Это часть книги, которую я создавал на протяжении нескольких лет, собирая материалы о роли Католической церкви в протестных движениях и госпереворотах в наше время. В книге детальнейшим образом описано как проходила организация Майдана на Украине, в Гонконге, о протестной деятельности в Бразилии, Никарагуа, России и некоторых других странах. Аналогов данной книге на данный момент я нигде не встречал, поэтому книга по-своему уникальна. Ввиду того, что книга задумывалась как дар Православной Церкви и обществу, который имеет целью поднять к обсуждению возникающие проблемы взращивания в религиозной среде радикализма и терроризма, я решил каждый день публиковать на своей странице несколько глав этой книги, а когда все главы будут опубликованы, выложу ссылку для скачивания всей книги.
_____________________________
Организационная подготовка к Майдану на уровне религиозных деятелей, радикалов и студентов
3. Евроинтеграция и манипуляции историей как средства для изменения церковной ситуации
30 сентября 2013 года главы церквей на Украине сделали официальное заявление о том, что поддерживают курс на евроинтеграцию Украины[1]. И хотя на первый взгляд кажется, что это не связано с попытками униатов и раскольников создать единую церковь на Украине, это совсем не так. Именно евроинтеграцию сторонники создания единой церкви рассматривали как способ разрыва связей между РПЦ и УПЦ МП и дальнейшего втягивания УПЦ МП в процессы объединения. Об этом, в частности, свидетельствуют сами участники этих процессов.
Непосредственно перед Майданом, 18 ноября 2013 года, Филарет Денисенко совершил многодневную поездку в США[2], где в униатском храме совместно с униатским епископом демонстративно отслужил экуменическую панихиду[3 и здесь].
После этого под его руководством прошла конференция викариатств УПЦ КП США и Канады. Сообщалось, что были проведены и совместные с представителями УГКЦ собрания, на которых обсуждались вопросы создания единой церкви. Это лишний раз показывало, что проект единой церкви на Украине подразумевал не только объединение православных ветвей, но и включение в этот процесс униатов, что по факту делало бы всю структуру униатской, поскольку никогда и нигде не было даже и намека, чтобы кто-то из руководства УГКЦ говорил об отделении от Ватикана. В ходе встреч и переговоров в США Филарет неоднократно подчеркивал, что евроинтеграция нужна для продвижения идеи объединения церквей.
Священник УПЦ КП из Чикаго Виктор Полярный, комментируя приезд Филарета Денисенко и людей из его окружения в США, прямо говорит, что перед выступлением Филарета священники КП, приехавшие из Киева, проводили вместе с греко-католиками круглый стол на тему общности истории этих церквей на Украине, где стремились подчеркнуть сосуществование этих церквей как одной семьи. Далее Полярный сообщил, что Филарет во время дискуссий неоднократно отмечал: «Мы собрались: и православные, и греко-католики, как одна семья… Когда Украина вступит в Европейский союз, мы будем все ближе и ближе к созданию поместной церкви»[4]сохраненная копия видео), уточнив, что возможен и такой вариант создания единой церкви, как это было до 1596 года, когда часть православных приняли унию. По сути, было сказано, что идет совместное с униатами обсуждение вопросов возможного объединения, несмотря на разность в догматах, и после евроинтеграции представители УПЦ КП надеются на создание единой церкви, которая вполне может включать себя и тех, кто относится к УГКЦ.
В своем интервью журналистам Чикаго Филарет, отвечая на вопрос о взаимоотношениях с другими церквями и возможности объединения, говорит: «На Украине все церкви не только сосуществуют, но и сотрудничают. У нас особенное сотрудничество с УГКЦ, потому что у нас существует общность государственнических позиций… Что же касается объединения, то оно возможно потому, что мы вместе существовали 600 лет, а разъединены – 400. Поэтому мы не случайно говорим об общих корнях, о Владимировом крещении – мы вышли из одной купели, и причины, которые нас разделили, сейчас не существуют. И поэтому у нас есть причины думать, что в будущем мы сможем, если захотим, создать единую церковь на Украине» (см. видео с 16:11)[5]сохраненная копия видео).
То есть глава УПЦ КП накануне Майдана на Украине прямо заявил о двух очень важных вещах: 1) евроинтеграция нужна была как инструмент для объединения церквей, поскольку позволяла создать условия для разрыва связей между УПЦ МП и РПЦ; 2) униаты, безусловно, рассматривались как составная часть единой церкви, которую планировалось создать на Украине.
Помимо слов о возможном объединении с униатами, примечательно и то, что Филарет говорит об отсутствии причин, которые разделяли его с униатами. А ведь в первую очередь это вопросы догматического характера. Ведь отношение к политике и даже к разным литургическим вопросам – это проблемы, по которым можно было бы уже давно найти компромисс, если бы только они стояли на пути к объединению. Но главной проблемой в экуменическом диалоге с католиками является именно разность в догматах, которые и определяют ключевые особенности вероисповедания. Отказ от этих догматов и принятие догматов другой конфессии является главным условием перехода в иную конфессию.
Собственно, униаты на Украине именно так и появились – им разрешили оставить все обрядовые особенности своей церкви: богослужения в восточном обряде, женатое священство и много чего еще, но потребовали принятия догматов Католической церкви, что подразумевало и подчинение Ватикану. Поэтому слова Филарета Денисенко о возможном создании единой церкви с униатами, при том, что униаты не собираются отказываться от католического вероучения, и заявление, что между УПЦ КП и УГКЦ нет разъединяющих факторов, вполне наводят на размышления о том, что руководство УПЦ КП ради получения признания в мировом христианстве находится на грани принятия унии. Та же позиция была прямо озвучена в 2017 году в очередном интервью Филарета Денисенко, где он прямо сказал: «Мы не против объединения с греко-католиками»[6]. Именно эта позиция готовности объединения с униатами и позволила униатам и представителям УПЦ КП выступать и на Майдане, и после него единым фронтом.
22 февраля 2014 года, когда стало известно о бегстве Виктора Януковича, синод УПЦ КП призвал к немедленному началу объединения церквей на Украине[7]. Если для решения политического вопроса отделения от России работа шла в направлении смены власти, то для духовного разрыва с Россией было задумано реализовать проект объединения церквей с участием униатов. Это привело бы верующих к полному разрыву с Русской православной церковью, ведь объединившись в одну структуру с униатами, представители УПЦ МП стали бы чужды не только РПЦ, но и всему православному миру. Толчком же для развития ситуации в этом русле должна была стать евроинтеграция. Идея состояла в том, чтобы одновременно обрубить все связи между Россией и Украиной: политические, культурные и религиозные.
Эту тенденцию поддержки Майдана, движения от России в сторону Европы и прочее можно отчетливо проследить также и среди епископата Римско-католической церкви на Украине. В интервью изданию «Фокус» упоминается о епископе РКЦ Станиславе Широкорадюке: «Епископ Харьковско-Запорожской епархии Римско-католической церкви Станислав Широкорадюк – революционер со стажем. Во времена Майдана резиденция владыки располагалась в Киеве при соборе Святого Александра над Европейской площадью. Епископ Станислав был одним из тех, кто стоял между демонстрантами и «Беркутом». На Майдане он выступал так часто, что даже издал книгу собственных проповедей, произнесенных там»[8].
Этот епископ в начале февраля 2014 года, когда еще не было массовых жертв на Майдане, рассказывал, что народ имеет право на протесты, которые церковь должна поддержать. Продолжая свои мысли о протестных движениях и о том, нужно ли повиноваться власти, он заявил, что такие вопросы неуместны после того, как появились первые жертвы. Он также подчеркнул, что «пастырям отведена роль активного социального служения и полного приобщения к происходящему»[9]. Журналисты так озвучили его видение целей и результатов Майдана: «Майдан не может проиграть, потому что Украина нуждается в единстве христиан»[10].
Что стоит за этой фразой? К тому времени СБУ через Минкульт Украины уже угрожала закрыть УГКЦ на территории страны. Но тогда за униатов вступились римско-католические иерархи, да и сами униаты начали еще больше внушать прихожанам, что власть обезумела, и поэтому нужно всем сплотиться на Майдане. Теперь же епископ РКЦ прямо связал вопрос свержения власти с созданием единой церкви. То есть мы слышим практически то же, что перед Майданом озвучил Филарет Денисенко в США: евроинтеграция нужна как средство для создания единой церкви.
Схожесть идей объединения церквей и разрыва отношений с Россией находим и у другого иерарха Римско-католической церкви на Украине – епископа Яна Собило, который возглавил на востоке Украины папскую гуманитарную миссию. Этот епископ регулярно посещает экуменические молитвенные встречи считает, что Украина должна «попрощаться с экономикой московской», и особенно подчеркивает, что детей на подконтрольных Киеву территориях приучают разговаривать не по-русски, а по-украински, чтобы они стали настоящими патриотами Украины(слушай аудио с 39:50)[11] (сохраненная копия аудио). В речах Собило мы встречаем все тот же экуменический напор, и все те же идеи полного разрыва связей с Россией на культурном и экономическом уровне.
Пожалуй, сюда же стоило бы отнести еще одно средство нагнетания вражды против России и русских. Это все вопросы, связанные с так называемым Голодомором, который униаты пытаются представить общественности именно как умышленное уничтожение населения Украины. Как отмечают некоторые исследователи, термин «Голодомор» появился в среде американских деятелей и сначала получил название «голодный Холокост», которое потом трансформировалось в «Голодомор». Не менее интересно, что среди тех, кто раскручивал эту тему, была и Екатерина Чумаченко, супруга бывшего президента Украины Виктора Ющенко. В США в журнале Ukrainian Weekly очень активно популяризировали тему голода 1933 года именно с целью разжигания вражды, так как противостояние СССР и США практически не прекращалось. Но, как правило, события тех времен называли «голодом», иногда «великим голодом». И вот, в публикации от 1983 года Чумаченко стала называть их «голодным Холокостом»[12].
Примечательна и картинка, которую редакция вставила для наглядности в статью: на ней женщина держит транспарант с надписью, что Россия должна понести ответственность за те события. Позже словосочетание «голодный Холокост» заменили на «Голодомор» для удобства произношения.
То, что культ Голодомора постоянно насаждали и развивали униаты, никак не связано с реальной историей событий – очень часто здесь используются псевдофакты, а иногда и умышленные подлоги. И то, что основными двигателями этой тематики стали представители США, а потом униатская церковь, которая ретранслирует американскую политику на Украине, лишний раз говорит о том, что вся эта риторика тесно связана с наследием холодной войны и процессами умышленного разжигания русофобии, которую насаждали в США с целью ведения информационной войны.
Но было бы ошибочно думать, что тематику Голодомора используют исключительно политики. Попытки создать некий культ вокруг темы Голодомора можно наблюдать в УГКЦ, УПЦ КП, УАПЦ, а также в некоторых других небольших религиозных движениях, но не остались позади и представители РКЦ.
Хотелось бы для примера упомянуть одну из публикаций итальянских СМИ от декабря 2017 года, в которой говорится как Папа Римский Франциск сделал обращение к украинцам, высказывая свое видение касательно Голодомора[13].
«Папа Франциск напомнил о почти 3,5 миллионах жертв преднамеренно вызванного голода на полях Украины из-за политики коммунистического диктатора Иосифа Сталина... В обращении к украинскому народу Папа Франциск упомянул «трагедию Голодомора»… Украинский геноцид начался из-за сопротивления многих крестьян страны принудительной коллективизации… хотя это было систематическое истребление народа, в так называемом «международном сообществе» до сих пор нет широкого и четкого признания геноцида украинцев. Некоторые идеологические течения избегают термина «геноцид», утверждая, что Голодомор был следствием «логистических проблем», связанных с радикальными экономическими изменениями Советского Союза, или побочным эффектом якобы добрых намерений... Однако, фактом является то, что практически каждый, имеющий доступ к средствам массовой информации, уже слышал, что Гитлер убил 6 миллионов евреев в нацистских концлагерях между 1933 и 1945 годами... Нисколько не умаляя настоятельной необходимости признать тот ужас, которому подвергся еврейский народ и другие меньшинства, преследуемые нацизмом, следует параллельно отметить, что гораздо меньше людей слышали о том, что Сталин убил 6 миллионов украинцев, казахов и других меньшинств навязыванием массового голода... И мало кто даже знает об остальных 14 миллионах человек, убитых коммунизмом только в Советском Союзе».
Из всей этой речи я вижу следующую последовательность: Папа Римский Франциск обратился к украинцам с речью в которой указал, что, по его мнению, Сталин умышленно уничтожил миллионы украинцев за то, что они не хотели поддерживать политику принудительной коллективизации, а коммунистический режим в Советском Союзе якобы является более преступным чем нацизм. Я как коренной украинец никогда не видел актуальности проблемы так называемого Голодомора в наше время и в то же время всегда наблюдал на практике, что часто эту тему используют чтобы националисты могли озвучить фразу «Россия нас всегда ненавидела и уничтожала», и на этой почве развивать ненависть к современным жителям России. Возникает вопрос: с какой же целью Папа Римский Франциск делает такие обращения к украинцам в период напряжения между странами, осознавая при этом, что Россия является по факту преемницей Советского Союза и обвинения Советского Союза, как правило, сразу переделываются в обвинения против России? Кроме того, весьма примечательная попытка Франциска указать, что коммунистический режим якобы более преступен нацистского, ведь в условиях Украины за ношение майки с символикой Советского Союза современные власти могут упрятать человека за решетку на 5 лет, а вот символику нацистской дивизии СС «Галичина» многократно демонстрировали даже священники Украинской греко-католической церкви.
Если вернуться к событиям Евромайдана, то очень многие «майданы поддержки» за рубежом начинались именно как продолжение собраний, посвященных Голодомору. В тех же церемониях уже традиционно участвуют и римско-католические иерархи на Украине. Поэтому этот источник русофобии было бы крайне ошибочно, как мне кажется, приписывать одним только униатам, которые являются структурной частью РКЦ и находятся в подчинении Папы Римского.
_____________________
Предыдущие части книги:
Организационная подготовка к Майдану на уровне религиозных деятелей, радикалов и студентов
1) Межконфессиональный переговорный процесс летом 2013 года 2) Реакция радикалов после межцерковных переговоров
_____________________
Традиционно прошу всех своих читателей воздерживаться от комментариев содержащих дискриминацию по национальному или религиозному признаку.
Оценили 28 человек
39 кармы