• РЕГИСТРАЦИЯ

"Все мы - наследники великой русской цивилизации" (интервью с внуком соратника Адмирала Колчака)

6 3465

Острый вопрос Александру фон Гану - внуку одного из соратников Адмирала Колчака, барона Константина Гана, внучатому племяннику графа Витте, царских генералов Брусилова и Маркова.

Специально для CONSERVATOR'а.

1) Расскажите немного о себе и истории своего рода. Как Ваша семья оказалась в эмиграции?

Моя семья происходит из балтийских немцев, поселившихся в России в середине 18 века. Пра-пра и т.д. дед был первым Министром Почт при Екатерине Второй. Дальше - как в каждой петербургской чиновничьей семье: сенаторства, генеральства, присутствия. Прадед был Директором Госбанка и Товарищем Министра Торговли и Промышленности. Так что с формальной точки зрения мы никакая не аристократия, а самое что ни на есть прожжёное петербургское чиновничество. В отношении эмиграции: семья отца осталась в Эстонии после провозглашения независимости. Со стороны матери - оказались в Харбине. Правда, часть семьи вернулась в 1948 году.

Никто из моих предков не считал себя эмигрантом. Россия - это не страна, это состояние души. Вы не можете эмигрировать из себя. Из штанов выпрыгнуть можно, а вот из собственной головы - никак. К тому же, никто из них не отказывался от гражданства Российской Империи. Так что каждый из нас - маленькая Россия.

2) Верно ли утверждение, что в основании современной аристократии лежит консервативная идея?

В основании аристократии лежит игра. Аристократизм это игра, а аристократы — люди игры. Не имущественного статуса и не определённого мировоззрения: вы можете быть бедным или богатым, монархистом, или либералом, лейбористом или консерватором. Но всегда оставаться “человеком игры”, homo ludens Йоханна Хойзинги, человеком, добровольно подчиняющим себя, своё существование определённой поведенческой логике.

Каковы правила игры? Вопрос трудный и, прежде всего потому, что правила эти не известны никому, даже её участникам. О них можно догадываться, их можно “чувствовать задницей”, но “ознакомиться” с ними нельзя. Помните “Игру в бисер” Германа Гессе? В ней много описаний того, как игра выглядит, но - ни слова - о том, в чём её суть. Эта “великая неизвестность”, кстати, и есть одно из её условий — каждый задаёт их самостоятельно, но оставаясь в пределах возможного.

Сплошная мистика. Согласен. Как мистичен стиль, музыка, поэзия, само понятие красоты наконец — с одной стороны очевидное, а с другой не поддающееся рационализации. Вот почему происхождение тут особенно важно — игре нельзя научиться, её можно только продолжать. Кстати, единственное сословие, которое, от Кромвеля до Ленина, старались не просто упразднить, а уничтожить физически была именно аристократия.

Кроме того, современная аристократия - это оксюморон. Всё, что современно - неаристократично. Аристократизм несовременен. Он – вне времени. Аристократия — это мирское монашество. Главное для аристократа - служение Вышнему, отрешение от суеты, отказ от мира - денег, политики, религиозной конъюнктуры. Не отвержение, а именно отказ от того, чтобы подчинять себя власти иной, кроме той, что от Бога. Аристократ это аллюзия, ссылка, если хотите, на Того, кто был, и есть первый и подлинный аристократ — Иисус Христос. Всё, что имеет своим основанием другие идеи и идеологии, персонажи и персоналии — не аристократично.

3) Каким образом потомки русских белоэмигрантов аристократического происхождения участвуют в общественно-политической жизни современной России?

Напоминаю о том, что Россий несколько: одна Россия-государство, “аппарат насилия”, и Россия историческая, идеальная, состояние не ума, а души, если хотите, совести. Её можно потерять, как теряется стыд или человеческое достоинство, что и произошло в марте 17-го. Или, напротив, приобрести - как в августе 1991-го. А потом разменять на “бабки, цацки и фуфло”.

Часто цитируют Лихачёва, сказавшего, что у России идеи нет, и быть не должно. Разумеется нет - у машины, аппарата управления не может быть идеи, но только функция. Российское государство, как и всякое государство, стремящееся к контролю над своими гражданами и территорией имеет к России “идеальной” такое же отношение, как кружка к Арине Родионовне.

Но Россия существует не только вширь, а и ввысь. По ней можно “колесить”, как Чичиков в экипаже, но в неё можно и по-тютчевски “верить”. Как государство она имеет свои пределы, но как идея её нельзя “понять”, ограничить, втиснуть в пределы — этнические, географические, идеологические. Наш Крым, не наш - для русского человека всё изначально Божие. Собственности, индивидуальности, как таковой, не существует — именно поэтому в 17-м всё вдруг стало иным, “слиняло”, как выразился Розанов. Также легко и без сожалений, тем более кровопролития, приняла Россия в 1991-м независимость Прибалтики, Средней Азии.

Быть русским значит “играть”: русского — Алёшу Карамазова, князя Мышкина, царя Фёдора Иоанновича; немца — Петр Великий играл в Европу, играл с самозабвением, с азартом, почти всегда - с иронией, часто с насмешкой; монгола — Роман Унгерн не просто притворился новым Чингиз-Ханом, он стал им во плоти.

Здесь, в этом мире нет нашего, здесь всё — Божье, а потому все наши действия условны, а жизнь - театр. Именно поэтому большинство воспринимает войну на Украине не как войну за территории, а как своего рода кару украинцев за “богоотступничество”, выход за пределы сакрального “пространства игры”, “размен” вышнего на дольнее, вечного на сиюминутное. Люди, “вышедшие из России”, отказавшиеся от неё, воспринимаются уже как не-люди: на уровне подсознания каждый русский убеждён, что быть русским значит быть свободным, а не быть им — находится в плену или заблуждения, или предательства.

Разумеется, цель всякого государственного аппарата - использовать всё это для достижения весьма конкретных, “земных” целей. Проблема тут именно в том, чтобы не “заиграться”, оказавшись по ту сторону добра, как заигралась уже однажды Германия. Роль аристократии как раз и состоит в том, чтобы охранять черту отделяющую театр от цирка, актёра от дрессировщика, а его самого - от хищных животных, блюсти границу игры, неприкосновенность её “суверенитета”. Кстати, именно аристократия стала, в 1944-м, на пути гитлеровского апокалипсиса.

Уничтожение аристократии — одна из самых горьких страниц в истории России. Можно рационализировать и реформировать Русское Царство, Российскую Федерацию, но возродить историческую Россию, великую, тысячелетнюю Игру можно только через возрождение аристократии. Как — отдельная и очень сложная тема.

Аристократизм - это сознательный выбор. Свою роль я вижу в напоминании о том, что у каждого русского человека есть выбор — пойти на компромисс со своей совестью или до конца стоять за Российскую Империю, наследницу тысячелетнего Русского Царства, русской культуры, русского православия. Пока этот выбор не сделан, русский человек обречён на скитания - и душевные, и земные. Напоминать о том, что Империя жива через своих граждан, их потомков, всех, кто не только помнит, но и живёт ею, а, значит, созидает будущее России - вот единственно возможное участие, мне кажется. Все мы - наследники великой русской цивилизации. Осознать и признать это — уже подвиг.

4) Существует ли связь между аристократическими кругами Европы? Чем живут аристократы сегодня?

Самое аристократическое занятие это благотворительность. Не от избытка, не от безделья и скуки, а от искренней заинтересованности в других. Где бы эти другие ни были - в Кении, Франции, России, Китае или соседнем подъезде, деревне, детском доме. Это и объединяет. Всё остальное — балы, охоты, семейные торжества — единство людей, связанных узами родства и традиций. Это уровень внутреннего и внешнего комфорта, близости, основанной на общих темах, вкусах, привязанностях.

5) Можно ли говорить о сохранении и возрождении европейских традиций в среде современной аристократии?

Не могу сказать, что понимаю, что именно вы имеете ввиду говоря о “европейских традициях”, как, впрочем, и о “современной аристократии”. Есть традиции семейные, родовые, этнокультурные - в зависимости от того, что вы считаете для себя наиболее комфортным. Впрочем, я знаю массу людей, родившихся в Европе, но проводящих много времени в Марокко, Египте, живущих в Гонконге, Дубае, Лос-Анджелесе. Пришло, как мне кажется, время настоящей культурной глобализации. Если речь о христианстве, то оно вне географии, если речь об аристократии - то она вне времени.

6) Заинтересована ли современная аристократия в активном участии в политической повестке Европы? Или аристократизм - это скорее набор атрибутов, стиль жизни?

Активное участие в политической жизни возможно, прежде всего оставаясь верным самому себе. Что я? Кто я? Почему мне нравится это и не нравится то? Эти “самые аристократические” вопросы надо задавать себе ежечасно. Мы живём в век массового психоза, ставшего нормой. Люди помешаны на деньгах, сексе, ненависти — к мусульманам, евреям, геям. Ими манипулируют, их натравливают друг на друга. Аристократия - это люди, стоящие вне суеты и “политической повестки”, определяемой не ими. Помните - "не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас”? Это отказ от политики. Но не отказ от свидетельства об Истине.


    Трампам-пам-пам и все-все-все

    Пока не прёт Теперь, когда результаты выборов известны, можно и прикинуть, что будет дальше. Мало кто об этом написал вчера, но кроме того, что Трамп выиграл президентские выборы, «кра...

    Если в голове нет трещины, мозги туда никак не попадут
    • Nikkuro
    • Вчера 13:45
    • В топе

    Бывший аналитик Пентагона Карен Квятковски режет правду-матку в своём интервью. Она уверена, что любые финансовые вливания в НАТОвский недо-Рейх растащат на взятки, просроченному презид...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Maxim Sigachev 25 августа 2015 г. 11:07

      Интервью с президентом Клуба потомков А.С. Пушкина

      Насколько аристократичен консерватизм и насколько консервативны аристократы? Что даст репатриация Романовых? Может ли аристократия быть ориентирована на простой народ и его чаяния? Интервью с Андреем Новиковым-Ланским - писателем, культурологом, президентом Клуба потомков Пушкина, главным редактором журнала "Охраняется государством" и радиоведущим на «Коммерсантъ FM»....
      1474
      Maxim Sigachev 8 мая 2015 г. 19:37

      Консерватизм: интегральный и ситуационный

      Консерватизм – многозначное понятие, обладающее очень широкой семантикой. Для его прояснения лучше всего сначала обратиться к этимологии. Этот термин этимологически происходит от латинского глагола conservare – хранить, охранять, защищать. Интересно, что слово «консерватор» (conservator) можно встретить уже в надписях на монетах Римской империи, где оно использовалось...
      6835
      Maxim Sigachev 14 апреля 2015 г. 20:45

      Консервативный панславизм против славянского неотроцкизма

      Начнём издалека. Рассмотрим пример коммунистического движения. Чем по сути своей был «сталинизм»? Представляется, что он являлся попыткой придать левой идеологии более консервативное измерение. Сталин в своей политической деятельности стремился опираться на исторические традиции русского народа. Эти тенденции проявились достаточно рано. Уже в начале 20-х г...
      4932
      Maxim Sigachev 9 апреля 2015 г. 13:02

      Острый вопрос: интервью с Максимом Сигачёвым о консерватизме и панславизме

      Сегодня мы запускаем новую рубрику #острыйвопрос. В ней мы будем терзать и допрашивать всех тех, кто взял на себя смелость заявить о собственных консервативных убеждениях. Мы будем расстреливать острыми вопросами всех молодых патриотов, охранителей и государственников. Мы расколем ядро их убеждений, чтобы наш читатель понял подлинную суть героя рубрики. Итак, н...
      1813
      Maxim Sigachev 2 апреля 2015 г. 09:50

      Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского в контексте цивилизационного подхода и идеи единства мировой истории

      27 марта  Евразийский Союз Молодёжи провёл круглый стол по теме "Славянофилы: в поисках русского пути". Начинаем публикацию докладов с этого мероприятия. Как известно, существует два основных подхода к истории человечества. Первый исходит из представления о линейном историческом времени и универсальном общечеловеческом прогрессе, в соответствии с...
      10895
      Maxim Sigachev 24 сентября 2014 г. 22:34

      Славяно-евразийство

      В этой статье автору хотелось бы поставить проблему синтеза евразийской и панславистской идеологий и предложить некоторые пути решения этой задачи. Автор исходит из тезиса, что у панславизма и евразийства есть много общего. Прежде всего, евразийцы выступили как наследники славянофилов, и это общее славянофильское наследие сближает их с панславистами, поскольку русский...
      4372
      Maxim Sigachev 23 сентября 2014 г. 13:41

      Американский изоляционизм – потенциальный континенталистский союзник России

      В рамках противостояния американскому глобализму и гегемонизму у России сегодня есть множество союзников в мире. Этими союзниками являются все те, кому не нравится однополярный американоцентричный мир, и кто стремится к построению международных отношений на основе многополярности. В деле борьбы за многополярный мир на стороне России находятся Китай,Индия, Бразилия, Ир...
      4442
      Maxim Sigachev 17 сентября 2014 г. 13:11

      ШОС как прообраз панъевразийского континентального блока

      13 сентября в столице Киргизии Бишкеке открылся очередной саммит стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества.Государствами-членами ШОС являются Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан; государствами-наблюдателями – Индия, Иран, Пакистан, Афганистан, Монголия; партнерами по диалогу – Беларусь, Турция, Шри-Ланка. Обратим внимание, что это об...
      5629
      Maxim Sigachev 10 августа 2014 г. 23:12

      ПАРТИЯ «ЗА ЛУЧШУЮ ВЕНГРИЮ» ПРОВЕЛА МИТИНГ ПРОТИВ ВОЕННОЙ МОБИЛИЗАЦИИ НАЦМЕНЬШИНСТВ НА УКРАИНЕ

      Вторая крупнейшая партия Венгрии – против геноцида на Востоке Украины, против киевской мобилизации венгров и русинов на войну в Донбассе, за самоопределение Крыма  В пятницу 8 августа в Будапеште перед посольством Украины прошел митинг, организованный партией "За Лучшую Венгрию" (Йоббик) в связи с объявлением о военной мобилизации закарпатских венгров, русинов и други...
      1308
      Maxim Sigachev 25 июля 2014 г. 21:37

      Партия польских русофилов – «Самооборона»

      Партия «Самооборона Республики Польша» (сокращённо SRP) представляет собой уникальный случай в польской правой политике: разделяя национально-консервативные ценности, она, в отличие от многих других объединений подобного толка, не склонна к русофобии и презрению к восточным славянам вообще. Напротив, ей свойственно стремление укреплять отношения со своими восточными с...
      4466
      Maxim Sigachev 6 июня 2014 г. 11:00

      Кризис среднего класса и американское могущество (Джордж Фридман, Stratfor)

      На прошлой неделе я писал о росте безработицы в Европе. Мне пришло множество отзывов, в которых европейцы соглашались с тем, что безработица – это основная проблема. Американцы, в свою очередь, указывали на наличие тех же трудностей в США и утверждали, что в реальности безработных в два раза больше, чем согласно официальной правительственной статистике. Мой контраргум...
      2880
      Maxim Sigachev 3 июня 2014 г. 20:02

      Консервативные императивы российской экономической модели (III часть)

      Жизнеспособная перспективная модель экономики России, основанная на консервативной парадигме, призвана обеспечить динамизм, суверенитет и эффективность, в то же время она должна быть органичной российскому социуму с учётом его менталитета и традиций — то есть сочетать в себе прагматизм и ценностный подход. «Свобода торговли» или протекционизм? Внешнеэкономическая по...
      1981
      Maxim Sigachev 14 мая 2014 г. 10:28

      Консервативные императивы российской экономической модели (II часть)

      Жизнеспособная перспективная модель экономики России, основанная на консервативной парадигме, призвана обеспечить динамизм, суверенитет и эффективность, в то же время она должна быть органичной российскому социуму с учётом его менталитета и традиций — то есть сочетать в себе прагматизм и ценностный подход. Императив справедливости Ещё одной доминантой новой социально...
      1440
      Maxim Sigachev 30 апреля 2014 г. 12:40

      Консервативные императивы российской экономической модели (I часть)

      Жизнеспособная перспективная модель экономики России, основанная на консервативной парадигме, призвана обеспечить динамизм, суверенитет и эффективность, в то же время она должна быть органичной российскому социуму с учётом его менталитета и традиций — то есть сочетать в себе прагматизм и ценностный подход. «История представляет примеры гибели целых наций, потому что ...
      1127
      Maxim Sigachev 29 апреля 2014 г. 20:54

      Алексей Дзермант о Беларуси, Севере и Космосе

      Сегодня герой нашего интервью — белорусский философ, этнокультуролог Алексей Дзермант. Алексей является основателем проектов «Север» и «Цитадель», содержащих в себе мысли о дальнейшем будущем не только Беларуси, но и других стран, анализ истории и последних событий. Алексей, расскажите кратко о вашем жизненном пути. Какой была ваша мировоззренческая и идейная эволюц...
      1542
      Maxim Sigachev 25 апреля 2014 г. 15:29

      Панрусизм

      Оргкомитет конференции памяти Игоря Вацлововича Оржеховского«Западнорусизм: прошлое и настоящее» предложил Олегу Неменскому вынести на обсуждение в качестве доклада его статью «Панрусизм», опубликованную полгода назад в журнале «Вопросы национализма». Эта работа Олега Неменского - первая в историографии попытка дать систематическое описание взглядов на идеологию панру...
      1320
      Maxim Sigachev 23 апреля 2014 г. 13:16

      Азы русского идентаризма

      Термин «идентаризм» является достаточно экзотическим не только в России, но и, пожалуй, в Европе. Он появился во Франции, где действуют такие организации как «Блок идентаристов» и «Движение идентаристов». Введя понятие «идентаризм», французские правые стремились уйти от буржуазного национализма, где в рамках буржуазной гражданской нации происходит нивелирование всего ...
      2080
      Maxim Sigachev 18 апреля 2014 г. 14:06

      Сикст-Анри де Бурбон-Пармский: Европа сейчас следует за США, которые стремятся дестабилизировать мир

      Франко-испанский политический и общественный деятель принц Сикст-Анри де Бурбон-Пармский относит себя к традиционалистам. Что, впрочем, неудивительно, ведь он является наследником одной из старейших европейских династий. По его мнению, многие беды современной Европы вызваны как раз тем, что она утратила прежние традиции и духовные ориентиры. Россия же, напротив, сумел...
      967
      Maxim Sigachev 18 февраля 2014 г. 10:22

      Команданте Чавес, революционная молодежь и альтернативный глобализм

      Героическая личность команданте Уго Чавеса может стать одной из консолидирующих фигур для объединенного фронта сопротивления глобальному капиталу Социально-солидаристская идея способна объединить антикапиталистические контр-гегемонистские силы со всего мира: националистов, изоляционистов, цивилизационных консерваторов, антиглобалистов и так далее. Союз лево-социалисти...
      1806
      Maxim Sigachev 23 декабря 2013 г. 11:29

      Астрополитика

      Вот уже много веков идет неутихающая борьба за передел мира. Сам мир уже давно изучен, и на нем не осталось белых пятен. Некогда загадочный и грозный, населенный неизвестными народами и разделенный морями, ныне он вполне очевиден и является объектом банальной коммерческой операции. Идет сражение за его ресурсы, в первую очередь, подземные. И если раньше человек рвался...
      1972
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика