• РЕГИСТРАЦИЯ

Глава 1. Силы телесные | Обсуждение глав книги А.А. Шевцова «Сила»

8 1241

Здравствуйте!  Мы публикуем для нашего обсуждения следующую главу из раздела "Силы". Ждем ваши отклики!

Ведущие.

_______________________________________________________________________________

Глава 1. Силы телесные

Современные языки нуждаются не в таком уж большом количестве слов, чтобы говорить о силе. Однако, когда начинаешь углубляться, то выясняется, что способов говорить гораздо больше, чем собственно имен для силы. Часть из них явно заимствованные, как энергия, которая присутствует во всех европейских языках. Часть к силе напрямую не относится, как сила звука, к примеру. С помощью подобных словосочетаний пытаются говорить о чем-то совсем ином, вроде громкости, но словари узнают это как имя для силы.

Память о том, какими именно словами древние именовали силу, почти не сохранилась. Так «Эдда» знает древнегерманское слово ‘труд’, но в современных словарях немецкого языка вы его не найдете. Поэтому поверхностное знакомство с иностранными языками плохой помощник в поиске параллелей. Для такого исследования нужны знания лингвиста.

Поэтому я ограничусь тем, что с очевидностью означало силу в русском языке и, либо забылось, либо ушло в сниженную часть языка и перестало узнаваться.

В качестве примера сошлюсь на общепринятое у борцов выражение: бороться на дури, побеждать дурью. Если раскрывать значение этого слова, то в общем смысле оно означает бороться не искусством, не мастерством, а дурной, то есть глупой силой в противоположность силе умной, ученой. Звучит, как противопоставление ума и глупости.

Однако, если заглянуть в этимологию слова ‘дурь’, то обнаруживаем за ним следы какой-то силы, связанной с духом, близкой к ярости и неистовству, которые, однако теряются где-то в индоевропейских временах… Думаю, о дури стоит рассказывать особо.

Не менее занимательна история и другой силы, известной нашим предкам. Это так называемая добрóта.

«В далекой древности добро и добрый значит ‘крепкий, сильный, прочный’ – это добрóта, с исконным ударением на суффиксе. Добротность сделанного, урожденного, данного как уж Бог послал. Добрый молодец русских сказок именно таков. Крепкий, сильный, здоровый.

С XII в. то же слово, ничуть не изменяясь по форме, получает уже переносное значение. Добрый человек теперь – богатый, потому что и добро понимается уже как ‘имущество, достаток’, прежде всего «в животах» - в домашних животных. Благополучие дома – в них, так что это, конечно, добро. ..

После XVI в. мысль воспаряет, и добрый человек становится человеком душевным, или, как говорил Владимир Даль, ‘добро любящий, склонный к добру, добро творящий’ и оттого ‘мягкосердный, жалостливый’, что способно, впрочем, к беде привести, потому что такой человек ‘слабый умом и волей’» (Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2006, с.286).

В действительности, слово добрый в значении сильный в русской литературе через устойчивое выражение ‘добрый молодец’ жестко связывается с определенным возрастом, а именно до женитьбы. Мы не можем сказать про взрослого мужчину, что он добрый в смысле сильный. Если мужчина добрый, то это означает, что он не злой.

Если вглядеться, то можно обнаружить и вторую жесткую связку, которая не столь очевидна: добры молодцы всегда противопоставляются красным девицам. То есть девицам красивым, светящимся подобно солнцу своей красотой, поскольку солнце тоже всегда красное в русском языке.

Сила, именуемая добрóтой, осознается как сила юноши, готового к боям, подвигам и последующему браку. Поэтому добрый молодец – герой волшебной сказки, что значит, герой повествований о молодежных инициациях, которые и переводили юношу в статус взрослого мужчины и полноправного члена общества, имеющего право завести семью.

Однако сам по себе брак оказывался не просто испытанием, но и упражнением, меняющим природу человека, как если бы с ним происходило окончательное вызревание особи по имени гомо сапиенс.

То, что рождение ребенка меняет тело женщины и ее сознание, превращая ее из девочки в женщину, факт очевидный и бесспорный. А вот то, что не менее радикально меняется и природа мужчины, как-то упущено, однако это так. И наши предки видели это именно как полноценное изменение, происходящее в самом естестве.

Внешне это виделось и как смена сил в мужчине: добрóта уходила вместе с юношеским пушком и рыхлостью, взамен приходила жилистость, а когда тело начинало матереть, вместо добрóты наполнялось настоящей мужской силой, именовавшейся Ражей. Ражий мужичина – это мужик, большой телом, обильный мышцами и сильный телесно.

Когда борцы говорят о том, чтобы победить дурью, самое легкое решение – посчитать, что имеется в виду именно мышечная сила. Однако, раз для нее было имя ража, язык бы, говоря о дури как о телесной силе, то так и назвал бы ее ражей. Значит, под дурью имеется в виду нечто совсем не телесное…

Это умозаключение вначале может показаться неожиданным, потому что дурь просто не может быть, условно говоря, духовной. Однако родственное ей слово ‘дурак’ означает исключительно духовное, умственное явление. А то, что время играет с языком неожиданные шутки, подтверждает рассказ языковеда:

«Старинное слово изящный внутренней формой своей всегда постоянно: ‘изъятый (из ряда себе подобных)’, чем-то отличный от них – особенный, не как все. В древнерусских текстах под изящным понимали исключительной силы богатыря, изящен, в частности, Илья Муромец, мужчина грузный, крепкий и сильный.

В Средние века изящный изменяет свой тип. Изящен чем-то известный, славный («полководец изящен и удал велми»), а позже так и вовсе чрезмерно ‘богатый’. От богатыря до богача путь не близкий, но родовой смысл слова, его первосмысл допускает и этот ход мысли

Допускает он и то изменение, которое случилось под влиянием французских слов в XVIII в. (elegant и прочих). Изящный теперь – человек со вкусом, также выделяющим его из других, ему подобных» (т.ж.с.286).

Кто же мог посчитать, что изящный – это одно из имен для силы, правда, выдающейся, какой одарены только настоящие богатыри?! Вот так же и дурь – весьма непростая загадка для ищущего человека. Как, впрочем, и доброта с ражей.

Эти слова по первому значению относятся к мужским видам силы, однако наш язык вполне допускает и расширительное значение, и применение их к женщинам. Добрая девка, в отличие от доброго мужика, означает именно наличие в ней не добрости, а добрóты. Иными словами, это означает, что девка крепка здоровьем и сильна. А вот ражая бабенка не только крепка и сильна, но еще и красива, что отмечено в словарях русского языка.

Это значит, что исходное противопоставление женского мужскому как девичьей красоты – юношеской силе сохраняется и в женском состоянии, несмотря на телесные изменения. Только если девка была в девичестве красной, то в замужестве она может стать ражей, как и ее мужчина. Память об этом сохраняют наши словари. Вот только понять это – еще полдела. Надо научиться видеть такие состояния и их достигать.

Ражесть как красота телесная означает и здоровье, и работоспособность, и способность любить и рожать детей. Иными словами, красота и добрóта – это все проявления жизненной силы. В наше время это качество стало все более редким гостем в наших домах, людишки стали велики ростом, но рыхлы и болезненны. А предки наши знали, как об этом заботиться и как над этим работать, чтобы из дома не уходило обилие и благополучие. В старину их звали гобино.

И начать эту работу необходимо с простого и очевидного: если жизненная сила, жива, вошла в твое тело, то это не значит, что ты можешь использовать ее как угодно. Человеческое тело – это храм жизни. Поэтому и использовать жизненную силу надо для жизни.

В упражнениях то, как человек использует живу, выявляется по его настрою, можно сказать, мгновенно. Живое – упруго, оно пропускает любое воздействие так, чтобы не сломаться и остаться на своих ногах. Если человек переводит жизненную силу в борьбу за жизнь, он подобен гибкой лозе – гнется, да не ломится.

Однако большинство современных людей используют этот дар как силу смерти. Они либо жестко упираются, либо поддаются любому давлению, не сопротивляясь. Мертвое либо сохнет и становится ломким, либо гниет и растекается в жижу. Поэтому работу над собой надо начать с того, чтобы научиться осознавать, живая или мертвая сила используется вами при внешних воздействиях.

Если вы становитесь жестким и ощущаете в себе злость при взаимодействии с другими, вы не живете. И если вы отдаетесь на волю победителя, не сопротивляясь, вы не живете.

Живой человек упруг и всегда остается на своих ногах. Поэтому он развивает в себе способность переводить жизненную силу в силы, которые назывались Пруга и Пора.

_______________________________________________________________________________

От Школы


Мы категорически не принимаем сложившейся сейчас сетевой, форумной культуры общения, в сущности, являющейся разгулом хамства. Поэтому будем предъявлять требование корректного общения, допустимого для отношений слушателей и профессоров высшей школы.

Так же мы надеемся, что изучение основного курса – Основ народной психологии и Науки думать – позволит овладеть точным и строгим рассуждением, которого и будем добиваться от всех участников.

Никакие политические, религиозные или национальные цели этой площадкой не преследуются, и потому мы не ограничиваем участников никакими требованиями, кроме терпимости и дружелюбия. Но будем пресекать любые попытки навязывать взгляды или использовать школу для ведения какой-либо агитации, выходящей за рамки сохранения народной культуры.

_______________________________________________________________________________

Народ! Вы можете самостоятельно участвовать в обсуждении этих глав на портале РУШКОЛА  http://ru-shkola.ru/course.htm... , где каждый из вас может прикоснуться к настоящей культуре нашего народа, овладеть точным и строгим рассуждением. 

Здесь же мы будем публиковать основные главы, без ответов ведущих и пользователей портала.

Регистрация в и работа в портале платная, это для тех кто хочет работать и писать свои отзывы или статьи, читать же можно бесплатно.

_______________________________________________________________________________

Источник: http://ru-shkola.ru/course.htm...

Предыдущее: http://ru-shkola.cont.ws/

    «В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

    Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      РУШКОЛА 20 мая 2016 г. 21:46

      Глава 12. Дееспособность | Приглашение к обсуждению глав книги А.А. Шевцова «Сила»

      Как мы видим, очень важная глава: о дееспособности и силе.Обсуждаем!Водящие............................................................................................ Глава 12. Дееспособность В силу своей трехсоставности – тель, душа, дух – человек не просто имеет разные силы, то есть силы телесные, душевные и духовные, он оказывается своего рода алхимическим сосудом...
      1330
      РУШКОЛА 16 мая 2016 г. 21:18

      Нищебродство. | Зачем пришли?

      «Торжество царю победителю и его городу!» - так кричал юродивый Симеон, возложив себе на голову венок из маслин или трав и держа ветку в руках. В этих словах городом святой называл душу,а царем ум, господствующий над страстями. (Жития святых, Житие 614 святитель Дмитрий Ростовский.) Каждый проходит на земле свои испытания.И у каждого свой жизненный путь. В обсуждени...
      665
      РУШКОЛА 13 мая 2016 г. 22:56

      Глава 11. Кобениться силой | Приглашение к обсуждению глав книги А.А. Шевцова «Сила»

      Следующая глава - прелюбопытная!Водящие..............................................................................................Глава 11. Кобениться силой Из того же корня, что пруга и пружина, рождаются еще несколько удивительных слоев русского языка, так или иначе имеющих отношение к силе. Так пружить, то есть взводить пружину, означающее напрягать, натягивать,...
      703
      РУШКОЛА 11 мая 2016 г. 19:21

      Очищение понятия "Смерти"

      Здравствуйте.Предлагаем тему для обсуждения – Очищение понятия Смерти. Откуда взялась такая тема? В нашей жизни время от времени происходят потери – мы теряем своих близких, своих родных, своих любимых. Они уходят в мир иной. И когда такое происходит, то мы ощущаем боль и появляется растерянность – что произошло?Куда они уходят? И куда мы однажды уйдем?...
      961
      РУШКОЛА 11 мая 2016 г. 10:55

      Душевное пение

       В этом разделе мы поведем разговор о Владимирском Душевном пении. Для меня Душевное пение началось со знакомства с Александром Александровичем Шевцовым, который обучал этой старинной традиции на своих семинарах. Он же, в свою очередь, осваивал Душевное пение в экспедициях по Верхнему Поволжью в среде людей называвших себя мазыками или офе...
      2170
      РУШКОЛА 8 мая 2016 г. 23:08

      Вернём силу рода! | Газета "Завтра"

      На фото: Александр Шевцов рубит топором мазыкскую игрушку Говорит этнопсихолог, исследователь русской культуры Александр Шевцов«ЗАВТРА». Александр Александрович, будучи блестящим историком, мудрым душеведом — какой вы видите современную русскую интеллигенцию, и есть ли для неё место в нашем современном обществе?Александр ШЕВЦОВ. Современный русский н...
      873
      РУШКОЛА 8 мая 2016 г. 08:28

      Глава 10. Вода и огонь | Приглашение к обсуждению глав книги А.А. Шевцова «Сила»

      Приглашаем к обсуждению следующей главы.Сейчас на нашем портале появился целый ряд обсуждений. Но думаем что вы понимаете, что теория нам необходима - в ней выкладываются основные понятия для наших исследований!Водящие........................................................................................................Глава 10. Вода и огоньЧеловек устроен хитро. Ест...
      640
      РУШКОЛА 6 мая 2016 г. 23:16

      О русской культуре, Силе и клевете

      Что мы знаем о нашей родной культуре, нашей истории, наших традициях? Будем честны – очень не много. Если кто-то попросит нас рассказать о том, что такое русская народная культура, мы, скорее всего, попытаемся вспомнить какие-нибудь сказания и былины. Но, к сожалению, вспомнить сможем очень мало. Если вообще вспомним. Может быть, вспомним только героев народных сказок...
      896
      РУШКОЛА 6 мая 2016 г. 11:08

      Глава 11. Работа разума | Случайные мысли о том "Как научиться Думать"

      То, как обычно работает разум, я уже многократно описывал в других книгах. Суть проста: он решает жизненные задачи, либо добывая готовые знания, то есть спрашивая у других людей, либо рассуждая, либо представляя, то есть создавая образ задачи и образы всех действующих в нем лиц и условий. Всем этим действиям нас учит жизнь, поэтому мы осваиваем их естественно, и разум...
      1775
      РУШКОЛА 5 мая 2016 г. 23:27

      «Сила» | А. Шевцов

      Друзья, Представляем Вам долгожданное издание книги "Сила" Твердый переплет, 490 стр. ISBN 978-5-990556-39-3Стоимость при заказе в интернет-магазине 890 руб.Заказать книгу вы сможете в интернет-магазине на сайте издательства: http://roscha-akademii.ru/Knigi/ki-psihologija/Sila-Shevtcov.htm______________________________...
      5188
      РУШКОЛА 5 мая 2016 г. 23:03

      Глава 9. Пружить | Приглашение к обсуждению глав книги А.А. Шевцова «Сила»

      Глава о том что значит пружить, о пущах и пущаках.Обсуждаем!Водящие........................................................................................... Глава 9. Пружить Я помню, каким потрясением для меня было, когда мне сказали, что пруд это от пружить. Для меня запруживать всегда было: делать пруд, то есть производным от пруда. Однако запруживают реки, а пруд...
      1132
      РУШКОЛА 26 апреля 2016 г. 21:47

      Глава 10. Иной мир | Случайные мысли о том "Как научиться Думать"

      Пространство преодоления себя — это все тоже мое сознание. Но это выделенная часть сознания, выделенная и пространственно, и по качеству среды, то есть по вещественности самого сознания. Если мы приглядимся к животным, то, безусловно, обнаружим у них разум, позволяющий выживать телесно. Но при всем желании животное, даже стайное, не может понять человека в его обществ...
      614
      РУШКОЛА 26 апреля 2016 г. 12:51

      Глава 8. Пруга | Приглашение к обсуждению глав книги А.А. Шевцова «Сила»

      Предлагаем вашему вниманию следующую главу раздела. О пруге, бусании, упругости, и о супругах!Обсуждаем? Водящие.................................................................................... Глава 8. Пруга В отношении многих сил, вроде поры, ражи или дюжи, все относительно просто: сохранились прямые языковые свидетельства, что наш н...
      1120
      РУШКОЛА 25 апреля 2016 г. 17:40

      Сила семьи. | Домострой

      Источник илюстрацииЗдравствуйте!Этот разговор родился из обсуждения порой силы и главы «Сила семьи» из книги А.А. Шевцова «Сила», в которой в частности говорится: «Действительная семья – это не сообщество, а тело. Одно единое тело, состоящее из нескольких человек. И ее так же трудно уронить, свалив со своих опор, как кошку. Двуногие падают, споткнувшись...
      2147
      РУШКОЛА 25 апреля 2016 г. 12:29

      Нищебродство. | Выживание в обществе

      Нищая братия в боевой готовности у входа в крупный собор  http://old.mirf.ru/Articles/print5834.html Сократ пишет о людях: « Но чуть они собрались вместе, как сейчас же начали обижать друг друга, потому что не было у них уменья жить сообща; и снова им приходилось расселяться и гибнуть.Тогда Зевс, испугавшись, как бы не погиб весь наш род, по...
      1375
      РУШКОЛА 23 апреля 2016 г. 00:22

      Глава 9. Преображение | Случайные мысли о том "Как научиться Думать"

      Выход в пространство преодоления себя означает полное преображение. Мы так или иначе занимаемся преодолением лени и собственного сопротивления учебе и находясь в пространствах разума. Мы не можем не преодолевать себя, потому что жизнь вынуждает нас делать это. В каком-то смысле это она, а не я сам, преодолевает мое сопротивление действовать, меняться, а по большому сч...
      1504
      РУШКОЛА 19 апреля 2016 г. 17:15

      Нищебродство

      В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля мы видим:«Нищета (от ничто, ничего?) крайняя бедность, убожество, скудость, нужда и недостаток.» Давайте разберёмся — кто такие нищие, нищеброды? Нищие бывают разные:Бродяги – кто произвольно покинул место жительства, службу. Беглый, шатун, скиталец.Нагие - кто стал нищим, обнищал в силу каких-то обстоятельств (по...
      666
      РУШКОЛА 19 апреля 2016 г. 16:49

      Глава 8. Древняя йога | Случайные мысли о том "Как научиться Думать"

      Сейчас человечество переживает бум йоги. По всему миру открываются школы и клубы, где люди стоят на голове и выворачивают себе ноги под счет вдохов и выдохов. Все это не имеет к йоге почти никакого отношения, кроме названия. Йога никогда не была предметом массовой культуры, она — удел немногих. Поэтому для того, чем сейчас стала современная йога, более подходит назван...
      699
      РУШКОЛА 17 апреля 2016 г. 21:52

      Глава 7. Хорошо, да не порато | Приглашение к обсуждению глав книги А.А. Шевцова «Сила»

      Здравствуйте, выкладываем для обсуждения последнюю главу этого раздела. Читайте и пишите!Водящие.........................................................................................................Глава 7. Хорошо, да не поратоПорая сила сделала человека прямоходящим. Если вдуматься, то души наши, в обычной своей жизни, ногами по земле не ходят. Они летают. Но...
      624
      РУШКОЛА 16 апреля 2016 г. 20:39

      Глава 7. Внутренний огонь | Случайные мысли о том "Как научиться Думать"

      Огонь нельзя направить в осознавание или в никуда. Огонь — явление пространственное. Его можно направлять осознаванием или с осознаванием, но направлять надо либо на что-то, либо куда-то. Что-то должно быть в пространстве. Почему разговор о пространстве так важен?Тому есть несколько причин. Даже если не слишком пока вдаваться в само понятие о внутреннем огне, все же о...
      2718
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика