Продолжим потопный вопрос.
Поговорим об источнике иранского потопного мифа, начиная с самого мифа и пройдём до возможного потопа и его времени. В дальнейшем же будем говорить о событиях, и народах, которое оно могло затронуть.
Посмотрим на текст Вендидат ("Закон против дэвов"), часть иранской зороастрийской Авесты:
22. И сказал Ахура Мазда Йиме:
«О прекрасный Йима, Вивахвантов сын!
Знай, что скоро нагрянут
суровые зимы с лютым холодом!
И уничтожат они этот мир,
ибо выпадет снег высотой с гору,
глубиной с Море-Океан.
23. И может спастись лишь третья часть скота
на вершинах гор и в долинах рек в крытых стойбищах.
24. Ибо там, где сейчас зеленеют пастбища —
забурлят паводки; там, где пасутся овцы — разольются озера.
25. Поэтому построй Вару шириною в две версты
на все четыре стороны света
и снеси туда по паре домашнего скота,
людей, собак, птиц и красных горящих огней.
...
30. В первом круге ограды Вары проруби девять проходов,
в среднем — шесть,
во внутреннем — три.
Созови своим рогом туда мужчин и женщин;
помести тысячу из них за первой оградой,
шестьсот — за средней,
и триста — за внутренней
И проруби одно световое окно в крыше,
дабы было внутри им светло».
31. Тогда Йима подумал:
«Как же я построю Вару,
о которой сказал мне Ахура Мазда?»
И тогда сказал Ахура Мазда Йиме:
«О прекрасный Йима, Вивахвантов сын,
топчи землю пятами и мни руками так,
как люди лепят намокшую глину».
В Ригведе (это уже индийский источник) упоминаются временные крепости, в которые уходили осенью, во время наводнения в сезон дождей. Samvarana («загон для скота») употребляется в Ригведе, где корень var- «окружать, защищать» с префиксом sam.
Специалисты уверены, что самые древние пласты Ригведы и Авесты лежит во временах, когда иранцы и индоарийцы были единым индоиранским народом, и лишь потом, вместе с расхождением народов, разошлись и тексты. Эти древние пласты настолько схожи, что при попытке перевода Авесты на ведийский получался стих, трудно отличимый от подлинного текста Ригведы.
Крепости púr-, упоминаемые в Ригведе могут принадлежать как своим, так и чужим народам, хотя общее описание крепостей совпадает. При этом púr является корневым существительным, связанным с глагольным корнем "наполнять". Другие исследователи уточняют, что púr имеет значение как "вал из камня/глины", "траншея".
В результате анализа текста Ригведы исследователи пришли к выводу, что упоминаемые крепости должны описываться так:
"Крепость состояла из одного или нескольких концентрических валов, круглых или овальных. Они были построены из земли (mud) или из камня. Крепости были укреплены рядом защитных приспособлений, способных гореть: воротами, может быть, частоколами, плетнями, колючими растениями. Люди жили там под деревянными навесами. В крепости были запасы еды, воды и корма для скота. Постоянно в крепостях не жили, к ним прибегали в минуты опасности. Крепость служила, прежде всего, защитой от нападений во время войны, лагерем, который осаждали. Возможно, что крепости приходилось подновлять после каждого сезона дождей."
Получается, что и в Ригведе и в Авесте крепости представляют из себя сооружения, сделанные скорее всего из глины/земли, с несколькими рядами ограды. Ближайшие аналоги, которые можно найти на пути миграций индоиранских племён - это на территории Бактрийско-маргианского археологического комплекса. Однако, это не совпадает по времени с единством индоарийских и иранских языков. На указанной местности первые подобные крепости появляются ближе к концу второго тысячелетия до нашей эры, и к тому же они тогда уже связаны с земледелием (наличие ирригационных каналов), а общество древней Авесты и Ригведы - скотоводческое. Да и индоарийцы преодолели эту территорию раньше, чем иранцы. К тому же, в эти времена у соседей уже была письменность, но следов наводнений в ней нет, как нет и свидетельств наводнений в округе.
Так выходит, что наиболее раннее присутствие подобных описанному выше крепостей - это синташтинская культура (2200-1900 лет до н. э.). Культуру большинство считает общей для всех арийцев, а некоторые считают её лишь праиранской.
В укреплениях этой "Страны городов" крепостная стена и ров (сухой) неразделимы, и ров служит для поднятия высоты стены. Стены обычно делались из деревянной опалубки, в которую сухая или мокрая земля засыпалась и утрамбовывалась. Помещения внутри примыкали к стене и друг другу. Внутри одного круга стен находился другой. Устройство внутренней стены повторяло внешнюю (разве что рва не было). На уровне поверхности вкруговую проходила "нижняя" улица, под которой был проложен дренажный ров, а сверху которой был настил. Предполагается, что из домов можно было выйти как на "нижнюю" улицу, так и на "верхнюю", проложенную по крышам, через отверстие в крыше дома.
Тут интересно, что с наружной оборонительной стеной соединялись дополнительные изгибающиеся предвратные стены и валы, а внутри глинобитных стен существовали узкие коридоры. Внутренние и внешние стены соединялись радиальными стенами. Таким образом, беспрепятственно путешествовать по этому поселению можно было только по крыше, а внутри она представляла лабиринт, по типу минойского (Тайны северных каменных лабиринтов России).
Укрепленное поселение Аркаим (по материалам дешифрирования аэрофотоснимков 1956, 1974 и 1978 годов). 1 – развалы оборонительных стен укрепленного поселения; 2 – рвы, искусственные каналы; 3 – жилищные впадины; 4 – следы хозяйственных построек; 5 – хозяйственные площадки; 6 – следы древнего земледелия – «Аркаимский огород»; 7 – ложе искусственного водоема; 8 – развалины плотин; 9 – мелкие углубления и ямки; 10 – курган Александровский; 11 – подпрямоугольные структуры, выраженные в микрорельефе в виде чередования грунтовых валов и цепочек ямок; 12 – древняя дорога; 13 – дугообразные линеаменты; 14 – бровка надпойменной террасы.
Укрепления "Страны городов" по форме встречаются круглые, овальные и квадратные. Причём в разные времена на одном месте могли быть крепости разной формы. Исследователи полагают, что это начало раскола индоиранцев на индоариев и иранцев, где разные группы завоевывали поселения друг друга и строили их по своему образцу.
Поселения Андроновской культуры (2000-1150 лет до н.э.), для которой Синташтинская является родительской, уже были значительно проще - они представляли собой 10-20 жилищ, идущих вдоль реки одной или двумя линиями, обнесенными рвом и валом с частоколом (иногда глинобитными стенами). Эта культура ассоциируется обычно с иранскими племенами (некоторые увязывают её с восточноиранскими, как раз создателями зороастризма).
Впрочем, давайте вернёмся к наводнениям. Эти укреплённые поселения как Синташтинской, так и Андроновской культур находились на берегах рек, склонных к весеннему половодью.
Половодье на Южном Урале в 2024 году затронуло как территории Андроновской, так и территорию Синташтинской культур. А в 2023 году, например, половодье затопило заповедник "Аркаим".
Таким образом, можно предположить наличие особо губительного весеннего половодья, которое коснулось громадных территорий, после обильных снегопадов и холодной зимы на местах расселения этих культур, когда "вары" остались единственными сухими участками на многие километры вокруг. При этом жителям пришлось "запечатать" входы в крепость и жилища, чтобы пережить наводнение. Очень холодная зима, намёк на которую дан в Авесте - это как раз период аридизации степей (событие 4200-летней давности). И это событие осталось в мифологии иранцев почти в чистом виде.
Оценили 19 человек
37 кармы