• РЕГИСТРАЦИЯ
В Волчанске уличные бои, идёт штурм. Третий день наступления России под Харьковом. Следим в телеграм

Камень. Инструмент. Мышление (ч.4)

55 1580

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Заявления альтернативщиков о литых камнях лишь демонстрирует их невежество в области камнеобработки. А уж заявления, что обработка камня с помощью ручных инструментов немыслима, вызывает у мастеров пренебрежение невеждами. Каменный век называется таковым именно по той причине, что основным инструментом в жизни человека был каменный. Приёмы обработки камня совершенствовались и развивались и в последующие времена. Идёт этот процесс и в наше время. Однако, мастера не переводятся. И время от времени воплощаются в жизнь различные проекты, связанные с камнем и его обработкой. Статья из удалённого ныне ресурса одного из таких проектов называется Tools & Techniques - Инструменты и методы.

Прямая ссылка на статью

Долота

Долото - инструмент фокусировки. Оно способно сконцентрировать всю силу удара в одну точку. Незакалённое долото на самом деле может быть мягче камня. Закалка делает его твёрже. Если долото и камень имеют почти одинаковую прочность, особенно важны угол и сила удара. Изучение того, какие углы использовать в конкретных ситуациях, было актуальным навыком ещё до появления металлических инструментов.

Гранит, вырезанный в Мамаллапураме, довольно твёрд по сравнению с острыми зубилами, которые там используются. Необходим постоянный ремонт и повторная закалка долота. Кузнецы заняты почти всё время, пока работают резчики.

В мастерской доктора Ганапати Стхапати на изготовление одной из их скульптурных фигур уйдёт восемь месяцев. Долота служат всего от трёх до пяти минут, прежде чем их необходимо затачивать. Это означает, что на каждую фигуру используется тридцать тысяч долот.

(Если на создание скульптуры уходит 8 месяцев (около 250 дней), а срок службы долота - 4 минуты, то при потребности 15 инструментов на час на восьми-часовой день потребуется 120 переточенных долот, а на 250 дней - 30 000).

Иногда долота делают из любой доступной стали. Ценны рессоры для легковых и грузовых автомобилей, потому что они обеспечивают хорошее качество стали для зубил. Долота также делаются из арматуры, типа стальной, предназначенной для заделки в литой цемент.

Вставка в резьбовой конец долота наконечников из карбида вольфрама - это практика, которая распространилась среди резчиков по всему миру, хотя всё ещё редко встречается в Индии отчасти из-за традиций, а отчасти из-за высокой стоимости карбида.

Лишь небольшие кусочки карбида вставляются в наконечники долот, в системе, мало чем отличающейся от долот древних, которые прикрепляли твёрдый камень к древку из дерева или меди.

Каменотёсное долото (pitching tool) - уникальное и полезное долото. Его режущая поверхность слегка наклонена так, что, когда инструмент удерживается у камня, пока по нему не ударят молотком, камня касается нижняя кромка, но не верхняя часть. Этот инструмент используется для точного удаления крупной стружки. В семействе долот это настоящая редкость. Ленор Томас Штраус описал это так: «Даже передний край выглядит неправильно. Его широкое лезвие толщиной в четверть дюйма скошено под углом, который, кажется, противоречит его собственному направлению».

Бучардные инструменты представляют собой вафлеподобные долота, которые используются перпендикулярно камню. По существу, они превращают камень в гладкую и более однообразную поверхность. Гребнями камень крошится, и разветвления долота фактически не касаются камня.

Топоры

В умелых руках топор для камня может выполнять почти ту же работу, что и молоток или долото. Оба метода позволяют отображать как "подписи" инструмента, так и «почерк» отдельного практикующего.

Топор может быть очень эффективным в качестве бокового резца (резца для боковин). Естественным образом он создаёт короткие отметины, которые иногда могут привести к неровной, ломанной поверхности, как будто каждый удар является остаточным свидетельством единственного "вдоха". Однако в умелых руках и при необходимости эти отметины могут почти исчезать, и поверхность может выглядеть настолько гладкой, что кажется, она такой была запланирована. Иногда, чтобы точно выровнять головку топора и выполнить деликатную работу, к ней прижимают палец. Из-за способа использования топора, его действие имеет тенденцию быть направленным по вертикали.

Топоры широко использовались при строительстве европейских соборов, а затем вышли из моды. Топор идеально подходит для известняка, но не часто используется для мрамора. По мере того как мрамор приобретал популярность, использование топора стало сокращаться. За исключением гранита (который используется в основном в Соединённых Штатах) использование топора стало редкостью. Работа каменным топором не оставляет на граните характерных следов, а её итог на готовом камне почти невозможно отличить от работы, выполненной молотком и долотом.

Каменный топор произошёл от топора для добычи камня. Область их использования следовала за камнем. После того, как блоки были освобождены от земли, камни формировали топорами перед транспортировкой. Когда камни были подготовлены для строительства, топор брал в руки каменщик. На самом деле топор был обычным инструментом каменщиков еще до римлян и вплоть до средневековья.

Несмотря на широкое использование каменного топора в прошлом, его история почти незаметна. О каменном топоре очень мало упоминается в какой-либо литературе. В своей знаменитой книге Дидро не проиллюстрировал работу с топором, хотя в то время, когда он составлял свой сборник, традиция всё ещё была важна. В последние годы топор всё чаще используется при реставрации соборов, во многом потому, что Паскаль Михалисин (Pascal Mychalysin), главный каменщик по реставрации собора в Глостере, пытается возобновить его использование. Глостер является частью фонда «Семь соборов», объединяющего усилия компетентных мастеров и специалистов по реставрации.

 Фото отсюда 

Даже когда топор начал выходить из употребления европейскими каменщиками, его продолжали использовать в карьере. Мы узнали от бывшего каменщика карьера в Портленд-Айленде, что до недавнего времени карьерная бригада пыталась объединить рабочих-левшей и правшей, чтобы они могли стоять на противоположных сторонах камня и "сталкиваться лицом к лицу" с камнем более равномерно и быстро.

Большинство топоров для карьерных работ теперь заменены другими инструментами, но на веб-сайте проекта был фильм из Японии, показывающий, как топор используется для вырезания глыбы камня из скальной породы. Топор для карьеров также все еще используется в некоторых частях Турции.

Дополнительный видеоролик

На видео мастер показывает резку камня тремя способами. Первый - разкалывание камня с помощью клиньев и молотка. Разстояние, на котором он разставляет клинья, зависит от длины реза (короткий требует меньшего разстояния). Клинья устанавливаются в отверстия в обкладке из двух перьев. Перья помещают с тех сторон, на которые нужно нажать, чтобы раздвинуть камень. Установив клинышки, по ним стучат молотком. Делают это, не прикладывая большой силы, стараясь совершать удары с равномерным усилием. Удары должны быть лёгкими, ибо сильный удар может привести к разкалыванию камня не по той линии, которая нужна. Ударяя, мастер слушает звук. Более высокий звук от удара по крайнему клину (что рядом с левой рукой каменщика) свидетельствует, что клин забит в камень плотнее, чем два других. Поэтому его несколько раз пропускают, ударяя лишь по двум другим.

Второй камень мастер разрезает долотом-трассировщиком. Долото устанавливается строго перпендикулярно камню и переставляется вдоль линии после каждого удара. И в этом случае удары не особенно сильные и равномерные. Пройдя раз вдоль линии, её обстукивают второй раз, и третий. Долото имеет клиновое остриё и понемногу углубляется, создавая канавку, края которой раздвигает, ослабляя камень в этом месте. Как говорит мастер, терпение - прямая добродетель. Камень может разкалываться, образуя стороны близкие к плоским или более неровные. Это зависит от внутренних особенностей камня (вены, включения и .д.), поэтому заранее знать, как именно разколется кусок, никто не может.

После разколки можно оставить половинки такие, как получились, или подвергнуть их дальнейшей обработке. На видео мастер, изпользуя долото (шпунт) с вставным твердосплавным (твёрже камня) точечным наконечником, откалывает лишний материал. Постукивая молотком, он снова внимательно прислушивается, улавливая момент, когда далее долото пойдёт не туда, куда нужно мастеру. Тогда он изменяет направление и место ударов. Осязание и слух - именно с их помощью каменщик контролирует процесс.

Абразивные инструменты

Вначале для придания формы одному камню использовался другой - это способ резьбы, при которой каждый камень изтирает другой. При абразивном истирании взаимная эрозия не является чем-то необычным: абразивные инструменты, ожидаемо,камень формируют истиранием. Вместо этого истирание используется для отделки камней после того, как они были обработаны другими инструментами. Тем не менее истирание - это форма резьбы, но, чтобы ясно видеть это, необходимо не обращать внимания на совершенно другой масштаб: в для создания потертостей применяются крошечные «молотки», иногда они представляют собой просто песчинки.

Пиление камня - это тоже форма истирания. Иногда канал "изнашивается" закаленными зубьями пилы, иногда зубцы толкают песок вперёд и назад, и песок выполняет свою работу. Скрученная проволока или струна, покрытые песчинками или алмазной пылью, по сути, работают по тому же принципу. Дрель - это пила, остающаяся на одном месте. Сила резания ею скорее вращательная, чем линейная. В ранней резьбе использовался рыхлый песок и прядильный полый прядильный тростник. В более поздних свёрлах использовались встроенные абразивные материалы, иногда в сочетании с ударной пескоструйной обработкой - своего рода обильным ударным истиранием, которое можно использовать для нанесения надписей на мелкую резьбу по трафарету. Песок является относительно распространённым, и с древних времен было обнаружено, что песок разных месторождений имеет различия, так что песок может быть выбираем в зависимости от его режущей (абразивной) способности. Для ранней каменной обработки были ценны природные отложения эмори, пемзы или карборунда. Коммерчески доступные абразивные пески традиционно сортируются по цвету: черный песок - это корунд или наждак; желтый песок - это кварц, а красный песок - это гранат.

Абразивные инструменты

Напильники, рашпили и рифлёры используются для корректировки камня, приведение его в порядок. Металлические инструменты стали популярными для абразивной обработки, особенно потому, что в них можно заделать кусочки ещё более твердого материала. Скребки, как и другие, представляют собой куски металла с режущими кромками, которые натирают камень.

(на этом статья не завершается, потому продолжение впереди).

Изображение инструментов из масонской книги 1914 г.

Предыдущие статьи с пересказом удалённого ресурса:

Часть 1, Часть 2, Часть 3,

Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    «И на какое поле вас опять понесло?»: Петр Толстой опять убрал французских журналистов и экспертов на их же телевидении

    Российский политик Петр Толстой как всегда красиво и лаконично размазал европейских журналистов и экспертов, ясно дав понять, чем обернется вмешательство в восточноевропейский конфликт. В эфире францу...

    В деле таджика, утопившего в Мойке автобус с пассажирами, появились 7 лотов на миллиарды рублей

    Трагедия в Санкт-Петербурге, где таджик утопил в Мойке автобус с пассажирами, унесла жизни семи человек. У следователей возникли вопросы к перевозчику - всё ли было у него было в порядк...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      О Франческо Квироло обстоятельнее

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Продолжаю тему, начатую ранее, то есть на основные вздохи немогликов о каменных невозможностях публикую сведения о мастерах, эти самые "невозможности" содеявших. Вообще-то, уже были интервью мастеров камнетёсов и реставраторов, были статьи о способах обработки камня и изготовления "невозможных ваз". И, хотя о самом Квироло (произносит...
      695

      Документы по строительству Исаакиевского собора (6)

      Читаю рабочий журнал из коллекции Монферрана (РГИА) как увлекательнейшую литературу. Ведь передо мной разворачиваются детали великой стройки, в частности, то, как шла подготовка к поднятию первых колонн портика Исаакиевского собора. В прошлый раз добралась до конца 1827 года. И сегодня успела просмотреть записи за два месяца. Не предлагаю их все, только...
      1137

      История строительства Исаакиевского собора (документы 5)

      Завершается 1827 год, на строительстве Исаакиевского собора работы близятся к моменту поднятия первой колонны портиков. Торопят всех - плотников, возводящих подъёмные леса, г-на Берда, задерживающего поставку главных деталей поворотного круга для разворачивания транспортируемых к лесам колонн, полировщиков, десятников, подрядчиков и самого Монферрана... Считаются и вы...
      1134

      О Франческо Квиролло

      "... и по особому соглашению он обещает и обязуется в течение вышеуказанного времени заниматься только работой, трудом и надзором за вышеуказанной церковью, не отступать от неё и не прекращать её ни по какой причине, и не брать на себя никакой другой работы от любого другого лица любого ранга и состояния в течение вышеуказанного срока, без согласия и письменного разре...
      1003
      .Взор Здравомыслие.
      28 апреля 09:43

      Почему Движущиеся камни перемещаются?

      Тайна "бегущих" или "катящихся" камней интересует не только нас, любознательных, но и учёных.  Я - не филолог, а переводчик-любитель, потому возможны ляпсусы и прочие недоразумения. Поправки и замечания принимаются с благодарностью :о)Перехожу к таинственному явлению природы - блуждающим камням.То, что в этих шатаниях каменных многие усматривают то ...
      1858
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 17:06

      Ещё порция сведений о строительстве Исаакиевского собора (4)

      Продолжаем копаться в журналах стройки 19-го века, терзать онлайн-переводчики и напрягать ум в стремлении понять двухвековое прошлое.  УвертюраНесколько дней назад Архивариус в комментариях предложил мне: Разумеется, я быстренько посмотрела и обнаружила нечто сногсшибательное :о)Стр. 671 № 59 le 4 Avril 1828 ...
      1887
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 16:37

      Квалификация каменотёсов или интересные документики по Исаакиевскому собору (3)

      Выкраиваю время, дабы, для начала, поведать вам о том, какой квалификации были каменотёсы, благодаря трудам которых, ныне красуются Исаакиевский собор и Александровская колонна. И не только красуются, а прославляют нашу страну и наш народ, ибо строили эти великие сооружения русские люди. И созданием возхитительных колонн занимались вовсе не "лапотные му...
      1857
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 15:54

      Последняя глава альбома Монферрана, посвящённая открытию монумента

      Глава VIIIТоржественное открытие монумента, когда его пьедестал был мгновенно разкрыт для всеобщего обозрения. Сухопутные и морские войска, присутствующие на этой важной церемонии. Молитвы и шествия вокруг монумента; армия и народ преклоняют колена; небо, бывшее пасмурным, сразу же проясняется; армия под командованием Императора марширует перед монумент...
      2004
      .Взор Здравомыслие.
      2 апреля 05:08

      Разсчёты по теме сооружений Монферрана (выпросили)

      Оно конечно, тяжёлый день - понедельник, потому разсчёты будут облегчённые (примерно-грубые) :о))) Новенькие, обратите внимание, что буковка "З" у меня (вопреки правилам нонешним) написана сознательно (все комментарии на эту тематику - туда. Здесь буду удалять. За хамство - ещё и банить)Итак, время от времени на мой дзеновский канал, да и сюда приходят ...
      869
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 13:27

      Альбом Монферрана про Александровскую колонну (глава 7)

      Продолжаем читать месье французского архитектора, невзирая на вызывающую претензии мою любимую буковку и на то, что перевод содеян непрофессиональным переводчиком :о) (Поправки и критические замечания всегда принимаются на ура.) Текст с переводом выкладываю курсивом. * * *Русские рабочие, работавшие над Александровской колонной, их одеяние и сходство с костюмами Древн...
      962
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 12:53

      Как в Нью-Йорке устанавливали "самые большие" колонны. 8

      Всем желаю хорошего настроения и здравомыслия :о) Нужно было бы давно завершить цикл статей про попытку американцев выточить самые большие колонны на токарном станке. Напоминаю, что по длине (проектной) эти колонны были чуть меньше, чем исаакиевские, по граниту и диаметру отличались больше - диаметр меньше, гранит прочнее. Отшлифовать и отполировать кол...
      993
      .Взор Здравомыслие.
      26 марта 13:30

      Александровская колонна (читаем главу №6 Монферрана, знакомимся с шотландцем)

      Мне понравилось сопоставлять друг с другом "показания" главных участников и свидетелей строительства Исаакия и возведения Александровской колонны, ибо таковое действо не только разширяет круг описанных событий, но и добавляет множество деталей и новых задействованных лиц. Простой пример вы увидите в последней части статьи.Цитируемые тексты привожу курсивом, как и прим...
      897
      .Взор Здравомыслие.
      10 марта 18:53

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (2)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Надеюсь, даже альтернативщики понимают, что любая стройка не обходится без разпоряжений по самым разным вещам в разбросе от "глобальных" масштабов (проектов) до чуточных, типа наведения порядка на стройплощадке. И, как-то именно такие чутошные моментики вовсе не интересуют альтернативную братию. А между тем, таковые бу...
      760

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Давным давно руки тянутся к тому, что работники Таинств и Завесы над историей сокрыли в 19 веке от нашего пытливого взора. Вот ведь какая незадача - Монферран-то писал на французском, как на нём же писали и для него. И, хотя и выложили много папок с документацией для широкой публики в Президентской библиотеке, глаз види...
      1348

      Великая китайская стена, или гордиев узел династии Мин

      Продолжаю "сагу" о строительстве Великой китайской. Поскольку исторический контекст порой напоминает триллер, а порой трагикомедию, решила давать материал в разширенной версии :о) За основу были взяты книги Julia Lovell "Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э." и Arthur Waldron. "The Great Wall of China : from history to m...
      868

      Китайские реалии династии Мин - строителя Великой стены

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Как выясняется, история Китая больше "интересует" отрицающих её альтернативщиков, чем самих китайцев :о) Чаще всего комментаторы заявляют, что документов вообще (и строительства Великой китайской стены - в частности) нетути. Это, что называется, присказка :о)Все переводы содеяны непрофессионалом, изключительно с помощью...
      768
      .Взор Здравомыслие.
      17 февраля 04:50

      О заблуждениях современных хисториков и о "рукотворных" Аракульских шиханах (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько дней назад одним персонажем очень много было высказано в комментариях под статьёй о колыванской вазе. И сразу образовался сплошной завал из картинок и выдумок, который следует разгрести. Поэтому начну разтаскивать по местам, начиная с претензий, высказанных наукам, в частности, к истории.Отделяем котлеты от му...
      774
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 12:08

      Камень Коуд: состав и технология производства (ч.2)

      Продолжаю тему искусственного камня 18-19-х веков (ссылки в конце статьи). Каменный лев Коуд в центре для посетителей, Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич. Лев был спроектирован Бенджамином Уэстом в качестве пробного образца для фронтона во дворе короля Уильяма в память о достижениях вице-адмирала Горацио Нельсона. В качестве основы вз...
      538
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 11:42

      Камень Коуд: алхимия, предшественники (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! "Слава камня Коуд сохраняется, но сохраняются и некоторые мифы о его составе и произхождении. Камень Коуд - это обожжённая керамика, представляющая собой сочетание сырой комовой глины и тонко измельчённой предварительно обожжённой терракоты, силикатов и стекла. Процесс производства его был более квалифицированным и более трудоёмким, ч...
      336
      .Взор Здравомыслие.
      1 февраля 09:11

      История искусственного камня

      Сердечно приветствую!Поскольку литическая версия всё ещё смущает умы, пройдёмся по её кочкам :о)Человеку издавна требовалось не только приспособить для своих нужд имеющиеся в природе материалы, но и создать из них какие-то новые, с отличающимися или похожими качествами. И желательно бы, менее трудоёмкие. Камень сподобился этой же участи. Он прочен, стоек к воздействия...
      703
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика