• РЕГИСТРАЦИЯ

Об уснувшем фавне и других античных скульптурах

19 11364

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Продолжаю начатую тему "фальшивок" :о))) Оказывается, досадное произшествие надолго запомнилось не только неудачливому селфисту, но и нашим бравым опровергателям истории/

Всё дело, оказывается в "костяной" ноге, которой у античной статуи быть просто не должно быть :о) И вывод-то сам напрашивается - статуя - не времён древнего Рима или, даже, древних греков. А раз так, то античности не существовало, и историки врут бедным альтернативщикам напропалую :о) Чтобы развеять подозрения, сгустившиеся вокруг Фавна, предлагаю узнать побольше об его истории.

Эту статую также называли Вакх; пьяный Фавн ; спящий Фавн ; спящий Пан; Сатир Маладе....

Бернар де Монфокон. Фавн Барберини (снизу). 1719г. гравюра. (Музей Гетти, Лос-Анджелес)

Большая полулежащая статуя в нижней части гравюры - полностью восстановленный Фавн Барберини. Левая рука (свисающая с края опоры) и левая нога - современные дополнения, вызвавшие много споров. Фавн Барберини был впоследствии" восстановлен " несколько раз, включая повторные изменения основания, которые изменили  общее положение статуи.

О каком восстановлении здесь упоминается? На снимке ниже - подлинник, находящийся в Мюнхенской Глиптотеке (музее).

Если присмотреться, то можно обнаружить небольшое изменение позы фавна по сравнению с изображением на гравюре.

История Фавна похожа на историю многих древних скульптур, выкопанных в прошлом тысячелетии. Начну с того, что в 1623 году представитель рода Барберини стал папой римским Урбаном VIII. В ожидании нападения на Рим, папа занялся фортификационными работами, а именно, превращением бывшего Мавзолея римского императора Адриана в укреплённую цитадель - Кастель (Замок) Сан-Анджело. И к работе отнёсся ответственно, ибо это к тому времени это была уже папская резиденция.

Так выглядел мавзолей до того, как вокруг него возвели стены

А так он уже более походит на привычный нам современный вид

То есть, папа римский (о, вездесущий Ватикан!) приложил руку к сооружению "звёздной" крепости :о)))

Во время земляных работ в окружающем мавзолей рву нашли много статуй, в числе которых и был фавн. По записям историка Прокопия, во время осады готами Рима в 537 году римляне, оборонявшие город, закидывали противника всем, что попадалось под руку, в том числе и тяжёлыми статуями, украшавшими Мавзолей Адриана.

Работы по превращению мавзолея в "Енэратор Лектричества" были закончены в  1624 году. Естественно, не мог папа пройти мимо языческого прекрасного Фавна и не наложить на него своей длани. Антик отправился в папино фамильное палаццо на Квиринале.

Первая письменная запись о Фавне датирована 6 июня 1628 года. Это была квитанция на реставрацию статуи, принадлежащей кардиналу Франческо Барберини, который (удивительным образом) доводился папе племянником.

Пальцы на правой руке отсутствовали изначально

Уже тогда у обнаруженной статуи на месте было не всё. У Фавна отсутствовали правая нога, части левой, опущенное левое предплечье, а также пальцы правой руки. Предполагается, что плачевное состояние тогдашнего Фавна связано именно с военными "ранениями" начала первого тысячелетия.

Эллинский мраморный Сатир. Родосский музей. В таком виде статуи находили чаще всего.

Фавн - это римский эквивалент греческого сатира (римляне были известные подражайки, они подсмотрели у этрусков обычай триумфальных шествий, а у эллинов - их языческих персонажей). В греческой мифологии сатиры были человекоподобными лесными духами мужского пола с несколькими животными чертами, часто козлиным хвостом, копытами, ушами или рогами. Хвост у нашего Фавна тоже имеется :о)

Произхождение Фавна до конца таки не ясно. По предположениям, скульптура была либо вырезана неизвестным эллинским скульптором Пергамской школы в конце третьего или начале второго века до нашей эры, либо является высококачественной римской копией одной из эллинских статуй. Судя по мрамору, эта скульптура, скорее всего,  является не римской копией греческого произведения, а самим оригиналом  220 до н. э. Вероятно, в имперский период фигура была привезена в Рим из Малой Азии, где был добыт мрамор.  По некоторым данным не кто иной, как великий скульптор барокко Лоренцо Бернини, дополнял недостающие конечности – которые, впрочем, за исключением правой ноги, сегодня сняты. И вообще, нынешнюю форму Фавн получил, пройдя поочерёдно нескольких "лекарей"-реставраторов, последним из которых был Винченцо Пачетти.

Vincenzo Pacetti

Раз уж древние греки и древние римляне, по сути, были язычниками,  их музы, сатиры и прочие полулюди-полубоги были созданиями, жившими в природе. Дабы не лишать своих любимчиков родной для них среды, статуи было принято выставлять в окружении кустов и прочих зелёных зарослей, то есть, в садах. Такие сады были модны в Европе очень долго (мода добралась до питерского Летнего сада).

Сад на вилле Медичи с античной скульптурой

Сад Боболи

В саду, принадлежащем Барберини, поначалу и поселился Фавн. Интересная деталь: в то время, когда в конце 19 века большая часть Палатинского холма в Риме была достоянием нации, западная часть холма была собственностью Барберини. Как дело обстоит ныне, я не в курсе.


Красавчег Фавн, появившись на дневную поверхность, произвёл фурор :о) Как пишет А.Г. Сечин, "... судя по откликам современников, образ бражника из компании Диониса вызвал неподдельный интерес: «Все знаменитые живописцы и рисовальщики слились в едином восхищении перед ним»... Красноречивым свидетельством такого энтузиазма являются гравюры того времени, которые запечатлели статую уже с дополнениями скульпторов-реставраторов."...

Среди мастеров, которые реставрировали антик в XVII в., фигурируют имена Арканджело Гонелли (предположительно), Джузеппе Джорджетти и Лоренцо Оттони. На манеру двух последних значительное влияние оказало искусство Джованни Бернини, хотя участие самого маэстро в реставрации статуи документально не подтверждено... Князья Барберини обладали Фавном как своей неотчуждаемой собственностью вплоть до конца XVIII в....

В 1799 г. финансовые трудности вынудили наследников Маффео Барберини продать статую за 4000 скуди скульптору и торговцу произведениями искусства Винценцо Пачетти, который последовательно приложил к ней оба свои таланта: дополнив недостающие части фигуры по своему разумению, он выставил Фавна на продажу. И тут, в полном согласии с духом романтической эпохи начала XIX столетия, шедевр стал пассивным участником страстей и интриг.

Баварский кронпринц Людвиг (1786-1868), для которого искусство, особенно античное, представляло большую ценность, чем даже власть над людьми, увидел статую во время своего первого путешествия по Италии зимой 1804-1805 гг. Восхищение древним памятником было столь сильным, что Людвиг буквально заболел идеей приобретения Фавна во что бы то ни стало. Для решения этой задачи он отправил в Рим живописца и скульптора Мартина фон Вагнера, который многие годы служил Людвигу в качестве советника и посредника в деле приобретения произведений искусства. Осуществление задуманного затянулось на годы, так как встретило на своем пути множество препятствий. На статую одновременно претендовали англичане и родственники Наполеона I Бонапарта. Вагнер объявился в Италии с 8000 скуди от своего патрона, когда договоренности с другими претендентами по разным причинам были расстроены, но тут Барберини затеяли дележ имущества между собой и объявили продажу Фавна Пачетти ничтожной сделкой (третейский суд во главе со знаменитым скульптором Антонио Кановой вернул статую прежним владельцам). В дальнейшем свою роль сыграли специальная булла Урбана VIII, согласно которой Фавн Барберини ни при каких обстоятельствах не мог покинуть фамильное палаццо Барберини, разве что исключительно по личному распоряжению Маффео (давно умершего), а также твердая уверенность Винценцо Пачетти в своих правах на него (скульптор не смог смириться с утратой шедевра вплоть до своей смерти в 1820 г.)."

В дело вмешалась австрийская императрица (сестра Людвига), и запрет со скрипом был снят в середине октября 1819 года, а через 3 недели статуя на повозке, влекомой 9-ю мулами, отправилась в Мюнхен. Для Фавна в Глиптотеке была запланирована специальная комната. Доделали её уже после прибытия римлянина (6 января 1820 г). Всё было завершено к июлю 1827 года, музей же был открыт 3 года спустя. Вот такое длительное было переселение.

Кстати, эллинское произхождение подтверждается схожестью манеры создания у зрителя иллюзии подглядывания, которое привносилось эллинскими скульпторами Пергама.

Наверное, все помнят Одиссею. Ослепление спящего циклопа Полифема. Реконструкция  скульптуры с виллы Тиберия в Сперлонга , первый век н.э.

Согласно древним легендам, Сатиры обитают в отдалённых горных районах, далеко от любой человеческой цивилизации, они быстроногие, летучие и робкие, как животные дикой природы. На самом деле, ни один человек серьёзно не может похвастаться тем, что когда-либо сталкивался с одним из них. Если это вообще и случается, то для этого есть только одна возможность: надо чтобы сатир был охвачен сном после обширного виновозлияния и при этом неосторожно выбрал место, где его могут случайно заметить люди.

Итак, многие страдания Фавна с возвращением в наземный мир не закончились. Ему, любившему от своей природы таиться от людей в густой зелени, пришлось во всю позировать художникам, скульпторам и ученикам оных. С него снимали многочисленные гипсовые слепки, ему пристраивали то так, то эдак недостающие конечности. Никого из копирующих не смутила его нагота, и то, что нехорошо подглядывать за спящим :о))) Дошло до того, что фавна отлили даже в фарфоровом сервизе (наверное, чтобы иметь перед глазами положительный пример во время застолья).

Итак, копий Фавна много. Не повезло миланской. Но подлинник-то цел! А у селфистов ещё, оказывается, есть масса возможностей отличиться на фоне истории, например, в Лувре :о)

Кстати, ещё одна из античных скульптур - Зевса-Юпитера находится в Петербурге. Вы можете ознакомиться с историей статуи.

В качестве небольшого бонуса для преодолевших столь длинное повествование, выкладываю небольшой эпизод из жизни Пантеона и папы Урбана VIII, который приведён в книге Родольфо Амедео Ланчиани. Перевод достаточно вольный :о)

Если внешняя архитектура Ротонды Адриана довольно груба и не достойна изысканной красоты интерьера, мы должны помнить, что круглое тело — за исключением передней части — было полностью скрыто и сделано невидимым из терм. Эпизод, рассказ о котором последует, относится к разрушению крыши портика папой Барберини.

Джачинто Джильи, Современник Урбана VIII, так описывает позорный поступок: "в 1625 году, когда военный клич был брошен с одного конца полуострова до другого, Урбан VIII сделал большой запас оружия, боеприпасов, и особенно артиллерии. Чтобы обезпечить себя обильным запасом "материи примы", он приказал снять с портика Пантеона его бронзовую крышу - чудесную работу, покоящуюся на колоннах с капителями. Но как только разрушение было завершено, он обнаружил, что сплав снятого металла недостаточно твёрд для отливки орудий. Между тем население, которое в большом количестве стекалось посмотреть, что делается в Пантеоне, было глубоко опечалено и убеждало, что такое прекрасное произведение древности, единственное, которое избежало разграбления варварами, не должно ныне демонтироваться.

1 Джильи утверждает, что металл покрытия портика " был обильно смешан с серебром и золотом."

Впрочем, намерение папы состояло не в том, чтобы разрушить Пантеон: он отдал приказ о строительстве новой крыши (взамен прежней) и показал свою готовность внести другие улучшения. Вес металла, хранившегося в Апостольском литейном цехе, составлял 450 251 фунт, из которых 440 877 приходилось на балки, а 9374 - на гвозди. Кроме четырёх колонн навеса (балдахина) в Сан-Питере, из него было отлито восемьдесят пушек, которые установили на бастионах Кастель-Сан-Анджело."

Урбан VIII (такое тартарийское лицо :о)

Истинный ариец :о)))

Рассказ об отливке четырёх колонн навеса не соответствует действительности : бронза, за исключением нескольких тысяч фунтов,  вся была съедена орудиями Замка. Джано Никио Эритрео, ещё один очевидец, говорит об этом событии так: "наш добрый понтифик Урбан VIII не мог согласиться с мыслью, что такая масса металла, предназначенная для высоких целей, должна смириться с обязанностью вечно заграждать портик Пантеона от дождя. Он возвысил металл до более достойной судьбы, потому что становится понятно, что такие благородные материалы должны чаще удерживать врагов Церкви, нежели дождь. Во всяком случае, храм Агриппы приобрёл больше, чем потерял, потому что Папа Урбан VIII предоставил ему гораздо лучшую крышу" (tectum multo quam antea elegantus).

Карло Фе обнаружил среди счетов папской казны то, что касалось судьбы снятой бронзы. На литье восьмидесяти пушек (бомбард) было израсходовано 410 778 фунтов стерлингов на сумму 67 260 скуди. Оставшаяся небольшая часть была передана Апостольской палате и изпользована для других целей. Металл для навеса был доставлен из Венеции.

Бронзовые фермы Пронаоса Пантеона, по эскизу Досио.

Я нашёл в Уффици во Флоренции и в других частных коллекциях набор рисунков Саллюстио Перуцци, Себастьяно Серлио, Джованни Антонио Дозио, Якопо Сансовино и Керубино Альберти, которые показывают конструкцию бронзовой фермы в мельчайших деталях. Главные балки состояли из трёх листов, двух вертикальных и одного горизонтального, склёпанных вместе в этой форме. Балки, а также головки гвоздей были украшены позолоченными розетками. Один из гвоздей был подарен на память герцогу Алькальскому и помещён в частный музей этого выдающегося государственного деятеля. Я также обнаружил документы, доказывающие, что бронзовые двери, которые так часто выставлялись как образец античной работы, были практически отлиты во времена Пия IV.

А вот так реконструировали цвета античных скульптур

http://art-con.ru/node/6471

Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    Фозул шел-шел, и просто пнул 9-летнюю девочку. Ему прилетел урок вежливости

    Очередной последователь дела Титова и Хуснуллина вчера решила открыть нам глаза. Заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских прив...

    Конгресс США запретил себе импорт обогащённого урана из России

    Теперь и в Пиндостане Сенат Конгресса США во вторник в очередном порыве русофобии одобрил законопроект, запрещающий импорт обогащённого урана из России. Правда его ещё должен подписать Байден, но т...

    Мать драконов: Россия знакомит ВСУ с новой огнемётной системой

    Российская армия начала использовать новую огнеметную систему «Дракон», сообщает немецкое издание Die Welt. «С этим ужасным оружием Россия выходит на новый уровень жестокости&...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Документы по строительству Исаакиевского собора (6)

      Читаю рабочий журнал из коллекции Монферрана (РГИА) как увлекательнейшую литературу. Ведь передо мной разворачиваются детали великой стройки, в частности, то, как шла подготовка к поднятию первых колонн портика Исаакиевского собора. В прошлый раз добралась до конца 1827 года. И сегодня успела просмотреть записи за два месяца. Не предлагаю их все, только...
      1100

      История строительства Исаакиевского собора (документы 5)

      Завершается 1827 год, на строительстве Исаакиевского собора работы близятся к моменту поднятия первой колонны портиков. Торопят всех - плотников, возводящих подъёмные леса, г-на Берда, задерживающего поставку главных деталей поворотного круга для разворачивания транспортируемых к лесам колонн, полировщиков, десятников, подрядчиков и самого Монферрана... Считаются и вы...
      1114

      О Франческо Квиролло

      "... и по особому соглашению он обещает и обязуется в течение вышеуказанного времени заниматься только работой, трудом и надзором за вышеуказанной церковью, не отступать от неё и не прекращать её ни по какой причине, и не брать на себя никакой другой работы от любого другого лица любого ранга и состояния в течение вышеуказанного срока, без согласия и письменного разре...
      978
      .Взор Здравомыслие.
      28 апреля 09:43

      Почему Движущиеся камни перемещаются?

      Тайна "бегущих" или "катящихся" камней интересует не только нас, любознательных, но и учёных.  Я - не филолог, а переводчик-любитель, потому возможны ляпсусы и прочие недоразумения. Поправки и замечания принимаются с благодарностью :о)Перехожу к таинственному явлению природы - блуждающим камням.То, что в этих шатаниях каменных многие усматривают то ...
      1836
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 17:06

      Ещё порция сведений о строительстве Исаакиевского собора (4)

      Продолжаем копаться в журналах стройки 19-го века, терзать онлайн-переводчики и напрягать ум в стремлении понять двухвековое прошлое.  УвертюраНесколько дней назад Архивариус в комментариях предложил мне: Разумеется, я быстренько посмотрела и обнаружила нечто сногсшибательное :о)Стр. 671 № 59 le 4 Avril 1828 ...
      1876
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 16:37

      Квалификация каменотёсов или интересные документики по Исаакиевскому собору (3)

      Выкраиваю время, дабы, для начала, поведать вам о том, какой квалификации были каменотёсы, благодаря трудам которых, ныне красуются Исаакиевский собор и Александровская колонна. И не только красуются, а прославляют нашу страну и наш народ, ибо строили эти великие сооружения русские люди. И созданием возхитительных колонн занимались вовсе не "лапотные му...
      1842
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 15:54

      Последняя глава альбома Монферрана, посвящённая открытию монумента

      Глава VIIIТоржественное открытие монумента, когда его пьедестал был мгновенно разкрыт для всеобщего обозрения. Сухопутные и морские войска, присутствующие на этой важной церемонии. Молитвы и шествия вокруг монумента; армия и народ преклоняют колена; небо, бывшее пасмурным, сразу же проясняется; армия под командованием Императора марширует перед монумент...
      1990
      .Взор Здравомыслие.
      2 апреля 05:08

      Разсчёты по теме сооружений Монферрана (выпросили)

      Оно конечно, тяжёлый день - понедельник, потому разсчёты будут облегчённые (примерно-грубые) :о))) Новенькие, обратите внимание, что буковка "З" у меня (вопреки правилам нонешним) написана сознательно (все комментарии на эту тематику - туда. Здесь буду удалять. За хамство - ещё и банить)Итак, время от времени на мой дзеновский канал, да и сюда приходят ...
      858
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 13:27

      Альбом Монферрана про Александровскую колонну (глава 7)

      Продолжаем читать месье французского архитектора, невзирая на вызывающую претензии мою любимую буковку и на то, что перевод содеян непрофессиональным переводчиком :о) (Поправки и критические замечания всегда принимаются на ура.) Текст с переводом выкладываю курсивом. * * *Русские рабочие, работавшие над Александровской колонной, их одеяние и сходство с костюмами Древн...
      952
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 12:53

      Как в Нью-Йорке устанавливали "самые большие" колонны. 8

      Всем желаю хорошего настроения и здравомыслия :о) Нужно было бы давно завершить цикл статей про попытку американцев выточить самые большие колонны на токарном станке. Напоминаю, что по длине (проектной) эти колонны были чуть меньше, чем исаакиевские, по граниту и диаметру отличались больше - диаметр меньше, гранит прочнее. Отшлифовать и отполировать кол...
      988
      .Взор Здравомыслие.
      26 марта 13:30

      Александровская колонна (читаем главу №6 Монферрана, знакомимся с шотландцем)

      Мне понравилось сопоставлять друг с другом "показания" главных участников и свидетелей строительства Исаакия и возведения Александровской колонны, ибо таковое действо не только разширяет круг описанных событий, но и добавляет множество деталей и новых задействованных лиц. Простой пример вы увидите в последней части статьи.Цитируемые тексты привожу курсивом, как и прим...
      888
      .Взор Здравомыслие.
      10 марта 18:53

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (2)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Надеюсь, даже альтернативщики понимают, что любая стройка не обходится без разпоряжений по самым разным вещам в разбросе от "глобальных" масштабов (проектов) до чуточных, типа наведения порядка на стройплощадке. И, как-то именно такие чутошные моментики вовсе не интересуют альтернативную братию. А между тем, таковые бу...
      748

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Давным давно руки тянутся к тому, что работники Таинств и Завесы над историей сокрыли в 19 веке от нашего пытливого взора. Вот ведь какая незадача - Монферран-то писал на французском, как на нём же писали и для него. И, хотя и выложили много папок с документацией для широкой публики в Президентской библиотеке, глаз види...
      1336

      Великая китайская стена, или гордиев узел династии Мин

      Продолжаю "сагу" о строительстве Великой китайской. Поскольку исторический контекст порой напоминает триллер, а порой трагикомедию, решила давать материал в разширенной версии :о) За основу были взяты книги Julia Lovell "Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э." и Arthur Waldron. "The Great Wall of China : from history to m...
      861

      Китайские реалии династии Мин - строителя Великой стены

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Как выясняется, история Китая больше "интересует" отрицающих её альтернативщиков, чем самих китайцев :о) Чаще всего комментаторы заявляют, что документов вообще (и строительства Великой китайской стены - в частности) нетути. Это, что называется, присказка :о)Все переводы содеяны непрофессионалом, изключительно с помощью...
      762
      .Взор Здравомыслие.
      17 февраля 04:50

      О заблуждениях современных хисториков и о "рукотворных" Аракульских шиханах (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько дней назад одним персонажем очень много было высказано в комментариях под статьёй о колыванской вазе. И сразу образовался сплошной завал из картинок и выдумок, который следует разгрести. Поэтому начну разтаскивать по местам, начиная с претензий, высказанных наукам, в частности, к истории.Отделяем котлеты от му...
      771
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 12:08

      Камень Коуд: состав и технология производства (ч.2)

      Продолжаю тему искусственного камня 18-19-х веков (ссылки в конце статьи). Каменный лев Коуд в центре для посетителей, Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич. Лев был спроектирован Бенджамином Уэстом в качестве пробного образца для фронтона во дворе короля Уильяма в память о достижениях вице-адмирала Горацио Нельсона. В качестве основы вз...
      528
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 11:42

      Камень Коуд: алхимия, предшественники (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! "Слава камня Коуд сохраняется, но сохраняются и некоторые мифы о его составе и произхождении. Камень Коуд - это обожжённая керамика, представляющая собой сочетание сырой комовой глины и тонко измельчённой предварительно обожжённой терракоты, силикатов и стекла. Процесс производства его был более квалифицированным и более трудоёмким, ч...
      328
      .Взор Здравомыслие.
      1 февраля 09:11

      История искусственного камня

      Сердечно приветствую!Поскольку литическая версия всё ещё смущает умы, пройдёмся по её кочкам :о)Человеку издавна требовалось не только приспособить для своих нужд имеющиеся в природе материалы, но и создать из них какие-то новые, с отличающимися или похожими качествами. И желательно бы, менее трудоёмкие. Камень сподобился этой же участи. Он прочен, стоек к воздействия...
      695
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 06:10

      О великой колыванской вазе и о подлости недалёких умом

      Сегодня немного о Царице ваз и о немыслимых на диванах трудностях созидания прекрасного. А также о том, к чему приводит альтернативщина.Обнаружила сегодня ранее не увиденный комментарий: Проблема сего индивида в его нежелании/неспособности проверить обыкновенные вещи, что прекрасно видно из его собственных слов. Например, как издавна прин...
      778
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика