Эта тема - трудная для обсуждения. Однако, когда-то нужно в ней разбираться, хотя бы для самих себя. Ибо опыт проявления фашизма зловещ и трагичен. Нам прививают представление о том, что сам по себе фашизм - это нормально. Так ли это?
Определение из словаря.
Фашизм (итал. fascismo, от итал. fascio — пучок, связка, объединение) — идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими признаками и чертами: отрицание демократии и её экономической и политической практики; создание режима, основанного на принципах тоталитарно-корпоративной государственности, однопартийности; подавление противников государства и любых форм инакомыслия; фашизация общества, создание военизированных формирований и взгляд на войну как на естественный двигатель развития и важную часть человеческой жизни. http://dic.academic.ru/dic.nsf...
Знаете, возможно, я и ошибаюсь, но я полагаю, что важно не то, как именно складывалось то или иное образование или организация, а то, на какой основе и с какой внутренней целью эти образования появлялись, что является их внутренней движущей силой и т.д.
Я решила поинтересоваться фашизмом именно с этой позиции. Оказалось, что явлением фашизма занимался ешё до второй мировой Вильгельм Райх. Из библиотечного предисловия к его книге "Психология масс и фашизм"
"Предлагаемая вниманию читателя работа В. Paйxa представляет собой классическое исследование взаимосвязи психологии масс и фашизма. Она была написана в период экономического кризиса в Германии (1930 - 1933 гг.), впоследствии была запрещена нацистами. К несомненным достоинствам книги следует отнести ее уникальный вклад в понимание одного из важнейших явлений нашего времени - фашизма. В этой книге В. Райх использует свои клинические знания характерологической структуры личности для исследования социальных и политических явлений. Райх отвергает концепцию, согласно которой фашизм представляет собой идеологию или результат деятельности отдельного человека; народа; какой-либо этнической или политической группы. Не признает он и выдвигаемое марксистскими идеологами понимание фашизма, которое ограничено социально-политическим подходом. Фашизм, с точки зрения Райха, служит выражением иррациональности характерологической структуры обычного человека, первичные биологические потребности которого подавлялись на протяжении многих тысячелетий. В книге содержится подробный анализ социальной функции такого подавления и решающего значения для него авторитарной семьи и церкви.
Значение этой работы трудно переоценить в наше время. Характерологическая структура личности, служившая основой возникновения фашистских движении, не прекратила своею существования и по-прежнему определяет динамику современных социальных конфликтов. Для обеспечения эффективности борьбы с хаосом страданий необходимо обратить внимание на характерологическую структуру личности, которая служит причиной его возникновения. Мы должны понять взаимосвязь между психологией масс и фашизмом и другими формами тоталитаризма.
Труд выложен тут http://lib.ru/POLITOLOG/RAJH_W...
"Любовь, труд и познание - вот источники нашей жизни. Они должны определять ее ход". - В. Райх.
главы из книги Э.В Самойлова "Общая теория фашизма" - уникального отечественного исследования психологии фашизма как социально-политического явления.
Специфика фашизма в сфере психологии.
Психология фашизма есть в своей основе гипертрофированное стремление к власти. Но раз мы говорим о преувеличенном, раздутом, т.е. паталогическом стремлении к власти как самоцели, мы должны представлять себе, в чем здесь заключается понятие нормы. Это совершенно неисследованная проблема, которая по сути дела даже толком не сформулирована ни в психологии, ни в психиатрии, ни в политологии. В рамках данного исследования ответ на этот вопрос можно дать лишь предположительный.
На наш взгляд, более или менее нормальным можно считать стремление к власти в том случае, когда цели, которые личность ставит перед собой, рассматриваются ею как часть совокупных целей того класса или социального слоя, к которому эта личность принадлежит.
По сути дела, этот критерий нормальности рассматриваемого чувственного побуждения отражает общее положение в мире живых существ, т. е. связан с общебиологическими закономерностями: в природе отношения господства и подчинения внутри видов живых существ, как низкоорганизованных, так и высших животных, всегда служат в конечном счете выживанию целого вида. С этой точки зрения действия людей, стремящихся к власти, нормальны только до того момента, когда целью этих людей является их благополучие в рамках класса или социального слоя как основных естественных социальных подструктур. За этим пределом власть становится самоцелью для отдельных людей, организованных в специально предназначенные для достижения этой цели объединения - и аналогов этому в природе мы уже не находим.
Разумеется, эти выводы достаточно спорны, поскольку к любым аналогиям между природой и человеческим обществом следует подходить с большой осторожностью. Тем не менее, на наш взгляд, принцип целесообразности тех или иных иерархических отношений, работающий в природе и подчиненный исключительно лишь цели выживания вида, а не цели возвышения отдельных особей или групп над видом, этот принцип не может не действовать - разумеется, в каких-то сложных, превращенных формах - и в человеческом обществе. Этот принцип слишком универсален, чтобы сфера его действия ограничивалась сферой живой природы вне человеческого общества. Если это верно, то выход за рамки этого принципа должен расцениваться, как отклонение от нормы. Совершенно ясно, что за историческими перипетиями классов, особенно правящих эсплуататорских, стоят глубокие превращения в массовом сознании и подсознании, завершающиеся взрывом явно психопатических эмоций в классе, которому пришло время сходить с исторической сцены, и который упорно, фанатически, или, выражаясь терминами психиатрии, с шизоидным упрямством, не желает уходить, цепляется за свою власть, за свои привилегии поистине с маниакальным упорством.
С точки зрения психиатрии это явная патология.
В этой связи можно привести любопытное, в силу его предельной откровенности, высказывание американского миллионера Ф.Мартина: "Мы не политики и не радетели общественной пользы. Мы богачи: Америка принадлежит нам. Мы держим ее в руках, мы намерены сохранить ее для себя, и мы готовы пустить в дело все наши огромные возможности, наше влияние, наши деньги, наших голодных конгрессменов, наших демагогов против любой законодательной акции, любой политической платформы, любой кандидатуры в президенты, которая угрожает незыблемости нашего господства" (83, с.6).
В данном случае "Я" индивида преломляется еще в чувстве классовой принадлежности, и хотя здесь налицо психопатический эмоциональный сдвиг, глубина, выраженность этого сдвига явно, заметно меньше, чем аналогичные отклонения в психике фашистского "вождя", устремления которого идут еще дальше и выражаются в действиях, направленных на захват полной, абсолютной власти, в том числе и над классом, интересы которого он якобы защищает.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, стремление к власти как самоцели должно квалифицироваться как патология, конкретнее - как расстройство прежде всего эмоциональной психической сферы, выражающееся в чрезмерном возбуждении одной определенной эмоции - влечения к власти. Это отклонение явно психопатического характера.
Специфика фашизма в сфере социологии.
Применительно к фашизму не срабатывают традиционные социологические критерии, поскольку фашизм определяется в первую очередь через идейно-психологические и организационные параметры, а не социальные.
Фашистами могут быть представители любого класса, любой социальной подструктуры. Не существует класса или социального слоя фашистов: они рассеяны в различных пропорциях по всей социальной структуре общества. В относительно спокойных социально-экономических условиях у них меньше возможностей удовлетворить свою жажду власти. Но если ситуация меняется, и есть возможность удовлетворить инстинкт власти в более жестких и масштабных формах, фашисты используют эту возможность. В изменившихся условиях, например, в период обострения классовой борьбы или во время войны, эти люди, кто медленнее, кто быстрее, завершают в тех или иных пределах идейно-психологическую деградацию и превращаются в фашистов.
Найдя друг друга по ряду признаков, фашисты организуются применительно к социальной обстановке и в зависимости от своего первичного социального статуса, - в уголовную банду, в террористическую группу, в политическую партию, в ее фракцию или же в какую-либо другую организационную структуру.
Только на этом этапе фашисты - как определенная организованная структура - могут быть квалифицированы в социологическом разрезе. Но в любом случае их социальный признак определяется через специфику их идейно-психологической и организационной структуры в общественном организме.
Например, уголовная банда, состоящая из грабителей-убийц, есть организация фашистов. Как таковая она не может быть определена в социологическом плане по признакам классовой или социальной принадлежности. Она может быть определена, во-первых, в идейно-психологическом плане как группа фашистов, и в организационном - как уголовная банда.
Если фашисты захватывают власть в государстве, то происходит (хотя, может быть, и не во всех случаях, а лишь в определенных формах фашизма) слияние фашистов как организации с аппаратом государственной власти, поскольку фашисты, влекомые жаждой власти, стремяться полностью отождествить себя с ее государственными институтами и атрибутами, "раствориться" в них, или растворить в себе.
Т.е. в данном случае имеет место слияние социального признака фашистов с их политическим признаком: первое определяется через второе, и наоборот, политический признак, через который выявляется общественная функция прорвавшихся к власти фашистов, представляет собой и основной квалифицирующий их в социальном плане признак.
Типология фашизма.
Фашисты могут паразитировать на любой идеологии, на любом социальном, политическом или религиозном движении, могут приходить к власти под вывеской любых лозунгов.
Фашизация общества может быть следствием отчаянной попытки правящего эксплуататорского класса удержать власть в борьбе с угнетенным классом - в этом случае идеологическим прикрытием фашизма выступает формальная идеология правящего класса, преподносимая как ценность, олицетворяющая собой "законность", "порядок" и т.п.
Фашизм может распространять свою власть на общество, стать господствующей в нем политической системой вследствие действий политиков, якобы искренне защищающих интересы господствующего класса и под этим предлогом устанавливающих свою личную диктатуру; в этом случае идеологическим прикрытием фашизма служит все та же формальная идеология правящего эксплуататорского класса, за которой скрывается уже не диктатура класса, а диктатура котерии или личности.
Фашизм может быть следствием действий маньяков, пользующихся неустойчивым равновесием сил между классами или другими особенностями социально-политической ситуации и устанавливающих фашистский режим под прикрытием лозунгов надклассового характера - как власть, якобы одинаково заботливо учитывающую и защищающую интересы всех классов и слоев.
Фашисты могут приходить к власти вместе с революционным движением угнетенных классов, подчинить их себе и установить фашистский режим под прикрытием "революционной" идеологии.
Наконец, фашисты в своих действиях, направленных на захват власти, могут сочетать, комбинировать все вышеперечисленные варианты идеологических прикрытий в зависимости от конкретных политических ситуаций, в которых они действуют.
Наиболее глубоко законспирированные фашистские образования возникают в тех случаях, когда та или иная организационно-идеологическая структура деградирует и превращается по сути в фашистскую, но внешне сохраняя при этом прежние идеологические признаки. Христианство в средние века пережило подобную трансформацию. Аналогичные процессы мощно по сей день идут в некоторых мусульманских государствах. Подобную деградацию испытало и коммунистическое движение.
Следует особо подчеркнуть: законспирированность фашистов в таких случаях чрезвычайно высока во многом по той причине, что практически все они с той или иной степенью искренности считают себя "христианами", "мусульманами", "коммунистами" и так далее. При этом в соответствующих партиях, конечно же, насчитывается немалое количество людей, которые по их идейно-политическим признакам являются именно христианами, мусульманами, коммунистами - по их глубинным нравственным установкам, ничего общего не имеющим с властолюбием.
http://www.g-klimov.info/Publi...
Как я понимаю, это - неудовлетворённость (какого-либо рода), выливающаяся именно в патологическое стремление к власти над другим (другими), желание подавить, унизить и через это возвыситься и властвовать.
А теперь, попробуйте с посмотреть на психическую составляющую картинок публикаций последних дней глазами нормального человека.
Кстати, автор последней картинки неоднократно выступал за обеление фашистской свастики и при этом, втаптывал в грязь иные понятия и символы, о чём я уже писала. Так он попытался очернить красную звезду - символ нашей армии и орден Красного знамени, самих трудящихся и имени чернецов Осляби и Пересвета
По поводу того, что нынешние черносотенцы к своей истории подвизают Иоанна Кронштадского, есть слова Кураева:
""Я хотел бы отметить, что до октябрьской революции существовали монархические организации, но общества Черная Сотня среди них не было вовсе. Это членов этих организаций либералы называли черносотенцами.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский состоял не в абстрактной черной сотне, а в вполне конкретных Русском Народном Союзе имени Михаила Архангела и Союзе Русского Народа. И на его погребении несли конкретный флаг Союза Русского Народа, который он ранее освятил.
Еще раз заявляю, что вы, господа из общества с ограниченной ответственностью (ибо
создались недавно) Черная Сотня, не посягайте на великие имена." http://www.evangelie.ru/forum/...
Из Вики:
"В 1905—1907 годах термин «чёрная сотня» вошёл в широкое употребление в значении ультраправых политиков и антисемитов. В «Малом толковом словаре русского языка» П. Е. Стояна (Пг., 1915) черносотенец или черносотенник — «русский монархист, консерватор, союзник»."
И на это термези было указано. Однако лжец стоит на своём:
Те, кто желает, могут посмотреть, как мастерски изворачивает и выворачивает всё термези. Честь русских монахов Остап отстаивал достойно . Поклон Вам, Остап.
Ещё один факт перенаправления стрелок
По термезиному, так свастику ненавидят именно "жидовствующие":
И тут не причём жертвы нашего народа во второй мировой, подвиг не только армии, но и тыла. Так кто мешает тормозу нагло врать и переводить стрелки? Кто ему не даёт способствовать возрождению фашизма в России? Да все нормальные люди, в том числе и авторы нашего журнала. Если Термези не может сразу всех оптом причислить ко врагам страны, то на журнал он покушается почти в каждой своей публикации. Вот, как он объясняет это:
Интересно получается, "генералы", которые стремятся разрушить страну, защищают честь и достоинство предков и противостоят лжи. Кто в таком случае здесь лжёт???
Вот ещё один диверсионный перевод стрелок. А как же это?
и мои слова:
Вы по прежнему считаете, что это не фашистские демарши?
Вот тут разбор нападок на символы нашей армии и попыток обелить нацистский символ:
1 - про термези и свастику https://cont.ws/@metafor/54756...
2 - про красную пятиконечную звезду https://cont.ws/@metafor/54873...
3 - Мразь на КОНТе не пройдёт! https://cont.ws/@metafor/54058...
4 - Про свастичную икону https://cont.ws/@metafor/48396...
5 - (про неё же) https://cont.ws/@metafor/48487...
Оценили 25 человек
47 кармы