• РЕГИСТРАЦИЯ

Почему средневековым монголам удалось покорить мир?

17 2139

Для того чтобы понять почему средневековым монголам удалось покорить и удержать в подчинении вполне цивилизованные и сильные государства, нужно вернуться ненадолго к истокам монгольского общества.

К XII в. у «светлых» монголов (этот термин мы применяем, чтобы четко разделять этнический состав, как это было объяснено в прошлой статье) уже сложилась военная аристократия, армия строилась по родовому признаку, как у скифо-сарматов. Каждый воин был членом рода и решения, принимаемые на общем собрании, были обязательны для выполнения. Вожди племен знали все слабые и сильные стороны своих воинов, поэтому во время войны могли использовать весь потенциал по максимуму. Храбрых и сильных воинов называли «бахадур» [1](бæгъатæр – герой, храбрец, богатырь). Это древний скифо-сарматский титул, о котором писал академик В.Абаев. Слово вошло и в русский язык (богатырь).

Если вдуматься в смысл названий племен, переведенных с осетинского (аланского) языка, ведущих свое начало от Алан-хоа (т.е. «светлых» монголов), станет ясно, что половина из них имеет название – похвалу человеческим достоинствам: артакан – закаленные огнем; барулас – облаченные властью, волевые; будат – духовно-религиозные; йисут – истинные, достойные; никус – на нас равняются, образцовые; сиджиут – призывающие к чему-либо, активные; урут – твердые, надежные; нутакин – те, кому можно доверять; хуин-ирген – примиряющие; чинос – отправляющие религиозный культ; хонгхоиот – уважаемые. Вероятно, «светлым» монголам было присуще еще одно редкое человеческое качество – объективность. Иначе как можно объяснить названия, которые были даны шести близкородственным племенам: адаркин – чужие, безразличные, а значит, ненадежные; бесуд – всей душой с имуществом, т.е. меркантильные; салджиуд – равнодушные; дуклад – наносящие ущерб; дурбан – препятствующие. Здесь мы видим не просто стремление называть вещи своими именами, но и презрительное отношение к тем, кто потворствовал своим низменным инстинктам, не стремясь к духовно-нравственному росту. Перевод на русский язык наименований племен показал, что само название становилось для одних – наградой, для других – наказанием, третьи получали некий ориентир, о котором не следовало забывать при взаимодействии с первыми или вторыми. Если название племени производило впечатление «награды», его приходилось подтверждать всю жизнь достойными поступками, не роняя достигнутой планки. Такое становилось возможным лишь при условии, если каждый монгол заботился об авторитете племени в целом, а племя отвечало за поступки каждого своего члена. Труднее всего было восстановить утраченное доброе имя. Справедливость русской поговорки «береги честь смолоду», видимо, в полной мере не на словах, а на деле испытывали члены племен с подорванной репутацией и презрительным названием-клеймом.

Монголы Чингис-хана были воспитаны в рамках определенных социальных правил и норм: глубоко почитали своих родителей и старших членов семьи, племени и рода, были скромны и даже аскетичны в еде и выпивке. В застолье придерживались строгих правил этикета.

Важную эмоционально-смысловую и воспитательную нагрузку носили имена, титулы и прозвища. «Светлые» монголы имели несколько имен: одно имя давалось при рождении, с возрастом имена менялись и превращались в слова-характеристики, которые наиболее полно отражали свойства темперамента, пристрастия, индивидуальные качества человека, иногда преображаясь в прозвища.

Средневековые монголы верили в единого Бога. Кроме Бога они поклонялись одиннадцати природным духам. Это была стройная система со своими праздниками и культами, поэтому ни о каком шаманизме, примитивном язычестве или тибетской черной вере не может быть и речи. Монголы Чингис-хана верили в жизнь после смерти, ежедневно почитали своих мертвых, поэтому к смерти на поле боя относились как к лучшему выбору любого отважного воина. Храбрость, выдержка, бесстрашие, возведенное в культ, поддержка сторонников составляли кодекс чести «светлого» монгола, знавшего, что о его героизме и доблести будут помнить его сыновья и внуки, все, кто был с ним знаком, и тот, кто не был.

К своим воинам Чингис-хан относился бережно. Погибших привозили в Орду (æрдæ – пол, биол.;осет) и устраивали поминальные церемонии. Идаджи (идæдз – вдовый; осет.) проводили сложный комплекс культовых мероприятий, связанных с прощанием. Сугурчи непосредственно предавали тело земле. Аргамчи (аргъауæн – церковь) и битикчи поддерживали семью убитого воина, собирали пожертвования и определяли содержание для сирот. Некоторые монголы-кераиты были христианами несторианского толка.

Основная часть жизни воинов Чингис-хана проходила в седле и походах. Поверхностному взгляду может показаться, что они только и делали, что варварски разрушали города, построенные другими, оставляя за собой руины крепостей и реки крови. Неправда. Нельзя издержки войны класть в основу образа завоевателя. Прежде чем штурмовать, монголы предлагали городу добровольно сдаться, разъясняя преимущества мирного решения вопроса. Эту миссию исполняли монгольские послы. Если послов убивали или город не сдавался, начинался штурм. Таковы правила войны. Штурмующие города воины погибали в огромном количестве. Так при осаде крепости Бамиан погиб, сраженный стрелой, любимый внук Чингис-хана Мутуген. При захвате русских княжеств был убит и сын основателя Монгольской империи – Кулкан. Так что все честно. Это вам не сегодняшняя война, когда с безопасного расстояния из установок «Град» или с помощью ковровых бомбардировок стирают с лица Земли целые города. Но это ведь варварство нашего времени, поэтому как бы и не варварство вовсе, не дикость, не жестокость.

Конечно, для народов, территории которых подверглись нашествию монголов Чингис-хана, они были врагами. Их образ жизни, а главное, жесткий, если не сказать жестокий способ наведения порядка, казался пугающе чуждым, что не могло не наложить соответствующего отпечатка на формирование образа завоевателей. Но если перестать демонизировать монголов и попытаться быть объективными, строго придерживаясь сухих исторических фактов, придется признать, что собирательный образ средневековых монгольских воинов имеет вполне человеческое лицо с чертами характера, которые могли бы сделать честь любому этносу. Если отделить историческую правду от вымысла, то получится, что «светлые» монголы приносили с собой на завоеванные земли закон и порядок, прекращение междоусобиц, покой и возможность стабильного экономического развития. При этом покоренная страна отнюдь не становилась далекой провинцией родины Чингис-хана, сохраняя политическую независимость и религиозную самостоятельность. Так произошло с Русью.

До нападения на русские княжества, истерзанные междоусобными войнами, монголы получили огромный военный опыт: внутренний и внешний. Чингис-хану пришлось подавить и покорить целый ряд племен. Были уничтожены татары, которые вели свое происхождение от некой реки Тартар (тар – темный, мутный; осет.). Татары некогда были очень сильным племенем, но внутренние противоречия ослабили это племя и подготовили предпосылки для его поголовного уничтожения. Поэтому нужно понимать, что никаких татар в войсках не было, были лишь отдельные представители, которых спасли в детстве и воспитали в монгольской среде. А понятие «татары» русских летописей всего лишь путаница в идентификации захватчиков.

Было завоевано государство Хорезм-шаха, Тангут, Северный Китай (Цзинь), разбито половецко-славянское войско на Калке и др. Знала ли Русская земля, что гибель цвета ее воинства может повториться? Знала. Об этом свидетельствует письмо венгерского монаха-миссионера Юлиана: « Многие передают за верное, и князь суздальский передал словесно через меня королю венгерскому, что татары днем и ночью совещаются, как бы прийти и захватить королевство венгров-христиан. Они, как передавали нам словесно сами русские, венгры и болгары, бежавшие перед ними, ждут того, чтобы земля, реки и болота с наступлением ближайшей зимы замерзли, после чего всему множеству татар легко будет разграбить всю Русь, всю страну Русских».

Перед нападением на местность выезжали разведывательные отряды от 5 до 20 человек. В их задачи входил сбор информации о войске противника, его укреплениях, численности, географических особенностях, поиске сторонников. Для форсирования рек существовала должность найона (найæн – брод, проход, найун – переходить реку вброд; осет.). На нойонах лежала огромная ответственность за жизни тысяч воинов, именно они определяли движение армии по пересеченной местности с ухабами, оврагами, болотами, горными расщелинами. Своего сына Тула Чингис-хан с гордостью называл Ехи нойон (йæхи – свой собственный; осет.), т.е. свой собственный бродник.

И, как бы не укрепляли свои рубежи русские княжества, деревянные стены городов не могли противостоять стрелам, на древке которых горели пакли с нефтью и сосудам, наполненным ею. Засыпанные каналы с водой, города, обнесенные тыном, по которому взбирались пленники и монгольские воины, камнеметные и таранные машины, засады и притворное отступление – все работало на победу монголов. Наступательная тактика предусматривала и психологическое воздействие. Монгольские воины издавали громкие крики, стрелы имели свистящие наконечники, били барабаны, гудели трубы. Если начинался штурм, то он шел круглосуточно. Для обороняющихся возможность передышки была исключена. По мнению Р.Г.Скрынникова, князь киевский и новгородский Ярослав Всеволодович обладал наибольшей военной силой, но он не присоединился к русским князьям, чем ослабил сопротивление захватчикам.

Военачальники монголов непосредственно руководили битвами, но и они не были защищены от гнева ханов. В «Сокровенном Сказании» сохранились слова Угедея, обращенные к сыну Гуюку: «Говорят про тебя, что ты в походе не оставлял у людей и задней части, у кого только она была в целости, что ты так драл у солдат кожу с лица. Уж не ты ли и Русских привел к покорности этою своею свирепостью? По сему видно, что ты возомнил себя единственным и непобедимым покорителем Русских»[2] .

Разобщенность русских князей, их слабое взаимодействие друг с другом, использование пешего ополчения, вооруженного рогатинами, реже копьями и мечами, сыграли свое дело. Монголы-всадники применяли фланговые и тыловые атаки. Да и вооружение монголов было существенно лучше. Использовалась тяжелая кавалерия, защищенная броней из металлических пластин (шириной в палец), каждая из которой могла при необходимости быть заменена на новую, не поврежденную, объясняет тот факт, что легкая кольчуга при убойной силе стрелы была крайне уязвима и использовалась редко. Воины Чингис-хана носили латы, кольчуги, железные шлемы, лошади тоже были защищены. Джувейни писал: «…равнина превратилась в бушующее море бесчисленного множества людей и превосходных войск, воздух наполнился криками и гулом от ржания лошадей в доспехах и рычания львов в кольчугах»[3] . Монгольские луки копировали хуннские образцы, которые применяли и сарматы. Большие размеры луков, их конструкции, имеющие зоны жесткости, позволяли вести прицельный огонь, а, учитывая мощь, и пробивать броню.

Наконечники для стрел были самые разнообразные: трехлопастные (для прицельной стрельбы), однолопастные (для частого огня), трехгранные, граненые, круглые (для пробивания брони). Численное превосходство противника снижалось благодаря технике ведения боя, таранному удару бронированного войска и ложному отступлению, заимствованному у скифов. У Плано Карпини есть подробное описание вооружения монгольского воина, который имел три лука, три больших колчана со стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Вооружение монгольского всадника состояло из секиры, заточенной с одной стороны, а защитная броня делалась из двух-трех полос ремней, в руку шириной, которые пропитывались смолой и связывались специальным образом так, что создавался тройной слой. Голова всадника была защищена шлемом из железа или меди. Лошадь тоже имела защитную попону, доходящую до колен. Голова коня, кроме всего прочего, была защищена специальным металлическим листом. «У некоторых из них есть копья, и на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла. Железные наконечники стрел весьма остры и режут с обеих сторон наподобие обоюдоострого меча; и они всегда носят при колчане напильники для изощрения стрел»[4] . Так выглядел воин легкой конницы. Качество вооружения, замена поврежденных элементов практически на поле боя, выносливость и профессионализм основного состава войска, железная дисциплина и стремление к победе позволили монголам в короткие сроки подчинить себе территорию, размеры которой превысили завоевания и римлян, и македонцев.

На сегодняшний день известны все имена монгольских военачальников, которые возглавляли свои племена. Например, Муге (мугæ – семя), Сечавур (сечъы – подземные силы), Илугай (илуг – удила), Хута (осет.имя), Боген (бохъæн – дубина) и др. По летописи Рашид-ад-Дина ближайших сподвижников – 73, по «Сокровенному Сказанию» – 95. Иоанн Мариньоли указывал, что их было 72 человека: «всех красивее и храбрее мужи их [алан], без которых татары …никогда не достигли своей славной победы. Ибо собрал Чингис-хан, первый царь татарский, их князей числом 72, когда по воле божьей захотел покарать мир» [5].

А теперь немного о «монгольских» словах в русском языке…Считается, что такие слова, как друг, амбал, базар, кабала, ям, тума, караул, балыш, сарай, ясаг пришли к славянам из языка современных монголов. С этим можно легко и доказательно поспорить. Даругами называли посланников хана (дарæг – кормилец;осет.), амбалом сегодня называют здорового, крепкого человека (амбал – попутчик;осет), базар – место торговли (базæрган – купец), кабала – зависимость от чего-либо или кого-либо (къабеллаг – тощий, исхудалый), ямы были специализированными пунктами, где можно было сменить лошадей (йам – к нему;осет), тума – войско (тъума – весь народ, но есть и другое слово тума – низшее сословие;осет.), караул – охрана (хъарагъул – охрана), балыш – монета (балыстæг – разменять (монеты), Сарай – название столицы Золотой Орды (сæр æй – эта вершина, исток, начало), ясаг – законы (асæг – истина). Нет никаких «монголизмов» в русском языке, а есть иранизмы, которые были заимствованы славянами на протяжении веков от скифо-сарматского этноса, имевшего дружеские, военные и иногда родственные связи!

 1.Рашид-ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 46.

2.Сокр.Ск. § 277.

3.Чингисхан. История завоевателя мира. С. 55.

4.Иоанн де Плано Карпини. Гл. 6. § II. С. 29.

5.Иоанн Мариньоли.XIV.СОИГИ,ф.4,д.2,л.62.


статья составлена по книге "Чингис-хан. Аланский след".З.Джиоева.

    Стихийная тяга к майдану

    Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

    Правильные праздники Новый год, Рождество и тайна святой воды.

    В этой видео-статье мы рассмотрим когда Правильно происходят Основные астрономические Праздники Карачун-Рождество- Новый Год (ХОД). Плюс откроем тайну крещенской воды, ее влияния на здо...

    Просто новости – 244

    Зеленский поздравил высшее руководство бывшей Канады с предстоящим переназначением на должности в 51-м штате США. После отставки вице-премьера Канады Христи Фриланд и предстоящей о...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Zalina Dzhioeva 26 декабря 2020 г. 19:21

      КРОВЬ ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ОРДА

      Для большинства средневековых монгольских племен родство по крови было основой доверия. Слово «тог» дигорского диалекта аланского (осетинского языка) и «туг» иронского диалекта, означающие кровь, встречаются в мужских антропонимах монголов Чингис-хана  достаточно часто: Тогай-Тимур (тог ай ̶ своя кровь), сын Хулагу; Туган (Тугъан ̶ осет. имя; туган ...
      313
      Zalina Dzhioeva 21 августа 2020 г. 09:08

      Кто такие " чины" в летописях. Борте- чинэ монголов.

      По поводу работы профессора  Т.А.Гуриева "ХАТИАГ АВЗАГ" Нартского Эпоса. Вопрос об этом "загадочном" языке и народе чины. Т.Гуриев писал :" В Нартиаде он предстанет языком народа, обитавшего далеко от нартов, где-то за морями и пустынями. Так какому же народу принадлежит хатский язык? Все указывает на то, что первоначально он обозначал язык китайцев.Создател...
      746
      Zalina Dzhioeva 1 сентября 2019 г. 18:39

      ОПЯТЬ НА ГРАНИ? ГРУЗИЯ И АЛАНИЯ?

      Есть несколько способов получить желаемые политические и экономические дивиденды. Одним из них является систематическое извращение общеизвестных фактов, которые, казалось бы, невозможно рассмотреть иначе, но нет предела для тех, кто путем манипуляций, истерии, подтасовки и детальной прорисовки образа бесконечного противника и врага, пытается воздействов...
      359
      Zalina Dzhioeva 5 января 2019 г. 19:24

      небольшая историческая справка

      Аланский элитный корпус в 1302 году, оставшись под командованием Михаила IX , сына императора, уклонился от войны с турками и был обнаружен. Прошел год. Аланы под предлогом того, что они не привыкли столь долгое время быть в регулярной армии, попытались уйти. Михаил смог удержать их только на три месяца после чего они все по команде встали и ушли, оставив Михаила без ...
      768
      Zalina Dzhioeva 15 ноября 2018 г. 15:38

      история средневековых монголов прояснилась

      В старейшем журнале по истории "Вопросы истории"за 2018 год N 6 вышла моя первая статья, которая, как и полагается для журнала при Российской Академии наук, прошла серьезное рецензирование. Статья называется "Этимология и структурные особенности антропонимов монголов Чингис-хана".Что же удивительного в этой статье по сравнению со множеством статей про средневековых мо...
      893
      Zalina Dzhioeva 17 декабря 2017 г. 21:29

      Сны разума Германа Садулаева или как рождается провокация

      Недавно в известном своими провокационными, а часто не имеющими ничего общего с логикой, наукой, да и вообще здравым смыслом статьями, за которые редакция Центра Льва Гумилева не несет даже моральной ответственности, т.к. сразу предупреждает, что мнение «центра» и автора может быть разным: пиши, что хочешь, хоть оплевывай, мы не имеем к этому отношения, ̶ вышел пас...
      1614
      Zalina Dzhioeva 29 октября 2017 г. 16:45

      О ХРИСТОСАХ, КРЕСТАХ, ЕССЕЯХ И ЦАРЕ ИРОДЕ ИЗ АСКАЛОНА

      В Греции первые христосы появились еще в архаический период (VIII-VI в. до н.э.). Наиболее известным из них был Пифагор (VI в. до н.э.), получивший посвящение у магов Египта и перенявший эзотерические знания от жрецов Персии и Индии. Он создал этико-философское учение, близкое к зороастризму и буддизму, где дал убедительную аргументацию верности асской концепции едино...
      2524
      Zalina Dzhioeva 23 июля 2017 г. 22:12

      клятва на чаше с кровью

      Скифо-аланская вера является ритуальной, что предполагает использование определенных объектов: чаши, рога животного, черепа убитого врага в сакральных целях для молитвы, связывающей человека с высшей сущностью, дарующей ему силу, как телесную, так и духовную, очищение и веру в возможности, посланные свыше. Равновесие, которое должно быть достигнуто между отдельным че...
      1758
      Zalina Dzhioeva 19 июня 2017 г. 18:13

      Правда и ложь названия "Сокровенного сказания"

                «Юань-чао би-ши» ̶ самый древний письменный памятник периода монгольской империи Чингис-хана. Попробуем еще раз разобраться в переводе на русский язык его названия исходя из предпосылки, что средневековые монголы принадлежали к ираноязычному миру и говорили на скифо-аланском языке. Основанием для такого утверждения послужил перевод...
      3980
      Zalina Dzhioeva 17 апреля 2017 г. 22:26

      На странных берегах исторического инакомыслия

      Ну вот и РИНЦ. И в ВАК скоро появятся статьи. Чуть позже размещу полностью, а пока могу дать ссылку для желающих ее прочитать.Она,конечно, многих удивит. Очень, потому что об этом никто еще никогда не писал и, тем более, не объяснял! Статья имеет прямое отношение к нашему разговору.  http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=921199&show_refs=1&pub...
      10067
      Zalina Dzhioeva 13 января 2017 г. 00:16

      ГИДРОНИМЫ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МОНГОЛОВ

      В понимании современных ученых, как и авторов прошлого века, изучавших и изучающих историю средневековых монголов, понятия, которые обозначают водные преграды, объясняются для них довольно просто. Им кажется, что если современные монголы сохранили название, отдаленно напоминающее слово «мурэн» в значении река, то это и является настоящим переводом. Но не стоит заблужд...
      7959
      Zalina Dzhioeva 16 сентября 2016 г. 20:36

      Чингис-хан.Возвращаясь к проблеме происхождения.

      XIII в. вошел в мировую историю как век завоевательных походов и образования огромной империи Чингис-хана. Историческая наука, так и не разобравшись с главными вопросами – какой язык являлся родным для монголов Чингис-хана, к какому антропологическому типу принадлежал этнос завоевателей – пошла более простым путем: стала искать решение проблемы по принципу «там, где ...
      2512
      Zalina Dzhioeva 28 июня 2016 г. 16:40

      Скифские и аланские имена монгольских ханов

      Прародительницей всех монголов Чингис-хана была женщина по имени Алан-хоа, часто в источниках ее называют просто Алан-хо (хо – сестра, осет.). О том, что она была аланкой не сомневаются ни академик Б.Я.Владимирцов, ни Л.Н.Гумилев, ни Г.В.Вернадский и др.Прадедом Чингис-хана был Кабул-хан (хъабыл – достойный, осет.), дедом – Бардан (бардан – чувал для шерсти, осет.). К...
      28700
      Zalina Dzhioeva 23 июня 2016 г. 16:43

      ВКУСОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МОНГОЛОВ

      При исследовании этой темы я ставила перед собой следующую задачу: доказать, что вкусовые предпочтения средневековых монголов корнями уходят в далекое прошлое к их предкам-скифам, сарматам и аланам. Какая любимая еда могла быть у людей, владеющих несметным количеством быков, верблюдов и лошадей? Конечно же, мясо, молоко и все производные из него: кумыс, простокваша, ...
      2105
      Zalina Dzhioeva 23 июня 2016 г. 16:23

      скифо-сарматские осколки

      В мире существовало несколько названий народов, которые все нас приведут к одному этносу, т.е. исторически образовавшейся группе людей, объединенных общими языковыми, культурными признаками, верой. Именно этот этнос был самым продвинутым, просто в разные промежутки исторического бытия назывался по- разному: скифы,саки, массагеты, сарматы, аланы, саи, роксаланы, языги,...
      1197
      Zalina Dzhioeva 13 июня 2016 г. 23:06

      Неожиданное объяснение слова "хан"(каан)

      Всегда считалось, что понятие "хан"- это всего лишь титул. Если попытаться прояснить само слово "хан ", то мы не найдем ничего, кроме следующего: тюркский и монгольский титул в средние века и новое время, вождь племени, государь. В Монгольской империи ханами называли правителей улусов. Так это понятие объясняется в словарях Ожегова, Ефремова и др.Собственно, и интерне...
      2090
      Zalina Dzhioeva 12 июня 2016 г. 23:49

      Правила застолья средневековых монголов и современных потомков алан очень похожи

      Все аспекты жизни средневековых монголов Чингис-хана были строго регламентированы определенными правилами, традициями и суровыми законами. Более того, в своей повседневной жизни монголы придерживались строгих правил этикета. Особенно наглядно это проявлялось во время застолья. Самым почетным местом у монголов Чингис-хана был центр стола. За ним шла правая сторона, а п...
      9342
      Zalina Dzhioeva 18 мая 2016 г. 21:24

      Джочи - сын Чингис-хана

      Старшего сына Чингис-хана называли Дзоцци[1] (Дзоцци – осет. имя) и Tоссук-кан[2] (Тассо – осет. имя), тасан – поддаваться. Джочи-хан имел очень мягкий характер, о котором знали все. Кроме того, летопись рассказывает, что его внезапное появление на свет и определило его первое имя, стоящее в источниках как Дзоцци, просто мать родила его на корточках (дзоццaг, осет.)....
      2019
      Zalina Dzhioeva 2 мая 2016 г. 22:18

      Новый перевод "Чингисова камня".

         "Чингисов-камень" - это стелла с надписью старомонгольским письмом. Толмачи рассмотрели на ней имя Чингис-хана. Поэтому этот камень стал так называться. Считается, что старомонгольская письменность появилась в результате адаптации староуйгурского алфавита. Но вот что интересно. Сам уйгурский алфавит восходит через согдийское письмо к сирийскому алфавиту...
      1819
      Zalina Dzhioeva 24 апреля 2016 г. 22:07

      Чингис-хан был скифо-аланом

       Когда я смотрю политические ток-шоу и слышу пренебрежительные реплики «просвещенных» европейцев в адрес народов России по поводу причастности к «монгольской Орде» (читай – примитивности, варварству, агрессивности), я сожалею, что не могу предъявить этим людям результат исследований, представленный в моей книге...Итак:     XIII в. вошел в миров...
      19836
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика