• РЕГИСТРАЦИЯ

Глава 5. Выбора нет | Случайные мысли о том "Как научиться Думать"

1 675

Человек — это устройство самосовершенствования.

А жизнь земная — не юдоль печали и не поле страданий — это учебный полигон для самосовершенствования. Современные христианские мыслители объявляют самосовершенствование чуть ли не противным божественному замыслу, но при этом совершенствуются в том, как управлять сознанием паствы. Буддизм начинает свое рассуждение с утверждения, что жизнь есть страдание, но надо сделать громадное усилие, попросту, изнасиловать себя, чтобы принять это.

Эти религии, как говорит про себя само христианство, противоестественны. Они против естества человека, поэтому они строят себя на вере, которая должна предшествовать опыту. Бого- или Буддо-откровение порождает исходный метод: верую ибо абсурдно. Абсурдно, значит, не соответствует природе, не естественно, но так, как не может быть. И есть только потому, что Бог так задумал, а Будда так объявил.

Но даже для того, чтобы принять веру, над собой надо сделать усилие. Как и для того, чтобы увидеть внутреннюю пустоту, без которой не наступает буддийского просветления. Самая знаменитая христианская внутренняя техника — умное делание или христова сердечная молитва, есть усилие по удержанию своего сознания на чем-то одном, на одной мысли, на одном чувстве. Как и дзенское сатори — усилие, требующее понять что-то важное, что выкинет тебя за пределы обычного сознания.

И то и другое усилие соответствует йогической дхьяне, то есть собиранию внимания на одном, что должно остановить разум. Но это «одно» обязательно присутствует. Даже в йоге, чтобы достичь самадхи, ты должен удерживать свое внимание, а с ним и весь свой разум на божестве, Ишваре. И к этому ты должен стремиться изначально. А значит, изначально поверить в нечто, чего не наблюдаешь в своей природе естественно.

По большому счету, я совершенно не против обнаружить в конце пути Бога. Или пустоту. Но я не хочу стремиться к этому изначально, чтобы не подгонять свои действия под ответ, который подсмотрел в конце книги. Человеку, который остановил работу своего разума на мысли о боге, очень трудно освободиться из этой ловушки, если его разум больше не работает. Эта мысль о боге становится его Богом, которого он теперь начинает видеть, куда бы ни обратил взор. При этом буддист, достигший того же состояния и остановивший разум, видит только пустоту. Похоже, какой фильтр одеваешь на глаза, таким и видишь мир, даже при достижении просветления или святости.

Но пока фильтры еще не одеты, пока разум, который надо обуздать, еще работает, ничто не мешает нам подумать, посмотреть на мир без предвзятости, понаблюдать и даже поисследовать. Наверняка, мы совершим при этом немало ошибок. Но ошибки, которые можно исправить, — лишь меты пути. Главное, что само устройство человека таково, что он не может не совершать усилия. Он, как огонь, вырывающийся из полена, — пока топливо не исчерпано, огонь будет рваться наружу.

Так и человек. Древняя Русь была миром огнепоклонников. Очевидно, все первобытные начинают с этого — ведь огонь спасает от холода и смерти. Поэтому они видели его проявления во всем — в очаге, в солнце, в теле человека, которое способно вырабатывать тепло. В определенном смысле они были правы, ведь с химико-физической точки зрения горение — это окисление, то есть выжигание кислорода. Когда пища переваривается в нас, говоря упрощенно, она горит, окисляясь. И народ всегда видел сходство с горением, так и говоря про детей, что у них в желудках все горит.

Пока человек жив, в нем горит огонь жизни, а горение его выражается в движениях и звуках, которые из него рвутся. Пропущенные сквозь образы разума, эти звуки и движения становятся речью и действиями. Пока мы горим, мы действуем, направляя свой внутренний огонь на то, что изберем. Но избрав, мы начинаем видеть избранное целью.

И тогда начинается движение, а с ним самосовершенствование. Очень редко нам удается достичь желанного просто. Чаще на нашем пути встают помехи. Иногда внешние, всегда — внутренние: тебе не хватает силы, тебе не хватает ловкости, тебе не хватает знаний, тебе не хватает ума… Самосовершенствование в этом виде просто, естественно и желанно.

Ты не умел плавать? Ты начал каждый день бегать на реку и за лето научился плавать. Это было наслаждением. Ты не умел ездить на велосипеде? Ты завелся, уперся и каждый день делал попытки. И уже через неделю ты гонял быстрее ветра. Это было наслаждение. Но вот тебя заставили научиться играть на фортепьяно или решать алгебраические задачи. Ты бросился в это так же, как и в остальные дела, с наслаждением. И не смог… Чего-то не хватило. Или предмет оказался слишком велик. И вот у тебя выбор: либо бросить, либо продолжить. Бросить вовсе не просто, потому что тогда придется искать некое иное приложение сил — огонь рвется изнутри и требует действовать. И ты болеешь.

Мы все бросали не бросая, мы собирались бросить и переставали заниматься тем, что у нас не получалось. Но не переносили огонь на другое дело. Легко бросать, когда другое дело уже захватило тебя. И очень непросто, когда ты просто сдаешься, поскольку у тебя не получается. Без нового дела огонь продолжает гореть, но для него нет выхода. И он идет внутрь. Он накапливается внутри и в какой-то миг заставляет тебя сделать новую попытку. Ему все равно, во что проливаться — что стоит перед твоими глазами, в то он и потечет…

И так мы побеждаем в трудных делах. Это второй способ самосовершенствования, свойственный человеку: отступить, накопить желания и сил и попробовать еще раз. Как и в первом случае, ты полон желанием, и оно ни на миг не прерывается.

Но есть случаи, когда желание уходит или его не было изначально. Но ты знаешь, что это надо сделать, и делаешь, исходя из чего-то совсем иной природы, чем желание. Каждый испытывал это. Осознайте, что знакомы с этим состоянием. Это есть усилие перехода в более широкий слой сознания. Обычно человек живет в той части своего сознания, которой правят очевидные непосредственные желания. Но иногда нам приходится переходить туда, где правит Надо, и именно это считается качественным признаком ЧЕЛОВЕКА.

Именно эти состояния требуют преодоления себя, что значит, преодоления нежелания делать. В действительности, у нас нет нежеланий, хотя мы естественно говорим: не хочу! У нас есть только желания, иные желания. Именно они и не дают заниматься тем, что Надо. Именно их приходится преодолевать, когда преодолеваешь себя. Случай условного «сумасшествия», когда нечто инородное в твоем сознании просто вмешивается в твои действия и навязывает, что делать, а что не делать, я не рассматриваю. Но надеюсь, что читающий это владеет способами очищения сознания от всего инородного.

Простой и здоровый случай, естественно возникающий в жизни каждого: ты хочешь то, что хотел всегда, но приходит Надо, и ты преодолеваешь себя. Ты повзрослел и из зверушки, милой и игривой, стал Человеком. И этого не избежать. Этого выбора у нас тоже нет. Причем, даже те, кто бунтуют, пока это НАДО навязывается им извне другими людьми, все равно раз за разом заставляют себя делать то, что необходимо. Хотя бы вставать раньше, чем хочется, или говорить так, чтобы тебя понимали, заставляя себя работать над внятностью речи…

Наше сознание заполнено образами выживания в природе и обществе. Это огромные запасы знаний и умений. Но поняв, что преодоление себя повсеместно и проявляется в сущих мелочах, осознайте, какой большой объем сознания занимает этот опыт. Преодоление себя повсеместно. Оно присутствует во всем, чем мы живем. И только кажется, что оно дополнительно к остальной жизни. Эта остальная жизнь нужна, чтобы мы научились преодолевать себя. Мы живем ради того, чтобы однажды из пространства разума, обеспечивающего выживание, перейти в пространство преодоления себя.

Это естественно и очевидно. И при этом впустить в себя эту мысль чрезвычайно трудно. Она просто не остается в том, что ты называешь собой. Выскакивает, как пробка из воды, поскольку то, что ты называешь собой, есть среда, которая не впускает в себя ничего иной плотности. Мысль, что мы живем, чтобы научиться преодолевать себя, иной плотности, она сделана из более легкого вещества, а значит, принадлежит более легкому миру.

Поэтому в пространстве разума ее можно запомнить, но нельзя принять. Здесь задачи выживания настолько важней, что смена цели повела бы к гибели. В битве за выживание нельзя разбрасываться, надо быть цельным. Как и в преодолении себя. Поэтому принять эту мысль — значит, перейти в иной мир, расширить свое сознание настолько, что это станет безвозвратным. И это еще один шажок просветления, в смысле изменения своей природы. Не знаю, есть ли в этом хоть какие-то соответствия буддистскому понятию о просветлении, но это определенно вызревание того естества, которое делает меня человеком.

И, похоже, это настолько естественно, что обязательно.


Автор: Александр Шевцов

_______________________________________________________

От Школы

Мы категорически не принимаем сложившейся сейчас сетевой, форумной культуры общения, в сущности, являющейся разгулом хамства. Поэтому будем предъявлять требование корректного общения, допустимого для отношений слушателей и профессоров высшей школы.

Так же мы надеемся, что изучение основного курса – Основ народной психологии и Науки думать – позволит овладеть точным и строгим рассуждением, которого и будем добиваться от всех участников.

Никакие политические, религиозные или национальные цели этой площадкой не преследуются, и потому мы не ограничиваем участников никакими требованиями, кроме терпимости и дружелюбия. Но будем пресекать любые попытки навязывать взгляды или использовать школу для ведения какой-либо агитации, выходящей за рамки сохранения народной культуры.

_______________________________________________________

Источник - Издательство "Роща" (издания по философии, психологии, народной культуре): http://roscha-akademii.ru/Knig...

_______________________________________________________

Предыдущее, следующее и другое: https://ru-shkola.cont.ws/





    «В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

    Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      РУШКОЛА 20 мая 2016 г. 21:46

      Глава 12. Дееспособность | Приглашение к обсуждению глав книги А.А. Шевцова «Сила»

      Как мы видим, очень важная глава: о дееспособности и силе.Обсуждаем!Водящие............................................................................................ Глава 12. Дееспособность В силу своей трехсоставности – тель, душа, дух – человек не просто имеет разные силы, то есть силы телесные, душевные и духовные, он оказывается своего рода алхимическим сосудом...
      1330
      РУШКОЛА 16 мая 2016 г. 21:18

      Нищебродство. | Зачем пришли?

      «Торжество царю победителю и его городу!» - так кричал юродивый Симеон, возложив себе на голову венок из маслин или трав и держа ветку в руках. В этих словах городом святой называл душу,а царем ум, господствующий над страстями. (Жития святых, Житие 614 святитель Дмитрий Ростовский.) Каждый проходит на земле свои испытания.И у каждого свой жизненный путь. В обсуждени...
      665
      РУШКОЛА 13 мая 2016 г. 22:56

      Глава 11. Кобениться силой | Приглашение к обсуждению глав книги А.А. Шевцова «Сила»

      Следующая глава - прелюбопытная!Водящие..............................................................................................Глава 11. Кобениться силой Из того же корня, что пруга и пружина, рождаются еще несколько удивительных слоев русского языка, так или иначе имеющих отношение к силе. Так пружить, то есть взводить пружину, означающее напрягать, натягивать,...
      703
      РУШКОЛА 11 мая 2016 г. 19:21

      Очищение понятия "Смерти"

      Здравствуйте.Предлагаем тему для обсуждения – Очищение понятия Смерти. Откуда взялась такая тема? В нашей жизни время от времени происходят потери – мы теряем своих близких, своих родных, своих любимых. Они уходят в мир иной. И когда такое происходит, то мы ощущаем боль и появляется растерянность – что произошло?Куда они уходят? И куда мы однажды уйдем?...
      961
      РУШКОЛА 11 мая 2016 г. 10:55

      Душевное пение

       В этом разделе мы поведем разговор о Владимирском Душевном пении. Для меня Душевное пение началось со знакомства с Александром Александровичем Шевцовым, который обучал этой старинной традиции на своих семинарах. Он же, в свою очередь, осваивал Душевное пение в экспедициях по Верхнему Поволжью в среде людей называвших себя мазыками или офе...
      2170
      РУШКОЛА 8 мая 2016 г. 23:08

      Вернём силу рода! | Газета "Завтра"

      На фото: Александр Шевцов рубит топором мазыкскую игрушку Говорит этнопсихолог, исследователь русской культуры Александр Шевцов«ЗАВТРА». Александр Александрович, будучи блестящим историком, мудрым душеведом — какой вы видите современную русскую интеллигенцию, и есть ли для неё место в нашем современном обществе?Александр ШЕВЦОВ. Современный русский н...
      873
      РУШКОЛА 8 мая 2016 г. 08:28

      Глава 10. Вода и огонь | Приглашение к обсуждению глав книги А.А. Шевцова «Сила»

      Приглашаем к обсуждению следующей главы.Сейчас на нашем портале появился целый ряд обсуждений. Но думаем что вы понимаете, что теория нам необходима - в ней выкладываются основные понятия для наших исследований!Водящие........................................................................................................Глава 10. Вода и огоньЧеловек устроен хитро. Ест...
      640
      РУШКОЛА 6 мая 2016 г. 23:16

      О русской культуре, Силе и клевете

      Что мы знаем о нашей родной культуре, нашей истории, наших традициях? Будем честны – очень не много. Если кто-то попросит нас рассказать о том, что такое русская народная культура, мы, скорее всего, попытаемся вспомнить какие-нибудь сказания и былины. Но, к сожалению, вспомнить сможем очень мало. Если вообще вспомним. Может быть, вспомним только героев народных сказок...
      896
      РУШКОЛА 6 мая 2016 г. 11:08

      Глава 11. Работа разума | Случайные мысли о том "Как научиться Думать"

      То, как обычно работает разум, я уже многократно описывал в других книгах. Суть проста: он решает жизненные задачи, либо добывая готовые знания, то есть спрашивая у других людей, либо рассуждая, либо представляя, то есть создавая образ задачи и образы всех действующих в нем лиц и условий. Всем этим действиям нас учит жизнь, поэтому мы осваиваем их естественно, и разум...
      1775
      РУШКОЛА 5 мая 2016 г. 23:27

      «Сила» | А. Шевцов

      Друзья, Представляем Вам долгожданное издание книги "Сила" Твердый переплет, 490 стр. ISBN 978-5-990556-39-3Стоимость при заказе в интернет-магазине 890 руб.Заказать книгу вы сможете в интернет-магазине на сайте издательства: http://roscha-akademii.ru/Knigi/ki-psihologija/Sila-Shevtcov.htm______________________________...
      5188
      РУШКОЛА 5 мая 2016 г. 23:03

      Глава 9. Пружить | Приглашение к обсуждению глав книги А.А. Шевцова «Сила»

      Глава о том что значит пружить, о пущах и пущаках.Обсуждаем!Водящие........................................................................................... Глава 9. Пружить Я помню, каким потрясением для меня было, когда мне сказали, что пруд это от пружить. Для меня запруживать всегда было: делать пруд, то есть производным от пруда. Однако запруживают реки, а пруд...
      1132
      РУШКОЛА 26 апреля 2016 г. 21:47

      Глава 10. Иной мир | Случайные мысли о том "Как научиться Думать"

      Пространство преодоления себя — это все тоже мое сознание. Но это выделенная часть сознания, выделенная и пространственно, и по качеству среды, то есть по вещественности самого сознания. Если мы приглядимся к животным, то, безусловно, обнаружим у них разум, позволяющий выживать телесно. Но при всем желании животное, даже стайное, не может понять человека в его обществ...
      614
      РУШКОЛА 26 апреля 2016 г. 12:51

      Глава 8. Пруга | Приглашение к обсуждению глав книги А.А. Шевцова «Сила»

      Предлагаем вашему вниманию следующую главу раздела. О пруге, бусании, упругости, и о супругах!Обсуждаем? Водящие.................................................................................... Глава 8. Пруга В отношении многих сил, вроде поры, ражи или дюжи, все относительно просто: сохранились прямые языковые свидетельства, что наш н...
      1120
      РУШКОЛА 25 апреля 2016 г. 17:40

      Сила семьи. | Домострой

      Источник илюстрацииЗдравствуйте!Этот разговор родился из обсуждения порой силы и главы «Сила семьи» из книги А.А. Шевцова «Сила», в которой в частности говорится: «Действительная семья – это не сообщество, а тело. Одно единое тело, состоящее из нескольких человек. И ее так же трудно уронить, свалив со своих опор, как кошку. Двуногие падают, споткнувшись...
      2147
      РУШКОЛА 25 апреля 2016 г. 12:29

      Нищебродство. | Выживание в обществе

      Нищая братия в боевой готовности у входа в крупный собор  http://old.mirf.ru/Articles/print5834.html Сократ пишет о людях: « Но чуть они собрались вместе, как сейчас же начали обижать друг друга, потому что не было у них уменья жить сообща; и снова им приходилось расселяться и гибнуть.Тогда Зевс, испугавшись, как бы не погиб весь наш род, по...
      1375
      РУШКОЛА 23 апреля 2016 г. 00:22

      Глава 9. Преображение | Случайные мысли о том "Как научиться Думать"

      Выход в пространство преодоления себя означает полное преображение. Мы так или иначе занимаемся преодолением лени и собственного сопротивления учебе и находясь в пространствах разума. Мы не можем не преодолевать себя, потому что жизнь вынуждает нас делать это. В каком-то смысле это она, а не я сам, преодолевает мое сопротивление действовать, меняться, а по большому сч...
      1504
      РУШКОЛА 19 апреля 2016 г. 17:15

      Нищебродство

      В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля мы видим:«Нищета (от ничто, ничего?) крайняя бедность, убожество, скудость, нужда и недостаток.» Давайте разберёмся — кто такие нищие, нищеброды? Нищие бывают разные:Бродяги – кто произвольно покинул место жительства, службу. Беглый, шатун, скиталец.Нагие - кто стал нищим, обнищал в силу каких-то обстоятельств (по...
      666
      РУШКОЛА 19 апреля 2016 г. 16:49

      Глава 8. Древняя йога | Случайные мысли о том "Как научиться Думать"

      Сейчас человечество переживает бум йоги. По всему миру открываются школы и клубы, где люди стоят на голове и выворачивают себе ноги под счет вдохов и выдохов. Все это не имеет к йоге почти никакого отношения, кроме названия. Йога никогда не была предметом массовой культуры, она — удел немногих. Поэтому для того, чем сейчас стала современная йога, более подходит назван...
      699
      РУШКОЛА 17 апреля 2016 г. 21:52

      Глава 7. Хорошо, да не порато | Приглашение к обсуждению глав книги А.А. Шевцова «Сила»

      Здравствуйте, выкладываем для обсуждения последнюю главу этого раздела. Читайте и пишите!Водящие.........................................................................................................Глава 7. Хорошо, да не поратоПорая сила сделала человека прямоходящим. Если вдуматься, то души наши, в обычной своей жизни, ногами по земле не ходят. Они летают. Но...
      624
      РУШКОЛА 16 апреля 2016 г. 20:39

      Глава 7. Внутренний огонь | Случайные мысли о том "Как научиться Думать"

      Огонь нельзя направить в осознавание или в никуда. Огонь — явление пространственное. Его можно направлять осознаванием или с осознаванием, но направлять надо либо на что-то, либо куда-то. Что-то должно быть в пространстве. Почему разговор о пространстве так важен?Тому есть несколько причин. Даже если не слишком пока вдаваться в само понятие о внутреннем огне, все же о...
      2717
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика