• РЕГИСТРАЦИЯ

Скифские и аланские имена монгольских ханов

66 28699

Прародительницей всех монголов Чингис-хана была женщина по имени Алан-хоа, часто в источниках ее называют просто Алан-хо (хо – сестра, осет.). О том, что она была аланкой не сомневаются ни академик Б.Я.Владимирцов, ни Л.Н.Гумилев, ни Г.В.Вернадский и др.

Прадедом Чингис-хана был Кабул-хан (хъабыл – достойный, осет.), дедом – Бардан (бардан – чувал для шерсти, осет.). Как известно, сам Чингис-хан имел детское имя Темуджын. Академик Владимирцов, пытаясь объяснить это имя, использовал китайское слово «фуджин», обозначающее царицу.

Да, действительно, слово уджин (уджын) присутствует и в имени матери Чингис-хана – Хоэлун-уджин, его супруги – Борте-уджин, его дочери Уджин. Конечно, для китайцев начала 13 века представители рода Чингис-хана были царями и царицами, однако в летописи Рашид-ад-Дина [Т.1,Кн.1,стр.170] есть простой воин из племени арулат, который тоже Уджин и не только он. Получается, что он тоже царь? Нет, конечно. А это значит, что слово уджин для немонголов имело только эмоциональную окраску и совершенно не отражало смысла этого слова.

Ответ на эту загадку дает «Сокровенное Сказание», которое рассказывает о матери Чингис-хана: «Воспитывая своих малых детей бегала по Онон-реке и вниз и вверх. Смелая, возможно и счастливая, не простая, причастная миру духов, от роду мать-Учжин»[ § 75].

Это слово с осетинского языка обозначает духовный, душевный – удджын, а имя Темуджын состоит из личного имени Темо и характеристики – духовный, душевный. Понятно, что воин из племени арулат, который был тоже Уджин, видимо, был славным и добрым малым.

Как известно, у Чингис-хана сыновей от первой супруги Борте было четверо. Был и пятый сын Кулкан, рожденный от меркитки, который наравне с детьми Борте мог претендовать на отцовское имущество. Но он погиб при нападении на русские княжества. Все эти сыновья носят аланские (осетинские) имена, зафиксированные в книге доктора наук, историка, этнографа З.Д.Гаглойти «Осетинские имена и фамилии». Эта книга была написана в прошлом веке, когда советская историческая наука очень тщательно подходила к любому научно-исследовательскому труду, на раннем этапе пресекая любую фальсификацию. Надо сказать, что 439 имен в моей книге «Чингис-хан.Аланский след» дублируют эти имена. И если большинство имен в книге З.Д.Гаглойти осетинские, то некоторые из этих имен находятся в пограничном состоянии. Их использовали и скифы, и сарматы, и аланы, многие из этих имен были у осетин до начала 20 века, но есть имена, используемые и сегодня. И совершенно очевидно, что эти же имена использовали и монголы Чингис-хана. Не только представители монгольской элиты имели эти имена, но и обычные воины монгольских племен. Но каждое слово нуждается в доказательстве. Давайте разбираться в этих именах.

Старшим сыном Чингис-хана был Джочи. В некоторых источниках его называют Дзоцци. По летописи, он получил это имя, потому что быстро родился. Имя Дзоццæ – осетинское, а дзоццæг – на корточках. Теперь понятно как родила своего сына Борте. Но родственники часто называли его Тоссук-кан [Карпини, Гл.6. С.22.], подчеркивая его мягкий характер. Есть имя Тассо (осет.), но слово тасæн – поддаваться, возможно, отражает его характер в лучшей степени.

Вторым сыном был Чагатай, которого часто называют Олджайту-хан. Это не имя, а титул, который часто встречается у других чингизидов. Сама летопись монголов была начата при Газан-хане (гъазæн – весельчак, осет.) и завершена при Олджайту-хане (алдзæн – славный, осет.).

Третьего сына Чингис-хана называли Уге. Было ли это имя его настоящим детским именем сложно сказать. Но это имя источник объясняет словом «вознесение». Несмотря на то, что имя Уге есть в книге З.Д.Гаглойти, нас все-таки больше интересует причина, по которой это имя может быть связано с чем-то удивительным и возвышенным. Сегодня символом современной Осетии-Алании является танец симд. Но в древности аланы знали еще один танец¸похожий на симд. Он назывался уге. Уге исполняли при свете костров. В танце возникала сплошная круговая стена из первого ряда мужчин. Они брали друг друга за пояс и медленно, против часовой стрелки, а потом по часовой стрелке двигались под аккомпанемент плавно, синхронно. К ним на плечи становились другие. Такая конструкция могла состоять даже из четырех ярусов, вращающихся в танце людей. В представлении могло принимать участие до 200 человек. Со стороны это смотрелось безумным вихрем людей, улетающих вместе с искрами костров в звездное небо. Вот вам и вознесение.

Самым младшим из сыновей Чингис-хана и Борте был Тула. Мало того, что имя Тула есть в уже упомянутой мной книге З.Д.Гаглойти, оно еще и переводится (тулæ – темечко). У Тула было несколько прозвищ. Все они легко объясняются с осетинского языка. Екэ-нойон (йæхи – свой собственный, найæн – брод, переправа; т.е. Тула называли собственным бродником) и Илуг-нойон (илуг – удила, т.е. удила брода). Поэтому понимание слово нойон, как какой-то неизвестный воинский чин, абсолютно лишено логики. Это сегодня для переправы современная армия может быстро наладить мосты, использовать корабли и специальные плавсредства. Но в 13 веке средневековые монголы были лишены таких возможностей. Поэтому в каждом подразделении были специальные люди, знающие динамику реки. Они могли без серьезных потерь переправить на другой берег людей и животных. И Тула был одним из них.

Внук Чингис-хана Бату, сын Джочи, носящий средневековое аланское и осетинское имя Бата, назвал своего сына Сартак (Сартактай), а это имя скифское, в переводе обозначает легкомысленный. И этот Сартак вдруг побратался с русским князем Александром Невским, мать которого была аланкой, говорят благоволил христианам и даже крестился. Так говорят. Внук Бату от его сына Сонкура, его впоследствии казнил Хулагу, носил имя Тутар, как и покровитель волков Нартского эпоса осетин. Вообще имен из Нартского эпоса осетин у средневековых монголов много: Адал (Адыл), Алаг, Бора, Каджи, Маркуз,Тарагъан, Тох и др.

Внук Чингис-хана Хулагу, сын Тула, в источниках упоминается как Хоалон. Старший сын его Абага (алан.имя), другой Тогай-Тимур – кровавый Тимур; еще один сын Хулагу Тарагай (погонщик), другой Йисудер (чистая душа). Одна супруга Хулагу Йисуджин – истинно духовная в пререводе с осетинского, другая Нокаджын – т.е. новая почетная.

Родной брат Хулагу Ариг-Бука носил имя Ариг, как и сын скифского царя Ариапита – Ариг (ариаг – небесный, осет.). Второе его имя Бука – аланское.

Родной брат Хулагу и Ариг-Буки Мунке, но правильно так, как называет его Рубрук – Мангу-хан и Мангау-хан (манг – хрусталь, мангау – хрустальный, т.е. чистый, осет.) вообще назвал одного своего сына Асутай. А асутами монголы называли алан, а другого Урунг-таши. Где урунг – грозный,осет., Тъаси – аланское имя. Сын Хубилая носил имя Туган, это имя и сегодня распространено в Осетии-Алании.

Обращает на себя внимание тот факт, что большинство близких родов средневековых  монголов Чингис-хана давали своим сыновьям древние аланские, сарматские и скифские имена. Сармато-аланские имена монгольских воинов, происходящих из монгольских племен: Абага, Аддак(это имя часто встречается, например, сын Байджу –найона из племени йисут был Адак), Аргун (монгольский эмир Аргун, отец которого продал его по летописи за бедро говядины), Бадай, Бата, Бала, Бука (Букой был и царь языгов 5 века), Буркан и Буракан (имя Буракан было у аланского князя, который оказал жестокое сопротивление при нападении монголов на Аланию) , Джебе, Дзудзи, Еки, Кусар, Кусу, Какуча и т.д.

Целый ряд имен монгольских военачальников, опять же происходящих из монгольских племен, вызывает вообще изумление: Аландар, Алан-удур, Асу-нойон, Асутай, Туган, Саба, Сарабан, Катан, Ур-хан, Сали и т.д.

Атабеком Гуюка, сына Угедея был Кадак (кадæг – эпическая поэма, осет.). Видимо рассказывал маленькому Гуюку древние предания. У правнука Гуюка, которого звали Сусе (сусæг – тайный, секретный, осет.) сын имел имя Сэнгэбан, с оборотным «э» в источнике, как и царь алан 5 века Сангибан, конница которого одержала решающую победу над гуннами Атиллы 15 июня 451 года на Каталаунских полях. И это одно и тоже имя!

Скифские имена носили монгольские воины, происходящие опять же из монгольских племен: Алинак, Адзиаг, Бадак, Тархъан, Таргитай (Таргитай-кирилтух), Тохта, Тура, Борак, Бури (который вместе с Гуюком собирался поколотить Бату, за что оба были наказаны Угедеем), Ширак и др. Многие имена легко переводятся с осетинского языка, другие имеют в основе культ (Кутук, Кутуген или Тулун-Джеры, имя древнего предка Борте-чине несет на себе культ. Это не чине а Ичъина – аланский культ).

Предположения некоторых осетинских лингвистов о некоторых заимствованных именах осетин не выдерживает никакой критики.

Имя даже сегодня – визитная карточка любого народа. И сегодня в 21веке родители тщательно выбирают имя своему ребенку, что уж говорить о Средневековье!

Сложно представить, чтобы аланы, которые так и не были покорены монголами, вдруг стали давать своим детям, причем в общем едином порыве, этнически чуждые имена завоевателей, тем более ввели некоторые из этих имен в свой Нартский эпос осетин. И эти имена носят положительные герои эпоса. Славяне, которые близко контактировали с монголами столько столетий, не меняли своим детям имена! Сложно представить, чтобы монголы, живущих за тысячи километров от Средневековой Алании, заимствовали скифские и аланские имена с древности, предполагая, что в 13 веке они все-таки появятся на ее территории, а их имена будут радовать слух алан. Кстати Аланию монголы так и не покорили окончательно. Нельзя сказать, что это для них была невыполнимая задача. Это сделал среднеазиатский воитель Тимур, который никогда чингизидом не был. Он просто женился на женщине из чингизидов, чем запутал всю историю. Имена средневековых монголов и средневековые имена алан, которые зафиксированы в источниках 1, 2, 3, 5,7,11 веков; в 13 и 14, и позже у осетин являются общими для этноса, имеющего связанную историю, традиции, материальную культуру, веру, но разную пассионарную стадию развития. Конечно, об именах можно было бы говорить еще очень долго, но не менее интересны титулы монгольских ханов, многие из которых даже по аналогии так никто и не объяснил. Но об этом в следующий раз. 

статья составлена по книге "Чингис-хан. Аланский след" Джиоевой З.Э.

(При копировании материалов сноска на автора и сайт обязательна).

картина на заставке "Симд нартов" Азанбек Джанаев.

для тех,кого интересует тема Чингис-хана, предлагаю посмотреть и другие статьи

https://alanikac.cont.ws/

    Грядущее мятежно, но надежда есть

    Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

    Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Zalina Dzhioeva 26 декабря 2020 г. 19:21

      КРОВЬ ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ОРДА

      Для большинства средневековых монгольских племен родство по крови было основой доверия. Слово «тог» дигорского диалекта аланского (осетинского языка) и «туг» иронского диалекта, означающие кровь, встречаются в мужских антропонимах монголов Чингис-хана  достаточно часто: Тогай-Тимур (тог ай ̶ своя кровь), сын Хулагу; Туган (Тугъан ̶ осет. имя; туган ...
      313
      Zalina Dzhioeva 21 августа 2020 г. 09:08

      Кто такие " чины" в летописях. Борте- чинэ монголов.

      По поводу работы профессора  Т.А.Гуриева "ХАТИАГ АВЗАГ" Нартского Эпоса. Вопрос об этом "загадочном" языке и народе чины. Т.Гуриев писал :" В Нартиаде он предстанет языком народа, обитавшего далеко от нартов, где-то за морями и пустынями. Так какому же народу принадлежит хатский язык? Все указывает на то, что первоначально он обозначал язык китайцев.Создател...
      746
      Zalina Dzhioeva 1 сентября 2019 г. 18:39

      ОПЯТЬ НА ГРАНИ? ГРУЗИЯ И АЛАНИЯ?

      Есть несколько способов получить желаемые политические и экономические дивиденды. Одним из них является систематическое извращение общеизвестных фактов, которые, казалось бы, невозможно рассмотреть иначе, но нет предела для тех, кто путем манипуляций, истерии, подтасовки и детальной прорисовки образа бесконечного противника и врага, пытается воздействов...
      359
      Zalina Dzhioeva 5 января 2019 г. 19:24

      небольшая историческая справка

      Аланский элитный корпус в 1302 году, оставшись под командованием Михаила IX , сына императора, уклонился от войны с турками и был обнаружен. Прошел год. Аланы под предлогом того, что они не привыкли столь долгое время быть в регулярной армии, попытались уйти. Михаил смог удержать их только на три месяца после чего они все по команде встали и ушли, оставив Михаила без ...
      768
      Zalina Dzhioeva 15 ноября 2018 г. 15:38

      история средневековых монголов прояснилась

      В старейшем журнале по истории "Вопросы истории"за 2018 год N 6 вышла моя первая статья, которая, как и полагается для журнала при Российской Академии наук, прошла серьезное рецензирование. Статья называется "Этимология и структурные особенности антропонимов монголов Чингис-хана".Что же удивительного в этой статье по сравнению со множеством статей про средневековых мо...
      892
      Zalina Dzhioeva 17 декабря 2017 г. 21:29

      Сны разума Германа Садулаева или как рождается провокация

      Недавно в известном своими провокационными, а часто не имеющими ничего общего с логикой, наукой, да и вообще здравым смыслом статьями, за которые редакция Центра Льва Гумилева не несет даже моральной ответственности, т.к. сразу предупреждает, что мнение «центра» и автора может быть разным: пиши, что хочешь, хоть оплевывай, мы не имеем к этому отношения, ̶ вышел пас...
      1614
      Zalina Dzhioeva 29 октября 2017 г. 16:45

      О ХРИСТОСАХ, КРЕСТАХ, ЕССЕЯХ И ЦАРЕ ИРОДЕ ИЗ АСКАЛОНА

      В Греции первые христосы появились еще в архаический период (VIII-VI в. до н.э.). Наиболее известным из них был Пифагор (VI в. до н.э.), получивший посвящение у магов Египта и перенявший эзотерические знания от жрецов Персии и Индии. Он создал этико-философское учение, близкое к зороастризму и буддизму, где дал убедительную аргументацию верности асской концепции едино...
      2524
      Zalina Dzhioeva 23 июля 2017 г. 22:12

      клятва на чаше с кровью

      Скифо-аланская вера является ритуальной, что предполагает использование определенных объектов: чаши, рога животного, черепа убитого врага в сакральных целях для молитвы, связывающей человека с высшей сущностью, дарующей ему силу, как телесную, так и духовную, очищение и веру в возможности, посланные свыше. Равновесие, которое должно быть достигнуто между отдельным че...
      1758
      Zalina Dzhioeva 19 июня 2017 г. 18:13

      Правда и ложь названия "Сокровенного сказания"

                «Юань-чао би-ши» ̶ самый древний письменный памятник периода монгольской империи Чингис-хана. Попробуем еще раз разобраться в переводе на русский язык его названия исходя из предпосылки, что средневековые монголы принадлежали к ираноязычному миру и говорили на скифо-аланском языке. Основанием для такого утверждения послужил перевод...
      3980
      Zalina Dzhioeva 17 апреля 2017 г. 22:26

      На странных берегах исторического инакомыслия

      Ну вот и РИНЦ. И в ВАК скоро появятся статьи. Чуть позже размещу полностью, а пока могу дать ссылку для желающих ее прочитать.Она,конечно, многих удивит. Очень, потому что об этом никто еще никогда не писал и, тем более, не объяснял! Статья имеет прямое отношение к нашему разговору.  http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=921199&show_refs=1&pub...
      10067
      Zalina Dzhioeva 13 января 2017 г. 00:16

      ГИДРОНИМЫ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МОНГОЛОВ

      В понимании современных ученых, как и авторов прошлого века, изучавших и изучающих историю средневековых монголов, понятия, которые обозначают водные преграды, объясняются для них довольно просто. Им кажется, что если современные монголы сохранили название, отдаленно напоминающее слово «мурэн» в значении река, то это и является настоящим переводом. Но не стоит заблужд...
      7959
      Zalina Dzhioeva 29 сентября 2016 г. 22:31

      Почему средневековым монголам удалось покорить мир?

      Для того чтобы понять почему средневековым монголам удалось покорить и удержать в подчинении вполне цивилизованные и сильные государства, нужно вернуться ненадолго к истокам монгольского общества. К XII в. у «светлых» монголов (этот термин мы применяем, чтобы четко разделять этнический состав, как это было объяснено в прошлой статье) уже сложилась военная аристократия...
      2139
      Zalina Dzhioeva 16 сентября 2016 г. 20:36

      Чингис-хан.Возвращаясь к проблеме происхождения.

      XIII в. вошел в мировую историю как век завоевательных походов и образования огромной империи Чингис-хана. Историческая наука, так и не разобравшись с главными вопросами – какой язык являлся родным для монголов Чингис-хана, к какому антропологическому типу принадлежал этнос завоевателей – пошла более простым путем: стала искать решение проблемы по принципу «там, где ...
      2512
      Zalina Dzhioeva 23 июня 2016 г. 16:43

      ВКУСОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МОНГОЛОВ

      При исследовании этой темы я ставила перед собой следующую задачу: доказать, что вкусовые предпочтения средневековых монголов корнями уходят в далекое прошлое к их предкам-скифам, сарматам и аланам. Какая любимая еда могла быть у людей, владеющих несметным количеством быков, верблюдов и лошадей? Конечно же, мясо, молоко и все производные из него: кумыс, простокваша, ...
      2105
      Zalina Dzhioeva 23 июня 2016 г. 16:23

      скифо-сарматские осколки

      В мире существовало несколько названий народов, которые все нас приведут к одному этносу, т.е. исторически образовавшейся группе людей, объединенных общими языковыми, культурными признаками, верой. Именно этот этнос был самым продвинутым, просто в разные промежутки исторического бытия назывался по- разному: скифы,саки, массагеты, сарматы, аланы, саи, роксаланы, языги,...
      1196
      Zalina Dzhioeva 13 июня 2016 г. 23:06

      Неожиданное объяснение слова "хан"(каан)

      Всегда считалось, что понятие "хан"- это всего лишь титул. Если попытаться прояснить само слово "хан ", то мы не найдем ничего, кроме следующего: тюркский и монгольский титул в средние века и новое время, вождь племени, государь. В Монгольской империи ханами называли правителей улусов. Так это понятие объясняется в словарях Ожегова, Ефремова и др.Собственно, и интерне...
      2090
      Zalina Dzhioeva 12 июня 2016 г. 23:49

      Правила застолья средневековых монголов и современных потомков алан очень похожи

      Все аспекты жизни средневековых монголов Чингис-хана были строго регламентированы определенными правилами, традициями и суровыми законами. Более того, в своей повседневной жизни монголы придерживались строгих правил этикета. Особенно наглядно это проявлялось во время застолья. Самым почетным местом у монголов Чингис-хана был центр стола. За ним шла правая сторона, а п...
      9342
      Zalina Dzhioeva 18 мая 2016 г. 21:24

      Джочи - сын Чингис-хана

      Старшего сына Чингис-хана называли Дзоцци[1] (Дзоцци – осет. имя) и Tоссук-кан[2] (Тассо – осет. имя), тасан – поддаваться. Джочи-хан имел очень мягкий характер, о котором знали все. Кроме того, летопись рассказывает, что его внезапное появление на свет и определило его первое имя, стоящее в источниках как Дзоцци, просто мать родила его на корточках (дзоццaг, осет.)....
      2019
      Zalina Dzhioeva 2 мая 2016 г. 22:18

      Новый перевод "Чингисова камня".

         "Чингисов-камень" - это стелла с надписью старомонгольским письмом. Толмачи рассмотрели на ней имя Чингис-хана. Поэтому этот камень стал так называться. Считается, что старомонгольская письменность появилась в результате адаптации староуйгурского алфавита. Но вот что интересно. Сам уйгурский алфавит восходит через согдийское письмо к сирийскому алфавиту...
      1819
      Zalina Dzhioeva 24 апреля 2016 г. 22:07

      Чингис-хан был скифо-аланом

       Когда я смотрю политические ток-шоу и слышу пренебрежительные реплики «просвещенных» европейцев в адрес народов России по поводу причастности к «монгольской Орде» (читай – примитивности, варварству, агрессивности), я сожалею, что не могу предъявить этим людям результат исследований, представленный в моей книге...Итак:     XIII в. вошел в миров...
      19835
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика