• РЕГИСТРАЦИЯ

«Версальский мир» Ростислава Ищенко и судьба Украины

1 294

С большим уважением отношусь к Ростиславу Ищенко как эксперту-политологу – о чем заявлял и публично (https://cont.ws/@al.deren/2571305). Но есть одна идея, которую Ростислав Ищенко отстаивает уже давно – и с которой я согласиться не могу.

Эту идею он развивал и развивает во многих своих текстах и выступлениях – уточняя и изменяя детали. Но суть ее остается неизменной. И эта суть заключается в том, что Россия должна стремиться к полному устранению украинской государственности – и проводить политику деукраинизации на вновь включаемых в состав России территориях.

Очередной раз он обратился к этой мысли в недавней статье с выразительным названием «Ошибка восприятия постукраинской реальности» (https://ukraina.ru/20230822/1048850759.html ).

Изложу вкратце основные тезисы этой статьи.

Итак, согласно Р. Ищенко, во-первых, «уже сейчас, после возвращения в российскую орбиту шести новых регионов, мы можем сделать вполне конкретный вывод. В состав России будет вступать не Украина, не Донбасс, не Новороссия, а отдельные области. Москва может в случае абсолютного успеха присоединить все 27 регионов Украины, наличествовавших в её составе в январе 2014 года, может ограничиться шестью присоединёнными, может выбрать любую доступную из промежуточных позиций. Но каждая область будет присоединена отдельно».

Во-вторых, считает он, «единая политика деукраинизации будет субъективирована не в отношении всего объединения бывших украинских территорий, а в отношении каждого региона в отдельности. Это не просто важно, а является нашим главным преимуществом, позволяющим надеяться на относительно (20–30 лет) быструю и не слишком жестокую деукраинизацию».

В-третьих, он излагает метод достижения предлагаемой им цели, деукраинизации: «Метод прост, и я его уже описывал. Необходимо не запрещать ничего сверх того, что запрещено российским законом, но давать гарантированное Конституцией РФ так, чтобы сами брать отказывались. Этот метод не сработал бы или столкнулся бы с огромными трудностями, если бы имели дело с единым политическим целым, управляемым хоть из Киева, хоть из Харькова, хоть из Донецка. Но в отношении раздробленных областей он представляется мне безупречным».

Собственно, эти три пункта можно считать ключевыми в «доктрине Ищенко».

И здесь стоит сразу оговорить два принципиальных момента.

Во-первых, Р. Ищенко в своей идее «никакой Украины после победы» отражает настроения широких слоев российского общества. Во-вторых, в отличие от этих «широких слоев» - его представления и предложения много умнее, гибче и реалистичнее.

И вместе с тем, по большому счету, все преимущества «доктрины Ищенко не способны устранить фундаментальный, неустранимый недостаток идеи «аннигиляции Украины» как политического субъекта и последующей деукраинизации.

Почему?

Потому что по своей сути эта идея, как ее ни крути, и в какие одежды ее не ряди, хоть «доктрины Ищенко», хоть любой иной – представляет собой ничто иное, как предложение украинскому социуму и политикуму натурального «Версальского мира» на новый лад.

Напомню, что Версальским договором завершилась Первая мировая война. И по его условиям, фигурально выражаясь, Германия должна была «платить и каяться, каяться и платить». Версальский договор был воспринят немцами как «национальное унижение», как абсолютно несправедливый и грабительский по отношению к Германии. И породил бешенную жажду реванша – апеллируя к которой, к власти в Германии пришли нацисты и Гитлер.

Очень многие и политики, и исследователи сошлись во мнении, что именно Версальский мир породил не только германский нацизм и Гитлера – но и вторую мировую войну.

И ключевой причиной этого рассматривается именно фундаментальная несправедливость Версальского мира, нежелание победителей учитывать и интересы побежденных.

«Вы проиграли – вы потеряли все, и от нас зависит, что мы вам дадим, а что – нет» - вот тот принцип, из которого исходили победители Германии.

И, как показала история – жестоко ошиблись.

Аналогичную ошибку совершает и «доктрина Ищенко» (а любых ее вариантах, еще раз подчеркну). И именно поэтому она, вопреки внешней реалистичности – на самом деле принципиально нереалистична.

И, буде принята сколь-нибудь официально – создаст серьезные проблемы России уже в ходе СВО. Поскольку резко повысит для украинцев стимулы воевать.

Изначально эта война для Украины – несправедливая, захватническая, питающаяся украинским нацизмом. «Вернуть» Крым (который фактически никогда не был украинским), «вернуть» Донбасс (такой же подарок России – пусть и пробывший в составе Украины чуть дольше) – и абсолютно не считаясь с желаниями людей, живущих в Крыму и Донбассе, «показать этим москалям их место» - вот та идеологическая база, которая лежит и в основе сегодняшней украинской готовности воевать с Россией, и в основе украинского нацизма.

И это, на самом деле, весьма непрочный базис. Он базируется на фиктивной, искусственно сконструированной «реальности». В основе которой лежит фактически «комплекс младшего брата» - который «и умнее, и красивее», а вот «все наследство несправедливо досталось старшему».

Последнее стоит подчеркнуть еще и потому, что осознание этого факта помогает понять: за существование нынешнего нацистского режима на Украине, как и за эту войну, несут ответственность не только «верхи», элиты – но и украинский народ в целом (или, по крайней мере, в значительной своей массе). Точно также, как за нацизм в Германии и Гитлера – был ответственен весь (за немногими исключениями) немецкий народ.

Но тут гораздо важнее, что эта фиктивность базовой для нынешней Украины «ментальной реальности» на самом деле ощущается, пусть даже на уровне весьма глубоких слоев подсознания, всеми украинцами. И, соответственно, эта фиктивность позволяет также использовать рациональные аргументы, для того, чтобы достучаться до украинского подсознания и добиться осознания украинцами своей неправоты, несправедливости и вины.

Однако ситуация изменится абсолютно, если эта война действительно станет для украинцев войной за сохранение себя как народа и Украины как государства. Война станет для них справедливой – и они будут уверены в этой справедливости, будут ощущать ее всеми фибрами души и глубинами подсознания.

И вот за это они воевать будут уже совершенно по-другому. В том числе – и после своего поражения (неизбежного и уже очевидного) в этой войне.

Поэтому, да – украинский народ виноват в этой войне. Но это не означает, что украинскому народу (как и ранее немецкому) следует в наказание за эту его вину – предлагать новый «версальский мир»

Единственно реалистичным (а потому – и реально умным) представляется тот подход, которого на самом деле придерживается по отношению к Украине В. В. Путин. В его основе лежит, если можно так выразиться, «принцип справедливости».

Политическую стратегию В. В. Путина часто сравнивают с подходом кота Леопольда: «ребята, давайте жить дружно», и некоторые – с упреком в «излишней доброте». Но это - совершенно зря. И «критики» явно забывают, что именно Леопольд - всегда остается в выигрыше.

Соответственно, исходя из «принципа справедливости», Россия отнюдь не стремится ни к уничтожению украинской государственности, ни тем более – украинской национальной и языковой идентичности. Но пока Украина не хочет мира, не хочет признать и уважать интересы России – война будет продолжаться. И каждое следующее мирное предложение России будет жестче и тяжелее.

В самом начале СВО Украина могла отделаться только потерей Донбасса в границах ЛНР и ДНР. Сегодня – она потеряла уже все территории, где прошел референдум о включении в состав России. Завтра, если она не одумается – она может потерять и Одессу, и Николаев, и Харьков. А может – и вообще государственность.

Но последнее, т.е. исчезновение украинской государственности – отнюдь не является целью СВО. Как, впрочем, не является такой целью и сохранение украинской государственности - об этом стоит озаботиться самим украинцам.

И точно также, что бы ни произошло с украинской государственностью, не будет являться целью послевоенной политики России и преднамеренная деукраинизация. И именно потому, что это – цель несправедливая, и потому - нереалистичная, и попытки ее добиваться (пусть и в самой завуалированной, как предлагает Р. Ищенко, форме) будут лишь усложнять России инкорпорацию новых территорий и нового населения.

Поэтому, на мой взгляд, если России придется по итогам СВО включить в свой состав не только Одессу и Харьков, но и земли Центральной и Западной Украины, то наиболее разумным будет подойти к решению вопроса о статусе земель Центральной и Западной Украины с учетом того факта, что украинское население этих земель будет считать несправедливым и грабительским, если его лишить политической идентичности – хотя бы в составе России. Для них любой мир на таких условиях – будет «версальским миром».

Да, Р. Ищенко (и не только он) совершенно прав (он говорил это ранее, в других текстах), что если хоть часть Украины сохранит политическую идентичность, пусть и в составе России – то это создаст почву для последующего возможного сепаратизма и реваншизма.

Точно также, как он (и не только он) прав в том, что если сохранить Украину как самостоятельное государство (пусть и в самых урезанных границах) – то этот «огрызок», пусть не сегодня и не завтра, но через несколько поколений, может быть использован какой-то внешней силой как плацдарм для реванша против России.

Да, опасность этого существует, и она более чем реальна.

Но, на мой взгляд, все равно сохранение украинской политической идентичности - будет меньшее из зол в данной ситуации.

И, в конце концов, следует понимать, что даже смерть – является неустранимым условием возможности жить. В мире действительно «нет ничего постоянного, кроме постоянных перемен». И как мудро намекает песенка из культовой новогодней комедии словами «иметь или не иметь – решайте сами», глупо отказываться от женитьбы только потому, что жена когда-нибудь, в перспективе, может изменить.

Точно также, как ограничивать свободу жены – не лучший рецепт «предотвращения» потенциально возможной ее измены.

Поэтому, заключая свои рассуждения, повторю еще раз: на мой взгляд, попытки предложить Украине «версальский мир» в любой его форме – будут не приближать Россию к достижению целей СВО и послевоенного урегулирования, но отдалять.

Мысли вслух О королях и ...

    "Россия ставит на колени экономику США": Русские добились своего. Ни одна страна в мире не сможет помочь Вашингтону

    Беспрецедентное решение Владимира Путина оказалось наиболее болезненным ударом по Вашингтону, чем можно было предположить. Русские добились своего. Из этой ситуации выйти никак нельзя. ...

    «Живу как собака» – олимпийская призёрка поделилась, как ей тяжело жить в Лондоне, но в Россию не хочет

    «Живу как собака» – это из Лондона раздаются откровения Алёны Заварзиной, которая благополучно эмигрировала на Туманный Альбион ещё в 2019 году.Помнится, была такая весёленькая песня: «...

    Если Украина рухнет до 9 Мая, Европа покажет России кукиш из-за забора

    В предыдущие периоды СВО Запад вооружал украинскую армию, которая за восемь лет войны в Донбассе обкатала 800 тысяч человек. Потом к ним добавились 200 тысяч добровольцев. У них получил...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      al.deren 25 марта 21:02

      Теракт в «Крокус Сити Холле» и возможные последствия для Запада

      Зверский теракт в Крокус Сити Холле вызывает не только скорбь, но и ярость. Ярость, направленную даже не против исполнителей (они вызывают скорее брезгливость) — сколько и прежде всего против тех, кто заказал и организовал этот теракт.Эта ярость лишь усиливается от дружных попыток Запада (и их марионеток) повесить теракт на исламистов и отмазать Украину и себя. Западн...
      223
      al.deren 18 августа 2023 г. 17:35

      Ворованное не греет: как Запад поплатился за украденные русские деньги

      Любопытные подсчеты привел Business Insider со ссылкой на доклад швейцарского банка UBS (https://inosmi.ru/20230817/blagosostoyanie-265095428.html ). Как оказалось, в 2022 году Россия стала богаче, а Запад, наоборот, потерял триллионы долларов.Если точнее, то за 2022 год «Общее богатство России увеличилось на 600 миллиардов долларов ...». Еще раз: шестьсот миллиардов....
      249
      al.deren 13 августа 2023 г. 13:30

      Российские укрепления и украинские жалобы

      На российские укрепления, которые не могут прорвать ВСУ, уже многократно (может, и тысячу раз) пожаловались и США, и Украина. Но вот что интересно в этой связи, и на этот факт обратил внимание Ларри Джонсон, бывший аналитик ЦРУ.Итак, цитирую: «Никто почему-то не обратил особого внимания на то, что в сентябре прошлого года Россия начала строить на юге Украины, где-то п...
      283
      al.deren 7 августа 2023 г. 15:27

      Украина перестала настаивать на выводе российских войск, сообщает WSJ

      Итак, поскольку отдельные обитатели российского сегмента интернета все еще продолжают спрашивать «где море» :) (то есть, отказываются замечать и признавать, что Россия уверено побеждает в прокси-войне с США на Украине), то для них, полагаю, будет очень полезна информация, опубликованная одним из крупнейших и влиятельнейших американских СМИ – Wall Street Journal, по по...
      191
      al.deren 1 августа 2023 г. 19:06

      «Обман» Эрдогана и «доверчивость» Путина

      Поводом для разговора на эту тему стал новый шквал истерики интернет-обывателей в связи с новостью о том, что отпущенные Эрдоганом «азовцы» собираются вернуться на фронт. «Обманули доверчивого Путина» - лейтмотив тех «стонов», что стали дружно и громко раздаваться на разные лады на всех интернет-помойках.Эта вакханалия (а более точного цензурного определения не придум...
      302
      al.deren 24 июля 2023 г. 10:10

      Перемалывание ВСУ как стратегия СВО: интервью А. Полищука

      Великолепное интервью А. Полищука о стратегии российской армии в СВО (https://ukraina.ru/20230723/1048187993.html ). Ни прибавить, ни убавить. Думаю, мысли, изложенные в этом интервью, будут очень полезны многим, кто не понимает, насколько умно и эффективно действует сейчас российская армия.Приведу, со своими комментариями, несколько ключевых, на мой взгляд, цитат.Ита...
      382
      al.deren 23 июля 2023 г. 18:27

      Генералам уютных диванов: к прочтению

      Некто Дэниэл Депетрис, комментатор агентства Reuters и постоянный автор журнала American Conservative, написал на днях статейку о «плохих русских летчиках» в Сирии. Статейка — именно статейка, читать там нечего. Интересно другое. Депетрис, России явно не симпатизирующий, озвучил (может, со скрежетом зубовным — а может, и нет), весьма показательное признание: "Граждан...
      348
      al.deren 18 июля 2023 г. 17:46

      Холодное блюдо отмщения: к вопросу о возмездии за теракт на Крымском мосту

      Новый украинский теракт против Крымского моста возбуждает в россиянах справедливое негодование. Эксплуатируя это негодование, агенты ЦИПСО пытаются направить его в свою пользу. Вновь сплошным потоком пошли в интернете призывы «сравнять с землей Львов», «устроить воронку на месте Банковой», «уничтожить мосты», «пристрелить Зеленского», «объявить украинский режим террор...
      205
      al.deren 17 июля 2023 г. 15:56

      Речевой портрет ЦИПСО: база данных. Часть 1

      Мониторинг комментариев русскоязычных интернет-ресурсов позволяет выявить участников процесса коммуникации, выражающих интересы западных и украинских спецслужб. Обобщенно их можно классифицировать как «тролли ЦИПСО».Следует оговорить, что данное определение объединяет как собственно работающих на ЦИПСО (или иные западные спецслужбы), так и «российских подражателей ЦИП...
      238
      al.deren 16 июля 2023 г. 11:09

      О королях, капусте … и мостах

      О королях и капусте, как водится, поговорим другой раз. Здесь и сейчас я хотел бы сосредоточиться на мостах и тоннелях. Тех самых мостах и тоннелях, по поводу которых у отдельных обитателей интернета сегодня уже наблюдается натуральная истерика.«Почему не наносят удары по мостам» — завывают кликуши. Послушать их, так это просто акт предательства. И если бы удары по м...
      196
      al.deren 15 июля 2023 г. 15:11

      Язык российского МИД и менталитет российского общества

      Поводом для поднятия этого вопроса стали бесконечно повторяющиеся, можно даже сказать — однообразные, комментарии к тем публикациям RT, которые освещают заявления российского МИД.В частности, вот этой публикации: "Шаг отчаяния: в России усомнились в гарантиях Киева «аккуратно» использовать кассетные боеприпасы США" (https://russian.rt.com/world/article/1174368-ssha-ka...
      256
      al.deren 15 июля 2023 г. 13:23

      История с генералом Поповым и меры, которые должны быть приняты

      Произошедшая на днях история с генералом Поповым уже была очень точно охарактеризована Александром Роджерсом (https://alexandr-rogers.livejournal.com/1681556.html ) и Геннадием Алехиным (https://ukraina.ru/20230714/1048031712.html ). Вполне согласен с их анализом и выводами.Но хотел бы здесь акцентировать внимание на некоторых моментах этой истории, которые считаю клю...
      334
      al.deren 8 июля 2023 г. 11:37

      Когда RT наведет порядок в своей комментосфере?

      Непосредственным поводом к написанию этого текста стали комментарии читателей к следующей публикации: https://russian.rt.com/business/article/1170898-rubl-kurs-nabiullina-torgovlya Но сама мысль вызревала давно. Поскольку проблема, так ярко высветившаяся этой публикацией, на самом деле носит не разовый — а системный характер.Итак, что мы видим?В связи с текущим падени...
      286
      al.deren 5 июля 2023 г. 13:49

      Суровикин будет там, где нужно России

      Последние несколько дней вокруг Сергея Суровикина разыгралась небольшая истерика.С одной стороны, посыпались интернет-публикации, где на разные лады аудитории втюхивалось, что «суровикина сняли», «суровикин на допросах» и т.п.С другой, чуть позже, когда стало ясно, что никто Суровикина не снимал, и он вполне себе благополучно продолжает делать то, что и делал, пошла в...
      232
      al.deren 1 июля 2023 г. 20:33

      Выползла на свет первая гадюка пригожинского мятежа?

      Многие подозревали (и я с ними согласен), что пригожинская наглость, которую он демонстрировал почти год — во многом объяснялась тем, что он, как любой бандит, надеялся на силу поддерживающей его кодлы.Многие думают (и я с ними согласен), что Пригожин в своем мятеже был лишь пешкой («шестеркой», если выражаться привычным ему языком), работавшей на куда более серьезных...
      884
      al.deren 30 июня 2023 г. 09:23

      "Путин показал свою силу, подавив мятеж Пригожина": трезвый взгляд с Запада

      На Иносми вышла очень здравая статья Анатоля Ливена о мятеже Пригожина (https://inosmi.ru/20230630/putin-264025334.html).Она очень выбивается из массы опубликованного в западных СМИ по этому поводу. И что еще существеннее, она, думаю, будет полезна и многим россиянам.На что обратил бы внимание особенно:"... хотя Путин, очевидно, и несет определенную ответственность за...
      198
      al.deren 28 июня 2023 г. 14:20

      Недооценивал ли Путин украинскую армию перед СВО?

      На Иносми вышло интервью Виктора Орбана немецкому изданию (https://inosmi.ru/20230628/orban-263970342.html ). В том числе был затронут и очень интересный вопрос о том, насколько адекватно оценивал В. В. Путин потенциал украинской армии перед СВО.Свидетельство В. Орбана представляет в этом вопросе очевидный интерес. Процитирую:«Когда вы последний раз говорили с Владими...
      464
      al.deren 27 июня 2023 г. 17:41

      Предательство Пригожина и уроки, которые можно из него извлечь

      Как я уже отмечал (https://cont.ws/@al.deren/2576043), единственное, пожалуй, положительное следствие из предательства Пригожина – это возможность для российского общества извлечь из него уроки. Отклики экспертного сообщества на произошедшие события уже последовали. Не имея возможности их здесь даже упомянуть все, отмечу лишь, что наиболее точными и адекватными мне пр...
      210
      al.deren 26 июня 2023 г. 18:01

      Статья Дмитрия Тренина по поводу "ядерной рулетки"

      На РИА вышли две интересные статьи по поводу необходимости для Запада осознать, что он заигрывается в войну с Россией.Одна - статья Сергея Караганова (https://ria.ru/20230625/yao-1880235742.html?in=t). Она, кстати, уже отреферирована тут Павлом Шипилиным (https://cont.ws/@pavel-shipilin/2576980).Эта статья более жесткая, и, на мой вкус, чересчур прямолинейная. Но, воз...
      239
      al.deren 26 июня 2023 г. 12:41

      Александр Полищук о Пригожине и "Вагнере"

      Вот Александр Полишук дал отличное интервью о Пригожине и "Вагнере". Сейчас нет времени писать, поэтому ограничусь ссылкой:https://ukraina.ru/20230626/1047552759.htmlДумаю, многим будет интересно....
      303
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика