• РЕГИСТРАЦИЯ

Мерянский этнографический реверс XIX века

5 842

Некоторые считают, что увлечение отечественных историков, лингвистов, художников XIX века мерянской темой – это некая «кабинетная» фантазия, дань моде на родную старину. Но мы помним, что гуманитарные науки волей – неволей отражают общественный «заказ», т.е. потребность общества в освещении той или иной темы. Не будь такой потребности – записи диалектных слов так и остались бы в науке любопытным казусом, не более. Однако, в действительности, интерес к истории и наследию народа Меря на протяжении XIX века только рос. И это не случайно.

Катастрофические события Смуты начала XVII века размыли прежний русско-мерянский по виду культурный пейзаж Верхневолжья. Многие устремились прочь из старых разорённых городов и сёл – за Волгу: на Унжу, Керженец, Ветлугу, Вятку… Суздальский диалект со множеством мерянских терминов ушёл «в подполье», став тайным языком офеней – торговцев-ходебщиков. Всё реже стали встречаться вторые / третьи имена-прозвища мерянского происхождения, ранее характерные для значительной массы населения Верхневолжья. Гонения на старообрядцев и все их культурные проявления в конце XVII века ещё более подкосили пост-мерянский пласт культуры на Верхневолжье. Впрочем, в глухих старообрядческих углах по Унже, Керженцу, Ветлуге, Сухоне, Двине, Вятке и Каме ряд консервативных в своих культурных пристрастиях групп продолжали нести в себе элементы мерянской традиции.

В XVIII веке большинство населения Верхневолжья было низведено до положения рабов, гня спину на всё более многочисленную дворянскую прослойку. Но люди не отчаивались, и искали возможности дополнительного заработка. Многие уходили на различные «отхожие» промыслы: плотники, пимокаты и т.п. Другим перспективным тогда направлением стало изготовление тканей и сукна на продажу.

московские купцы

Ряд предприимчивых деятелей в начале XIX века выбились из этой бесправной, но деятельной, массы в фабриканты, выкупили сами себя на волю и стали своего рода «новыми мерянами» своего времени. Большинство из них сразу бросалось в глаза наблюдателю не только своими повадками, но и характерной внешностью. Как правило, это был ражий мужичина: крепкий в кости, с широкими скулами, небольшими глазами (так казалось из-за складки на верхнем веке) светлого, обычно, оттенка и русыми (льняными, иногда рыжими) либо тёмными волосами. Литераторы того времени характеризовали такой типаж как «мужицкий», «лапотный», т.е. присущий большинству сельского населения Верхней Волги и, особенно, её северной, заволжской части. Некоторые уже на этом этапе первого внешнего узнавания сопоставляли его с «чухонским», встречаемым ими в окрестностях Питера. И припоминали прежнюю летописную Мерю. Прямо называть их мерянами ни кто не решался. Говорили уклончиво: «наши старообрядцы», – с намёком на определённый наиболее влиятельный и узнаваемый слой во всём старообрядческом движении.

Д.Г. Бурылин

В ряде пост-мерянских по этнографии районов Верхневолжья развилось текстильное производство. В селе Иваново и Вознесенском посаде ключевую роль в этом развитии играли местные пост-мерянские семейства: Бурылины, Куваевы и др. То же можно сказать и о пост-мерянских центрах Подмосковья: Богородск (ныне Ногинск, а когда-то Рогожино, выходцы из которого основали и Рогожскую слободу в Москве, – ту самую Рогожку, прильнуть к которой было трепетным желанием половины старообрядцев того времени), Павлов Посад и Орехово-Зуево, – малой родине половины московских фабрикантов, включая знаменитую династию Морозовых. 

Савва Морозов

Между Ярославлем и Костромой в «бегунском» районе «Озёра» развернули паточное производство и выстроили посёлок братья Понизовкины.

В.А. Понизовкин

Середа Нерехтского уезда (ныне Фурманов) была вотчиной лидера старообрядцев-федосеевцев Григорея Климетича Горбунова. Эта местность входит в "Нерехтско - Вичугский мерянский этнографический клин" с повышенной концентрацией топонимов мерянского происхождения.

Г.К. Горбунов

В Кохме на широкую ногу развернулась династия Ясюнинских - фабрикантов из бывших крепостных крестьян близлежащего села Ясюниха. Василий Никитич был ярко мерянской внешности.

В.Н. Ясюнинский
В.Н. Ясюнинский при регалиях Кохомского волостного старосты

Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1860-х годах распахнуло ворота для низовой предприимчивости и мобильности. Массы крестьян хлынули в Питер, Москву и другие города. На волне этого потока в 1871 году появился и новый крупный город – Иваново-Вознесенск. Он привлёк к себе многих переселенцев как из окрестных пост-мерянских уездов и волостей, так и из этнографически наиболее выраженного пост-мерянского Заволжья. К примеру, в Иванове тогда появилось семейство Парюгиных (с речки Парюг), быстро выбившееся в купеческое сословие. Так же, он стал своего рода связующим звеном между сельскими пост-мерянскими общинами Костромской губернии и Вятского края и центрами старообрядчества (с этнографической точки зрения – пост-мерянства) в Москве и Подмосковье. Здесь же дома недавних крестьян мерянского происхождения были массово в этот период украшены наличниками с пышной пропильной резьбой, отражающей исконные мерянские сакральные образы. Наиболее характерной их особенностью является почти непременное присутствие образов дракончиков в очелье и ящеров на причелинах. Они берут своё начало из самой глубины финно-угорской мифологии.

Улучшение материального положения крестьян дало в ряде местностей демографический взрыв. Особенно это характерно было для этнографически наиболее выраженных пост-мерянских районов. Это ещё более усилило поток с Унжи, Ветлуги и западной части Вятского края в центр, ближе к Москве.

В целом, в XIX веке и, особенно, к началу XX века наметился массовый обратный сдвиг (реверс) населения с пост-мерянскими этнографическими чертами из Костромской губернии и западной части Вятского края в промышленные центры Верхневолжья (Кострома, Ярославль, Иваново-Вознесенск, Нижний Новгород), в Москву и в Подмосковье. Этот процесс и отражён на приведённой здесь карте.

Сама карта построена на основе встречаемости наиболее характерных для русских фамилий. На западе и юге России довольно часто встречаются беларусские и украинские фамилии. В Питере и в Москве их не так много, но достаточно, чтобы повлиять на общий облик населения. В других местностях их совсем немного. А в наиболее пост-мерянских их практически нет. Напротив, эти местности сами стали донорами для распространения условно русских фамилий в центре России. Почему условно? Потому что по виду они русские: заканчиваются на -ов, -ев. Но семантика их другая. Обычные русские – производные от имени либо от рода занятий. В этом смысле они типологически не отличаются от беларусских и украинских. А вот пост-мерянские русские – от названий птиц и зверей: Соловьёвы, Уткины, Волковы и т.п. Очевидно, это русские кальки прежних мерянских семейных прозваний. При этом, им сопутствуют и фамилии с мерянскими основами, происходящие от традиционных сельских прозвищ: Куваевы, Куконковы, Шабалины, Елсуковы. Встречаются и «птичьи» фамилии мерянского вида: Ронжины, Вараксины.

Вот на этой волне мерянского социального, этнографического и географического «возвращения» и возрос интерес к теме Меря в среде интеллигенции того времени. Что вылилось в ряд лингвистических и исторических исследований, а так же произведений искусства, вошедших, наряду с проявлениями народного творчества, в ярчайшее явление того времени, известное под общим названием «мерянский ренессанс».

МЕРЯ ИЛА!

    Грядущее мятежно, но надежда есть

    Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

    Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      MERjAMAA 16 декабря 2023 г. 21:05

      "Слово пацана. Кровь на асфальте". Этно-лингвистические аспекты уличного жаргона Средней полосы второй половины XX века.

      Многих сейчас зацепили хлёсткие словечки из этого набирающего популярность сериала. Но откуда они? Так в 1950-х - 1990-х разговаривали большинство подростков Средней полосы. Общепринятое представление таково, что происходит он от лагерного жаргона, вылившегося на улицы наших городов после амнистий 1953 и 1956 годов. Но не всё так просто.Этот уличный жаргон при ближайш...
      361
      MERjAMAA 28 мая 2023 г. 20:32

      Меря на карте XV века

      "Первокарта" Фра Мауро - яркий образец творчества "титанов" эпохи Возрождения. Показанные на ней города, народности и страны - суть консолидированное знание образованных европейцев о географии, этнографии и геополитике Старого Света того времени. Фра Мауро (1390-е - 1460-е гг.) был ведущим картографом Венецианской республики. Кроме того, составлял карты для Генриха Мо...
      1362
      MERjAMAA 18 сентября 2022 г. 21:36

      СИЛА в МЕРЯ: как изучение мерянского языка помогает осознать свою идентичность

      В декабре 2020 года, в рамках проекта Медиаполигон «Хранители языков», десятки журналистов и языковых активистов из 25 регионов России создавали материалы о культурах глубинной России и о героях-хранителях языков. Многие из этих материалов содержат как минимум по небольшому чуду. Не только журналисты и литераторы, но и активисты сумели рассказать впечат...
      338
      MERjAMAA 14 октября 2020 г. 22:57

      Найден последний анклав народа МЕРЯ

      межанкаВ наших поисках следов мерянской этничности всегда особое внимание привлекал Межевской район Костромской области. На существование здесь позднемерянского центра указывала повышенная концентрация здесь и в соседних Мантуровском и Кологривском районах селищ и городищ мерянской культурной традиции, а так же мерянских топонимов, более характерных для...
      845
      MERjAMAA 20 июля 2020 г. 13:48

      Терсень. Заветлужье. Голоса нашего детства.

      Фрагменты из фильма Александра Сокурова "Элегия земли: последний день ненастного лета / Мария" (1975, 1978 - 1988). Нижегородское Заветлужье. Уреньский район, окрестности села Терсень. Близость к природе, здоровый сельский труд, ушедший дух общинности, неповторимый заветлужский говор... Голоса и лица из нашего детства.https://www.youtube.com/watch?v=85O...
      395
      MERjAMAA 19 июля 2020 г. 22:32

      570 лет великому княжеству Устюжскому

      В эти благодатные дни середины лета на всём пост-мерянском Севере и в Заволжье наиболее традиционные общества до сих пор проводят праздники близкие календарно и по внутреннему смыслу: Петры-и-Павлы, Мольба, Сюрем. Культурные подосновы этой общности лежат очень глубоко, в местной животноводческой и врачебной духовно-магической практике. Но сегодня мы пом...
      592
      MERjAMAA 4 февраля 2020 г. 00:16

      Контуры мерянской истории. ч.2. Этнографическая.

      - этно-культурный надлом -В 11 веке в государстве Русь происходила христианизация. Мерянское боярство успело к этому времени обрусеть, и довольно легко приняло новую веру. Но большинство народа Меря и старая племенная знать не хотели расставаться с верой предков. За что и поплатились. Мерянская "земля" потеряла права автономии и перешла в колониальное в...
      753
      MERjAMAA 22 января 2020 г. 21:24

      Контуры мерянской истории. ч.1. эпическая

      Многие века меряноязычные племена предков меря, как и прочие финно-пермяки, жили счастливо в своих лесах у своих рек и озёр. Ткали белые одеяния. Вышивали красной нитью оборки. Пели песни. Пасли скот. Сажали репу. Ловили рыбу. Охотились. Собирали мёд и воск. Рассказывали сказки. Слагали легенды о подвигах предков.Были в них и великаны-"паны", некогда хо...
      983
      MERjAMAA 14 января 2020 г. 20:41

      Великий озёрный путь Мерямаа

      улен яхрен маткема ulen jahren matkema БОЛЬШОЕ ОЗЁРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Главная ось развития, становой хребет Мерямаа. Озёра как образ жизни, как основа мировосприятия. Проследите за очертаниями озёр на этой карте: одно за другим, на всём протяжении,  - и Вы почувствуете отголосок веков, чем жили и что чувствовали наши предки.Большинство из них теперь з...
      747
      MERjAMAA 3 декабря 2019 г. 01:11

      Мерянский язык: основы грамматики.

      Ёлусь па ёлусь! "Пусть будет" - и будет! Так говорили наши предки, приветствуя друг друга.Представляем Вашему вниманию недавно вышедшую в свет книгу "Мерянский язык: словарь, ономастикон и основы грамматики". Впервые предложена реконструкция мерянской грамматики в объёме, достаточном для составления не только небольших фраз, но и развёрнутых предложений....
      1435
      MERjAMAA 16 августа 2019 г. 16:50

      ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

      - День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой? Олег Михайлович Куваев (1934-1975). Родился на станции Поназырево, что в костромском Поветлужье. Детство провёл в Свечанском р-не Вятского края. Отрочество - на станции Юма. Школу закончил в Коте...
      2071
      MERjAMAA 15 июля 2019 г. 21:32

      Всех потомков народа Меря с великим праздником Мольба!

      Всех мерян, ветлужан, унжан, жгонов - с великим праздником Мольба!  МЕРЯ ИЛА !!! Ликбез по мерянской этнографии и политэкономии.  Постмерянские промыслово-этнографические популяции Костромского Заволжья 19 - 20 веков. Профессиональная основа жгонства - в кинешемском суконном промысле, из которого к началу 19 века развился промысел пимокатный. Логистика ...
      2178
      MERjAMAA 23 июня 2019 г. 21:38

      Путин знает, куда делся народ чудь

      20 июня 2019 года прошла традиционная ежегодная «Прямая линия с Владимиром Путиным», в ходе которой президент России отвечал на вопросы простых россиян.На «Прямой линии» сегодня прозвучал необычный вопрос - «Куда делся народ чудь?» Президент Путин назвал вопрос «необычным», но ответил на него - народ чудь в основном ассимилировался, но не исчез окончате...
      2617
      MERjAMAA 10 июня 2019 г. 19:40

      Финно-пермский перт - изба и славянские полуземлянки

      - Что за странная избушка? Не избушка, а пертушка! (из русского фольклора) Как видно из этой карты (для ее увеличения - кликнуть по картинке), основные отличия северной (финно-балтской) и южной (славянской) традиции заключаются в предпочтении использования для жизни наземного сруба (избы) или землянки/полуземлянки. Вне зависимости от наличия доступных дл...
      3050
      MERjAMAA 9 июня 2019 г. 10:57

      Елма Лил: о мере с Душой

      В электронном российском издательстве «Издательские решения» вышла в свет книга автора Елма Лил «Хранящие Чудо. Сборник удивительных мест Центральной России». Она посвящается каждому камню и деревцу Центральной России, её таинственным водоёмам и памяти исчезнувших финно-угорских племён… Редакция Merjamaa узнала, кто и что стоит за этой Тайной...— Здрав...
      2476
      MERjAMAA 8 июня 2019 г. 22:25

      Писатель Алексей Иванов о финно-угорском происхождении русских сказок

      Уральский писатель Алексей Иванов в интервью Дудю рассказал о влиянии финно-угров на русский фольклор. Алексей Иванов – автор «Географ глобус пропил», «Общага на крови», «Сердце Пармы», «Тобол» и других книг.В современной российской литературе он стал известен благодаря роману «Сердце пармы» (согласно утверждению Иванова, слово «парма» должно быть написано со строчной...
      2636
      MERjAMAA 28 апреля 2019 г. 18:51

      «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 3-я

      КОНЦЕПЦИЯ «ДЕЛА - ПОДВИГА». ФАБРИКИ КАК ХРАМЫ. ФАБРИЧНЫЕ ПОСЁЛКИ КАК ПРОВОЗВЕСТНИКИ «ГРАДА ГРЯДУЩЕГО».В 18 – нач. 19 в., в ходе превращения староверческой общины из конфессиональной в конфессионально-экономическую, обнаружилось, что спасение и возрождение веры стало нераздельно с хозяйственной деятельностью на благо общины. Сформировалась стар...
      5115
      MERjAMAA 15 апреля 2019 г. 18:59

      «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 2-я

      3. «ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ» НЕПРАВЕДНОМУ МИРУДругое направление староверия – «беспоповщина» – не признавало возможность «перемазывания» священников из подпавшей под власть «духовного дьявола» церкви. Сохранение же церковной службы считало возможным, ссылаясь на указания Св.Отцов, что в дни гонений «сами себе священницы бываете».Зародилась беспоповщина в Новгородских зе...
      5865
      MERjAMAA 7 апреля 2019 г. 22:21

      «Взыскую Града Грядущего»: старая вера и мерянский ренессанс. часть 1-я

      1. КЕРЖАКИ. «ПРЕСВЕТЛАЯ ПУСТЫНЯ» В ДЕБРЯХ МЕРОВИИ.Верхневолжье наряду с Севером с самого начала явилось одним из главных оплотов старообрядческого движения великороссов. Для местных уроженцев святость веры предков не была пустым звуком. Однажды принятая, она стала средоточием духовных усилий многих поколений. Когда же начались странные нововведения и гонения на привер...
      5793
      MERjAMAA 31 марта 2019 г. 09:31

      Чудьская элегия. ч.3. Всё что пело, всё что млело... Страсти о былом

      ИЗ ЖИЗНИ БАБУШКИ АННЫ ЯКОВЛЕВНЫ (1877 - 1955)- Не дал Бог мне счастья в жизни - обошло оно меня. Уродилась я сироткой - с малолетства во людях...Но была красивой и дельной, потому и замуж рано выскочила. Выдали за Олександра Платоныча, в большую семью. Коровам на дворе (в хлеве) топили печурку, зашпаривали в колоде солому. А печка была сложена "по-чёрному", и дым расх...
      5353
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика