В те времена далекие, когда хорошим тоном считалось обучать студентов всех без исключения специальностей философским основам марксизма, в моем, тогда еще нежном и пластичном сознании, глубокий след оставила та их (основ) часть, которую в народе называли Диамат. Хотя этот термин и созвучен слову diamond, на близких языках, но к ювелирному промыслу отношения не имеет. Такой псевдоним получила наука с тяжелым названием - диалектический материализм.
Так вот, Диамат движущей силой развития в природе, обществе и мышлении провозглашал не великую божественную идею, что казалось вполне логичным и понятным, а некие простые законы внутренних взаимодействий. Впрочем, почему эти простые законы не могли быть рациональным замыслом самого Всевышнего. Надо же было как-то облегчать себе работу, чтобы не отвлекаться по мелочам. Следует заметить, что в то время Создатель был чрезвычайно занят, увлечен тяжелым трудом сотворения мира, растений, животных, человека. Правда иногда мог и ненадолго отвлечься, отдохнуть, пошутить. Об этом нам доходчиво рассказывал Жан Эффель. Сейчас, чуть больше чем через полвека, в изложении Шарли Эбдо, Бог, видимо, сильно изменился. Но правила Диамата, увы, не поменялись. Они все так же так же благоволят одним и безжалостны к другим.
Диамат доказывал ряд законов объясняющих ход процессов развития в природе. Однако самым загадочным и притягательным был закон, который обосновывал прогресс человечества, проходящего по ступеням совершенствования производства и разделения труда. Ну и попутно объяснял эволюцию всего живого, в борьбе с недружественными внешними условиями. Согласно этому закону развитие и совершенствование происходит благодаря внутреннему единству и борьбе противоположностей или противоречий, если это звучит более благозвучно. Причем «единство» противоположностей, всегда стоит первым а «борьба» второй. Видимо, «единство» более важная категория.
Возможно, наиболее близким к обоснованию развития и прогресса как следствия единства и борьбы противоположностей были положения древних восточных философов, о том, что вселенная образована из энергии, которая является результатом взаимодействия сил Инь и Янь. Эти силы (противоположности) взаимно преодолевают и превращаются друг в друга. Постепенно нарастая одна в другой, они переходят стадию предела, когда преодоление одного начала сменяется преодолением другого. Затем начинается обратное движение. Процесс бесконечен, ибо движение во вселенной вечно. Вполне возможно, что во вселенной это противостояние бесконечно и происходит вечно, но как оказалось в реальной жизни процесс бывает конечным и окончание процесса иногда весьма неприятно.
Примером тех, кому благоволят законы Диамата можно считать первых простейших живых обитателей Земли, появившихся 3-4 млн. лет назад. Назовем их условно бактерии, они живут и множатся на Земле в огромных масштабах по сей день. При этом обитают в единстве с природой, суровыми внешними условиями, без которых обойтись не могут. Пребывают в постоянной борьбе за существование, часто даже стараясь изменить внешнюю среду под свои потребности. Однако могут и затаиться на долгое время, если выжить совсем невмоготу. Имея такой длительный опыт борьбы за свои интересы, они находят эффективные способы противодействия, как к неблагоприятным внешним воздействиям, так и к конкурирующим формам жизни или, например, к природным антибиотикам. Более того, успешно борются с современными синтетическими антибиотиками, которым, кстати, нет еще и ста лет.
С другой стороны чрезвычайно благоприятные условия для жизни живых существ, когда борьбы или даже значительных усилий для существования и продолжения рода не требуется, приводят к совершенно другим результатам. Сначала происходит быстрый рост популяции. Чего стоило, например, опустошительное воздействие на экологию Австралии кроликов. Их случайно завезли в 1788 году, и они не имели в новой среде природных врагов. Однако в дальнейшем такие казалось, комфортные условия могут приводить к катастрофическим последствиям. Например, к вырождению и исчезновению (вымиранию) сообщества. Видимо такой вывод можно сделать по результатам нашумевших работ Джона Би Кэлхуна, особенно его сенсационной "Вселенной 25".
Отдельный интерес в этих опытах заслуживает выявление определенного переломного момента или точки невозврата, после прохождения которой живые существа, привыкшие к более комфортным условиям, при возвращении в обычную для данного вида среду обитания, уже не могут найти мотивы и силы сопротивляться и продолжать бороться за продолжение рода и свою жизнь. Впрочем, сходные проблемы повсеместно возникают и при попадании домашних животных в природные условия. И, наконец, если условия становятся совсем уж невыносимыми, а приспособиться нет времени и возможности, увы, происходит такой же процесс, как и при чрезвычайно благоприятных условиях. Привет Динозаврам!
Если эти наблюдения справедливы, то напрашивается вывод о том, что степень или уровень единства и борьбы противоположностей очень влияет на результат. Другими словами существует количественный оптимум, когда единство и борьба порождают наибольшую энергию развития. Противоположности (Инь и Янь) взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). А если одна из сил окончательно побеждает, а вторая полностью проигрывает, система разрушается и развитие прекращается. Возникают новые условия, в которых победитель или вырождается, деградируя без борьбы, или вступает в борьбу с новыми противоположностями и продолжает развиваться, совершенствоваться.
Следующий, нехороший, закон Диамата называет такую ситуацию переходом количественных изменений в качественные. И каким будет новое качество для победившей, но потерявшей партнера стороны, зависит от того возникнет ли новая система равной борьбы или победителя сгубит внутреннее расслабление, разложение, деградация. И процессу его упадка будут всячески содействовать неблагоприятные внешние условия и более примитивные, но многочисленные конкуренты, стремящиеся захватить освоенное уже бывшим победителем жизненное пространство.
Поскольку Диамат провозглашал единство законов природы, общества и мышления, можно предположить, что человеческое общество, будет реагировать подобным образом на наличие единства и силу противоположных элементов. Простой пример действия закона единства можно видеть в существовании в наше время множества устойчивых традиционных семей, где противоречия мужского и женского начал сдерживается и регулируется общими интересами и целями. В случае перевеса интересов одной из сторон возникает конфликт, который может привести к разрушению семьи и переходу супругов в новое качество. Следует признать, что практически все мировые религии всячески поддерживают и поощряют ценности традиционной семьи и в этом одно из неоспоримых достоинств религиозности и веры в Бога.
Пока планета Земля была необъятно огромной, человеческое общество развивалось в борьбе с природой за выживание и с конкурентами за сохранение достигнутого уровня жизни. Но оставалось еще много территорий, которые можно было занимать и осваивать, а условия и напряженность противоречий в разных регионах сильно отличались. Поэтому развитие человечества в разных местах нашей планеты происходило с различной скоростью. Например, Древнерусское государство впервые упомянуто только в IX веке, а к этому времени прошло уже примерно 3,5 тысячи лет, как Древний Египет начал строить великие, пирамиды. После чего еще более 2 тысяч лет Египет процветал, пока не был завоеван Александром Македонским. И еще 1,5 тысячи лет прошло до первого упоминания о Древней Руси. А во время расцвета Древнерусского государства, если таковым считать правление Ярослава Мудрого, до открытия Америки еще оставалось примерно 470 лет.
В наше время, когда Земля представляется небольшой планетой, маленьким шариком, объезженным и изученным вдоль и поперек, на котором неосвоенных территорий практически не осталось. Геополитическое положение и уровень процветания определяет не возраст страны и древность истории ее народа, а динамика развития за последнее время. Пройдя в своей истории точку невозвратимости, народы, некогда восхищавшие мир уровнем прогресса, экономическими и культурными достижениями, военной силой, мудростью исчезали или рассеивались, а их могучие государства и империи приходили в упадок, переходили в аутсайдеры мирового рейтинга, становились легкой добычей. По отношению к ним закон единства и борьбы противоположностей был жесток и неумолим. Но в это же время в полном соответствии с тем же законом рождались и набирали силу новые мировые лидеры. Ведь борьба с партнером дающая энергию прогресса и непримиримое противоборство, война на уничтожение противника приводят к различным результатам. Ощущение полной победы не всегда есть благо для победителя, и может стать первым шагом к неожиданной катастрофе, а прогресс общества в целом продолжится по вечным правилам взаимодействия сил Инь и Янь и законам Диамата.
Оценили 6 человек
7 кармы