Итоги правления Ивана Грозного
1. Территория увеличилась с 2,8 млн.км² до 5,4 млн.км².
2. Прирост населения от 30 % до 50 %, ( до 10-12 млн.человек).
3. Построено 155 новых городов и крепостей.
4. Присоединены: Казанское царство, Астраханское, Сибирское, Ногайская Орда, часть территории Северного Кавказа. Русское государство стало больше остальной Европы.
5. Создана Государственная почта.
6. Реформа судопроизводства. Каждый мог сам защитить себя в суде. Никого не могли казнить смертной казнью, без рассмотрения Государём каждого конкретного дела.
7. Введена всеобщая выборность местной администрации.
8. Развитие торговли. Морской с Англией. Сухопутной с Персией и Средней Азией.
9. Начало книгопечатанию (1563 Иван Фёдоров).
10. Придан государственный характер летописанию. Создан Лицевой свод.
11. Создана сеть общеобразовательных школ.
12. Появился новый жанр в русской литературе – публицистика.
13. Заселено северное Черноземье (Орловская, Курская, Липетская, Тамбовская обл.).
14. Создание регулярной армии (1556 г. – уложение о военной службе).
15. Указом запретил употребление спиртных напитков, кроме праздничных дней. Запрет Табакокурения.
16. Начало Казачества.
17. Вёл успешные войны от посягательств врагов (Ливония, Литва, Казань, Астрахань, Сибирь, Крымские татары, Польша, Ногайская орда), при этом ему оказывали противодействие в его собственном государстве придворной партией все той же Избранной Радой, которая содействовала успеху противника и военному поражению своей страны, когда во главе русской Армии в Ливонии стоял Адашев.
Например, накануне полного разгрома и подчинения Ливонии произошёл неожиданный поворот – было предоставлено Ливонии перемирие. Перемирие было заключено под влиянием Избранной Рады. Иван Грозный сам говорил об этом: « И а же не ваша злобесная претыкания была, и з Божьей помощью уже бы вся Германия была за Православием». Это перемирие позволило Ливонии заключить союз с Литвой в результате чего России стало противостоять не слабое, раздробленное государство, а могучее Литовско-Польское. Помимо Польши включающая Данию и Швецию. Так война с одним противником переросла в войну с Европой. Ересь жидовствующих начинала давать свои разрушительные крамольные всходы...
Духовный подвиг Царя Иоанна IV Грозного
1.Вёл подвижническую, духовную жизнь:
- не пропускал ни одной церковной службы, проводя в Храме по 6 – 8 часов.
Во время опричнины в Александровской слободе, у опричников, был особый орденский костюм. Царский орден имел также свой Храм. Иван Грозный был Игуменом. Львовская летопись отмечала, как строг был Иван в исполнении церковных правил. Месса проводилась лично Царём, и была строже чем в других монастырях. В полночь все вставали на полуношницу, в четыре утра к заутрене, в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия: лично пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом богослужение занимало около 9 часов в день.
2. Поступки и характер Царя определялись Его внутренним мировоззрением.
Внутренняя тяга самодержца к монашеству и монашеской жизни - давнее желание принять постриг. Это своё желание Государь явил в послании инокам Кирилло – Белозёрского монастыря (1573). Впечатлительный Иван чувствовал себя так, будто Он наполовину уже монах: «И мнится мне, окаянному яко исполу есмь чернец». К тому же общежитейский монастырь, в котором у монахов отсутствовали особое имущество и особые занятия, в котором весь распорядок жизни подчинялся нормам устава, определяемый суровой волей настоятеля, чем дальше, тем больше становился для Царя идеальным образом человеческого сообщества.
3. Перед смертью Царь исповедался, причастился и принял схиму с именем Иона.
4. Царь Иоанн IV Грозный является лично автором многих духовных произведений таких как:
- молитва Божьей Матери и Святителю Петру, Митрополиту Московскому и всея России чудотворцу об избавлении от безбожных агарян (1541);
- молитва «о поможении Православному христианьству от безбожных и злых изменников казанских татар»(1552);
- Моление царское за Божественной Литургией перед взятием Казани(1552);
- Хвала царя Богу после взятия Казанского царства (1552);
- Стихиры Владимирской иконе Божией Матери (1550-1560-е годы);
- Тропарь Преподобному отцу нашему Никите Столпнику Переяславскому Чудотворцу (начало 1550-х годов);
- Тропарь, кондак и послание на перенесение честных мощей святых мучеников и исповедников благоверного Князя Михаила Черниговского и болярина его Фёдора (+20.09.1246), чудотворцев (1578);
- Стихиры на преставление святителя Петра, Митрополита Московского и всея России чудотворца (н.1580-х гг.);
- Канон Ангелу Грозному, и воеводе, и хранителю всех человек, от Бога посланному по вся душа человеческая (1570-н.1580 –х гг.);
- Молитва к Господу нашему Исусу Христу, ко святому архангелу Михаилу.
5. При вскрытии 4 гробниц, в том числе и Иоанна IV, в 1963 году – кости скелета были обнаружены сохранившимися (имели жёлто-буроватый оттенок, признак насыщения организма ртутью), кости других 3-х гробниц сохранились значительно хуже. Правая рука согнута в благословляющем жесте (двуперстие!!!).
6. Вёл неуспешную борьбу с ересями («жидовствующих»), сохраняя в чистоте Православную Веру; отказался заключать унию с Римом (Антонио Поссевино).
7. При Иване Грозном начали регулярно созываться Земские Соборы, символизирующей собой союз церкви и государства. Теократическое самодержавие, симфония светской и духовной власти, как нигде проявлялись на этих Соборах.
Единство церкви с государством, лежащее в основе теории божественного происхождения самодержавства, это единство служило апостольской церкви и православной вере, твердой защитой и прочной гарантией безопасности как внутри России, так и вне ее, являясь, следовательно, живым источником деятельности русского самодержца в качестве Удерживающего.
Ярким примером этого явился Стоглавый Собор (1551), который закрепил основные положения в Русской Православной Церкви, в том числе и о «двуперстии» (гл.31), в связи с тем, что попытки переделать, изменить, повернуть вектор развития страны в сторону, очень сильно проявлялись во времена Ивана Грозного. Стоглав считался канонической книгой вплоть до собора 1667 года и был ею соответственно 116 лет!!!
8. Созданы Четьи-Минеи (Жития Святых) митрополита Макария.
9. Построено более 60-ти монастырей и храмов.
Миф это оружие. Древнекитайский полководец, философ войны Сунь-Цзы говорил о силе Мифа: «Умеет воевать тот, кто побеждает без сражения. Умеет воевать тот, кто захватывает крепости без осады. Умеет воевать тот, кто сокрушает государство без армии»
История любого народа, его духовное здоровье, его вера в себя и свои силы всегда базируется на неких мифах, и именно эти мифы становятся живой плотью и кровью этого народа, его оценкой места в мироздании. Сегодня наше сознание стала полем битвы идей двух мифов, Черного Мифа о России и Светлого Мифа о Западе.
К ак это ни странно и даже поразительно, и в русском, и в равной мере западном сознании Иван Грозный предстает, как ни с кем не сравнимый, уникальный тиран и палач. В чём причина? Самый главный аргумент против Ивана: мол, исключительно ради забавы резал грозный царь ни в чем не повинных бояр. Хотя периодическое возникновение широко разветвленных заговоров в боярской среде не отрицает ни один уважающий себя историк, хотя бы потому, что заговоры - обычное дело при любом царском дворе.
Мемуары той эпохи так и пестрят рассказами о бесчисленных интригах и изменах. Факты и документы - вещь упрямая, а они свидетельствуют, что против Грозного были составлены несколько следовавших один за другим опасных заговоров, объединявших многочисленных участников из царского окружения.
Памятник Ивану Грозному в Александрове, Ярославской области...
Любовь к истории, к отеческим гробам - это любовь к своему народу, к своей Родине. Можно долго изучать физику, химию, биологию, политологию и быть при этом изменником, предателем своей Родины. Изучая историю каждый человек становится гражданином, становиться патриотом, при необходимости, защитником Отечества.
История - это развернутое развитие общества. История России - это развернутое развитие России. Правильная, правдивая история служит фундаментом, создающим единство народа и государства. Ложная история разрушает государство. Вот почему на всем протяжении существования России враги России пытаются оболгать Россию, опорочить ее историю. К сожалению, им порой содействуют в этом внутренние враги России. Отсюда, столь живучи мифы о кровожадности власти в России, о жесточайшем терроре, подавляющем волю народа, народов России, о преследовании инородцев, об угнетении окраин России...
Что нужно делать, чтобы сохранить историю России избавить ее от сатанизма, пытающегося разрушить истоки России?
1. История приемлет только правду, даже самую горькую и печальную. Сокрытие правды, в конечном итоге, приводит к противоречию между народом и государством. (Сокрытие правды о действиях бандеровцев и оуновцев в период войны стало источником большой беды на Украине).
2. Правдивая история России должна иметь единственное право на преподавание в России в начальной, средней, высшей школе. Никакая альтернативная история России не должна преподаваться. Все исторические споры, разногласия должны быть предметом научного изучения, а не преподавания, и оставаться таковыми до полного исторического разрешения. Никакая спорная теория, спорная точка зрения не историю не может и не должна преподаваться в школе.
Следить за правильностью преподавания истории обязано министерство народного образования. В этом состоит его государственная миссия. Невыполнение этой миссии расшатывает государственный фундамент России.
"Народ-государство-Отечество" - вот лозунг каждого патриота России. Сильное государство, опирающееся на сплоченный народ, есть основа процветания и развития Отечества.
Литература:
Иван IV Васильевич Грозный. Биографические материалы - главная страница.
Иван Грозный. Биографические статьи на сайте Института Русской цивилизации - http://www.rusinst.ru
Иван Грозный. Биографические материалы с сайта "От Руси Древней до Империи Российской".
Рыжов К. Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Москва, 1999 г. Глава Иван Грозный.
Ключевский В.О. Курс русской истории. ЛЕКЦИЯ XXX. Характеристика царя Ивана Грозного.
Соловьев С.М. "Учебная книга по Русской истории". глава 27.
Скрынников P. Г. Бегство Курбского. (статья)
Скрынников P. Г. "Наследие Грозного" (глава 1).
Скрынников P. Г. "Наследие Грозного" (глава 2).
Учреждение опричнины (по Никоновской летописи).
Андрей Курбский. История о великом князе Московском (документ).
Стоглавый собор (документ).
Судебник Ивана IV (документ).
Духовная грамота царя Ивана Васильевича 1572 г.
Оценили 5 человек
8 кармы