• РЕГИСТРАЦИЯ

О мраморных вуалях и иллюзиях

26 3793

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Продолжаем лекторий, или Сакральные знания - народу!!!

Сегодня у нас донесение сакральных знаний до широких масс альтернативной публики, а также до интересующихся секретами скульптур с вуалями.

Но для начала немного поговорим об иллюзиях. Ах, как любим мы иногда розыгрыши или невинные самообманы, особенно, когда эти самые самообманы сопровождаются приятными сердцу поэтическими эмоциями :о) Иллюзии привлекают людей самого разного возраста. Вы только посмотрите, как увлечены эти люди!

Или эти

Именно этот эффект - иллюзорность и привлекает людей к скульптурам с вуалями, но не только он, а ещё и любовь к "подглядыванию" (как уже было замечено древними эллинами)

Кажется, что мраморная вуаль прозрачна. Но это - всего лишь иллюзия, достигаемая особым приёмом.

Лепке облегающей тело материи обучаются все скульпторы.

И первоначально эффект назывался техникой влажной ткани. А ваять скульптуры в одеяниях со складками умели ещё в античности. Но как сделать скульптуру притягательной не только мастерской техникой обработки камня, а ещё и усилив эффектом влажной ткани?

Родоначальником нового - иллюзийного направления в мраморной скульптуре считается венецианец Антонио Коррадини.

Его талантливо выполненными работами возхищались современники, и очаровываются ныне живущие. Его последователем, развившим идею и считается Рафаэль Монти.

Раффаэле Монти, идеал и "трюки резца" с колокольчиком.

Творчество и репутация Раффаэле Монти были тесно переплетены с международными выставками и дискуссиями об отношении идеальной скульптуры к "механическому" искусству. Монти родился и учился в Милане, но бежал в Лондон после войны с австрийцами в 1848 году и , после того, как получил известность на Великой выставке, работал там до самой своей смерти.

Слава Монти была неумолимо связана с применением и повторным изпользованием одного и того же мотива - женщины под вуалью. Его завуалированные скульптуры имели много прецедентов в погребальных памятниках XVIII века или скульптурах часовен в Италии, как проявления веры, скромности и других понятий, включающих парадоксальную связь между отсутствием и сокрытием на материальном плане и присутствием или откровением на другом.

Однако этот мотив был новым для скульптурных выставок в Британии, и в якобы светском, индустриальном контексте Великой выставки (1851 г.) он стал пробным камнем для дискуссий о месте иллюзионизма и манипулирования материалами в скульптуре как таковой. Завуалированные скульптуры Монти демонстрировали, что могут делать скульпторы, скульптурные материалы и скульптуры, насколько гибкими они могут быть, как они могут привлечь новую аудиторию.

В то же время в работах критиков и скульпторов на протяжении всего периода от Великой выставки до Международной выставки 1862 года и после неё вуали Монти стали символом сферы деятельности скульптурной среды и того, что лежало за её пределами—всего, что она не могла или не должна была делать. В современной критике завесы Монти представляли собой границу—неосязаемую для некоторых - отделяющую "идеал" идеальной скульптуры от внешнего мира.

Учёные, которые рассматривали стиль скульптуры Монти, помещают его на временной границе между различными стилями девятнадцатого века. Общепринято считать, что скульптуры Монти иллюстрируют более широкий сдвиг во вкусе итальянских скульпторов или их частных покровителей, их значение в качестве пробного камня для определения того, что такое "идеал". Можем начать больше понимать дискурс, как только мы поместим развитие и критику скрытых скульптур Монти в культуру популярного зрелища и конкурсного показа на международных выставках и подобных шоу.

Статуя Веры Инноченцо Спинацци

Этот мотив уже был широко разпространён в итальянской скульптуре XVIII века и, возможно, больше всего связан с венецианским скульптором Антонио Коррадини (1668-1752) и фигурой скромного целомудрия Коррадини для погребального памятника в Капелле Сансеверо в Неаполе. Другой известный пример - статуя Веры в главной часовне Санта-Мария-Мадделена-де-Пацци, Флоренция, работы Инноченцо Спинацци (1726-1798).

