До того как читатель не ознакомится с работами Ганчо Ценова и Георгия Сотирова, он как и все считает, что готи по происхождению германи. Странно, однако, что у представителей этих герман больше количество болгарских имен, таких как ВидиМир, ВитиМир, Остро, Caвa, Видигой, некоторые из которых и до сих пор используются.
В книгах Г.Ценова и Г.Сотирова можно также найти важные подробности и данные, о которых никто никогда не упоминал раньше. Становится понятно, что для Йордана, Прокопия и др., готы де-факто гети. Это те же самые люди, которые Геродот называет самые смелые, но в то же время самые мирные из всех тракийцев, называемые на протяжение более 1100 лет разными хронистами болгары.
Колоссальный вклад в изъяснения истинного происхождения готов, точнее гетов, являются работы проф. Асена Чилингирова, благодаря которые любознательный читатель узнает, как фальшивка, известная как Codex Argenteus - Серебряный кодекс, должна была ввести в заблуждение мир в том, что это и есть Евангелие древних готов. Однако это Евангелие (Новый Завет) не имеет ничего общего с известной Библии Бесика (Старый Завет), названная по имени тракийского племя беси/веси, известные также как ВизиГоти, точнее ВесиГоти, чье имя позже позже было изменено на жульническое звуковое соответствие — ВестГоти (тенденциозно намекая на некие ЗападныеГоты), созданно епископом готов Вульфила (с намеком на связь с нем. словом волк), который на самом деле гетский/болгарский епископ Урфил. После перевода Библии Бесика на латинском языке она осталась в истории как Латинская Булга.
В действительности «Серебрянный кодекс» не рукопись IV века, а работа созданная в 17 веке на основе ЛангоБардских документов.
Важная подробность также является тот факт, что во времена Античности, в Каппадокии, которая является родиной Урфил(а), проживали люди того же происхождения, что и исконное балканское население, т.е. предки болгар. И последнее, но не менее важное: из работы проф. Чилингирова читатель получит подтверждение того, что азбука, используемая Урфилом, является глаголицей, которой в IV-ом веке, Св.Иероним распространил в Даламацию, т.е. Западные Балканы.
Образец «готской», а реально ЛангоБардской письменности. Надписи с такими буквами на Балканах не существуют, а именно на Балканах и создана готская азбука.
Кирпич с времен гота Теодорик Великий. Хорошо видно, что буквы не имеют ничего общего с текстами из «Codex Argenteus» - Brick with the emblem of Theodoric, found in the temple of Vesta, Rome. It reads "+REG(nante) D(omino) N(ostro) THEODE/RICO [b]O[n]O ROM(a)E", which translates as With our master Theodoric the Good reigning in Rome [this brick was made].
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/86/Theodoric_brick.png/250px-Theodoric_brick.png
Очень ценный вклад проф. А.Чилингирова в разъяснение смысла готских имён, таких как Валамир, Атила, Бериг, а также этноним веси/беси, что истинное имя племенного союза тракийских племен ВесиГотов/VesseGothae.
Не менее важна и информация, предоставленна Юлии Хаджи Димитровой в ее книге «Gothi qui et Getae» - Готи т.е. Гети. Даны неизвестные доселе подробности о старой готской истории и о том, что в прошлом ставился знак равенства между готами и болгарами. В работе г-жи Хаджи Димитрова приведены и изображения ЛангоБардских документов ставшие эталоном «готской» письменности из «Codex Argenteus», представлены также хорошие объяснения по свидетельством Валафрида Страбона, что готический язык говорили в Добрудже даже в Средневековья. Дальше мы поймем, насколько эта подробность важна.
Есть еще один автор, который углубился в изучение истинной этнической принадлежности готов. В своей книге «Траки/готи/славяне» Петър Георгиев, как и проф.Чилингиров и г-жа Хаджи Димитрова, сообщает, что во времена Античности готы неоднократно отождествлялись с гетами и то авторами, которые знали готов. Также рассмотрено слово «белагини», упомянутое Йорданом, которому также обратили внимание и другие авторы.
Что касается исторических источников, объясняющих, кто такие старые готы, где их прародина, и так далее. излишнее вдаваться в подробности. Ганчо Ценов, Асен Чилингиров, Юлия Хаджи Димитрова, Петр Георгиев и Георгий Сотиров предоставили достаточно развернутая информацию по данной теме. Однако, хотелось бы ее дополнительно еще некоторыми очень важными подробностями, в том числе и лингвистические.
После того, как были сделаны серьезные попытки извратить историю Гетов, названные Готи, и брошены огромные средства для создания фальшивку Codex Argenteus, которая бы внушила, что речь готов является германской, то необходимо предоставить доказательства которых нельзя подделать. Слава Богу такие есть, и поскольку их важность не была осознанна тех недобросовестных индивидах/манипуляторов, сегодня мы можем узнать правду об языке старых готов.
Что не может быть подделано и в тоже самое время может быть использовано для доказательства этнической принадлежности определенной группы людей?
Все проще чем кажется - когда некий народ обитает определенной территории в течение длительного времени то, он оставляет большое количество следов своего присутствия в названиях рек, гор, населенных пунктов и местности.
Даже печенеги, которые задержались относительно недолго в Восточной Европе, наложили свои имена, такие как: Тунгате, Кракнакате, Салмакате, Сакакате, Гиеукате и пр. Османы/Турки оккупировавшие Болгарию в течение 500 лет, и несмотря на последующую "болгаризацию" многих турецких названии поселении и топонимы по прежнему можно найти в Болгарии - такие как Кърджали, Хасково, Карлово, Хисаря. Вряд ли есть деревня в Болгарии, в окрестности которой нет названия местностей содержащие турецкие слова, такие как: гьол/небольшой водоем, бунар/колодец, дере/дол, баир/холм, кайнак/родник, балталък/общественный лес, асмалък/лозница, топрак/земля, алма/окраса на одежде, йери/идти, чешма/фонтан.
Рассмотрим как данный вопрос обстоит у готов/гетов. Мы точно знаем, что они обитали территорию Балкан с II по IX века. Максимин Трак(Тракиец) родился во II веке и его отец, как говорят, был готом. С другой стороны об использование готского языка в Добрудже в IX веке, свидетельствует Валафрид Страбон. Если бы гот Урфил говорил на германском, то в течение такого длительного периода (700 лет) присутствие готов на Балканах должно были бы остаться от пяти до десяти тысяч германских имен рек, поселений, местностей, ... Но таких топонимов и гидронимов нет вообще. На территории Болгарии и в Южной Румынии нет единого топонима или гидронима (зарегистрированного с II по IX века), который бы содержал некие слова из Codex Argenteus. В таком случае вывод более чем ясен: люди, на языке которых написана так названная "Готская Библия"/Серебряный кодекс, никогда не населяли земли болгар и не имеют ничего общего с готами Урфила/Вульфила. Напомним еще раз, что эта рукопись - поздняя подделка, а используемый язык не готский, а лангобардский.
В «Codex Argenteus» мы находим основные для топонимии слова: brunna/родник, flodus/река, rinno/течение/река, gawi/область, grundus/земля, hauhs/высоко(е), thaurp/село/поле, haims/поселение/место, bagms/дерево, hawi/сено/трава, stads/город/городок, wigs-дорога.
Поскольку ЛангоБарды/ДлинноБородые - германы то, мы должны встретить слова из Codex Argenteus в топонимах германских народов, таких как немцы и голландцы. Если посмотреть карту Западной Европы, мы найдем необходимые соответствия.
ЛангоБардское слово brunna/родник/ключ интегрировано в имени немецкого города HeilBRONN/ЦелебныйРодник. В приведенных ниже примеры можно увидеть примеры того, в чьих землях мы можем найти соответствия слов от ЛангоБардского Codex Argenteus.
Flodus - река, течение - Fliet , Visvliet (Голландия).
Gawi - область, местност - WardeGa , MinedsGa (Голландия) , AllGäu (Германия).
Grundus - земля - GrundsHeim (Германия).
Haims - селище, място - HeidenHeim (Германия).
Hauhs- висок, высота, вершина-HochDorf (Германия), HoogDorp (Голландия).
Thaurps - городок - HochDorp (Голландия), DusselDorf (Германия).
Bagms – дерево – Baumgarten (Германия), Hochboom (Голландия).
Stads, staths - город, селище, место - IngolStadt , NeuStadt (Германия).
Hawi - трава, сено - HooiBerg (Голландия).
Wigs – дорога -LangeWeg (Голландия).
Rinno - течение, река- Rijn (Голландия), Rhein (Германия).
Ни один из этих терминов не встречается в старых балканских топонимах. Этот важный факт нельзя оспаривать вообще, поэтому болгарские ученые и их коллеги из-за рубежа никогда не представляют эти важные детали своим читателям. Не представлены также доказательства, каким был истинный язык старых Готов, которые, согласно Прокопия и др. на самом деле тракийцы Гети.
Как уже было отмечено, наиболее ценные свидетельства о характере речи того или иного народа являются древние топонимы - названия поселений, рек, местностей. Благодаря старым авторам, таким как Клавдий Птолемей и Прокопий Кесарийский, мы получаем информацию о названиях балканских поселений II-VI века. Именно в это время готы наиболее активно вмешиваются в делах Римской/Ромейской империи.
Посмотрим, какие названия применялись для родник, река, поле, деревня и т.д. в речи людей, населяющих Балканы в том же периоде. Изучая старые документы, мы находим следующие топонимии и гидронимы: бара, река, виса, сане, пале, друвета, струа, вемасте, стура, понт.
Бара встречается в СуроБара, СуБара, ТамонБари, БесаПара, БрентоПара и т. д., и имеет смысловое значение - небольшая речка, а лучшее соответствие находим в болгарском слове бара — речка/ручей. Предположения о том, что пара/бара соответствуют болгарскому слову бара, высказаны лингвистами Вл.Георгиев и Леонид Гиндин.
Слово Река встречается в упомянутые Прокопием МилаРека и Речиос. Подобные имена мы находим в Крыму, где жили готы, - это ТамуРака, упомянутое еще в Античности, при этом элемент РАКА соответствует болг. диал. РЯКА/река.
Виса находим в ПатаВиса, БерзоВис, которые находится на территории Румынии, населенной в Древности готами. В Болгарии встречаем Висюе, Висоне, Вис дина, Висанте. Должен сказать, что академик Вл.Георгиев дает объяснение элементу виса со ст.болг. Вьсъ/село/поселение.
Лингвист Л.Гиндин интерпретировал упомянутый Прокопием топоним Сане со ст.болг. сѣно-сено, но определяет данное поселение не как тракийское, а как ново-славянское (1) *, игнорируя тот факт, что Прокопий также пишет и о другом поселение с названием Сане, которой он называет "древное". Если для человека, писавшего в 530-540 годах, некое поселение "древное", то безусловно речь идет о поселение древнее его на два или три века т. е. оно основано где то в 330-340г.
Пале - тракийский топоним, упомянутый в римском путеводителе - mutatio Palae. Поскольку лингвисты считают, что самая ранняя форма болгарского словарного поля - это palje, нетрудно понять, что Пале и *palje - одно и то же слово.
В древние времена с именем Понт называли не только Черное море, но и реку Струмешница. Цитируя Вильгельма Томашека, Димитър Дечев предлагает объяснение с pent-eine Pfad finden, что правильно, однако оба исследователя пропустили ст.болг. слово пѫтъ/път(болг)/путь, хотя оно лучший кандидат.
Друвета - еще один интересный топоним из земли готов. Вл. Георгиев переводит его с албан. Drute-дърва/деревья, однако, наиболее подходящее слово является болгарское Дървета.
Струа, упомянутая Прокопием, есть не что иное, как иностранная интерпретация болгарского слов Струя.
Вемасте переводится некоторыми лингвистами как въ месте - на място(то)/на месте, и конечно болгарский характер древнего топонима заставляет профессионалов говорить, что касается о неком новом славянском именем, при этом они не могут доказать раннюю славянскую миграцию, так как такой попросту не физически было.
Этимологии Стура выводится из проСтор/страна. Лингвист Иван Дуриданов, интерпретирует сродное на Стура название КапиСтурия, со ст.болг. Страна, проСтьрѣти.
Вот это и есть настоящий язык старых готов — ничто иное, как древняя форма болгарского языка и это ясно видно из приведенных ниже сравнений.
ГОТСКИЙ/ГЕТСКИЙ-БОЛГАРСКИЙ/русский
бара/бара-рекичка/речка
виса/вьсъ-село/поселок
друвета-дървета/деревья
масте/мѣсте- място/место
пале/полe, *palje- поле(ст.болг.)/поле
понта/пѫтъ - път(ст.болг.)/путь
река/рѣка - река(ст.болг.)/река
Сане/сѣно - сено(ст.болг.)/сено
струя/струiа – струя, течение (ст.болг.)/струя, течение
стура/страна, проСтьрѣти(ст.болг.)/страна, простирам/простираться
Хотя некоторые топонимы были зарегистрированы более 1500 лет назад, слова, закодированные в них, по-прежнему понятны болгарам, и это не должно никого удивлять, так как болгары являются прямыми потомками людей, которые оставили древние топонимы. Предки болгар не только тракийцы Мизи, Беси, ТриБали(вТройнеСильны), а также и Гети которые остались в истории как Готи, Гути, ВизиГоти, ОстроГоти, МасаГети, ГетоМизи, Геати, Гутеи, Кутии, Кут(р)иГури/изРодаКути...
Есть еще одно важное, но избегаемое свидетельство о том какова была истинная речь старых готов. Благодаря Прокопия Кесарийского мы знаем не только того, что готы были названы старые Гети, но что они разделяют одно происхождение с сарматами и вандалами. Один из первых современных авторов, опубликовавшие список слов вандалов, был Георги Сотиров. Вот краткий список общих слов старых готах и вандалах:
болгарский-вандалский/готский
баба-баба(бабушка)
бой-бой
брат-брат
вода-вуода
вълк-волк
вятър-вуйтер(ветер)
дар-дар
дол-дол
дял-дил
гръм-гром
кобила-кобила
кост-кост
млад-млади(молодой)
мога-могу
мой-муй
невеста-невуиеста
нов-нови(новый)
пет-пиет(пять)
поток-поток
птица-птах
пълен-плин(полный)
разум-розум
сестра-сестра
страх-страх
теле-теле(телёнок)
тъма-тма
Готские и Вандальские слова древние, даже очень древние, но в тоже самое время понятные каждому болгару и даже могут восприниматься как принадлежащие к определенному болгарскому диалекту. Почему мы должны тогда удивляться, что даже во времена царя Борила (1207-1218), для сербов, готы являются синонимом болгар. Об этом подробно рассказала Юлия Хаджи Димитрова, ссылаясь на сербские средневековые документы: «Jедан отметник от истого племена, Гота, звано и бугарског, по имени Стрез...» - один отступник от того же племя Готов, также называемого и болгарским, по имени Стрез...
О том, что на Готы и болгары смотрели как на одни и те же люди, позже упомянул Григорий Цамблак. В работе Джулии Хаджи Димитровой присуствует еще одно ценное свидетельство:
«Еще же и ω ωнонь поль рѣкы Доунава живоущих готөь немалоу помощ съпризвавь, гредѣше пωдωбно мороу влъноущюу се...» - И собрал из тех готов, которые живут на той стороне Дуная , не малую помощь и пошел на войну, как зволнованное море.
Нужно вспомнить и свидетельства Отца Паисия: «Так писали о царе Уаленте в его деяниях: «Обезумел цар Уалент и пустил готов, перешли Дуная и заселились в Тракии. Позже был побежден и сожжен ими». Здесь очевидно, что болгары в те времена назывались готами и конным народом.
Факты очевидны, но огромная сумма денег была брошена на создание фальшивку Codex Argenteus, а также для искажения истории болгар в интересах других народов. Люди, которые это сделали, постарались на славу, чтобы хорошо защитить свои инвестиции. На протяжении многих веков из поколения в поколение передается, что готы — германы. Многие ученые приняли это видение и не могут так легко от него дистанцироваться.
Отто Менхен-Хельфен, несомненно, является талантливым исследователем, но и он остался под влияния догм. Анализируя упомянутое Прокопем готское слово Балан — конь с белым лицом, он уверен, что слово Балан германское и даже не потрудился проверить, что Балан является болгарским словом для животного белого цвета, более того корень слово Бал/Бел означает Белый. Само построение слово БалАН подобно другими болгарскими словами, такими как болгарАН, великАН, а и личные имена - БатАН, ВълкАН, ДрагАН, ГроздАН, ЛозАН,...
Патрик Эймори/Patrick Amory также попал в плену существующих догм. Он является автором книги «People and Identity in Ostrogothic Italy, 489-554», которая, несомненно, ценна, но следуя традиции Эймери объявляет имя Буркент как германское. Западный исследователь знает, что Прокопий Кесарийский определил Буркент как выходец из племени беси/веси, а также знает мнение академика Д. Дечева о том, что имя Буркент - тракийское, однако продолжает настаивать на своем, не давая при этом никаких веских аргументов в опровержение сказанного Прокопия и Дечева.
Возможно, по той же причине/верование/догме готы были названы германами, а переводчики видоизменяли определенные имена исторических личностей, чтобы они были, по крайней мере, немного похожими на германские. Объяснимое с помощью болг. диал. гнивя/гневя се/гневается имя Гнивъ представлено как Книва. Объяснение об имени/клички Гайна, вообще не встречается, однако его легко объяснить с черк.слав./ст.болг. словом Гайна/Череп/Голова.
Нет никакого объяснения и для имени царя РадаГаста/РадГостей. Его отца зовут МечиСлав (Mecislaus), и это имя попросту не может быть истолковано с помощью германского языка . МечиСлав похоже на другое готское имя, а точнее Месса/Меч - так звали отца Максимина Тракийца, жившего во II веке.
В германской хронике размещен список древних царей герул, вандал, готов и т. д. как отец РадаГаста назван МечиСлав, что несомненно означает МеченосецСлавный!
В одном из старейших переводов Гетики имя отца Максимина Тракийца дано как Месса/Меч, а также дано правильное название тракийского племенного союза беси/веси и гети/готи — VesiGoths/ВесиГоти, переименованные позже германскими переписчиками как ВизиГоти.
В «Historia Augusta» упоминаются довольно интересные факты о Максимине Тракийце. Утверждается, что его отец — гот, точнее гет, а также упомянут факт, что Максимин, который славился своим крупным ростом, плохо говорил на латынь и обругал императора Септимия Севера, используя тракийский язык:
«Maximinus the elder became famous in the reign of Alexander; but his service in the army began under Severus. He was born in a village in Thrace bordering on the barbarians, indeed of a barbarian father and mother, the one, men say, being of the Goths, the other of the Alani… This youth, half barbarian and scarcely yet master of the Latin tongue, speaking almost pure Thracian, publicly besought the Emperor…» –H.A.1.5, 2.5
http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Historia_Augusta/Maximini_duo*.html
Если бы готы/гети были германами, то тогда Максимин говорил бы на германском языке, но этот крупный мужчина не только назван Тракиец, но согласно древних авторов и говорил на тракийском языке.
Что касается факта, что его мать по происхождению Аланка, нужно упомянуть свидетельство Прокопия, знающего хорошо как готов так и аланов и утверждающего, что аланы одного происхождения с готами - Proc. B.G.III.III.1. В другом месте он объясняет, что описанные им готы, того же происхождение, что и сарматы и все они известны как ГЕТские народы - Proc. B.G.III.II.2-3.
К сожалению, эти ценные и важные факты упускаются большинством ученых и что еще хуже, большинство исследователей усугубляют ситуацию, поддерживая (намерено или нет) еще одну ошибку, а именно, что аланы и сарматы иранского/персидского происхождения. Так бывает если у людей нет свободного доступа к первоисточникам и они волей-неволей становятся жертвами манипуляции бесчестных персонажей, которые намеренно искажают историческую правду.
Нужно отметить и еще одну важную деталь - хотя создатели подделки «Codex Argenteus» жили в Западной Европе, а и позднейшие определение готов как принадлежащих к германским народам было выгодно германам, шведам и др. не обязательно, что недобросовестные люди совершившие мошеннические манипуляции быть этническими германами. Кража части истории одного народа и передача ее другому может быть просто намеренным ходом некой группе людей, которые пытаются спровоцировать будущие конфликты и извлечение на их базе собственные выгоды. Поэтому разумно было бы не питать негативными чувствами в целом к германскими народами, а попытаться найти истину вместе.
Разумеется, сначала это должно стать аксиомой среди болгарских исследователей, а и в болгарском обществе в целом. Пусть всем станет известно, что те, кто заставлял Рим/Роме дрожать от страха, были предками болгар, и что не случайно в «Вечном городе» родилось выражение Γετικόν ούδέν - Гетская опасность, а вовсе не венетская опасность, так как венети не принимали участие в освободительных войн тракийцев/гетов/сарматов/алан, т. е. болгар. Пусть также всем станет известно, что в VIII не кто иной, а именно они боролись против арабских захватчиков, которые намеревались подчинить себе всю Европу.
В 712-м году ВесиГоты/ВизиГоти, обитающие Испанией под предводительством своего владетеля РодеРик/РожденныйЦарем, храбро сражались, и замедлили арабской инвазии, уничтожили многих из них, но из-за предательства некоторых жителей Испании проиграли войну и подверглись беспощадной сечи. В любом случае, ВесиГоты дали французскому правителю Карел Мартел время мобилизовать своих людей, собрать достаточное количество войск и победить арабов в битве при Пуатье в 732 году. Основное население в этом периоде в Испании было из местных жителей - потомки старых ибер и лузитан. Другие этнические группы были ВесиГоти, вандалы, аланы и другие римские колонисты, а также германские племена силинги и свеви. В больших городах проживали евреи, которые были потомками евреев со времен римского владычества. В случае с аланами интересно, что они якобы иранцы, однако генетическое исследование испанцев не обнаружило примеси из Центральной Азии. Странно и то, что германские примеси также практически ничтожны, в отличие от примесей восточно-европейцев.
Слава богу, что возле Константинополя, князю ТерВел(у)/ТриждиВеликий и его бойцам удалось отразить азиатских агрессоров, стремящихся покорить Балканы и продолжить свою агрессию на Запад. Без героизма и многочисленных жертв болгар, населяющих Иберийского полуострова, а также без решительных действий армии князя Тервела конец Европы и европейские народы пришелся бы на середине VIII века. Испанцы, французы, немцы и другие стали бы дешёвым товарам на восточных рынках, а такие гении, как ЛеонАрдо да Винчи, Рафаэлло, МикелАнджело, БоттиЧелли, Эль Греко, Веласкес, Дюрер и т. д. никогда бы не появились. (2) *
Все, кто называют себя «европейцами» нужно знать, кто их настоящие спасители, кому они должны хранить бесконечная и вечная благодарность и признательность, так как их свобода и независимости обошлась очень дорогой ценой - кровью падших смертью храбрых болгарских предков.
(1) * СлавЯнЕ, точнее славИнИ, является альтернативное имя Гетов, и они отнюдь не являются неким новыми народом. Более того, невозможно, чтобы некий большой новый народ бы заселился в пределах Римской империи и в то же время ни один хронист этого бы не заметил.
(2) * Во время арабской оккупации большое количество испанцев были проданы как рабы на рынках Востока. Ибн Хурдазабих писал о поставках рабынь из Андалусии, Испания. О том же упоминает и Ибн Факих. Конечно, арабские рынки продавались также захваченные лангобарды, франки, поданные Византийской/Римской империи, и т.д., но самый большой приток рабов был из стран, оккупированных арабами.
Изпользванная литература:
1.А.Чилингиров, Готи и Гети, Изследвания I, Ziezi ex quo Vulgares, София, 2005
2.А.Чилингиров, Готи и Гети в Историческите Извори, Булга Медия, София, 2017
3.Ю.Хаджи Димитрова, “Gothi qui et Getae” - “Готи сиреч Гети”, Перпериком, София, 2012;
4.Г.Ценов, Кроватова България и Покръстването на Българите, Златен Лъв, Пловдив, 1998;
5.Вл.Георгиев, Траките и техния език, БАН, Институт за Български Език, София, 1977;
6.Вл.Георгиев, Българска Етимология и Ономастика, БАН, София, 1960;
7.И.Дуриданов, Езикът на Траките, Наука и Изкуство, София, 1976;
8. D.Detschew, Die Thrakischen Sprachreste, Wien, 1957;
9.П.Георгиев, Траки, готи, славяни http://www.otizvora.com/2010/07/2079
10.Г.Сотиров, Убийството на Юстиниановата самоличност http://www.ivanstamenov.com/files/gs-justinian.pdf
По материалам Павла Серафимова
Оценили 20 человек
30 кармы