• РЕГИСТРАЦИЯ

Немного о мифах

110 4158

Устное творчество несет в себе черты той культурной и языковой среды, в которой оно имеет хождение. В качестве таких черт можно указать как стилистические, так и природные, социальные или бытовые подробности. При этом сами сюжеты сказаний в большинстве своем не являются уникальными по отношению к конкретной культуре или отдельному языку, а могут быть распространены на достаточно большие и временами даже значительно оторванные друг от друга территории. Мы можем наблюдать схожие сюжеты у совершенно разных этнических групп. (Да, здесь я опять намекаю на свою серию статей с легендами о Всемирном потопе от Ближнего Востока до Китая и Америки. Свое видение этого вопроса представлю после завершения подготовительных статей.)

Подобные сказания, идущие из глубины веков (да и более свежие тоже) принято называть мифами или сказками. В рамках данной статьи я не буду делать различия между двумя этими понятиями, т.к. во времена седой древности они еще не успели разделиться, и имеют одинаковые законы развития.


Статуэтка Инанны (центральной шумерской богини)


Что такое миф

Миф (др.-греч. μῦθος — речь, слово; сказание, предание) — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Вот такое краткое, но емкое описание дает Википедия.


Как это обычно бывает, ученые делят мифы на следующие разновидности:

1) Космогонические мифы - это мифы о творении, о зарождении космоса из хаоса. Такие мифы обычно являются начальными сюжетами в большинстве мифологий. К ним же относятся и мифы о появлении человека. Такие мифы служат для объяснения зарождения мира и жизни на Земле.

2) Эсхатологические мифы - это мифы о конце света, о борьбе между силами (добра и зла - зачеркнуто) космоса и хаоса. К этим мифам обычно присовокупляют и календарные мифы, которые поясняют смену временных циклов - времен года, лунных месяцев, смену дней и ночей и т.д.

3) Героические мифы - в них попадает целый пласт сказаний о героях, которые как могут иметь родственное отношение к богам, там могут быть и легендарными фигурами эпоса. Героические мифы обычно исполняют поучительную функцию.

4) Мифы о животных - некоторыми исследователями считается одним из древнейших направлений мифов, которое родилось из тотемизма.

5) Культовые мифы - это мифы, которые поясняют причины какого-либо обряда. В настоящее время среди исследователей нет единого мнения, что было раньше - (яйцо или курица - зачеркнуто) миф или обряд. Культовые мифы зачастую являются эзотерическими.

6) Астральные мифы - мифы, связанные (с Астралом - зачеркнуто) с небесными телами - планетами, звездами и созвездиями, солнцем и луной. Как мы можем вспомнить, эти мифы вплотную пересекаются с героическими мифами, космогоническими мифами, культовыми мифами.


Согласно некоторым предположениям, первыми объектами для мифического истолкования стали определенные действия людей. При чем это были не обыденные практические дела - ведь люди и так знали что и зачем делают. Не были таковыми и магические или культовые действия - те совершались для обеспечения успеха практических дел. Остался один единственный неохваченный пласт дел - это нерелигиозные обрядовые действия, которые совершались в силу традиций, и которые передавались от поколения к поколению. К таким действиям в первую очередь относятся те, которые совершались на тотемистических торжествах, а именно - пляски (и песни народов Севера - зачеркнуто). Такие пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а сами предки начали рассматриваться как одновременно и люди и животные. Со временем эти пояснения начали обрастать (интимными - зачеркнуто) подробностями, превращались в повествования о жизни тотемистических предков, на которое уже позже накладывались и другие мотивы.

Важнейшей идеей в мифологии была идея творения, создания, появления. Именно эта идея сначала начала объяснять социальные явления, а позже и природные. Объяснить явление - значит рассказать, откуда оно возникло. Понятное дело, что что-то не могло возникнуть просто так, и это что-то должен был кто-то сотворить. Эта логичная мысль родилась из наблюдений за повседневной жизнью людей, которые то и дело что-то творили (и ломали - зачеркнуто). Так и в мифах - мир начали создавать мифические герои, придавая форму тому, что у них было под рукой.

Однако, мифические герои не были сверхъестественными существами. Под сверхъестественной силой подразумевалась некая иллюзорная сила, способная воздействовать на ход и исход любой человеческой деятельности. Первоначальные тотемистические предки и культурные герои такой силой не обладали. Так появились боги. Впрочем, это тоже лишь один из возможных взглядов на вопрос зарождения мифов.

В общем, можно сказать следующее. Мифы появились как рассказы, поясняющие мир действительный и мнимый. И чем больше возможностей было у человека для размышлений, тем больше пояснений он мог сотворить. И, как я для себя сделал вывод, религия появляется не от плохой жизни - ведь при плохой жизни человек вынужден выживать, и тут не до размышлений, а от хорошей - когда было слишком много времени для раздумываний. Если времена опять становятся тяжелыми, верования начинают деградировать. Впрочем, это я что-то отвлекся.



Распространение мифа и некоторые аспекты анализа

В самом начале этой части я выскажу мысль, которая некоторым может показаться еретической - на мой взгляд миф является симбиотом в человеческой культуре. Ведь он может распространяться только со словом и живет, насыщяется за счет языка, с одной стороны. А с другой стороны, он является неотъемлемой частью механизма передачи культуры как от поколения к поколению, так и от народа к народу. А теперь подробней.

Грубо говоря, мифологические тексты не придумывают. Их пересказывают от человека к человеку. При этом любой текст восходит к более раннему, а тот к еще более раннему. Так выстраивается эволюционная цепочка текстов, тянущаяся в незапамятные времена. Естественно, что при пересказе текста (кто тут вспомнил про "испорченный телефон"?) что-то в тексте теряется, а что-то возникает. Сюжет мифа может раздвоиться на отдельные рассказы, или же наоборот, вобрать в себя элемент другого мифа. (Вот так возникают мутацииии.)

Указанные особенности пересказов мифов ведут к следующим ограничениям их распространения:

1) Миф не в каждой культуре сохранял свою полноту в народной памяти. Каким-то моментам придавалось предпочтение, а какие-то забывались. При этом у разных народов выделяемые моменты отличались друг от друга. И чем дальше географически и культурно друг от друга находятся народы, тем больше подобных различных моментов у них будет.

2) Мифологические сказания "прикреплялись" к тем природным и территориальным условиям, в которых жил народ. Т.е. миф обрастает теми подробностями, которые обычны для народа, и сбрасывает с себя те, которые непривычны. Это касается как природы и погоды, так и особенностей местности и названиям.

3) Мифы, помимо прочего, имеют нравственную (этическую) мотивацию. Из многообразия возможных элементов мифа будут выбираться те, которые наилучшим образом отражают этические предпочтения народа во время заимствования мифа.


Существует мнение, что при сравнительном анализе мифов нельзя ориентироваться на сюжет мифа (как это делают последователи каталога ATU, о котором говорилось ранее), т.к. он нестабилен, а необходимо ориентироваться на элементы более низкого уровня - так называемые "мотивы". "В принципе таковыми могут являться любые фабульные, образные и структурные элементы и их сочетания, если они присутствуют более чем в одном тексте", - утверждает Юрий Евгеньевич Березкин.

Мотивы не осознаются рассказчиками как "особые единицы". Носители традиций рассказывают "истории" определенных жанров на определенные сюжеты. Сюжеты эти вариативны и не всегда четко разграничиваются между собой. Однако сюжеты эти опознаваемы за счет мотивов, образующих эти сюжеты. При чем, мотивы эти достаточно сложные, чтобы образовать сюжеты, и достаточно яркие и запоминающиеся, чтобы их легко можно было опознать. В то же время, миф наполнен не только сюжетообразующими мотивами, но и второстепенными, побочными. Являясь случайными для одного сюжета, они могут стать основными для другого. Таким образом происходит постоянное перемещение мотивов из второстепенных в сюжетообразующие и обратно, от одного мифа к другому. Таким образом, собрав все сказания народа, можно получить некий континуум сюжетов, перетекающих из одного в другой. И даже в этом случае мы сможем увидеть, что какие-то сюжеты попали в сказания не в полном виде, а в виде обрывка чего-то большего.

Подобно генам, мотивы подвержены самокопированию, или репликации. Делают они это с помощью рассказчиков, а тексты являются той средой, в которой мотивы "живут". Если текст плохо запоминается и не считается важным, его перестают пересказывать и он "умирает". Вместе с ним исчезают и все встроенные в него мотивы, процесс их репликации прекращается. Выживают те, которые использованы в интересных и важных рассказах. На протяжении тысячелетий должен был происходить отбор мотивов, с помощью которых создавались легко запоминавшиеся повествования. Также сохранялись повествования (а, значит, и встроенные в них мотивы), которые признавались особо ценными и запоминались намеренно. Определить заранее, какой рассказ станет специально заучиваться, невозможно. Однако мотивы, описывающие появление мира и его элементов, скорее всего имели наиболее высокую вероятность попасть в тексты, которым носители традиции придавали особо важное значение. Из двух текстов любого рода при прочих равных условиях большие шансы сохраниться имел, надо полагать, тот, который лучше запоминался. Ведь независимо от содержания текстов, их воспроизведение всегда имело и "развлекательную" функцию.

Можно логично предположить, что указанный выше отбор мотивов и сюжетов на запоминаемость шел быстрее и интенсивнее, когда большое количество людей пересказывали тексты друг другу. На Евразийском континенте как минимум на протяжении двух последних тысяч лет жили многие миллионы рассказчиков и слушателей сказок. При этом торговцы, паломники, воины, пленники (и прочие любители больших тусовок - зачеркнуто) рассказывали сказания на расстоянии тысяч километров от тех мест, где они сами их услышали и запомнили. В то же время в Австралии, до появления там европейцев, число рассказчиков сказаний о тотемных предках измерялось лишь немногими тысячами. При этом каждая из групп аборигенов общалась лишь со своими непосредственными соседями. Отсюда и разница между фольклорами - в Евразии он включает множество достаточно сложных, структурно логичных сюжетообразующих мотивов, каждый из которых прошел строгий многократный отбор на запоминание, а в Австралии подобные мотивы редки, а сюжеты зачастую бесструктурны и слабо мотивированы.

Чем больше имеется изученных текстов, тем больше уверенности будет в том, что тот или иной мотив является устойчивым, а не случайным. В настоящее время выделено более 1700 мотивов, которые собраны в сказаниях со всех континентов. Предполагается что текст, содержащий определенный мотив, включает в себя все его особенности, заявленные в описании, а не просто нечто похожее. Для сравнительного анализа мифов (а разбитие мифов на мотивы требуется только для этого) важно, что детали мотива должны быть описаны так, чтобы это описание соответствовало распространению мотива на определенной територии. Выделение в описании мотива детали, которая имеет бессистемное распространение, не требуется.

Мотивы, расположенные повсеместено (как мотив добывания огня похищением) или беспорядочно, бесполезно брать для сравнительного анализа. По таким мотивам невозможно судить ни о времени их появления на тех или иных территориях, ни об особенностях распространения из того или иного центра. Для сравнительного анализа трансконтинентального характера бесполезно брать сугубо локальные мифы, имеющие хождения в рамках исключительно одной территории.

Если взять наудачу две точки в пределах обитаемой суши и сравнить мифологию и фольклор соответствующих территорий, то какие-то общие мотивы наверняка найдутся. Даже у индейцев Амазонии и берберов Марокко, чьи повествования максимально далеки друг от друга географически и сюжетно, похожие образы и эпизоды встречаются. Доказать, что такие единичные параллели отражают исторические связи, невозможно. Другое дело, если речь идет о распространении серии общих мотивов на данных и только на данных территориях. Тогда предположение об их едином источнике выглядит оправданным. В некоторых случаях достаточно одного, но очень специфического, сложного сюжета, содержащего кластер характерных ярких мотивов. Вероятность независимого параллельного возникновения даже и сложных конструкций никогда не равна нулю, но практически она все же мала. В подобных случаях легче предположить, что сходство обусловлено древними миграциями и контактами, если возможность подобных контактов не противоречит выводам других исторических дисциплин.



Таким образом, проанализировав мотивы, из которых состоит миф, распространение этих мотивов, и наложив полученные данные на данные других исторических дисциплин, можно получить предположение о месте возникновения и путях распространения мифа.


Список литературы:

Афанасьев А.Н. "Происхождение мифа, метод и средства его изучения"

Березкин Ю.Е. "Африка, миграции, мифология. Ареалы распространения фольклорных мотивов в исторической перспективе"

Коротаев А.В., Халтурина Д.А. "Мифы и гены: Глубокая историческая реконструкция"

Мелетинский Е.М. "Миф и сказка"

Семенов Ю. "Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия"


Как всегда, читатели ЖЖ могли ознакомиться с данной статьей чуть раньше у меня в блоге:

http://paulus-raul.livejournal...


Т.к. все статьи журнала взаимосвязаны, то их надо рассматривать в совокупности.

Если Вы чего-то не понимаете, то Вам необходимо прочитать ВЕСЬ ранее написанный материал и еще немного учебников.


Другие статьи на тему мифов:

Древние корни индоевропейских сказок и неожиданные выводы 

Реконструкция праславянской мифологии

Всемирный потоп. Библия и другие сказания.

Всемирный потоп. Сказания из Индии, Китая, Японии, Индонезии, Австралии и Океании.

Всемирный потоп. Сказания двух Америк, Африки и оставшейся части Евразии.


http://paulus-raul.livejournal.com/

    Результаты мультикультурализма в России
    • pretty
    • Вчера 18:15
    • В топе

    СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

    Решили как-то абхазы 150 лет назад поднять восстание против России. Рассказываем, чем для неё это закончилось

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Есть одна очень интересная история, которую многие сегодня почему-то подзабыли. Ещё 210 лет назад, Абхазия находилась под управлением Османской ...

    «Осталось недолго»: Хазин рассказал об одной фразе Путина Трампу, вызвавшей панику у либералов Москвы

    Владимир Путин одной фразой, адресованной США и их новому президенту, вызвал панику в либеральных кругах России. Об этом рассказал экономист Михаил Хазин. Российский лидер отреагировал н...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      paulus Здравомыслие.
      22 июля 21:27

      Аргумент Сарасвати

      Среди гипотез о родине индоевропейцев есть такая, которая воспринимается научным миром как аутсайдер, но её приверженцы до сих пор существуют.Итак - гипотеза о родине индоевропейцев в Индии, а именно в цивилизации Хараппа (Индская цивилизация). Территория индской цивилизации В настоящий момент неизвестен язык Хараппской цивилизации (3300-1300 г. до н.э...
      1260

      Доисторические потопы. Чёрное и Каспийское моря

      Продолжим с доисторическими наводнениями седой древности окрестностями Каспийского и Чёрного морей. Начнём так...Согласно некоторым сведениям, Ноев ковчег припарковался у Армянских гор. Или лучше так... За период с 1978 по 1995 года Каспийское море поднялось на 2,4 метра. Нет, давайте лучше с мифов.Библейская реки Гихон и Фисон интерпретируются некоторым...
      974

      Доисторические потопы. Колебание Мезокко

      Напоминаю, что я рассказываю о потопах доисторических времён, которые могли привести к образованию мифов о "всемирном" потопе.Сегодня буду говорить о серии событий, произошедших примерно 8200 лет назад, то есть 6200 лет до н.э. Полагаю, что это могло стать основой для потопных мифов многих народов, ведь эти события вызвали наводнения, которые превзошли любые потопы ис...
      943
      paulus Здравомыслие.
      27 июня 16:13

      Доисторические потопы. Истоки иранского эпоса

      Продолжим потопный вопрос.Поговорим об источнике иранского потопного мифа, начиная с самого мифа и пройдём до возможного потопа и его времени. В дальнейшем же будем говорить о событиях, и народах, которое оно могло затронуть. Картинка для привлечения вниманияПосмотрим на текст Вендидат ("Закон против дэвов"), часть иранской зороастрийской Авесты:22. И ск...
      2122
      paulus Здравомыслие.
      2 февраля 02:34

      Похищение сабинянок, змееборцы и "темная молодежь"

      Древнеримский историк Ливий примерно на рубеже эр записал эпизод времён становления Рима, который известен нам обычно как "Похищение сабинянок". Джамболонья, Похищение сабинянки, 1579-83 Примерно в начале VIII века до н.э. Рея Сильвия, будучи весталкой, родила Ромула и Рема. (По самой древней версии, зачала она от бога войны Марса.) В качестве наказани...
      1560
      paulus Здравомыслие.
      8 января 01:33

      Сусаноо, змееборцы или в преддверии года дракона⁠⁠

      Предлагаю перенестись из Европы, про которую обычно пишу, на противоположный край континента. Поговорим немного про один миф, родом из Японии - о боге Сусаноо и убийства им великого змея Ямата-но ороти. Миф этот взят из Кодзики - крупнейшего литературного памятника Древней Японии, основной священной книги синтоизма. Хотя Кодзики были записаны в 712 году,...
      1739
      paulus Здравомыслие.
      25 ноября 2023 г. 01:49

      От меди к бронзе или история пары миграций⁠⁠

      Так повелось, что родиной ранней металлургии принято считать Малую Азию. Однако, как показывают современные исследования, развитие она получила совсем в другом месте. Время появления медной металлургии в Западной Евразии и Северной Африке: a – 5000 BC, b – 4000 BC, c – 3000 BC, d – 2500 BC, e – 2000 BCМедный век в Передней АзииИ действительно, древн...
      3025
      paulus Здравомыслие.
      11 октября 2023 г. 10:42

      Лошадь и DOM2 или Собака как друг и предатель человека

      В нашем бытовом представлении одомашненные животные являются нашими "друзьями". И не важно, что некоторых из них наши предки (праиндоевропейцы) в какой-то момент истории просто употребляли в пищу, как лошадей, например.Сегодня поговорим о двух домашних животных - собаке и лошади, а точнее о мифологическом объяснении их появления в жизни человека, и не только. ...
      858
      paulus Здравомыслие.
      29 сентября 2023 г. 21:26

      Феномен, связавший древних китайцев и индоевропейцев

      Как-то привыкли мы, что с Востока в Европу шли орды кочевников, то гунны, то скифы, то какие-нибудь половцы с монголами.Однако, был в истории момент, когда европейские кочевники наводили страх на население земель Азии. Эти индоевропейские кочевые племена, родом откуда-то из причерноморских степей, оказали влияние не только Центральную Азию, но и на Древний Китай. (Нап...
      3217
      paulus Здравомыслие.
      24 сентября 2023 г. 22:41

      Аквила и аналоги из совсем других времён

      Мы привыкли смотреть на аквилу как на штандарт.Предлагаю немного ими полюбоваться. А потом перейдем к картинкам, за которые пост не снесут за NSFW-контент, надеюсь. Аквила. Но не римская. Из вселенной WH40K Это я немного промахнулся временем, чтобы было что осудить в этой статье.Классическая римская аквила представляла собой орла с распростёртыми крыль...
      3260
      paulus Здравомыслие.
      21 сентября 2023 г. 16:37

      Место времени

      Любимый вопрос кадровиков - кем Вы себя видите через несколько лет.Вот если бы подобный вопрос задали нашим предкам пару-тройку тысячелетий назад, то на вопрошающего посмотрели бы как на идиота - только богам известно будущее.А если откатиться ещё глубже в века.... Впрочем, об этом сейчас и поговорим - как себе представляли время древние люди. Время явля...
      1528
      paulus Здравомыслие.
      6 сентября 2023 г. 18:21

      Ослиная шкура или как наши предки боролись с земледельческими традициями инцеста

      Среди волшебных сказок существует мотив, который распространен практически только у европейских народов. Его можно увязать с распространением земледельцев (или, как принято называть - анатолийских земледельцев) в Европе несколько тысяч лет назад.Эта сказка известна нам под такими названиями как "Ослиная шкура", "Свиной чехол", "Одежда Луны, Солнца и звезд", "Деревянна...
      4871
      paulus Здравомыслие.
      18 августа 2023 г. 15:18

      Глобальное потепление, микробиота и человеческие страсти как причина земледелия

      Пока ЛЛ наслаждается кратким содержанием прямо в заголовке, мы перейдем к рассказу.«Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не трев...
      2147
      paulus Здравомыслие.
      14 августа 2023 г. 09:59

      Земледелие как источник бед человечества

      Многие воспринимают, что переход к оседлой жизни с сельским хозяйством сделал жизнь людей цивилизованней, а значит лучше. Так ли это?Предлагаю посмотреть, что же случилось в действительности с разных сторон. Чтобы понять, к чему привело появление сельского хозяйства, необходимо посмотреть на жизнь до его появления.Считается, что климатические условия, бы...
      1329
      paulus Здравомыслие.
      3 августа 2023 г. 10:59

      Инцест как обычай

      Обещанного три года ждут, а я почти уложился в год.Продолжаю про инцесты, в этот раз будем рассматривать его с точки зрения обычаев. А потом попрошу вас выбрать наилучший девиз для статьи.Монета с изображением Птолемея II Филадельфа и его сестры-жены Арсинои II. Вместо предисловия.Изначально я начал изучать вопрос инцестуозных отношений только между прям...
      1888
      paulus Здравомыслие.
      31 июля 2023 г. 20:51

      Этнос. Генетика. Язык.

      Довольно любопытный вопрос прозвучал под одной статей, и реакция на ответ показала наличие заблуждений. Что ж, попробую расписать подробней, как сочетаются этнос, генетика и язык. Собственно, сам вопрос: Чтобы полностью запутать, необходимо расширить этот вопрос до наличия связи между этносом, генетикой и языком.Распутывать связь необходимо...
      2352
      paulus Здравомыслие.
      7 мая 2022 г. 18:29

      Инцест. Историческая действительность⁠⁠

      После того, как в "Инцест. Мифы, сказания" было показано отношение к кровосмесительным отношениям в мифах (условно нейтральное) и сказках (обычно негативное), можно перейти к описанию исторических реалий.Так как мне не особо интересны времена близкие к нам (хотя и этого коснёмся), то мы углубимся в историю тысячелетий так на 6 назад. Четвёртое тысячелетие до н.э. - вр...
      1446
      paulus Здравомыслие.
      7 мая 2022 г. 00:19

      Инцест. Мифы, сказания⁠⁠

      Предлагаю одним глазком взглянуть на отношение предков к половым отношениям между родственниками через мифы, сказания и действительность. Самки плодовой мухи предпочитают спариваться со своими братьями, а не с неродственными самцами "Инцест - дело семейное"В большинстве современных культур половые отношения между близкими родственниками (между родителя...
      1653
      paulus Здравомыслие.
      4 мая 2022 г. 21:45

      "Основной миф" - Три царства – монгольский эпос. Мифы

      Приключенческие мотивы в сказках рождаются из сакральных мифологических сюжетов. Со временем, такие мотивы "отрываются" от мифа и начинают жить собственной жизнью, переплетаясь с другими мотивами в причудливые узоры.На пример такого путешествия мотивов мы сможем посмотреть. Распространение носителей индоевропейской языковой семьи шло волнами, когда очере...
      1652
      paulus Здравомыслие.
      1 апреля 2022 г. 15:56

      Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Змей мифологический

      Сегодня постараюсь коротко показать образ Змея в мифологии разных культур. Надо же посмотреть на предков и сестёр-братьев разной степени родства нашего Змея Горыныча.Можно предположить, что Змей в виде божества возник ещё в Африке до выхода человечества в остальной мир. Мифологические предпосылки для такого трактования были даны в предыдущей статье. Один...
      1736
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика