Вопрос о том, существовали ли в Азии такие девушки-воины, которые стали прототипами героинь известных фильмов и мультфильмов, является предметом постоянных споров и обсуждений.
Великие женщины в истории народов
В целом, если смотреть в широкой исторической перспективе, то сама легенда о женщинах-воинах имеет именно азиатское происхождение. Разумеется, в Европе также были свои примеры великих женщин, которые весьма активно занимались политической деятельностью. Здесь можно вспомнить английскую королеву Елизавету, Екатерину Великую, Марию Терезию и т.д. В России можно отметить кавалерист-девицу, которая переоделась в форму гусара и пошла на войну с Наполеоном в 1812 году.
Но если говорить именно о женщинах-воинах и даже о целых военных подразделениях, состоявших исключительно из представительниц прекрасного пола, то в этом случае корни уходят в Азию.
Возникает вопрос, существовали ли такие народы, в которых женщины систематически участвовали в войне, занимали командные посты и сражались наравне с мужчинами. Ведь вряд ли это можно считать женским делом. Не в смысле равноправия, о котором тогда еще никто не говорил. Просто так задумано природой, что у мужчины и женщины совершенно разные жизненные задачи. Физическая активность, сила, добыча пропитания – эти качества относятся к мужскому полу. А роль хранительницы очага и воспитания детей – традиционно женская. Попытки нарушить этот закон обычно ни к чему хорошему не приводили.
Но любое правило знает исключения. Например, активную роль женщин можно увидеть у вьетнамских народов юго-восточной Азии. Известны три сестры Чонг (Тонг), которые были предводительницами в первом восстании вьетнамского народа против китайских поработителей и добились победы, пусть и временной, над могущественной Китайской Империей.
Очень важную роль играли женщины и в Японии. Там известны женщины-самураи, которые по-японски произносятся как «онна-бугэйся».
У славянских народов также есть свои примеры женщин-воинов. Существовало племя «поляне», которое сражалось в поле. Их считали своеобразными пограничниками. Женщин в этом племени называли «поленицами». Их можно сравнить с греческими амазонками, теми самыми, о которых складывают мифы. Например, о том, что амазонки отрезали себе одну грудь, чтобы было удобнее стрелять из лука.
Реальной же основой для легенды об амазонках является сарматский обычай, по которому молодая девушка не могла выйти замуж, пока не привезёт голову убитого ею врага. Кто же был этот враг, которого должна была одолеть юная сарматка, чтобы соединиться в браке со своим любимым мужчиной? Это были скифы. Сарматы вели истребительную войну против скифских племен, учинив им самый настоящий геноцид.
Таким образом, практически в каждой народности были те или иные примеры воинствующих женщин. Но были среди них персоны, которые заслуживают отдельного внимания. Такой является славная монгольская царица, настоящая женщина-воин, о которой и пойдет речь ниже.
Хутулун – принцесса-воин.
Все знают сагу «Кольцо нибелунгов». Это скандинавско-германский эпос, в котором одним из самых ярких персонажей является знаменитая богатырша Брунгильда. Она отказывалась выходить замуж за любого мужчину, который не сможет победить её в единоборстве. Она побеждала всех, пока Зигфрид, великий герой, не одержал над ней верх в бою.
Но мало кто знает, что в реальной истории Великой степи была реальная девушка, которую звали Хутулун, праправнучка Чингисхана и дочь последнего паладина монгольской воинской славы Хайду. Хутулун именно так выбирала себе женихов. Она вступала с ними в единоборства, побеждала их, а в награду забирала себе сто лошадей за каждое поражение. Как итог, у нее не было мужа, но была конная армия, численностью более 10 000 лошадей.
Кто же такая Хутулун? Она была единственной дочкой великого полководца Хайду, у которого кроме нее было 14 сыновей (по другим сведениям, их было 24). Росла Хутулун среди мальчишек, испытывая на себе все прелести монгольского воинского воспитания. Она отличалась невероятной физической силой и умением сражаться. Тем самым она представляла собой яркий пример женщины-богатырши.
Марко Поло, известный путешественник, оставил о ней достаточно большой рассказ, настолько она его поразила. Он описывал ее, как нечто удивительное, встретившееся ему на пути во время пребывания в Высокой Азии. Он писал: «У царя Кайду была дочь. Звали ее по-татарски Ангиарм. А по-французски это значит «Светлая луна». Была она очень сильна. Не было в целом царстве ни юноши, ни витязя, кто мог бы ее побороть. Побеждала она всех. Отец хотел выдать её замуж, а она этого не желала. И сказала, что не выйдет замуж, пока не сыщется такой витязь, который победил бы её. Разрешил ей отец выходить замуж по собственному выбору. Обрадовалась царевна этому решению и возвестила по разным странам, что выйдет замуж только за того, кто захочет с нею побороться и победить её. Узнали об этом во многих странах и землях, и много благородных юношей из разных стран приходили испытать счастье». Далее Марко Поло описывает, как происходило само испытание. В огромном зале собиралось огромное количество мужчин и женщин во главе с царём Хайду. Затем в центр зала выходила принцесса Хутулун в расшитом сандальном платье. Туда же выходил и претендент на руку и сердце. Было условлено, что если победит юноша, то он может взять себе в жёны царскую дочь. Если же победит Хутулун, то проигравший обязан отдать царевне 100 коней.
Таким образом принцесса завоевала себе около 10 000 коней, и не находилось витязя, который смог бы ее одолеть.
Продолжалась эта история примерно до 1280 года. Хутулун отказывалась выходить замуж, и это привело к тому, что по Великой степи поползли неприятные слухи. Якобы принцесса не выходит замуж потому, что находится в противоестественной связи со своим отцом Хайду. Естественно, подобные слухи распускали враги монгольского полководца, который отчаянно сражался на нескольких фронтах: против великого хана Хубилая и хулагуидов в Иране. Пусть это и сплетни, но они были очень опасными.
Часто в истории случается так, что черная легенда о какой-нибудь известной личности живёт гораздо дольше самого человека, которого призвана была очернить. Можно вспомнить Юлия Цезаря. Его политические противники распространяли слухи о том, что Цезарь – гомосексуалист. И как он не старался развеять эти слухи, вступив в связь практически со всеми женщинами города Рима, ничего не вышло. Прошли столетия, а черная легенда до сих пор жива и периодически бросает тень на имя великого полководца.
Поэтому Хайду понимал, что такие слухи очень опасны. Он предложил своей дочери поддаться очередному искателю её руки. Им оказался представитель одной из правящих династий Монгольских ханств. Он был хорош собой, приятен взгляду, статен и силён. Все вокруг хотели, чтобы он победил, кроме самой Хутулун. Она вышла на борцовский ковёр и повалила прекрасного принца, а затем забрала у него не 100, а 1000 лошадей.
Для того, чтобы прекратить распространение сплетен, Хайду в конце концов заставил свою дочь выйти замуж за одного из своих нукеров, который распоряжался его конюшней. Брак этот оказался удачным. У Хутулун родилось двое детей. Но она продолжала ходить в походы со своим отцом, участвовать в битвах и защищать Хайду. Марко Поло писал, что Хутулун неоднократно в сражениях захватывала в плен многих храбрых витязей и богатырей, приводила их в свой лагерь и бросала к ногам любимого отца.
В 1301 году великий хан Хайду погиб. Его дочь стала хранительницей священной территории, где был похоронен отец. Так же, как и в случае с могилой Чингисхана, это место было объявлено заповедным.
На какое-то время Хутулун пропала из виду. Объявилась она тогда, когда началась междоусобная борьба среди претендентов на трон государства. Царевна поддержала своего родного брата Уруса. А правитель Чигатайского улуса Дува выступил в поддержку другого сына Хайду, которого звали Чапар.
Урус и Хулутун проиграли в борьбе, и на трон взошел Чапар. Через какое-то время правитель Дува захватил улус Хайду. С мужскими представителями династии Хайду Дува обошелся весьма гуманно. Он захватил их в плен и поселил рядом со своей ставкой, выделив им небольшие владения для содержания. Хутулун же представлялась победоносному полководцу крайне опасной, поэтому с ней он поступил безжалостно. В 1306 году великая принцесса была убита.
Но слава о ней не умерла, а продолжила жить во многих произведениях искусства и фольклора. Сначала монгольского, а затем и европейского.
Наследие Хутулун в искусстве
История об удивительной женщине-воительнице дошла до Европы, благодаря Марку Поло. В XVIII веке итальянским композитором Джакомо Пуччини была написана замечательна опера «Принцесса Турандот», прообразом которой являлась Хутулун. Впервые опера прозвучала на сцене известнейшего итальянского театра Ла Скала в Милане. Это произошло 25 апреля 1926 года, но произведение популярно и по сей день во многих оперных театрах мира.
Также Хутулун, пусть в несколько искаженном виде, появилась и в литературе. Французский ученый Франсуа пти де ла Круа изучал биографию Чингисхана. На ее основе ученый выпустил книгу басен и сказок, в которой среди прочих персонажей была дочь монгольского императора Китая. Её звали Турандот. В отличие от истинной монгольской принцессы, героиня сказки сражалась с желающими завоевать её сердце в интеллектуальном, а не в реальном бою.
В современном искусстве Хутулун появляется в графическом романе американской писательницы Молли Остертаг «Хутулун: принцесса-борец».
А в 2014 году на экраны вышел сериал «Марко Поло». В нём также присутствуют исторические персонажи великого монгольского полководца Хайду и его прекрасной дочери.
Также известно, что Хутулун рассматривалась диснеевскими мультипликаторами в качестве героини одного из полнометражных мультфильмов. Однако этого не случилось, так как монгольскую воительницу посчитали слишком сильным и независимым образом для диснеевской принцессы.
Еще один интересный факт, который заслуживает особого внимания. До сих пор у монгольских борцов сохранилась традиция во время боя одевать рубаху-распашонку «зодог», у которой открыта грудь. Таким образом противники демонстрируют друг другу то, что они мужчины, а не женщины.
После боя победитель исполняет ритуальный танец, в конце которого он медленно разводит руки и демонстрирует грудь. Историки сходятся во мнении, что этой традицией мужчины-борцы отдают дань уважения самой известной в монгольской истории женщине-воину.
Таким образом нельзя говорить, что женщины в средние века не играли политической роли. Монгольские женщины – исключение. Они всегда были свободными, и их роль была велика не только в управлении владениями мужей и отцов, но зачастую и в бою. Прекрасным примером этого и является великая и легендарная воительница Хутулун.
Оценили 13 человек
24 кармы