• РЕГИСТРАЦИЯ

Эх, дороги... и дорожки. Часть 4. Полоцкое княжество

11 1782

Продолжаем говорить о дорожном сообщении в Древней Руси, то есть до монгольского завоевания. Сегодня рассказ будет о сухопутных путях в Полоцком княжестве. 

Сам Полоцк упомянут в русских летописях в 862 году.

"В лѣто 862 приіа власть Рюрикъ и раздаіа мужемъ своимъ градъі: ѡвому Полотескъ, ѡвому Ростовъ, другому Бѣлоѡзеро."


Полоцк

Но это в русских летописях, а вот в "Деяниях датчан" упоминается о взятии Полоцка в V-VI веках. Возможно, что это и не тот самый город, но земля эта населена была давно. А пути по Полоцкой земле были проложены задолго до основания Киевской Руси, так как по Западной Двине был один из торговых маршрутов (с волоком в Днепр) из "варяг в греки". 

Населяли Полоцкую землю кривичи. И до сих пор Россия в латышском языке называется Krievija в их честь. Селились кривичи, как и другие славяне где? ... здесь зал должен дружно сказать "вдоль рек, ручьев и озер". Хотя в целом земля эта покрыта густыми лесами и болотами. В общем, если бы не популярный торговый маршрут. была бы земля их настоящим медвежьим углом. И тем интересней, что даже в таких условиях были продолжены пути-дороги.

Сами сухопутные пути изучены хуже водных, но они могут быть восстановлены на основе летописных сведений и археологических данных. 

Первые дороги, несомненно, возникали как сообщения между соседними поселениями в рамках одной общины, и пути между ними скорее представляли целую сетку дорог. Дороги же между общинами определить на местности значительно сложнее, впрочем, их точное местонахождение не особо-то и требуется, так как достаточно определить поселения, которые они соединяли. 

"Древние дороги Северной Белоруссии приурочиваются населением к походам Ольгерда, Витовта и Батория (так называемые Ольгердовы, Витовтовы и Баториевы дороги). Е. П. Тышкевич первый описал такую дорогу в Борисовском уезде. Г. X. Татур уловил ее продолжение в Игуменском. Однако последний конкретных мест, где встречаются ее следы, не указал, и нам приходится использовать свидетельство, по-видимому, о той же дороге К. Кулевца, который отметил ее остатки у деревень Калужицы, Жуковка (вероятно, Жуковец, где известны курганы), Полелуне (вероятно, Полилеевка, курганы которой многократно раскапывал Г. X. Татур), Мурава (где также есть курганы и где древний путь, по свидетельству К. Кулевца, проходил над самой Березиной). Таким образом, эта дорога шла через Борисов с севера на юг, в Киевскую землю. Неподалеку от Полоцка следы ее были обнаружены М. Ф. Кусцинским (так называемая Витовтова дорога) а еще севернее остатки этой дороги, уходящей, очевидно, к Новгороду (дорога Ольгерда), упоминаются в описании рукописей А. X. Востокова, где сказано, что она проходит над р. Верусой. Остатки другой дороги, тянущейся с запада на восток, в пределах Борисовского уезда были замечены Шпилевским, отметившим их у селений Начи, Крупок и Лошницы (где сохранились курганы). Поблизости находился и так называемый колодезь Витовта, выложенный камнем (ближайшая деревня — Масалая). Остатки этой же дороги видны у д. Мостище неподалеку от Борисова, где известны также остатки плотины, моста и есть курганы. Е. П. Тышкевич, кроме того, упоминает остатки еще одной дороги в северной части Борисовского уезда (очевидно, Докшицкий и южная часть Лепельского р-ов Витебской губ.), тянущиеся с запада на восток, а К. А. Говорский отмечает следы Ольгердовой дороги, идущей от Полоцка. Наконец, уже в наше время следы древних дорог, сохранившиеся в Оршанском районе, упоминает оршанский краевед Д. Васильевский. Одна дорога проходила от Орши через Смольяны в сторону Сенно и у дер. Васьковичей огибала бывшее здесь некогда болото, другая — Екатерининский большак, — который мог быть и древним, проходила через деревни Орехи, Брюхово, Высокое, где есть курганы." (Алексеев Л.В. Полоцкая земля.)

Пути сухопутные отмечены линией из точек. Извините, но лучше карты нет.

Но не стоит думать, что раз называли дороги по именам литовских князей, то и появились они при них. Дороги в Полоцком княжестве существовали задолго до монгольского нашествия, ведь и "Витовт проходил по дорогам, существующим издревле". К тому же Полоцкое княжество (как и Смоленское) находилось на пути из Киева в Новгород. Именно здесь (и на Смоленской земле) скорее всего Владимир указывал "расчищайте пути и мостите мосты" для прохождения войск.

Особенности местности таковы, что места изобилую лесами и болотами. А значит вряд ли путей через них было много. Наиболее вероятно, что единожды проложенная дорога через лес, например, существовала потом века, в отличие от дорог внутри общины.

Семь сухопутных коммуникаций соединяли в древности Полоцк с Ригой, Новгородом, Псковом, Литвой, Витебском и Минском.

Торговые пути

Путь на Ригу шел, по-видимому, вдоль Западной Двины; по нему ходили полоцкие князья за данью в Прибалтийские земли. По нему же, видимо, двигалась коалиция всех полоцких князей на «земиголу» в 1106 г. На нем стояли подвластные Полоцку Герцике и Кукенойс. Он пролегал, видимо, по правому берегу Западной Двины, впрочем, Андрей Полоцкий шел на Двинск в 1375 г. и по левой стороне (правда, через Браслав).

На Новгород не могло быть много путей, как это предполагал В. Е. Данилевич, так как этот район и сейчас изобилует лесами, а в XVI в. при Герберштейне и Гейденштейне их было гораздо больше. Судя по древним поселениям, расположенным здесь цепочкой в сторону Неколоча и Еменца (на эти пункты двигались новгородцы, нападая на Полоцк), дорога проходила, очевидно, близ Минтурово, где, судя по обилию курганов, длительно существовало большое поселение, Струнь, Сморыги, Домники и далее вдоль реки Сосницы к Получью и Малому Ситну. затем к Стряслицам, Авдееву, Белохвостову и далее, минуя невдалеке Неколочь, через Буцнево — к Еменцу.

Витебск. Реконструкции древнейшей топографии

Через Витебск, по-видимому, попадали в Смоленск. Летопись сообщает о нескольких походах полоцких князей на Витебск во второй половине XII в. Вряд ли этот путь шел вдоль Западной Двины, так как здесь, судя по курганам, очень мало было в древности поселений, да и река делает большой крюк. Из Витебска в Полоцк ездили, очевидно, сначала на север через Горбуны, Круглики, Герасимово, Боровую, может быть Смольки и далее на Осмот, Заречье, Селище, Жуковичи, Заборье и до описанной дороги Новгород — Полоцк вдоль реки Сосницы к Полоцку. Из Витебска в Смоленск попадали, очевидно, через Касплю. Летописи многократно сообщают о сношениях этих двух городов. Путь начинался в северной части города (где и сейчас имеется Смоленская площадь) и шел, всего вероятнее, на восток к современным деревням Рыбаки, Синяки и Яновичи (около этих деревень есть курганы) и далее вдоль берегов Каспли на юго-восток к Смоленску. От пути на Смоленск, где-то между Яновичами и Суражем, ответвлялась еще одна дорога, проходившая (очевидно, через Усвят, упоминаемый уже под 1021 г.) на Торопец. Известно, что из Торопца в Витебск в 1245 г. приезжал Александр Невский. В XVIII в. дорога из Витебска в Торопец проходила через Сураж, Ниской Бор, Шершню, Усвят и далее до Торопца. Возможно, правда, что в Торопец можно было проехать и через Велиж.

Полоцк. Реконструкции древнейшей топографии

Внутренние пути связывали Полоцк с его южными городами, через которые осуществлялась связь с южной и юго-западной Русью. Обилие поселений к югу от Полоцка не позволяет с достаточной достоверностью определить конкретное направление дорог. Всего вероятнее их было несколько: одни вели к верховьям Ушачи и по ним направлялись в Логожск, Минск и Борисов, другие — к Лукомлю и далее па Оршу и Друцк. Между Оршей и Лукомлем, была, очевидно, прямая дорога. По ней в 1078 г. проскакал Всеслав Полоцкий, спасавшийся после нападения на Смоленск от преследовавшего его по пятам Мономаха. Дорога из Полоцка на Друцк ответвлялась от только что названной, по-видимому, где-то южнее или юго-восточнее Лукомля. Летопись сообщает о сношениях Друцка с Полоцком в 50–60-х годах XII в. Всеслав Полоцкий (второй) ходил на Друцк в 1180 г. вместе с коалицией остальных князей и т. д. Летопись многократно сообщает о походах полоцких князей на Минск и минских на Полоцк. Дорога пролегала, очевидно, от Полоцка прямо на юг, к верховьям р. Ушачи, и с точностью здесь неопределима. От Августова или Путилкович она сворачивала, вероятно, к Асетищу и далее шла среди березинских лесов через «перешеек», служивший также и волоком у Ствольно и Рожно-Домажериц, по правому берегу Березины к устью Гайны и затем по левому берегу последней через деревни Волок, Смоляры, Зембин к Логойску, Изяславлю, Минску и далее на юг.

Особый путь связывал Полоцк с Литвой, остатки которого видел К. А. Говорский. Путь проходил от Полоцка на юго-запад через Рудню, Бездедовичи, мимо Медвежьего озера на так называемый Чертов мост, Бохоновскую Гору к оз. Глубокому. В источниках эта дорога упоминалась в грамоте Стефана Батория, приказавшего ее ремонтировать. По свидетельству Меховского, этой дорогой в XVI в. обычно ездили в Прибалтику. Однако С. Герберштейн (1517) избрал более западный путь — на Дрисвяты, Браслав, Дриссу. Войско Батория 1579 г. тоже шло западнее (до верховьев Дисны, затем по ней до г. Дисны и т. д.), причиной чего, вероятно, была сильная запущенность пути через оз. Глубокое.

Минск. Реконструкции древнейшей топографии

В Минске сходился целый ряд путей, как из Половецкой земли, так и из соседних стран. Дорога, шедшая через него с запада на восток, связывала крупнейшие центры юга земли — Изяславль, Минск, Логойск, Борисов, Друцк, Оршу и выводила по правому берегу Днепра в Смоленск. Сведений о движении по этому пути в целом в летописи нет, но об отдельных частях пути можно узнать по различным передвижениям князей. Так, например, в 1078 г. Мономах возвращался из Логойска в Чернигов через Друцк, в 1128 г. при коалиционном походе южнорусских князей на Полоцкое княжество, Изяслав Мстиславьич, захватив Логойск, проходит к Изяславлю, а его брат Ростислав направляется из Смоленска (очевидно, через Оршу) в Друцк. В 1180 г. к этому же городу направляется Всеслав Микулич из Логожска, а Давид Ростиславьич Смоленский из Смоленска приходит (вероятно, через Оршу) друцкому князю на помощь.

Особо интенсивно начали использовать описываемый путь в последующий период-в эпоху Великого княжества Литовского. Кроме того, в XV–XVII вв. через Литву в Московию и обратно проезжало большое количество иностранных послов, часто описывавших подробно этот путь, что позволяет значительно уточнить его конкретное направление.

Дорога Минск— Орша — Смоленск существовала с XI по XIX в. и в древности соединяла южные центры Полоцкой земли: Минск, Изяславлъ, Логойск, Борисов, Друцк, Оршу. Этим путем еще ездили в начале XVI в., в XV в. (митрополит Фотий, 1421) и в XII в. (Всеслав Микулич Логожский (1180) и еще раньше (Мономах). В отдаленные времена (XI–XV вв.) сухопутная дорога эта, видимо, шла по сильно заселенным местностям левобережья Гайны и Березины, о которых уже говорилось. Тогда этот путь проходил где-то около Заречья (где есть курганы), уходил к Изяславлю, упоминаемому уже в X в., где селений, судя по курганным группам, было множество. Далее он шел в районе современного села Видогощи и через летописный Логожск, вероятно, по левому берегу Гайны, у устья которой переходил на левобережье Березины (может быть современной дер. Халхолец, где о древнем поселении также свидетельствуют курганы). Здесь дорога круто поворачивала на юг и направлялась к Борисову — городу, отстроенному, судя по В. Н. Татищеву, еще в 1102 г. На всем описанном участке пути реконструируемая нами дорога, вероятно, огибала большой безлюдный и малопроходимый лесной массив между Минском и Борисовым, о котором писал еще в XVII в. Бернгард Таннер, как о «многих страшных лесах». Дальнейший участок пути соединял Борисов с Бобром через позднейшие селения — Лошницу, Начу и Крупки, упоминания о которых относятся к XVII в. (Лошиица — 1618 г.); Крупки — XVII в. владения на р. Наче (упоминается даже под 1399 г.). Здесь проезжали все без исключения, включая, по-видимому, и Мономаха, возвращавшегося из Логожска через Друцк в 1078 г. Путь был единственным потому, что пролегал через непроходимые леса, почти без селений и дублировать его в других местах было трудно. Отчетливо сохранились и его следы (у Лошницы, Начи, Крупок, а возле Масалой и так называемый колодезь Витовта). Дальнейшая часть пути в древности шла, очевидно, на Друцк.

Хорошо известным путем была, очевидно, дорога между Минском и Слуцком. По ней ходил в 1116 г. Глеб Минский, нападая на Слуцк, ее проехал в 1135 г. Изяслав Мстиславич, направляясь из Турова через Минск в Новгород для участия в коалиции против Юрия Долгорукого. Этой же дорогой бежал Рогволод Борисович Полоцкий после проигранной битвы под Городцом, не смея вернуться в Полоцк (1162). Дорога, очевидно, шла так же, как она идет и теперь — от Минска на юг, пересекала пограничный лес, где на расстоянии одного перегона в 20–25 км не встречалось, судя по отсутствию археологичных памятников, жилья, и вступала в Слуцкое княжество Турово-Пинской земли.

По минско-слуцкой дороге пролегал, вероятно, еще один путь, соединяющий Минск с Клецком. Клецкий князь Вячеслав Ярославич в 1128 г, двигался (в числе других князей) на полоцкий Изяславль, очевидно, через Минск, который в то время находился во владении Мономаховичей.

Из Минска существовала еще одна дорога, уходившая через Койданов в соседнюю Литву. Вероятно, этой дорогой шел на Изяславль гродненский Всеволодко в том же 1128 г. Из — Минска же была дорога на Городец (может быть, через Изяславль), куда неоднократно ездили минские князья и где княжил Володарь Глебович — брат минского Ростислава, наголову разбивший в 1162 г. осаждавшего его Рогволода Борисовича Полоцкого. К сожалению, местонахождение этого города с точностью не определено. Существовал, видимо, и путь из Витебска в Друцк, по которому в 1180 г. прошел сначала витебский князь Брячислав Василькович, а затем великий киевский князь Святослав Всеволодович. Так как южнее и юго-восточнее Витебска в древности располагались сплошные леса (остатки которых сохранились и сейчас на Лучесе), разграничивавшие Полоцкую и Смоленскую земли, то путь на Друцк пролегал, следовательно, где-то западнее. Всего вероятнее, он шел вдоль левого берега Западной Двины (там, где и теперь существует большая грунтовая дорога на Бешенковичи — Лепель), а затем в районе современных населенных пунктов Ходцы и Берешево (где, судя по курганам, были древние поселения), поворачивал к юго-западу и где-то поблизости соединялся с дорогой Лукомль — Друцк, описанной ранее.

От Друцка, очевидно, ответвлялись еще две дороги на юг в Чернигов (поход Мономаха 1078 г.) и в Слуцк (им дважды пользовался Рогволод Борисович — в 1159 и 1162 гг.). Судя по расположению курганов, путь шел первоначально вдоль Друти до устья р. Ослик, а затем уклонялся в сторону современных пунктов Осовец, Пустосело, Иглиница — Старина, через лес к дер. Мачески, Дулебы и Дулебни, к Свислочи и далее вверх по реке Свислочи к Городищу и Прошицам, к Слуцку.

Друцк. Вид древних сооружений в раскопе южной части детинца (уровень рубежа XII–XIII ев.) 14 — хозяйственные постройки; 15, 32 — остатки жилых построек; 17 — остатки уличного настила; 19 — замощение двора

Итак, широкая сеть дорог домонгольской Полотчины значительно способствовала ее экономическому развитию. Возникнув первоначально в качестве волоков великого водного пути «из варяг в греки», пути эти, с расширением роли Полоцкой земли как транзитного центра, соединяющего бассейны Днепра и Двины, значительно развились, обеспечив ей связи с Новгородом, Псковом, Прибалтикой, Смоленском, Киевом, Черниговом и другими древними городами и землями.

(Практически всё взято из Алексеев Л.В. Полоцкая земля.)

==

Т.к. все статьи журнала взаимосвязаны, то их надо рассматривать в совокупности.

Если Вы чего-то не понимаете, то Вам необходимо прочитать ВЕСЬ ранее написанный материал и еще немного учебников.

==


Предыдущие части:

Эх, дороги... и дорожки. Часть 1. Поселения

Эх, дороги... и дорожки. Часть 2. Летописная

Эх, дороги... и дорожки. Часть 3. Венгрия-Киев-Булгар

http://paulus-raul.livejournal.com/

    Грядущее мятежно, но надежда есть

    Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

    Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      paulus Здравомыслие.
      22 июля 21:27

      Аргумент Сарасвати

      Среди гипотез о родине индоевропейцев есть такая, которая воспринимается научным миром как аутсайдер, но её приверженцы до сих пор существуют.Итак - гипотеза о родине индоевропейцев в Индии, а именно в цивилизации Хараппа (Индская цивилизация). Территория индской цивилизации В настоящий момент неизвестен язык Хараппской цивилизации (3300-1300 г. до н.э...
      1295

      Доисторические потопы. Чёрное и Каспийское моря

      Продолжим с доисторическими наводнениями седой древности окрестностями Каспийского и Чёрного морей. Начнём так...Согласно некоторым сведениям, Ноев ковчег припарковался у Армянских гор. Или лучше так... За период с 1978 по 1995 года Каспийское море поднялось на 2,4 метра. Нет, давайте лучше с мифов.Библейская реки Гихон и Фисон интерпретируются некоторым...
      997

      Доисторические потопы. Колебание Мезокко

      Напоминаю, что я рассказываю о потопах доисторических времён, которые могли привести к образованию мифов о "всемирном" потопе.Сегодня буду говорить о серии событий, произошедших примерно 8200 лет назад, то есть 6200 лет до н.э. Полагаю, что это могло стать основой для потопных мифов многих народов, ведь эти события вызвали наводнения, которые превзошли любые потопы ис...
      963
      paulus Здравомыслие.
      27 июня 16:13

      Доисторические потопы. Истоки иранского эпоса

      Продолжим потопный вопрос.Поговорим об источнике иранского потопного мифа, начиная с самого мифа и пройдём до возможного потопа и его времени. В дальнейшем же будем говорить о событиях, и народах, которое оно могло затронуть. Картинка для привлечения вниманияПосмотрим на текст Вендидат ("Закон против дэвов"), часть иранской зороастрийской Авесты:22. И ск...
      2141
      paulus Здравомыслие.
      2 февраля 02:34

      Похищение сабинянок, змееборцы и "темная молодежь"

      Древнеримский историк Ливий примерно на рубеже эр записал эпизод времён становления Рима, который известен нам обычно как "Похищение сабинянок". Джамболонья, Похищение сабинянки, 1579-83 Примерно в начале VIII века до н.э. Рея Сильвия, будучи весталкой, родила Ромула и Рема. (По самой древней версии, зачала она от бога войны Марса.) В качестве наказани...
      1575
      paulus Здравомыслие.
      8 января 01:33

      Сусаноо, змееборцы или в преддверии года дракона⁠⁠

      Предлагаю перенестись из Европы, про которую обычно пишу, на противоположный край континента. Поговорим немного про один миф, родом из Японии - о боге Сусаноо и убийства им великого змея Ямата-но ороти. Миф этот взят из Кодзики - крупнейшего литературного памятника Древней Японии, основной священной книги синтоизма. Хотя Кодзики были записаны в 712 году,...
      1758
      paulus Здравомыслие.
      25 ноября 2023 г. 01:49

      От меди к бронзе или история пары миграций⁠⁠

      Так повелось, что родиной ранней металлургии принято считать Малую Азию. Однако, как показывают современные исследования, развитие она получила совсем в другом месте. Время появления медной металлургии в Западной Евразии и Северной Африке: a – 5000 BC, b – 4000 BC, c – 3000 BC, d – 2500 BC, e – 2000 BCМедный век в Передней АзииИ действительно, древн...
      3049
      paulus Здравомыслие.
      11 октября 2023 г. 10:42

      Лошадь и DOM2 или Собака как друг и предатель человека

      В нашем бытовом представлении одомашненные животные являются нашими "друзьями". И не важно, что некоторых из них наши предки (праиндоевропейцы) в какой-то момент истории просто употребляли в пищу, как лошадей, например.Сегодня поговорим о двух домашних животных - собаке и лошади, а точнее о мифологическом объяснении их появления в жизни человека, и не только. ...
      876
      paulus Здравомыслие.
      29 сентября 2023 г. 21:26

      Феномен, связавший древних китайцев и индоевропейцев

      Как-то привыкли мы, что с Востока в Европу шли орды кочевников, то гунны, то скифы, то какие-нибудь половцы с монголами.Однако, был в истории момент, когда европейские кочевники наводили страх на население земель Азии. Эти индоевропейские кочевые племена, родом откуда-то из причерноморских степей, оказали влияние не только Центральную Азию, но и на Древний Китай. (Нап...
      3239
      paulus Здравомыслие.
      24 сентября 2023 г. 22:41

      Аквила и аналоги из совсем других времён

      Мы привыкли смотреть на аквилу как на штандарт.Предлагаю немного ими полюбоваться. А потом перейдем к картинкам, за которые пост не снесут за NSFW-контент, надеюсь. Аквила. Но не римская. Из вселенной WH40K Это я немного промахнулся временем, чтобы было что осудить в этой статье.Классическая римская аквила представляла собой орла с распростёртыми крыль...
      3282
      paulus Здравомыслие.
      21 сентября 2023 г. 16:37

      Место времени

      Любимый вопрос кадровиков - кем Вы себя видите через несколько лет.Вот если бы подобный вопрос задали нашим предкам пару-тройку тысячелетий назад, то на вопрошающего посмотрели бы как на идиота - только богам известно будущее.А если откатиться ещё глубже в века.... Впрочем, об этом сейчас и поговорим - как себе представляли время древние люди. Время явля...
      1542
      paulus Здравомыслие.
      6 сентября 2023 г. 18:21

      Ослиная шкура или как наши предки боролись с земледельческими традициями инцеста

      Среди волшебных сказок существует мотив, который распространен практически только у европейских народов. Его можно увязать с распространением земледельцев (или, как принято называть - анатолийских земледельцев) в Европе несколько тысяч лет назад.Эта сказка известна нам под такими названиями как "Ослиная шкура", "Свиной чехол", "Одежда Луны, Солнца и звезд", "Деревянна...
      4895
      paulus Здравомыслие.
      18 августа 2023 г. 15:18

      Глобальное потепление, микробиота и человеческие страсти как причина земледелия

      Пока ЛЛ наслаждается кратким содержанием прямо в заголовке, мы перейдем к рассказу.«Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не трев...
      2162
      paulus Здравомыслие.
      14 августа 2023 г. 09:59

      Земледелие как источник бед человечества

      Многие воспринимают, что переход к оседлой жизни с сельским хозяйством сделал жизнь людей цивилизованней, а значит лучше. Так ли это?Предлагаю посмотреть, что же случилось в действительности с разных сторон. Чтобы понять, к чему привело появление сельского хозяйства, необходимо посмотреть на жизнь до его появления.Считается, что климатические условия, бы...
      1342
      paulus Здравомыслие.
      3 августа 2023 г. 10:59

      Инцест как обычай

      Обещанного три года ждут, а я почти уложился в год.Продолжаю про инцесты, в этот раз будем рассматривать его с точки зрения обычаев. А потом попрошу вас выбрать наилучший девиз для статьи.Монета с изображением Птолемея II Филадельфа и его сестры-жены Арсинои II. Вместо предисловия.Изначально я начал изучать вопрос инцестуозных отношений только между прям...
      1944
      paulus Здравомыслие.
      31 июля 2023 г. 20:51

      Этнос. Генетика. Язык.

      Довольно любопытный вопрос прозвучал под одной статей, и реакция на ответ показала наличие заблуждений. Что ж, попробую расписать подробней, как сочетаются этнос, генетика и язык. Собственно, сам вопрос: Чтобы полностью запутать, необходимо расширить этот вопрос до наличия связи между этносом, генетикой и языком.Распутывать связь необходимо...
      2373
      paulus Здравомыслие.
      7 мая 2022 г. 18:29

      Инцест. Историческая действительность⁠⁠

      После того, как в "Инцест. Мифы, сказания" было показано отношение к кровосмесительным отношениям в мифах (условно нейтральное) и сказках (обычно негативное), можно перейти к описанию исторических реалий.Так как мне не особо интересны времена близкие к нам (хотя и этого коснёмся), то мы углубимся в историю тысячелетий так на 6 назад. Четвёртое тысячелетие до н.э. - вр...
      1466
      paulus Здравомыслие.
      7 мая 2022 г. 00:19

      Инцест. Мифы, сказания⁠⁠

      Предлагаю одним глазком взглянуть на отношение предков к половым отношениям между родственниками через мифы, сказания и действительность. Самки плодовой мухи предпочитают спариваться со своими братьями, а не с неродственными самцами "Инцест - дело семейное"В большинстве современных культур половые отношения между близкими родственниками (между родителя...
      1683
      paulus Здравомыслие.
      4 мая 2022 г. 21:45

      "Основной миф" - Три царства – монгольский эпос. Мифы

      Приключенческие мотивы в сказках рождаются из сакральных мифологических сюжетов. Со временем, такие мотивы "отрываются" от мифа и начинают жить собственной жизнью, переплетаясь с другими мотивами в причудливые узоры.На пример такого путешествия мотивов мы сможем посмотреть. Распространение носителей индоевропейской языковой семьи шло волнами, когда очере...
      1685
      paulus Здравомыслие.
      1 апреля 2022 г. 15:56

      Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Змей мифологический

      Сегодня постараюсь коротко показать образ Змея в мифологии разных культур. Надо же посмотреть на предков и сестёр-братьев разной степени родства нашего Змея Горыныча.Можно предположить, что Змей в виде божества возник ещё в Африке до выхода человечества в остальной мир. Мифологические предпосылки для такого трактования были даны в предыдущей статье. Один...
      1755
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика