• РЕГИСТРАЦИЯ

ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 7.Истоки и мучительное становление утопического коммунизма

1 1680

Люди всегда пытались построить идеальное общество, где все будут счастливы и равноправны, собственность будет общей, а значимость человека и его положение в обществе не будет зависеть от богатства. Изначальными сознательными попытками человечества спроектировать общества, построенные на идеологических принципах, нормах равенства и справедливости, оказавшими влияние на весь дальнейший ход истории можно считать феномены Ликургова строя Спарты и движение Раннего Христианства. Эти явления стали результатом переосмысливания тысячелетнего опыта культуры и религии Древнего Египта и Крито-минойской цивилизации.

Критическая переработка жреческой древнеегипетской религии заронила зерна Авраамических религий, ветвью которых стало Раннее Христианство. А память о государственной системе мифического царя Крита Миноса вдохновляла Ликурга при составлении его знаменитых законов, оказавших основательное воздействие на творчество Платона и других древнегреческих философов.

Столкновение с действительностью выявила слабые стороны таких новаторских подходов. Спартанский «рабовладельческий коммунизм», просуществовал более половины тысячелетия как закрытое общество. Однако государства с традиционными для того времени режимами, обеспечивали более динамичный прогресс, и стремление части спартиатов к богатству сломало вековые законы Ликурга. Спарта постепенно пришла в упадок. А революционные идеи первохристиан, постигла традиционная участь всех новых учений святых пророков, церковное духовенство приспосабливаясь к реальности, выхолащивала суть учения, делая основной упор на его форме, за которой первоначальный смысл практически утрачивался.

Расцвет могущества христианства в Европе породил мрачные годы средневековья. При этом исконные идеи первохристиан пытались исповедовать в основном религиозные общины, отколовшиеся от господствующей церкви – секты, с которыми велась жестокая борьба. «Святой отдел расследований еретической греховности» Католической церкви, или «святая инквизиция» достиг больших успехов в деле «обнаружения, наказания и предотвращения ересей», разработав целую систему изощренных пыток подозреваемых в ереси.

Еретики отрицали таинства и обряды, не признавали власть церковной иерархии, призывали к общности имущества, и подобные идеи в короткий срок набирали популярность. Так в Европе распространение получили еретические положения Пелагианства, ересиарха кельтского происхождения Пелагия (360 - 420 гг.), Хилиазм, итальянского богослова Иоахима Флорского (1135 – 1202 гг.), Апостоличество, Герардо Сегарелли (1240 — сожжён в 1300 г.), его последователя Дольчино (1250 – сожжён в 1307 г.) и множество других.

Свободный дух Франциска. Эль Греко.

Показательна история святого Франциска Ассизского (1182 – 1226 гг.) проповедника аскетизма и воздержания в среде духовенства. Он создал Францисканский орден на основе евангельских идеалов смирения и бедности, однако после его смерти, орден очень быстро изменил своему первоначальному предназначению. Францисканцы стали представлять собой одну из сил, поддерживающих «святую инквизицию». Орден завладел огромными богатствами и могуществом, но и среди его членов нашлось немало монахов, недовольных новым положением вещей, стремившихся следовать изначальным идеалам. Францисканцы раскололись на конвентуалов и спиритуалов. Конвентуалы влились в церковную иерархию и, пользуясь, покровительством апостольского престола, стяжали власть, и богатство. Спиритуалы остались приверженцами традиций, заложенных основателем ордена святым Франциском, а из их среды выделились монахи, называвшие себя фратичелли («братцы») — самые горячие сторонники строгого следования идеалам ордена. Эти нищенствующие монахи объединились в практически подпольную организацию Братьев бедной жизни. Преследуемые инквизицией спиритуалы подвергались жестоким пыткам и те, которые не отреклись от идей были казнены в 1318 г., а в 1319 – 1321 были сожжены члены секты бегинов, монахи которой были близкими последователями фратичелли.

Базилика св. Франциска в городе Ассизи — главный храм ордена францисканцев, построенный в XIII веке, отличает изысканная архитектура и роскошное внутреннее убранство. Здание с самого начала не соответствовало предписаниям францисканцев, нищенствующего ордена, однако церковь задумывалась как амбициозный статусный проект, усыпальница основателя ордена, и какие-либо ограничения в её декорации были неуместны. Папа Григорий в 1230 году отменил аскетизм, который проповедовал святой, а церковь подчинил Риму. Культ нищенствующего монаха (поверелло) теперь лишь имитировался в грандиозной постройке над могилой Франциска.

Пришедшая на смену угрюмым Средним векам эпоха Возрождения, или Ренессанс открыла новые возможности для продвижения прогрессивных учений. Продолжая традиции Платона, философы стали открыто развивать идеи материалистического коммунизма, при этом не отрицая религиозного миросозерцания.

"Остров Утопия". Гравюра немецкого художника Амброзиуса Гольбейна из третьего издания "Утопии" Томаса Мора с изображением фантастического города, 1517 г.

«Утопия», давшая название всему жанру, была написана английским философом Томасом Мором (1478 — 1535 гг.) в 1516 году на заре эпохи великих географических открытий. Идеальная фантастическая страна Утопия своеобразная федерация из 54 городов. Устройство и управление каждого из городов одинаковы. Население страны торговли не ведёт и денег не имеет, но получает всё необходимое от государства, в обмен на 6-часовой обязательный труд. В городах утопии множество храмов самых разных богов. Все они одинаково допускаются и разрешаются. Отвергают утопийцы только атеизм. Неверующие лишаются всех наград и должностей, и им запрещается проповедовать свои взгляды публично. Священникам же в обязанность вменяется сопровождать солдат на войне и молиться за их победу. Все мужчины и женщины, проходят военную подготовку и, хотя утопийцы избегают войны, но всё же стремятся во всех соседних странах насадить дружественные себе режимы, которые повторяли бы их собственный. Исключительно ради блага местного населения, конечно же.

В коммунизме Утопии нет платоновских идей упразднения семьи, общности жен, государственного воспитания детей в отрыве от родителей. Утопийцы строго блюдут общественную мораль. Девушкам разрешают вступать в брак с 18 лет, юношам — с 22. При этом секс до брака запрещён. А тех, кого поймают на прелюбодеянии, лишают прав на замужество пожизненно. Однако жених и невеста могут увидеть друг друга обнаженными до свадьбы под присмотром старших родственников, чтобы оценить привлекательность будущего партнера. Когда Мор пишет об этом, он смеётся над тем, как обычно в Англии человек ревностно осматривает на рынке покупаемую лошадь «люди бывают очень осторожны: хотя лошадь и так почти голая, они отказываются покупать ее не иначе, как сняв седло и стащив всю сбрую, из опасения, что под этими покровами таится какая-нибудь болячка». Но при этом не имеют ни малейшего представления о том, с кем в будущем собирается делить постель всю жизнь.

6 июля 1535 года по приказу короля Генриха VIII Томас Мор был казнен по обвинению в государственной измене. Гравюра, впервые опубликованная в Антверпене в 1587 году.

Написав книгу старшей классикой коммунистического утопизма, Томас Мор сохранил удивительную преданность католицизму. Он не признал выход короля Генриха VIII из католической церкви, отверг приглашение посетить, по его мнению, еретическую, протестантскую церемонию бракосочетания с новой королевой Анной Болейн, чем вызвал ярость короля. Продолжавшееся в течение нескольких лет противостояние привело к обвинению Мора в государственной измене, заточению в Тауэре и казни 6 июля 1535 года путем обезглавливания. Спустя 400 лет, в 1935 году, Томас Мор был причислен Католической церковью к лику святых.

Пытка «велья» продолжалась 4 и 5 июня 1601 года на протяжении 36 часов. Судя по детальному протоколу, опубликованному Л. Фирпо, даже на колу Кампанелла продолжал выкрикивать бессмысленные фразы, в том числе неоднократно повторяемые «10 белых лошадей» и «1600», а также громко возглашал свою святость и даже взывал к жалости своих мучителей. По легенде, когда палачи сняли его со станка и присутствовавшие инквизиторы официально объявили его безумцем, почти бездыханный узник прошептал одному из них — Джакомо Ферраро: «Я не такой дурак, чтобы признаться в том, чего они хотели»

После Мора и его «Утопии» сочинения похожего жанра приобрели в Европе огромную популярность. Одно из наиболее известных таких сочинений является «Город солнца» доминиканского монаха — итальянца Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639 гг.), которое было написано около 1602 года в тюрьме инквизиции. Где для сохранения жизни он был вынужден имитировать безумие — единственный способ избежать костра: по представлениям той эпохи, безумец неспособен к покаянию и проклятие с его души переходит на палача. Но подвергался таким бесчеловечным многодневным пыткам, что по заключению врачей «ни один разумный человек не смог бы вытерпеть то, что перенёс он».

Социально – экономическую основу фантастического города Кампанеллы составляет общая собственность. Все продукты труда и всё имущество в государстве коллективное. Причины неравенства — частная собственность упразднена, поэтому все жители Города Солнца – солярии, являются «одновременно богатыми и вместе с тем бедными: богатыми — потому, что у них есть всё, бедными — потому, что у них нет никакой собственности, и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им». Физический труд не превышает 4-х часов в день, всё остальное время можно посвящать наукам, развитию умственных и телесных способностей. Высвобождение свободного времени возможно благодаря применению технических новшеств. Причем «мужчины и женщины сызмальства воспитывались так, что верили в могущество науки и её творцов, работали и жили радостно, ощущая сопричастность всем деяниям государства, созданного ради общего блага».

Ю. Селивёрстов. Город Солнца. Иллюстрация для суперобложки тома 34 «Библиотеки всемирной литературы», 1971

В теократической системе управления города угадываются аналогии с устройством религиозной общины или монастыря. «Столы ставят у них в два ряда, сиденьями по обеим сторонам; с одной стороны, сидят женщины, с другой - мужчины, и, как в монастырских трапезных, не бывает там никакого шума». Во главе города стоит первосвященник, называемый на местном языке Солнцем. Вымышленная религия соляриев «примыкает к брахманам и пифагорейцам, но не признает переселения душ, за исключением только отдельных случаев по воле Бога» и находится полном согласии с наукой, основы которой - астрология, раскрывшая связи небесных и земных явлений и естественная магия. Солярии, будучи потомками древнего населения Индии, придерживаются чистой религии законов природы не ведая Откровения, и без труда смогут перейти в христианство.

Себастьян Фюрк. Портрет Кампанеллы. Из издания «IX pars Bibliothecae Chalcographicae, hoc est Continuatio quarta Iconum virorum illustrium, adiectis singulorum iconibus singulis distichis». Гейдельберг, 1654

В отличие от Мора, Кампанелла считает существование моногамной семьи причиной зарождения частной собственности и социального неравенства, ибо наличие отдельного жилища, собственной жены и детей воспитывает себялюбие в противовес коллективизму. Поскольку семья ликвидирована, то и производство потомства, и его воспитание переходит в руки государства в соответствии с биологическими и астрологическими показаниями. «Когда же все, и мужчины, и женщины, на занятиях в палестре, по обычаю древних Спартанцев, обнажаются, то начальники определяют, кто способен и, кто вял к совокуплению, и какие мужчины и женщины по строению своего тела более подходят друг другу; а затем, и лишь после тщательного омовения, они допускаются к половым сношениям каждую третью ночь. Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные же с худыми, а худые с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга». «Они спят в отдельных комнатах до самого часа совокупления. Тогда встает начальница и отворяет снаружи обе двери. Час этот определяется астрологом и врачом…».

«Младенцы сразу после вскармливания передаются в руки назначенных государством воспитателей и воспитательниц, до семи лет обучаясь в форме игры». «На восьмом году, после начального обучения основам математики по рисункам на стенах, направляются они на лекции по всем естественным наукам. Для каждого предмета имеется по четыре лектора; и в течение четырех часов все четыре отряда слушают их по очереди, так что в то время, как одни занимаются телесными упражнениями или исполняют общественные обязанности, другие усердно занимаются на лекциях».

Через несколько лет после «Города Солнца» Кампанелла написал другое сочинение – «О наилучшем государстве», где разбирает некоторые возражения против социальных идей своей первой книги. Там, в частности, общность имущества оправдывается примером апостольской общины, общность жен – ссылками на различных отцов церкви, а возможность такого государства существовавшим ранее опытом. Перед кончиной Кампанелла в своих посланиях не скрывал своей пророческой миссии и утверждал, что пророк — даже гонимый и побеждённый — воскреснет на третий день или спустя три столетия. Исходя из своих астрологических прогнозов, он опасался солнечного затмения 1639 года и пытался магическими ритуалами отвести его угрозу от себя, но это не помогло, и на рассвете 21 мая 1639 года, находясь в своей келье, Томмазо Кампанелла безмятежно скончался во сне. Новую популярность «Город Солнца» обрёл с середины XIX века в контексте социал-демократических и коммунистических движений.

В 1609 году в Париже была опубликована аллегорическая поэма французского писателя тосканского происхождения Дель Бене (1515–1595) «Город истины или этики». В ней рассказывается о духовном путешествии Маргариты герцогини Савойской по городу истины и его пяти порталам, для каждого из чувств. Посетив различные дворцы, сады и пять храмов она встречается и беседует с самим Аристотелем в Храме Разума и Храме Мудрости. Дель Бене был дворецким Маргариты вплоть до ее кончины в 1574 году. Издание вышло через десять лет после его смерти, но основной его ценностью стали замечательные иллюстрации — гравюры, автором которых считают Томаса де Ле (Thomas de Leu 1560-1612), и которые часто используются в публикациях об утопических проектах Мора и Кампанеллы.


В XVII веке получила широкое признание и была востребована литература предсказательного, утопического характера, в которой авторы пытались обрисовать контуры различных вариантов идеального общественного устройства. Кратко отметим лишь некоторые примеры:

«Новая Атлантида» (1627), Фрэнсиса Бэкона (1561 — 1626 гг.), который сам будучи несомненным атеистом, предполагал, что именно развитие науки приведёт в перспективе к наступлению золотого века.

"Описание славного королевства Макария " (1641) Самюэля Гартлиба (1600 — 1662 гг.) также направленно на возвышение науки, а кроме того на приоритет законов, отстаивающих свободу каждого человека, отказ от попыток ввести единообразие и контроль во всем.

«Республика Океания» (1656). Джеймс Гаррингтон (1611 — 1677 гг.) считал, что ключ ко всеобщему благоденствию в справедливом распределении недвижимых имуществ, а сущность справедливого народного правления в честных выборах при возможности тайного голосования.

«История севарамбов» (1679), Дени Вераса (1630 — 1700 гг.) антирелигиозная утопия в которой существует конституционная монархия, однако без дворянства и частной собственности, при этом все обязаны трудиться 8 часов в сутки, а дети воспитываются государством.


Тектонические сдвиги периода становления капитализма в Европе привели к тотальному разорению и исходу крестьян, образованию крупных промышленных предприятий с большим количеством наемных рабочих. Это способствовало появлению новой волны идей создания справедливого общества. Поскольку массы людей лишённых средств производства, продающих свою рабочую силу, организованные и компактно расположенные вблизи промышленных предприятий, представлялись идеальной средой для восприятия коммунистических идей. Работы великих утопистов, французских философов К. А. Сен-Симона (1760 —1825), Ш. Фурье (1772—1837) и английского реформатора Р. Оуэна (1771—1858), по определению Ф. Энгельса «основателей социализма», развили самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку и стали источником одной из трех составных частей марксизма.

Фаланстер — в учении утопического социализма Шарля Фурье дворец особого типа, являющийся центром жизни фаланги — самодостаточной коммуны из 1600—1800 человек, трудящихся вместе для взаимной выгоды.

Французские утописты высказывали весьма содержательные и подробные соображения по построению социализма. Сен-Симон считал, что целью «Нового христианства», социума будущего, переход к которому является универсальной исторической неизбежностью - организовать общество, выгодное наибольшему числу людей, способное улучшить положение многочисленного бедного класса. В справедливом обществе ликвидируется паразитизм старых правящих групп, и все являются трудящимися. Фурье развивал идею создания ячеек социализма, которые размещались бы в специально устроенных зданиях – «фаланстерах», способных сочетать в себе черты как городской, так и сельской жизни. Предполагалось, что эти строения, станут центром жизни «фаланги» — самодостаточной коммуны из примерно полутора тысяч человек, трудящихся вместе для взаимной выгоды. Традиционное семейные связи не отвергались Фурье, но дополнялись отношениями свободной любови, в основу которой будут положены человеческая добродетель и честь.


Футурологический мозговой штурм философов - мечтателей был порожден объективными условиями — очевидной порочностью и несправедливостью существующего общества, и открывшейся возможностью предложить необычные принципы и концепции устройства государства. В процессе стремительного развития утопических идей построения справедливого общества, были предложены самые различные рецепты его конструкций с использованием коммунистических элементов обобществления: влияния на рычаги управления; собственности и даже семьи. Эти варианты в дальнейшем породили широкий спектр левых движений и партий. Человечество вступало в эру великих социальных экспериментов.


P.S. Это продолжение публикации, начало:

1. Трагические ошибки https://cont.ws/@ay948223/1476140

2.Проблемы Социалистической идеологии и пропаганды https://cont.ws/@ay948223/1479334

3.Призрак Коммунизма в средневековье и античности https://cont.ws/@ay948223/1498159

4.Спарта, принуждение к равенству https://cont.ws/@ay948223/1503576

5.Спарта, закат, уроки https://cont.ws/@ay948223/1515571

6.Призрак Коммунизма и труд в христианских религиях https://cont.ws/@ay948223/1530773 

    Израиль не удержался от поставки вооружений в Восточную Европу, теперь эшелоны российских Су-35 устремятся в Иран
    • pretty
    • Вчера 07:46
    • В топе

    Тель-Авив пошел на рискованный шаг против России и теперь в страхе ждет у своих границ появления Су-35. Иран подтвердил, что приобрел эти истребители у РФ, и нет повода усомниться, что Тегеран примени...

    В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
    • Hook
    • Вчера 15:55
    • В топе

    Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

    Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

    1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      А-у 9 июля 2022 г. 17:47

      СОФИСТ ПРОТАГОР и ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЫБОРА. Информация — ключевой атрибут власти. Критика бюрократизации. Лекарства от язвы «демонстративного потребления». Источники «скандинавского социализма». Традиции отношения к богатству.

      Изящное сочетание терминов «Цивилизационный выбор» и «Импортозамещение» в одном предложении сразу настраивает на причудливый полет фантазии в Terra Incognita философской мысли. Если к этому добавить отрицание роли идеологии в жизни общества, а не дай Бог ещё и классической, которая уже давно отброшена на свалку истории, то широкие рамки рассуждений разд...
      714
      А-у 31 марта 2022 г. 21:06

      ШВЕЦИЯ СОЦИАЛИЗМ. Начало, ранние шаги, политика и идеология первых лидеров шведской социал-демократии, обоснование стерилизации «неполноценных».

      Наличие внятной, продуманной идеологии и доступной широким массам пропаганды на ее основе, приводит к сплочению общества — необходимого условия прогресса государства. В предыдущих публикациях были подробно описаны процессы зарождения и становления левого движения в Европе сформировавшие две основные ветви. Популярное во многих странах Социал-демократиче...
      826
      А-у 16 февраля 2022 г. 20:00

      СКАНДИНАВСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

      Любые рассуждения о СКАНДИНАВСКОМ СОЦИАЛИЗМЕ неизменно начинаются с противоречий в определении — что такое СОЦИАЛИЗМ. Вот типичное мнение, высказываемое «Медузуой», гордо «выполняющей функции иностранного агента» и умоляющей «Нам нужна ваша помощь. Пожалуйста, поддержите «Медузу»»: «Различные видения социализма объединяет идея о том, что общественная со...
      2132
      А-у 7 февраля 2022 г. 11:22

      ПРИЗРАК ВОЗВРАЩАЕТСЯ

      «Один из самых серьезных вызовов, с которыми сталкиваются наши страны, – это призрак социализма». — Дональд Трамп, на 74-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН, — «Он разрушает государство и уничтожает общество. Главное для коммунистических и социалистических режимов – это не справедливость, не равенство, не борьба с нищетой и не благо страны. Для них важн...
      2023
      А-у 23 января 2022 г. 00:02

      РОЖДЕСТВО СОЦИАЛИЗМА. Сумрачный Германский Гений ставит диагноз обществу.

      Призрак Социализма владеет миром, однако трендовое слово «Социализм», понимается по-разному и имеет множество толкований, часто с совершенно противоположным смыслом и отсылкой к различным источникам и авторитетам. Рожденное промышленной революцией движение, стало повсеместно популярным, но как любое учение, созданное человеческим разумом — религиоз...
      1877
      А-у 14 марта 2021 г. 08:11

      НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ МЕЖДУ ПАТРИОТИЗМОМ И СОЦИАЛИЗМОМ. Разница в сортах американского патриотизма. Квасной или национальный. Две империи — два подхода. Джентльмены предпочитают не менять привычек. Россия, излом и неизбежность диктатуры.

      «Патриотизм – последнее прибежище негодяя» — этот броский и двусмысленный афоризм доктора Самуэля Джонсона, произнесенный 7 апреля 1775 года на собрании основанного им Литературного клуба, стал особенно популярным на этапе добивания поверженного Трампа прессой победившей «демократии». Так Washington Post пишет: «Они (сторонники маньяка Трампа) разграбил...
      8621
      А-у 26 декабря 2020 г. 18:16

      НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, МЕЖДУ ПАТРИОТИЗМОМ И СОЦИАЛИЗМОМ. Глобализация и первые империи. Андрей Боголюбский — деяния и мечты на пути к независимой церкви и единодержавию на Руси. Чреда разногласий с Константинополем.

      Необходимость признаваемой и понятной для большинства граждан «Национальной идеи» мало у кого вызывает сомнения, и по крайней мере одно из положений будущей Национальной идеи не имеет особых возражений — это формирование у народа мировоззрения патриотизма. Антиподом патриотизма выступает глобализм, приемлемый только тогда, когда всемирное «универсальное...
      4313
      А-у 28 ноября 2020 г. 17:04

      Почему Федеральный суд отклонил апелляцию Трампа? Следующий шаг - Верхоный Суд США

      Прямо как дети, они верят в силу закона и справедливость суда. https://www.youtube.com/watch?v=QCzgdwfOg0U...
      292
      А-у 15 ноября 2020 г. 18:33

      Лин Цай. В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ НАБИРАЕТ СИЛУ ФРАКЦИЯ СТОРОННИКОВ СВОРАЧИВАНИЯ НЭПА.

      Я часто натыкаюсь на просторах Мировой Сети на статьи, посвящённые конспирологической теории противостояния Коммунистической Партии Китая и Комсомола. Мол, функционеры Партии, "пекинские короли", сохраняют верность коммунистическим идеалам, в то время как функционеры Комсомола, "шанхайские принцы", грезят о капитализме американского образца. Святой Марк...
      1442
      А-у 1 сентября 2020 г. 18:46

      Тонкая броня Справедливости и шведские рецепты прочности

      Требование справедливости равнозначно прекращению развития, «эволюция не может быть справедливой, поскольку любые изменения приводят к выигрышу одних и проигрышу других». Это афористичное высказывание принадлежит яркому представителю питомника либерализма — австрийской экономической школы, нобелевскому лауреату, последовательному противнику социализма и...
      7826
      А-у 1 июля 2020 г. 15:19

      К РАВЕНСТВУ НЕРАВНЫХ

      Равенство и справедливость — цель, к которой неудержимо стремится большинство любого общества. Время от времени этот запрос находит выражение как бунтах «бессмысленных и беспощадных», так и революциях, изменяющих строй на социально более совершенный. Материальной основой для осуществления изменений служит научно-технического прогресс, создающий предпосы...
      3476
      А-у 4 июня 2020 г. 10:59

      ПРОБЛЕМА НЕРАВЕНСТВА, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

      Мир изменился, но по-прежнему на одном полюсе концентрируется богатство и власть, а на другом бедность и бесправие. Кризисные тенденции мировой экономики, длительная стагнация скорости социально-экономического развития, бесцеремонное засилье транснациональных финансовых структур болезненно отражаются в первую очередь на состоянии трудящихся, мелких и ср...
      1917
      А-у 20 мая 2020 г. 09:35

      ЛОРЕНЦ ФОН ШТЕЙН, ОТ КОММУНИЗМА К СОЦИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ

      Пепел СССР стучит в сердце нашего народа, поляризуя оценки этого периода жизни страны, от "не стоило начинать" до "расслабились и пропустили предательский удар". Суетливый поиск новой национальной концепции в условиях скоропалительно принятой "деидеологизации" по давней традиции разделяет и без того нестройные ряды теоретиков от идеологии. Память о неда...
      2586
      А-у 12 февраля 2020 г. 21:49

      ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 8.«Золотой век» практических опытов коммунизма в США

      Столетия продвижения идей утопического коммунизма дали обильный урожай теоретических вариантов построения совершенного и справедливого общества, которые опирались на две основные тенденции. Раннехристианскую, уходящую корнями в древние религии и философскую, стоящую на работах Платона, который впервые отчетливо обрисовал контуры витающих идей всеобщего ...
      2615
      А-у 15 декабря 2019 г. 19:02

      ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 6.Призрак Коммунизма и труд в христианских религиях

      Яркая звезда рабовладельческого «спартанского коммунизма» уже закатилась, затихли абстрактные протокоммунистические построения эллинских философов. Под гнетом Македонии Афины приходят в упадок, неотвратимо приближается эпоха экспансии Рима. И вот в эти смутные времена возникает религиозная «коммунистическая» община повлиявшая на весь ход мировой истории...
      3194
      А-у 28 ноября 2019 г. 15:12

      ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 5.Спарта, закат, уроки

      «За 600 лет ни одна спартанская женщина никогда не видела вражеского костра, который бы догорел». Но настали смутные времена, когда спартанцы нарушили свою клятву и сбылось роковое пророчество Дельфийского оракула. Много лет назад Дельфийский оракул предсказал, что Спарта будет счастлива и могущественна пока законы Ликурга останутся нерушимы. Тогда Лику...
      4152
      А-у 14 ноября 2019 г. 23:09

      ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 4.Спарта, принуждение к равенству

      Огромное влияние на взгляды Платона, Аристотеля и мыслителей всех времен оказало уникальное государственное устройство древней Спарты, одним из главных принципов которого было равенство граждан. Хотя это равенство и имело весьма своеобразные особенности. В условиях постоянных войн и напряженных внутренних отношений Спартанское государство выделялась сре...
      6092
      А-у 8 ноября 2019 г. 19:09

      ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 3.Призрак Коммунизма в средневековье и античности

      Термин коммунизм является производным от commun — «общий, общественный». Еще в ХI - ХIII веках в Италии, Франции, Германии стали возникать коммуны. Ф.Энгельс писал, что так называли горожане свою городскую общину, после того как они откупили или отвоевали у своих феодальных господ первые права самоуправления. «Экономика городов при народных коммунах про...
      6444
      А-у 20 октября 2019 г. 08:41

      ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 2.Проблемы Социалистической идеологии и пропаганды

      Принципы и законы управления социумом объективны и не зависят от строя и модели государства. В свое время сторонники капитализма, активно заимствовали у левых движений приемы идеологического воздействия на массы. Эксперимент по испытанию влияния опасного идеологического оружия на Западе породил эпидемию нацизма и фашизма. Неуправляемые ли...
      7561
      А-у 16 октября 2019 г. 21:04

      ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ Трагические ошибки

      Крушение такого гиганта, как СССР болезненно ударило по самой идее социального равенства, социализма, мировому левому и коммунистическому движению. Язвительные потоки либеральной пропаганды стали активно размывать реальные достижения Союза и провозглашать конец социальной эволюции, предел развития общества, продвигать апатические идеи постмодерна. Одна...
      8800
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика