• РЕГИСТРАЦИЯ

Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского в контексте цивилизационного подхода и идеи единства мировой истории

2 10909

27 марта  Евразийский Союз Молодёжи провёл круглый стол по теме "Славянофилы: в поисках русского пути". Начинаем публикацию докладов с этого мероприятия.

Как известно, существует два основных подхода к истории человечества. Первый исходит из представления о линейном историческом времени и универсальном общечеловеческом прогрессе, в соответствии с которым все народы движутся приблизительно в одном и том же направлении. Разница состоит лишь в том, что кто-то находится на более высоких ступенях восхождения и развития, а кто-то лишь только начал свой путь. Вторая теория, именуемая культурологическим плюрализмом или цивилизационным подходом, представляет человеческое существование как калейдоскоп, мозаику культур или цивилизаций, развитие которых протекает в соответствии с циклами, аналогичными жизненным циклам организмов. Обычно на Западе первооткрывателем цивилизационного подхода считают Освальда Шпенглера (1880 – 1936) – автора знаменитого «Заката Европы» (1-й т. – 1918). Однако подлинным основоположником данной концепции по праву должен считаться российский геополитик Н.Я. Данилевский (1822 – 1885), выдвинувший идею культурно-исторических типов на полвека раньше в своём фундаментальном труде «Россия и Европа» (1869). Данилевский также может быть назван одним из наиболее крупных теоретиков русского панславизма и позднего славянофильства. Самым молодым культурно-историческим типом, по мнению автора «России Европы», является славянский. Он должен стать четырехосновным, синтезировав в себе все сферы человеческой деятельности – религию, культуру, политику и экономику. Путь к реализации славянами своего творческого потенциала Данилевский видел в образовании вокруг России Всеславянского союза. Идеи Данилевского, думается, и сегодня остаются актуальными, поскольку славянский логос, славянская мысль до сих не успели полностью раскрыться, и славянскому разуму ещё предстоит сказать urbi et orbi своё веское слово.

Сначала проанализируем сходства и различия между Данилевским и двумя другими крупными европейскими теоретиками цивилизационной парадигмы – Освальдом Шпенглером и Арнольдом Тойнби (1889 – 1975).

Позиции, являющиеся общими для Данилевского, Шпенглера, Тойнби:

Отрицание всемирной истории с полюсом в виде Западной Европы, вокруг которой вращаются все остальные культуры. Рассмотрение истории как движения цивилизаций.

Отрицание линейности всеобщей истории. Цивилизации рассматриваются как живые организмы, проживающие циклы (детство, юность, зрелость и т.д.). Так, А. Тойнби в своём труде «Постижение истории» (1934 – 1961) опровергает тезис о единстве мировой цивилизации на том основании, что политическая и экономическая унификация не распространяется на культуру, являющуюся цивилизационным фундаментом.

Признание автономности развития цивилизаций. Отсутствие или незначительность влияния культур друг на друга.

Признание конечности всякой цивилизации. Невозможность повторного воскресения цивилизации к жизни.

Утверждение, что европейская цивилизация движется к закату

 

Отличие теории Данилевского от концепций Шпенглера и Тойнби:

У Данилевского цивилизация – это период активного творчества, жизни, когда тратятся душевные силы, накопленные за весь предыдущий период. У Шпенглера этой стадии соответствует понятие «культура». Цивилизация – это время, когда культура коченеет, отмирает, в ней отсутствует всякая духовная жизнь. Период статичности, косности, механицизма, материализма, существования по инерции, когда фактическая жизнь прекращается. Если в период культуры происходит духовное развитие, то этап цивилизации сопровождается только технологическим прогрессом, духовное же развитие приостанавливается.

У всех троих цивилизационных мыслителей – Данилевского, Тойнби, Шпенглера – различается количество цивилизаций. У Данилевского их 13, у Шпенглера – 8, у Тойнби – больше 20. К примеру, Шпенглер, в отличие от Данилевского, объединяет римскую и греческую цивилизации в одну.

Данилевский и Шпенглер отрицали связь между цивилизациями, тогда как Тойнби всё же полагал, что многие цивилизации связаны с предшествующими и произошли путём отделения от них.

У Данилевского и Шпенглера развитие цивилизаций фатально. Если цивилизация находится в стадии заката – помешать этому нельзя. У Тойнби развитие цивилизации и её существование зависит от самого народа и его элиты. Цивилизация, по Тойнби, осуществляет развитие и рост до тех пор, пока творческой элите удаётся находить ответы на встающие перед цивилизацией вызовы.

 

Теперь рассмотрим взгляд русского философа Владимира Соловьёва (1853 – 1900) – сторонника универсальной общечеловеческой истории – на цивилизационный подход, обратившись к его биографической статье о Н.Я. Данилевском.

Соловьёв писал, что Данилевский, считая славянство лишь особым культурно-историческим типом, отличался от прежних славянофилов, согласно которым русский народ имеет всемирно-историческое значение как истинный носитель всечеловеческого просвещения.

Владимир Соловьёв оспаривал мнение Данилевского, что славянство должно быть высшей идеей, так как этнографические особенности – это форма, а содержание – культура, состоящая в развитии науки, просвещения, истинной свободы, носящих общечеловеческий характер

Соловьёв опровергал утверждение Данилевского о непередаваемости начал цивилизации на примере распространения религий: возникший в Индии буддизм распространился по Восточной Азии и определил судьбу и духовный характер их народов

Общее направление всемирно-исторического процесса, по Соловьёву, - последовательное возрастание реальной солидарности между нациями. Они начинают жить общей жизнью.

Приведём также концепцию другого сторонника всемирной истории – Карла Ясперса (1883 – 1969) – автора гипотезы «Осевого времени»:

Осевое время по Ясперсу – это период между 800 и 200г. до н.э., в который одновременно в нескольких точках Земли происходила напряженная духовная работа

Осевое время зарождается в 3-х центрах: Китае, Индии и Греции. Между ними образовался пояс цивилизации. Это время активного творчества, духовного развития. Появляется большое количество идей. Закладываются основы мировых религий. Появляется философия

В осевое время в 3-х центрах, несмотря на отсутствие взаимодействия между ними, духовное движение имело схожий характер, так как в основе его – общечеловеческое содержание.

Постепенно происходит распространение осевого времени, в его орбиту включаются всё новые народы, и только тогда происходит их вхождение в историю.

Подводя итоги, попытаемся прояснить соотношение цивилизационного подхода и идеи универсальной общечеловеческой истории. Если обратиться к знаменитой схеме Гегеля тезис – антитезис – синтез, обобщающей законы диалектики, то можно представить теорию единства мировой истории как тезис, а концепцию культурологического плюрализма как антитезис. Если следовать логике немецкого идеалиста, то закономерным оказывается стремление к диалектическому синтезу обоих мировоззрений, с сохранением ценных сторон того и другого. Зададимся вопросом, как осуществить подобный синтез. Для ответа снова вернёмся к выдвинутой Н.Я. Данилевским концепции славянского культурно-исторического типа, согласно которой столицей Всеславянского союза должен был стать Царьград. Можно сказать, что выдающийся не только заложил основы панславистской геополитики, но и создал предпосылки для соединения славянского и византийского мировоззрения в своего рода славяновизантизм. Думается, что византийская идея как раз и может рассматриваться в качестве моста между цивилизационным подходом и идеей единства мировой истории, поскольку сами ромеи мыслили второй Рим как центр мира, представляющий собой имперский космополис и вершину всемирно-исторического процесса. Таким образом, подобно тому, как для Петра I Санкт-Петербург стал “окном в Европу”, Константинополь может стать средиземноморским “окном в осевое время” уже для славянской цивилизации.  

Максим Сигачев

Доклад впервые опубликован на сайте интернет-портала Россия-3

    Картинки 22 ноября 2024 года
    • Rediska
    • Вчера 11:01
    • В топе

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источник

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Maxim Sigachev 25 августа 2015 г. 11:07

      Интервью с президентом Клуба потомков А.С. Пушкина

      Насколько аристократичен консерватизм и насколько консервативны аристократы? Что даст репатриация Романовых? Может ли аристократия быть ориентирована на простой народ и его чаяния? Интервью с Андреем Новиковым-Ланским - писателем, культурологом, президентом Клуба потомков Пушкина, главным редактором журнала "Охраняется государством" и радиоведущим на «Коммерсантъ FM»....
      1481
      Maxim Sigachev 8 августа 2015 г. 15:05

      "Все мы - наследники великой русской цивилизации" (интервью с внуком соратника Адмирала Колчака)

      Острый вопрос Александру фон Гану - внуку одного из соратников Адмирала Колчака, барона Константина Гана, внучатому племяннику графа Витте, царских генералов Брусилова и Маркова. Специально для CONSERVATOR'а. 1) Расскажите немного о себе и истории своего рода. Как Ваша семья оказалась в эмиграции? Моя семья происходит из балтийских немцев, поселившихся в...
      3475
      Maxim Sigachev 8 мая 2015 г. 19:37

      Консерватизм: интегральный и ситуационный

      Консерватизм – многозначное понятие, обладающее очень широкой семантикой. Для его прояснения лучше всего сначала обратиться к этимологии. Этот термин этимологически происходит от латинского глагола conservare – хранить, охранять, защищать. Интересно, что слово «консерватор» (conservator) можно встретить уже в надписях на монетах Римской империи, где оно использовалось...
      6845
      Maxim Sigachev 14 апреля 2015 г. 20:45

      Консервативный панславизм против славянского неотроцкизма

      Начнём издалека. Рассмотрим пример коммунистического движения. Чем по сути своей был «сталинизм»? Представляется, что он являлся попыткой придать левой идеологии более консервативное измерение. Сталин в своей политической деятельности стремился опираться на исторические традиции русского народа. Эти тенденции проявились достаточно рано. Уже в начале 20-х г...
      4940
      Maxim Sigachev 9 апреля 2015 г. 13:02

      Острый вопрос: интервью с Максимом Сигачёвым о консерватизме и панславизме

      Сегодня мы запускаем новую рубрику #острыйвопрос. В ней мы будем терзать и допрашивать всех тех, кто взял на себя смелость заявить о собственных консервативных убеждениях. Мы будем расстреливать острыми вопросами всех молодых патриотов, охранителей и государственников. Мы расколем ядро их убеждений, чтобы наш читатель понял подлинную суть героя рубрики. Итак, н...
      1821
      Maxim Sigachev 24 сентября 2014 г. 22:34

      Славяно-евразийство

      В этой статье автору хотелось бы поставить проблему синтеза евразийской и панславистской идеологий и предложить некоторые пути решения этой задачи. Автор исходит из тезиса, что у панславизма и евразийства есть много общего. Прежде всего, евразийцы выступили как наследники славянофилов, и это общее славянофильское наследие сближает их с панславистами, поскольку русский...
      4400
      Maxim Sigachev 23 сентября 2014 г. 13:41

      Американский изоляционизм – потенциальный континенталистский союзник России

      В рамках противостояния американскому глобализму и гегемонизму у России сегодня есть множество союзников в мире. Этими союзниками являются все те, кому не нравится однополярный американоцентричный мир, и кто стремится к построению международных отношений на основе многополярности. В деле борьбы за многополярный мир на стороне России находятся Китай,Индия, Бразилия, Ир...
      4447
      Maxim Sigachev 17 сентября 2014 г. 13:11

      ШОС как прообраз панъевразийского континентального блока

      13 сентября в столице Киргизии Бишкеке открылся очередной саммит стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества.Государствами-членами ШОС являются Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан; государствами-наблюдателями – Индия, Иран, Пакистан, Афганистан, Монголия; партнерами по диалогу – Беларусь, Турция, Шри-Ланка. Обратим внимание, что это об...
      5632
      Maxim Sigachev 10 августа 2014 г. 23:12

      ПАРТИЯ «ЗА ЛУЧШУЮ ВЕНГРИЮ» ПРОВЕЛА МИТИНГ ПРОТИВ ВОЕННОЙ МОБИЛИЗАЦИИ НАЦМЕНЬШИНСТВ НА УКРАИНЕ

      Вторая крупнейшая партия Венгрии – против геноцида на Востоке Украины, против киевской мобилизации венгров и русинов на войну в Донбассе, за самоопределение Крыма  В пятницу 8 августа в Будапеште перед посольством Украины прошел митинг, организованный партией "За Лучшую Венгрию" (Йоббик) в связи с объявлением о военной мобилизации закарпатских венгров, русинов и други...
      1312
      Maxim Sigachev 25 июля 2014 г. 21:37

      Партия польских русофилов – «Самооборона»

      Партия «Самооборона Республики Польша» (сокращённо SRP) представляет собой уникальный случай в польской правой политике: разделяя национально-консервативные ценности, она, в отличие от многих других объединений подобного толка, не склонна к русофобии и презрению к восточным славянам вообще. Напротив, ей свойственно стремление укреплять отношения со своими восточными с...
      4477
      Maxim Sigachev 6 июня 2014 г. 11:00

      Кризис среднего класса и американское могущество (Джордж Фридман, Stratfor)

      На прошлой неделе я писал о росте безработицы в Европе. Мне пришло множество отзывов, в которых европейцы соглашались с тем, что безработица – это основная проблема. Американцы, в свою очередь, указывали на наличие тех же трудностей в США и утверждали, что в реальности безработных в два раза больше, чем согласно официальной правительственной статистике. Мой контраргум...
      2882
      Maxim Sigachev 3 июня 2014 г. 20:02

      Консервативные императивы российской экономической модели (III часть)

      Жизнеспособная перспективная модель экономики России, основанная на консервативной парадигме, призвана обеспечить динамизм, суверенитет и эффективность, в то же время она должна быть органичной российскому социуму с учётом его менталитета и традиций — то есть сочетать в себе прагматизм и ценностный подход. «Свобода торговли» или протекционизм? Внешнеэкономическая по...
      1984
      Maxim Sigachev 14 мая 2014 г. 10:28

      Консервативные императивы российской экономической модели (II часть)

      Жизнеспособная перспективная модель экономики России, основанная на консервативной парадигме, призвана обеспечить динамизм, суверенитет и эффективность, в то же время она должна быть органичной российскому социуму с учётом его менталитета и традиций — то есть сочетать в себе прагматизм и ценностный подход. Императив справедливости Ещё одной доминантой новой социально...
      1443
      Maxim Sigachev 30 апреля 2014 г. 12:40

      Консервативные императивы российской экономической модели (I часть)

      Жизнеспособная перспективная модель экономики России, основанная на консервативной парадигме, призвана обеспечить динамизм, суверенитет и эффективность, в то же время она должна быть органичной российскому социуму с учётом его менталитета и традиций — то есть сочетать в себе прагматизм и ценностный подход. «История представляет примеры гибели целых наций, потому что ...
      1130
      Maxim Sigachev 29 апреля 2014 г. 20:54

      Алексей Дзермант о Беларуси, Севере и Космосе

      Сегодня герой нашего интервью — белорусский философ, этнокультуролог Алексей Дзермант. Алексей является основателем проектов «Север» и «Цитадель», содержащих в себе мысли о дальнейшем будущем не только Беларуси, но и других стран, анализ истории и последних событий. Алексей, расскажите кратко о вашем жизненном пути. Какой была ваша мировоззренческая и идейная эволюц...
      1551
      Maxim Sigachev 25 апреля 2014 г. 15:29

      Панрусизм

      Оргкомитет конференции памяти Игоря Вацлововича Оржеховского«Западнорусизм: прошлое и настоящее» предложил Олегу Неменскому вынести на обсуждение в качестве доклада его статью «Панрусизм», опубликованную полгода назад в журнале «Вопросы национализма». Эта работа Олега Неменского - первая в историографии попытка дать систематическое описание взглядов на идеологию панру...
      1323
      Maxim Sigachev 23 апреля 2014 г. 13:16

      Азы русского идентаризма

      Термин «идентаризм» является достаточно экзотическим не только в России, но и, пожалуй, в Европе. Он появился во Франции, где действуют такие организации как «Блок идентаристов» и «Движение идентаристов». Введя понятие «идентаризм», французские правые стремились уйти от буржуазного национализма, где в рамках буржуазной гражданской нации происходит нивелирование всего ...
      2086
      Maxim Sigachev 18 апреля 2014 г. 14:06

      Сикст-Анри де Бурбон-Пармский: Европа сейчас следует за США, которые стремятся дестабилизировать мир

      Франко-испанский политический и общественный деятель принц Сикст-Анри де Бурбон-Пармский относит себя к традиционалистам. Что, впрочем, неудивительно, ведь он является наследником одной из старейших европейских династий. По его мнению, многие беды современной Европы вызваны как раз тем, что она утратила прежние традиции и духовные ориентиры. Россия же, напротив, сумел...
      973
      Maxim Sigachev 18 февраля 2014 г. 10:22

      Команданте Чавес, революционная молодежь и альтернативный глобализм

      Героическая личность команданте Уго Чавеса может стать одной из консолидирующих фигур для объединенного фронта сопротивления глобальному капиталу Социально-солидаристская идея способна объединить антикапиталистические контр-гегемонистские силы со всего мира: националистов, изоляционистов, цивилизационных консерваторов, антиглобалистов и так далее. Союз лево-социалисти...
      1812
      Maxim Sigachev 23 декабря 2013 г. 11:29

      Астрополитика

      Вот уже много веков идет неутихающая борьба за передел мира. Сам мир уже давно изучен, и на нем не осталось белых пятен. Некогда загадочный и грозный, населенный неизвестными народами и разделенный морями, ныне он вполне очевиден и является объектом банальной коммерческой операции. Идет сражение за его ресурсы, в первую очередь, подземные. И если раньше человек рвался...
      1974
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика