• РЕГИСТРАЦИЯ

Имперский дресс-код для замужних монголок

25 4420

Здравствуйте, уважаемые читатели.

В комментариях неоднократно звучал вопрос по поводу культурного следа нашествия татаро-монголов. Предлагаю посмотреть на то, как, например, сказывалось влияние монголов на захваченных ими территориях в области одеяния, ведь не просто так попали в русский язык слова "кафтан", "колпак", "сарафан" и другие.

Как разпространялось культурное влияние монголов на оккупированных ими землях? Да в первую очередь - волевым порядком - разпоряжениями из центра. Затем к нововведениям привыкали, понравившееся - перенимали уже самостоятельно, видоизменяя и приспосабливая под местные условия.

Хрипунов Н.В. в своей книге Одежда знати Великой империи монголов в 1207–1266 гг. // Золотоордынская цивилизация. указывает, что во времена Улуса Джучи в составе единого монгольского государства - 1207-1266 гг одежда монгольской знати, её покрой и правила ношения диктовались имперским центром. И, поскольку не было ещё появления местных разновидностей или местных традиций, то можно видеть ещё единую государственную моду.

"Для этого времени основными источниками по костюму знати являются данные, происходящие главным образом с территорий современных Монголии, Китая и юга Восточной Сибири, так как область, где располагалось ядро сложения средневековой Великой империи Монголов, находится именно там...

Видимо, у монголов официально вводится нормирование одежды также, как и у киданей, при преемнике основателя династии. По сведениям «Сокровенного сказания», Угэдэй установил обычай одаривания знатных вельмож: «при каждом созыве сейма князей надлежит раздавать подарки. Для этой цели мы учредим охраняемые городища с магазинами, наполненными тканями, серебряными слитками, сайдаками, луками, латами и прочим оружием». Видимо, в число стандартных даров входила и одежда, что в целом типично для развитых культур Востока (китайской и мусульманской). Постановление Угэдэя от 1234 г. уже предполагает наказание при несоблюдении регламента: «Что же касается всех тех женщин, которые носят парадную и домашнюю одежду не соответствующую законам, а также тех, которые ревнивые, то их приговаривать к [следующим] наказаниям - провозить верхом на неоседланных коровах по всему их обоку, после чего сразу же взимать [с них] приданое для [отдачи] в новое замужество»... " Отсюда

Головной убор Биби-Ханым

Зухра Рахимова, искусствовед

В записях посланника короля кастильского Рюи Гонзалеса де Клавихо, посетившего Самарканд в 1403 – 1406 гг. и оставившего много ярких наблюдений о жизни и обычаях столицы и государства Амира Темура, особое внимание привлекает описание одежды жен великого полководца, прежде всего головного убора: На голове Каньо (Сарай Мульк-ханым, или, как ее часто называли – Биби-ханым) – старшей из жен был «как бы шлем из красной материи, похожий на те, в которых [рыцари] сражаются на турнирах… Этот шлем очень высок, и на нем было много крупного, светлого и круглого жемчуга, много рубинов, бирюзы и разных других камней, очень красиво оправленных. Покрывало, [ниспадавшее на плечи], было расшито золотом, а наверху [всего] был очень красивый золотой венок со множеством [драгоценных] камней и крупного жемчуга. Самый верх венчало сооружение из трех рубинов, величиной около двух пальцев, ярких и чрезвычайно красивых, с сильным блеском. Верх [всего] украшал большой султан, высотой в локоть, и от него [некоторые] перья падали вниз, а другие — до лица и доходили [иногда] до глаз. Эти перья были связаны вместе золотой бечевкой, на конце которой [имелась] белая кисточка из птичьих перьев с камнями и жемчугом; и когда она шла, этот султан развевался в разные стороны. Этот [ее] шлем поддерживало руками много знатных женщин, чтобы он не свалился в какую-либо сторону» (1, с. 125).

Похожий женский шлемовидный головной убор мы видим на изображениях парных портретов жен монгольских правителей на миниатюрах из рукописи «Джами-ат-таварих» из ИВ АН РУз второй половины XIV в., предположительно выполненных в Самарканде, а также – на миниатюре, изображающей Улугбека на охоте (Галерея Фрира в Вашингтоне), где своеобразные головные уборы его жен схожи по описанию с головными уборами Каньо и других жен Темура, описанными Клавихо.

Судя по описанию Клавихо и аналогичным изображениям на миниатюре, на Биби-ханым и женах Улугбека был боктаг головной убор замужних монгольских женщин, который носили в XIII-XIV вв. на огромной территории, находившейся под властью монголов. О боктагах, которые носили жены Темура, упоминает Шарафаддин Али Йазди в своем знаменитом труде о деяниях Темура – «Зафар-наме»: «В Канигиле, на свадьбе Искандер-мирзы и Бекиси-Султан, гаремные Сахибкирана, каждая Билкис эпохи, надев на головы разукрашенные боктаги, надев златотканые халаты, подобно Солнцу сидели на своих тронах».

... Аналогичные головные уборы в произведениях изобразительного искусства встречаются в XIII –XIV вв. в Золотой Орде, Китае, в улусе Чагатая, что свидетельствует о популярности их в тот период. Головные уборы замужних монгольских женщин (девичьи сильно отличаются от них), известны как богтаг, боктаг, бокто. Европейцы называли их «бока» или «бокка», китайцы – «гугу» или «гугугуань»). Они всегда привлекали внимание путешественников своей необычностью. Боктаги подробно описаны в книгах Плано Карпини, Гильома Рубрука, Ибн Баттуты, Чань Чуня, Клавихо и других авторов . Археологические находки последних десятилетий подтверждают существование подобного головного убора на обширной территории бывшей монгольской империи (Монголия, Тянь-Шань, север Китая, южный Кавказ, Алтай, приволжские степи), где к настоящему времени обнаружено несколько десятков фрагментов бокка, подавляющее большинство которых датируется в пределах второй половины XIII – XIV в., т.е. к золотоордынскому времени.

Анализ, проведенный археологами, материалов кочевнических погребений, в которых были найдены боктаги, свидетельствует о том, что вышеназванные головные уборы появились на территории восточноевропейских степей не ранее середины XIII в. и имеют монгольское происхождение . Кроме того, они также подтверждают, что в конце XIII – первой половине ХIV в. – в пору высшего могущества и стабильности держав чингизидов, когда сформировались все элементы «Имперской культуры» , монгольский костюм и его элементы использовались повсеместно , поскольку именно головной убор в древности и средневековье наиболее полно отражал этические, религиозные и эстетические мировоззрения этноса, его представления о жизненных этапах человека. Особенно высоким статусом обладал женский головной убор, семантика и семиотическое значение которого, по мнению многих исследователей древнего и средневекового костюма, маркировали социальное положение, политическую функцию и биологический возраст носящей его женщины, являясь значимым символом для обозначения этнической и культурной самоидентификации.

Реконструкции боктага, сделанные археологами, свидетельства путешественников и сохранившиеся экземпляры этого головного убора показывают, что бокка, боктаг или богто – это вертикальное и довольно сложное сооружение, в основе которого – каркас из дерева и берестяной коры, покрытый шелковой тканью преимущественно красного цвета. Их носили только в комплекте с шапкой-колпаком.

Археологические находки и изображения боктагов в произведениях изобразительного искусства XIII –XIV в. указывают на наличие, при общей схожести, нескольких разновидностей боктага. Томско-алтайский вариант, например, имел воронкообразное навершие. Капителеобразное навершие – это монголо-тяньшанская группа, получившая распространение на рубеже XIII-XIV вв. в огромном ареале (Монголия, Тянь-Шань, север Китая и район южного Кавказа, входившие в тот период в состав государства Ильханов). К последней группе боктагов относятся головные уборы жен на портретах монгольских правителей династии Юань и прекрасно сохранившийся бокка из коллекции Марджани . Боктаги Хулагуидского Ирана имеют иные, чем тянь-шанские, пропорции: они ниже, наверху, как отмечали Плано Карпини и Рубрук, «имеют один длинный прутик из стебельков, перьев или тонких тростинок, украшенный перышками из хвоста селезня и драгоценными камнями, нашитыми на красную шапочку, которая простирается до плеч, а под ней находится покрывало красного цвета, закрывающее плечи и спину». Место соединения каркаса и шапочки кокетливо перевязано завязками из ткани другого цвета, иногда золотого или синего. Боктаги Хулагуидов могли иметь также два круглых украшения из перьев, напоминающих венцы, насаженные один выше другого на общий прутик.

Если у жен Амира Темура, по описанию Клавихо, труба боктага была высокой и украшалась павлиньими перьями высотой в локоть, при Улугбеке в Самарканде, судя по изображениям на миниатюре, они более низкие, а покрывало, спускающееся на спину, – красного и синего цветов. Навершие шлемовидного головного убора расширяется и украшается с двух сторон короткими перьями, расположенными веерообразно, шапочка плотнее прилегает к голове и расшита золотом. Возможно, это среднеазиатский вариант боктага.

То, что боктаги носили жены Амира Темура или Улугбека объясняется тем, что государство Темура завладело и чагатайскими владениями. Амир Темур (1336-1405) был зятем последнего монгольского хана: его старшая жена Сарай Мульк Ханым была монгольской царевной, дочерью чингизида Казан-хана, последнего легитимного правителя Чагатайского улуса от чингизидской династии. Кроме того, и другие женщины гарема Амира Темура, судя по их головным уборам, были монголками, или, как уже упоминалось, монгольскими принцессами. Известно, что одной из жен Улугбека была дочь мирзы Мухаммад Султана по имени Огэ бегим, происходившая по материнской линии от золотоордынского хана Узбека (1312 – 1342). Другой его женой была Ак-Султан Ханике, чингизидка, дочь Махмуд-хана.

Интересна символика боктага, вобравшая в себя высшие духовные и эстетические приоритеты тюрко-монгол, пространственно отражая их представления о строении мира. Покрытие боктага в основном было красного цвета, который трактовался как приносящий удачу и жизненную силу; как знак сохранности и безопасности домашнего очага; символ красоты. Красные камни – рубин, коралл были излюбленным материалом для изготовления украшений. Красное также имело значение обладания властью, величием, отсюда – его социальное и политическое значение. Одежду красного цвета у монгол носили только хан, высшая знать и женщины ханского рода. Этому цвету приписывались и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.

Наряду с красным, в среднеазиатских бокка использовался материал синего цвета – у тюрко-монгол – это цвет неба и воды, что символизирует вечность, доброту, верность, постоянство. Использование синего цвета для покрытия боктаг жен Улугбека, возможно, косвенно отражало занятия их властителя астрономией, так как в боктагах других регионов нигде больше он не применялся. Павлиньи перья, начиная с эпохи римской античности, считались знаком божественности, в исламе – «внутренним оком», они отличались особой одухотворенностью, а полностью раскрытый хвост павлина означал либо полную луну, либо солнце в зените, что, опять-таки, может трактоваться как власть и благополучие.

Източник

"Бокка – специфический головной убор из нескольких основных частей: основания (часть в виде цилиндрической или конической трубки), навершия (расширяющаяся или сужающаяся часть выше основания) и крепящейся к нему палочки или прутика. Хотя вместо последнего также могло быть перо. В источниках часто отмечалось, что бокка похожа «на гуся или утку». При этом стоит обратить внимание на то, что часть авторов этого не упоминает.

Подробно все известные типы бокк XIII-XIV вв. рассмотрены З.В. Доде... Стоит отметить, что З.В. Доде ошибочно считает частью бокки шапочку. Собственно боккой является та часть, которую З.В. Доде обозначила как навершие. Шапочка же – дополнение к бокке для ее лучшей фиксации, что отмечено у Рубрука. Под «фатой», которой «весьма часто» накрывали сверху бокку, у даосского монаха, описывавшего путешествие Чан Чуня, видимо, надо понимать как раз такую шапочку. Крой шапочки в целом очень близок крою мягких капоров. Основными же отличительными особенностями от них является наличие отверстия для бокки и разрез, позволяющий надеть шапочку поверх бокки.

Также стоит рассмотреть известные в золотоордынской археологии женские головные уборы с конусовидным берестяным основанием, несмотря на то, что датировки погребений с ними обычно укладываются в рамки второй половины XIII – первой половины XIV вв. Хотя бы потому, что не всегда бокки описывались «гусевидными» (кроме того достаточно сложно найти публикацию, где инвентарь, связываемый с монголами, датировался бы временем до объявления независимости Золотой Орды). При этом есть свидетельства письменных источников второй половины XIII века о том, что монгольские женщины носили остроконечные головные уборы в первой половине века – армянский автор Григор Акнерци сообщает: «женщины их носили остроконечные шапки, покрытые парчовой вуалью»...

Можно сделать вывод, что не каждая женщина монгольской империи имела право носить бокку – только сами монголки и жены вождей, которые могли быть и не монголками. Примером тому – могильник Телеутский Взвоз-I Лесостепного Алтая, где женщины из местного тюрко-самодийского населения становились женами пришлых мужчин-монголов, возглавивших объединение местного населения, и получали право носить бокку. Хотя также возможно, что в данном случае автор опирается на современные ему реалии, когда право ношения бокки, по всей видимости, осталось только у знати империи." Отсюда

Кстати, в Астрахани в погребениях найдены бокки, так что, были там монголы, были.

Ну а для полноты понимания картины дресс-кодов, можно поинтересоваться тем, как в империи инков при помощи одежды, причёсок и цветов идентифицировались граждане американские монголоиды. Да и в наше время, у армии - своя форма, у пожарных - своя... Так что, находки монгольского одеяния (подаренного или собственного) указуют на давнее пребывание в этих местах монголов.

Дополнительно

***

Мой канал на Дзен

***

Предлагаю также прочитать:

Отменяем татаро-монгольское иго? Кто сказал?

О Великой Тартарии... Русским языком...

Монголы, оторванные от родины - потомки войск Чингисхана

О благе татаро-монгольской оккупации

Откуда известно, что стрелы монгольские?

Для тех, кто повторяет одни и те же вопросы из раза в раз:

Летописные данные о монгольском нашествии:

https://cont.ws/@kamas/256691

https://cont.ws/@kamas/257853

https://cont.ws/@kamas/258576

https://cont.ws/@kamas/262536

Монгольское нашествие: ответы на глупые вопросы:

https://cont.ws/@kamas/256713

https://cont.ws/@kamas/258497

https://cont.ws/@kamas/264800

О монголах :

Загонная охота https://cont.ws/@kamas/261879

О численности армии монголов: https://cont.ws/@kamas/262542Монгольский лук: https://cont.ws/@kamas/263475

Натиск монголов на запад: от Калки до нашествия: https://cont.ws/@kamas/792873

Письменные источники о монголах:

Восточные: https://cont.ws/@kamas/375877

Европейские: https://cont.ws/@kamas/377737

Армянские: https://cont.ws/@kamas/387335

Монголы глазами европейских путешественников: https://cont.ws/@kamas/411085

Стих вагантов о монгольском нашествии: https://cont.ws/@kamas/382978

О монголах серьезно:

Монголы и перепись населения: https://cont.ws/@kamas/533892

Хан Батый и русская зима: https://cont.ws/@kamas/534860

Железо и монголы: https://cont.ws/@kamas/548921

Монголы и численность армии: https://cont.ws/@kamas/552008

Монголы и средневековое GPS: https://cont.ws/@kamas/598835

Монголы и военные походы https://cont.ws/@kamas/597224

Монголы и военные походы: Как монголы переправлялись через реки https://cont.ws/@kamas/761804

Монголы и военные походы: Маршрут и средство передвижения https://cont.ws/@kamas/800453

Монголы и походы... планирование и снабжение https://cont.ws/@kamas/828694

Почему монголы так долго осаждали Козельск? https://cont.ws/@kamas/759344

Монголы и монгольский лук. Об одной причине монгольского блицкрига. https://cont.ws/@kamas/767054

Разоблачение лжи новой хронологии о книге Плано Карпини: https://cont.ws/@kamas/560040

https://cont.ws/@kamas/565619

https://cont.ws/@kamas/568598

https://cont.ws/@kamas/571700

https://cont.ws/@kamas/578815

https://cont.ws/@kamas/586463

Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    МИД России - о возможности ударов по территории Великобритании
    • pretty
    • Вчера 17:05
    • Промо

    ДМИТРИЙ  СМИРНОВ В МИД был вызван посол Великобритании в Москве Н.Кейси, которому был выражен решительный протест в связи с недавним заявлением мининдел Великобритании Д.Кэмерона о ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Документы по строительству Исаакиевского собора (6)

      Читаю рабочий журнал из коллекции Монферрана (РГИА) как увлекательнейшую литературу. Ведь передо мной разворачиваются детали великой стройки, в частности, то, как шла подготовка к поднятию первых колонн портика Исаакиевского собора. В прошлый раз добралась до конца 1827 года. И сегодня успела просмотреть записи за два месяца. Не предлагаю их все, только...
      1120

      История строительства Исаакиевского собора (документы 5)

      Завершается 1827 год, на строительстве Исаакиевского собора работы близятся к моменту поднятия первой колонны портиков. Торопят всех - плотников, возводящих подъёмные леса, г-на Берда, задерживающего поставку главных деталей поворотного круга для разворачивания транспортируемых к лесам колонн, полировщиков, десятников, подрядчиков и самого Монферрана... Считаются и вы...
      1123

      О Франческо Квиролло

      "... и по особому соглашению он обещает и обязуется в течение вышеуказанного времени заниматься только работой, трудом и надзором за вышеуказанной церковью, не отступать от неё и не прекращать её ни по какой причине, и не брать на себя никакой другой работы от любого другого лица любого ранга и состояния в течение вышеуказанного срока, без согласия и письменного разре...
      990
      .Взор Здравомыслие.
      28 апреля 09:43

      Почему Движущиеся камни перемещаются?

      Тайна "бегущих" или "катящихся" камней интересует не только нас, любознательных, но и учёных.  Я - не филолог, а переводчик-любитель, потому возможны ляпсусы и прочие недоразумения. Поправки и замечания принимаются с благодарностью :о)Перехожу к таинственному явлению природы - блуждающим камням.То, что в этих шатаниях каменных многие усматривают то ...
      1847
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 17:06

      Ещё порция сведений о строительстве Исаакиевского собора (4)

      Продолжаем копаться в журналах стройки 19-го века, терзать онлайн-переводчики и напрягать ум в стремлении понять двухвековое прошлое.  УвертюраНесколько дней назад Архивариус в комментариях предложил мне: Разумеется, я быстренько посмотрела и обнаружила нечто сногсшибательное :о)Стр. 671 № 59 le 4 Avril 1828 ...
      1883
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 16:37

      Квалификация каменотёсов или интересные документики по Исаакиевскому собору (3)

      Выкраиваю время, дабы, для начала, поведать вам о том, какой квалификации были каменотёсы, благодаря трудам которых, ныне красуются Исаакиевский собор и Александровская колонна. И не только красуются, а прославляют нашу страну и наш народ, ибо строили эти великие сооружения русские люди. И созданием возхитительных колонн занимались вовсе не "лапотные му...
      1851
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 15:54

      Последняя глава альбома Монферрана, посвящённая открытию монумента

      Глава VIIIТоржественное открытие монумента, когда его пьедестал был мгновенно разкрыт для всеобщего обозрения. Сухопутные и морские войска, присутствующие на этой важной церемонии. Молитвы и шествия вокруг монумента; армия и народ преклоняют колена; небо, бывшее пасмурным, сразу же проясняется; армия под командованием Императора марширует перед монумент...
      1996
      .Взор Здравомыслие.
      2 апреля 05:08

      Разсчёты по теме сооружений Монферрана (выпросили)

      Оно конечно, тяжёлый день - понедельник, потому разсчёты будут облегчённые (примерно-грубые) :о))) Новенькие, обратите внимание, что буковка "З" у меня (вопреки правилам нонешним) написана сознательно (все комментарии на эту тематику - туда. Здесь буду удалять. За хамство - ещё и банить)Итак, время от времени на мой дзеновский канал, да и сюда приходят ...
      864
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 13:27

      Альбом Монферрана про Александровскую колонну (глава 7)

      Продолжаем читать месье французского архитектора, невзирая на вызывающую претензии мою любимую буковку и на то, что перевод содеян непрофессиональным переводчиком :о) (Поправки и критические замечания всегда принимаются на ура.) Текст с переводом выкладываю курсивом. * * *Русские рабочие, работавшие над Александровской колонной, их одеяние и сходство с костюмами Древн...
      959
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 12:53

      Как в Нью-Йорке устанавливали "самые большие" колонны. 8

      Всем желаю хорошего настроения и здравомыслия :о) Нужно было бы давно завершить цикл статей про попытку американцев выточить самые большие колонны на токарном станке. Напоминаю, что по длине (проектной) эти колонны были чуть меньше, чем исаакиевские, по граниту и диаметру отличались больше - диаметр меньше, гранит прочнее. Отшлифовать и отполировать кол...
      989
      .Взор Здравомыслие.
      26 марта 13:30

      Александровская колонна (читаем главу №6 Монферрана, знакомимся с шотландцем)

      Мне понравилось сопоставлять друг с другом "показания" главных участников и свидетелей строительства Исаакия и возведения Александровской колонны, ибо таковое действо не только разширяет круг описанных событий, но и добавляет множество деталей и новых задействованных лиц. Простой пример вы увидите в последней части статьи.Цитируемые тексты привожу курсивом, как и прим...
      893
      .Взор Здравомыслие.
      10 марта 18:53

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (2)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Надеюсь, даже альтернативщики понимают, что любая стройка не обходится без разпоряжений по самым разным вещам в разбросе от "глобальных" масштабов (проектов) до чуточных, типа наведения порядка на стройплощадке. И, как-то именно такие чутошные моментики вовсе не интересуют альтернативную братию. А между тем, таковые бу...
      753

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Давным давно руки тянутся к тому, что работники Таинств и Завесы над историей сокрыли в 19 веке от нашего пытливого взора. Вот ведь какая незадача - Монферран-то писал на французском, как на нём же писали и для него. И, хотя и выложили много папок с документацией для широкой публики в Президентской библиотеке, глаз види...
      1341

      Великая китайская стена, или гордиев узел династии Мин

      Продолжаю "сагу" о строительстве Великой китайской. Поскольку исторический контекст порой напоминает триллер, а порой трагикомедию, решила давать материал в разширенной версии :о) За основу были взяты книги Julia Lovell "Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э." и Arthur Waldron. "The Great Wall of China : from history to m...
      865

      Китайские реалии династии Мин - строителя Великой стены

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Как выясняется, история Китая больше "интересует" отрицающих её альтернативщиков, чем самих китайцев :о) Чаще всего комментаторы заявляют, что документов вообще (и строительства Великой китайской стены - в частности) нетути. Это, что называется, присказка :о)Все переводы содеяны непрофессионалом, изключительно с помощью...
      765
      .Взор Здравомыслие.
      17 февраля 04:50

      О заблуждениях современных хисториков и о "рукотворных" Аракульских шиханах (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько дней назад одним персонажем очень много было высказано в комментариях под статьёй о колыванской вазе. И сразу образовался сплошной завал из картинок и выдумок, который следует разгрести. Поэтому начну разтаскивать по местам, начиная с претензий, высказанных наукам, в частности, к истории.Отделяем котлеты от му...
      772
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 12:08

      Камень Коуд: состав и технология производства (ч.2)

      Продолжаю тему искусственного камня 18-19-х веков (ссылки в конце статьи). Каменный лев Коуд в центре для посетителей, Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич. Лев был спроектирован Бенджамином Уэстом в качестве пробного образца для фронтона во дворе короля Уильяма в память о достижениях вице-адмирала Горацио Нельсона. В качестве основы вз...
      532
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 11:42

      Камень Коуд: алхимия, предшественники (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! "Слава камня Коуд сохраняется, но сохраняются и некоторые мифы о его составе и произхождении. Камень Коуд - это обожжённая керамика, представляющая собой сочетание сырой комовой глины и тонко измельчённой предварительно обожжённой терракоты, силикатов и стекла. Процесс производства его был более квалифицированным и более трудоёмким, ч...
      331
      .Взор Здравомыслие.
      1 февраля 09:11

      История искусственного камня

      Сердечно приветствую!Поскольку литическая версия всё ещё смущает умы, пройдёмся по её кочкам :о)Человеку издавна требовалось не только приспособить для своих нужд имеющиеся в природе материалы, но и создать из них какие-то новые, с отличающимися или похожими качествами. И желательно бы, менее трудоёмкие. Камень сподобился этой же участи. Он прочен, стоек к воздействия...
      697
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 06:10

      О великой колыванской вазе и о подлости недалёких умом

      Сегодня немного о Царице ваз и о немыслимых на диванах трудностях созидания прекрасного. А также о том, к чему приводит альтернативщина.Обнаружила сегодня ранее не увиденный комментарий: Проблема сего индивида в его нежелании/неспособности проверить обыкновенные вещи, что прекрасно видно из его собственных слов. Например, как издавна прин...
      779
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика