• РЕГИСТРАЦИЯ

Гармоничная концепция истории как наиболее верный компас в море общественных событий прошлого и будущего

6 2487

«... Все реки текут в море, но море не переполняется:

к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются,

чтобы опять течь...

Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться,

и нет ничего нового под солнцем».

(Ветхий Завет, Екклесиаст, 1: 4–11).

Начнём с рассмотрения типов фазовых переходов, имеющих непосредственное отношение к трансформациям обществ. Затем я сделаю краткий обзор концепций истории и это позволит сформулировать теорию перманентных фазовых переходов в истории.

История народов – это прежде всего их изменение. Как происходит изменение? Ребенок, начинающий читать, видит сначала первую букву «М», потом «А», потом третью «М». Это чтение букв и их понимание происходит постепенно и равномерно. Но в момент чтения четвертой буквы «А» вдруг происходит озарение: «МАМА»! Ребенок в одно мгновение понял значение этих четырех букв, сложенных вместе. Эти типы процесса изменения можно обнаружить везде: «Я почувствовал голод в одну секунду», «Весь день проработал прекрасно и вдруг почувствовал, что устал», «Я терпел это долго, но все – с меня хватит!». Так же закипает вода, сбегает молоко, вдруг вспенившись в кастрюле, перегорает лампочка, ломается машина, извергается вулкан и даже становятся взрослыми дети и старыми родители. Казалось бы, это последнее происходит постепенно, но вдруг случается что-то новое и качественно другое: дочь первый раз выпила алкоголь, у отца первый инфаркт… Любовь развивается по таким же законам: двое дружат, общаются вместе, а потом вдруг – первый поцелуй, еще через некоторое время постепенных шагов в отношениях – первый секс. Люди давно заметили эти два разных типа процесса изменения чего-либо: равномерное изменение и скачок. Физики это называют «фазовым переходом», философы – «переход количества в качество», в теории самоорганизации это зовется «бифуркацией». Но принципиальная суть от этого не меняется. Принципиально новое в разработку теории качественных изменений внес Пригожин (Prigogine), применив достижения квантовой физики. Если до него считалось, что результат скачка предсказуем, то он ввел новый тип скачка, при котором принципиально невозможно предсказать результат изменения. В какое конкретно равновесное состояние перейдет система при таком типе скачка – неизвестно. Вторая его идея – «стрела времени». Он доказал важность необратимых во времени процессов. И если в области физики эта идея оспариваема, то для использования в социологии, анализе исторических процессов она выглядит практически аксиоматично: процессы социальной трансформации невозможно повернуть вспять и отмотать кинопленку истории назад. И хоть сам Пригожин (Prigogine) писал в основном о физических процессах, но я считаю, что его идеи могут быть применимы с гораздо бо́льшим основанием именно для анализа и прогноза социальных процессов.

Об этом же написана и статья американского ученого «К вопросу о фемторисках в сфере международных отношений»:

«“Высвобождению” фемторисков могут способствовать как внутренние, так и внешние причины (т.е. как внутри, так и за пределами того центра пересечения или той системы, где риск присутствует), но, так или иначе, эффект тот же: то, что раньше казалось твердым и не имеющим никаких рисков, становится средоточием системных изменений, зачастую в критической форме, с фазовым переходом или гистерезисом, в качестве возможных исходов.

…Любой из них может изменить обстоятельства взаимодействия субъектов и стать причиной событий, которые находятся “в самом хвосте” среди вероятных.

The “revealing” of femtorisks can be for internal or external reasons (i.e., inside or outside the node or system where the risk is present) but the effect is the same: What once appeared solid and risk-free becomes a locus for systemic change, often in a catastrophic fashion with phase-transition and hysteresis as possible outcomes…

… Any of these can alter interactive circumstances between human agents and produce events that exist far in the tails of probability»(Frank et al. Dealing with femtorisks in international relations; PNAS – Proceedings of the National Academy of Sciences: HighWire Press, November 3, 2014. Available at http://www.pnas.org/content/11... (Accessed November 21, 2014)) .

Если вообще уместно говорить о том, какие отрасли науки впереди, а какие отстают, то, конечно, по критерию сложности, разнообразия и разработанности, степени доказательности и подтверждения опытом физики почти всегда имели пальму первенства. Поэтому я принимаю их термин и вкратце опишу достижения теории фазовых переходов, которые мы имеем на данный момент.

В XX веке физики различали два типа фазовых переходов: недолго мучаясь и не страдая романтизмом, они называли их «фазовый переход первого рода» и «второго рода». Потом обнаружились фазовые переходы и третьего, и четвертого рода. За более подробной информацией я отсылаю к массе литературы по этому вопросу или, самое простое, к Википедии. В ней есть хорошая статья под одноименным названием «Phase transition». Но вынужден предостеречь: после знакомства с ней создается впечатление, что существует иерархия фазовых переходов, которая ранжирует их по какому-то критерию, и фазовый переход, например, 3-го рода слабее или менее значим по сравнению с фазовым переходом 2-го или тем более 1-го рода. Но это не так. Они различаются скачками в разных характеристиках вещества: структура, температура, давление, магнетизм, электропроводимость, теплоемкость и т.д. Для меня, знакомящегося с достижениями естественных наук с точки зрения использования их в социологии, экономике и истории, было важно зафиксировать, что процесс фазового перехода подчиняется Степенному Правилу и что вещество (человек или общество) может испытать фазовый переход по какому-то одному критерию, в то время как по другому критерию они останутся в стабильном состоянии. На следующем этапе я выдвинул гипотезу о реальном сравнении различных фазовых переходов по количеству совпавших в один момент скачков разных характеристик. Например, гелий переходит в сверхтекучее состояние – слабый фазовый переход, так как изменяется только коэффициент вязкости. Плавление льда – сильный фазовый переход, так как одновременно изменяются несколько характеристик: структура, плотность, объем, теплопроводность. Таким образом, я смогу классифицировать фазовые переходы общества той или иной страны. Третьим этапом я соединил эту гипотезу с теорией динамического хаоса Пригожина (Prigogine) и здесь выдвигаю объединенную теорию фазовых переходов, которая различает фазовые переходы по значимости и степени предсказуемости. В применении к историческому процессу это дает новый инструмент анализа, так как общество в отличие от какого-то материального вещества в каждый данный момент времени может иметь не 5 или 10 характеристик, а 50 или даже 500! В связи с этим получается, что чем больше характеристик общества испытывает скачок единовременно, тем выше степень хаоса (непредсказуемости) и тем больше потенциальное воздействие на систему все меньших групп, классов, партий или даже отдельных лидеров. Степенной характер фазовых переходов проявляется в «рычаге Архимеда», который мог сдвинуть Землю. «Эффект бабочки» тем вероятнее, чем сильнее (по количеству скачущих характеристик относительно стабильных) фазовый переход.

В связи с этим получается, что нельзя говорить о двух, трех или десяти типах фазового перехода, тем более, что степень предсказуемости их результата зависит от их «силы». «Силой фазового перехода» я называю долю характеристик системы (общества), которые подверглись скачкообразному изменению относительно всех характеристик. Поэтому получаются следующие полюса: скачок по одной характеристике (самый слабый фазовый переход) и скачок по всем характеристикам (самый сильный, 100 % фазовый переход). Такого 100 % фазового перехода история еще не знает. Здесь я начинаю уже вторгаться в область теорий исторического процесса. Историки и святые, философы и пророки, мистики и социологи всех времен и народов высказали свое мнение на эту тему, и будет интересно дать краткий обзор наиболее значимых из них. Я отметил их авторов и отношение к трём вопросам: роль людей; идеализм-материализм; роль универсальных законов, единых для всех народов. Также можно классифицировать их по экстремальности: крайние и срединные. Крайние: фатализм и хаос. Полная детерминированность при отсутствии свободы воли людей против полного непредсказуемого волюнтаризма хаоса. Срединные: линейные и циклические. Обозначим три характеристики цифрами: роль людей - 1; идеализм-материализм - 2; роль универсальных законов, единых для всех народов - 3.

Фатализм: 1 – нет; 2 – идеализм; 3 – да.

Линейные концепции истории:

Тоффлер, Арон, Фукуяма : 1 – нет данных ; 2 – материализм; 3- да.

Марксизм: 1 – средняя; 2 – материализм; 3 – да.

Христианство, Ислам: 1 – низкая; 2 – идеализм; 3 – да.

Гармоничная концепция: 1 – средняя; 2 – среднее; 3 – да.

Циклические концепции истории:

Конфуций, Платон: 1 – нет данных; 2 – идеализм; 3 – да.

Стоики: 1 – нет данных; 2 – идеализм; 3 – да.

Гегель, Вико: 1 – низкая; 2 – идеализм; 3 – да.

Тойнби, Гумилев: 1 – высокая; 2 – среднее; 3 – да.

Шпенглер, Ницше: 1 – высокая; 2 – идеализм; 3 – нет.

Спенсер: 1 – высокая; 2 – материализм; 3 – да.

Хаос: 1 – высокая; 2 – материализм; 3 – нет.

Края, наверное, понятны. Фатализм отрицает волю человека, все предопределено. Концепция хаоса провозглашает отсутствие каких-либо законов вообще, человек может все. Например, в экономической теории это может выражаться чем-то подобным:

«Тот мир, который видит эволюционная теория, отличается от мира ортодоксии не только тем, что в нем все меняется не совсем предсказуемым образом, и все время приходится осуществлять корректировки, чтобы приспособиться к этим переменам или воспользоваться ими. Этот мир отличается еще и тем, что корректировки и приспособления, будь то частные или коллективные, вообще говоря, не приводят к хорошо предсказуемым результатам. Хорошо это или плохо, но экономическая жизнь – авантюра»(Нельсон Р. Р., Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений М., 2002. С. 462)

Самые древние – циклические концепции: Старый Завет, астрология, индуизм, веды.

«Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». (Библия. Старый Завет. Экклезиаст).

Затем Христом была провозглашена линейность, и она была подхвачена Магометом. В Новом Завете и Коране есть однозначные предсказания конца света, который увидят живущие современники пророков. Много раз за 2 тысячи лет их идеологические последователи (иерархи церквей) назначали этот конец на конкретный год. Адам Смит начал, а Маркс в XIX веке завершил выстраивание линии из общественно-экономических формаций. Фукуяма и Тоффлер назначили «конец истории», каждый по своему: демократия и информационное общество.

Комбинации линейных и циклических концепций выражались в некоей спирали истории: Кампанелла считал, что через определенные циклы человечество придет к конечному совершенству. Но, очевидно, это лишь вариант линейной концепции.

Известный русский социолог Сорокин, высланный в 1922 году большевиками и обосновавшийся затем в США, опубликовал там в 1927 году чрезвычайно информативную статью о различных концепциях истории. Я могу подписаться под его выводом:

«Поэтому линейные и эсхатологические теории социально-исторического процесса кажутся скорее спекуляциями, чем научными концепциями… можно говорить лишь о временном и условном тренде (или тенденции), который… может уступить место противоположному тренду и таким образом может оказаться частью долгосрочного цикла. С этой позиции социологического релятивизма изучение циклических и ритмических повторяемостей в социальных феноменах является в данный момент одной из наиболее важных задач социологии» (Сорокин П. Циклические концепции социально-исторического процесса. 1927)

От себя могу добавить, что в истории нет ни одного примера, подтверждающего какую-либо линейную концепцию. Нет ни одной нации, народа, государства или империи, которые бы просуществовали в неизменном виде хотя бы 5 тысяч лет. А известная история современного человечества насчитывает не менее 2 млн лет (Олдованская культура). Сколько раз за это время люди разных народов и веков пытались организовать вечное справедливое государство? Неужели после такого количества попыток кто-то может всерьез верить в реальность этого чуда? В то же время история изобилует примерами образования, роста, падения и исчезновения различных народов, культур, государств и цивилизаций.

По степени оказанного на современный мир влияния ни одна из линейных концепций не сможет соперничать с марксизмом. Поэтому я более подробно остановлюсь лишь на ней.

Очевидные возражения против марксистской концепции истории:

1. В истории многих народов не было тех или иных формаций. Например, рабовладельческая формация была у меньшинства народов планеты.

2. Маркс знал и писал об азиатском способе производства как об отдельной и особой формации. Однако он сам не смог втиснуть его в свою линейную строгую концепцию формаций: племя, рабство, феодализм, капитализм, коммунизм.

3. Диалектик Маркс вступает в противоречие с линейностью своей концепции. На конечной стадии (коммунизм) диалектическое противоречие вдруг исчезает: «бесклассовое общество», «тишь да гладь и божья благодать!». Диалектика является выражением Принципа Изменяемости Частей и Относительности. Понимание диалектики самим Марксом не предполагает конечность процессов истории. Это противоречие он оставил неразрешенным.

Если принять его концепцию, то получится, что, например, абсолютизм – более высокая стадия по сравнению с племенной демократией. Я не могу согласиться, что, например, Россия Ивана Грозного представляла собой высшую стадию по сравнению с демократией древней Новгородской Республики.

От марксизма я беру его срединную оценку роли людей в истории, так как Маркс предполагал, что объективные законы действуют через деятельность человека. Также срединное решение второго вопроса из таблицы (идеализм и материализм во взаимообусловленности и взаимовлиянии), взятое от концепций Тойнби и Гумилева, станет вторым основанием моей концепции. Третье основание – перманентная теория фазовых переходов социальной трансформации.

Поэтому моя концепция истории заключается в следующем:

1. История циклична, но не бесконечна. Например, потомки североамериканских индейцев и сейчас живут, но вряд ли кто-то считает, что история их народов продолжается. Также и человечество в будущем может быть включено в какую-нибудь другую волну другой, на тот момент более мощной цивилизации. Либо в результате случайных или намеренных мутаций появится другой вид человека с другими чертами. Конец нашей истории произойдет в любом случае, но, конечно, не так одномоментно, как это предсказывается в эсхатологических религиях.

2. Законы циклов одинаковы не только для всех народов нашей планеты, но и для всех сообществ растений, животных и разумных существ, которые где-либо в космосе существуют.

3. Общество перманентно находится в состоянии фазового перехода какого-либо из типов. Даже в период самого глубокого застоя и стабильности общество испытывает фазовые переходы, хотя и самой слабой степени. И в такие периоды даже у одного человека есть шанс (пусть один из миллиарда, но есть) внести свой неповторимый вклад в историю своей страны. Чем больший процент людей в обществе объединяется с единой целью и чем более сильный фазовый переход испытывает общество, тем больше их воздействие и вероятность перехода в желаемое состояние.

4. Сами по себе действия людей могут повышать степень «фазовости» общества. Именно поэтому события в истории тех или иных народов накатываются вдруг снежным комом и социальное напряжение растет по Степенному Правилу.

5. В такие моменты высокой степени фазового перехода мельчайшая черта, деталь или поступок даже одного человека может оказать кардинальное воздействие, и общество может перейти в качественно иное состояние, которое не мог предвидеть никто из участников событий.

6. Роль личности в истории поэтому относительна. В стабильные периоды она низка, но никогда не падает до нуля. Во время сильных фазовых переходов роль личности чрезвычайно высока.

Эта срединная концепция выражает принцип Пригожина (Prigogine):

«Мы должны отыскать узкую тропинку, затерявшуюся где-то между двумя концепциями, каждая из которых приводит к отчуждению: концепцией мира, управляемого законами, не оставляющими места для новации и созидания, и концепцией, символизируемой Богом, играющим в кости, концепцией абсурдного, аказуального мира, в котором ничего нельзя понять… Реальный мир управляется не детерминистическими законами, равно как и не абсолютной случайностью» (Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. 1994. Заключение, параграф 4)

Удивительно, насколько не соответствуют фактам все линейные концепции, настолько же они живучи и социально вредны. В следующей статье будет показано, что они являются одним из трех оснований для самых страшных преступлений в человеческой истории: геноцида. Только линейка позволяет классифицировать народы на развитые, развивающиеся и неразвитые. Эти термины ныне в широком ходу, и люди, их использующие, порой даже не задумываются о том, что они основаны на ложной концепции истории. Нет развитых и неразвитых, нет передовых и отстающих, есть фазы, волны, этапы, которые проходят народы или которые у них еще впереди. И нам, всему западному миру, нужно еще многому научиться у якобы неразвитых народов. Например, народы Новой Гвинеи живут более тысячи (!) лет в гармонии со своей экосистемой, не разрушая ее. Об этом нам, «развитым», остается только мечтать. «Лапотная» Советская Россия отменила все виды национальной дискриминации в 1917 г., а США еще несколько десятилетий после этого жили в условиях сегрегации:

«В первой половине XX века черные и белые южане рождались в разных больницах, учились в разных школах, сочетались браком в разных церквях, обретали вечный покой на разных кладбищах, и каждый автобус, школа, закусочная, пансионат, приемная, больница, тюрьма и фонтанчик с питьевой водой были либо для белых, либо для черных, и никогда для тех и других вместе. Американская общественная жизнь скатилась до такого уровня, что в 20-х годах XX века афроамериканцы лишились доступа в публичные здания на территории столичного округа Колумбия – в число которых входил мемориал Авраама Линкольна» (Осборн Р. Цивилизация. М.: 2010, С.577)

Так кто и по какой шкале «неразвит»? Тот, у кого нет компьютера и нет хищнической вырубки последних лесов? Тот, у кого нет автомобилей и унижения по цвету кожи?

А сравним по осознанию экологической ответственности такие народы, как американцы и поляки. По показателю ВВП на душу населения Польша намного отстает от США. Но она сегодня намного «развитей», чем США, которые не ратифицировали Киотский протокол – международное соглашение об ограничении выбросов двуокиси углерода с целью снижения парникового эффекта и предотвращения экологической катастрофы. Народы, которые имеют уровень жизни гораздо ниже, чем американцы, поддерживают меры по спасению глобального климата в ущерб себе. Американцы же, которые «впереди планеты всей» по потреблению материальных благ, оказались не настолько развитыми и ответственными, как многие их более бедные соседи по планете Земля.

На самом деле циклические концепции истории очень часто предполагаются «по умолчанию» многими мыслителями. Приведу в пример одну из последних книг нобелевского лауреата Пола Кругмана «Выход из кризиса есть!» :

«В период с 1939 по 1941 год, то есть до нападения на Перл Харбор и вступления Америки в войну, резкое увеличение государственных расходов вызвало рост занятости в стране на 7 %, что по сегодняшним меркам соответствует созданию 10 миллионов новых рабочих мест. Можно возразить, что времена были другими, но главная мысль этой книги как раз и состоит в том, что отличия невелики. Нет никаких причин, по которым при наличии ясного ума и политической воли невозможно повторить прошлый успех». (Krugman P. End This Depression Now! 2012. Глава 12).

Все ссылки во всех речах и книгах на исторические примеры основаны на постулате единства мировой истории и ее цикличности. Другого основания ссылаться на прошлое просто нет. Противники этого должны довести свою логику до конца и отказаться от изучения прошлого, упоминаний о нем и любого анализа истории.

Исторические циклы наблюдаются даже в таком вопросе, как права женщин.

Комментарий

Исторические волны прав женщин

«К сожалению, цивилизация не была милостива к дочерям Евы. Как свидетельствуют археологические открытия, в доурбанистических обществах женщины временами были в большом почете, однако позже становление государств экспансионистской направленности преимущественно за счет военных завоеваний, развитие городов, порождавшее феномен специализации, отодвинули женщин на задворки общества. В новых условиях они сделались собственностью мужчин, им была закрыта дорога ко множеству профессий, а кроме того, законы некоторых древних государств ставили женщину под жесткий, подчас драконовский контроль со стороны супруга. Представительницам элитарных слоев общества иногда удавалось ухватить крупицы власти, но в целом для «осевого времени» была характерна тенденция к ухудшению положения женщины в обществе. Так было и в Индии во времена проповеднической деятельности Будды. В государствах, существовавших на территориях современных Ирана и Ирака, а также в эллинистических странах под аккомпанемент идей воинствующего женоненавистничества женщину заставили закрыть лицо и отправиться под замок в гарем. Особенно приниженным было положение женщин в Древних Афинах (500-323 гг. до н.э.). Они были практически исключены из жизни общества, главными женскими добродетелями считались молчание и подчинение. Если ранняя иудейская традиция возвеличивала подвиги, совершенные иудейскими женами Мириам, Двойрой и Яэлью ради спасения своего народа, то в результате реформаторства пророков женщина, согласно Иудейскому закону, оказалась в подчиненном положении по сравнению с мужчиной. Интересно отметить, что в Египте, на который не распространился начальный импульс «осевого времени», отношение общества к женщине было более либеральным» (Армстронг К. Будда. 2008.)

По мере распространения монотеизма положение женщин ухудшалось. Затем наступили долгие века бесправия женщин, и только с началом процесса отделения церкви от государства вновь маятник качнулся в сторону восстановления полового равноправия.

Начало законодательному процессу признания равноправия женщин положила русская революция 1917 г. Тогда первые во всем мире большевики включили в свое правительство женщину-министра Александру Коллонтай.

В США, например, лишь в 1920 году Флоренс Аллен (Florence E. Allen) стала первой женщиной-судьей. Ребекка Фелтон (Rebecca Felton) стала первой женщиной-сенатором США в 1922 году. В 1924 году Нелли Росс (Nellie Tayloe Ross) стала губернатором штата Вайоминг, а Мириам Фергюссон (Miriam Ferguson) возглавила Техас. Это были первая и вторая женщины-губернаторы в истории США. А в такой ныне развитой стране, как Япония, первая женщина-министр появилась лишь почти полвека спустя после русской революции – в 1960 г.

Конец Комментария

Маленькая, но интересная деталь: страны так называемого «третьего мира» используют в розничной продовольственной торговле метод «на развес»: когда продавец отмеривает нужное количество товара каждому покупателю. В «развитых странах» покупатель набирает нужное количество продукта из нескольких малых порций, упакованных заранее на фабриках. Понятно, что после использования продукта вся упаковка идет в мусор, загрязняющий планету. Количество упаковки во втором случае в несколько раз больше. И где же более разумный и более «развитый» способ торговли с точки зрения охраны окружающей среды?

В большинстве так называемых «развивающихся» стран в XX веке никогда не применялась принудительная стерилизация людей. В США законы принудительной стерилизации некоторых категорий людей действовали в 30 штатах. В 1927 г. Верховный суд США подтвердил законность стерилизации. В итоге за десятилетия этой практики стерилизации подверглись более 60 000 американцев.

«Характеристика “отсталости” или “неразвитости”, предназначенная для других цивилизаций, вошла в привычку европейцев еще в XVI веке. Как только представление о линейном прогрессе в истории сумело закрепиться, освободиться от его чар было уже не под силу: общества могли располагаться только на линии, ведущей от каменного века прямиком к горизонту будущего, воплощенному в Кремниевой долине, небоскребах Осаки или Шанхая. За отсутствием понятийного аппарата, позволяющего иметь дело с обществами, чье развитие не вмещается в эту модель, мы их загоняем в нее силой» (Осборн Р. Цивилизация. С. 425)

Христиане и мусульмане являются сторонниками линейной концепции, и у них есть надежда. Атеисту жутко осознавать, что тебя, как и всех, ждет превращение в молекулы и больше ничего. Я не верю в линейную концепцию, но я хотел иметь надежду на что-то более духовное, чем конвертация в почву. Великие атеисты успокаивали себя «добрыми делами во имя людей». Но те люди ради чего живут? Это просто этический футбол смысла, при котором одно поколение пасует на следующее и так далее. Социобиологи видят смысл в выживании лучших. Но это тоже как-то мрачно.

Моя концепция оставляет цикличность, но не сумрачную бесцельность. Оставляет надежду через шанс творить историю каждым человеком и обществом в целом, которые могут ставить перед собой любые цели! И в то же самое время эта концепция не является идеалистической или волюнтаристской. Используя универсальные законы, можно добиться любой цели, кроме одной: отменить их. Человек в этой концепции не просто игрушка слепой истории или претендент на победу в чемпионате сильнейших. Имея волю и разум, человек имеет шанс. Шанс изменить себя, семью, город, страну или человечество.

Доктор экономических наук

    Пять минут хорошего настроения. Часть 28

    Ребёнок  подрастает,  остаются  детские  вещи.  Захотела  помочь  какой-нибудь малоимущей семье. Посмотрела в интернете, чего они хотят. Оказалось, чт...

    Взрывы в торговых центрах и отделениях банков: пенсионеры под давлением украинских мошенников осуществили серию мини-диверсий в Москве и Санкт-Петербурге

    Актуальность вопроса о работе украинских мошенников, которые заставляют россиян совершать диверсионные акты, сегодня получила очередное подтверждение. В Москве и Санкт-Петербурге прогремели нескол...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Михаил Диченко 20 ноября 2023 г. 10:10

      Реформы Китая и экономическая платформа троцкистской оппозиции СССР в 1920гг

      Как связаны экономические успехи Китая и экономическая концепция Троцкого?Я не нашел прямых ссылок Дэн Сяопина на труды Троцкого. Однако их экономические концепции оказались во многом схожи. И несколько фактов говорят о том, что влияние Троцкого на Дэн Сяопина можно считать весьма вероятным. Дэн Сяопин вступил в коммунистическую партию Китая именно в тот период, когда...
      196
      Михаил Диченко 30 мая 2021 г. 19:20

      Проблемы современной демократии

      О чем я НЕ буду говорить в данной статье:1.Выборность в таких странах как СССР, Северная Корея или Китайская народная республика является мифом. Это не выборность. И не демократия, ни в какой мере. Это фэйковая выборность. Выборность только по названию. Выборность не может быть без столкновения мнений, без многопартийности, которая выражает это столкновение мнений, ко...
      3715
      Михаил Диченко 4 сентября 2018 г. 21:31

      Статья Андрея Мовчана: работа над ошибками

      Эта статья в "Комсомольской правде" от 3-го сентября 2018г. вызвала большой резонанс. В первую неделю нового учебного года сделаем работу над ошибками.Реальность хуже представлений Мовчана:«Если Россия перестанет покупать в Европе то, что она сейчас покупает, это будет серьезный удар по европейской экономике. Европа потеряет 10-15% своего экспорта, для нее это недопус...
      4016
      Михаил Диченко 5 мая 2018 г. 16:52

      Принятие решений в ситуации неопределенности: вероятностное мышление против уверенного. Канеман, Даймонд

      «Нередко заблуждается наш разум, и вещи кажутся иными, чем они есть. Плоским представляется нам небо и огоньком — светлячок, но небо не плоское, а светлячок не огонь» (Изречения из трактатов Древней Индии).Известная притча о трёх слепых и слоне обычно служит иллюстрацией многозначности истины и ограниченности нашего знания о мире. Потрогавший хвост, говорит, что сло...
      5509
      Михаил Диченко 29 апреля 2018 г. 12:48

      Универсальные законы социальной трансформации разных народов: Тоффлер, Пригожин, Маркс

      Революции и войны представляют собой качественное изменение системы. Марксизм настаивал на аналогии с природой: личинка-червяк-кокон-бабочка, считая, что заранее можно предсказать, какое общество возникнет из старого после революции. Пригожин выдвинул другую теорию: в момент потрясений случайность малых факторов может определить будущий характер системы непредсказуемо...
      9544
      Михаил Диченко 25 апреля 2018 г. 15:11

      Теория национального социализма Сталина-Бухарина как основание перехода к административной экономике и политической диктатуре

      Для общества бунт – вещь не менее полезная,чем гроза для природы.Это лекарство, необходимое для здоровья правительства.Томас Джефферсон.Итак, действительно, Ленин, указывая условия построения социализма в нашей стране в статье «О кооперации», не упоминает победу революции в ряде передовых стран. Но почему Ленин везде должен указывать на эту азбучную истину марксизма? ...
      4524
      Михаил Диченко 21 апреля 2018 г. 17:33

      Эволюционный переход к социализму в США

      Для понимания современного социального типа развитых стран Америки и Европы чрезвычайно интересен анализ такой темы, как «Марксизм и США». 99 % работ Маркса и Энгельса было посвящено проблемам Европы. А та Европа носила еще на себе многие черты абсолютизма и пережитков сословности, которых не было в США. Зато в США был такой отвратительный институт, как рабство, один...
      4363
      Михаил Диченко 18 апреля 2018 г. 13:36

      Социализм современных стран Америки и Европы: исполнение мечты марксистов 19-го века

      Современное общество в развитых странах обладает многими чертами коммунизма, как его представляли Маркс, Энгельс и все коммунисты в XIX веке. Всеобщее равное избирательное право, выборность государственных чиновников народом, бесплатное школьное образование, пенсии, оплата больничных дней, верхний предел рабочего дня на производстве, прогрессивный налог на доходы, нал...
      3847
      Михаил Диченко 14 апреля 2018 г. 12:58

      Куприн о рабстве рабочих и крестьян, презрении к органам царской власти, «порочных детях», «порче девок» дворянами, попах-доносчиках, отсутствии истории у русского народа и «светлой, праздничной, ликующей» революции 1905г

      Куприн осудил революцию 1917г. и поддерживал белогвардейцев. Но ранее он как талантливый писатель старался объективно отражать жизнь в своих замечательных повестях и рассказах. Более того, весьма сочувственно описывал революционные чувства и презрительно – представителей царской власти(как силовых органов, так и идеологических):О труде и жизни рабочих:Особенно раздраж...
      3978
      Михаил Диченко 10 апреля 2018 г. 16:10

      Нетрезвый полукровка будет воевать: Сурков о прошлом и будущем России

      В этой статье «Одиночество полукровки» очень много красивых поэтических образов в коктейле с историческими мифами, ошибками и замшелыми идеями. Если считать, что 400 лет для человечества лишь миг, то интерпретация истории России по Суркову весьма похожа на шатания человека в известном состоянии: то в одну сторону, то в противоположную. Статья заканчивается провозглаше...
      3216
      Михаил Диченко 7 апреля 2018 г. 09:52

      Критика концепции западной цивилизации Хантингтона. Русская демократия древнее английской.

      Сэмюэл Хантингтон на рубеже XX и XXI веков оказал значительное влияние на международную политику США. Его статьи в ведущих мировых журналах, а потом книга получили огромный резонанс. ( Huntington S. P. The Clash of Civilizations and The Remaking of World Order. 1996). Он делит все народы мира в первую очередь по религии:«Западное христианство, сначала католицизм, а за...
      14664
      Михаил Диченко 3 апреля 2018 г. 14:53

      «Отравила Россия» или «Отравила Британия» / «В пожаре виноваты чиновники-хапуги» или «коммерсанты-жадюги»

      Давай, мой дорогой читатель, подумаем без эмоций: насколько эти вопросы нам важны на самом деле? Многие шпионские преступления вообще никогда не раскрываются. Некоторые раскрываются через 50 лет после опубликования архивов всех заинтересованных стран. Нам тогда будет важно знать чья спецслужба отравила Скрипалей? Например, окажется, что отравила русская. Ну и что? Мне...
      815
      Михаил Диченко 31 марта 2018 г. 13:55

      Мировые религии и этические системы: середина и крайности

      В разные годы в разных странах проводились исследования связи религиозности человека и его поведения. И порой получались шокирующие результаты: например, среди воров и убийц религиозных людей оказывалось больше, чем среди законопослушных обычных граждан общества. Опровергался миф о «религиозном законопослушном» человеке. Другие исследования не могли установить однозна...
      4225
      Михаил Диченко 24 марта 2018 г. 13:16

      Новый взгляд на мировые религии и этические системы: вероятностное мышление против уверенного

      «Я не хочу быть христианином,как не советовал и не хотел бы, чтобы были браманисты, буддисты, конфуционисты, таосисты, магометане и другие.Мы все должны найти, каждый в своей вере, то,что общее всем, и, отказавшись от исключительного, своего,держаться того, что обще»Лев Толстой.Мы знакомы с данными социологических опросов, которые говорят о том, что мусульман в мире с...
      3378
      Михаил Диченко 17 марта 2018 г. 15:01

      Ограниченно-пропорциональная демократия

      Почти целиком две главы (17 и 18) в своей замечательной книге(«Критическая масса») Ф. Болл посвятил разбору результата состязаний компьютерных программ, созданных для решения известной в теории игр «Дилеммы Заключенного». В результате этих чрезвычайно интересных экспериментов подтвердилась эффективность срединной стратегии, избегающей крайностей. Программа-победительн...
      3175
      Михаил Диченко 10 марта 2018 г. 12:02

      Что общего между Конфуцием, Платоном, Буддой, Христом, Джефферсоном, Марксом и Гитлером?

      Выбирать себе правительство вправе лишь те люди,которые постоянно находятся в курсе происходящего.(Томас Джефферсон)Платон считал лучшей формой правления «аристократию» – власть лучших людей. Конфуций – власть «ученых». Будда считал «просветленных» лучшими людьми. Христос призывал всех стать добрее, милосерднее – то есть лучше. Маркс считал, что люди труда лучше богач...
      7053
      Михаил Диченко 23 февраля 2018 г. 08:53

      К 100-летию Брестского мира и Красной Гвардии: ошибки Википедии

      Привожу факты, поясняющие величие политики большевиков в Брест-Литовске и вдобавок разрушающие ещё один миф о Троцком – осуждение его позиции «мира не заключать, армию распустить».24 января 1918г. ЦК обсуждает предложение Ленина о мире: за позицию Троцкого проголосовало 9 человек, против – 7(Протоколы ЦК РСДРП, авг1917-фев1918, М., 1958, С.173). Ленин снова не смог уб...
      3810
      Михаил Диченко 16 февраля 2018 г. 18:34

      Ленин и Троцкий: различие и единство

      Лондон, 2 марта 1903г., письмо Ленина Плеханову с настойчивым требованием принять в члены редакции «Искра» 23-х-летнего Троцкого(тогдашняя партийная кличка - Перо):«Я предлагаю всем членам редакции кооптировать «Перо» на всех равных правах в члены редакции… Человек, несомненно, с недюжинными способностями…» (Ленин, ПСС, т.46, с.277)Москва, 21 год спустя, через 8 дней...
      11122
      Михаил Диченко 10 февраля 2018 г. 11:24

      1917: постепенный открытый и мирный переход власти к Советам.

      В 1917г. Троцкий объединился с Лениным. Меньшевик Суханов в своих знаменитых «Записках о революции» образно выразил общее мнение современников: до этого объединения у большевиков было только одно солнце. Все остальные большевистские лидеры были лишь планетами вокруг Ленина.(Суханов «Записки о революции», книга 3, глава 1) Есть люди, которые умеют организовывать других...
      5165
      Михаил Диченко 3 февраля 2018 г. 08:46

      Как Сталин повторял за Троцким и поддерживал его, когда тот был вождём: «Переместить центр мировой революции из Москвы в Берлин»

      «…она (воля пролетариата – М.Д.) должна выразиться в провозглашении автономии национальной территории внутри государственных национальностей в борьбе за соединенные штаты Европы…» (Письмо Л.Б. Розенфельду 5 февраля 1916 года/Сталин И.В. Cочинения. – Т. 17. – Тверь: Информационно-издательский центр «Союз», 2006.)«…в нашей революционной борьбе мы должны опираться на три...
      4098
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика