• РЕГИСТРАЦИЯ

«Неудобная» палеография

128 8621

Продолжим начатое ранее. Я про дендрохронологию - остальные незавершенные тематики пока подождут.

В прошлой статье я пообещал выложить еще немного критики ФиН и разбавить ее ложью, которой потчует читателей Тюрин и иные лица, обладающие перед нами преимуществом в лишнюю хромосому. В процессе написания понял, что ограничусь пока только ФиН.

Кстати, в следующий раз, когда вам будут говорить, что никто не критикует ФиН или Тюрина, можете смело давать ссылку на эти статьи.


Начну, пожалуй, с отсылке к одной из своих более древних статей - "Трясина «альтернативной истории» - Финишная прямая". В этой статье примечателен комментарий к одной из работ Сергея Лесного (пособник нацистов, один из первых альтернативщиков, начавших перекраивать историю Руси):

Предоставляя слово проф. Н В. Шарлеманю для общей оценки четырех книг С. Лесного (С. Парамонова) о «Слове о полку Игореве» и для ответа ему по тем вопро­сам, в которых С Лесной в некоторой степени может все же считаться специалистом, редакция ТОДРЛ не считает возможным вступать в спор с С. Лесным по вопросам филологическим, историческим и прочим ввиду полной его некомпетентности в гуманитарных науках. С этой стороны книги С. Лесного лишены какого бы то ни было научного значения. Оригинал.

Рекомендую запомнить этот комментарий.

Шарлемань Н. В. Сергей Парамонов о «Слове о полку Игореве»

===

Вестник Российской Академии Наук том 72 № 2 2002

По просьбе редакции статью А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского комментируют ведущие российские специалисты по археологии, дендрохронологии и палеографии из Института археологии РАН.

«Неудобная» палеография

Пытаясь убедить читателей в недостоверности датировки XI в. новых новгородских археологических находок — церы с записями псалмов и рисунка св. Варвары на бересте, — А. Т. Фоменко и Г. В. Носовский используют в своей статье палеографические аргументы. Но в ней нет ни одной ссылки на работы по палеографии и источники (за исключением выборочных отсылок на план Москвы 1776 г.). При этом использование «палеографических наблюдений» обнаруживает полную некомпетентность авторов в этой области. Поэтому, прежде чем рассмотреть суть их палеографических изысканий, необходимо остановиться на некоторых основных положениях, касающихся русской палеографии и принципов палеографических сравнений. Они знакомы любому исследователю, имеющему дело с рукописными источниками, но поскольку статья А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского рассчитана не на историков-профессионалов, а на более широкие слои, в том числе и ученых негуманитарного профиля, требуется кратко перечислить основные положения вспомогательной исторической дисциплины — палеографии (наблюдения за особенностями развития письма).

Русская палеография как историческая дисциплина имеет солидный возраст. Она формировалась на протяжении последних полутора сотен лет. За этот период определен круг ее источников и выработаны методы, имеющие свои цели, в первую очередь, прочтение и датировку исследуемой рукописи. Издано немало пособий и руководств по русской палеографии. Из последних работ, известных каждому студенту-медиевисту, можно назвать хотя бы учебник «Русская палеография» М. Н. Тихомирова и А. В. Муравьева, не единожды переиздававшийся.

Палеографические наблюдения основаны на эволюции русского письма: от устава к полууставу, затем к скорописи и печатным текстам — литургическим и гражданским. С течением времени менялись пропорции и начертания букв, состав алфавита, орфография, отражая изменения в русском языке, его фонетике, лексике, морфологии. Поэтому палеографический анализ должен быть системным.

Такой анализ включает наблюдения не только над начертаниями букв, но и над общим стилем письма, способом написания, а также данные лингвистики и др. При этом особенно показательны начертания определенных букв, для каждой эпохи своих. Палеографический анализ рукописного памятника, в зависимости от его объема и степени сохранности, сопутствующих обстоятельств (например, содержания, упоминания исторических лиц и т. д.), может достигать большой точности — от полстолетия до пяти лет. Но овладение методами палеографии требует обширных знаний, большой практики и длительного времени.

Изменения, произошедшие в русском рукописном письме на протяжении веков, очень значительны, поэтому человеку, знакомому хотя бы в общих чертах с историей развития русского письма и алфавита, спутать рукописный текст XI в. с текстом XVIII в. просто невозможно. Менялся буквенный состав алфавита: многие буквы исчезли, другие полностью изменили свои начертания, а иногда и звуковое значение. Например, в разное время исчезали и вновь появлялись буквы, обозначающие носовые звуки (), йотированные и др. Появились новые, например, буква ё (в самом конце XVIII в.). Некоторые буквы «поменялись» своим обликом — Н («иже») и N («наш»). Произошло это не одновременно: буква Н современного начертания появилась во второй половине XIV в., а первые буквы Н («эн») в рукописном письме обнаруживаются как вариант среди других форм в скорописи XV–XVI вв. Еще один пример изменения облика — знак Ч в древнерусском уставе читался как Ц («цы»), позднее как Ч («червь»). Эти примеры элементарны, но именно по ним чаще всего выявляются не только наивные фальсификации XIX в., но и более изощренные современные.

После кратких замечаний о сути палеографического анализа посмотрим, как проводят «палеографические наблюдения» А. Т. Фоменко и Г. В. Носовский. Хотя статья А. А. Зализняка и В. Л. Янина о последних новгородских находках посвящена в основном записям на восковых табличках, а дата под изображением св. Варвары лишь упоминается, все внимание критиков обращено на предполагаемую дату. А. Т. Фоменко и Г. В. Носовский утверждают, что дата написана «типичным почерком XVIII в.» (особенности этого «типичного» почерка не отмечены), обычными арабскими цифрами — 7282, что по эре «от сотворения мира» соответствует 1774 г. (7282 минус 5508). Для сравнения выбирается наиболее подходящий по времени документ — чертеж Москвы.

Аргументы А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского следующие: «Первая цифра — 7. В целом она написана почти как сегодня, но внизу у нее виден четкий загиб, или „хвостик”» (в доказательство на рис. 4 приведены «некоторые» начертания цифры 7 с упомянутого чертежа). Но неискушенному читателю, скорее, покажется, что именно этот знак напоминает двойку. Между тем первый знак обоснованно прочитан А. А. Зализняком и В. Л. Яниным как «зело», потому что именно так писалась эта буква в некоторых старославянских (древнеболгарских) рукописях XI–XII вв. (рис. 1). Здесь нужно заметить, что старославянский алфавит послужил основой для древнерусского письма и в дальнейшем в значительной степени влиял на его развитие.


Рис. 1. Образцы начертаний некоторых букв из старославянских рукописей XI в. (А. И. Соболевский. Славяно-русская палеография. СПб., 1908. С. 47)
Рис. 2. Изображение св. Феодора (X–XI вв.). Скальный монастырь при селе Мурфатлар в Румынии. (Каzimir Popkonstantinov, Otto Kronsteiner. Старобългарски надписи. Altbulgarische Inschriften // Die Slawischen Schprachen. B. 36. Wien, 1994. C. 96)

Затем как цифра 2 читаются второй и четвертый знаки в дате. Отсылки к начертаниям этой цифры на чертеже 1776 г. лишь убеждают в полном их несходстве: на чертеже у двойки главное — крупная головка в виде почти замкнутого круга, в знаке из даты — ее вовсе нет. Далее к третьему знаку дорисовываются вверху и внизу штрихи, и искомая восьмерка готова!

В правильности нового прочтения даты А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского окончательно убеждает наличие последнего знака — древнерусской буквы  («земля», цифровое значение — 7), так как 7282 г. соответствует 7 индикт. Однако обязательных для древнерусских текстов указаний на индикт (ни полностью, ни сокращенных) на бересте нет.

В собственных построениях критиков не смущает одновременное использование современных цифр, архаической эры и церковно-славянского алфавита, хотя они высказывают сомнения в возможности смешения латинской и древнерусской букв в прочтении предполагаемой даты А. А. Зализняком и В. Л. Яниным. Таким способом можно прочесть как угодно любую запись — не только древнерусскую, но и клинопись, и египетские иероглифы, особенно если некоторые черты убрать, а другие добавить.

Следует также отметить, что датируется береста с изображением св. Варвары не по предполагаемой дате, а по комплексу данных: археологической стратиграфии, дендрохронологии, палеографии и, наконец, иконографическим и стилистическим особенностям рисунка (для сравнения см. рис. 2).

Рис. 3. Надпись царя Самуила, датированная 993 г.(В. Н. Щепкин. Русская палеография. М., 1967. С. 108)

Рис. 4. Образец полуустава со старопечатной основой. Служебник, начало XVII в.(М. Н. Тихомиров, А. В. Муравьев. Русская палеография. М., 1982. С. 130)

«Доказав» с помощью палеографии ошибочность прочтения даты, критики считают, что тем самым доказывают и датировку записей на церах XVIII в. «Датировка этих навощенных дощечек XI в. … кажется необоснованной… эти дощечки вполне могут быть предметом XVIII в. Все примеры написаний отдельных слов на этих дощечках (далее следует ссылка на статью А. А. Зализняка и В. Л. Янина) встречаются и в рукописях XVIII в., например, в старообрядческих. То же можно сказать и о почерке на дощечках… Ничего невозможного для XVIII в. в этом почерке нет». Это безапелляционное утверждение не подтверждено ни одной ссылкой на палеографические или языковые особенности записей на табличках, хотя они предоставляют для палеографического анализа гораздо больше материала, чем береста с изображением св. Варвары. В приведенной цитате из статьи А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского проявляется полное незнание ими предмета спора: написание отдельных слов говорит лишь о русском изводе (варианте) старославянского языка. Палеографические же особенности (в чем может убедиться непредубежденный читатель) указывают на рубеж X–XI вв., обнаруживая наибольшую близость к Супрасльской рукописи, которая датируется X–XI вв. Эта рукопись, как и все древнейшие старославянские, не содержит даты. Но их датировки подтверждаются старославянскими памятниками эпиграфики — надписями на камнях, крестах, предметах, открытых в южнославянских землях в процессе археологических раскопок; среди них встречаются и датированные (с датой в тексте — от «сотворения мира»). Они неоднократно публиковались (рис. 3). Из последних изданий можно назвать свод наиболее известных надписей: Kazimir Popkonstantinov, Otto Kronsteiner. Старобългарски надписи. Altbulgarische Inschriften.

Если сравнить почерк Супрасльской рукописи и церы с записями псалмов из Новгорода хотя бы по упоминавшимся особенностям начертаний Н («иже»), N («наш»), Ц («цы»), Ч («червь»), то уже тогда можно убедиться в хронологической и палеографической близости этих двух памятников, не говоря о других датирующих признаках. Однако палеографический анализ требует специальных навыков, поэтому гораздо легче подвергнуть критике несколько знаков, чем связный и достаточно обширный текст.

Новые открытия археологов в Новгороде, безусловно, очень важны и для истории древнерусской письменности, языка и культуры. Но они привлекли внимание критиков отнюдь не сами по себе. Цель опровержений, конечно, состоит в том, чтобы доказать, что если археолог и лингвист так примитивно ошиблись на 700 лет, то можно легко опровергнуть и все данные археологии. Тем самым устраняются «неудобные» факты, противоречащие концепции А. Т. Фоменко о новой всемирной хронологии (в том числе и о русской) и заговоре «романовских» историков, исказивших русскую историю.

Рис. 5. Образец типичной скорописи XVIII в. (70-е годы).Писарская копия манифеста Е. Пугачева(М. Н. Тихомиров, А. В. Муравьев. Русская палеография. М., 1982. С. 103)

В перечень «неудобных» для новой глобальной истории дисциплин попадает теперь и палеография. Оказывается, «романовские» фальсификаторы истории были просто гениальны: они заранее предвидели эволюцию письма (задолго до того времени, когда возникла научная дисциплина палеография) и «подбросили» в наслоения культурного слоя Новгорода не только множество предметов и берестяных грамот, но и озаботились, чтобы эти грамоты были написаны письмом и языком, отличным от языка и письма времени фальсификации (XVII в.), да еще и изменяющимися соответственно напластованиям (рис. 4, 5). Но остается загадкой, как удалось фальсификаторам истории начертить еще множество надписей на стенах храмов, находящихся под позднейшими живописными наслоениями, а особенно на предметах быта, полученных в результате раскопок непотревоженных слоев не только по всей территории Древней Руси, но и южнославянских земель?

Очевидно, что теперь «научной исторической» школе академика А. Т. Фоменко необходимо дискредитировать и палеографию. Как долго может существовать такая псевдонаучная «пирамида», своеобразная МММ в науке, эксплуатируя читательский интерес к истории и любовь к сенсациям?

А. А. Медынцева, доктор исторических наук


А теперь вишенка на тортик - послесловие редакции:

«Вестник РАН» неоднократно выступал с критикой так называемой «новой хронологии» академика А. Т. Фоменко (см.: № 12 за 1999 г.; № 5,7 и 9 за 2000 г.). Опубликованная выше совершенно объективная, на взгляд редакции, оценка очередного сочинения А. Т. Фоменко как абсолютно непрофессионального с точки зрения историков и археологов полностью исчерпывает данную тему. Этой публикацией редакция закрывает дискуссию о «новой хронологии» на страницах «Вестника» и не будет к этому больше возвращаться.

Какая связь поколений... Почти также ответили и Лесному полвека раньше.


Как всегда, читатели ЖЖ могли ознакомиться с данной статьей чуть раньше у меня в блоге:

http://paulus-raul.livejournal...


Т.к. все статьи журнала взаимосвязаны, то их надо рассматривать в совокупности.

Если Вы чего-то не понимаете, то Вам необходимо прочитать ВЕСЬ ранее написанный материал и еще немного учебников.


В следующий раз я уж точно покажу Вам на примере как обманывает людей Тюрин вслед за своими "гуру". И только потом перейду непосредственно к описанию Новгородской абсолютной шкалы дендрохронологии.


Кстати, я уже упоминал, что никто их этой троицы не имеет даже близкого отношения к истории, археологии и т.п.?


http://paulus-raul.livejournal.com/

    «В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

    Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      paulus Здравомыслие.
      22 июля 21:27

      Аргумент Сарасвати

      Среди гипотез о родине индоевропейцев есть такая, которая воспринимается научным миром как аутсайдер, но её приверженцы до сих пор существуют.Итак - гипотеза о родине индоевропейцев в Индии, а именно в цивилизации Хараппа (Индская цивилизация). Территория индской цивилизации В настоящий момент неизвестен язык Хараппской цивилизации (3300-1300 г. до н.э...
      1295

      Доисторические потопы. Чёрное и Каспийское моря

      Продолжим с доисторическими наводнениями седой древности окрестностями Каспийского и Чёрного морей. Начнём так...Согласно некоторым сведениям, Ноев ковчег припарковался у Армянских гор. Или лучше так... За период с 1978 по 1995 года Каспийское море поднялось на 2,4 метра. Нет, давайте лучше с мифов.Библейская реки Гихон и Фисон интерпретируются некоторым...
      997

      Доисторические потопы. Колебание Мезокко

      Напоминаю, что я рассказываю о потопах доисторических времён, которые могли привести к образованию мифов о "всемирном" потопе.Сегодня буду говорить о серии событий, произошедших примерно 8200 лет назад, то есть 6200 лет до н.э. Полагаю, что это могло стать основой для потопных мифов многих народов, ведь эти события вызвали наводнения, которые превзошли любые потопы ис...
      963
      paulus Здравомыслие.
      27 июня 16:13

      Доисторические потопы. Истоки иранского эпоса

      Продолжим потопный вопрос.Поговорим об источнике иранского потопного мифа, начиная с самого мифа и пройдём до возможного потопа и его времени. В дальнейшем же будем говорить о событиях, и народах, которое оно могло затронуть. Картинка для привлечения вниманияПосмотрим на текст Вендидат ("Закон против дэвов"), часть иранской зороастрийской Авесты:22. И ск...
      2141
      paulus Здравомыслие.
      2 февраля 02:34

      Похищение сабинянок, змееборцы и "темная молодежь"

      Древнеримский историк Ливий примерно на рубеже эр записал эпизод времён становления Рима, который известен нам обычно как "Похищение сабинянок". Джамболонья, Похищение сабинянки, 1579-83 Примерно в начале VIII века до н.э. Рея Сильвия, будучи весталкой, родила Ромула и Рема. (По самой древней версии, зачала она от бога войны Марса.) В качестве наказани...
      1575
      paulus Здравомыслие.
      8 января 01:33

      Сусаноо, змееборцы или в преддверии года дракона⁠⁠

      Предлагаю перенестись из Европы, про которую обычно пишу, на противоположный край континента. Поговорим немного про один миф, родом из Японии - о боге Сусаноо и убийства им великого змея Ямата-но ороти. Миф этот взят из Кодзики - крупнейшего литературного памятника Древней Японии, основной священной книги синтоизма. Хотя Кодзики были записаны в 712 году,...
      1758
      paulus Здравомыслие.
      25 ноября 2023 г. 01:49

      От меди к бронзе или история пары миграций⁠⁠

      Так повелось, что родиной ранней металлургии принято считать Малую Азию. Однако, как показывают современные исследования, развитие она получила совсем в другом месте. Время появления медной металлургии в Западной Евразии и Северной Африке: a – 5000 BC, b – 4000 BC, c – 3000 BC, d – 2500 BC, e – 2000 BCМедный век в Передней АзииИ действительно, древн...
      3049
      paulus Здравомыслие.
      11 октября 2023 г. 10:42

      Лошадь и DOM2 или Собака как друг и предатель человека

      В нашем бытовом представлении одомашненные животные являются нашими "друзьями". И не важно, что некоторых из них наши предки (праиндоевропейцы) в какой-то момент истории просто употребляли в пищу, как лошадей, например.Сегодня поговорим о двух домашних животных - собаке и лошади, а точнее о мифологическом объяснении их появления в жизни человека, и не только. ...
      876
      paulus Здравомыслие.
      29 сентября 2023 г. 21:26

      Феномен, связавший древних китайцев и индоевропейцев

      Как-то привыкли мы, что с Востока в Европу шли орды кочевников, то гунны, то скифы, то какие-нибудь половцы с монголами.Однако, был в истории момент, когда европейские кочевники наводили страх на население земель Азии. Эти индоевропейские кочевые племена, родом откуда-то из причерноморских степей, оказали влияние не только Центральную Азию, но и на Древний Китай. (Нап...
      3239
      paulus Здравомыслие.
      24 сентября 2023 г. 22:41

      Аквила и аналоги из совсем других времён

      Мы привыкли смотреть на аквилу как на штандарт.Предлагаю немного ими полюбоваться. А потом перейдем к картинкам, за которые пост не снесут за NSFW-контент, надеюсь. Аквила. Но не римская. Из вселенной WH40K Это я немного промахнулся временем, чтобы было что осудить в этой статье.Классическая римская аквила представляла собой орла с распростёртыми крыль...
      3282
      paulus Здравомыслие.
      21 сентября 2023 г. 16:37

      Место времени

      Любимый вопрос кадровиков - кем Вы себя видите через несколько лет.Вот если бы подобный вопрос задали нашим предкам пару-тройку тысячелетий назад, то на вопрошающего посмотрели бы как на идиота - только богам известно будущее.А если откатиться ещё глубже в века.... Впрочем, об этом сейчас и поговорим - как себе представляли время древние люди. Время явля...
      1542
      paulus Здравомыслие.
      6 сентября 2023 г. 18:21

      Ослиная шкура или как наши предки боролись с земледельческими традициями инцеста

      Среди волшебных сказок существует мотив, который распространен практически только у европейских народов. Его можно увязать с распространением земледельцев (или, как принято называть - анатолийских земледельцев) в Европе несколько тысяч лет назад.Эта сказка известна нам под такими названиями как "Ослиная шкура", "Свиной чехол", "Одежда Луны, Солнца и звезд", "Деревянна...
      4895
      paulus Здравомыслие.
      18 августа 2023 г. 15:18

      Глобальное потепление, микробиота и человеческие страсти как причина земледелия

      Пока ЛЛ наслаждается кратким содержанием прямо в заголовке, мы перейдем к рассказу.«Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не трев...
      2162
      paulus Здравомыслие.
      14 августа 2023 г. 09:59

      Земледелие как источник бед человечества

      Многие воспринимают, что переход к оседлой жизни с сельским хозяйством сделал жизнь людей цивилизованней, а значит лучше. Так ли это?Предлагаю посмотреть, что же случилось в действительности с разных сторон. Чтобы понять, к чему привело появление сельского хозяйства, необходимо посмотреть на жизнь до его появления.Считается, что климатические условия, бы...
      1342
      paulus Здравомыслие.
      3 августа 2023 г. 10:59

      Инцест как обычай

      Обещанного три года ждут, а я почти уложился в год.Продолжаю про инцесты, в этот раз будем рассматривать его с точки зрения обычаев. А потом попрошу вас выбрать наилучший девиз для статьи.Монета с изображением Птолемея II Филадельфа и его сестры-жены Арсинои II. Вместо предисловия.Изначально я начал изучать вопрос инцестуозных отношений только между прям...
      1945
      paulus Здравомыслие.
      31 июля 2023 г. 20:51

      Этнос. Генетика. Язык.

      Довольно любопытный вопрос прозвучал под одной статей, и реакция на ответ показала наличие заблуждений. Что ж, попробую расписать подробней, как сочетаются этнос, генетика и язык. Собственно, сам вопрос: Чтобы полностью запутать, необходимо расширить этот вопрос до наличия связи между этносом, генетикой и языком.Распутывать связь необходимо...
      2374
      paulus Здравомыслие.
      7 мая 2022 г. 18:29

      Инцест. Историческая действительность⁠⁠

      После того, как в "Инцест. Мифы, сказания" было показано отношение к кровосмесительным отношениям в мифах (условно нейтральное) и сказках (обычно негативное), можно перейти к описанию исторических реалий.Так как мне не особо интересны времена близкие к нам (хотя и этого коснёмся), то мы углубимся в историю тысячелетий так на 6 назад. Четвёртое тысячелетие до н.э. - вр...
      1466
      paulus Здравомыслие.
      7 мая 2022 г. 00:19

      Инцест. Мифы, сказания⁠⁠

      Предлагаю одним глазком взглянуть на отношение предков к половым отношениям между родственниками через мифы, сказания и действительность. Самки плодовой мухи предпочитают спариваться со своими братьями, а не с неродственными самцами "Инцест - дело семейное"В большинстве современных культур половые отношения между близкими родственниками (между родителя...
      1683
      paulus Здравомыслие.
      4 мая 2022 г. 21:45

      "Основной миф" - Три царства – монгольский эпос. Мифы

      Приключенческие мотивы в сказках рождаются из сакральных мифологических сюжетов. Со временем, такие мотивы "отрываются" от мифа и начинают жить собственной жизнью, переплетаясь с другими мотивами в причудливые узоры.На пример такого путешествия мотивов мы сможем посмотреть. Распространение носителей индоевропейской языковой семьи шло волнами, когда очере...
      1685
      paulus Здравомыслие.
      1 апреля 2022 г. 15:56

      Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Змей мифологический

      Сегодня постараюсь коротко показать образ Змея в мифологии разных культур. Надо же посмотреть на предков и сестёр-братьев разной степени родства нашего Змея Горыныча.Можно предположить, что Змей в виде божества возник ещё в Африке до выхода человечества в остальной мир. Мифологические предпосылки для такого трактования были даны в предыдущей статье. Один...
      1755
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика