• РЕГИСТРАЦИЯ

Похищение сабинянок, змееборцы и "темная молодежь"

27 1559

Древнеримский историк Ливий примерно на рубеже эр записал эпизод времён становления Рима, который известен нам обычно как "Похищение сабинянок".

Джамболонья, Похищение сабинянки, 1579-83

Примерно в начале VIII века до н.э. Рея Сильвия, будучи весталкой, родила Ромула и Рема. (По самой древней версии, зачала она от бога войны Марса.) В качестве наказания близнецов должны были выкинуть в реку, однако они были просто оставлены в корзине на мелководье, а позже течение прибило её к дереву. Как-то так их нашла волчица и накормила их своим молоком. Немногим позже их обнаружили пастухи и вырастили. Уже значительно позже Рем погибнет в результате собственной неудачной шутки по поводу стен новообразованного Рима (перепрыгнул через борозду вокруг будущего города, сказав, что стены не остановят).

Капитолийская волчица

Согласно легенде, население недавно созданного Рима состояло преимущественно из мужчин. Ромул осознал, что без дополнительного притока женщин город долго не просуществует, поэтому с его подачи римляне отправлялись в соседние общины на переговоры, чтобы взять себе в жены их девушек. Переговоры были неудачными.

В итоге было решено призвать в Рим на праздник жителей соседних городов, которые должны были прийти безоружными. И в разгар праздника римляне достали спрятанное оружие и захватили в плен множество незамужних женщин. В дальнейшем это послужило поводом для серии войн, впрочем, это уже другая тема.

Пока исследователи спорят, является ли эта история вымышленной или же имеет под собой основания, предлагаю посмотреть на цепочку мифов.


Парис

Примерно в XIV веке до н.э. в Малой Азии рождается Парис. (Почему именно тогда? Потому что он является мифологическим образом Алаксандуса, царя Трои.) Так как его матери во время беременности приснился страшный сон, то после рождения ребенка относят от людей подальше и оставляют на произвол судьбы. "Судьба" является к Парису в образе... волчицы (по другой версии, медведицы), которая его вскармливает, а уже немногим позже его воспитывают... пастухи.

Нам здесь интересна связка двух мифов. Первый из них - Суд Париса. Согласно мифу, ему пришлось решать - кто же из богинь достоин получить яблоко с надписью "Прекраснейшей" (вспоминаем яблоко раздора). Богини явились к нему обнаженными, и с посулами разных благ. В итоге, при выборе между Герой и её властью над Азией (см. Ассува), Афиной и её военной славой и победами, и Афродитой с её любовью любой выбранной женщины, Парис выбирает Афродиту и любовь Елены Прекрасной.

Хендрик ван Бален старший, Суд Париса, ок.1599

Это приводит ко второму мифу - Похищение Елены Прекрасной. Елена является дочкой Зевса Громовержца, а заодно дорийской богиней плодородия (дальнейшее мифическое развитие Матери Земли) и прекраснейшей из женщин. Воспользовавшись отсутствием мужа Елены, Парис соблазняет её, а потом и похищает. А Елена уже сама прихватывает из дома большую часть имущества, но оставляет мужу свою дочь. (Ранний патриархат он такой - дети при мужчине, а вот женщина ещё способны чем-то владеть.)

Это похищение привело к ... Троянской войне. Звучит как хорошая основа для легенды о похищении сабинянок.

Как я показывал ранее, именно через женщину (здесь, богиню плодородия) правитель (здесь, Парис) получает право на трон (здесь, Трою) в ранних обществах.

Хеттская царица (её обычно называют титулом "таваннанна") играла важную роль в политической, экономической и религиозной жизни страны. Именно через брак с царицей можно было стать правителем (так иногда сменялось несколько правителей через союз с одной тавананной).

И вот уже этот миф приводит нас к целому пласту индоевропейской мифологии, который называют змееборческим.


Громовержец-змееборец

Миф о змееборчестве восходит ко временам индоевропейской общности и надёжно восстанавливается практически во всех индоевропейских культурах. (Вскользь упомянул в Сусаноо, змееборцы или в преддверии года дракона) В мифе повествуется о победе громовержца (или смертного героя, которому помогает громовержец) над хтоническим змеевидным существом.

Змееборческий миф легко определяется среди других по устойчивому выражению "убить змея", которое фигурирует в мифологии народов нашей языковой семьи, выходя из праиндоевропейского *gwhént h₃égwhim. (В русском языке прямым однокоренным потомком станет "гнать [в смысле, бить] ужа")

Хеттский бог погоды Тархунт убивает змею Иллуянка

Ригведа:

«Индры героические деяния сейчас я хочу провозгласить: / Те первые, что совершил громовержец, / Он убил змея, он просверлил (русла) вод, / Он рассёк недра гор… Он убил его, перворождённого из змеев... Он убил Вритру, самого (страшного) врага, бесплечего, / Индра – дубиной, великим оружием. / Как ветви топором обрубленные, / Змей лежит, прильнув к земле… Единый бог, / Ты завоевал коров, ты завоевал сому, о герой!»

Миф о Ясоне:

«Он убил дракона умением своим, / Змея с серым глазом, с пёстрой спиной»

В изначальном мифе хтонический Змей похищает воды (или скот, то есть что-то, символизирующее процветание) и только Громовержец решается бросить ему вызов. Бог Грозы отправляется за подземным гадом в погоню, разит его молниями/молотом, побеждает и высвобождает украденное. В более поздних традициях Змей похищает девушек (например, жену Громовержца). При этом, примечательно, что захват скота и захват девушек в праиндоевропейском скорее всего обозначался одним глаголом *aǵ-.

Молния/молот - оружие Громовержца, которое можно трактовать двояко: валл. mellt "молния, удар грома", брет. mell "молот" от кельтского *meldo-, прусс. mealde "молния, удар грома", латыш. milna "булава громовержца Перконса" от балтского *mildnā, скандинавский Mjöllnir "молот Тора" от *meldh- "молния". Тут интересно, что в изначальном представлении предков индоевропейцев, ещё не познакомившихся с металлами, небо было каменным. И гром был как раз из-за ударов Громовержца каменным молотом по каменному небосводу. Уже после Громовержец принесет людям металлообработку, а сам выкует медное небо, а ещё позже появится отдельный бог-кузнец.

Мортен Эскиль Винге, Тор сражается с гигантами, 1872 г.

Громовержец, как бог погоды, отвечал и за "мужскую" составляющую плодородия, окропляя землю своим дождём-семенем. Поэтому Тор не зря изображён на картине выше в колеснице, в которую запряжены два козла. В данном случае это отсылка к культу близнецов (символ плодородия), которые изначально были представлены двумя оленями, позже двумя козлами, а ещё позже двумя конями, и где-то в параллели приняли антропоморфный образ, известный нам в виде Диоскуров.

И тут любопытна польская сказка о Валигоре и Вырвидубе - двух братьях-близнецах, спасших от дракона королевство и получивших в награду девушек.

Во-первых, их имена. Дуб, который в праиндоевропейском назывался *pérkʷus является возможной основой для имени Громовержца - *Perkwunos (то есть Повелитель дубов). Да и вообще, дуб был сакрально связан с Громовержцем. Возможно это от того, что молнии часто бьют (праиндоевропейский корень *per- "наносить удар", вторая версия происхождения имени бога) в высокие дубы (что вообще связывает обе версии происхождения имени). *Perkwunos часто связывался с каменными (и лесистыми) горами, например германское *fergunja ("горный лес") и галльское (h)ercunia ("дубы/леса"). Традиция балтов упоминает священный и неугасимый огонь, посвящённый Перкунасу и поддерживаемый дубовыми дровами в лесах или на вершинах холмов.

Во-вторых, одного брата выкармливает волчица, а другого медведица (вы же ещё помните про версии кормилицы Париса). В-третьих, они близнецы, то есть образ плодородия (а ведь обычно в такой сказке встречается три брата, где двое пытаются убить третьего). Так что мы имеем практически десакрализированный пересказ мифа о змееборце.

Часть шведского скогского гобелена XII века, предположительно изображающая слева направо одноглазого Одина, Тора с молотом и Фрейра, держащего пшеницу.

Громовержец имел и функцию бога войны (до выделения такой функции отдельному божеству, как с богом-кузнецом). Он возглавляет битву "новых богов" против "предшествующих богов" - асов против ванов и ётунов, девов против асуров, дану с фоморами, олимпийцев с титанами и т.д. При этом предводителем "прежних богов" является как раз Змей, то есть хтоническое существо. И вот тут мнения специалистов расходятся. Некоторые видят здесь победу "жреческой и военной" функций над "экономической" (хтонической, связанной с плодородием). А некоторые...

Немного отвлечемся.


Трипольская культура

По соседству с местами обитания племен пра-/индоевропейцев находилась большая и достаточно древняя земледельческая культура, которую обычно называют Кукутень-Триполье. Эта культура просуществовала примерно с начала VI до III тысячелетия до н.э. Технически, земледельческие общества и охотники-собиратели не особенно пересекались по экологическим нишам.

Как я уже упоминал в Ослиная шкура или как наши предки боролись с земледельческими традициями инцеста, мужчины-земледельцы брали себе в жёны девушек из соседних неземледельческих племён, но вот обратное не было особо зафиксировано. Вот вам и мотив "похищения девушек".

Фигурка богини культуры Кукутень, примерно 4 тыс. лет до н.э.

Обычно говорится, что религия трипольцев была акцентирована на божествах плодородия. Так трактуется использование чёрного цвета (цвет земли) и охры (это в итоге связали с умершими, которые "уходят" в землю) на фигурках божеств. Наиболее частыми фигурками божеств являются женщины, для которых характерны признаки "плодовитости" и плодородия - с увеличенными бедрами и грудью, с нарисованными на животе треугольниками или ромбами (которые тоже связывают с плодородием). Регулярными изображениями являются змеи, которые тоже являются символами плодородия (см. Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Змей мифологический). Часты у них изображения быка, который в культурах ранних земледельцев тоже имеют хтоническое происхождение (остаток этого восприятия можно увидеть в Минотавре, которому скармливают детей). Ещё одним частым гостем на картинках трипольцев были собаки - полагают, что они играли важную роль в охране полей от диких животных.

Изображение змеи/быка на керамике трипольцев

В общем, пантеон божественных сущностей трипольцев обычно называют хтоническим (от греческого χθών "земля, почва"), то есть связанным с природной мощью земли, "подземным миром". В индоевропейской мифологии он противопоставлялся "небесному миру".

Оседлые земледельцы были всяко сильнее кочевых охотников-собирателей.

"Скотоводческое кочевое хозяйство будет в 20 раз эффективнее использовать территорию, чем охотники-собиратели. А ведение оседлого сельского хозяйства повысит эффективность использования ещё в 20 раз." Упоминал в Глобальное потепление, микробиота и человеческие страсти как причина земледелия.

На самом деле, здесь ещё надо вспомнить библейский миф о братьях Каине и Авеле. Каин был земледельцем, Авель пас скот. Они принесли жертву Богу от плодов своего труда. Естественно, Каин принес «от плодов земли», а Авель – «от первородных стада своего». Богу понравилась жертва Авеля, а жертва Каина нет. Каин зовет брата в поле и убивает его. Это если кратко.

Почему же Богу не понравились дары Каина? Потому что он нарушил имевшийся уклад - стал возделывать землю (семиты изначально были кочевыми скотоводами). Его работа по земледелию схожа с колдовством - у кочевых народов земледелие зачастую является нечистым делом. Для первых же земледельцев труд на земле был сакрализирован, и приравнивался к акту соития с Матерью Землёй. Грех совокупления с землёй должен был быть очищен. Очищение требует жертвоприношения, поэтому убийство Авеля в поле и является принесением жертвы, и ведь земля «отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей», то есть приняла жертву.

После этого изгнания Каин основывает город. Первый город. Явно же, что такое не мог совершить пастух. Таким образом, Каин становится своего рода "героем", который нарушает сложившиеся устои и даёт миру что-то новое (вспоминаем Прометея). А заодно этот миф заставляет земледельцев дистанцироваться от кочевников. (Подробнее про это можно прочитать в Пикалов Д. В. Миф и ритуал неолита: монография.)

К чему я вспомнил про Каина и Авеля? Ромул был строителем Вечного города, который плугом очертил стены будущего города - он явный земледелец. А Рем своей выходкой с перепрыгиванием "стены" - это явный кочевник, свободу которого не ограничить стенами. Корни этого конфликта лежат в самом начале развития земледелия. У древних египтян это архаичный миф, где Сет-земледелец убивает Осириса-скотовода, функции которых позднее сильно изменятся. (Известно, что культ Сета изначально имеет множество отсылок к плодородию, а атрибуты Осириса кнут и пастушеский посох.)

На основании подобных предпосылок некоторые исследователи восстанавливают змееборческий миф как борьбу кочевых племен индоевропейцев против земледельческих обществ Триполья, где последние воровали девушек и скот (добычу) у кочевников и поклонялись змеям. Звучит логично. И ещё более логично выглядит, если верить версии Гимбутас об экспансии курганной культуры, где она возлагает на индоевропейцев роль разрушителей трипольской культуры.


Генетика

Генетические исследования населения древних времен показывают, что примерно с появлением неолитического земледелия в Европе происходит уменьшение в разнообразии мужских генов. Что интересно, разнообразие женских генов в те же времена не уменьшается.

Генетическое разнообразие геномов людей современного типа. Слева: Y-хромосома. Справа: митохондриальная ДНК.

Причину подобного изменения исследователи находят в особенностях земледельческих обществ. С одной стороны, в европейских обществах принята патрилокальность, то есть мужчины остаются в клане, а женщины могут его покидать - отсюда уменьшение распространенности мужских генов и формирование патрилинейных кланов. С другой стороны, накопление излишков продукции приводит развитию неравенства, что в условиях оседлых обществ приводит заодно и к многожёнству. Таким образом, часть мужских генов "теряется". Ну а дальше уже вступают в силу межклановые войны, в результате теряются целые мужские линейки. Женские же гены при этом не теряют своего разнообразия. (А индоевропейцев в это время ещё нет, если что.)

А что там у индоевропейцев?

Схематическое изображение волн миграций из Анатолии и понтийско-каспийской степи. Вклад мужской ДНК изображен синим цветом, вклад женской — красным.

В то время как земледельцы переселяются семьями, индоевропейцы мигрировали по Европе преимущественно мужским населением. Получается, что в миграции индоевропейцев уже заложена потребность в женщинах "со стороны".


Особенности перехода к оседлой жизни

Кочевая жизнь требует деторождения не чаще примерно раза в 3-4 года. Более частые роды приводят к резкому приросту детской смертности в условиях кочевой жизни. А вот оседлые женщины рожать могли чаще - раз в 2-3 года. Про это я упоминал в Земледелие как источник бед человечества.

Раннее земледелие представляет собой мотыжную обработку земли. Это заодно означает, что основной работник на земле - женщина. А вот уже плужное земледелие перекладывает труд в поле на мужчину. В условиях раннего земледелия, именно увеличение количества женщин в семье ведёт к увеличению доходов. Вот и экономическая причина многожёнства.

Сравнение суммарного коэффициента рождаемости для собирателей, садоводов, земледельцев

Параллельно с этим повышается женская смертность - организм быстрее "изнашивается" из-за частых родов.

Что делают в этих условиях "лишние" мужчины? Идут завоевывать соседние поселения - ведь прирост численности земледельцев достаточно высок, а пригодных для земледелия участков не так и много. Так заодно утилизируются излишки мужчин.

У кочевых скотоводов нет такого прироста населения, а конфликты между мужчинами хоть и не редки, но обычно не доходят до травм, приводящих к смерти - жизнь у них более ценна из-за и так низкой плотности населения. Однако, откуда же возникает такое количество мужчин-переселенцев в индоевропейской среде?


"Темная/чёрная молодежь" и koryos

Перенесёмся подальше от Европы - в южные народы индоевропейской семьи. Начнём с их мифологии, чтобы показать наличие "черной молодёжи" до разделения индоевропейцев.

T‘ux manuk - именно так они назывались на армянском, где t‘ux "чёрный/тёмный", а manuk "юноша, молодой воин". Айк (которого ещё называют лучником), легендарный прародитель армянского народа, освободивший их от тирании Бэла, был первым упомянутым представителем "черной молодежи", как глава "молодых охотников". Бэл, кстати, это просто обозначение верховного божества в Месопотамии. Айк называл Бэла "собакой из стаи собак". Позже Арам (от имени которого происходит название Армении), потомок Айка, уже называется предводителем молодых воинов, который создал Великую Армению. Имя его связано с праиндоевропейским корнем *rēmo- "чёрный".

Парашурама

Ближайшим аналогом Арама по нескольким параметрам станет индийский Парашурама (буквально "Рама с топором"). "Рама" тоже происходит от праиндоевропейского корня *rēmo-, а история самого Парашурамы очень сильно напоминает змееборческий миф. Изображают его обычно с топором и луком. Женский вариант rāmī является эпитетом ночи.

Ещё одним схожим героем становится индийский Рудра и его дети Рудры и Маруты. Рудра описывается как охотник с чёрными волосами. Его называют лучником, и чёрные стрелы являются его неотъемлемой частью.

В древнегреческих мифах есть герой Меланф (Μέλανθος), часть его истории происходит в городе Мелания (Μελανία), а эпитетом его божественного покровителя Диониса является Меланайгис (Μελάναιγις "из черной козьей шкуры") - все эти слова происходят от греческого melas "чёрный". Ещё один эпитет Диониса - Никтелий ("Ночной"). Имя его производят из *Dios-nūsos "сын Зевса". Тут интересно, что по мифологии Дионис проводит большую часть своего времени на земле за границей и борется за признание по возвращению.

(Желающие почитать подробнее - A. Petrosyan, Armenian Traditional Black Youths: the Earliest Sources.)

Вышеописанная мифологическая "чёрная молодежь" реконструируется исследователями как праиндоевропейское братство молодых воинов, в котором юноши находились в переходном возрасте в качестве обряда инициации на протяжении нескольких лет. Такое братство называют словом *koryos, что означает "вооружённые люди" и переводится как "армия, боевой отряд, отряд воинов".

Термин *kóryos имеет когнаты в балтийском *kāryas 'армия', кельтском *koryos 'отряд, племя', и германском *harjaz 'войско, отряд, армия, группа для набега'.
Галльские племена Uo-corri ("две армии"), Tri-corii ("три армии") и Petru-corii ("четыре армии") предположительно сформировались из союзов бродячих боевых отрядов.

Koryos состояли из подростков-мальчиков возрастом 12-19 лет, которые вместе посвящались в зрелость. После первоначальных испытаний их изгоняли из общества в дикую местность небольшими группами, выдавая только оружие. Они должны были прожить несколько лет, обитая где-то на окраинах этого общества. Им разрешалось любое асоциальное поведение, если оно не было направлено на общество, которое их принимает (на зиму их обычно пускали обратно). Жизнь этих подростков состояла из охоты, набегов на чужие поселения, а также пересказах героических саг о подвигах (которые явно включали в себя и элементы змееборческого мифа).

Украшение из зубов животных (преимущественно собачьих) культуры шнуровой керамики, которая в настоящее время рассматривается как предковая для индоевропейцев

Обряд инициации предполагал переход по циклу жизнь-смерть-рождение. То есть ребенок из своей детской роли через обряд "умирания" переходил в роль взрослого мужчины, который имел право жениться. Вот только "умирание" длилось несколько лет, в течение которых эти подростки жили как бы в потустороннем мире. Этот потусторонний мир в обычной жизни имеет аналог в виде ночи. Отсюда "любовь" koryos к тёмному цвету (например, чёрные хламидии эфебов), а ночная охота и ночные бои приписываются этим юношам как излюбленная деятельность. Сюда прям просится описание древнегерманского племени Харии, сделанное Тацитом:

…Превосходя силою перечисленные только что племена и свирепые от природы, они с помощью всевозможных ухищрений и используя темноту, добиваются того, что кажутся еще более дикими: щиты у них черные, тела раскрашены; для сражений они избирают непроглядно темные ночи и мрачным обликом своего как бы призрачного и замогильного войска вселяют во врагов такой ужас, что никто не может вынести это невиданное и словно уводящее в преисподнюю зрелище...

Любовь koryos к ночи и стайный характер их групп отлично ложится на их ассоциирование себя с волками. Отсюда их любовь к украшениям из волчьих или собачьих клыков, волчьим шкурам., волчьим именам (вспоминаем поэму Беовульф, который в себе несет и черты змееборца). Такая самоидентификация с диким животным (да ещё и потустороннее существование) позволяло им считать себя "юридически" не связанными с общественными табу. У них ценились качества, присущие образу волка: жестокость, хитрость, быстрота, огромная сила и ярость воина. В скандинавской традиции берсерков иногда называли úlfheðnar ("с волчьей шкурой"), а безумных воинов, одетых в волчьи шкуры, называли úlfheðinn ("волчья шкура").

Гравюра изображает бога безумия Одина, за которым следует Берсерк

Они были не просто волками, а теми, кто охотится на собак (вспоминаем как Айк назвал Бэла "собакой"). Возможно, что это ещё происходит и из-за того, что собака является сторожем в мире мёртвых, не только не пуская туда живых, но и не выпуская оттуда мёртвых. А эти воины должны "войти" в мир мёртвых и "выйти" оттуда во время своего изгнания. Опять же, собака - это про общество, а они из него изгнаны.

Ритуалы инициации или же жизни этих отрядов молодых воинов были завязаны на поедание собачатины. В одном из захоронений срубной культуры (относится к уже расходящимся индоевропейцам, предположительно праиранцам) были найдены многочисленные останки собак и волков, которые были принесены в жертву и съедены.

Собачатина в культуре индоевропейцев не должна удивлять. Один из могильников Фатьяновской культуры (одна из культур, вышедшая из Шнуровой керамики), которую ассоциируют с индоиранской языковой ветвью, содержал сосуд, в котором были кости молодой собаки (то есть явно суп из нее). Так может и в восточной кухне мясо собаки появляется вместе с приходом туда индоевропейцев, принесших многие технологии, комплекс вооружений и верований? (По крайней мере, первые упоминания блюд из собак встречаются как раз после появления индоевропейских племён где-то на подходе к восточным границам Великой Степи.)

Переходный период koryos перед получением статуса зрелого мужа обычно завершался браком. После прохождения такой инициации эти взрослые уже воины включались в понятие *tewtéh2- "племя, люди под оружием", от которого происходит и название германского/кельтского племени тевтоны.

Скорее всего именно koyros стали драйвером распространения индоевропейской культуры далеко за пределы первоначального ареала. Путешествия молодых воинов, которые явно не могли переносить всю изначальную культуру и обычаи (так как "владели" только частью этого), сложно отследить археологически. Зато эти молодые воины явно должны были иметь успех у женщин неолитических земледельческих культур, рядом с которыми они основывали свои поселения.

Сравнение роста и телосложения позднего неолитического фермера (синий) и степного охотника (красный)

Так что , возможно, змееборческий миф является всего лишь оправданием для получения этой "тёмной молодежью" женщин земледельческих общин.


Вместо послесловия

Вернемся к римлянам и сабинянкам.

У италиков бытовал обычай ver sacrum, по которому при бедственном положении люди давали обет принести в жертву всё, что родится следующей весной (отголоски этого обычая можно найти в сказках). К историческим временам обычай немного видоизменился - молодежь, достигнувшую совершеннолетия, изгоняли из поселения, чтобы они основали собственное. Что интересно, их покровителем был Марс или Юпитер. Юпитер - это тот же Громовержец, когнат Зевса. Марс, кстати, хотя и является богом войны, но несёт в себе и черты Громовержца (ну а как иначе, если он из него логически происходит). Так что видоизменение обычая, скорее всего, произошло из-за смешения ver sacrum и koyros.


Ах, да Я же не сказал причины появления "тёмной молодежи" у ранних индоевропейцев, которых обычно считают кочевыми скотоводами.

Дело в том, что праиндоевропейский язык уже включал в себя слова, связанные с земледелием, и они были хорошо знакомы как минимум с двумя злаками (подробнее см. "Indo-European cereal terminology suggests a Northwest Pontic homeland for the core Indo-European languages"). Земледелие предполагает переход от кочевой к полуоседлой жизни как минимум. А такая жизнь уже ведёт к потребности в обработке земли мотыгой, потребности в дополнительных женщинах, и в итоге к избытку мужчин. Изгнание молодых мужчин в условия, где выживут явно не все, позволяет и убрать небольшой "излишек" мужчин, и получить отличных воинов-охотников. А в итоге это привело ещё и к масштабной миграции.

http://paulus-raul.livejournal.com/

    Результаты мультикультурализма в России
    • pretty
    • Вчера 18:15
    • В топе

    СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

    Решили как-то абхазы 150 лет назад поднять восстание против России. Рассказываем, чем для неё это закончилось

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Есть одна очень интересная история, которую многие сегодня почему-то подзабыли. Ещё 210 лет назад, Абхазия находилась под управлением Османской ...

    Проблема добивания

    В мире есть всего два государства, которые невозможно добить военным путём даже в случае победы над ними: Россия и США. Причина — наличие ядерных арсеналов и средств доставки, покрывающ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      paulus Здравомыслие.
      22 июля 21:27

      Аргумент Сарасвати

      Среди гипотез о родине индоевропейцев есть такая, которая воспринимается научным миром как аутсайдер, но её приверженцы до сих пор существуют.Итак - гипотеза о родине индоевропейцев в Индии, а именно в цивилизации Хараппа (Индская цивилизация). Территория индской цивилизации В настоящий момент неизвестен язык Хараппской цивилизации (3300-1300 г. до н.э...
      1259

      Доисторические потопы. Чёрное и Каспийское моря

      Продолжим с доисторическими наводнениями седой древности окрестностями Каспийского и Чёрного морей. Начнём так...Согласно некоторым сведениям, Ноев ковчег припарковался у Армянских гор. Или лучше так... За период с 1978 по 1995 года Каспийское море поднялось на 2,4 метра. Нет, давайте лучше с мифов.Библейская реки Гихон и Фисон интерпретируются некоторым...
      974

      Доисторические потопы. Колебание Мезокко

      Напоминаю, что я рассказываю о потопах доисторических времён, которые могли привести к образованию мифов о "всемирном" потопе.Сегодня буду говорить о серии событий, произошедших примерно 8200 лет назад, то есть 6200 лет до н.э. Полагаю, что это могло стать основой для потопных мифов многих народов, ведь эти события вызвали наводнения, которые превзошли любые потопы ис...
      942
      paulus Здравомыслие.
      27 июня 16:13

      Доисторические потопы. Истоки иранского эпоса

      Продолжим потопный вопрос.Поговорим об источнике иранского потопного мифа, начиная с самого мифа и пройдём до возможного потопа и его времени. В дальнейшем же будем говорить о событиях, и народах, которое оно могло затронуть. Картинка для привлечения вниманияПосмотрим на текст Вендидат ("Закон против дэвов"), часть иранской зороастрийской Авесты:22. И ск...
      2121
      paulus Здравомыслие.
      8 января 01:33

      Сусаноо, змееборцы или в преддверии года дракона⁠⁠

      Предлагаю перенестись из Европы, про которую обычно пишу, на противоположный край континента. Поговорим немного про один миф, родом из Японии - о боге Сусаноо и убийства им великого змея Ямата-но ороти. Миф этот взят из Кодзики - крупнейшего литературного памятника Древней Японии, основной священной книги синтоизма. Хотя Кодзики были записаны в 712 году,...
      1739
      paulus Здравомыслие.
      25 ноября 2023 г. 01:49

      От меди к бронзе или история пары миграций⁠⁠

      Так повелось, что родиной ранней металлургии принято считать Малую Азию. Однако, как показывают современные исследования, развитие она получила совсем в другом месте. Время появления медной металлургии в Западной Евразии и Северной Африке: a – 5000 BC, b – 4000 BC, c – 3000 BC, d – 2500 BC, e – 2000 BCМедный век в Передней АзииИ действительно, древн...
      3025
      paulus Здравомыслие.
      11 октября 2023 г. 10:42

      Лошадь и DOM2 или Собака как друг и предатель человека

      В нашем бытовом представлении одомашненные животные являются нашими "друзьями". И не важно, что некоторых из них наши предки (праиндоевропейцы) в какой-то момент истории просто употребляли в пищу, как лошадей, например.Сегодня поговорим о двух домашних животных - собаке и лошади, а точнее о мифологическом объяснении их появления в жизни человека, и не только. ...
      858
      paulus Здравомыслие.
      29 сентября 2023 г. 21:26

      Феномен, связавший древних китайцев и индоевропейцев

      Как-то привыкли мы, что с Востока в Европу шли орды кочевников, то гунны, то скифы, то какие-нибудь половцы с монголами.Однако, был в истории момент, когда европейские кочевники наводили страх на население земель Азии. Эти индоевропейские кочевые племена, родом откуда-то из причерноморских степей, оказали влияние не только Центральную Азию, но и на Древний Китай. (Нап...
      3216
      paulus Здравомыслие.
      24 сентября 2023 г. 22:41

      Аквила и аналоги из совсем других времён

      Мы привыкли смотреть на аквилу как на штандарт.Предлагаю немного ими полюбоваться. А потом перейдем к картинкам, за которые пост не снесут за NSFW-контент, надеюсь. Аквила. Но не римская. Из вселенной WH40K Это я немного промахнулся временем, чтобы было что осудить в этой статье.Классическая римская аквила представляла собой орла с распростёртыми крыль...
      3260
      paulus Здравомыслие.
      21 сентября 2023 г. 16:37

      Место времени

      Любимый вопрос кадровиков - кем Вы себя видите через несколько лет.Вот если бы подобный вопрос задали нашим предкам пару-тройку тысячелетий назад, то на вопрошающего посмотрели бы как на идиота - только богам известно будущее.А если откатиться ещё глубже в века.... Впрочем, об этом сейчас и поговорим - как себе представляли время древние люди. Время явля...
      1528
      paulus Здравомыслие.
      6 сентября 2023 г. 18:21

      Ослиная шкура или как наши предки боролись с земледельческими традициями инцеста

      Среди волшебных сказок существует мотив, который распространен практически только у европейских народов. Его можно увязать с распространением земледельцев (или, как принято называть - анатолийских земледельцев) в Европе несколько тысяч лет назад.Эта сказка известна нам под такими названиями как "Ослиная шкура", "Свиной чехол", "Одежда Луны, Солнца и звезд", "Деревянна...
      4871
      paulus Здравомыслие.
      18 августа 2023 г. 15:18

      Глобальное потепление, микробиота и человеческие страсти как причина земледелия

      Пока ЛЛ наслаждается кратким содержанием прямо в заголовке, мы перейдем к рассказу.«Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не трев...
      2146
      paulus Здравомыслие.
      14 августа 2023 г. 09:59

      Земледелие как источник бед человечества

      Многие воспринимают, что переход к оседлой жизни с сельским хозяйством сделал жизнь людей цивилизованней, а значит лучше. Так ли это?Предлагаю посмотреть, что же случилось в действительности с разных сторон. Чтобы понять, к чему привело появление сельского хозяйства, необходимо посмотреть на жизнь до его появления.Считается, что климатические условия, бы...
      1329
      paulus Здравомыслие.
      3 августа 2023 г. 10:59

      Инцест как обычай

      Обещанного три года ждут, а я почти уложился в год.Продолжаю про инцесты, в этот раз будем рассматривать его с точки зрения обычаев. А потом попрошу вас выбрать наилучший девиз для статьи.Монета с изображением Птолемея II Филадельфа и его сестры-жены Арсинои II. Вместо предисловия.Изначально я начал изучать вопрос инцестуозных отношений только между прям...
      1888
      paulus Здравомыслие.
      31 июля 2023 г. 20:51

      Этнос. Генетика. Язык.

      Довольно любопытный вопрос прозвучал под одной статей, и реакция на ответ показала наличие заблуждений. Что ж, попробую расписать подробней, как сочетаются этнос, генетика и язык. Собственно, сам вопрос: Чтобы полностью запутать, необходимо расширить этот вопрос до наличия связи между этносом, генетикой и языком.Распутывать связь необходимо...
      2351
      paulus Здравомыслие.
      7 мая 2022 г. 18:29

      Инцест. Историческая действительность⁠⁠

      После того, как в "Инцест. Мифы, сказания" было показано отношение к кровосмесительным отношениям в мифах (условно нейтральное) и сказках (обычно негативное), можно перейти к описанию исторических реалий.Так как мне не особо интересны времена близкие к нам (хотя и этого коснёмся), то мы углубимся в историю тысячелетий так на 6 назад. Четвёртое тысячелетие до н.э. - вр...
      1445
      paulus Здравомыслие.
      7 мая 2022 г. 00:19

      Инцест. Мифы, сказания⁠⁠

      Предлагаю одним глазком взглянуть на отношение предков к половым отношениям между родственниками через мифы, сказания и действительность. Самки плодовой мухи предпочитают спариваться со своими братьями, а не с неродственными самцами "Инцест - дело семейное"В большинстве современных культур половые отношения между близкими родственниками (между родителя...
      1652
      paulus Здравомыслие.
      4 мая 2022 г. 21:45

      "Основной миф" - Три царства – монгольский эпос. Мифы

      Приключенческие мотивы в сказках рождаются из сакральных мифологических сюжетов. Со временем, такие мотивы "отрываются" от мифа и начинают жить собственной жизнью, переплетаясь с другими мотивами в причудливые узоры.На пример такого путешествия мотивов мы сможем посмотреть. Распространение носителей индоевропейской языковой семьи шло волнами, когда очере...
      1651
      paulus Здравомыслие.
      1 апреля 2022 г. 15:56

      Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Змей мифологический

      Сегодня постараюсь коротко показать образ Змея в мифологии разных культур. Надо же посмотреть на предков и сестёр-братьев разной степени родства нашего Змея Горыныча.Можно предположить, что Змей в виде божества возник ещё в Африке до выхода человечества в остальной мир. Мифологические предпосылки для такого трактования были даны в предыдущей статье. Один...
      1736
      paulus Здравомыслие.
      23 марта 2022 г. 15:26

      Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Африканские мотивы

      А если я скажу, что существуют мотивы в русском фольклоре, которые относятся ко временам первоначальной миграции из с «чёрного континента», вы поверите?Не спешите крутить пальцем у виска. Я вам постараюсь все доходчиво рассказать. Можно ознакомиться с тем, как появились мифы и какие они бывают здесь – Немного о мифах.С тем, как анализируют мифы, было в п...
      782
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика