• РЕГИСТРАЦИЯ

О каменных фигурках номоли из уст историка искусств

27 2023

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Мы с вами вновь обращаемся к статуэткам из мыльного камня, вызвавшим брожение умов альтернативщиков и уфологов :о) В прошлый раз я привела сведения о связи каменных изваяний с системой тайных знаний и ритуалов народа кисси - поро. Сегодня хочу представить вам видение из лагеря искусствоведов, занимающихся африканским искусством.

Кэти Керноу, доцент кафедры истории искусств Кливлендского государственного университета.

Привожу пересказ лекции Кэти, выложенный на ютюбе в мае этого года. То есть, это - последние сведения. В качестве иллюстраций - картинки из ролика, соответствующие тексту лекции.

В прибрежной Сьерра-Леоне шестнадцатого века было множество художников из племени Темне и Буллом, которые создавали небольшие фигурки из мыльного камня (которые сегодня называются номоли), а также деревянные фигурки, маски и трубы из слоновой кости. После контакта с португальцами в 1462 году они разширили свой ассортимент, изготавливая из слоновой кости солонки, рога, столовые приборы и церковные предметы для этих иностранцев. Они сохранили свой образный стиль и некоторые мотивы, но адаптировали свои работы к иностранным вкусам, создав кустарную промышленность, просуществовавшую менее века.

Мы не знаем, как номоли (сделанные из мягкого талькового камня или стеатита) назывались изначально. В основном это небольшие предметы 13-15 см высотой. Мыльный камень (ещё одно название материала) очень мягок. Для его обработки годятся инструменты, применяемые для резьбы по дереву.

Пока что наука многое о номоли не знает. Известно, что изготавливались они где-то до 1550 года. Есть представление о регионе, откуда были скульпторы, и о их национальности. Но многие иные аспекты фигурок загадочны, от всплеска интереса к пришельцам и репилоидам в интернете, до обозначения в качестве места, откуда к столу европейских королей поступала посуда из резной слоновой кости.

В первую очередь, что такое номоли?

Это произведения искусства, выполненные из мыльного камня на территории страны в конце 15-го начале 16-го века, возможно, немного раньше. Большинство из них довольно маленькие. Некоторые из них могут быть 25.5 см высотой, но большая часть (если они целые) имеет высоту 13-15 см. Имеется также много поломанных статуэток.

Что о них известно? Прежде всего можно отметить, что резчиками фигурок однозначно были мужчины, потому что в Африке традиционно резчиками по дереву, слоновой кости и камню были мужчины. Женщины-мастера, конечно, тоже существовали, но они работали с другими материалами.

Буллом или Темне?

Буллом и Темне - это этнические группы, проживающие в Сьерра-Леоне. Вся резная слоновая кость, о которой речь будет ниже, - из Сьерра-Леоне. На карте границы страны обозначены розовым цветом. Нас интересует именно южная часть страны, её жёлтые участки. Термином "саппи" (sappy) обозначают людей, говорящих на родственных языках. Это не только Буллом или Темне Сьерра-Леоне, но и люди, живущие в других странах (в частности, в Гвинее), например, Бага, Налу, Ландума, Лимба. Все они говорили на мелл-лингве. Можно представить себе это по аналогии с латиноязычными народами, немного понимающими друг друга, потому что их языки имеют похожий корень. Но в отличие о латиноамериканцев у них не было общей истории или империи. Поэтому Кэти Курноу избегает употребления термина "саппи".

Выдержка из обзорной статьи, в которой перечислены научные работы, посвящённые каменным фигуркам Сьерра-Леоне, опубликованные до 1979 г.

Она писала свою диссертацию не по номоли, но по художественным реликвиям, связанным с ними. Она следила за всей литературой, посвящённой фигуркам. Поэтому, когда в интернете появились публикации о немоли-рептилоидах, она поначалу было подумала, что возможно там, в интернете были какие-то новые номоли, которых она раньше не видела. Это было то, что в течение последних двух лет она нашла о фигурках довольно нового и интересного.

Оказалось, что публика заинтересовалась несколькими неясными каменными фигурами. Выяснилось, что по непонятным для африканистов причинам большинство из историков искусства, как и широкая публика о них никогда не слышали. Ситуация с "неизвестностью" номоли может измениться, потому что статуэтки попали в поле зрения группы людей, верящих в Атлантиду, в гигантских рептилий-гуманоидов, вызывающих страх, в похищения людей инопланетянами по всему миру.

Как видите, упоминаются номоли. Сообщается, что они из неизвестной культуры, которая давно изчезла. На самом деле некоторые утверждения о фигурках, по словам Кэти, действительно возмутительны - в публикациях вы увидите слова "возрастом более 17000 лет". Здесь Кэти вмешивается и говорит: "вы не можете датировать камень или, по крайней мере, не можете датировать, когда вырезан камень. Если вы геологи, вы можете датировать сам камень". Значит камню не более 17000 лет. Но они правы в одном. Мы не можем точно сказать, сколько им лет. Они не датируются даже 2500 лет назад или примерно 15000 лет до нашей эры, и они не доказывают существования гигантов, когда-то живших на Земле. Всё кажется красивым, всё абсурдно. Но это было в некотором роде интересное направление, которое она не ожидала найти.

Для объяснения она приводит фигурку одного номоли с рептилией. Хотя это - не гигантская ящерица. Этот мужчина держит крокодила. Однако если вы посмотрите на него, вы заметите, что чешуя крокодила разпространяется на его руку. Интересная и важная деталь, потому что она (чешуя) на самом деле показывает соответствие между этой фигурой и крокодилом. - Во многих частях Африки традиционное искусство в прошлом меньше смотрело на животных как на просто природных существ и больше как на духовные метафоры для определённых типов людей. Крокодил, например, может жить в воде, но также может ползать по суше. Это то, что мы называем животным лиминалом [от лат. limen — порог]. Часто люди, которые могут пересекать границы этого мира и духовного мира, связаны с лиминальными животными, будь то крокодилы, черепахи, птицы или любое другое животное, которые могут жить более, чем в одной сфере.

О людях, которые делали эти фигурки

Немного о том, что произошло. Пока историки искусствоведы и археологи не знают, сколько лет фигуркам. Большинство из них обнаружены случайно людьми, обрабатывающими поля и добывающими алмазы , которые находятся в регионе Коно (Kono) в Сьерра-Леоне. Фигурки находят под землёй, иногда на некоторой глубине, или обнаруживают их в пещерах, которые, по-видимому были центрами ритуальной резьбы по дереву. Последняя датировка для большинства из них, если не для всех, - это 1550 год.

Именно в 1550 году группа людей вторглась в Сьерру-Леоне, послужив спусковым крючком массовых миграций (приведена карта Фредерика Лампа). Жившие на побережье Кисси отправились к северо-востоку. Темне покинули свою территорию и ушли дальше на север в глубь страны. Буллом в основном оставались вдоль побережья, но они были тоже немного сдвинуты. Так в середине 16-го века произошло перемещение населения. И люди переместились так, что потомки тех менде-язычных захватчиков сегодня составляют основную часть населения Сьерра-Леоне. И теперь они проживают в районе, ранее занимаемом другими людьми.

Поэтому находки фигурок на той или иной территории не всегда точно сообщают о том, кто их изготовил, ибо мастера были смещены.

На самом деле существует три разных типа каменных фигурок, которым, по крайней мере, около 450-500 лет. Те, что в центре (2 - mahen yafe или голова на пьедестале) - более крупные объекты, представляющие собой изключительно голову. Они изготавливались именно как голова. Как правило, их находят в центральном регионе. В районе, где ныне проживают Кисси, есть объекты, которые сегодня называются помдо (pomdo, см. рис. фигурка 3). Помдо и махен-яфей - названия данные в наше время

Фигурки из района Кисси (3) имеют тенденцию "быть вертикальными". Находимые на юге неподалёку от побережья (1) и находимые в районе Кисси (3) больше склонны к полноте, округлым чертам лиц и, даже, их тел. Все они изготовлены из стеатита, цвет которого варьируется от беловатого, до красновато-коричневого, до почти чёрного.

Имеются два отчёта начала 19 века, написанных европейцами, копавшимися в этом районе. Они нашли геологические жилы мыльного камня. В отчётах упоминаются находки некоторых из фигурок, вырезаемых прямо из жилы. По каким-то причинам эти фигурки были оставлены. Так что, вместо того, чтобы извлечь камень и вырезать из него статуэтку в ином месте, резчики, по крайней мере, часть резьбы выполняли на месте добычи камня, а позже выполняли детализацию.

Деревянная мотыга или тесло, изпользуемое для подготовки почвы для посадки. Этот инструмент мог также изпользоваться в резьбе по дереву; в каталоге Национального музея Сьерра-Леоне отмечается, что он изпользовался при вырезании масок Совей или Бунду.

Несколько слов о процессе вырезания

За пределами Египта и Судана, в той части Африки, что к югу от Сахары, вырезать что-либо в камне было очень необычно. Почти вся резьба выполнялась по дереву и слоновой кости. Предположительно, это связано с тем, что необходимые инструменты были недостаточно прочными, чтобы резать большинство пород камней, а возможно, причиной было безразличие. Конечно, в большинстве регионов материка, где велась резьба, дерево и слоновая кость были легкодоступным материалом. Интересно, что инструментом, который чаще всего изпользуется для резьбы по дереву или по кости, было тесло. Оно обычно имеет деревянную рукоять и лезвие. Лезвия тесл - слегка изогнуты, могут быть разной ширины, и часто могут заменяться для работы над более мелкой деталью. И только на самом последнем этапе работы изпользовались ножи. Тесло изпользовали для вырезки блока и вырезания большей части форм.

Дело в том, что, похоже, что фигурки не обязательно были вырезаны металлическим теслом. Такое открытие сделал Джон Атертон - археолог, проводивший разкопки в Камабайском убежище в скалах на севере Сьерра-Леоне. В каменной пещере когда-то выполнялись работы (в ней не жили, а только приходили потрудиться) с 8 по 14-й век. И он нашёл в ней много тесл и топоров, изготовленных из камня. Основной материал - долерит. Также был найден ряд кварцевых артефактов.

Кварцевые артефакты позднего каменного века из Сьерра-Леоне (Западная Африка). Масштаб в дюймах. Повреждение от изпользования находится на нижних краях всех четырёх предметов; Фото John Atherton

Атертон предположил, что кварцевый инструмент изпользовали для вырезания мелких деталей, таких как уголки глаз, из которых выпучено глазное яблоко, и т.д. Это было сюрпризом, потому что это тип инструментов, заброшенных в большей части Африки после перехода к обработке железа (начиная примерно с 500 по 200 гг. до н.э.). В этом регионе это был гораздо более поздний период. Но были найдены доказательства изпользования этого инструмента в Сьерра-Леоне, и Атертон предположил, что они были применены для вырезания номоли. Дело в том, что в Британском музее есть незавершённый экспонат, на котором ясно видны следы инструментов, которые могут соответствовать этим каменным топорам.

Об основных чертах, присущих номоли

Кэти сообщает, что знают учёные про номоли, и чего не знают.

Они довольно маленькие. Эта фигурка ещё и повреждена. Отсутствующие ныне руки (1), изначально были вырезаны, но позже были обломаны. Это может быть свидетельством, того, что они не были прижаты к телу. Может быть фигурка упала, и они отломились. На теле фигурки раньше могло быть ещё что-то на животе (2) или на туловище, но сейчас это отсутствует, и учёные не могут сказать, что это могло быть.

Фигурка сидит на корточках, видны её ступни (3). Это может выглядеть как бугорки, но на самом деле это - видимые ступни. По сравнению с телом, голова очень большая, в основном более трети роста персонажа. В западно-африканском искусстве в этом нет ничего необычного: пропорции фигурок никогда не соответствуют естественным пропорциям тела. Часто голова очень большая, иногда - очень маленькая с очень длинной шеей и очень длинным торсом. Но среди номоли есть вариации с головой менее трети высоты тела.

Можно увидеть, что профиль (4) килеобразный. Лоб очень резко опускается на глаза, а затем изгибается наружу у широкого носа (7) с очень большими ноздрями. Глаза (6) также чрезвычайно большие, и они вставлены в глазницу так, словно вот-вот лопнут. Здесь очень трудно увидеть угол рта (5), но губы сомкнуты. На обеих сторонах лица можно увидеть линию, похожую на верёвку (9), очевидно, изображающую стилизованную бороду.

Все номоли из южной части Сьерра-Леоне (или, каменные фигурки) находятся на основании (11), и это очень последовательно. Они довольно абстрактны. Посмотрите на стиль изображения уха (8). Таких ушей много. Существуют разные стилизации ушей и носа. Но глаза выпучены, большой очень выдающийся изогнутый нос и прогнатическая челюсть, выступы из тела - всё это характерные черты этих фигур.

Можно заметить также, что имеется просверленное отверстие (10) в верхней части статуэтки. Оно было сделано одновременно с изготовлением самой поделки. Учёные не знают, с какой целью делались эти отверстия. Они имеются у большинства из каменных статуэток южной части Сьерра-Леоне. Предполагается, что внутрь помещалось нечто, может быть что-то вроде порошкового сверхъестественного лекарства? Его не могло быть много, поскольку маленькое изделие не может иметь в себе много места. Никто точно не знает.

Ещё одна подобная фигурка (2), на снимке дыра видна отчётливее. Сидячая поза или поза на корточках присущи номоли. Образец (3) из Британского музея обладает очень длинными ногами, что необычно для номоли, ибо нарушены традиционные пропорции. Зато фигурка 4 вполне традиционна. Она имеет руки, которыми подпирает подбородок. Такая поза также традиционна для номоли.

В обычной для номоли позе сидит и этот человечек, опираясь подбородком на руки (А). Вместо стилизованной верёвки, бороду изображает прямая линия. Бороды бывают разных типов. Иногда её представляет вертикальный элемент, выглядящий как плетённый (D). Иногда это два элемента (В, С). В обоих этих случаях бороду человечек удерживает в руках. Вы можете в очередной раз заметить, что соблюдается стиль номоли (пропорции тела и головы, выпуклости глаз, выдающиеся вперёд челюсти, большой нос с чрезвычайно преувеличенными ноздрями).

Пока делаю перерыв. Желающие могут забежать вперёд и посмотреть лекцию самостоятельно :о)

Приятного просмотра!

Предыдущая статья о номоли и иных фигурках тут

Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    Израиль не удержался от поставки вооружений в Восточную Европу, теперь эшелоны российских Су-35 устремятся в Иран
    • pretty
    • Вчера 07:46
    • В топе

    Тель-Авив пошел на рискованный шаг против России и теперь в страхе ждет у своих границ появления Су-35. Иран подтвердил, что приобрел эти истребители у РФ, и нет повода усомниться, что Тегеран примени...

    В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
    • Hook
    • Вчера 15:55
    • В топе

    Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

    Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

    1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Документы по строительству Исаакиевского собора (6)

      Читаю рабочий журнал из коллекции Монферрана (РГИА) как увлекательнейшую литературу. Ведь передо мной разворачиваются детали великой стройки, в частности, то, как шла подготовка к поднятию первых колонн портика Исаакиевского собора. В прошлый раз добралась до конца 1827 года. И сегодня успела просмотреть записи за два месяца. Не предлагаю их все, только...
      1101

      История строительства Исаакиевского собора (документы 5)

      Завершается 1827 год, на строительстве Исаакиевского собора работы близятся к моменту поднятия первой колонны портиков. Торопят всех - плотников, возводящих подъёмные леса, г-на Берда, задерживающего поставку главных деталей поворотного круга для разворачивания транспортируемых к лесам колонн, полировщиков, десятников, подрядчиков и самого Монферрана... Считаются и вы...
      1116

      О Франческо Квиролло

      "... и по особому соглашению он обещает и обязуется в течение вышеуказанного времени заниматься только работой, трудом и надзором за вышеуказанной церковью, не отступать от неё и не прекращать её ни по какой причине, и не брать на себя никакой другой работы от любого другого лица любого ранга и состояния в течение вышеуказанного срока, без согласия и письменного разре...
      981
      .Взор Здравомыслие.
      28 апреля 09:43

      Почему Движущиеся камни перемещаются?

      Тайна "бегущих" или "катящихся" камней интересует не только нас, любознательных, но и учёных.  Я - не филолог, а переводчик-любитель, потому возможны ляпсусы и прочие недоразумения. Поправки и замечания принимаются с благодарностью :о)Перехожу к таинственному явлению природы - блуждающим камням.То, что в этих шатаниях каменных многие усматривают то ...
      1838
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 17:06

      Ещё порция сведений о строительстве Исаакиевского собора (4)

      Продолжаем копаться в журналах стройки 19-го века, терзать онлайн-переводчики и напрягать ум в стремлении понять двухвековое прошлое.  УвертюраНесколько дней назад Архивариус в комментариях предложил мне: Разумеется, я быстренько посмотрела и обнаружила нечто сногсшибательное :о)Стр. 671 № 59 le 4 Avril 1828 ...
      1877
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 16:37

      Квалификация каменотёсов или интересные документики по Исаакиевскому собору (3)

      Выкраиваю время, дабы, для начала, поведать вам о том, какой квалификации были каменотёсы, благодаря трудам которых, ныне красуются Исаакиевский собор и Александровская колонна. И не только красуются, а прославляют нашу страну и наш народ, ибо строили эти великие сооружения русские люди. И созданием возхитительных колонн занимались вовсе не "лапотные му...
      1844
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 15:54

      Последняя глава альбома Монферрана, посвящённая открытию монумента

      Глава VIIIТоржественное открытие монумента, когда его пьедестал был мгновенно разкрыт для всеобщего обозрения. Сухопутные и морские войска, присутствующие на этой важной церемонии. Молитвы и шествия вокруг монумента; армия и народ преклоняют колена; небо, бывшее пасмурным, сразу же проясняется; армия под командованием Императора марширует перед монумент...
      1990
      .Взор Здравомыслие.
      2 апреля 05:08

      Разсчёты по теме сооружений Монферрана (выпросили)

      Оно конечно, тяжёлый день - понедельник, потому разсчёты будут облегчённые (примерно-грубые) :о))) Новенькие, обратите внимание, что буковка "З" у меня (вопреки правилам нонешним) написана сознательно (все комментарии на эту тематику - туда. Здесь буду удалять. За хамство - ещё и банить)Итак, время от времени на мой дзеновский канал, да и сюда приходят ...
      858
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 13:27

      Альбом Монферрана про Александровскую колонну (глава 7)

      Продолжаем читать месье французского архитектора, невзирая на вызывающую претензии мою любимую буковку и на то, что перевод содеян непрофессиональным переводчиком :о) (Поправки и критические замечания всегда принимаются на ура.) Текст с переводом выкладываю курсивом. * * *Русские рабочие, работавшие над Александровской колонной, их одеяние и сходство с костюмами Древн...
      953
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 12:53

      Как в Нью-Йорке устанавливали "самые большие" колонны. 8

      Всем желаю хорошего настроения и здравомыслия :о) Нужно было бы давно завершить цикл статей про попытку американцев выточить самые большие колонны на токарном станке. Напоминаю, что по длине (проектной) эти колонны были чуть меньше, чем исаакиевские, по граниту и диаметру отличались больше - диаметр меньше, гранит прочнее. Отшлифовать и отполировать кол...
      988
      .Взор Здравомыслие.
      26 марта 13:30

      Александровская колонна (читаем главу №6 Монферрана, знакомимся с шотландцем)

      Мне понравилось сопоставлять друг с другом "показания" главных участников и свидетелей строительства Исаакия и возведения Александровской колонны, ибо таковое действо не только разширяет круг описанных событий, но и добавляет множество деталей и новых задействованных лиц. Простой пример вы увидите в последней части статьи.Цитируемые тексты привожу курсивом, как и прим...
      888
      .Взор Здравомыслие.
      10 марта 18:53

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (2)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Надеюсь, даже альтернативщики понимают, что любая стройка не обходится без разпоряжений по самым разным вещам в разбросе от "глобальных" масштабов (проектов) до чуточных, типа наведения порядка на стройплощадке. И, как-то именно такие чутошные моментики вовсе не интересуют альтернативную братию. А между тем, таковые бу...
      750

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Давным давно руки тянутся к тому, что работники Таинств и Завесы над историей сокрыли в 19 веке от нашего пытливого взора. Вот ведь какая незадача - Монферран-то писал на французском, как на нём же писали и для него. И, хотя и выложили много папок с документацией для широкой публики в Президентской библиотеке, глаз види...
      1337

      Великая китайская стена, или гордиев узел династии Мин

      Продолжаю "сагу" о строительстве Великой китайской. Поскольку исторический контекст порой напоминает триллер, а порой трагикомедию, решила давать материал в разширенной версии :о) За основу были взяты книги Julia Lovell "Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э." и Arthur Waldron. "The Great Wall of China : from history to m...
      861

      Китайские реалии династии Мин - строителя Великой стены

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Как выясняется, история Китая больше "интересует" отрицающих её альтернативщиков, чем самих китайцев :о) Чаще всего комментаторы заявляют, что документов вообще (и строительства Великой китайской стены - в частности) нетути. Это, что называется, присказка :о)Все переводы содеяны непрофессионалом, изключительно с помощью...
      762
      .Взор Здравомыслие.
      17 февраля 04:50

      О заблуждениях современных хисториков и о "рукотворных" Аракульских шиханах (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько дней назад одним персонажем очень много было высказано в комментариях под статьёй о колыванской вазе. И сразу образовался сплошной завал из картинок и выдумок, который следует разгрести. Поэтому начну разтаскивать по местам, начиная с претензий, высказанных наукам, в частности, к истории.Отделяем котлеты от му...
      771
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 12:08

      Камень Коуд: состав и технология производства (ч.2)

      Продолжаю тему искусственного камня 18-19-х веков (ссылки в конце статьи). Каменный лев Коуд в центре для посетителей, Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич. Лев был спроектирован Бенджамином Уэстом в качестве пробного образца для фронтона во дворе короля Уильяма в память о достижениях вице-адмирала Горацио Нельсона. В качестве основы вз...
      528
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 11:42

      Камень Коуд: алхимия, предшественники (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! "Слава камня Коуд сохраняется, но сохраняются и некоторые мифы о его составе и произхождении. Камень Коуд - это обожжённая керамика, представляющая собой сочетание сырой комовой глины и тонко измельчённой предварительно обожжённой терракоты, силикатов и стекла. Процесс производства его был более квалифицированным и более трудоёмким, ч...
      328
      .Взор Здравомыслие.
      1 февраля 09:11

      История искусственного камня

      Сердечно приветствую!Поскольку литическая версия всё ещё смущает умы, пройдёмся по её кочкам :о)Человеку издавна требовалось не только приспособить для своих нужд имеющиеся в природе материалы, но и создать из них какие-то новые, с отличающимися или похожими качествами. И желательно бы, менее трудоёмкие. Камень сподобился этой же участи. Он прочен, стоек к воздействия...
      695
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 06:10

      О великой колыванской вазе и о подлости недалёких умом

      Сегодня немного о Царице ваз и о немыслимых на диванах трудностях созидания прекрасного. А также о том, к чему приводит альтернативщина.Обнаружила сегодня ранее не увиденный комментарий: Проблема сего индивида в его нежелании/неспособности проверить обыкновенные вещи, что прекрасно видно из его собственных слов. Например, как издавна прин...
      778
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика