Под городом Пензой, административным центром Пензенской области, находится поселок Золотаревка. Основан он на месте древних поселений в конце 17 века как помещичья деревня канцеляристом Пензенской провинциальной конторы Алексеем Федоровичем Золотаревым, стало быть, назвали поселок в честь доброго барина. Построил ли свою деревню на месте тех древних поселений А.Ф.Золотарев наново или там кто жил, история умалчивает.
В 1882 году Ф.Ф.Чекалин разрыл некое городище в устье р.Медаевка, аккурат в месте ее впадения в р.Суру. Находки его не впечатлили, и древнее поселение осталось в забвении. В 1952 – 78 годах под Золотаревкой работала целая научная экспедиция под руководством М.Р.Полесских. Вскрыли 1000 кв. м культурного слоя, определись, что, жили здесь в начале эры срубники, потом в 3-4 веках появились представители «городецкой» культуры, затем в 10-13 веков – загадочные буртасы. Исчезнувший народ. Исчезнувшее государство. Экспонаты положили в музей, отчеты – в архив, и над Золотаревкой вновь опустилась завеса молчания.
Потом пришли лихие 90-е. Народ начал жить вольным промыслом, и на черный рынок потек ручеек наконечников стрел и другого оружия 13 века. Откуда? К счастью, нашелся археолог Г.Н.Белорыбкин, который вышел на это Богом забытое Золотаревское городище и ахнул: 140 000 кв. м сплошь покрыты обломками вооружения и человеческими останками.
О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями…
Перед археологом было настоящее поле сражения, нетронутое с 13 века. Это все равно, что биологу открыть новый вид. Даже род. И не мелкой козявки, а крупного млекопитающего. Слона. Реальные найденные места средневековых сражений можно пересчитать по пальцам на одной руке. Никто, например, не знает, где находится то самое Куликово поле, на котором князь Дмитрий разбил Мамая.
Г.Н.Белорыбкин начал действовать. В первую очередь разогнал черных археологов, настоял на охраняемом режиме памятника, втолковал кому надо об особом статусе Золотаревского городища, и принялся копать. И выкопал такое, что сам дался диву.
Это был полноценный средневековый город.
Система обороны – лучшая для своего времени. Само городище располагалось на мысе и перегорожено четырьмя поперечными валами и рвами, разделившими городище на четыре зоны. Еще один вал со рвом идет по краю мыса. С напольной стороны – дополнительная полоса препятствий в виде ловчих ям. Передовые технологии и прекрасные образцы укрепления.
Надо сказать, что вал - это на самом деле сложное фортификационное сооружение, и надо иметь серьезные знания, чтобы его построить. Сначала зачищалась поверхность от травы и дерна. Затем в землю вбивались колья. Вдоль кольев насыпалась каменная подушка, сверху – почва, снятая по краям вала, и снова уложен суглинистый слой, сцементировавший основание вала. Дальнейшие слои укладывались со сдвигом к наружной стороне, сверху вновь насыпалась почва. Для выравнивания поверхности использовался песок, взятый изо рва, получалась песчаная подушка, которую засыпали почвой. Выше подсыпали еще слои песка и камня. Как пишет Г.Н. Белорыбкин: «Изучение вала показало, что при строительстве защитных сооружений использовались определенные технологии, а строительство велось строго по плану».
Это был торговый город. Найдены детали торговых весов, гирьки, грузики, а также многочисленные слитки из серебра, взвешивание которых показало, что они ориентированы на мискаль - торгово-денежную и весовую единицу, характерную для Волжской Булгарии. Но встречаются фрагменты типа киевских и новгородских гривен. Итак, Золотаревка стояла на фронтире: с одной стороны – Волжская Булгария, с другой – Русь. Торговля шла в обе стороны, и весьма бойко.
Также здесь активно развивалось собственное производство, уровень которого не уступал ни Руси, ни Волжской Булгарии.
Понятно, что ремесленный люд надо кормить. Сельское хозяйство использовало разнообразные культуры: пшеницу, овес, рожь, ячмень, просо. Зерновые сеяли с использованием колесного плуга, убирали урожай косами и серпами, на которых часто встречаются долы, а мололи зерно на ручных мельницах из двух каменных жерновов.
Разводили скот: овец, коров, лошадей.
Изготавливали керамику. Это был особый тип, который называется красно-коричневой гончарной посудой. Выделил этот тип М.Р. Полесских, да тот самый, который первым раскопал Золотаревское городище, он связал этот тип керамики с народом буртасов, который жил на территории Среднего Поволжья в 10-13 веках, а потом исчез.
Жители древней Золотаревки обрабатывали дерево. Найдены топоры самых разных типов, тесла, долоты, гвозди, скобы, скобели и сверла. Пользовались они всем этим инструментом весьма умело, ибо отстроили деревянную крепость с башнями. Сами они жили в срубных избах, уровень комфорта в которых был не ниже, чем в домах русского крестьяне 19 века.
Не менее развита была и обработка железа, о чем свидетельствует множество железных инструментов и изделий от простых кресал до замков со сложными механизмами. Одним словом, люди были зажиточные, им было, что хранить в сундуках, запирая свое добро от чужих глаз и рук. Например, китайское зеркало. Да, да, именно китайское. Сохранились иероглифы, которые читаются как цзяоцзы (дровосек), а в металлографический анализ показал наличие алюминия, характерное для китайских изделий.
Богатство притекало в Золотаревку не только и не столько за счет торговли импортом. Золотаревцы делали ювелирные изделия. Серебрянные застежки, гривны, браслеты, височные кольца, перстни. Причем люди они были ушлые, потому производили дешевые украшения под видом дорогих. Например, они догадались делать серебряные бусины трехбусинных височных колец полыми, а внутрь, для веса, заливать воск. Так же мухлевали с серебром, делая сплав серебра, свинца и меди. Копировали, прежде всего, ювелирные изделия Древней Руси и Волжской Булгарии, затем продавали на большой территории.
В мордовских памятниках в Примокшанье и на р.Теше очень много типично золотаревских изделий. Их находят в захоронениях воинов, и очень может быть, что умершие – представители администрации с Золотаревского городища, т.е. чиновники, управляющие более мелкими поселениями от лица правителя Золотаревки.
Анализ найденных украшений и оружия позволил определить этнический состав населения Золотаревки.
Это был настоящий интернационал. Буртасы. Мордва. Славяне. Да-да, славяне. В 13 веке они уже жили в Посурье, занимались ремеслами. Именно их традиционные трехбусинные височные кольца подделывали золотаревкие умельцы. Найдены кольца с яргами (свастикой), кресты, аналогичные киевским, что говорит и о постепенном проникновении христианства, и о сохраняющихся связях сурских и днепровских славян. Но самое удивительное – это находки украшений и оружия аскизкой культуры, народа, являющегося предком нынешних хакасов, из Южной Сибири. Причем, прослежено, что аскизы тоже поддерживали связь со своей далекой родиной, ибо мода на украшения менялась синхронно, здесь, в среднем Посурье, и там, у подножия Алтайских гор. Найден меч-пальмА – типичное оружие сибирских народов – гибрид клинкового и древкового оружия, что-то в виде клинка, насаженного на укороченное древко, позволяющего пользоваться им как мечом, и как копьем. Аскизы составляли наемную дружину Золотаревского правителя, их легкая конница контролировала торговый путь, охраняла караваны.
Что НЕ найдено. Не найдено место захоронения жителей городища, а их было по оценкам археологов около 3 тысяч, а город существовал самое меньшее 300 лет. Не найдено культовых сооружений. Ни церквей, ни мечетей, ни капищ. Не найдено никаких выбитых в металле, процарапанных на камне или каким другим образом зафиксированных изречений из Корана. А ведь Золотаревка находилась в орбите Волжской Булгарии, где ислам был принят еще в 10 веке. Не найдено изделий из кожи и ткани. Мы можем только догадываться об одежде золотаревцев. Не найдено ни одной надписи, хотя существование крупного торгового города с правителем во главе предполагает наличие хозяйственно-бюрократического аппарата. Сурские подкисленные черноземы надежно утилизируют всю органику, оставляя лишь кость и металл.
Итак, назовем вещи своими именами. Золотаревка – истинное название города пока остается неизвестным – была административным центром, т.е. столицей раннефеодального государства. Осознайте всю глубину этого открытия. Здесь, в Среднем Посурье, было не дикое поле, куда забредал редкий кочевник, не дремучая тайга, где затерянные в дебрях, корчевали пни мордовские общинники, изолированные лесом от мира и цивилизации. Нет! Здесь стояло цветущее государство, связанное торговыми путями с Китаем, Персией, Волжской Булгарией, Русью. В техническом, экономическом, политическом планах это государство нисколько не уступало соседям.
Оно было уничтожено в 13 веке Батыевой ордой. А потом второй раз его уничтожило народное забвение.
Когда на город надвинулась орда Батыя, население Золотаревки приняло бой. Неравный бой. На тысячу защитников города пришлось самое меньшее 5 тысяч супостатов. Аскизская дружина легла под стенами города. На площади более 60 тысяч квадратных метров находят наконечники стрел, фрагменты оружия, человеческие кости. Двое суток шла осада. Лошади врагов попадали в ловчие ямы, калечили себе ноги разбросанными по земле шипами, а стрелки с городских стен сбивали врагов с седел, но силы были слишком не равны. Завоеватели применили баллисты. Стены города были разбиты камнями, затем захватчики ворвались в город.
Они не пощадили никого. По оценкам археологов было убито более 2 тысяч человек. Убитые лежали по всей территории городища. Разрубленные, раздробленные черепа. В позвонках застряли наконечники стрел. В одном из амбаров найдена гора человеческих останков. Видимо, жителей Золотаревки согнали в амбар, заперли и подожгли. На месте стены найдены останки мужчины. Рука сжимает булаву. Может быть, это правитель? Булава часто выступала символом власти. Если это так, он погиб с оружием в руках, защищая свою землю. Город был сожжен. Вместе с запасами зерна.
Г.Н. Белорыбкин предполагает, что после взятия Золотаревки, Батый повел орду на Рязань.
Государство буртасов погибло. Выжившая мордва бежала от несущих смерть завоевателей дальше в леса. Некому было хоронить умерших. Некому было рассказывать о том страшном сражении.
С падением государства началась быстрая ассимиляция буртасов, и время стерло воспоминания о некогда цветущем городе на берегу Суры. Место городища заросло лесом. Остался лишь глухой иррациональный страх перед «проклятым урочищем». И через 800 лет люди обходили стороной оплывающие валы. Там никто не селился, не пахал землю, не пас скот. Никто не знал, почему это запрещено, но свято блюли запрет.
Лопата археолога вернула из забвения давно ушедшие времена, и мы узнали о героических деяниях наших предков, погибших, защищая свою землю от нашествия врагов.
Вечная им память.
Оценили 18 человек
25 кармы