В искусствоведческой статье, которая мне встретилась, подробно описывается последовательное изпользование Монти мотива лица в сочетании с различными повествованиями и техническими приёмами, как мост между идеальной скульптурой и новой аудиторией. Именно в этом популярном выставочном контексте, а не в контексте частного коллекционирования и аристократического вкуса, наверное, и следует понимать производство и внешний вид последнего, более других описываемого произведения Монти - "сон печали" и "сон радости".

С позиций этого разсмотрения, возможно, наиболее важными для развития техники Монти являются скульптуры с вуалью периода первых лет, проведённых им в Великобритании.

На протяжении всего периода многие недоброжелатели Монти характеризовали его скульптуры как примеры простой ручной работы и механической ловкости, имитирующей способности, которые, несмотря на их большую популярность, были ниже "идеального" царства истинного скульптурного творчества.

Завуалированная скульптура Монти вуаль находит аудиторию

До того, как "вуаль Монти" стала популярной, будучи представляемой на многолюдных выставках, впервые в Британии интерес к завуалированному лицу Монти проявился в результате аристократического покровительства. В 1846 году Уильям Спенсер Кавендиш, 6-й герцог Девонширский, посетив студию Монти в Милане, заказал "весталку под вуалью".

William Spencer Cavendish

Девоншир был одним из самых значительных британских коллекционеров современной идеальной скульптуры из Италии и имел ненасытную любовь к драгоценным камням и мрамору в целом. В Чатсворте (Chatsworth) он уже тщательно собрал внушительную галерею "современного антиквариата", принадлежащую Канове, Тенерани, Торвальдсену и Гибсону (Canova, Tenerani, Thorvaldsen and Gibson).

Однако Весталка не присоединилась к ним в Чатсворте, но впервые была выставлена в лондонской резиденции герцога Чизвик-Хаусе (Chiswick House). "Весталка под вуалью", ныне находящаяся в Чатсворте, представляет собой мраморное изображение в натуральную величину одной из девственных жриц Весты, поддерживавшей священный огонь Древнего Рима. Статуя изображает весталку, стоящую на коленях на мелком прямоугольном постаменте, увенчанную венком из цветов и подносящую чашу с резным пламенем—огнём Рима.

Наряду со своей вуалью, Весталка одета в относительно абстрактную, «классическую» драпировку и обута в сандалии. Но в то время как такая драпировка в идеальной скульптуре служила фоном для волнообразных поз, которые она прикрывала, или обнаженной плоти, которую она не прикрывала, тело весталки было в большей степени задушенным каркасом драпировки: мало того, что тело почти полностью покрыто мраморной тканью, его поза не показывает явного движения и тело разположено почти полностью симметрично. Конечности выстраиваются в одну линию с квадратным цоколем, границы которого почти полностью вмещают в себя форму тела. Эта жесткая симметрия нарушается только диагональным изгибом драпировки, лежащей на теле, и небольшим наклоном головы в сторону по той же диагональной линии. Воображаемая коробка, создаваемая подножием, разбита чашей огня, которая выдвигается дальше передней поверхности подножия, и которая, по своей форме и размеру, перекликается с гирляндой цветов, украшающих голову.

Публично Монти впервые выставил свои скульптуры в вуалях в 1847 и 1850 годах, на индивидуальных выставках в "комнатах" продавцов гравюр отца и сыновей Кольнаги (Colnaghi) в Пэлл-Мэлл. Хотя такие комнаты продавцов гравюр были важным фактором в развитии выставок картин в Великобритании, одиночные выставки скульптуры были относительно редки и, по-видимому, изпользовались главным образом иностранными художниками или теми, у кого не было студии в стране, из которой они могли торговать.

Возможно, по той причине, что вовремя конфликта с Австрией Монти перевёз весь свой товар в Великобританию, количество мраморных работ, выставленных им, было довольно впечатляющим. Сюда входили погребальный памятник и различные идеальные, библейские, литературные и фантастические сюжеты. Он показал не только закутанную в покрывало весталку (1847 год), но и неотслеживаемую (не имевшую сопровождения) статую женщины в покрывале, обнимающей крест, что символизировало "христианство" или "религию" ( 1847 г.), и на каждой выставке присутствовал один бюст "закутанной весталки".

Также "в комнатах" была показана его «Ева после падения», которую британские критики считали наиболее выразительной, поэтической и «идеальной» из работ Монти.

Вуаль, между тем, была описана с самого начала как произведение скульптурной новизны, или разнообразного повторения упражнений, подобно идеальным удачам Кановы. Один обозреватель сравнил бюст весталки с “одним из тех обычных бюстов, которыми изобилует Ватикан,—или с теми rifaciamenti [переделками; переписями], которые демонстрируют студии современного скульптора в Риме”, в то время как другой сказал, что они "слышали, как скульптор назвал свою скрытую весталку "uno scherzo" — "шутка" или "насмешка"; это хитрое изпользование полупрозрачного мрамора, чтобы предполагать под вуалью формы под вуалью; и это сделано очень красиво; хотя нынешняя версия, более определенная, не так счастлива, как другая той же руки, которую мы видели".

Через год после выставки Кольнаги на Большой выставке закутанная в вуаль Весталка была идеально разположена, чтобы привлечь массовую публику. Как и другие миланские скульпторы, Монти выставлялся под знаком Австрии, которая недавно разгромила итальянское восстание, в котором Монти принимал участие. Тем не менее, он был лично уполномочен организовать и контролировать австрийский скульптурный холл и пользовался "домашним" преимуществом перед другими "иностранными" скульпторами, которые были обременены разходами на доставку. Поэтому в конечном итоге Рафаэль доминировал на выставке с его девятью собственными работами.

Рабыня-черкешенка, Монти

Будучи помещённым через тонкий коридор под верхними галереями, этот холл был уникальным способом отделён от других небританских скульптур на центральной аллее нефа Хрустального дворца. Экспозиция Монти была окутана красными фонами, которые соответствовали общей цветовой гамме выставки и современным приёмам выделения и акцентирования форм мраморной скульптуры.

Вход в скульптурный шатёр Монти

Однако данный балдахин из драпировок, с роскошными тяжёлыми складками, окружающими большой вход в скульптурную палату Монти, по-видимому, был самым ярким и соблазнительным на выставке. Он вёл от главной аллеи в переднюю, за которой находилась внутренняя комната с Весталкой и тремя другими статуями, включая рабыню-черкешенку работы Монти.

Ева после падения, выставленная на Великой выставке 1851 г. Р. Монти

По-видимому, Весталка в Австрийской галерее имела поразительную внешность. Именитые выставочные репортеры описывали её главным образом как trompe l'oeil - как обман глаз, показывающий материальное мастерство её создателя через маскировку её материала и в зависимости от условий просмотра. Некоторые критики сообщали, что, судя по длине австрийского холла, он создавал оптическую иллюзию лица за настоящей прозрачной тканью. Комментаторы также говорили, что решающими были местная прозрачность мрамора и то, как Монти обращался с ним. В одном из самых подробных докладов Монти предложил сочетать выборочную полировку с "искусным" моделированием и модуляцией складок драпировки, чтобы определённым образом отражать свет и создавать "общий эффект" на определённых расстояниях и углах обзора.

Принимая во внимание возможности специфичного фона, преувеличения и фальсификации обычные в таких описаниях, дошедшая до нас работа Монти подтверждает некоторые из них. Две копии его более позднего спящего Жнеца, например, одна из мрамора и с вуалью, другая из бронзы и без вуали, свидетельствуют о материальной специфичности иллюзии. Монти не мог передать иллюзию, просто перенося физические контуры статуи из одного материала в другой, именно потому, что это (иллюзия) было больше, чем, главным образом, копирование контуров.

Это отчасти связано с тем, как соответствующие цвета или полупрозрачность этих материалов совпадают с тканью вуали, но также и с тем, как они отбрасывают свет и тень. (Стоит также отметить, что Монти почти никогда не выставлялся в гипсе, хотя для этого могли быть разные причины).

В "весталке" Монти очень глубоко подрезал эти части вуали перед воображаемыми глазами весталки, так что они образуют физические впадины, которые отходят от границы, где предположительно висела бы воображаемая вуаль, чтобы отбрасывать тени, представляющие тёмные глазницы, видимые через неё.

Между тем переход от этих подрезанных поверхностей и приподнятых контуров завуалированного лица (у носа и бровей) искусно скрывается вертикальными складками, каскадом спускающимися со лба вниз по обе стороны носа и через центр обоих глаз. Энтони Рэдклифф предположил, что фрагментация Монти поверхностей вуали и розового куста во "Сне скорби" представляет собой сходные средства запутывания чувства глубины (её ощущения) в затенённых областях.

Таким образом, "иллюзия вуали" была скульптурным представлением, которое подчёркнуто играло с относительностью воспринимаемой формы или рельефа к его материальным условиям воплощения и наблюдения.

Хотя невозможно подсчитать, сколько людей посетило эту выставку, многие отчёты о ней из различных изданий разсказывают одну и ту же историю, что миланский скульптурный двор постоянно привлекал особенно большие толпы, делая холл почти непроходимым, и что центром этого внимания была скрытая Весталка.

Несколько фотодеталей к сказанному:

Углубление носовой ямки, которого не должно быть в поверхности вуали

Углубления на месте зрачков и под веками

(продолжение возможно) :о)

Предыдущие лекции курса:

Как?!!! Сакральные знания - народу!

Строителям пирамид посвящается!

Невозможные каменные сосуды

Лазерными болгарками и мантрами :о)

Сакральные знания каменного века

Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    Немецкая пресса возмущена «публичным унижением» танка Leopard на выставке в Москве
    • sam88
    • Вчера 11:40
    • В топе

    Выставка трофейной военной техники, открывшаяся накануне на Поклонной горе в Москве, стала одной из главных тем западной прессы. Европейские издания не скрывают своего раздражения сами...

    «Москва подала нам пример»: Китай аплодирует тому, как Россия арестовала активы американского банка JPMorgan
    • amurweb
    • Вчера 09:23
    • В топе

    Валентин Катасонов: США больше не будут трогать «русские доллары»Арест в России активов и недвижимости американского финансового конгломерата JPMorgan Chase вызвал на Западе такой шок, ...

    Если к июню Россия нагрянет в Курахово, ВСУ придется быстро отступать до Чернигова

    У нас есть шанс на то, что в этом году ВСУ будут или бежать, или быстро отступать с Левобережья. А дальше все зависит от того, каким образом киевский режим попытается стабилизировать ли...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Документы по строительству Исаакиевского собора (6)

      Читаю рабочий журнал из коллекции Монферрана (РГИА) как увлекательнейшую литературу. Ведь передо мной разворачиваются детали великой стройки, в частности, то, как шла подготовка к поднятию первых колонн портика Исаакиевского собора. В прошлый раз добралась до конца 1827 года. И сегодня успела просмотреть записи за два месяца. Не предлагаю их все, только...
      1096

      История строительства Исаакиевского собора (документы 5)

      Завершается 1827 год, на строительстве Исаакиевского собора работы близятся к моменту поднятия первой колонны портиков. Торопят всех - плотников, возводящих подъёмные леса, г-на Берда, задерживающего поставку главных деталей поворотного круга для разворачивания транспортируемых к лесам колонн, полировщиков, десятников, подрядчиков и самого Монферрана... Считаются и вы...
      1111

      О Франческо Квиролло

      "... и по особому соглашению он обещает и обязуется в течение вышеуказанного времени заниматься только работой, трудом и надзором за вышеуказанной церковью, не отступать от неё и не прекращать её ни по какой причине, и не брать на себя никакой другой работы от любого другого лица любого ранга и состояния в течение вышеуказанного срока, без согласия и письменного разре...
      973
      .Взор Здравомыслие.
      28 апреля 09:43

      Почему Движущиеся камни перемещаются?

      Тайна "бегущих" или "катящихся" камней интересует не только нас, любознательных, но и учёных.  Я - не филолог, а переводчик-любитель, потому возможны ляпсусы и прочие недоразумения. Поправки и замечания принимаются с благодарностью :о)Перехожу к таинственному явлению природы - блуждающим камням.То, что в этих шатаниях каменных многие усматривают то ...
      1835
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 17:06

      Ещё порция сведений о строительстве Исаакиевского собора (4)

      Продолжаем копаться в журналах стройки 19-го века, терзать онлайн-переводчики и напрягать ум в стремлении понять двухвековое прошлое.  УвертюраНесколько дней назад Архивариус в комментариях предложил мне: Разумеется, я быстренько посмотрела и обнаружила нечто сногсшибательное :о)Стр. 671 № 59 le 4 Avril 1828 ...
      1875
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 16:37

      Квалификация каменотёсов или интересные документики по Исаакиевскому собору (3)

      Выкраиваю время, дабы, для начала, поведать вам о том, какой квалификации были каменотёсы, благодаря трудам которых, ныне красуются Исаакиевский собор и Александровская колонна. И не только красуются, а прославляют нашу страну и наш народ, ибо строили эти великие сооружения русские люди. И созданием возхитительных колонн занимались вовсе не "лапотные му...
      1840
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 15:54

      Последняя глава альбома Монферрана, посвящённая открытию монумента

      Глава VIIIТоржественное открытие монумента, когда его пьедестал был мгновенно разкрыт для всеобщего обозрения. Сухопутные и морские войска, присутствующие на этой важной церемонии. Молитвы и шествия вокруг монумента; армия и народ преклоняют колена; небо, бывшее пасмурным, сразу же проясняется; армия под командованием Императора марширует перед монумент...
      1989
      .Взор Здравомыслие.
      2 апреля 05:08

      Разсчёты по теме сооружений Монферрана (выпросили)

      Оно конечно, тяжёлый день - понедельник, потому разсчёты будут облегчённые (примерно-грубые) :о))) Новенькие, обратите внимание, что буковка "З" у меня (вопреки правилам нонешним) написана сознательно (все комментарии на эту тематику - туда. Здесь буду удалять. За хамство - ещё и банить)Итак, время от времени на мой дзеновский канал, да и сюда приходят ...
      857
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 13:27

      Альбом Монферрана про Александровскую колонну (глава 7)

      Продолжаем читать месье французского архитектора, невзирая на вызывающую претензии мою любимую буковку и на то, что перевод содеян непрофессиональным переводчиком :о) (Поправки и критические замечания всегда принимаются на ура.) Текст с переводом выкладываю курсивом. * * *Русские рабочие, работавшие над Александровской колонной, их одеяние и сходство с костюмами Древн...
      951
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 12:53

      Как в Нью-Йорке устанавливали "самые большие" колонны. 8

      Всем желаю хорошего настроения и здравомыслия :о) Нужно было бы давно завершить цикл статей про попытку американцев выточить самые большие колонны на токарном станке. Напоминаю, что по длине (проектной) эти колонны были чуть меньше, чем исаакиевские, по граниту и диаметру отличались больше - диаметр меньше, гранит прочнее. Отшлифовать и отполировать кол...
      987
      .Взор Здравомыслие.
      26 марта 13:30

      Александровская колонна (читаем главу №6 Монферрана, знакомимся с шотландцем)

      Мне понравилось сопоставлять друг с другом "показания" главных участников и свидетелей строительства Исаакия и возведения Александровской колонны, ибо таковое действо не только разширяет круг описанных событий, но и добавляет множество деталей и новых задействованных лиц. Простой пример вы увидите в последней части статьи.Цитируемые тексты привожу курсивом, как и прим...
      888
      .Взор Здравомыслие.
      10 марта 18:53

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (2)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Надеюсь, даже альтернативщики понимают, что любая стройка не обходится без разпоряжений по самым разным вещам в разбросе от "глобальных" масштабов (проектов) до чуточных, типа наведения порядка на стройплощадке. И, как-то именно такие чутошные моментики вовсе не интересуют альтернативную братию. А между тем, таковые бу...
      747

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Давным давно руки тянутся к тому, что работники Таинств и Завесы над историей сокрыли в 19 веке от нашего пытливого взора. Вот ведь какая незадача - Монферран-то писал на французском, как на нём же писали и для него. И, хотя и выложили много папок с документацией для широкой публики в Президентской библиотеке, глаз види...
      1333

      Великая китайская стена, или гордиев узел династии Мин

      Продолжаю "сагу" о строительстве Великой китайской. Поскольку исторический контекст порой напоминает триллер, а порой трагикомедию, решила давать материал в разширенной версии :о) За основу были взяты книги Julia Lovell "Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э." и Arthur Waldron. "The Great Wall of China : from history to m...
      860

      Китайские реалии династии Мин - строителя Великой стены

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Как выясняется, история Китая больше "интересует" отрицающих её альтернативщиков, чем самих китайцев :о) Чаще всего комментаторы заявляют, что документов вообще (и строительства Великой китайской стены - в частности) нетути. Это, что называется, присказка :о)Все переводы содеяны непрофессионалом, изключительно с помощью...
      761
      .Взор Здравомыслие.
      17 февраля 04:50

      О заблуждениях современных хисториков и о "рукотворных" Аракульских шиханах (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько дней назад одним персонажем очень много было высказано в комментариях под статьёй о колыванской вазе. И сразу образовался сплошной завал из картинок и выдумок, который следует разгрести. Поэтому начну разтаскивать по местам, начиная с претензий, высказанных наукам, в частности, к истории.Отделяем котлеты от му...
      770
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 12:08

      Камень Коуд: состав и технология производства (ч.2)

      Продолжаю тему искусственного камня 18-19-х веков (ссылки в конце статьи). Каменный лев Коуд в центре для посетителей, Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич. Лев был спроектирован Бенджамином Уэстом в качестве пробного образца для фронтона во дворе короля Уильяма в память о достижениях вице-адмирала Горацио Нельсона. В качестве основы вз...
      527
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 11:42

      Камень Коуд: алхимия, предшественники (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! "Слава камня Коуд сохраняется, но сохраняются и некоторые мифы о его составе и произхождении. Камень Коуд - это обожжённая керамика, представляющая собой сочетание сырой комовой глины и тонко измельчённой предварительно обожжённой терракоты, силикатов и стекла. Процесс производства его был более квалифицированным и более трудоёмким, ч...
      327
      .Взор Здравомыслие.
      1 февраля 09:11

      История искусственного камня

      Сердечно приветствую!Поскольку литическая версия всё ещё смущает умы, пройдёмся по её кочкам :о)Человеку издавна требовалось не только приспособить для своих нужд имеющиеся в природе материалы, но и создать из них какие-то новые, с отличающимися или похожими качествами. И желательно бы, менее трудоёмкие. Камень сподобился этой же участи. Он прочен, стоек к воздействия...
      694
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 06:10

      О великой колыванской вазе и о подлости недалёких умом

      Сегодня немного о Царице ваз и о немыслимых на диванах трудностях созидания прекрасного. А также о том, к чему приводит альтернативщина.Обнаружила сегодня ранее не увиденный комментарий: Проблема сего индивида в его нежелании/неспособности проверить обыкновенные вещи, что прекрасно видно из его собственных слов. Например, как издавна прин...
      777
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика