• РЕГИСТРАЦИЯ

Как ведические арийцы провожают близких в последний путь (18+)

99 4417


Каждый из миллиарда индусов мечтает умереть именно в Варанаси или сжечь тут свое тело. Open air крематорий дымит 365 дней в году и 24 часа в сутки. Сотни тел со всей Индии и зарубежья ежедневно сюда приезжают, прилетают и сгорают. Хорошую религию придумали индусы - что мы, отдав концы, не умираем насовсем. Эти базовые познания про индуизм под аккорды своей гитары вселил в нас Владимир Высоцкий. Спел и просветил: "живешь правильно - будет тебе счастье в следующей жизни, а если туп, как дерево, - родишься баобабом"

Варанаси является важным религиозным местом в мире индуизма, центром паломничества индусов со всего мира, таком же древнем как Вавилон или Фивы. Здесь более сильно, чем где-либо еще, проявляются противоречия человеческого существования: жизни и смерти, надежды и страдания, молодости и старости, радости и отчаяния, блеска и нищеты. Это город, в котором так много смерти и жизни одновременно. Это город, в котором сосуществуют вечность и бытие. Это лучшее место для понимания того, что собой представляет Индия, ее религия и культура.

В религиозной географии индуизма, Варанаси является центром Вселенной. Один из самых священных городов для индусов служит своего рода гранью между физической реальностью и вечностью жизни. Здесь боги спускаются на землю, а простой смертный достигает блаженства. Это святое место, чтобы жить, и благословенное место, чтобы умереть. Это самое лучшее место для того, чтобы достичь блаженства.

Известность Варанаси в индуистской мифологии не имеет себе равных. Согласно легенде, город был основан индусским Богом Шивой несколько тысяч лет назад, что сделало его одним из самых важных мест паломничества в стране. Это один из семи священных городов индусов. Во многих отношениях он воплощает самые лучшие и худшие стороны Индии, иногда приводящие иностранных туристов в ужас. Тем не менее, сцены паломников, произносящих в лучах восходящего солнца молитву у реки Ганга, на фоне индуистских храмов является, одной из самых впечатляющих достопримечательностей в мире. Путешествуя по северной Индии, постарайтесь не обойти стороной этот древний город.

Индус действительно верит в странствия души, которая после кончины переселяется в другие живые существа. И относится к смерти вроде и особенно, но в то же время обыденно. Для индуиста смерть - лишь один из этапов сансары, или бесконечной игры рождений и смертей.

А еще приверженец индуизма мечтает однажды не родиться. Он стремится к мокше - завершению того самого цикла перерождений, вместе с которым - к освобождению и избавлению от тягот мира материального. Мокша - практически синоним буддистской нирваны: высшее состояние, цель человеческих стремлений, некий абсолют.

На протяжении тысячелетий, Варанаси был центром философии и теософии, медицины и образования. Тут проживали многие известные и наиболее почитаемые индийские философы, поэты, писатели и музыканты.

Варанаси расположен между Дели и Калькуттой на западном берегу Ганга. Каждый индийский ребенок, слушавший рассказы своих родителей, знает, что Ганг является самой крупной и святой из всех рек в Индии. Главная причина посещения Варанаси, это, конечно же, увидеть реку Ганг. Значение реки для индусов не поддается описанию. Она входит в число 20 крупнейших рек мира. Бассейн реки Ганга является наиболее густонаселенным в мире, с населением более чем 400 миллионов человек.

Ганг является важным источником орошения и коммуникации для миллионов индийцев, живущих вдоль русла реки. С незапамятных времен ей поклонялись как богине Ганга. Исторически сложилось так, что ряд столиц бывших княжеств располагались на ее берегах. Если кремировать тело на берегу священной реки Ганг в этом городе, то карма на следующую жизнь очищается. Вот и стремятся сюда индуисты со всей Индии и мира - умирать и гореть.

Набережная Ганга - самое тусовочное место в Варанаси.

 Вот измазанные в саже отшельники садху: настоящие - молятся и медитируют, туристические - пристают с предложениями сфотографироваться за денежку.

Брезгливые европейки пытаются не вступить в нечистоты, толстые американки снимают себя на фоне всего, перепуганные японцы ходят в марлевых повязках на лицах - от инфекций спасаются.

Тут полно растаманов с дредами, фриков, просветленных и псевдопросветленных, шизиков и попрошаек, массажистов и гашиш-дилеров, художников и прочего всех на свете мастей люду.

Несмотря на обилие приезжих, назвать этот город туристическим язык не поворачивается. У Варанаси все-таки своя жизнь, и туристы тут абсолютно ни при чем.

Вот по Гангу плывет труп, рядом мужик стирает и отбивает о камень белье, кто-то чистит зубы. Почти все купаются со счастливыми лицами…

Хотя канал Discovery, когда снимал фильм про Варанаси, сдал пробы этой воды на исследования. Вердикт лаборатории страшный - одна капля лошадь если не убьет, то уж точно подкосит. Гадости в той капле больше, чем в списке потенциально опасных инфекций страны.

Но обо всем этом забываешь, попав на берег горящих людей.

Это Маникарника Гхат - главный крематорий города. Повсюду тела, тела и еще раз тела. Ждут своей очереди в костер, которых - десятки. Гарь, дым, треск дров, хор обеспокоенных голосов и бесконечно звенящая в воздухе фраза: "Рам нам сагагэ". Вот из костра высунулась рука, показалась нога, а теперь покатилась голова. Вспотевшие и щурящиеся от жара рабочие бамбуковыми палками переворачивают являющиеся из огня части тела. Ощущение такое, что попал на съемки какого-то "ужастика". Реальность уходит из-под ног.

Приезжие испуганно глазеют на костры издали. К ним подходят доброжелатели и якобы бескорыстно посвящают в историю погребальных традиций Индии. "На костер уходит 400 килограммов дров. Один килограмм - 400-500 рупий (1 доллар США - 50 индийских рупий. - Прим. авт.)".

"Помоги семье умершего, пожертвуй денег хотя бы на пару килограммов. Люди всю жизнь собирают деньги на последний костер" - стандартно завершается экскурсия. Звучит убедительно, иностранцы достают кошельки. И, сами того не подозревая, оплачивают полкостра. Ведь реальная цена древесины - от 4 рупий за кило.

Вечером прихожу на Маникарнику. Буквально через минуту прибегает мужчина и требует объяснить, как смею обнажать объектив в священном месте. Когда видит документы - почтительно складывает руки у груди, склоняет голову и произносит: "Добро пожаловать! Ты - наш друг. Обращайся за помощью".

Это 43-летний Каши Баба из высшей касты брахманов. Он уже 17 лет курирует тут процесс кремации. Говорит, работа дает сумасшедшую энергию. Индусы и правда обожают это место - вечерами мужики рассаживаются на ступеньках и часами глазеют на костры. "Мы все мечтаем умереть в Варанаси и кремировать здесь тела", - примерно так рассуждают они.

Мы с Каши Баба тоже усаживаемся рядом. Оказывается, тела начали сжигать именно в этом месте еще 3500 лет назад. С тех пор как тут не зажегся огонь бога Шивы. Он горит и сейчас, за ним круглые сутки надзор, от него поджигается каждый ритуальный костер. Сегодня тут ежедневно превращают в пепел от 200 до 400 тел. Причем не только со всей Индии. Сгореть в Варанаси - последняя воля многих индусов-иммигрантов и даже некоторых иностранцев. Недавно, например, кремировали пожилого американца.


Разжигать костер можно только естественным способом. Если умерла женщина - полностью не сжигают ее таз, если мужчина - ребро. Эту обгорелую часть тела обритый мужчина пускает в Ганг и через левое плечо из ведра тушит тлеющие угли.

Когда в Варанаси умер махараджа, его сын заказал костер полностью из сандалового дерева, а вокруг разбрасывал изумруды и рубины. Все они по праву достались работникам Маникарники - людям из касты дом-раджа.

Это низшее сословие людей, так называемые неприкасаемые. Их судьба - нечистые виды работ, к которой относят и сжигание трупов. В отличие от других неприкасаемых, каста дом-раджа имеет деньги, на что намекает даже элемент "раджа" в названии.

Каждый день эти люди чистят территорию,просеивают и промывают через сито золу, угли и прогоревший грунт. Задача - найти драгоценности. Родственники не имеют права снимать их с умершего. Напротив, сообщают ребятам дом-раджа, что у покойного, скажем, золотая цепочка, кольцо с бриллиантом и три золотых зуба. Все это рабочие найдут и продадут.

Ночью над Гангом зарево от костров. Лучше всего смотреть на него с крыши центрального здания Маникарника Гхат. "Если упадешь - сразу в костер. Удобно", - рассуждает Каши, пока я стою на козырьке и снимаю панораму. Внутри этого здания - пустота, темнота и прокопченные десятилетиями стены. Скажу откровенно - жутко.

Прямо на полу, в углу на втором этаже сидит сморщенная бабуля. Это Дайя Май. Точного своего возраста она не помнит - говорит, примерно 103 года. Последние 45 из них Дайя провела в этом самом углу, в здании возле берега кремации. Ждет смерти. Хочет умереть именно в Варанаси. Впервые эта женщина из Бихара попала сюда, когда умер ее муж. А вскоре лишилась сына и тоже решила умирать. Я был в Варанаси десять дней, почти каждый из которых встречал Дайю Май. Опираясь на палочку, утром она выбиралась на улицу, прохаживалась между стопками дров, подходила к Гангу и снова возвращалась в свой угол. И так 46-й год подряд.

Маникарника - не единственное в городе место для кремации. Тут сжигают умерших естественной смертью. А километром ранее, на Хари Чандра Гхат, придаются огню убитые, самоубийцы, жертвы аварий. Рядом электрокрематорий, где сжигают нищих, не собравших денег на дрова. Хотя обычно в Варанаси проблем с похоронами нет даже у самых бедных. Дерево, которое не догорело на предыдущих кострах, бесплатно отдают семьям, у которых не хватило дров. В Варанаси всегда можно собрать деньги среди местных жителей и туристов. Ведь помогать семье покойного - для кармы хорошо. А вот в бедных селах с кремацией проблемы. Помочь некому. И символически обгоревшее и выброшенное в Ганг тело - не редкость.

В местах, где в священной реке образуются запруды, даже существует профессия - сборщик трупов. Мужчины плавают на лодке и собирают тела, по необходимости даже ныряя в воду. Рядом грузят в лодку привязанное к большой каменной плите тело. Оказывается, далеко не все тела можно сжечь.

Запрещается кремировать садху, ведь те отказались от работы, семьи, секса и цивилизации, посвятив жизнь медитациям. Не сжигают детей до 13 лет, ведь считается, что их тела, как цветы. Соответственно запрещено предавать огню и беременных женщин, ведь внутри - дети. Не получится кремировать больного проказой и оспой. Все эти категории покойных привязывают к камню и топят в Ганге.

Такая же участь ждет тех, чьи родственники не могут позволить купить себе достаточно древесины. Иногда ее не хватает для полной кремации, и тогда полуобгоревшие останки тела сбрасывают в реку. Вполне обычное явление увидеть обугленные останки тел умерших, плывущих в реке. Еще не сжигают животных, ведь они - символы богов.

Запрещено кремировать убитых укусом кобры, что в Индии не редкость. Считается, что после укуса этой змеи наступает не смерть, а кома. Поэтому из бананового дерева мастерят лодку, куда кладут обернутое в пленку тело. К нему крепят табличку с именем и домашним адресом. И пускают в плавание по Гангу. Медитирующие на берегу садху такие тела стараются выловить и медитациями попытаться вернуть к жизни.

Что шокирует приезжих западных туристов, кажется вполне естественным для индусов.

В отличие от Европы, где все происходит за закрытыми дверями, в Индии каждый аспект жизни виден на улицах, будь-то кремация, стирка белья, купание или приготовление пищи.

По информации учебников, сожжение вдов запретили в 1929-м. Но эпизоды сати случаются и сегодня. Женщины много плачут, поэтому им запрещено находиться возле костра. Но буквально в начале 2009 года для вдовы из Агры сделали исключение. Она хотела последний раз проститься с мужем и попросилась подойти к огню. Туда и прыгнула, причем когда костер пылал уже вовсю. Женщину достали, но она сильно обгорела и умерла до приезда врачей. Кремировали в том же костре, что и ее суженого.

По оценкам, в городе ежегодно хоронят на дне реки около 45 000 не кремированных тел, повышая токсичность и без того сильно загрязненной воды. В загрязнение реки свою лепту также вносят многочисленные города, расположенные на Ганге.

По итогам доклада Центрального управления надзора за загрязнением окружающей среды следует, что города Индии перерабатывают лишь около 30% всех своих нечистот. Ныне Ганг, как и многие другие реки Индии, чрезвычайно засорен. В нем содержится нечистот больше, чем свежей воды. А по его берегам скапливаются промышленные отходы и останки кремированных трупов.

_____________

Дочитавшим до конца - бонус ))

_____________

По материалам  , 2


Ведь история это не математика, тут не надо быть семи пядей во лбу!

    «Возможна в любое время». Чем опасна гражданская война в США?

    Политолог Ищенко прокомментировал опасность гражданской войны в СШАПолитолог, историк и публицист Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и объяснил опаснос...

    Лоббировать интересы мигрантских диаспор или заботиться о благе россиян — что должен выбрать настоящий депутат?

    Несмотря на попытку пролоббировать интересы мигрантов и их детей, Государственная Дума одобрила законопроект, который запрещает принимать в школу детей мигрантов, не владеющих русским я...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Письма фабричных рабочих (1905-1906)

      (Групповой снимок челябинских рабочих, 1900-е)Для всех, кто интересуется причиной успеха большевиков и эсеров в рабочей среде, полезно ознакомиться со статьей дореволюционного экономиста И.Х.Озерова, изданной в виде небольшой книжечки (64 с.) вскоре после революционных событий 1905 г. (в оригинале статьи даются ссылки на пронумерованные письма рабочих,...
      748

      У нас - коммуналки, бараки, хрущевки. А что строили в США?

      Действительно, что у них строили в обозримом прошлом для простых работяг? Нет, что такое "доходный дом" все себе более или менее представляют - читали же что-нибудь из американской классики...если не Драйзера, то Джека Лондона или О.Генри. Известно, что в малобюджетном варианте "меблированные комнаты" представляли собой "буржуазный" вариант коммуналки и...
      429

      Поместное дворянство и офицеры

      Судя по обсуждениям, ряд комментаторов имеет довольно смутные представления об имущественном положении российского офицерства на рубеже накануне Первой Мировой войны. Ввиду общего интереса к этой теме, размещаю здесь результаты исследований, проведенных в советское время : "Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий" (П.А.Зайончковский, 1973) и "Дворянство...
      557

      А был ли голод?

      Дали в комментах ссылочку на уважаемого человека - министра Российской Империи А.С.Ермолова : его замечания о голодных годах на рубеже столетий Ссылочка, собственно, должна была подтвердить гуманность и компетентность тогдашнего правительства Российской Империи, особенно в сравнении с ранне-советским. Страница 414 этого объемистого труда содержит абзац,...
      479

      Плюрализм головного мозга

      Швейцария, 1917. В.И.Ленин готовится к встрече с местной рабочей молодежью.- Мы, старики не доживем до решающих битв этой грядущей революции.. как думаешь, Наденька?- Чего это ты нас хоронить собрался, Ильич? Выпей чайку  да прибавь оптимизма! Как педагог тебе говорю: молодежь это любит!(из Недоизданного)Как совмещаются в одной голове либерализм, м...
      345

      "Столыпинская реформа": итоги

      Итак, по данным Статистических ежегодников, в 1906-1915 гг. из общины вышло 22% домохозяев, которые укрепили в личную собственность около 14% надельной земли. Часть вышедших продала свои наделы и отправилась на новые места за Уралом, в Сибирь или в Среднюю Азию. В общей сложности, переселенцев насчитывалось ок.5 млн.чел. - правда, 1,5 млн. из них не удержались на ново...
      285

      Аграрная реформа Столыпина в цифрах

      Чтобы оценить успешность земельной реформы, начатой Указом от 9.11.1906 под руководством П.А.Столыпина, нужно в любом случае учитывать официальные данные той эпохи. Начнем с общей численности населения и его распределения по регионам. (Здесь и далее я использовал исключительно данные Статистических ежегодников за 1913-1915 гг., во избежание "идеологическ...
      421

      Что получило привилегированное сословие в результате реформы 1861 года

      Итак, каковы были ближайшие последствия отмены крепостного права для "первого сословия" России?Цитируем А.А.Корнилова, читавшего свой курс истории России студентам Политехнического института в Санкт-Петербурге начиная с 1909 и до 1923 г.  *     *    *...Нельзя не признать, что в этих южных и юго-восточных губерни...
      263

      Возвращение ревизора

      — Мошенник! — сказал Собакевич очень хладнокровно, — продаст, обманет, еще и пообедает с вами! Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья.    &n...
      399

      Упущенная возможность, которой Империя не воспользовалась

      Обсуждая программу коллективизации и то, как она проводилась в жизнь, некоторые авторы полагают, что в 20 веке без крутых мер в любом случае уже было не обойтись. Отмена крепостного права решила лишь часть проблем, накопившихся к середине 19 века; другие так и не были решены за следующие 50 лет, а третьи возникали по ходу реформы. Несомненно лишь, что их острота ...
      537

      Благосостояние крестьян в Черноземье после отмены крепостного права

      Довелось  несколько раз услышать, мнение о том, что Манифест 1861 г. убрал последнее препятствие на пути Российской империи к мировому лидерству в экономике, которого она уже почти добилась в начале 20 в., но помешала мировая война.  "По темпам роста Россия обгоняла весь мир, рождаемость била все рекорды, мировые цены на зерно росли, крестьяне жили в довольс...
      413

      Воскресно-примирительное

      - Можно ли было избежать революций? - Да не вопрос!- А колхозизации? - Сомневаюсь.- Почему? Допустим, во время ПМВ или еще до нее пришел бы к власти патриотичный диктатор и провел бы реформы в пользу «справных хозяев». Всю голытьбу выгнал бы из деревни на строительство автобанов, чтоб не бузила. А дворян поставил бы руководить промышленным производством...
      362

      О наших женщинах

      В спорах на тему "как нам обустроить Россию" не единожды натыкался на утверждение о том, что в снижении рождаемости у нас виноват "проклятый феминизм и бабская любовь к удовольствиям". Мол, не хотят наши жены и подруги родить больше 1-2 детей - а ведь это прямой путь к вымиранию!  И замуж выходят с корыстными целями, при разводе забирают себе ж/п и требуют алимен...
      413

      1000 лет истории - это много!

      Оказывается, Русское государство возникло и развивалось независимо от Орды! Оно не было частью "великотартарянский империи славяноариев", откуда (если верить Фоменко/Носовскому) потомки Чингисхана пришли на Киевщину, в Черниговскую и Рязанскую земли, якобы для того, чтобы восстановить справедливость среди своей "голубоглазой и светловолосой родни". И для русских князе...
      1214

      Генетики прочитали ДНК великого князя владимирского Дмитрия, сына Александра Невского

       Геномных исследований средневековых князей практически не проводилось, а те, что удалось сделать, вызывали сомнения. Но дело сдвинулось: геном князя владимирского Дмитрия, сына Александра Невского - первый геном средневекового русского князя, останки которого были идентифицированы с высокой точностью. Статью с результатами анализа опубликовали в Acta Naturae в а...
      2013
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      12 ноября 2023 г. 22:38

      Три чуда света: мнение "неформальных историков"

      (Предполагаемый вид статуи Зевса в храме Олимпии)Заинтересовавшись монументальной скульптурой древности, я в процессе поиска, как обычно, получил от Яндекса предложение ознакомиться с ценным мнением «неофициальных историков». Конкретно – насчет трех «чудес света» из известных семи: - статуи Зевса Олимпийского;- статуи Колосса Родосского;- статуи А...
      859
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      8 сентября 2023 г. 21:52

      Почему бесполезно "реконструировать первослово" ?

       Реконструировать "первослово", "первослог", "первобукву" - занятие бессмысленное , но весьма популярное у любителей тайн и загадок. Нет смысла в нем  потому, что шаблон, по которому действуют эти самые любители тайн, сводится к "угадайке" в пределах самых коротких слов и наиболее употребительных слогов родного языка. То есть - русского в его ...
      1295
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      20 августа 2023 г. 17:55

      Другие варианты "радуги" в языках мира.

        Поскольку в предыдущий раз волей-неволей пришлось уделить внимание «ра», то сейчас сосредоточимся на «дуге». Эта часть куда интереснее! Возьмем примеры из предыдущего списка: И сгруппируем по принципу исторического родства: Видно, что внутри каждой группы есть некоторое единообразие. Присмотримся к последней группе, в ...
      1496
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      12 августа 2023 г. 20:00

      В поисках Ра-дуги, или почему филологи не восприняли всерьез "дядю Мишу"

      После неудачного выступления на ТВ в 2008, где его раскритиковали оппоненты, юморист издал очередную книгу, в которой описал свой метод лингвистического исследования. Там говорится буквально следующее:"Я уверен, что слово «речь» произошло от слова «рычать». Попробуйте раскатисто и протяжно потянуть «Р­р­р», после чего, представив себя предком человечест...
      2683

      Диалект или язык?

      Давно замечено: в горах что ни долина - то свой язык или диалект или хотя бы говор. Границы их распространения часто тесны, но более-менее очевидны. Сложнее обстоит дело с народами, обитающим на равнинах: в отсутствие природных барьеров политические границы непредсказуемы, и распространение языков сплошь и рядом с ними не совпадает. Из-за этой непредск...
      1380
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика