также можно считать пограничной с «саг...
      167
      galina-baturo
      11 июля 19:49

      Просто протяни руку

      Лето. Солнце. Море. Пляж. В жару так и тянет к воде. Искупаться. Поплавать. Понырять. И каждое лето у кого-то отдых заканчивается трагедией. Я отдыхала с дочерью на Старице. Длинная песчаная коса под завязку набита людьми, в основном семьями с детьми. На мелководье – сплошь детские головы. Я плаваю неплохо, когда-то занимала второе место на соревновани...
      178
      galina-baturo
      1 июля 19:35

      ГигаЧат об авторском праве

      ГигаЧат умеет рисовать картинки. Но как согласуется использование искусственного интеллекта с авторским правом? Лучше всего спросить сам искусственный интеллект. - Привет, Гигачат. ты помнишь наш вчерашний разговор?- Здравствуйте! К сожалению, я не имею возможности вести диалог и не помню содержание предыдущих разговоров. Могу ли я чем-то помочь ва...
      105
      galina-baturo
      30 июня 16:54

      Мое знакомство с ГигаЧатом

      ГигаЧат – нейросеть от Сбера, о которой я слышала, и вот решила познакомиться поближе. Далее мой диалог с нейросетью, снабженный моими комментариями. изображение сгенерировано https://developers.sber.ru/gigachat/ - Здравствуй, Гигачат. Расскажи о себе и своих возможностях.- Здравствуйте! Я генеративная языковая модель GigaChat. Могу ответить на ваши...
      169
      galina-baturo
      20 июня 13:23

      Ботулизм и с чем его едят

      В Москве, а теперь, как выясняется, и в других городах, люди отравились консервированными салатами, в которых попал сильнодействующий яд – ботулотоксин. Всего заболели более 100 человек, многие 50 попали в реанимацию. Разберемся, что такое ботулотоксин и чем он опасен. Знакомьтесь: Клостридия ботулинумЯд ботулотоксин вырабатывает бактерия, которую называ...
      263
      galina-baturo
      14 июня 09:53

      Композиция скальдической висы

      Исследователи, заостряя свое внимание на формальной стороне скальдического стихосложения, как-то упускают из виду композиционное строение висы, во всяком случае, мне подобного анализа не встретилось, поэтому я выскажу свое мнение по этому поводу.Скальдическая поэтика по большей части повествует о конфликте, и сама ее формальная структура является конфли...
      131
      galina-baturo
      11 июня 09:56

      Конек-Скакунок и Идеальное Государство

      Нет, не ту литературу нам преподавали в школе. Я училась в кондовое советское время, с махровой пропагандой классовой ненависти. Вся история строилась на борьбе классов: рабы против рабовладельцев, крестьяне против феодалов, рабочие против капиталистов, и – как апофеоз – победа пролетариата в отдельно взятой стране. Мы – Советский Союз – первая в мире ...
      203
      galina-baturo
      9 июня 16:42

      Фриц Ланг: матрица судьбы

      С Фрицем Лангом я познакомилась в далеком 1982 году, т.е. в прошлой жизни. Мой однокурсник подошел ко мне в перерыве между занятиями. - Ты знаешь, - издалека начал Он, - в Клубе кинолюбителей сегодня будут показывать фильм. Песнь о Ни-бе-лунгах, - последнее слово он произнес, запинаясь, чуть не по слогам. – Хочешь посмотреть? Мое сердце упало. Песнь о ...
      202
      galina-baturo
      18 марта 12:17

      Соня в царстве Дива

      В 1879 году в типографии А.Н Мамонтова вышел первый анонимный перевод сказки Люиса Керрола, под названием Соня в царстве Дива.Перевод в оригинальном издании, со всеми ерами и ятями доступен в интернете.Перевод интересен тем, что представляет собой не дословное следование оригиналу, а адаптацию сказки Керрола, перенесенное на русскую почву. Именно таким ...
      428
      galina-baturo
      13 марта 11:27

      Дети всегда интересны

      Дети всегда интересны. Дети привлекают взгляд, как его привлекает огонь: невозможно оторваться, потому что не знаешь, что будет в следующий момент. Захватывающе и тревожно. В общении с детьми, взрослый учится не меньше, чем дети учатся у взрослого.Все так называемые "чайлд-фри" - люди с психологическими проблемами. Люди, заявляющие, что "не хотят детей"...
      303
      galina-baturo
      11 марта 11:53

      Судьба в представлении скандинавов 10 века

      Религиозные представления скандинавов формировались в условиях постоянной внутренней и внешней агрессии, потому ничего удивительного, что они были направлены на поддержание высокой боевой готовности общества. Боги скандинавов также находились в окружении злобных врагов, угрожающих самому их существованию, постоянно сражались за свое место под солнцем, а...
      214
      galina-baturo
      1 марта 13:25

      Право силы: Исландия 10 века

      Исландия после заселения ее северными германцами, казалось бы, должна была стать островком земного рая: у каждого человека есть свой участок земли, работай, корми детей и радуйся жизни, но нет. Кровавые разборки по поводу и без повода тянутся через всю историю Исландии. Нам трудно понять, как можно убить человека из-за клочка соломы, из-за половины туши...
      867
      galina-baturo
      26 февраля 12:30

      Скандинавы и русы: предисловие к книге

      Скандинавской поэзии повезло с русским читателем гораздо меньше, чем прозе. Если исландская сага имеет своих верных поклонников, то скальдическая поэзия воспринимается в лучшем случае, как иллюстрация сюжета саг. В самостоятельной эстетической ценности ей отказано. «Темные», «вычурные» стихи, которые «невозможно понять» и «которые не добавляют ничего но...
      667
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика