• РЕГИСТРАЦИЯ

Судьба в представлении скандинавов 10 века

10 213


Религиозные представления скандинавов формировались в условиях постоянной внутренней и внешней агрессии, потому ничего удивительного, что они были направлены на поддержание высокой боевой готовности общества. Боги скандинавов также находились в окружении злобных врагов, угрожающих самому их существованию, постоянно сражались за свое место под солнцем, а, в конце концов, должен был наступить Регнарек — Сумерки Богов, Конец Света, Заключительная Битва, в которой погибнет старое поколение богов, и в мире воцарятся их сыновья. Деяния богов, а также героев известны по эпическим песням «Старшей Эдды», а также по прозаическим переложениям «Младшей Эдды» и сагам о героях.

Скальдическая поэзия непосредственно вырастала из мифологического и эпического мира, поэтика скальдов базировалась на мифологических аллюзиях, поэтому без знания хотя бы основ мифологии, скальдическую поэзию трудно понять.

Один - вершитель судьбы

Так как основной жанровой тематикой произведений скальдов было прославление героев — участников битв, большинство аллюзий отсылало слушателей вис к богу Одину.

Один являлся главой скандинавского пантеона, почему именовался Всеотец, Высокий. Он был отцом Тора и Бальдра и мужем Фригг. Впрочем, его нельзя назвать верным супругом, ибо Тора он прижил с Землей, и часто использовал сексуальную энергию в личных целях, как о том повествуется в многочисленных мифах, например, чтобы добыть Мед Поэзии. Будучи Отцом Раздора, Один постоянно вмешивается в земные дела, подзуживая людей убивать друг друга. При этом он не склонен выполнять своих обещаний, так что копье, которое должно приносить победу, в решающий час может сломаться, и вместо жизни ты получишь Вальгаллу. Справедливость не заботила Одина.

В «Перебранке Локи» на обвинения, что

Ты удачи в боях не делил справедливо:

Не воинам храбрым, но трусам нередко

Победу дарил ты.

(Перевод А. Корсуна)

Один не думает отрицать этот факт, а начинает поносить самого Локи:

А ты под землей сидел восемь зим,

Доил там коров, рожал там детей

Ты — муж женовидный.

(Перевод А. Корсуна)

Такой вот перевод стрелок, который скорее подтверждает слова Локи о несправедливости Одина, чем опровергает их.

Как зачинателя распри Одина можно считать богом войны. Так же Один создал руническую письменность и украл мед поэзии, потому он был покровителем скальдов.

Один имел множество других имен, скальды их знали и пользовались для создания ритмико-аллитерационного узора стиха. Один часто упоминается в скальдической поэзии под разнообразными хейти (поэтическими синонимами), но практически никогда не называется его собственное имя. Можно допустить, что это имя было табуировано, но в распоряжении скальдов было достаточно синонимических имен, хейти и кеннигов.

Один незримо присутствует в висах через мифологические аллюзии, которые в то время были широко всем известны, но для современного читателя требуют расшифровки. Одной из распространенных аллюзий было наименование Одина «владыкой повешенных». Это был намек на миф, в котором Один для того, чтобы заполучить магические знания, прибил себя копьем к мировому древу, не то повесился на нем. В жертву Одину людей приносили путем повешенья либо пронзания копьем, уподобляя их самому богу. По всей видимости, мыслилось, что жертвы становились кем-то наподобие клиентов у Верховного Бога, и наименования Одина, как «собирателя повешенных», «владыки повешенных» встречаются довольно часто.

Один владел Вальгаллой — Палатами Павших, где в преддверии Рагнарека, собирал наиболее отличившихся воинов. Предполагалось, что душа воина старится вместе с телом, потому Один часто предпочитал, чтобы воители заканчивали свою жизнь молодыми, дабы его потусторонние бойцы-эйнхерии были полны энергии. Чтобы попасть в Вальгаллу, необходимо было погибнуть в бою.

Намекали на Одина постоянно поминаемые в поэзии птицы-падальщики, особенно вОроны. Как известно, на плечах Одина сидели два вОрона, которые облетали землю и рассказывали богу обо всех делах. ВОроны выступают в поэзии как предвестники битвы и смерти, что неудивительно, ибо птицы Одина являли его волю на земле. Скальдическая поэзия насыщена птицами-стервятниками. Кроме вОронов, это соколы, ястребы, орлы, орланы, даже чайки и «чайчата». Животные падальщики практически не упоминаются.

Иногда встречаются аллюзии на волка, но очень туманные. Можно предположить, что Волк, будучи эсхатологическим животным, который в Конце мира поглотит Одина, был табуирован, и намеки на Волка придавали особую мрачность произведению. Так же можно предположить, что птицы представлялись скандинаву посланниками Небес, поэтому стать «пищей вОрона» значило в конечном итоге, опять-таки попасть на небо, к Одину, в Вальгаллу, в то время как бродящие по земле животные — медведи, волки, лисы — были хтоническими существами, и, соответственно, стать их пищей, значило провалиться в Хэль.

Валькирии - распорядительницы битвы

Валькирии — крылатые девы — незримо присутствовали в битве. По приказу Одина они давали в бою победу или смерть, а также отбирали наиболее достойных ратников и приводили их в Вальгаллу. Там славных воинов ждал нескончаемый источник пива, вечный вепрь, которого ели, а на утро он вновь воскресал, чтобы вновь быть забитым и поджаренным, а также вечная битва, в которой погибшие вновь оживали, наподобие того вепря. Сексуальных утех не предполагалось. Валькирии подносили энхериям кубки с пивом, видимо, этого было достаточно.

Можно предположить, что по представлениям скандинавов настоящий герой должен быть сексуально сдержанным. Торгейр, названный брат Тормода Скальда Чернобровой, говорил «что волочиться за юбкой, унижает его мощь». Впрочем, скальдам традиция приписывала женолюбие. Представляется вероятным, что частое обращение к женщине в висах, как «подательница пива», могла быть аллюзией на образ девы-валькирии, встречающей энхериев с кубком в руках.

Посмертие в верованиях скандинавов

Умершие от старости и болезни попадали в Хэль. Собственно, Хэль — это и есть смерть. Ее представляли в виде уродливой женщины, бледной и костлявой.

Представления о посмертии были у скандинавов путанные. Так, они верили в оживающих мертвяков, которые приходят из могил и изводят живых людей. Таких мертвяков часто приходилось успокаивать повторно, путем отсечения головы и приставления ее к ляжкам, были и другие способы. Души умерших можно было вызвать, чтобы заручиться свидетельством об их смерти. Такой спиритический сеанс описан в «Саге о фарерцах». Убитый Сигмунд явился окровавленным, а в руках держал собственную голову. Так была доказана его насильственная смерть. Судя по всему, предполагалось, что увечья, полученные физическим телом, останутся в ином мире.

Утонувшие оставались в подводном царстве Ран-морской владычицы. Их посмертная судьба никого не волновала.

Неоднократные описания в скальдической поэзии, как Один встречает героев в Вальгалле, а также графические изображения женщин с кубками в руках делают вероятным, что скандинавы реально верили в потустороннее существование в Палатах Одина. Это не были какие-то абстрактные умствования отдельной узкой группы, наоборот, это было глубокое религиозное чувство, служившее мощной мотивацией идти в битву и погибнуть насильственной смертью.

В сагах иногда описаны герои, которые утверждают, что «верят только в себя, свои силы», сообщается, что они не приносят жертв на капищах, разочаровавшись в поддержке языческих богов. Таким был Гисли сын Кислого. Представляется, что подобные утверждения вложены в уста героям саг авторами-христианами, которые на свой манер облагораживали древних язычников, приписывая им отказ от веры предков.

Судьба в верованиях скандинавов

Скандинавы верили в судьбу. Судьба в их понятии не была чем-то простым и однозначным. С одной стороны, она представала в виде безличной силы, Предопределения, с которой невозможно бороться ни богам, ни людям. Один и другие боги знают, что настанет Рагнарек — Конец Света, в котором Одину предстоит погибнуть в пасти Волка.

Так же герои саг часто бывают предупреждены о своей участи, и ничего не делают для того, чтобы ее предотвратить. Поведение их не кажется разумным, но на самом деле, они знают, что сделать ничего нельзя. Предопределенное все равно произойдет. Скальдические стихи наряду с жанром, воспевающим героизм в сражении и смерть в бою, часто посвящены пророчествам. Судьбу можно узнать, но изменить ее нельзя, ее можно только принять. Скандинав принимает судьбу не с покорностью обреченного, он бросает ей вызов, устраивает «прощальный салют».

Другое понимание судьбы присутствовало в ментальности, как осознание причинно-следственных связей, где поступки героя вызывают необходимую цепочку последующих событий. Судьба героя заключается в том, что он, полностью осознает эти связи, но поступает так, как поступает, «выращивает свою судьбу».

Будущее в ментальности скандинавов существовало наряду с прошлым и настоящем, т.е. судьба — это состоявшееся будущее. Время воспринималось не в линейной последовательности процессов, а в непосредственной данности. Будущее, судьба — это не вероятностные события, которых нет, а состоявшееся событие, о котором ты еще не знаешь, для тебя оно в будущем, но на самом деле оно уже запечатлено в некой матрице. Из того, что оно уже состоялось и следует, что ничего изменить нельзя

Будущая судьба как бы отбрасывает тень в прошлое, которое для героя является настоящим. Такой тенью будущего выступают некие «знаки», которые могут отражаться на лице героя и которые могут видеть другие люди. «Тебе суждено более удачи, чем твоему названному брату», — говорит конунг Олав Святой Тормоду, принимая его на службу. На тинге все встречные — поперечные сообщают герою — Скарпхедину, что он обречен, они видят это по его лицу: «Кто этот человек, с лицом неудачника?», — задается каждый вопросом. Тенью будущего в настоящем выступают сны, пророчества, видения, даже жесты. Хельги сын Дроплауг трет лицо там, где ему будет нанесена рана, ее нет, но она уже есть, герой чувствует в настоящем то, чему только предстоит наступить.

Женщина - олицетворение судьбы у скандинавов

Олицетворением судьбы выступали женщины — Норны или Дисы. Они могли придти герою во сне. Как рассказывал Гисли сын Кислого, он видел двух женщин, одна добрая, и всегда дает хорошие советы, а другая… пророчит дурное. Выше уже отмечалось амбивалентность отношения скандинавов к женщинам, которая проявляется и в этом рассказе, но более развитое сознание Гисли разделяет архаичный единый в добре и зле облик женщины-дисы на два, появляется не характерная для скандинава поляризация сил добра и зла, но здесь они еще не абстрактные понятия, а вполне конкретные существа, хоть и сверхъестественные: одна пытается спасти героя, другая — погубить, причем спасение и погибель не метафоричные, а самые что ни на есть реальные, относящиеся к его физической жизни.

В обращениях к абстрактной и не очень женщине в скальдической поэзии часто фигурирует имя Дисы, таким образом, женщина ассоциативно связана с пророчицей и хозяйкой судьбы, которой герой, по сути, дает отчет о своих деяниях.

Валькирия Хильд - олицетворенная Битва

Еще одна мифологема, глубоко укоренившая в ментальности скандинавов и постоянно проявляющая в скальдической поэзии, это битва Хедина и Хегни за право на Хильд. Хильд — валькирия, воплощенная Битва, дочь Хегни и возлюбленная Хедина. В битве Хедин и Хегни убили друг друга, но были воскрешены Хильд, и их битва продлится вечно. Выражения «суженая Хедина», «была ты нам Хильд» являются отсылками к этому мифу о вечной битве. Можно предположить, что в метафорическом смысле герой скальдической висы, а может и обычный человек, идущий в битву, воспринимал себя мужем Хильд, и в этом смысле надеялся получить вечную жизнь в вечной битве. Возможно, с этим же связано относительное целомудрие скальдических героев. Сохраняя верность Хильд, они могли рассчитывать на такую же верность с ее стороны.

Деревья - как люди, золото - как гнездовье змеи

Люди олицетворялись через названия деревьев. Муж — ясень, клен, сосна. Жена — ива, липа, также сосна. По германскому мифу, люди произошли от деревьев: первый мужчина был Ясень, а первой женщиной Ива. Скальдическая поэзия сохраняла представления о близости людей и деревьев. Деревья — предки людей, соответственно, именуя людей через метафору деревьев, слушатели переносились во времена первотворения. Герой уподоблялся эпическим предкам, происходило наложения настоящего времени и времени эпического, что в целом служило цели возвышения и прославления героя скальдического произведения.

Еще одна постоянная мифологическая аллюзия, это метафора золота, сокровищ, как «гнезда полоза». По скандинавским верованиям змеи выступали хранителями кладов. Самым известным из таких хранителей был дракон Фафнир, убитый Сигурдом-Зигфридом из героического «Сказания о Вельсунгах». Интересно отметить общность германской и уральской мифо-поэтики, переданной нам в Сказах П. П. Бажова, где Золотой Полоз выступает Хозяином Золота, способным притянуть его к себе, а хранительница Уральских сокровищ — Медной Горы Хозяйка — одновременно является ящерицей.

Вывод

Скальды, до тонкостей знавшие традиционную мифологию, искусно пользовались многочисленными аллюзиями на известные эпические события, чтобы придать висам второй, а то и третий смысл. Это «мерцание» смыслов, их многозначность были прекрасно понятны аудитории, которые, наверняка, находили особую прелесть в разгадывание намеков и полунамеков на знаковую информацию. То, что нам кажется «темным» стилем, требует от нас интеллектуальных усилий, для аудитории скальдов было словесной игрой, слово воспринималось не только в его прямом значении, но и во всем многообразии ассоциаций, в результате чего, оно переливалось, подобно драгоценному камню, становилось объектом любования.

Скальды недаром называли себя «кузнецами слова». Из грубого, необработанного словесного материала, они выковывали прекрасное произведение искусства — скальдическую вису.

непрофессиональный историк и фольклорист

    Стихийная тяга к майдану

    Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

    "В России массово строятся усиленные укрытия для аэродромов". Электронная разведка США отмечает повсеместную модернизацию авиабаз ВКС

    Путь от моделек до реального воплощения занял менее чем полгода. Можем, когда захотимЕщё летом нынешнего года американские военные эксперты доходчиво объяснили, почему проблема с капита...

    ЭКЛЕКТИКА ЭЛЬВИРЫ

    Пресс-конференция Главы Центробанка после заседания Совета директоров по ставке ещё раз подтвердила опасность для экономики страны и ментального здоровья её граждан от продолжения действий команды Э.Н...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      galina-baturo
      19 октября 12:00

      Не искушай судьбу

      В продолжение предыдущего поста: https://dzen.ru/a/ZxKnDXFd4nnqO0cR Нас, советский людей, воспитывали в материалистической идеологии, где «Бога нет», а судьба – лишь разворачивающая во времени цепь следствий, следующих за причиной. Так оно, или нет, не буду успорять, но иногда и причина имеется, и следствие налицо, вот только вероятность наступления этог...
      106
      galina-baturo
      18 октября 21:42

      Фото субботника

      В далекое советское время фотография была отнюдь не простым делом. Это была техно- магия на пересечении науки и искусства. Для того, чтобы сделать фотографию нужен был хороший фотоаппарат, который стоил, во-первых, дорого, во-вторых, был дефицитным товаром. Но это не все, нужна была пленка, а снимая, фотограф не знал, что получится, потому что надо было...
      242
      galina-baturo
      31 июля 12:08

      Мадрид 1859

      Мы любим читать описания иностранцев русской жизни. Но не менее, а может быть более интересны заметки русских об житье-бытье иностранном. Как оно там, в Европе, куда мы так лезли через окно, прорубленное Петром Первым? А.Н.Веселовский, классик российской фольклористики, а в 1859 году молодой человек, только что закончивший Московский университет, остави...
      181
      galina-baturo
      30 июля 10:39

      Русская Золушка в Скандинавии: Ода

      Сказка "Золушка" и история Оды, дочери короля гуннов, рассказанная в Саге о Тидреке, повествуют о выборе невесты через ритуал примерки башмачков. Мотив «узнавания» суженных связывает два фольклорных источника. Познакомимся с героиней, которой тоже пришлось примерять башмачки, но при более драматических обстоятельствах.Источник: Сага о ТидрекеСага о Тидр...
      626
      galina-baturo
      29 июля 13:44

      А.С.Пушкин об открытии олимпиады в Париже

      Поэт - это не просто стихотворец. Поэт - это человек, обладающий даром предвидения, дарованным Свыше. Он может заглянуть в будущее, и мы, изумленные потомки, читая бессмертные стихи, понимаем пророческий дар настоящего Поэта. Стихотворение Кинжал А.С.Пушкин ...
      210
      galina-baturo
      25 июля 13:04

      Русская Золушка в Скандинавии: Ингигерд

      Источник: Сага о Хальфдане Эйстейнссоне Ингигерд – героиня Саги о Хальфдане, саги о древних временах. Две самые ранние из дошедших до нас рукописей, содержащих Сагу о Хальфданаре Эйстейнссоне, (AM 586 4to и AM 343 a 4to), датируемые второй половиной XV века, также являются двумя из трех самых ранних из дошедших до нас рукописей, содержащих Сагу о Вильмун...
      203
      galina-baturo
      24 июля 10:04

      ИИ против человека: кто кого обманывает

      Искусственный интеллект может многое: писать статьи, рисовать картинки, и много чего другого. Я сама увлеклась возможностями Искусственного интеллекта, по большей части для рисования оригинальных картинок к собственным постам. В том, что я сама пишу свои статьи, у меня никогда не было сомнений. Так же, как и в том, что я – человек, зовут меня Галина Бат...
      162
      galina-baturo
      21 июля 15:44

      Русская Золушка в Скандинавии: Соули

      Сага о Вилмундаре Русская (да-да) принцесса Соули, назвавшаяся Оскубуской (Золушкой) – героиня Саги о Вилмударе. Сага была написана в Исландии, вероятно, в конце XIV века, но самые ранние сохранившиеся рукописи относятся ко второй половине XVвека. Эту сагу относят к «романтической саге» или «рыцарской саге», хотя ее также можно считать пограничной с «саг...
      167
      galina-baturo
      11 июля 19:49

      Просто протяни руку

      Лето. Солнце. Море. Пляж. В жару так и тянет к воде. Искупаться. Поплавать. Понырять. И каждое лето у кого-то отдых заканчивается трагедией. Я отдыхала с дочерью на Старице. Длинная песчаная коса под завязку набита людьми, в основном семьями с детьми. На мелководье – сплошь детские головы. Я плаваю неплохо, когда-то занимала второе место на соревновани...
      178
      galina-baturo
      1 июля 19:35

      ГигаЧат об авторском праве

      ГигаЧат умеет рисовать картинки. Но как согласуется использование искусственного интеллекта с авторским правом? Лучше всего спросить сам искусственный интеллект. - Привет, Гигачат. ты помнишь наш вчерашний разговор?- Здравствуйте! К сожалению, я не имею возможности вести диалог и не помню содержание предыдущих разговоров. Могу ли я чем-то помочь ва...
      105
      galina-baturo
      30 июня 16:54

      Мое знакомство с ГигаЧатом

      ГигаЧат – нейросеть от Сбера, о которой я слышала, и вот решила познакомиться поближе. Далее мой диалог с нейросетью, снабженный моими комментариями. изображение сгенерировано https://developers.sber.ru/gigachat/ - Здравствуй, Гигачат. Расскажи о себе и своих возможностях.- Здравствуйте! Я генеративная языковая модель GigaChat. Могу ответить на ваши...
      169
      galina-baturo
      20 июня 13:23

      Ботулизм и с чем его едят

      В Москве, а теперь, как выясняется, и в других городах, люди отравились консервированными салатами, в которых попал сильнодействующий яд – ботулотоксин. Всего заболели более 100 человек, многие 50 попали в реанимацию. Разберемся, что такое ботулотоксин и чем он опасен. Знакомьтесь: Клостридия ботулинумЯд ботулотоксин вырабатывает бактерия, которую называ...
      263
      galina-baturo
      14 июня 09:53

      Композиция скальдической висы

      Исследователи, заостряя свое внимание на формальной стороне скальдического стихосложения, как-то упускают из виду композиционное строение висы, во всяком случае, мне подобного анализа не встретилось, поэтому я выскажу свое мнение по этому поводу.Скальдическая поэтика по большей части повествует о конфликте, и сама ее формальная структура является конфли...
      131
      galina-baturo
      11 июня 09:56

      Конек-Скакунок и Идеальное Государство

      Нет, не ту литературу нам преподавали в школе. Я училась в кондовое советское время, с махровой пропагандой классовой ненависти. Вся история строилась на борьбе классов: рабы против рабовладельцев, крестьяне против феодалов, рабочие против капиталистов, и – как апофеоз – победа пролетариата в отдельно взятой стране. Мы – Советский Союз – первая в мире ...
      203
      galina-baturo
      9 июня 16:42

      Фриц Ланг: матрица судьбы

      С Фрицем Лангом я познакомилась в далеком 1982 году, т.е. в прошлой жизни. Мой однокурсник подошел ко мне в перерыве между занятиями. - Ты знаешь, - издалека начал Он, - в Клубе кинолюбителей сегодня будут показывать фильм. Песнь о Ни-бе-лунгах, - последнее слово он произнес, запинаясь, чуть не по слогам. – Хочешь посмотреть? Мое сердце упало. Песнь о ...
      201
      galina-baturo
      18 марта 12:17

      Соня в царстве Дива

      В 1879 году в типографии А.Н Мамонтова вышел первый анонимный перевод сказки Люиса Керрола, под названием Соня в царстве Дива.Перевод в оригинальном издании, со всеми ерами и ятями доступен в интернете.Перевод интересен тем, что представляет собой не дословное следование оригиналу, а адаптацию сказки Керрола, перенесенное на русскую почву. Именно таким ...
      428
      galina-baturo
      13 марта 11:27

      Дети всегда интересны

      Дети всегда интересны. Дети привлекают взгляд, как его привлекает огонь: невозможно оторваться, потому что не знаешь, что будет в следующий момент. Захватывающе и тревожно. В общении с детьми, взрослый учится не меньше, чем дети учатся у взрослого.Все так называемые "чайлд-фри" - люди с психологическими проблемами. Люди, заявляющие, что "не хотят детей"...
      303
      galina-baturo
      4 марта 14:16

      Эстетика битвы в скальдической поэзии

      Скандинав жил в мире силы, и не сомневался в правде силы. Это постоянное утверждение себя в жестоком мире, где жизнь становилась разменной монетой в игре страстей, требовало мощнейшей мотиватиции для того, чтобы вновь и вновь бросать ее в рулетку судьбы. Такой мотивацией становилась Слава.Скандинав остро ощущал конечность своего бытия. Жизненный опыт уб...
      193
      galina-baturo
      1 марта 13:25

      Право силы: Исландия 10 века

      Исландия после заселения ее северными германцами, казалось бы, должна была стать островком земного рая: у каждого человека есть свой участок земли, работай, корми детей и радуйся жизни, но нет. Кровавые разборки по поводу и без повода тянутся через всю историю Исландии. Нам трудно понять, как можно убить человека из-за клочка соломы, из-за половины туши...
      866
      galina-baturo
      26 февраля 12:30

      Скандинавы и русы: предисловие к книге

      Скандинавской поэзии повезло с русским читателем гораздо меньше, чем прозе. Если исландская сага имеет своих верных поклонников, то скальдическая поэзия воспринимается в лучшем случае, как иллюстрация сюжета саг. В самостоятельной эстетической ценности ей отказано. «Темные», «вычурные» стихи, которые «невозможно понять» и «которые не добавляют ничего но...
      667
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика