• РЕГИСТРАЦИЯ

Сооружение гранитного пьедестала памятника Екатерине II.

3 627

Здравствуйте, уважаемые читатели!

После длительного перерыва спешу порадовать тех, кто заждался, свежей строительной историей (старые также будут продолжены, как только позволят обстоятельства). На сей раз, конечно, тема (обработки камня) не совсем новая, но предоставляет возможность узнать о некоторых особенностях камнетёсных работ второй половины 19-го века на примере возведения монумента в самом сердце Санкт-Петербурга.

Статья Н. М. Бихеле о создании этого сооружения, найденная в оцифрованном журнале Зодчий (№7 1874 года), показалась мне весьма замечательной и достойной предложения вам, ибо как по размерам своим, так и по техническим особенностям (в частности, укладки и скрепления гранитных камней) пьедестал сам по себе интересен, независимо от архитектурных достоинств целого. Конечно, я могла бы понаделать скринов страниц журнала, но, как выяснилось из практики, читать старинным языком с ятями и ерами написанные тексты некоторым из читателей представляется довольно затруднительным занятием. Потому я «перевела» фрагменты статьи «Сооружение памятника Императрице Екатерине II» с русского на русский с минимальными правками, избегая внесения своей любимой буковки «З». Также добавила немного отсебятины для создания более объёмного представления о предмете повествования. Чтобы отличить мои дополнения от «перевода», далее отсебячество выделяю курсивом.

Кратко о памятнике.

В Царском Селе затеяли установить монумент знаменитой императрице, и по сей причине Академия художеств в 1860 году объявила конкурс.

Памятник Екатерине II в Царском селе

Проект художника Микишина, предоставившего в 1861 году модель памятника, был не только одобрен академиками, но также понравился императору, который и заказал изготовление монумента. Санкт-Петербургская городская дума примерно в это же время приняла решение о сооружении памятника Екатерине II в Александрийском сквере столицы. Причём, выразила желание поместить на пьедестале изображение Бецкого - действительного тайного советника. Микишину понадобилось составить несколько вариантов проекта, чтобы угодить и академикам, и императору. Один из которых был утверждён венценосной особой лишь в 1865 году. Сооружение памятника, поначалу, планировалось начать в 1866 году и содеять за три года. Однако к созданию приступили лишь в 1869 году, когда деньги всё-таки ассигновали. В состав работ входили как изготовление металлической части монумента (изготовление глиняных моделей, фабричное литьё и отделка бронзовых деталей), так и устройство фундамента и сооружение пьедестала (в основном – работа с камнем).

Первоначальный вариант и то, что получилось в процессе сооружения

Естественно, что в уже утверждённый проект едва ли не регулярно вносились изменения, как до начала работ, так и во время его воплощения. Например, было решено сделать для памятника свайный фундамент (которого в проекте не было), изменена конструкция бутовой кладки, поверх неё был добавлен прокладный ряд из гранита. О других изменениях будет упомянуто далее.

Устройство фундамента

В этом месте всё-таки потакаю своему желанию поцитировать с помощью скриншотов :о) Предлагаю обратить внимание на то, из чего складывался культурный слой в питерском парке второй половины 19-го века и на особенности столичной котлованокопки того же периода:

Итак, в данном месте толщина культурного слоя уже тогда достигала почти двух аршин, а щебнистая насыпь и слой паркового чернозёма – явные плоды искусственных подсыпок.

Против того, что предки наши в 19-м веке уже умели забивать сваи и делать свайные основания, альтернативщики пока что не заявляли, а потому описание технологии этой оставляю за кадром. На срубленные головы свай уложили фундамент, представлявший собой кладку из путиловского бутового камня. Причём в нижние ряды были уложены самые крупные камни, и к верхним рядам камни всё более мельчали. Поначалу эту кладку хотели облечь своего рода «стаканом» из гранита (для большей прочности), но по трезвому разсмотрению, всё-таки поняли, что две эти конструкции (бутовый цилиндр и гранитный стакан-оболочка) со временем при усадке поведут себя по-разному, отчего целостность фундамента пострадает скорее. Чтобы дополнительно запрячь кладку в единую работу, решили сделать прокладку из гранита – прокладной ряд. В результате основную массу памятника (что поверх свай) составляет камень:

Забегая вперёд, замечу, что вес гранитных камней при доставке к месту обработки и до обделки был значительно больше. Так камни для тетив (самые крупные) из красного путсальского гранита при доставке весили каждый по 3214, 38 пудов (51.43 т), а после отделки – по 2322,69 пудов (37.63 т), то есть более четверти объёма было стёсано (26.83%). Более радикально были стёсаны 4 монолита для второго ряда кладки пьедестала: с 2886.97 пуд. до 1070.33 пуд. каждый. Так что, можно себе представить, какой объём работ был проделан рабочими ломок и камнетёсами. Желающие получить цифры точнее, могут обратиться к подлиннику статьи и высчитать самостоятельно. Могу только навскидку сказать, что суммарный вес гранита пьедестала получился немногим больше веса гром-камня. На этом «сходство» изчерпывается, разве что ещё то, что оба монумента зиждятся на свайном основании.

План свайного поля и укладки слоя бута искусственной подошвы

Фундамент в плане представляет собой круг диаметром 25 аршин 10 вершков. На этой площади забили без малого 300 сосновых свай длиной по 3 и по 4 сажени (153 и 140 шт. соответственно), толщиной (длиной окружности) 6 вершков. Между центрами свай разстояние составило 1 аршин 6 вершков. Забивали сваи копрами, начиная от окружности (внешних границ фундамента) к центру, тем самым всё более уплотняя грунт. Кстати, в таком же порядке сооружали свайные основания своих построек жители Венеции.

Ещё одна увлекательная техническая подробность кроется в описании сопряжения свайных голов и бутовой кладки (искусственной подошвы, чертёж выше).

К концу октября 1869 года фундамент был доведён до стадии установки закладочного гранитного камня с ковчегом, медалями и памятной надписью (как то полагалось по традициям закладки памятников). Впрочем, церемония состоялась месяцем позже. Далее строительные работы продолжались, не смотря на лютый зимний сезон. На это время над всем фундаментом возвели временную крышу.

Многим будет интересно, как решалась задача с изготовлением и поверкой многочисленных лекал и шаблонов, изпользовавшихся строителями и камнетёсами.

Одновременно с устройством фундамента, в стороне был выстроен сарай для шаблонов и лекал, необходимых для каменотёсных работ: задача состояла в том, чтобы воспроизвести неизменяющиеся поверхности - вертикальную и горизонтальную, на которых в проекциях в настоящую величину надлежало начертить всю гранитную кладку пьедестала. Понятно, что дерево, как подверженное изменению от ссыхания и разбухания, на это непригодно, потому для вертикальной плоскости была выведена стена толщиною в 2,5 кирпича, подпёртая с наружной стороны контрфорсами; вся эта стена, длиною до 7 саженей и высотою в середине 4.5, с внутренней стороны проверена и оштукатурена тщательно портландским цементом; горизонтальная же поверхность, т.е. пол всего сарая, сделан был следующим образом: земля на глубину до 1 аршина, вынута сыром (сырой?) и замещена мелким щебнем, который плотно уколачивался и заливался тощим известковым раствором; по выравнивании всей поверхности песком, произведена сплошная выстилка кирпичом в ёлку, и весь этот пол оштукатурен под ватерпас портландским цементом. Слой штукатурки доходил местами до 1/8 вершков толщины, на оштукатурку обеих этих поверхностей, представляющих до 61 кв. саж., употреблено 28 бочек цемента. На образовавшиеся таким образом поверхности наносилась в проекциях разрезка всех гранитных камней, употреблённых в кладку пьедестала, и тут же снимались нужные для работ шаблоны и лекала, постоянную поверку которых во время работ, по мере надобности, было легко делать: стоило только данный шаблон или лекало приложить к проекциям. Эти так сказать неподвижные шаблоны служили нам во всё время работ, и труд воспроизведения стальными резцами на цементной штукатурке потребных контуров вознаградился вполне успехом и точностью каменотёсной работы.

Тут снова потакаю своему желанию напомнить тем, кому уже известно, и сообщить тем, кто ещё не знает, что ещё древние римляне изпользовали при строительстве своих храмов чертежи, изполненные в натуральную величину строения. Остатки этих чертежей были найдены, например, в Баальбеке.

К наступлению рабочего времени 1870 года были приготовлены гранитные камни, назначенные для прокладного ряда, толщина которого 3/4 аршин; при укладке этих камней надлежало иметь в виду, чтобы швы их не совпадали со швами гранитной кладки пьедестала, почему на выровненной поверхности бутового фундамента был начерчен весь план кладки 1-го ряда камней пьедестала, и затем камни прокладного ряда пригонялись так, чтобы постели их прикрывали начерченные линии. Подлив этих камней произведён на цементе Роше, в пропорции пополам с песком; цемент этот, как не так скоро твердеющий, оказался более пригодным для подлива довольно тяжеловесных камней, нежели цемент портландский, который, как говорится, твердеет почти что под рукою и этим не даёт времени хорошо уложить приправленный камень.

Прокладной ряд (справа) с указанием места закладного камня

С положением прокладного ряда закончена собственно кладка фундамента.

Надеюсь, что желание узнать технические особенности возведения памятника Екатерине II у вас не пропало, но усилилось :о) Продолжаем постигать новую информацию. Например, увеличивается список ломок, где добывали гранит, способ его доставки и места выгрузки. Интересно также описание транспортировки каменных штук от пристани к месту обработки.

Весь пьедестал сложен из сплошной массы гранитных камней, доставленных из Финляндии, Выборгской губернии, Сердобольского уезда, с островов Ладожского озере, а именно: красный гранит, употреблённый на нижнюю часть, с ломок на острове Путсала, принадлежащем Валаамскому монастырю, серый гранит, употреблённый на среднюю часть памятника, т.е. на базу и карниз над ней, доставлен с острова Яницарь, принадлежащего местным жителям, и наконец для столба доставлен тёмно-серый гранит, с острова Сюскесаломи, составляющего собственность Валаамского-же монастыря.

Доставка камней к Петербургу производилась с Ладожского озера водою, на судах особо приспособленных для перевозки больших камней. Главная выгрузка производилась на Дворцовой набережной, между домом Его Императорского Высочества Принца Петра Георгиевича Ольденбургского и Летним садом, а оттуда камни перетаскивались вдоль Лебяжьего канала, по Царицину лугу, через Инженерный мост и по Большой Садовой улице до места работ, при помощи особо устроенной переносной железной дороги. Вагонная тележка о четырёх чугунных колёсах приводилась в движение лошадьми, а иной раз и людьми, посредством шпиля Бетанкура; камни таким способом доставлялись к месту работ весьма успешно, и если бы не частое перетаскивание и вывешивание рамных брусьев с рельсами, несколько замедлявшие перевозку, то лучшего способа доставки тяжеловесных предметов не требовалось бы. С какою лёгкостью производилось перетаскивание - можно заключить из того, что перевозка камней поперёк Невского проспекта почти не прерывала обычного движения экипажей.

Другая пристань для выгрузки находилась близ монумента Петра I, на набережной около водокачальни; тут предназначено было выгружать мелкие камни, весом каждый не более 500 пуд. (500 пудов = 8 т), так как перевозка камней к месту работ через Полицейский мост была допущена с тем только условием, чтобы перевозимый груз не превышал 500 пуд. На этой пристани было выгружено небольшое количество камней и притом не столь тяжёлых.

Далее идут замечательные сведения о контроле качества принимаемых в работу камней. Напомню, что два века назад ещё не существовало столь чувствительной аппаратуры, которая имеется у современных ОТК, потому применялись «дедовские» способы, выработанные опытом многих веков.

По условиям заключённого с подрядчиком контракта, доставляемый гранит должен был быть: однородный и не выветривающийся, твёрдый, мелкозернистый, без парин и прослоек, без чёрных и широких белых пятен; чёрные и белые пятна могли быть допущены в граните только в таком случае, если бы при обтёске камней и обделке их оказались неизбежные по самой природе камней пятна, которых нельзя было усмотреть в натуральных камнях прежде обделки их. На основании этих условий, доставленные к месту работ камни подвергались тщательному осмотру и испытанию: поливкою поверхностей камня водою обнаруживался как цвет его, так и однородность, равно видно было, имеются ли пятна; в тёплые дни наблюдалось также за постепенностью высыхания облитых поверхностей, так как повреждённые части камня, т.е. парины, принимали в этом случае ясные очертания; кроме того, по звуку от ударов молотом и, наконец, на ощупь руки, при ударах более или менее сильных около руки. В цельном камне звук чистый, металлический, в камне с париною - звук глухой, в цельном камне под рукою не чувствуется сотрясение; само собою разумеется, что последняя проба пригодна только для испытания внешних поверхностей.

Гранит граниту – рознь, или особенности камня из разных ломок

Из употреблённых при сооружении памятника гранитных камней, красный гранит с ломок Путсала представляет совершенно другую структуру, нежели гранит питерлакский, обыкновенно и почти исключительно употребляемый в С. Петербурге; правда обделка путсальского гранита немного труднее, но зато поверхность его выдерживает самую высокую полировку, не требуя искусственных мастик, замазок и составов, без которых обделка питерлакского гранита почти невозможна. Породу питерлакского гранита в Финляндии иначе не называют, как "frätsten", в буквальном переводе "снедающий камень", т.е. который, сам собою распадаясь, уничтожается, или, говоря попросту, выветривается. Ä

Хотя составные части камня питерлакского и путсальского одни и те же, но в последнем они более однообразно перемешаны и плотнее связаны.

Светло-серый камень представляет совершенно однородную массу, и хотя мы здесь, в Петербурге привыкли видеть сердобольский гранит не иначе, как серым, тем не менее место ломки иногда придаёт камню отличительный признак, так например: камень с ломки Яницарь по структуре своей имеет как бы волокнистое строение, в нём есть, если можно так выразиться, торец, что ясно усматривается из обделанного образца, где видны и долевые волокна и торцы их: даже при обделке, он иначе и не колется, как по направлению волокон, и если встречалась надобность отделить кусок поперёк волокон, то для этого надлежало сделать целый ряд сквозных буровых скважин, на возможно близком одна от другой разстоянии, тогда как другие камни (равно и красный гранит) легко отделялись по всем направлениям, и стоило только пропазить (от слова паз) их по данным линиям, чтобы с помощью железных клиньев они отделились весьма хорошо. Тёмно-серый гранит с ломки Сюскесаломи по однородности своей во всех отношениях, т.е. как в цвете, так и в массе, заслуживает внимание, и хотя он по своей структуре уступает в прочности красному граниту, тем не менее твёрдость его не много уступает яницарьскому. Жаль, что ломки эти, как мы слышали, почти изсякли, и добыть из них камни более значительных размеров - затруднительно.

Гражданам альтернативщикам, вопрошающим, почему ныне в Питерлаксе не получится добыть ещё одну Александровскую колонну, цитирую ещё раз:

«ломки эти, как мы слышали, почти изсякли, и добыть из них камни более значительных размеров – затруднительно»

А вы что, думали, будто гранитный массы растут со скоростью деревьев и являются возобновляемым ресурсом? Если на ломке камень изъяли, то обратно уже не вертают.

(продолжение впереди)

Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    Путин отвел Россию от края пропасти!

    Российский лидер сделал важные заявления в программе "Итоги года с Владимиром Путиным", пишет dikGAZETE. Президент России также достойно ответил на провокационный вопрос британского журналис...

    Америкой четыре последних года управлял «тайный орден»: на Западе обнародовали скандальную правду

    Скандальную публикацию насчет уходящего президента США Джо Байдена выпустила The Wall Street Journal. Со ссылкой на многочисленных собеседников в его окружении издание делает вывод: четыре года Ам...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      .Взор Здравомыслие.
      25 октября 14:52

      Продолжаются находки по истории Александровской колонны

      Вчера я ещё малость пошерстила выпуски газеты Санкт-Петербургские ведомости и кое-что обнаружила. Вот, кстати, граф Хвостов - особа вовсе не вымышленная и в те времена довольно известная, причём, как раз на ниве стихосложения (и не только) :о) Дополнение об упомянутых воинах ...
      1588
      .Взор Здравомыслие.
      24 октября 16:31

      Гром пушек, корабли на Неве и открытие Александровской колонны

      Ура-а-а! Найдена ещё одна "страничка" истории! Такие чувства вспыхнули во мне при обнаружении этого номера газеты достопамятного года. Немедленно делюсь с вами этой находкой (заметьте, накануне тяпницы). Оказалось, что это ещё не всё :о) ...
      866
      .Взор Здравомыслие.
      24 октября 13:50

      Niccola Zabaglia в контексте сооружений Монферрана и развития науки механики

      Помнится мне, некоего профана не устраивало квадратное сечение деталей лесов для поднятия колонн Исаакиевского собора и Александровской колонны. Он с апломбом утверждал, что строительных лесов квадратного сечения никогда не сооружали: Естественно, ответ не мог ему понравиться, ибо в нём были фотографии.Задали вопрос о строительных лесах И...
      1105
      .Взор Здравомыслие.
      20 октября 10:09

      Появление и развитие наук пошло из Опыта, или гений Никола Дзабалья (Zabaglia) в контексте прогресса науки

      Продолжу тему, упомянутую здесь: Профанам на современных диванах по поводу строительного искусства вообще и Монферрана в частности (продолжение)Как развитие ответа на этот пункт комментария причём, по инженерным подходам именно в области строительства, предлагаю заглянуть во времена, не столь уж от нас отдалённые. Этому посвящено немало м...
      1282
      .Взор Здравомыслие.
      20 октября 09:44

      Ст.-Петербургская пресса о возведении Александровской колонны и колонн Исаакия

      Наконец- то комментарий Дмитрия Сумина подвигнул меня перелистать файлы со страницами Северной пчелы, скаченные более года назад! И первая же находка настолько воодушевила, что я пересмотрела всё и дополнительно полистала несколько номеров уже в интернете. Выкладываю результаты, чтобы с ними вы могли бы познакомиться не только при чтении ...
      1350
      .Взор Здравомыслие.
      20 октября 09:17

      Профанам на современных диванах по поводу строительного искусства вообще и Монферрана в частности (продолжение)

      Здравствуйте, уважаемые читатели!Каждый раз выясняется, что большинство недоумений альтернативщиков возникают буквально на пустом месте из-за недостаточности знаний по задаваемым ими вопросам. Идём , следуя очерёдности "проблем", изложенных в этом комментарии. Кто, по-вашему, занимается "сравнением инженерных подходов", "рисков" и "материалов"? Правильно...
      1108
      .Взор Здравомыслие.
      17 октября 06:02

      И вновь Винсент Ли о способе подгонки камней в кладке инков

      Отвлекусь от 19-го века и оглянусь на инкское строительство. Многие, посетившие статью Винсент Ли о способе точной подгонки инкской полигональной кладки, по интервью Винсента Ли уже ознакомились со способом подгонки камней с кривыми поверхностями, предложенным им. Правда, я так до сих пор и не перевела вторую часть фильма с экспериментом NOVA, где показа...
      1204
      .Взор Здравомыслие.
      15 октября 16:21

      Эх! Какой красочный рапорт от Монферрана по Исакиевскому собору! (доки № 16)

      Не спится мне, понимаете ли :о) Вчера перелистывала папку, хранящуюся в РГИА, и обнаружила длиннющий текст. Не утерпела и (по ознакомлении) решила начать с него. Итак, после совещания трёх интеллектов - двух искусственных и одного человеческого (сообща трудились Гугль, Дипл и я), получилось следующее:935 № 369 18 октября 1828 года.Доклад главного архитектора членам ко...
      1408
      .Взор Здравомыслие.
      15 октября 13:44

      Профанам на современных диванах по поводу строительного искусства вообще и Монферрана в частности

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Выкадываю ещё одну пропущенную статью. Поехали!Я, конечно, довольно терпеливый человек, но когда вещующее недотямство начинает наглеть, спуску давать не буду. Вот такой был вчерашний комментарий Прежде всего видим полнейший "проскок" мимореальности :о)Статья была посвящена не разсчёту подъёма Александровской колонны, а ...
      1353
      .Взор Здравомыслие.
      15 октября 13:12

      Монферран разруливает проблемы, или документы 15

      Судя по комментариям, читателям интересен перевод документов из Коллекции Монферрана. По этой причине, а также по недостаточности трафика моего в данное время (постараюсь решить эту проблему побыстрее), пока я ограничиваюсь изключительно этой темой. Одна из мастерских, которые Монферран называет attelierСколько чудных открытий случается, когда знакомишь...
      1335
      .Взор Здравомыслие.
      13 октября 10:11

      Документы по строительству Исаакиевского собора - фальшивка? На каком основании? (14)

      Для начала (дабы другим неповадно было) для персоны, с пафосом надувающей щёки, ответ на пунктик в его комментарии: Как уже известно тем, кто интересуется наличием документов по строительству Исаакиевского собора, в Президентской библиотеке выложено несколько папок из обширнейшей коллекции Монферрана, хранящейся в РГИА. Часть документов н...
      1117
      .Взор Здравомыслие.
      9 октября 19:03

      Монферран рапортует в Комиссию по поводу порядка подъёма колонны (из документов. 7)

      Ай, ребята и девчата, что выудилось на сей раз в рабочем журнале стройки! Самой не верится :о) Чертёж Адамини648 No. 43 le 3 Mars 1828Доклад архитектора в Комиссию Исаакиевского собора о приготовлениях и порядке, соблюдаемом при возведении колонн.Уважаемые господа!Предложенные мною процедуры по уменьшению (обтёске) и обработке колонн увенчались успехом....
      866
      .Взор Здравомыслие.
      8 октября 21:15

      По "инкской кладке" наших современников

      В качестве продолжения статьи А вы знаете, что в Новой Зеландии... построена стена инков?Обнаружила несколько фотографий (тут и тут) и немного записей каменщика из Новой Зеландии, изваявшего столь замечательную стену в инкском стиле."Последний камень на стене, просто нужно закончить благоустройство. Более полное описание я опубликую, когда это будет сделано." ...
      1060
      .Взор Здравомыслие.
      8 октября 20:21

      Документы по строительству Иааакиевского собора (13)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько статей с переводом документов из коллекции Монферрана (здесь последняя с номером 6) прошли как-то мимо КОНТа, и я, по-возможности, их постараюсь выложить в журнале. Сегодня же предлагаю ознакомиться с новой порцией перевода страничек из этой папки (для желающих найти документы привожу номер электронной страницы). На сей раз ...
      896

      А вы знаете, что в Новой Зеландии... построена стена инков?

      Многие могут помнить Новую Зеландию по так называемой Каймановой стене, которая на поверку оказалась нерукотворной. Сегодня Антропогенез выложил материал о рукотворной стене в стиле инков.Да-да, там даже много-много-гранный камушек имеется. И, даже, крохотная пупырышка, плотно прилегающая к соседним блокам, словно кто пробку вставил.Эта новость появилас...
      1022

      Винсент Ли о способе точной подгонки инкской полигональной кладки

      Узнаваемое сооружение, не правда ли? Старинная фотография великого Саксайуамана - одной из загадок технологий 15-16 веков. Сегодня знакомлю вас с интервью одного из археологов, архитектора - Винсента Ли, предложившего свою версию точной подгонки этих великих монолитов.Нашла я этот материал на Ютюбе. Видеоролик можно посмотреть, включив субтитры с перево...
      1508

      Начало разкопок Саксайуамана

      Материалов снова набралось много, и все они интересные.  Решила, для разнообразия выложить вам перевод из статьи "Саксайуаман открыт заново. Первые работы", написанной перуанским историком, антропологом, изследователем доиспанского Перу, одним из лидеров движения коренных народов Анд - Луисом Эдуардо Варкальселем (Luis E. Valcarcel). Его считают отц...
      1120

      Как инки размечали полигоналку. Да "пару раз плюнуть" :о)

      Две ночи нормально спать не можу :о) Всё посыпаю голову пеплом и называю себя балдой, ибо не додумалась до самой простой вещи. Но до неё (после тщательного изучения геометрии блоков в инкской кладке и долгого колдования совместно с компьютером) додумались инженеры Нового света. "Длительное и много-многочасовое чтение, наблюдение и медитация позволили на...
      1853

      О Франческо Квироло обстоятельнее

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Продолжаю тему, начатую ранее, то есть на основные вздохи немогликов о каменных невозможностях публикую сведения о мастерах, эти самые "невозможности" содеявших. Вообще-то, уже были интервью мастеров камнетёсов и реставраторов, были статьи о способах обработки камня и изготовления "невозможных ваз". И, хотя о самом Квироло (произносит...
      933

      Документы по строительству Исаакиевского собора (6)

      Читаю рабочий журнал из коллекции Монферрана (РГИА) как увлекательнейшую литературу. Ведь передо мной разворачиваются детали великой стройки, в частности, то, как шла подготовка к поднятию первых колонн портика Исаакиевского собора. В прошлый раз добралась до конца 1827 года. И сегодня успела просмотреть записи за два месяца. Не предлагаю их все, только...
      1347
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика