• РЕГИСТРАЦИЯ

Китай, Чайна и прочие варварские названия Срединного государства (часть первая)

3 275

Занимательная этнонимия Поднебесной 

Знают ли китайцы, что они китайцы? Не такой уж это и странный вопрос, как может показаться – еще 100 лет назад 99,99% обитателей Срединного государства понятия не имели, что они китайцы, чайнизы или хины. Это сейчас, когда миллионы и десятки миллионов человек из Китая постоянно бывают в остальном мире, живут ли там годами или просто путешествуют, знакомы в той или иной степени с иностранными языками или просто читают переводную литературу и смотрят Ютьюб или ТВ-каналы (в т.ч. иностранные), они конечно в курсе как их называют иноземцы. Так что важно понимать, что как экзоэтнонимы (т.е. этнонимы, даваемые соседями и другими внешними наблюдателями), так и самоназвания Китая и его жителей, появлялись в конкретные периоды времени с их вполне определенными уровнями историко-географических знаний, социальными и идеологическими установками, господствующими у людей того времени.

Если начать с самоназваний, то их у Срединного государства и его народа было и есть несколько – они появлялись в разные исторические периоды и дожили при этом в той или иной мере до сих пор. Древнейшие названия для страны и ее народности – это 夏 Ся и 夏人 сяжэнь, появившиеся еще в период Чуньцю и Борющихся царств, когда распавшиеся на несколько царств осколки протоимперии Чжоу стали идеализировать свою глубокую старину. А в ней, как они считали, существовала династия Ся , с ее идеальными правителями, одновременно культурными героями, которые собственно и создали цивилизацию китайцев. Ко временам Конфуция и его учеников культ этой мифической династии Ся уже процветал вовсю, а потому и самоназвание претерпело модификацию – теперь стали употреблять выражение 華夏 Хуася («Цветущее Ся»), от которого пошло и самоназвание его жителей – 華人 хуажэнь. И сейчас хуа используется, означая “китае-“ и “китайско-“ в различных выражениях. Например хуацяо – для обозначения зарубежных китайцев (китайской диаспоры).

Крылатый зверобог, предполагаемый тотем белых ди, бронза, Чжуншань, VII век до н.э.

Уже в глубокой древности сяжэнь и хуажэнь построили свою хуацентричную модель мира – они считали, что их ойкумена (Поднебесная в их терминологии – 天下 Тянься) расположена между четырьмя морями, а в ее центре как раз и находится цивилизованная Хуася, по периферии которой бегают и как-то там прозябают всякие варвары. Поначалу эти варвары, почти что полуживотные для сяжэнь, были лишь источником скота, прочих ценностей и пленных, которые добывались регулярными походами шан-иньских ванов за пределы цивилизованного мира. Походами именно за пленными, не рабами – захваченные варвары предназначались для массовых жертвоприношений.

По одним данным они приносились в жертву духам покойных правителей (т.е. ванов), а по другим – различным духам-божествам (пантеон шан-иньцев нам до сих пор плохо известен). В настоящее время раскопано множество ям периода династии Шан-Инь с десятками и сотнями обезглавленных скелетов – результатами этих ритуальных казней. Однако со временем некоторые особо головастые сяжэнь сообразили, что лучше, не отделяя голов от тел, использовать их целиком и живыми – в качестве дополнительной к скоту рабочей силы. Так, их прогрессивная мысль дошла до идеи рабства. Страна Хуася двинулась в светлое рабовладельческое будущее.

И вот тут-то потребовалось внесение изменений в прежнюю картину мира. Точнее, понадобилась более разработанная классификация варварской периферии. И тогда появилась главная схема мироустройства Поднебесной – в ее центре находилось 中國 Чжунго, т.е. Срединное государство, населенное хуажэнь, вокруг которого находились разнообразные варвары, дифференцируемые по странам света. На севере и северо-востоке были всякие разноцветные ди (狄), т.е. белые, красные и прочие ди, на востоке – и (夷), на западе и северо-западе – жуны (戎 жун) и цяны (羌 цян), а на юге – чусцы (楚 чу).

Упоминание 狄 ди на древней гадательной надписи (на костях и щитках черепах, т.н. 甲骨文 цзягувэнь)

Со временем менялись названия варваров, а вот название Срединного государства осталось и стало основным – ныне официальное название Китая именно Чжунго (отмечу, что полное название КНР звучит как Чжунго жэньминь гунхэго), а граждан этого государства – чжунгожэнь. Впрочем и тут есть тонкость – сейчас самоназванием именно китайцев (не граждан Китая, а его титульной народности) является 漢 хань. Поэтому в русской литературе, востоковедной и этнографической, их называют ханьцами. 

Название это закрепилось как самоназвание в честь династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), правившей второй централизованной империей Китая, которая сплавила воедино достижения всех прежних эпох (от Шан-Инь до Цинь) и в итоге задала все основные характеристики китайской цивилизации. И как раз в ханьский период произошли изменения в классификации варварской периферии Срединного государства – восточные варвары и полностью ассимилировались ханьцами, оставив свой иероглиф для обозначения «инородцев, иноземцев» в самом общем смысле. 

Почти то же самое произошло с южными варварами, чусцами, причем сейчас даже и не вспоминают, что чусец Цюй Юань с его гениальными «Чускими строфами» был, собственно говоря, инородцем для хуажэнь его времени. А ныне про это почти никто из китайцев и не помнит, считая его первым китайским гением поэзии. В итоге вместо чусцев явились 蠻 мань – вплоть до Нового времени различные некитайские народности юга Китая чохом обозначались как 蠻子 маньцзы. На севере же место названия ди заняли северные варвары 胡 ху. Так что разные палеоазиатские, тюркоязычные, монголоязычные и тунгусоязычные народы и народности на северных границах Срединного государства теперь скопом звались ху. Среди ху числились и хунну (凶奴 сюнну в современном чтении этих иероглифов), и тюрки (от конфедерации шато, до ее осколков в виде отдельных племен – чигиль, белых татар-онгутов и прочих), и широй (южномонгольские племена, в китайских текстах записывавшиеся и как 鮮卑 сяньби и как 室韋 шивэй) и си-кумоси (тоже монголоязычные). Позднее среди ху выдвинулись такие народы как кидани (ветвь шивэй/широй), татары, монголы и чжурчжэни, которые оказали огромное влияние на судьбы как самого Китая, так и всего мира.

И вот в связи с последними можно приступить к теме наименования Чжунго другими народами – к тем его названиям, которые остались до наших дней. Первым делом, естественно, начнем с русского названия – т.е. с Китая. Что и будет изложено в следующей части настоящего эссе.

Историк-востоковед

    Идёт главная битва под Курском – десант уже в Судже. Взрывы гремят четвертый час, 1000 солдат в окружении: Горячая сводка СВО

    Началась финальная стадия операции "Курский гамбит". Все ждут, когда Киев бросит в бой резервы, которые накопил для "удара последней надежды". Между тем, тяжелые бои идут в Торецке. А С...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Кидани — первопроходцы полноценного синтеза китайской и кочевой культур

      Они первыми этого достигли, за ними были чжурчжэни и монголы. Конечно, всё это произошло не на пустом месте, ведь до них были уже многие северные завоеватели/находники на оседлые китайские земли. Но в основном их истории кончались ассимиляцией пришельцев китайской цивилизацией. Кидани были первые, кто, впитав многое от китайской культуры, не ассимилировались, а создал...
      102

      Китайские "цивилизаторы" и степные "варвары" — кто на ком стоял?

      Известно, что китайцы мастера стратагем, особенно в области политики в отношении к так называемой "варварской периферии". Начиная с самой глубокой древности различные "царства" древнего Китая постоянно имели дело с различными народами на своих границах. Я уже писал про это тут — https://cont.ws/@bohun1/2862864К временам Хань этим отношениям уже исполнилось м...
      558

      Поляки хорошо отслеживали ордынские дела — иной раз лучше соседей...

      ...в частности лучше венгров. Хотя казалось бы... Ведь и венгры и поляки попадали под удары монголов и ордынцев несколько раз в XIII в. Причем в первом их нашествии (т.е. Батыя и других чингизидов в 1241-1242 гг.) Венгерское королевство пострадало намного сильнее, а подданные венгерского короля собрали (а главное — записали) намного больше сведений о монголах и с...
      982

      Каноник Ян Длугош многое знал про татар

      В предыдущей заметке я ссылался на "отца польской историографии" (на многих польских ресурсах он так и называется — ojciec polskiej historiografii), т.е. на Яна Длугоша. Думаю надо о нем рассказать подробнее, особенно в связи с историей Золотой Орды и татар.Ян Длугош (01.12.1415 – 19.05.1480 г.), польский историк и церковный деятель. Его главное историческое сочи...
      1321

      Недооцененный погром Киева татарами

      Взятие Киева в 1240 г. армией Батыя наиболее известное событие. Хотя на самом деле Киев татары еще дважды брали, подвергая его тотальному погрому. И если нашествие Менгли-Гирея в 1482 г. еще как-то упоминается в рамках изложения русской истории (хотя бы по ходу изложения дипломатической подготовки освобождения от ордынского ига, см. фундаментальную монографию К.В. Баз...
      1178

      "Слепой корабль" или "потаенное судно"?

      В предыдущей заметке про национального героя Страны утренней свежести (см. тут - https://cont.ws/@bohun1/2952795  ) упомянул про его проект блиндированного корабля, который его прославил. Подробнее писать про это не стал, поскольку про них много чего уже написано. И вообще эти кобуксоны вещь довольно известная. Кобуксоны в бою (как их представл...
      378

      Кое-что о национальном герое страны Чосон...

      ...она же Страна утренней свежести, более известная у нас как Корея. Кстати, "страной утренней свежести" ее называют из-за игры слов, точнее смыслов китайских иероглифов, которыми записывается название Чосон — 朝鮮 (по китайски это Чаосянь, а Чосон — это в их корейском чтении). Дело в том, что выбор данного названия основателем династии Чосон (1392 - 1897) был связан с ...
      761

      Русский фельдмаршал, немец и визионер

      И это все о нем... Христофор Антонович Миних, он же граф Бурхард Христоф фон Миних, в оригинале Burkhard Christoph von Münnich (1683 - 1767), с 1732 г. - генерал-фельдмаршал Российской империи. Сподвижник (с) к/ф "О бедном гусаре..." - у разных русских царей, начиная с Петра Великого.А еще визионер: ...
      689
      Роман Храпачевский 31 декабря 2024 г. 18:54

      Новогодние крылья

      Иоанн. Так это, стало быть, ты такую машину сделал?.. Ох-хо-хо!.. У меня тоже один был такой... крылья сделал... Тимофеев. Нуте-с?.. Иоанн. Я его посадил на бочку с порохом, пущай полетает!.. Тимофеев. Ну зачем же вы так круто?(Михаил Афанасьевич Булгаков "Иван Васильевич", пьеса) Иллюстрация к книге Шильдкрета "Крылья холопа"ЗЫ: Традицио...
      337
      Роман Храпачевский 30 декабря 2024 г. 18:14

      Этот верблюд, кого надо верблюд!

      О значении печатей в культурах Китая и ее ойкумены (включая монголов и других соседей по Поднебесной) я уже писал несколько ранее. Правда, это касалось темы даруг (они же баскаки). Желающие могут полностью прочесть тут — https://cont.ws/@bohun1/2942123Здесь же напишу об юаньских печатях, которые соединяют и китайские и монгольские традиции. Это печати, котор...
      476
      Роман Храпачевский 29 декабря 2024 г. 17:17

      Об "озабоченных" на тронах

      То есть на троне китайского императора и на сидении (кошме?) степного повелителя. Дело в том, что где-то мне встретилось весьма вольное, а точнее игриво-скабрёзное, толкование знаменитого обмена письмами между двумя владыками двух империй, оседлой китайской и кочевой (хунну).А дело было в 192 г. до н.э., когда сюнну (хунну) правил Маодунь (Модэ, Модун, и еще разные ва...
      810
      Роман Храпачевский 28 декабря 2024 г. 17:44

      Китайский император династии Тан с привычками кочевника

      Китайская династия Тан (618 - 907) считается эталонной китайской (ханьской) династией — наряду с первым и главным эталоном, т.е. династией Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), по названию которой, собственно и принято этническое самоназвание китайцев (ханьцы). Род императоров Тан носил фамилию Ли, самую обычную для ханьцев. Но не все так просто.Сомнения в эталонн...
      924
      Роман Храпачевский 27 декабря 2024 г. 14:38

      Самозванцы и "либерально мыслящие" как непременные маяки любой русской смуты

      И появились они с самой первой Смуты. Именно во множественном числе, ибо самозванчество суть все качества всплывающей наверх субстанции в такие времена. Иначе говоря, чем ничтожнее личность такого амбициозного "либерально мыслящего", тем более у него претензий быть "властителем". Пусть хотя бы и дум... Следует процитировать  характеристику первого Самозванца...
      367

      «Кипчакский поход» монголов (часть вторая)

      Окончание, начало тут  — https://cont.ws/@bohun1/2946849 . Оно завершается контурным изложением кампаний Батыева нашествия на Русь. Тут же об этом несколько подробнее.Первая кампания началась с разорения пограничного со степью Рязанского княжества и взятия самой Рязани (21 декабря 1237 г.) и продолжилась уничтожением почти всего Владимиро-Суздальского к...
      371

      «Кипчакский поход» монголов (часть первая)

      У нас принято считать поход Бату и других чингизидов на запад нашествием на Русь, иногда добавляя "и на Восточную Европу". Но сами монголы называли этот поход, начатый в 1235 г., «Кипчакским». Так он назван в единственном монгольском источнике, синхронном событиям, то есть в «Сокровенном сказании» (1240 г.). Дам тут описание событий этого похода, за вычетом его кампан...
      371
      Роман Храпачевский 24 декабря 2024 г. 13:52

      Диагноз прото-новохронологам

      Случилось это в 1920-х. Воистину, нет ничего нового под солнцем..."Когда, начитавшись Морозова, я с апломбом заявил критику Дмитрию Мирскому, что древнего мира не было, этот сын князя, изысканно вежливый человек, проживший долгое время в Лондоне, добряк, ударил меня тростью по спине.– Вы говорите это мне, историку? Вы… вы…Он побледнел, черная борода его ушла в рот. Вс...
      423
      Роман Храпачевский 23 декабря 2024 г. 17:26

      Сколько было нашествий монголов на запад

      Кажется странным такой вопрос, ведь все в курсе про Чингисхана, Батыя и их нашествия. Но вот имеется деталь, которую нам подкидывают лингвисты — они утверждают, что такие слова как телега или хоругвь, это все давние заимствования из монгольских языков. Проблема в том, что эти слова зафиксированы в древнерусских текстах домонгольского периода.С этими словами вопрос был...
      742
      Роман Храпачевский 22 декабря 2024 г. 14:27

      Пошто животину тиранишь?!

      У китайцев довольно странное отношение к кошкам как к домашним любимцам. Собственно, только в этом столетии, с ростом благосостояния населения КНР и его ориентации на западную культуру, кошки начали занимать похожую нишу в китайских семьях. Ранее же, в старом императорском Китае, т.е. в огромной крестьянской (на 90%) стране, кошки как любимцы были привилегией очень не...
      546

      Монголы и маньчжуры — близнецы-братья (ч.2)

      Окончание. Начало тут - https://cont.ws/@bohun1/2938808Как было сказано в конце первой части, все же имелось рациональное зерно в изысканиях Ли Синь-чуаня и других китайских авторов XII-XIII вв. касательно тезиса, вынесенного в заголовок статьи. Дело в том, что действительно имелись тесные исторические связи между племенами протомонголов (будем так называть те др...
      646
      Роман Храпачевский 20 декабря 2024 г. 10:27

      О крысах...

      ...и об осажденных монголами городах. Собственно, больше тут именно про осадные технологии монголов и о том, как они получались, создавались и развивались. И только потом о роли крыс в этом деле.Для начала напомню, что монголы почти 30 лет последовательно осваивали искусство брать крепости и хорошо укрепленные города крупных государств оседлых народов — тангутов,...
      414
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика