Наша зрительная система устроена гораздо сложнее любого оптического прибора, потому что включает в себя не только оптическую часть (глаза), но и систему распознавания образов, которая обрабатывает полученные данные и формирует зрительные образы.
Мозг – это целостная система, в которой всё взаимосвязано, поэтому он формирует не только зрительные образы, но и сопутствующие им ощущения, эмоции, чувства и даже мысли. Разумеется, он использует при этом сигналы и от других органов чувств, соединяя всё это в наиболее полную картину мира и формируя наше мировосприятие.
Качество изображения зависит от разрешающей способности оптического прибора. Чем она выше, тем более четкой, детализированной получается картинка. Но зрительная система живого организма не только получает изображение, но параллельно еще и ИНТЕРПРЕТИРУЕТ его, связывая с накопленным опытом, полученными знаниями, дополняя и эмоционально подкрашивая, и выдавая в итоге некий готовый результат. Это самая творческая часть процесса восприятия, в ходе которого могут происходить значительные искажения, делающие восприятие субъективным, не соответствующим реальному положению дел. Особенно это проявляется в состоянии эмоционального возбуждения или в стрессовых ситуациях. Эта особенность нашего мозга является также причиной оптических иллюзий.
Наиболее объективным является, таким образом, НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ восприятие, которым обладают здоровые люди и особенно дети. Механизм такого восприятия заложен в самой нормальной физиологии человека, и ему стоит доверять хотя бы на том основании, что он отшлифован самой эволюцией. Утрата непосредственности порождает субъективность.
Человек субъективный искажает информацию своими личными ассоциациями. Например, ему может не понравиться лицо человека, его улыбка или голос, только потому, что они ассоциируются с его негативным жизненным опытом. И он может даже не подозревать об этом, будучи уверенным, что те качества, которые он приписывает данному человеку (например, хитрость, враждебность, надменность), являются его «неотъемлемыми» свойствами.
Человек объективный отличается тем, что он всегда осознаёт СВОЁ ВЛИЯНИЕ на окружающий мир. Он не просто наблюдает мир и делает выводы, а активно ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ с миром, направляя это взаимодействие в желаемое, конструктивное и гармоничное русло. Он понимает, что в ходе общения с человеком он способен повлиять на него и осознает ответственность за это влияние. И наоборот: он понимает, что общаясь с данным человеком, он попадает под его влияние, которое обогащает его жизненный опыт. Такое общение всегда бывает живым, интересным, плодотворным, в отличие от общения с субъективным человеком, который видит собеседника сквозь призму своих теорий и предрассудков и не слышит, не желает понять, отказывается от реального информационно-энергетического обмена.
Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как общаются взрослые, и как общаются дети?
Взрослые при знакомстве оценивают друг друга, спрашивают: «Ты кто, откуда? Где работаешь? Чем занимаешься?» Дальше разговор обычно строится по типу: «А ты знаешь того-то? А ты знаешь этого? А ты в курсе таких-то новостей?» и т.д.
Дети ничего такого не спрашивают. Иногда они даже имени друг у друга не спрашивают. Они сразу предлагают: «Давай играть! Пойдем на речку купаться. Хочешь, я покажу тебе, как я умею то-то?» И уже в ходе игры, в ходе реального взаимодействия они лучше узнают друг друга и понимают.
Именно живое общение способствует реальному развитию системы и её гармонизации. И в ходе такого общения не возникает даже вопроса о том, а кто из нас объективнее или субъективнее, или кто из нас правильнее видит мир? Участники живого общения понимают свою внутреннюю, информационно-энергетическую связь друг с другом, они чувствуют это точно так же, как сообщающиеся сосуды. И это чувство подсказывает им, что мир един, и они взаимодействуют с ним, меняют его, чувствуя себя со-творцами реальности.
В таком взаимодействии люди получают наиболее объективную, объемную картину мира, потому что используют не только свои органы восприятия, но и обмениваются информацией друг с другом на энергетическом уровне.
Когда человек утрачивает объективность и непосредственность восприятия – это плохо. И это проблема не только самого человека, но и его окружения. Это главная причина всех социальных, нравственных и вытекающих из них проблем.
Почему-то многие считают, что непосредственность восприятия – это следствие наивности и неразвитого ума, а умные люди всегда печальны от груза знаний. Скорее, скорбь возникает от груза субъективных заблуждений, но не от знаний. По-настоящему умные люди до глубокой старости сохраняют живой ум и непосредственное восприятие мира. Их речь бывает такой же живой, ясной и простой, как и они сами. Я вообще считаю, что самый главный признак обладания знанием – это способность передать это знание другим самыми простыми словами, минимальным количеством слов.
Начиная писать эту статью, я планировала рассказать о том, как мозг может создавать иллюзии и виртуальную реальность, и почему это может происходить. Но сейчас мне кажется это лишним. Надо сосредотачиваться не на том, как НЕ должен работать мозг, а на том, как функционирует здоровое сознание адекватного человека, и стремиться к этому. Неправильно тратить усилия и время на анализ заблуждений и ложных путей. Надо идти по пути истины, и тогда всякая ложь рассеется, как мрак поутру.
Оценили 14 человек
20 кармы