• РЕГИСТРАЦИЯ

Я расскажу вам

7 957

О морали, нравственности и праве

(Этика диалектического дуализма)

Согласно словарям, слово «этика» пришло к нам из древнегреческого (ethika), обозначая теорию морали, обоснование морали. «Мораль» же есть производное от латинского «moralis», что означает – «нравственный» и происходит от латинского «mores» - «нравы», которое задолго до латыни звучало на греческом как «ethos», имея значения: нрав, обычай, привычка, характер, образ мысли. От «ethos» и произошло «ethika» - «этика». Вот такой замкнутый круг…

Если слово «этика» в наших словарях имеет достаточно конкретное объяснение, то «мораль» и «нравственность», обозначая нормы сосуществования индивидов и обществ, обычно выступают как синонимы, и тавтологично объясняются друг чрез друга, примерно так: морально то, что нравственно; нравственно то, что морально.

Я полагаю, что поскольку «мораль» - «moralis» произошло от «moris» - «нравы», то есть некоторое количество нравов, нравственностей, постольку «мораль» есть не что иное, как то общее, что присуще всем нравам, существующим на Земле и всем нравственностям, что, по сути, является единым и единственным фундаментом для всех нравственностей и ещё более частных нравов.

Считаю крайне важным добавить, что в русском языке есть слова, которые значительно более полно, глубоко и конкретно выражают смысловое значение терминов: "мораль", "нравственность". "Сознание" - со-знание, т.е. соучастие индивида в знании норм, обеспечивающих выживаемость социума, его деятельная сопричастность этим всеобщим, универсальным нормам! "Совесть" - со-весть, т.е. соучастие индивида в трансляции вести, информации о существующих нормах, обеспечивающих благополучие социума в конкретных, уникальных условиях его существования!

Исходя из выше сказанного, нельзя считать «мораль» и «нравственность» синонимами. Мораль – это безусловные нормы сосуществования людей на Земле, являющиеся базовыми для нравственности.

Нравственность же – специфические нормы сосуществования индивидов в социуме, обусловленные территориально-временной спецификой существования конкретного социума.

При этом под «территориальной» я понимаю географическую специфичность, включающую не только географические координаты. Сюда же относятся и особенности рельефа, высота над уровнем моря, климат, наличие или отсутствие морского побережья и прочие особенности места проживания социума. Под временной же спецификой подразумевается не прокрустово ложе какого бы то ни было летосчисления, а конкретное качественное состояние социума, которое в любое конкретное время может значительно отличаться даже у территориально соседствующих обществ. У каждого социума свой возраст, своё время.

На мой взгляд, совершенно очевидно, что азы морали выкристаллизовывались в доисторическом прошлом как принципы сосуществования (взаимовоздействия) индивидов в обществе, обеспечивающие прогрессивное существование самого общества в конкретной среде, включающей иные общества.

Нормы морали социума формировались по образцу поведения индивида, наиболее адекватного внешней среде и потому наиболее вероятно обеспечивающего выживание в ней.

То есть мораль диктуется социуму окружающей средой как объективно существующая необходимость, обязательность конкретного действия,обеспечивающего благополучие, а то и выживаемость социума. Простой пример: окружающая среда проливается на социум дождём, но она же предоставляет социуму защиту в виде крон деревьев, нависающего карниза скалы или пещеры, куда влечёт за собой социум наиболее адекватный среде индивид.

По сути, взаимовоздействие социума со средой обитания есть взаимовоздействие двух относительно автономных разноуровневых интегративных целых. Мы уже знаем, что всякое взаимовоздействие интегративных целостностей осуществляется по единому, общему для них, принципу взаимовоздействия бильярдных шаров. Оно происходит в одной-единственной, пространственно крайне незначительной точке, которая в этот момент качественно наиболее адекватна обеим целостностям. И только потом из этого «эпицентра», по принципу домино, распространяется на элементы взаимовоздействующих целостностей, в той или иной степени меняя их качественный уровень.

В нашем случае такой точкой является тот элемент социума, который в более полной мере одномоментно адекватен и социуму, и окружающей его среде. Неудивительно, что это именно тот индивид, который обладает наибольшим жизненным опытом (информационно-навыковым потенциалом, ИНП) и потому является основополагающей частью социума – его лидером, а как доминирующая, основополагающая часть социума он же имеет статус формы социума.

Если поведение лидера (формы социума), диктуемое остальным элементам (содержанию социума), соответствовало морали – объективно существующей необходимости, то такой социум, дублируя поведение своего лидера, прогрессировал. Усваивая это поведение как норму, каждый элемент социума передавал её новому поколению.

В зависимости от продолжительности существования социума (несколько сотен или тысяч поколений) и индивидуальных особенностей его элементов, образцы морального поведения обретали силу условного, или безусловного рефлекса, откладывались в подкорке мозга наших отдалённейших предков, подобно брачному поведению или способности строительства гнёзд у представителей фауны.

Аморальное же поведение лидера подвергало социум деградации и распаду – отбраковке внешней средой, что исключало распространение в ней аморальной информации. Проще говоря, паршивая овца губила стадо, естественный отход которого исключал распространение заразы на другие стада.

Итак: индивид – субъект, лежащий в основе объекта – социума, являясь доминирующей основополагающей частью социума, его формой, распространяя усвоенную им мораль (объективно существующую необходимость) в параметрах всего социума, обеспечивает не только своё собственное существование и генное воспроизводство, но и монолитизацию, то есть прогрессивное существование самого социума.

Мораль появляется в социуме как субъективный диктат объективно существующей необходимости, обязанности, диктат, монолитизирующий социум, обеспечивающий его прогрессивное существование, т. е. его качественный и количественный рост.

Любой субъект, как качественно конкретное целое, относительно прогрессирующего объекта, фактически, конечен. Поэтому именно мораль становясь частью ИНП индивида и, передаваясь от поколения к поколению, обеспечивает бесконечное (относительно субъекта – индивида) существование объекта – социума.

Если лидер социума не был способен усвоить и, продиктовав, сообщить социуму мораль, то такой социум отбраковывался окружающей его средой – формой существования социума, как один из элементов её содержания, игнорирующий форму своего существования, то есть, как и всякий субъект, который конечен относительно прогрессирующего объекта.

Таким образом, получается: морально то, что определяет конечность субъекта относительно объекта, и аморально то, что определяет конечность объекта относительно субъекта.

Если чуть иначе: морально то, что обусловливает синтез, монолитизацию объекта, и аморально то, что обусловливает его распад, что отправляет объект на «штрафной круг» с его магистрального пути к допустимому природой абсолюту.

Основное же условие монолитизации – это персональная центростремительная ориентация субъектов, стремящихся к собственному благополучию и реализации своих индивидуальных особенностей, посредством своего персонального тоталитаризма, а не кнут над их головами, порождающий лишь центробежную ориентацию субъектов.

Вектор персональной ориентации субъектов социума как элементов целого, являющегося, в свою очередь, субъектом среды его существования, задаётся всему социуму этой средой – объектом, одним из субъектов, элементов которой является сам социум. Этот вектор объективен по отношению и к социуму, и к его элементам. Поэтому он есть основная объективная причина, как образования, так и краха всех аналогичных «нашему» социуму субъектов среды, в том числе и империй – прообразов глобализации и сегодняшней ВТО, которые, по сути, являют собой фрагменты процесса монолитизации такой интегративной целостности, как человечество.

Рассматривая предыдущий абзац, важно не путать объект – интегративное целое – с формой интегративного целого, поскольку форма, как и содержание, – это лишь временная ипостась субъектов, лидирующих в этих основополагающих частях целого, в основополагающих частях объекта.

Когда я говорю о конечности субъекта относительно объекта, речь не идёт о смерти субъекта как о его полном исчезновении, ведь материя и энергия вечны и вездесущи. Речь идёт лишь о конечности его качественно конкретного состояния. Материальная составляющая субъекта, распадаясь, взаимовоздействует со средой и ассимилируется ею. То же происходит и с энергетической составляющей: распадаясь, она ассимилируется иными, нематериальными фрагментами среды, становясь информационно-навыковым потенциалом (ИНП) иных материальных носителей.

Диктуя социуму мораль – жизненно необходимую норму поведения, лидер становится блюстителем этой нормы. И здесь, из априорных функциональных «обязанностей» формы целого по отношению к элементам его содержания, «возникает» право.

Причём «возникает» во всех его аспектах, которые определены самим фактом существования доисторического социума. Один из самых очевидных – это право лидера казнить или миловать любого индивида, любой элемент содержания социума, который игнорирует своего содержателя – лидера социума – форму целого.

Возникшее право катализирует становление в социуме морали, что обеспечивает монолитизацию социума, как интегративного целого, обеспечивает его априорное стремление к однокачественности, в данном случае характеризующейся наличием морали в ИНП всё большего количества элементов социума. Ведь качество целого определяется преобладанием в нём количества элементов, имеющих общий для них, характерный качественный признак. В свою очередь, количество есть ни что иное, как сумма элементов, имеющих общий качественный признак.

Наказывая в рамках морали ослушников, лидер предотвращает неизбежное, более жёсткое и масштабное «наказание» среды, окружающей социум, – отбраковку средой самого социума. Таким образом, наказание элемента социума, не выполнившего свою моральную «обязанность», преступившего мораль, осуществлённое в рамках морали, определяющей конечность субъекта относительно объекта, есть важнейший атрибут (на наших глазах в этом абзаце «возникшего») права. Ещё раз, чуть шире: наказание – атрибут права; право есть форма, обеспечивающая существование морали как гарантии прогрессивного существования социума, то есть его монолитизации.

Неудивительно, что в доисторические времена самым жёстким, практически гибельным наказанием было изгнание аморального индивида из социума. Такая жестокость решала более важную задачу, чем жизнь или смерть индивида: она минимизировала саму возможность аморализации социума, исключая появление в нём аморального потомства и дальнейшей аморализации общества. Здесь позволительно предположить, что изгнание из доисторического социума было предтечей позже широко распространённой казни – побивания камнями.

Продолжение следует.


Просто прохожий

    Реакция на пуск "Орешника"
    • pretty
    • Вчера 07:00
    • В топе

    Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

    Двести Хиросим

    Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Юрий Левченко 23 октября 2015 г. 08:41

      Я расскажу вам

      Об общественном мнении, сознании и общественном бессознательном Полагаю необходимым прямо заявить, что всё «общественное» - и мнение, и сознание, и бессознательное – есть фикция или, как говорил К.Маркс (о банковской, кредитно-финансовой системе), превращённая форма. Я же скажу жёстче – извращённая, виртуальная форма, обеспечивающая благополучие виртуальных лидеров об...
      898
      Юрий Левченко 22 октября 2015 г. 00:30

      Я расскажу вам

      О религии Зародившись как регулятор инстинктуальной системы прачеловека, минимизирующий возможность разбалансирования и деградации его организма, сознание требовало более чёткой «пространственно – временной» ориентации. Такую ориентацию, чётко определяющую «верх» и «низ» как «плохо – вредно» и «хорошо – полезно», обеспечил теизм. Он объединил и кристаллизовал всё ...
      724
      Юрий Левченко 21 октября 2015 г. 04:17

      Я расскажу вам

      О коррупции и, чуть-чуть о терроризме Все попытки рассмотрения коррупции как самостоятельного явления обречены на неудачу ввиду полного отсутствия в природе объективных причин её существования. Коррупция есть лишь свойство, атрибутивный субпроцесс, сопутствующий такому явлению, как общество. Причём она свойственна обществу лишь на определённом этапе его качественного ...
      807
      Юрий Левченко 19 октября 2015 г. 17:59

      Я расскажу вам

      О рынке В поисках сути рынка, рассматривая его как процесс, как совокупную целостность двух взаимовоздействующих основополагающих частей, обеспечивающих его бытие, я пришёл к выводу о неправомерности его трактовок, насаждаемых вероучениями гомоцентризма. Если я правильно понял теистическое толкование рынка, то это санкция библейского Саваофа на «жатву не сеянного», на...
      678
      Юрий Левченко 18 октября 2015 г. 16:35

      Я расскажу вам

      О времени и пространстве Для того чтобы понять что-либо, необходима, как минимум, одна константная точка, определение понятия которой можно считать эталонно достоверным. Тогда из этой точки можно в любом направлении строить вектор своих размышлений, корректируя который посредством определения базового понятия, мы с наибольшей вероятностью приблизимся к достоверному ...
      757
      Юрий Левченко 17 октября 2015 г. 10:22

      Такси

      - Вам куда?- Если бы я знал…- А зачем сели?- Устал.- Лавочки есть!- А поговорить?..- Это такси, а не «Секс по телефону».- Я оплачу за простой. Сколько за минуту?- Двадцать рублей.- Держи сто… Курить можно?Фу-у-у-уп. Открылось окно.- Кури…- Сколько скоростей у твоего «Опеля»?- Пять.- С учётом «задней»?- Да.- Сколько будет стоить проезд по всей улице Ленина на пятой ск...
      807
      Юрий Левченко 16 октября 2015 г. 23:35

      Я расскажу вам

      О демографииРассматривая демографию в рамках диалектического дуализма (ДД), то есть не как предмет изучения численных колебаний человеческого общества, а как интегративное целое, как процесс, нетрудно понять, что она является одним из субпроцессов той интегративной целостности, которую я называю государством. То есть демография – это один из субпроцессов, характеризую...
      741
      Юрий Левченко 16 октября 2015 г. 06:23

      Я расскажу вам

      Об автоматическом корректоре того, что именуется государствомДо тех пор, пока человечество будет рассматривать государство как незыблемые скрижали «общественного договора», или как бездушный асфальтовый каток - «машину принуждения», ему никогда не удастся устроить государство по принципу живого, способного к осознанной саморегуляции организма. А это значит, что госуда...
      843
      Юрий Левченко 15 октября 2015 г. 15:21

      Я расскажу вам

      Ещё о государствеВсякий, кто в меру необходимости или любознательности знаком с социально-политической фразеологией, знает о почти двухсотлетнем существовании двух, сегодня наиболее распространённых формулировок термина «государство». Каждая из них отражает концепцию породившего её мировоззрения, отстаивающего догму о первородс...
      774
      Юрий Левченко 14 октября 2015 г. 15:45

      Я расскажу вам

      Что такое государствоРазличия человеческих обществ, которые принято называть государствами, вуалируют, но не исключают единую, не зависящую от их вида и пространственно–временного проявления суть: государство – это осознанный регламент взаимоотношений элементов (субъектов) человеческого общества, как между собой, так и с окружающей средой, включающей их родное и чужие...
      777
      Юрий Левченко 14 октября 2015 г. 04:04

      Толерантная сказка

      Расскажу вам сказку,сказку - беспристрастку;ни к добру, ни к худупризывать не буду.Ты, читатель, между строкне ищи подвоха:он - подвох - давно "убёг"к тем, чья жизнь так плоха... Замешав добро со зломв липовой кадушке,дверь осиновым коломподперла старушка;и, уверившись вполне,что не будет сглазу,бабка в полной тишинепрошептала фразу...Я там не был, мёд не пил,не слыха...
      1202
      Юрий Левченко 13 октября 2015 г. 15:58

      Я расскажу вам

      О морали, нравственности и праве(Окончание)Если в качестве стандартных моральных постулатов взять общеизвестные требования (не убей, не укради, не лги), следование которым обусловливало прогрессивное существование социума на экстенсивном этапе его развития, то по достижении социумом пределов этого этапа постулаты морали теряют своё безусловное значение.Инерционное сох...
      1104
      Юрий Левченко 12 октября 2015 г. 16:26

      Я расскажу вам

      О морали, нравственности и праве(Продолжение №2) В начальный период становления морали социум был столь малочисленным, что его параметры вполне позволяли реализовать лидеру свой персональный тоталитаризм посредством тактильного воздействия на любого из индивидо. Ввиду незначительности изменений внешней среды, определявшей существование социума, оставалась неизменной и...
      831
      Юрий Левченко 11 октября 2015 г. 16:10

      Я расскажу вам

      О морали, нравственности и праве(Продолжение №1)Определив мораль как субъективный диктат объективно существующей необходимости, обеспечивающий прогрессивное существование социума, мы пришли к неизбежности спонтанного «возникновения» инструмента, механизма, института, посредством которого осуществляется этот диктат. Мы вышли на понятие права, потому что именно право ст...
      766
      Юрий Левченко 11 октября 2015 г. 08:25

      Несерьёзно о серьёзном

      (печальная повесть)В далёкой тьме эпох палеолита,В среде бродячих стад из обезьян(Как точно дело было: шито-крыто)Случился в генном уровне изъян. Вот с тем изъяном самка молодая,Самцам всем в кровном стаде отказав,Им предпочла чужого, с гор Валдая,Тупик инцеста враз замуровав. Так произвол жеманной альфа-самки,Введённый в стаде в норму бытия,Средь стад иных провёл ег...
      804
      Юрий Левченко 10 октября 2015 г. 09:07

      История

      За степями, за лесами,За Кудыкиной горой,Меж кисельными брегамиТёк ручей, с живой водой.В том ручье водилась рыбаПомудрее пескаря…И вот слух о ней «додыбал»До заморского царя.Донесли: кто съест ту рыбку –Станет сразу молодым,Голливудскую улыбкуНе сотрёт ни Рим, ни Крым…Царь, тотчас, забыв корону – На балкон, где лучше связь…И сам, лично, с телефонуГоворит кому-то: Кня...
      740
      Юрий Левченко 10 октября 2015 г. 07:00

      Я расскажу вам

      Снова, да ладомМир прост, как бумеранг, а его существование так же предопределено, как траектория полёта этого орудия, обусловленная его формой.Природа скромна и рациональна. Она не чешет левой пяткой правое ухо и не стреляет из пушки по воробьям, а во всех своих проявлениях обходится необходимым минимумом и строго ограничивает допустимый максимум. Закономерность же э...
      831
      Юрий Левченко 9 октября 2015 г. 23:45

      Бардак

      Солгал поэт, сказав нелепо,Что времена не выбирают,Живут в них (зрячими, иль слепо?),Во временах тех умирают...Во всякий день и каждый часМы выбираем то, иль это...Мы сами всё... Ни кто за нас...Кто - склоны гор, кто - лоск паркета...Кто - телевизор и пивко,Кто - яхту, "Челси", для примера...Даётся выбор нелегко:Пойти в бомжи, иль в инженеры?..Коль мы не выбрали по...
      822
      Юрий Левченко 9 октября 2015 г. 19:58

      Я расскажу вам

      О диалектическом дуализме (Обоснование появления и становления ДД)Будучи последовательными, попытайтесь представить себе реальность фундаментальной догмы о первородстве фетиша любого из вероучений – теизма или атеизма. Получится: в нигде, в ничём (ведь ничего иного, кроме субстанции–фетиша, нет) «зависает» некий абсурдный объект, стопроцентный монолит этой субс...
      916
      Юрий Левченко 8 октября 2015 г. 17:50

      Я расскажу вам

      О мировоззрении(Становление и разделение гомоцентризма)С появлением на Земле человека начинается становление и развитие того, что ныне называется его мировоззрением, т.е начинается процесс осознания человеком окружающей его среды, окружающего его мира, осознание самого себя, своего места в структуре этой среды, этого мира. Единственный инструмент и прибор, показаниям ...
      660
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика