• РЕГИСТРАЦИЯ

Где царь – там и Москва ч.126

1 491

Продолжаем публиковать выдающихся деятелей в развитии социально-культурной, научной и общественной жизни России при Александре III.

КЛЮЧЕВСКИЙ Василии Осипович (16.01. 1841-12.05.1911 гг.) – русский историк, историограф и источниковед. Родился в семье сельского священника. В 1860 г. он окончил Пензенскую духовную семинарию, в 1861 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета и окончил его в 1865 г. с золотой медалью.

В 1867 г. начал преподавать историю в Александровском военном училище, Московской духовной академии и на Высших женский курсах Герье. Он написал историческое исследование «Сказания иностранцев о Московском государстве», в котором проследил процесс складывания централизованного государства с самодержавной формой правления.

 В этой работе проявился новый для историков того времени интерес к экономическим сюжетам и социальной истории. Ключевский рассмотрел климатические и географические условия как постоянно действующий фактор в истории.

В 1872 г. подготовил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник». В 1882 г. В. О. Ключевский защитил докторскую диссертацию «Боярская Дума Древней Руси». В этой работе он особое внимание уделил социальным вопросам. Он считал, что классы в истории могут формироваться не только на политической, но и на чисто экономической основе.

Проблемы социально-экономической истории Ключевский рассматривал в работах «История сословий в России», «Отмена крепостного права», «Происхождение крепостного права в России».

С 1882 г. Ключевский – профессор истории Московского университета. Он читал курс истории России с древнейших времен до 19 в. С 1889 г. – член-корреспондент Петербургской академии наук. В 1900 г. Ключевский получил звание академика истории и русских древностей, а в 1908 г. – почетного академика по разряду изящной словесности.

 С 1880 г. Ключевский был членом Московского археологического общества, Общества любителей русской словесности, Московского общества истории и древностей российских. Ключевский как член кадетской партии баллотировался в Государственную думу, но не был избран. В 1905 г. он участвовал в Комиссии, разрабатывающей цензурный устав.

В 1900-х гг. Ключевский издал свой «Курс русской истории» в пяти частях, охватывающий период с древнейших времен до Великих реформ. Он признавал исключительно эволюционный способ исторического развития и решительно отвергал революции.

Движущими силами истории он считал личность, природу и общество. Историк отказался от периодизации по царствованиям и положил в основу своей периодизации два критерия – экономический и политический. Основные периоды в истории России по Ключевскому – период Днепровской Руси, удельно-княжеский период, Московская Русь и императорско-дворянский период. Ключевский создал научную школу, которая вошла в историю исторической науки. Е. С.

КОНИ Анатолий Федорович (28.01. 1844-17.09.1927) – юрист, государственный деятель, литератор, почетный академик Петербургской академии наук (1900 г.), действительный тайный советник (1910 г.).

Был сыном писателя и театрального деятеля Ф. А. Кони. В 1865 г. он окончил юридический факультет Московского университета. С 1866 г. служил в судебных ведомствах: помощником секретаря Петербургской судебной палаты, затем секретарем прокурора Московской судебной палаты.

С 1867 г. он был товарищем прокурора Сумского, затем – Харьковского окружного судов. В 1870–1871 гг. А. Ф. Кони – товарищ прокурора Петербургского окружного суда, прокурор Казанского окружного суда, затем прокурор Петербургского окружного суда.

С 1875 г. А. Ф. Кони – вице-директор, с 1877 г. – директор департамента в Министерстве юстиции. В 1877–1885 гг. – почетный мировой судья. С 1881 гг. он стал председателем Гражданского департамента Петербургской судебной палаты. В 1885–1891 и 1892–1896 гг. – обер-прокурор Уголовно-кассационного департамента Сената, с 1891 г. – сенатор. В 1890 г. Харьковский университет присвоил Кони звание доктора уголовного права. С 1907 г. А. Ф. Кони – член Государственного совета.

Коникрупнейший теоретик права и активный деятель судебной реформы 1860-х гг., защитник новых судебных уставов. 

В 1878 г. суд присяжных, в котором он председательствовал, вынес оправдательный приговор В. И. Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Ф. А. Трепова. Правительство было недовольно этим приговором. Оправдание по суду лица, совершившего террористический акт, ставило под сомнение правомерность судебной системы в России.

МОЖАЙСКИЙ Александр Федорович (09.03.1825-20.03.1890 гг.) – контр-адмирал, исследователь и изобретатель в области воздухоплавания. Родился в городе Роченсальм (Финляндия) в 1841 г. Он окончил Морской кадетский корпус. В 1841–1862 гг. и в 1879–1882 гг. служил в военно-морском флоте, в 1862–1879 гг. – в гражданских ведомствах по проведению крестьянской реформы. В 1882 г. вышел в отставку в чине генерала (с 1886 г. – контр-адмирал).

С 1856 г. работал над созданием летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал полет птиц, воздушных змеев, проводил аэродинамические исследования. В 1876–1877 гг. он удачно демонстрировал полеты своей модели «Летунья». Она достигала скорости 15 км/ч и поднимала в воздух груз.

3 ноября 1881 г. Можайский получил первую в России «Привилегию» (патент) на изобретенный им самолет. В 1882 г. ему отвели участок на военном поле под Петербургом, где и началась постройка самолета с двумя паровыми двигателями и тремя винтами.

 Он строился на деньги военного министерства и личные средства изобретателя. В 1883 г. самолет смог отделиться от земли, но мощность двигателей оказалась недостаточной, он накренился набок и поломал крыло. Волокита в морском ведомстве не позволила завершить модернизацию самолета при жизни Можайского.

Летательный аппарат Можайского был первым в мире самолетом, а не летающей моделью. Самолет Можайского впервые поднял человека в воздух.

ШАХМАТОВ Алексей Александрович (05.06.1864-16.08.1920 гг.) – историк и филолог. Начал интересоваться историей с 9 лет. Он обратил на себя внимание ученого мира еще в гимназические годы, когда опубликовал свою первую научную работу. В студенческие годы за исследование о языке новгородских грамот он был удостоен премии Академии наук.

После окончания в 1887 г. историко-филологического факультета Московского университета Шахматова оставили при кафедре русского языка и словесности. В 1894 г. за исследование по русской фонетике вместо положенного звания магистра он получил сразу степень доктора наук.

 В 1898 г. А. А. Шахматова избрали академиком, и с 1906 г. он возглавлял Отделение русского языка и словесности Академии наук. Он стал профессором Петербургского университета, членом различных научных обществ и нескольких зарубежных академий.

А. А. Шахматов занимался изучением истории русского языка. Главной его заслугой было создание сравнительно-исторического метода изучения летописей, суть которого заключается в сопоставлении различных летописных списков между собой. При этом обнаруживаются вставки в первоначальном тексте, его позднейшие изменения и т. и. А. А. Шахматов дал широкое представление об истории русского летописания XI-XVI вв. 

Ученый рассматривал летописи не как простое соединение разнородных материалов, он считал, что летописцы создавали их, сознательно подбирая и изменяя факты в угоду политическим интересам правителей. 

ЭНГЕЛЬГАРДТ Александр Николаевич (21.07.1832-21.01.1893 гг.) – химик, агроном, общественный деятель. Служил в химической лаборатории столичного арсенала, где руководил отливкой пушек для обороны Севастополя. Затем он преподавал химию в Александровском лицее. С 1866 г. был профессором химии в Петербургском земледельческом институте, в 1870 г. стал его деканом. Ученый сделал важные открытия в агрохимии, одним из первых стал производить и применять фосфорные удобрения.

В 1860-х гг. А. Н. Энгельгардт был членом общества «Земля и воля», позднее поддерживал народников. В декабре 1870 г. его арестовали и запретили педагогическую деятельность и проживание в университетских городах.

До конца жизни А. М. Энгельгардт прожил под надзором полиции в своем имении Батищево на Смоленщине, где создал процветающее хозяйство на капиталистических началах и школу для подготовки «интеллигентных земледельцев».

Позднее оно превратилось в Энгельгардтовскую сельскохозяйственную опытную станцию. Он стал известен благодаря своим 11 «Письмам из деревни», публиковавшимся в 1872–1882 гг. в журнале «Отечественные записки». 12-е письмо появилось в 1887 г. в журнале «Вестник Европы». В них он ярко и правдиво показывал положение в деревне после Великих реформ, прежде всего полуголодную жизнь крестьян.

По мнению Энгельгардта, помещики паразитируют на малоземельях крестьян, поэтому «помещичьи хозяйства не имеют будущего, они должны уничтожиться». Энгельгардт не идеализировал крестьян: «Индивидуализм, эгоизм, стремление к эксплуатации, зависть, поклонение богатству – все это сильно развито в крестьянской среде. Все это, однако, не мешает крестьянину быть чрезвычайно добрым, терпеливым, по-своему необыкновенно гуманным».

Система ведения собственного хозяйства опровергала теоретические народнические взгляды Энгельгардта. Д. Н.

ЗАБЕЛИН Иван Егорович (17.09.1820-31.12.1908 гг.) – историк, почетный доктор истории Московского и Петербургского университетов, почетный академик Петербургской академии наук (1907 г.). Воспитывался в Преображенском училище для сирот. Продолжать образование он не смог «по недостатку средств».

В 1837 г. поступил на службу в Оружейную палату и самостоятельно изучал историю. Он подружился со многими историками, работал в научных обществах. С 1848 г. Забелин работал архивариусом в Московском дворцовом ведомстве, с 1859 г. служил в Археологической комиссии, руководил раскопками на юге России, коллекционировал рукописи 15 – нач. 18 в.

Забелин активно участвовал в создании Исторического музея в Москве, с 1885 г. фактически стал его руководителем. Он многое сделал для формирования коллекций музея, составлял экспозиции по истории Древней Руси, древнерусского искусства, истории Москвы. Забелин считал, что история Древней Руси резко отличается от истории Западной Европы.

Если на Западе личность рано приобрела независимость от власти, то на Руси – наоборот, человек долго оставался зависимым от государства, т. к., по мнению Забелина, русскому народу свойственны патриархальность, отношение к царю, как к «отцу».

Историк изучал домашний быт Руси. Он считал, что в нем коренятся причины многих исторических явлений и событий. Забелин отстаивал самобытность русского народа, подчеркивал его огромные творческие силы. Он задумал многотомное исследование «Домашний быт русского народа XVI–XVII вв.», но опубликовал только раздел, посвященный жизни царского двора. О. Н.

ПРЖЕВАЛЬСКИЙ Николай Михайлович (31.03.1839-20.10.1888 гг.) – исследователь Центральной Азии. Родился в семье мелкого помещика. После окончания гимназии в 1855 г. он поступил на военную службу. В 1863 г. закончил академию Генерального штаба. В 1867 г. Генштаб направил его в Сибирский военный округ для топографических исследований.

В 1867–1869 гг. Пржевальский руководил экспедицией в Уссурийский край, где изучал природу и население. По заданию Русского географического общества в 1870–1873 гг. он совершил путешествие в Центральную Азию к голубому озеру Кукунор в верховьях реки Хуанхэ. Во время второго путешествия в 1876–1877 гг. были открыты низовья р. Тарим и болотистое озеро Лобнор.

В 1879–1880 и 1883–1885 гг. он совершил два путешествия на Тибет, но не сумел достичь манившей его святыни буддизма – города Лхасы. За четыре путешествия была нанесена на карту неизвестная до того в Европе горная система Кун лунь с хребтами Гумбольта, Марко Поло, Пржевальского и другими; исследованы пустыни Гоби, Такла Макан; определены истоки великих рек Китая – Хуанхэ и Янцзы.

Пржевальский собрал огромную коллекцию флоры и фауны, впервые описал дикую лошадь (лошадь Пржевальского) и верблюда, тибетского медведя, множество птиц, пресмыкающихся и рыб.

Путешествия Пржевальского стали известны благодаря его талантливым книгам: «Путешествие в Уссурийский край», «Монголия и страна тангутов», «От Кульджи за Тянь-Шань и на Лобнор», «Из Заисана через Хоми и Тибет», «От Кяхты на истоки Желтой реки». После второй центральноазиатской экспедиции Пржевальский был выбран почетным членом Академии наук, в 1886 г. произведен в генерал-майоры.

Могила Пржевальского (1888 г.)

В 1888 г. он умер от тифа в Караколе в начале своего пятого путешествия в Центральную Азию. Его похоронили в походной экспедиционной форме на берегу Иссык-Куля. Город Каракол в 1889 г. переименовали в Пржевальск.

Выдающиеся писатели времён Александра III:

КАТКОВ Михаил Никифорович (01.11. 1818-20.07.1887 гг.) – публицист, философ, литературный критик, издатель, тайный советник (1882 г.) Родился в Москве в семье мелкого чиновника. В 1838 г. он окончил словесное отделение философского факультета Московского университета. Он был близок к кружку Н. В. Станкевича, увлекался учением немецкого философа Г. Гегеля. В 1839 г. Катков переехал в Санкт-Петербург. В 1841–1843 гг. в Берлинском университете слушал лекции немецкого философа Ф. Шеллинга.

Вернувшись в Россию, Катков сблизился со славянофилами. В 1845 г. он защитил магистерскую диссертацию и стал преподавать на кафедре философии Московского университета (до 1849 г.). В 1851–1856 гг. он редактировал университетскую газету «Московские ведомости» и одновременно был чиновником для особых поручений при Министерстве народного просвещения.

С 1856 г. Катков стал одним из издателей журнала «Русский вестник». На следующий год журнал полностью перешел в руки М. Н. Каткова и П. М. Леонтьева. В нем публиковались произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, А. А. Фета ит.д.

В 1861–1871 гг. М. Н. Катков издавал еженедельную газету «Современные летописи». В 1863–1887 гг. он – редактор-издатель газеты «Московские ведомости», в которой почти ежедневно помещал свои публицистические статьи. После его смерти они были собраны и изданы в 25 томах. Катков выдвинулся в число видных русских публицистов.

С 1850-х гг. М. Н. Катков начал формулировать собственное понимание консервативной «охранительной» политики. Истинным прогрессом, по его мнению, является «улучшение на основании существующего», а развитие государственности – это концентрация власти в руках монарха.

Н. М. Катков принимал активное участие в проведении реформ 60-70-х гг., особенно в области народного просвещения. Он считал необходимым ввести классическую систему образования. В эти годы Катков, по выражению современников, стал поистине «государственным» публицистом.

Публицистику М. Н. Каткова высоко ценили писатель Ф. М. Достоевский и консервативный философ К. Н. Леонтьев, который предлагал поставить ему памятник рядом с памятником А. С. Пушкину в Санкт-Петербурге. Либеральное общество ненавидело М. Н. Каткова при жизни и отплатило ему беспамятством после смерти, а революционеры вынашивали планы его убийства. М.С.

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (28.08. 1828-07.11.1910 гг.) – граф, великий русский писатель и мыслитель. Родился в родовом поместье Ясная Поляна Тульской губернии. Он получил домашнее образование, в 1844–1847 гг. учился в Казанском университете, сначала на восточном отделении по разряду арабо-турецкой словесности, затем на юридическом факультете. Не закончив обучения, он оставил университет и занялся самообразованием, составив для себя обширную программу.

В 1851 г. Л. Н. Толстой поступил на военную службу в артиллерию, служил на Кавказе, участвовал в Крымской войне, с ноября 1854 г. участвовал в обороне Севастополя. В этот период он начал заниматься литературой. В 1852–1857 гг. опубликовал трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность». Впечатления о Крымской войне нашли отражение в «Севастопольских рассказах» (1855–1856 гг.).

В 1856 г. Толстой вышел в отставку в чине поручика. С кон. 50-х гг. целиком посвятил себя литературному творчеству. Он сотрудничал в журнале «Современник», участвовал в обсуждении, подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 г. В 1859 г. основал яснополянскую школу для крестьянских детей. В 1857 и 1860–1861 гг. дважды выезжал за границу – во Францию, Швейцарию, Англию и Германию.

До нач. 80-х гг. 19 в. Толстой вместе с семьей жил в Ясной Поляне, изредка приезжал в Москву. В эти годы он написал выдающиеся произведения: роман-эпопею «Война и мир» (1863–1869 гг.), роман «Анна Каренина» (1873–1877 гг.), а также «Азбуку» для детей (1871–1872 гг.), «Новую азбуку» (1874–1875 гг.), 4 выпуска «Русских книг для чтения».

В нач. 1880-х гг. Толстой разорвал с привычной ему от рождения средой, отказался от прежнего образа жизни. Он создал свое религиозно-философское учение, пытался разработать новую «истинную религию» всеобщей любви, добра и ненасилия. Он призывал к преобразованию общества путем морально-религиозного самоусовершенствования, отказа от всякого насилия. Свои идеи он изложил в работах «Исповедь», «Исследование догматического богословия», в трактате «В чем моя вера?». Позднее это учение получило название «толстовство».

В 1880-1890-х гг. Л. И. Толстой работал над романом «Воскресение» (1889–1899 гг.), повестями «Смерть Ивана Ильича» (1884–1886 гг.), «Крейцерова соната» (1887–1889 гг.), «Хаджи-Мурат» (1896–1904 гг.) и другими произведениями. В 1884 г. по инициативе писателя в Москве было основано просветительское издательство «Посредник».

Уже при жизни Толстой стал всемирно известным писателем и мыслителем, имевшим почитателей и последователей в России, Западной Европе, в Индии, Японии и других странах. Проповедуя свое учение, Толстой неоднократно выступал против Православной Церкви, пытался написать собственное «Евангелие». За неоднократные антицерковные выступления Толстой в 1901 г. был отлучен от Православной Церкви.

28 октября 1901 г. Л. И. Толстой тайно покинул Ясную Поляну и направился в Оптину пустынь, чтобы принести церковное покаяние, но по дороге простудился и заболел воспалением легких. Вскоре он скончался на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги (ныне в Липецкой области). Похоронен в Ясной Поляне. С. П.

АРСЕНЬЕВ Константин Константинович (24.01.1837-22.03.1919 гг.) – юрист, публицист, литературный критик, общественный деятель, действительный статский советник (1882 г.), почетный академик Петербургской академии наук по разделу изящной словесности (1901 г.).

В 1855 г. Арсеньев окончил училище правоведения. До 1863 г. служил в Министерстве юстиции. В 1859–1860 гг. был помощником редактора «Журнала Министерства юстиции». В 1858–1861 гг. печатался в журнале «Русский вестник», с 1862 г. был постоянным сотрудником журнала «Отечественные записки», в 1863 г. ушел в отставку; стал сотрудником редакции газеты «Сибирские ведомости», в 1864–1865 гг. находился за границей.

В 1866 г. вернулся в Петербург и начал сотрудничать в журнале «Вестник Европы», во многом определяя его направление. Одновременно занимался адвокатской практикой. В 1867–1874 гг. был председателем совета присяжных поверенных Петербургской судебной палаты. В 1874 г. стал товарищем обер-прокурора Гражданского кассационного департамента Сената.

В 1905–1907 гг. Арсеньев стал одним из основателей и руководителей Партии демократических реформ. В 1909–1916 гг. редактор журнала «Вестник Европы».

К. К. Арсеньев был признан патриархом российского либерализма. Свои идеи высказал в статье «Программа русских либералов». В ней он выступил за введение в России основных гражданских свобод, а для этого считал необходимым установить конституционный государственный строй. В области экономики поддерживал общинные владения и считал, что они обезопасят крестьян от обезземеливания. Высказывался за уничтожение подушной подати.

Философско-раелигиозные деятели.

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (13.01.1831-12.11.1891 гг.) – политический и религиозный мыслитель, публицист, литературный критик, писатель, один из лидеров русского консерватизма. Родился в селе Кудиново Калужской губернии. В 1849 г. он окончил Калужскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1854 г. началась Крымская война, и он, не окончив учебы, поступил на военную службу батальонным лекарем.

В 1863–1873 гг. К. Н. Леонтьев – на дипломатической службе в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, он был консулом в некоторых греческих городах. В 1871 г. Леонтьев тяжело заболел. Исцеление от недуга дипломат воспринял как результат молитв Пресвятой Богородице и дал обет принять монашество. В 1871–1872 гг. он жил на горе Афон в русском Пантелеймоновом монастыре.

К. Н. Леонтьев – создатель оригинальной религиозно-эстетической философской концепции. Мир, согласно Леонтьеву, это Бог и красота, на высшей стадии развития представляющий собой «цветущую сложность». Условием существования мира как «цветущей сложности», является разнообразие народов.

Выступал против понимания прогресса, как однообразного развития всех народов по западноевропейскому пути, отрицал роль науки и техники. Он не принимал культ всеобщего равенства и благополучия, индивидуализм, рационализм. Такой прогресс, по его мнению, ведет к «упрощению», т. е. к умиранию мира.

Леонтьев считал, что необходимо сохранить своеобразие России, которая должна противопоставить Европе свою культуру, основанную на принципах «византизма» – твердой монархической власти, строгой церковности, сохранения крестьянской общины, жесткого сословного деления общества.

Он применял к философии истории также и принципы биологических наук. Он утверждал, что всякий исторический организм (государство, общество) подвержено «естественным» законам рождения, созревания, расцвета («цветущей сложности»), старения и умирания.

 Выйдя в отставку, Леонтьев поселился в Оптиной пустыни, где 23 августа 1891 г. принял тайный постриг под именем Климента. По благословению старца Амвросия Оптинского он переехал в Сергиев Посад для поступления в Троице-Сергиеву лавру, где скоро умер от воспаления легких.

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Иван Ильич Сергиев. 18.10.1829-20.12.1908 гг.) – протоиерей Андреевского собора в Кронштадте, духовный писатель и мыслитель, православный святой. Родился в семье псаломщика в селе Суры Пинежского уезда Архангельской губернии. В 1841–1851 гг. он учился в Архангельском духовном училище и Архангельской духовной академии.

В 1851–1855 гг. продолжил обучение в духовной академии Петербурга. После ее окончания он защитил диссертацию и получил степень кандидата богословия. В 1855 г. Иоанн рукоположен в сан иерея и назначен третьим священником в Андреевский собор г. Кронштадта (город-крепость на острове в Финском заливе, недалеко от Санкт-Петербурга). В этом храме отец Иоанн прослужил 53 года – до конца жизни. В 1894 г. он стал протоиереем (настоятелем) Андреевского собора.

Служению в храме отец Иоанн отдавал все свои силы. В последние тридцать пять лет своей жизни он ежедневно совершал литургию. Обладая даром проповедника, он вскоре прославился на всю Россию. В пору его славы на службу в соборе собирались 5–6 тыс. человек.

Чтобы послушать его проповедь, в Кронштадт ежедневно приезжали до 80 тыс. человек. В день отец Иоанн получал более тысячи писем. Часто ему приходилось ездить по городам России, и всегда на его проповеди собирались десятки тысяч людей, поэтому он совершал молебны на соборных площадях. Недаром со временем отца Иоанна стали называть «народным батюшкой».

Отец Иоанн боролся как мог с нищетой и бедностью и все свои средства отдавал на благотворительность. В 1874 г. он основал православное христианское братство «Попечительство св. апостола Андрея Первозванного».

 В 1882 г. при обществе в Кронштадте открылся «Дом трудолюбия». В этом Доме работали мастерские, бесплатная начальная школа, библиотека, народный лекторий, народная столовая, приют для детей.

По инициативе отца Иоанна было открыто несколько монастырей: Иоанновский женский в Санкт-Петербурге, Воронцовско-Благовещенский женский под Псковом и др. Отец Иоанн обладал даром исцеления людей от болезней. Почитателем этого чудесного дара был врач С. П. Боткин. Священник был известен и своим даром провидения. Горячий патриот России, отец Иоанн отрицательно относился к революционным движениям, а революцию 1905–1907 гг. воспринял как национальную катастрофу. Он очень резко выступал против либеральной интеллигенции, которая призывала к борьбе с монархией, осуждал взгляды Л. Н. Толстого.

Канонизирован Русской Православной Церковью в 1990 г. День памяти: 20 декабря (2 января). С.П.

ФЕОФАН ВЫШЕНСКИЙ ЗАТВОРНИК (в миру Георгий Васильевич Говоров. 10.01.1815-06.01.1894 гг.) – епископ, церковный писатель, богослов, православный святой. Родился в Орловской губернии, в семье сельского священника. Он окончил Киевскую духовную академию, принял монашеский постриг под именем Феофана и преподавал в духовных учебных заведениях. В течение восьми лет иеромонах Феофан проходил служение в Иерусалиме и Константинополе. В 1857 г. его назначили ректором Петербургской духовной академии.

В 1859 г. он стал епископом Тамбовским и Щацким, а в 1863 г. – епископом Владимирским. Управляя епархиями, показал себя активным проповедником христианства, покровителем духовных учебных заведений. Но Феофан стремился к уединенному житию, и в 1866 г. он оставил высокие церковные посты и удалился в Успенскую Вышенскую пустынь в Тамбовской губернии, недалеко от г. Шацка. С 1872 г. он жил «в затворе» – в отдельном флигеле, где предавался молитвенным и духовным трудам.

Особым подвигом была литературно-богословская деятельность Феофана Затворника, оказавшая глубокое влияние на духовное состояние современного ему общества.

 В 1859 г. он напечатал сочинение «Слова архимандрита Феофана», в котором читатель мог найти проповедь духовно-нравственного совершенствования человека.

 Его книга лекций «Путь к спасению» (1868–1869 гг.) посвящена вопросам православного образования и воспитания. Размышления об истинной христианской жизни, о преодолении соблазнов и слабодушия, о судьбах человечества представлены в «Собрании писем» (1898–1901 гг.). Книги Феофана Затворника вызывали пристальный интерес по всей России, между автором и читателями велась обширная переписка.

О последних годах жизни Царя-миротворца читайте в следующей публикации.

Продолжение следует…

    Пентагон не может поверить: 6 сбитых ATACMS за сутки — это невозможно. С-500 поработал?

    Противник прощупывает нашу оборону в небе над Крымом30 апреля днем Минобороны РФ сообщило, что наши средства ПВО «за истекшие 24 часа сбили шесть оперативно-тактических ракет ATACMS». В...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      danila Вчера 13:56

      О Паразите – нынешнем хозяине человеческого сознания ч.11

      К большому нашему прискорбию - количество «Пустых», с каждым годом, увеличивается.                                                        Периодически наступает такой момент, когда у Паразита возникает проблем: «пус...
      496
      danila 30 апреля 13:29

      О Паразите – нынешнем хозяине человеческого сознания ч.10

      https://proza.ru/2019/10/08/765До появления Паразита все тела, живущие в нашей планетной системе, были одухотворены, и было их меньше чем душ, проявлявших интерес быть воплощёнными на данной территории. Души, образно говоря, стояли в очереди на воплощение. Но когда Паразит начал своё распространение, и стала понятна вся серьёзность угрозы заражения, мех...
      454
      danila 27 апреля 12:25

      О Паразите – нынешнем хозяине человеческого сознания ч.9

      Сейчас попытаемся исследовать внутреннюю структуру Паразита и его ТОНКОГО МИРА. Паразит этот является цифровым космическим программным ВИРУСОМ, состоящим из множества механизмов-сущностей, различающихся по способу выработки тяжёлой негативной энергии, и её выкачивания.                        &n...
      635
      danila 25 апреля 10:16

      О Паразите – нынешнем хозяине человеческого сознания ч.8

      Принцип правильного мышления был свойственен нам до появления Паразита. Этому способствовало наличие в нас знаний об Истинном смысле нашего существования, о нашем Истинном предназначении и Истинном замысле Создателя. Но теперь, эти знания утеряны и нам приходится учиться, чтобы вернуть мышление в прежнее положение, в котором оно находилось со времён изн...
      340
      danila 23 апреля 13:29

      О Паразите – нынешнем хозяине человеческого сознания ч.7

      Теперь попытаемся изложить теорию о Законах, по которым живёт Мироздание и о причинах - почему изменилось всё происходящее в жизни цивилизаций и стало так непохоже на то, как должно быть по замыслу Создателя.На первый взгляд эта информация покажется вытяжкой из всех религиозных учений Мира. Но на самом деле – это совершенно разные утверждения и концепци...
      679
      danila 21 апреля 18:22

      О Паразите – нынешнем хозяине человеческого сознания ч.6

      https://dzen.ru/a/YsarqVPjlyTgutRlЗемля - это, в определённом смысле, живой организм, как и все другие обитаемые планеты. Это своеобразный компост, фабрика с возобновляемыми ресурсами, для обеспечения нас всем необходимым для существования на её поверхности, и предоставление, тем самым, возможности выполнения нами нашего предназначения. Уточню, что речь...
      1014
      danila 18 апреля 18:46

      О Паразите - нынешнем хозяине нашего сознания ч.5

      Очень много, порой невпопад, мы говорим о неправильности существующего мира. Куда ни кинь – всё заточено на уничтожение, проще говоря пилим сук, на котором сидим, рассуждая о справедливости и созидании.                                           ...
      831
      danila 16 апреля 13:19

      О Паразите – нынешнем хозяине человеческого сознания ч.4

      ЧТО ТАКОЕ РОЛИ в создаваемом Богом сценарии-судьбе для каждого из нас? Прежде чем рассказать об этом с точки зрения описываемой теории, посмотрим исторический аспект своеобразия русского взгляда на понятие «ДУША».Русское понятие о грехе, имеющее сегодня исключительно христианскую подоплеку, первоначально развивалось в языческой среде.     ...
      537
      danila 11 апреля 14:41

      О Паразите – нынешнем хозяине человеческого сознания ч.3

      Перед нами альтернатива. Мы можем прочитать о сотворении мира здесь: http://bibliya-online.ru/sotvorenie-mira-bogom-bibleyskaya-is/ или продолжить читать эту публикацию...Начну с общего и основного. Начну с рассказа о том, как на самом деле всё устроено, и для чего. И с этого момента, надо читать внимательней,  буквально каждое, написанно...
      1188
      danila 9 апреля 14:50

      О Паразите – нынешнем хозяине человеческого сознания ч.2

       https://cosmosplanet.ru/solnechnayasistema/luna/luna-iskusstvennyj-sputnik-zemli.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fduckduckgo.com%2FДля правильного понимания того, о чём я буду говорить далее, необходимо, чтобы мы уже сейчас разобрались в том, что такое «ПРОЯВЛЕННОЕ» и «НЕПРОЯВЛЕННОЕ».Чтобы понять, что такое Мироздание на простом человеческом языке ...
      829
      danila 8 апреля 17:48

      О Паразите – нынешнем хозяине человеческого сознания

      https://hightech.plus/2023/02/16/po-novoi-klassifikacii-planetarnih-sistem-nasha---samaya-redkayaТо, о чём я сейчас пишу, не является выдумкой, как бы фантастично это не выглядело. Речь сейчас пойдёт, о том, что на самом деле является корнем, причиной всех наших неприятностей и проблем, первопричиной того, почему жизнь на Земле наполнена таким количеств...
      3400
      danila 5 апреля 12:59

      Паразитической системе семья не нужна. Женщина

      Женский организм намного быстрее усваивает условности системы Паразита. Она гораздо серьёзнее относится к происходящему, потому как чувствует всю неправильность системы, но выстраивает неверный вектор.Женщина не старается убедить мужчину не принимать или изменить систему, а напротив, убеждает его в необходимости подстроиться под её условия и условности....
      1544
      danila 4 апреля 08:35

      Западной паразитической системе семья не нужна. Семья и дети

      Паразитом, для того, чтобы человек мог пропитываться условиями и условностями его системы, создан плацдарм в виде изменённых генов. Начиная, примерно, с трёхлетнего возраста, в человеке срабатывает программа, постепенно активирующая определённые, но уже мутировавшие гены, влияющие на его дальнейшее поведение.Все дети рождаются добрыми, непосредственными...
      1004
      danila 3 апреля 16:18

      Западной паразитической системе семья не нужна

      Тема семьи, семейных отношений, огромна, а тема семейных проблем бездонна. Но таковой она кажется, если не знать настоящие причины, источники, ведущие к взаимопониманию или раздорам в семье. То, чем занимаются семейные психологи, является следствием, несмотря на то, что думают они иначе, и видят корни проблем в совершенно ином.       ...
      692
      danila 1 апреля 15:21

      Поскреби русского – найдешь там и украинца, и белоруса.

      Те, кто читал мои статьи «Русь карпатская и прикарпатская» наверняка задавались вопросом: за что шли на муки и в Талергоф русины Прикарпатья? https://www.razumei.ru/blog/Smolenskiy/13475/rus-karpatskaya-i-prikarpatskaya-ch-14 Но дело в том, что уже тогда все славяне, жители Австро-Венгрии, как и ныне Англо-саксонской ЕС, предчувствовали распад этой им...
      370
      danila 31 марта 11:08

      Платье «Голого короля»

      Современная мировая гибридная война идёт за контроль над умами и деньгами. Китай и Индия выигрывают эту войну на обеих этих фронтах благодаря сочетанию привлекательной для народа социалистической идеологии и безграничному государственному кредитованию рыночной экономики в интересах повышения народного благосостояния.Следует признать, что Российская Феде...
      543
      danila 30 марта 17:43

      Слово за следствием...

      Мировая пресса продолжает писать о теракте в подмосковном «КРОКУС СИТИ ХОЛЛЕ», где погибли 139 (на момент написания материала) человек.                                                              &nb...
      880
      danila 29 марта 18:24

      Жадность "фраера" погубит

      Так говорили одесские «уркаганы», когда какая-либо группа бандюков-отморозков захватывала чрезмерный кусок добычи. Особенно это касалось такой отрасли их деятельности, как – обложение данью и различными поборами мир мелкого бизнеса.Это мы уже проходили в «девяностых», когда граждане все поголовно ринулись в бизнес, а паразитический мир «урКАГАНов» невер...
      1316
      danila 26 марта 09:44

      В их глазах застыл неподдельный ужас...

      При задержании хладнокровные убийцы прячутся на деревьях, плачут, визжат. В их глазах неподдельный ужас. Глядя на них в таком состоянии, удивляешься — как это ничтожество могло несколько часов назад стрелять в упор по детям, беззащитным людям? Но этому есть объяснение. Два аспекта психоаналитики:1. Первый — закончилось действие запрещённ...
      2397
      danila 25 марта 09:43

      Любой терракт проще всего свалить на ИГИЛ

      Вот она зацепка, которая рушит всю теорию про ИГИЛ (запрещены в РФ).На фото с флагом террористы поднимают палец вверх, славя Аллаха, но делают это ЛЕВОЙ РУКОЙ!Это какой-то абсурд, в Исламе левая рука считается «грязной». Ею нельзя указывать на Аллаха! Только правой.Скажут, что фото отзеркалено? А как же флаг ИГИЛ с печатью Пророка? Или это такая камера,...
      422
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика