Сегодня мы запускаем новую рубрику #острыйвопрос.
В ней мы будем терзать и допрашивать всех тех, кто взял на себя смелость заявить о собственных консервативных убеждениях. Мы будем расстреливать острыми вопросами всех молодых патриотов, охранителей и государственников. Мы расколем ядро их убеждений, чтобы наш читатель понял подлинную суть героя рубрики.
Итак, наш первый гость - Максим Сигачев. Будучи одним из авторов журнала "Панславист", исследователем и теоретиком национал-консервативной идеологии, он позиционирует себя сторонником российского консерватизма. Проверим, что за этим стоит. 6 острых вопросов.
1. Ты - Представитель панславистского центра, молодой теоретик журнала "Панславист", человек консервативных взглядов. Как по-твоему соотносится консерватизм и панславизм?
МС: Могут быть как консерваторы-панслависты (Николай Данилевский), так и консерваторы-антипанслависты (Константин Леонтьев). В равной степени, панславизм может быть не только консервативным, но даже анархическим (Михаил Бакунин). Одновременно с этим можно вспомнить, что основоположники марксизма Карл Маркс и Фридрих Энгельс выделяли не только реакционные классы, но даже и реакционные народы, к которым относили славян. Для них это была негативная оценка, для консерваторов скорее позитивная. Ведь это означает, что у славянства большой консервативный потенциал. Кстати, на базе консерватизма русские могут найти общий язык и со славянами-католиками, например поляками, которые весьма консервативны.
2. Не считаешь ли ты, что панславизм - утопия, это само по себе уже антиконсервативно?
МС: Панславизм - это проект, а любому проекту присущ определенный утопизм, иначе он не сможет вдохновлять. Вопрос состоит в том, что нужно быть диалектиками и уметь совмещать реализм с идеализмом. Здесь консерваторам стоит поучиться у Ленина, который при всей своей фанатичной вере в марксизм был весьма гибким, прагматичным политиком.
3. Не считаешь ли ты, что панславизм сегодня - это большая иллюзия. Ряд братских народов уже в НАТО. Некоторые ведут войну против Русского мира. Как это вяжется?
МС: Сегодня славяне Восточной Европы в НАТО, вчера были в Организации Варшавского Договора. Можно вспомнить взаимоотношения Германии и Австрии, которые в XIX в. сначала воевали друг с другом, а потом заключили Тройственный союз. Не последнюю роль в этом сыграли пангерманисты. Аналогично и панслависты должны содействовать союзу братских славянских народов.
4. Зачем России панслависты при ее национальном многообразии?
МС: При всём своем национальном многообразии Россия - крупнейшая в мире восточнославянская страна. Кстати есть версия, что русы-варяги, пришедшие в Новгород вместе с Рюриком в IX в. - были западными славянами с берегов Балтики. Если эта версия верна, то уже у истоков русской государственности находился синтез двух ветвей славянства - восточной и западной. Возможно, миссия России как раз в том и состоит, чтобы собрать всех славян воедино. Здесь уместно напомнить пророчество святого Серафима Саровского: "Перед концом времен Россия сольется в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: “Грозное и непобедимое Царство Всероссийское, всеславянское – Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут”".
5. Современный панславизм может переродиться в неофашизм?
МС: Нужно быть точным в вопросах терминологии. Классический фашизм - это итальянская идеология эпохи правления Бенито Муссолини в общеитальянском масштабе (1922 - 1943) и в рамках Социальной республики Сало на севере Италии (1943 -1945). Соответственно неофашизм также в той или иной степени ориентируется на этот итальянский опыт и на фигуру Муссолини. Сегодня о неофашизме можно говорить преимущественно применительно к итальянским националистам, да и то с большой натяжкой. Я сильно сомневаюсь, что панслависты вдруг станут рассматривать фашистскую Италию в качестве образца. Также следует отметить, что в России часто путают итальянский фашизм с германским нацизмом, но уж с нацистами-то у панславистов точно нет ничего общего, ведь, как известно, гитлеризм носил ярко выраженный славянофобский характер.
6. Что посоветуешь прочесть, чтобы стать твоим сторонником?
МС: Могу посоветовать следующий список литературы по славянской проблематике:
1) Венелин, Ю. И. (2008) Истоки Руси и славянства. М.: Институт русской цивилизации.
2) Гильфердинг, А. Ф. (2009) Россия и славянство. М.: Институт русской цивилизации.
3) Данилевский, Н. Я. (2008) Россия и Европа. М.: ТЕРРА – Книжный клуб.
4) Ламанский, В. И. (2010) Геополитика панславизма. М.: Институт русской цивилизации.
5) Миллер, О. Ф. (2012) Славянство и Европа. М.: Институт русской цивилизации.
Для получения объективной картины в качестве критического взгляда на панславизм могу также посоветовать прочитать труды Константина Леонтьева:
6) Леонтьев, К. Н. (2010) Славянофильство и грядущие судьбы России. М.: Институт русской цивилизации.
Оценили 0 человек
-4 кармы