• РЕГИСТРАЦИЯ

История изобретений и изобретатели в истории

3 2463

В развитие темы семи чудес света предлагаю знакомство со статьёй двух учёных, которые участвовали в съёмке фильма ВВС о Висячих садах, являясь одновременно и техническими консультантами. Будучи оппонентами во время съёмок (Дэлли отстаивала версию ассирийского авторства изобретения винта, Олесон - архимедовского), они решили, что дискуссию желательно продолжить в рамках научной статьи. Мне она показалась очень интересной, поэтому буду потихоньку выкладывать сведения из статьи для вас.

Об авторах статьи:

Д-р Стефани Дэлли (Stephanie Mary Dalley) является научным сотрудником Шиллито (Shillito) по ассириологии в Восточном институте и колледже Сомервилл Оксфордского университета. Она опубликовала первичные издания клинописных текстов из раскопок в Ираке и Сирии и из музеев в Великобритании, а также специализированные изследования и более общие книги. Она перевела все ассирийские тексты, изпользованные в этой статье.

Доктор Питер Олесон ( John Peter Oleson) - профессор греческих и римских исзледований в Университете Виктории, Британская Колумбия. Его область полевых работ и изследований включает древние гидравлические технологии, римские гавани и их строительство, а также Римский Ближний Восток. Он широко публиковался во всех этих областях. За исключением тех случаев, когда указано иное, он перевёл все греческие и латинские тексты, приведённые в статье.

Помощь в работе над статьёй оказали Ричард Дайт, Питер Кингсли, Дэвид Оутс, Саймон Рейкс и эксперты по технологиям и культуре, за что Питер и Стефани выразили им свою благодарность.

В этой статье представлены аргументы за и против Архимеда как оригинального изобретателя самого поразительного и знаменитого устройства, приписываемого ему, водяного винта. Она принимает форму тематического исследования, которое фокусируется как на контексте и мотивах изобретения, так и на самом возможном изобретателе.

Короче говоря, Архимедов водяной винт состоит из цилиндра, содержащего несколько непрерывных спиральных стенок, которые, когда весь цилиндр вращается вокруг своей продольной оси, зачерпывают воду в открытом нижнем конце и выливают ее из верхнего конца.

И Эйдж Драхман ( Aage G. Drachmann), и Джон Олесон суммировали литературные и археологические свидетельства из классического мира, предполагая, что Архимед (287-212 до н. э.) был первым человеком, который спроектировал и построил механический водоподъемный винт, и они принимают его как изобретателя.

Стефани Далли, с другой стороны, переосмыслив клинописный аккадский текст и высказывание Страбона, предположила, что водяной винт был известен уже во времена правления ассирийского царя Сеннахериба (704-681 гг.) и что его конструкция была применена впечатляющим образом для полива его Дворцового сада в Ниневии.

Точная идентификация изобретателя устройства или процедуры проблематична, поскольку почти каждый технологический прогресс является результатом длительного накопления человеческого опыта. Как может подтвердить любой современный патентный юрист, трудно задокументировать оригинальность даже сложной или специализированной техники или устройства. Эта проблема усугубляется для древних технологических инноваций, потому что документальные свидетельства из первых рук редки, а исторические тексты, где они существуют, могут быть неясными, ошибочными или тенденциозными. Частые списки "изобретателей" в естественной истории Плиния являются примером сомнительного приписывания в середине I века отдельных устройств и методов отдельным людям. Древние авторы иногда сохраняют историю изобретения, которая звучит убедительно и вписывается в известный современный культурный и технологический контекст — например, очаровательное изображение Витрувием юношеских изобретений Александрийского Ктесибия (III век до н. э.), который предоставил полезные гаджеты для парикмахерской своего отца.

Водяные часы Ктесибия

Какими бы запоминающимися и занимательными ни были подобные истории, современные учёные не могут отличить подлинные биографические подробности от этиологического вымысла, содержащего правдоподобные детали, добавленные для увеличения непосредственности. К счастью, идентификация конкретного индивидуального изобретателя гораздо менее важна или интересна, чем понимание исторического и культурного контекста, породившего изобретение и способствовавшего его восприятию. Не по годам развитый Ктесибий звучит как молодой Томас Эдисон, оживляя своё скромное окружение инновационными гаджетами, создавая почву для своих последующих достижений посредством индукции, изобретения снизу вверх.

Иногда в классическом мире мы слышим о мотивах и процедурах царского покровителя в нисходящих инновациях. Историк Диодор Сицилийский (Diodorus of Siculus), например, писавший в середине I века до н. э., описывает своего рода мозговой центр, созданный амбициозным царём Дионисием I Сиракузским (430-367 гг. до н. э.) для решения конкретной проблемы военной техники (History14.41. 3-4, 42.1). Высокая заработная плата, премии за производительность и сфокусированные рабочие группы не будут лишними и в современной компьютерной компании:

"Поэтому Дионисий немедленно собрал техников, приказав им прибыть из городов, которыми он управлял, и выманил их из Италии и Греции—и даже из Карфагена— высоким жалованьем. Ибо он намеревался производить оружие в большом количестве и снаряды всех видов.... Собрав большое количество техников, он разделил их на рабочие группы в соответствии с их собственными талантами....

На самом деле, по этому случаю в Сиракузах была изобретена катапульта, так как со всех концов в одном месте были собраны самые способные техники. Высокая заработная плата наряду с многочисленными призами, предлагаемыми тем, кто был признан лучшим, стимулировала их энтузиазм.

Позже об аналогичной ситуации в Александрии сообщается Филоном византийским (около 200 до н. э.), который в своей книге о катапультах (Belopoeika 50) сообщает, что александрийские ремесленники вывели систематические правила для строительства катапульт “потому, что они были сильно субсидированы царями, которые любили престиж и поощряли технологию." По крайней мере, в третьем столетии престиж покровителя, по-видимому, стал столь же важен, как и практическая польза от этих нововведений.

Публичные надписи ближневосточной, греческой и римской культур, естественно, прославляют достижения великих личностей, создавших их, и все древние историки в значительной степени опирались на биографический подход. В такой обстановке изобретения анонимного техника обычно приписывались его покровителю, а заслуги изобретения с большей готовностью приписывались известной личности — Божественной, человеческой или одноименной, чем исследовательской группе, рабу или вообще никому. В частности, имя известного изобретателя или учёного может легко привлечь внимание к анонимным изобретениям, соответствующим его профессии. Рассказы о юном Ктесибии (Ctesibius), конечно, повторялись или даже создавались из-за его более поздних достижений. Было также высказано предположение, что некоторые из изобретений, приписываемых в древности Архимеду, самому известному древнему технику и математику, могли быть разработаны другими людьми, возможно, ещё задолго до его жизни. Гений Архимеда, как и гений Леонардо да Винчи, стал легендой ещё при его жизни.

В апреле 1999 года авторы выступали в качестве совместных технических консультантов и участников производства телевизионного фильма Британской вещательной корпорации (Би-би-си) под названием “Висячие сады Вавилона”, в котором рассматривалась теория о том, что водяной винт был известен в Ассирии в седьмом веке до нашей эры.

В ходе съёмок фильма Олесон руководил строительством двух полномасштабных деревянных водяных винтов и шадуфов (уравновешивающих стрелы с ведрами, изпользуемые для подъёма воды) для экспериментов с техникой орошения, а Дэлли советовала как отлить небольшой бронзовый водяной винт. Деревянные водяные винты были построены в основном в соответствии с подробными инструкциями, данными Витрувием (по трактату "Архитектура"10. 6. 1-4), в то время как бронзовый водяной винт был основан на описании в ассирийском тексте, называемом Дворцом без соперника. Поскольку ни одному из нас не удалось убедить другого в хронологии водяного винта во время съёмок, мы впоследствии решили сотрудничать в этой статье, представив доказательства в более научной манере и с акцентом на культурный контекст изобретений и инноваций в оба периода.

В ходе наших дискуссий мы остро осознали, насколько велика пропасть между учёными, изучающими классические культуры, и теми, кто изучает культуры древнего Ближнего Востока, особенно Месопотамии. Историки "древней" технологии традиционно отдавали предпочтение достижениям египетской, греческой и римской культур бронзового века, в то время как достижения древней Месопотамии, как правило, отодвигались на второй план в специальных публикациях шумерских учёных или ассириологов, таких как недавний синтез Ариэля Багга. Несмотря на глубокие корни греко-римской культуры на Ближнем Востоке, этот недостаток обмена является серьезным препятствием для изследований.

Одной из причин такого разрыва в общении является отделение изучения индоевропейских языков от изучения семитских языков. Кроме того, суждения о расовом и языковом превосходстве или полемические взгляды “ориентализма” долгое время были врожденными в различных отраслях знания западной науки. Полемика вокруг черной Афины недавно сделала эти вопросы очень ясными, по крайней мере в Северной Америке.

Другим фактором является эзотерическая трудность клинописи, прогресс в понимании которой, хотя и быстрый в последние годы, всё ещё не нашел своего места в общих трудах, таких как энциклопедии и общие обзоры. В этой информации гораздо больше пробелов, чем в греческой и Римской культурах. Казалось бы, очевидный вопрос для классициста: "почему нет никаких свидетельств о водяном винте в течение нескольких столетий? - это поразительно для Ассириолога, который должен постоянно учитывать большие расстояния между оазисами информации. Греческая культура следует непрерывной нитью традиции через Ренессанс, в то время как цивилизация Месопотамии должна была быть восстановлена после полной утраты. Её привлекательность менее очевидна: даже в наше время, с увеличением мультикультурных перспектив и лёгким путешествием, ветхие глинобитные дворцы Ассирии не могут конкурировать с каменными памятниками классического мира, и это является серьезным недостатком в наши дни, когда доминируют визуальные средства массовой информации.

Наконец, феномен названной национальной культуры-героя повлиял на наше восприятие древней месопотамской культуры. В Древней Месопотамии творческие усилия, будь то в литературе или технике, были либо анонимными, либо приписывались царскому покровителю. Среди греков и римлян изобретения или принципы могли быть приписаны, справедливо или ошибочно, таким знаменитым людям, как Архимед и Пифагор, и привлекательные истории, представляющие интерес для людей, записанные или сконструированные. Но, несмотря на анонимность своих инженеров, месопотамские культуры добились больших успехов в гидравлической технологии.

Написано по статье

"Sennacherib, Archimedes, and the Water. Context of Invention in the Ancient World"

(продолжение следует)

Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    «В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

    Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

    Стихийная тяга к майдану

    Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      .Взор Здравомыслие.
      25 октября 14:52

      Продолжаются находки по истории Александровской колонны

      Вчера я ещё малость пошерстила выпуски газеты Санкт-Петербургские ведомости и кое-что обнаружила. Вот, кстати, граф Хвостов - особа вовсе не вымышленная и в те времена довольно известная, причём, как раз на ниве стихосложения (и не только) :о) Дополнение об упомянутых воинах ...
      1594
      .Взор Здравомыслие.
      24 октября 16:31

      Гром пушек, корабли на Неве и открытие Александровской колонны

      Ура-а-а! Найдена ещё одна "страничка" истории! Такие чувства вспыхнули во мне при обнаружении этого номера газеты достопамятного года. Немедленно делюсь с вами этой находкой (заметьте, накануне тяпницы). Оказалось, что это ещё не всё :о) ...
      870
      .Взор Здравомыслие.
      24 октября 13:50

      Niccola Zabaglia в контексте сооружений Монферрана и развития науки механики

      Помнится мне, некоего профана не устраивало квадратное сечение деталей лесов для поднятия колонн Исаакиевского собора и Александровской колонны. Он с апломбом утверждал, что строительных лесов квадратного сечения никогда не сооружали: Естественно, ответ не мог ему понравиться, ибо в нём были фотографии.Задали вопрос о строительных лесах И...
      1106
      .Взор Здравомыслие.
      20 октября 10:09

      Появление и развитие наук пошло из Опыта, или гений Никола Дзабалья (Zabaglia) в контексте прогресса науки

      Продолжу тему, упомянутую здесь: Профанам на современных диванах по поводу строительного искусства вообще и Монферрана в частности (продолжение)Как развитие ответа на этот пункт комментария причём, по инженерным подходам именно в области строительства, предлагаю заглянуть во времена, не столь уж от нас отдалённые. Этому посвящено немало м...
      1284
      .Взор Здравомыслие.
      20 октября 09:44

      Ст.-Петербургская пресса о возведении Александровской колонны и колонн Исаакия

      Наконец- то комментарий Дмитрия Сумина подвигнул меня перелистать файлы со страницами Северной пчелы, скаченные более года назад! И первая же находка настолько воодушевила, что я пересмотрела всё и дополнительно полистала несколько номеров уже в интернете. Выкладываю результаты, чтобы с ними вы могли бы познакомиться не только при чтении ...
      1353
      .Взор Здравомыслие.
      20 октября 09:17

      Профанам на современных диванах по поводу строительного искусства вообще и Монферрана в частности (продолжение)

      Здравствуйте, уважаемые читатели!Каждый раз выясняется, что большинство недоумений альтернативщиков возникают буквально на пустом месте из-за недостаточности знаний по задаваемым ими вопросам. Идём , следуя очерёдности "проблем", изложенных в этом комментарии. Кто, по-вашему, занимается "сравнением инженерных подходов", "рисков" и "материалов"? Правильно...
      1109
      .Взор Здравомыслие.
      17 октября 06:02

      И вновь Винсент Ли о способе подгонки камней в кладке инков

      Отвлекусь от 19-го века и оглянусь на инкское строительство. Многие, посетившие статью Винсент Ли о способе точной подгонки инкской полигональной кладки, по интервью Винсента Ли уже ознакомились со способом подгонки камней с кривыми поверхностями, предложенным им. Правда, я так до сих пор и не перевела вторую часть фильма с экспериментом NOVA, где показа...
      1205
      .Взор Здравомыслие.
      15 октября 16:21

      Эх! Какой красочный рапорт от Монферрана по Исакиевскому собору! (доки № 16)

      Не спится мне, понимаете ли :о) Вчера перелистывала папку, хранящуюся в РГИА, и обнаружила длиннющий текст. Не утерпела и (по ознакомлении) решила начать с него. Итак, после совещания трёх интеллектов - двух искусственных и одного человеческого (сообща трудились Гугль, Дипл и я), получилось следующее:935 № 369 18 октября 1828 года.Доклад главного архитектора членам ко...
      1408
      .Взор Здравомыслие.
      15 октября 13:44

      Профанам на современных диванах по поводу строительного искусства вообще и Монферрана в частности

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Выкадываю ещё одну пропущенную статью. Поехали!Я, конечно, довольно терпеливый человек, но когда вещующее недотямство начинает наглеть, спуску давать не буду. Вот такой был вчерашний комментарий Прежде всего видим полнейший "проскок" мимореальности :о)Статья была посвящена не разсчёту подъёма Александровской колонны, а ...
      1354
      .Взор Здравомыслие.
      15 октября 13:12

      Монферран разруливает проблемы, или документы 15

      Судя по комментариям, читателям интересен перевод документов из Коллекции Монферрана. По этой причине, а также по недостаточности трафика моего в данное время (постараюсь решить эту проблему побыстрее), пока я ограничиваюсь изключительно этой темой. Одна из мастерских, которые Монферран называет attelierСколько чудных открытий случается, когда знакомишь...
      1335
      .Взор Здравомыслие.
      13 октября 10:11

      Документы по строительству Исаакиевского собора - фальшивка? На каком основании? (14)

      Для начала (дабы другим неповадно было) для персоны, с пафосом надувающей щёки, ответ на пунктик в его комментарии: Как уже известно тем, кто интересуется наличием документов по строительству Исаакиевского собора, в Президентской библиотеке выложено несколько папок из обширнейшей коллекции Монферрана, хранящейся в РГИА. Часть документов н...
      1117
      .Взор Здравомыслие.
      9 октября 19:03

      Монферран рапортует в Комиссию по поводу порядка подъёма колонны (из документов. 7)

      Ай, ребята и девчата, что выудилось на сей раз в рабочем журнале стройки! Самой не верится :о) Чертёж Адамини648 No. 43 le 3 Mars 1828Доклад архитектора в Комиссию Исаакиевского собора о приготовлениях и порядке, соблюдаемом при возведении колонн.Уважаемые господа!Предложенные мною процедуры по уменьшению (обтёске) и обработке колонн увенчались успехом....
      867
      .Взор Здравомыслие.
      8 октября 21:15

      По "инкской кладке" наших современников

      В качестве продолжения статьи А вы знаете, что в Новой Зеландии... построена стена инков?Обнаружила несколько фотографий (тут и тут) и немного записей каменщика из Новой Зеландии, изваявшего столь замечательную стену в инкском стиле."Последний камень на стене, просто нужно закончить благоустройство. Более полное описание я опубликую, когда это будет сделано." ...
      1061
      .Взор Здравомыслие.
      8 октября 20:21

      Документы по строительству Иааакиевского собора (13)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько статей с переводом документов из коллекции Монферрана (здесь последняя с номером 6) прошли как-то мимо КОНТа, и я, по-возможности, их постараюсь выложить в журнале. Сегодня же предлагаю ознакомиться с новой порцией перевода страничек из этой папки (для желающих найти документы привожу номер электронной страницы). На сей раз ...
      897

      А вы знаете, что в Новой Зеландии... построена стена инков?

      Многие могут помнить Новую Зеландию по так называемой Каймановой стене, которая на поверку оказалась нерукотворной. Сегодня Антропогенез выложил материал о рукотворной стене в стиле инков.Да-да, там даже много-много-гранный камушек имеется. И, даже, крохотная пупырышка, плотно прилегающая к соседним блокам, словно кто пробку вставил.Эта новость появилас...
      1022

      Винсент Ли о способе точной подгонки инкской полигональной кладки

      Узнаваемое сооружение, не правда ли? Старинная фотография великого Саксайуамана - одной из загадок технологий 15-16 веков. Сегодня знакомлю вас с интервью одного из археологов, архитектора - Винсента Ли, предложившего свою версию точной подгонки этих великих монолитов.Нашла я этот материал на Ютюбе. Видеоролик можно посмотреть, включив субтитры с перево...
      1509

      Начало разкопок Саксайуамана

      Материалов снова набралось много, и все они интересные.  Решила, для разнообразия выложить вам перевод из статьи "Саксайуаман открыт заново. Первые работы", написанной перуанским историком, антропологом, изследователем доиспанского Перу, одним из лидеров движения коренных народов Анд - Луисом Эдуардо Варкальселем (Luis E. Valcarcel). Его считают отц...
      1120

      Как инки размечали полигоналку. Да "пару раз плюнуть" :о)

      Две ночи нормально спать не можу :о) Всё посыпаю голову пеплом и называю себя балдой, ибо не додумалась до самой простой вещи. Но до неё (после тщательного изучения геометрии блоков в инкской кладке и долгого колдования совместно с компьютером) додумались инженеры Нового света. "Длительное и много-многочасовое чтение, наблюдение и медитация позволили на...
      1855

      О Франческо Квироло обстоятельнее

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Продолжаю тему, начатую ранее, то есть на основные вздохи немогликов о каменных невозможностях публикую сведения о мастерах, эти самые "невозможности" содеявших. Вообще-то, уже были интервью мастеров камнетёсов и реставраторов, были статьи о способах обработки камня и изготовления "невозможных ваз". И, хотя о самом Квироло (произносит...
      933

      Документы по строительству Исаакиевского собора (6)

      Читаю рабочий журнал из коллекции Монферрана (РГИА) как увлекательнейшую литературу. Ведь передо мной разворачиваются детали великой стройки, в частности, то, как шла подготовка к поднятию первых колонн портика Исаакиевского собора. В прошлый раз добралась до конца 1827 года. И сегодня успела просмотреть записи за два месяца. Не предлагаю их все, только...
      1348
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика