Огромное влияние на взгляды Платона, Аристотеля и мыслителей всех времен оказало уникальное государственное устройство древней Спарты, одним из главных принципов которого было равенство граждан. Хотя это равенство и имело весьма своеобразные особенности. В условиях постоянных войн и напряженных внутренних отношений Спартанское государство выделялась среди других древнегреческих государств необычайной стабильностью и долговечностью. Успешно преодолевать непрекращающиеся вызовы и угрозы на протяжении практически шести веков Спарте удалось благодаря системе, основанной на законах, которые придумал и реализовал легендарный законодатель Ликург Спартанский (800 - 730 до н.э.).
По мнению греческого историка Геродота, (484 - 425 до н. э.) спартанцы в начале своей истории долго не умели ни ужиться с соседями, ни поладить между собою; у них была такая неурядица, как нигде у всех остальных эллинов. После завоевания Лаконии, они подчинили огромные массы населения, по численности многократно превышающие спартанцев. Покоренных жителей называли «илоты» (взятые в плен), а зависимое население, проживающее на периферии Спарты «периэками». И те, и другие были недовольны завоевателями и могли в любой момент устроить мятежи, а это требовало постоянной готовности спартанцев к отражению внутренних бунтов.
Во главе государства стояли два царских рода, которые жили в постоянной распре между собой, что тем более ослабляло государство. При этом Спарта постоянно вела войны с соседями - Дорийским Аргосом за первенство в Пелопоннесе и спорные территории, входящие в сферу интересов как Аргоса, так и Спарты. И Аркадией вторым по степени угрозы противником. Поскольку непосредственно граничившая с Лаконией и Аргосом аркадская община Тегея, через которую шла дорога на север Пелопоннеса, всегда могла стать или плацдармом для нападения на Спарту, или буфером, прикрывающим от агрессии, и это делало контроль над ней исключительно важным. Незадолго до появления Ликурга в Спарте началась смута. В народе росло недовольство, богатые угнетали бедных, и часто дело доходило до открытых уличных столкновений. В одной из таких стычек убили отца Ликурга.
Личность Ликурга окружена многочисленными мифами и легендами. Древнегреческий писатель и философ Плутарх (46 – 127 гг.) говорит в начале своего жизнеописания Ликурга: «О законодателе Ликурге мы решительно ничего не можем сказать такого, что не подлежало бы спору; мы имеем разноречивые данные о его роде, его путешествиях, его смерти, его законодательстве и политической деятельности, но самое большое разногласие господствует относительно времени, в которое он жил».
Предание о том, что Ликург прежде чем провести реформы в Спарте, жил несколько времени на Крите, высказывал еще Аристотель. Велика вероятность, что Ликург заимствовал идеи своих реформ с Крита, где в то время еще сохранились традиции древней Минойской цивилизации, просуществовавшей более тысячи лет и имевшей совершенное, по тем временам, государственное устройство. Могущественная Минойская цивилизация, названная по имени одного из трех сыновей Зевса и Европы - Миноса, легендарного царя Древнего Крита, сильно пострадала в результате природной катастрофы — вулканического взрыва, породившего сильнейшее землетрясение и катастрофическое цунами. Это извержение вулкана, скорее всего, и послужило основой мифа о гибели Атлантиды. Можно предположить, что варианты законов Ликурга не возникли вдруг, а предварительно прошли многовековое развитие и совершенствование в критской Атлантиде.
Идеология реформ основывалась на стремлении к установлению максимального равенства граждан, стимулированию духа коллективизма и содружества, воспитанию преданности общественным интересам и социальной доблести как высшей заслуги. Культе здоровья, физической выносливости, телесного совершенствования, суровой дисциплине в воспитании юношей и девушек и еще неслыханной в Греции сексуальной свободе.
Дореформенное имущественное неравенство в Спарте было велико. Хотя страна была завоевана общими силами, некоторые семейства владели обширными землями и имели большие стада, другие вовсе земли не имели, что служило причиной постоянных раздоров. Для устранения этого различия, земля была обращена в государственную собственность. Царям, взамен национализированных поместий, были назначены доходы из государственных податей. Каждому полноправному гражданину выделен участок, достаточный для безбедного содержания семейства. Обработкой земли занимались илоты, которые тоже считались собственностью государства и были прикреплены к участку. Они отдавали определенную часть урожая спартанской семье. Таким образом все спартанцы получили возможность жить безбедно, не работая, и сохранять свои обычаи.
Положение илотов не было классическим рабством, которое просуществовало в Европе еще тысячу лет. Илоты имели собственное жилище, семью, они сами вели крестьянское хозяйство на постоянном участке, им предоставлялась некоторая доля самостоятельности и даже экономической заинтересованности, что создавало у них экономический стимул. Энгельс говорил: «Спарта, по крайней мере в лучшую свою эпоху, не знала домашних рабов, крепостные илоты жили обособленно в имениях». Во время войны илоты использовались спартанцами как легковооружённые воины. «В древней Спарте, все спартанцы были коллективными эксплуататорами всех илотов», писал Ленин. Однако трудно представить, что в условиях постоянно враждующих государств Греции можно заниматься крестьянским трудом и сохранять свободу, ведь основную нагрузку при отражении агрессии воинственных соседей могли обеспечить только хорошо вооруженные и тренированные воины.
Движение к имущественному равенству дополнялось пропагандой строгого жизненного уклада и презрения к внешним признакам богатства и роскоши в быту и одежде. Имущая часть граждан придерживалась жестко очерченных норм поведения. Прокламируемая простота образа жизни распространялась на все сферы быта, уменьшая тем самым социальную зависть и обеспечивая моральное единство общества. Богатые и знатные внешне ничем не отличались от бедняков, их дома были так же просты, а стол - так же скромен, как у менее удачливых сограждан. За этим тщательно следили эфоры (контролеры), которые даже царей заставляли следовать неписаным законам, направленным против роскоши. Своими нововведениями Ликург также старался ликвидировать стремление создавать денежные накопления, как основу неравенства. «Прежде всего, он изъял из обращения всю золотую и серебряную монету, приказав употреблять одну железную, но и она была так тяжела, так массивна при малой своей стоимости, что для сбережения дома десяти мин нужно было строить большую кладовую и перевозить их на телеге. Благодаря такой монете в Лаконии исчезло много преступлений: кто решился бы воровать, брать взятку, отнимать деньги другого или грабить, раз нельзя было скрыть своей добычи, которая к тому же не представляла ничего завидного, и которая даже разбитою в куски не годилась ни на что?» - пишет Плутарх. Фактически был ликвидирован рынок товаров и возможность сосредоточения каких-то ценностей в руках отдельных граждан.
Для развития духа коллективизма и содружества граждан была заведена традиция общественных обедов в складчину за общим столом - «сисситии». Каждый спартанец, достигший двадцатилетнего возраста, поступал в число воинов и, если хотел быть полноправным гражданином, то был обязан сделаться членом какого-нибудь товарищества, имевшего общую сисситию. Члены товарищества соединялись в него не по родству, а по свободному выбору, по взаимному расположению и каждый делал взнос на расходы, нужные для совместной сисситии. Первым по почету обеденным товариществом было товарищество спартанских царей они обедали с военачальниками, составлявшими на войне ближайшую их свиту. Сиссития была очень простым обедом. Главным блюдом была знаменитая «чёрная похлёбка» из свинины и крови с уксусом и солью. Этой похлёбки подавалась каждому порция. Ячменного хлеба и вина подавалось каждому сколько угодно. Десертом были сыр, винные ягоды, оливки. Иногда при сисситиях бывали и добавочные кушанья из подарков, делаемых кем-нибудь: дичь, говядина, рыба. По праздникам обед был лучше, но всё-таки очень простой. Люди, которые проводили вместе большую часть своего времени, которые доверяли друг другу, и каждый из которых был уверен, что другие не подведут его, шли на войну вместе и бились рядом – это, разумеется, очень сильно поддерживало в них твёрдость души и боевую отвагу.
«На сисситии часто ходили и дети. Их водили туда как в школу для развития ума. Здесь они слушали разговоры о политике и видели пред собой наставников в лучшем смысле этого слова. Сами они учились шуткам и насмешкам, никогда не оскорбляя. Их приучали и самих переносить шутки, не обижаясь на других. Хладнокровно относиться к шуткам считалось большою честью для спартанца. Кто не желал, чтобы над ним смеялись, должен был попросить другого перестать, и насмешник переставал. Старший из сисситов показывал каждому новому посетителю на дверь и говорил: “За эту дверь не должно выйти ни одно слово!”».
Дети в Спарте считались общественным достоянием, а их воспитание «высшей и лучшей задачей». Система воспитания была подчинена цель - с детства приучить будущих граждан-воинов к сплоченной жизни в команде. Вырастить их физически развитыми, выносливыми, преданными и дисциплинированными. Домашнее воспитание не допускалось. «Воспитание спартанских детей Ликург не поручал ни купленным, ни нанятым за деньги воспитателям. Точно так же он не позволял отцам давать сыну такое воспитание, какое они считали нужным. Все дети, которым только исполнилось семь лет, собирались вместе и делились на отряды, «агелы». Они жили и ели вместе и приучались играть и проводить время друг с другом». По мере учебы и жизни в отрядах выявлялись лидеры, которые участвовали в управлении агелой. Ими становились те, «кто оказывался понятливее других и более смелым в гимнастических упражнениях. Остальным следовало брать с них пример, исполнять приказания и беспрекословно подвергаться от них наказанию». Учеба в спартанских школах была настолько престижна, что в них часто воспитывалось дети знатных иностранцев, имеющих заслуги перед Спартой. Помимо физических упражнений и закаливания, практиковались военные игры, обучение чтению и письму занятия музыкой и пением. Вырабатывались навыки чёткой и краткой речи, воспитывалось беспрекословное подчинение приказам, выносливость и наука побеждать.
Воспитание девочек имело другие приоритеты. Их необходимо было подготовить к тому, чтобы, став женщинами, они могли давать крепкое потомство, а во время беспрерывных войн, в отсутствие мужчин с оружием в руках защищать Спарту, стойко переносить все тяготы забот о детях и самостоятельного ведения хозяйства, управлять крепостными илотами. В отличии от мальчиков, которых с семи лет разлучали с семьёй, спартанские девочки воспитывались матерью. «Девушки должны были для укрепления тела бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом в самом чреве их здоровой матери, чтобы их развитие было правильно, и чтобы сами матери могли разрешаться от бремени удачно и легко благодаря крепости своего тела. Он (Ликург) запретил им баловать себя, сидеть дома и вести изнеженный образ жизни. Они, как и мальчики, должны были являться во время торжественных процессий без платья и плясать и петь на некоторых праздниках в присутствии и на виду у молодых людей. Они имели право смеяться над кем угодно, ловко пользуясь его ошибкой, с другой стороны, прославлять в песнях тех, кто того заслуживал, и возбуждать в молодежи горячее соревнование и честолюбие». Юные спартанки не сидели взаперти в ожидании замужества. Подобно юношам, они разбивались на отряды и проходили спортивную подготовку, а затем устраивали соревнования с ними.
Молодые люди обоего пола состязались на глазах друг у друга. «Торжественные шествия девушек, их нагота, их упражнения в борьбе перед глазами молодых людей, которые шли сюда не с "геометрическими", а с "любовными" целями, выражаясь языком Платона», служили побудительными причинами к браку. «Невест брали уводом, но не слишком юных, не достигших брачного возраста, а цветущих и созревших». По древнегреческим меркам спартанцы вступали в брак очень поздно: женщины после двадцати лет, мужчины в возрасте от 20 до 30 лет. В то время, как Афинах, например, девочек выдавали замуж уже в 13-15 лет.
За обручение дочери отвечал ее отец. Если его не было в живых, эта обязанность переходила к опекуну. После свадьбы спартанка переходила под власть своего супруга. Свадьба была, прежде всего, мужским праздником. Сама церемония сопровождалась ритуальным похищением невесты. Жених, пробыв с нею недолгое время, «удалялся, чтобы по обыкновению лечь спать вместе с прочими юношами. И впредь он поступал не иначе, проводя день и отдыхая среди сверстников, а к молодой жене наведываясь тайно, с опаской, как бы кто-нибудь в доме его не увидел. Со своей стороны, и женщина прилагала усилия к тому, чтобы они могли сходиться, улучив минуту, никем не замеченные». Так могло продолжаться до достижения спартанцем 30-летия, «у иных уже дети рождались, а муж все еще не видел жены при дневном свете».
Оставаться холостым в Спарте считалось позорным, и одинокие мужчины подвергалось моральному осуждению. Они были лишены тех почестей и уважения, какие молодежь оказывала старшим, ограничивалось их присутствие на общих праздниках, критиковались в песнях.
Женщины в Спарте занимали гораздо более почетное положение и обладали большей экономической свободой, чем у остальных греков. Именно это позволило Аристотелю говорить о «власти женщин» в Спарте. Дочери спартиатов, при отсутствии сыновей, становились наследницами родительских земельных наделов. Предположительно они могли сами контролировать полученное наследство. Однако выйдя замуж, спартанка всецело отдавалась семейным обязанностям — рождению и воспитанию детей. Формой брака в Спарте была моногамная семья. Но в то же время, как отмечал Энгельс, «В Спарте существует парный брак, видоизмененный в соответствии с принятыми там воззрениями на государство и во многих отношениях еще напоминающий групповой брак». Существовала возможность расторгать бездетные браки. Братья могли иметь общую жену, спартанки не противились это, потому что получали возможность управлять двумя домашними хозяйствами. Человек, которому нравилась жена его друга, мог делить ее с ним. Пожилой спартанец, женатый на молодой девушке, мог привести к ней молодого человека по своему выбору и воспитывать зачатого от него ребенка. Если мужчина не хотел вступать в брак, но хотел иметь детей, он мог по согласию зачать их с женой другого спартанца. Поскольку крепостные илоты жили обособленно, у мужчин спартанцев было меньше соблазна пользоваться их женами. Действительное нарушение супружеской верности — измена жены за спиной мужа — было неслыханным делом.
Многие стороны жизни Спарты были изменены законодательством Ликурга, но наиболее интересны его преобразования в управлении государством, прагматичный и разумный подход к введению реформ. Они не были революционной ломкой, в стране по-прежнему оставалось два царя, но их власть была кардинально дополнена и усовершенствована. Таким образом удалось сохранить преемственность элит при радикальном изменении их функций, избежать беспорядков и мятежей, традиционных спутников поворотных моментов реорганизации системы правления общества.
Царская власть была дополнена советом из тридцати старейшин (геронтов). Оба царя, принадлежавшие к двум враждующим родам, также входили в совет наравне с остальными геронтами. Совет (герусия) обсуждал и решал все текущие дела, при этом, цари обладали всей полнотой власти над спартанцами во время военных походов, но в обычной жизни они подчинялись решениям герусии. Геронтами могли быть уважаемые граждане не моложе шестидесяти лет. Важные решения совета выносились на ежемесячное народное собрание (апелла) из всех жителей, достигших тридцати лет. На народном собрании решения совета не обсуждались, собрание имело право только принимать или отвергать решения герусии. Апелла проводились под открытым небом на ничем не украшенной площади. Спартанцы стояли под палящим солнцем и старались решить вопросы без пространных речей и нескончаемых споров. Цари и геронты выступали с краткими сообщениями и предложениями, собрание могло выражать свое одобрение или неодобрение криком. Если было сомнительно, какие голоса образуют большинство, утвердительные или отрицательные, то народ расходился на две стороны, и сосчитывалось, на которой стороне большинство. Ценилось краткое и ясное выражение мыслей, термин «лаконичность» произошел от названия местности, в которой располагалась Спарта.
Судебные и контрольные функции выполняли эфоры. Они являлись представителями народа и в этом качестве приносили присягу в том, что если цари будут соблюдать законы, то эфоры будут охранять их права. Эфоры избирались в числе пяти на один год, народным собранием, из числа всех полноправных спартиатов, без различия состоятельности, в возрасте не менее тридцати лет. Со временем они стали первыми по значению в Спарте должностными лицами. Это сказывалось внешним образом в том, что при входе эфоров цари должны были вставать, тогда как эфоры не были обязаны к тому при входе царей. Они могли обвинять царей, требовать их наказания, вмешиваться в разрешение споров о праве наследования престола и о законности рождения царей. Двое эфоров сопровождали царя в походе и наблюдали за его действиями. Хотя военное командование оставалось в руках царя, но если он не слушал в походе советов эфоров и вследствие этого терпел неудачу, то по возвращении из похода эфоры привлекали его к суду (судили герусия и эфоры). По отношению к другим должностным лицам и к народу эфоры имели еще большие права. Они судили безапелляционно во всех гражданских делах. Проводили надзор за воспитанием детей и за соблюдением всеми спартиатами установленного для них порядка жизни. Наблюдали над иностранцами, которых могли высылать из пределов государства.
Спарте удалось создать тип гражданина, наделенного особым качеством - социальной доблестью, личные интересы которого были подчинены в первую очередь государственной пользе. Обесцениванием денег была сведена к минимуму роль богатства, как основы мотивации к всеобщему уважению, славе и власти. Ведущее место в стимулировании граждан получила моральная форма поощрения и наказания, изощренные приемы которой показывали высочайшую эффективность. Для спартанцев удача на военном поприще была единственным способом добиться высокого положения в обществе. Героизация ратного труда и проповедь сладостной гибели за отечество были лейтмотивом спартанской военной пропаганды. В этом деле спартанцы достигли больших высот. Был разработан целый ритуал разнообразных поощрений за ратные подвиги. Так, граждане, которые умирали за отечество, в отличие от остальных, заслуживали привилегию иметь свое имя на могильном камне. Проявившие исключительную храбрость получали еще большие почести вплоть до героизации, причем слава эта распространялась и на семью героя. Наоборот, за трусость подвергали общественному порицанию не только самого виновного, но и всех его родственников. Трус становился изгоем общества и в Спарте скорее предпочитали смерть, чем такую бесчестную и позорную жизнь.
Спарта стала первым государством устройство которого базировалось на идеологии. Идеологии основанной на равенстве граждан, как источнике национального единства и стабильности. Равенство социальное, экономическое, а также равенство перед законом стали важнейшими слагающими системы Ликурга. На этих принципах строилось воспитание коллективизма, преданности, дисциплинированности, патриотизма, готовности к самопожертвованию в интересах общества. Были изобретены результативные методы и приемы мотивации граждан к верности и повиновению системе, а на их основе созданы уникальные для того времени законы.
Движение к экономическому и социальному равенству обеспечивалось справедливым разделением основных накопленных ценностей государства - земли и крепостных, между гражданами, а также обесцениванием имевшихся денежных накоплений, путем введения дешевых железных денег. Денежная реформа была призвана также лишить богатство притягательности и заменить этот стимул моральным - значимостью социальной доблести. Этика спартанства предполагала, что «дети богатых живут в той же обстановке, что и дети бедных, и получают такое же воспитание, какое могут получать дети бедных. То же самое продолжается и в юношеском возрасте, и в зрелом — и тогда ничем богатые и бедные не разнятся между собой: пища для всех одна и та же в сисситиях, одежду богачи носят такую, какую может изготовить себе любой бедняк».
Граждане Спарты принимали участие в выборе членов высшего правительственного органа – совета старейшин. Важнейшие государственные решения согласовывались народом на общем собрании. Правосудие осуществляли выборные судьи - эфоры. Задачей системы образования стало приучение с детства к жизни в коллективе, выявление из общей массы детей способных стать неформальными лидерами и в дальнейшем военными командирами. Воспитание строгой дисциплины и беспрекословному подчинению лидеру в команде. Здоровье, физическая сила и выносливость культивировались с детства и проверялись на спортивных соревнованиях и в военных играх.
Безусловно, всеми этими правами пользовались только граждане Спарты. Крепостные илоты и жители периферии периэки, жили по другим законам, предполагавшими постоянный труд для обеспечения граждан всеми необходимыми продуктами и товарами. Тем самым ратный труд был поставлен в привилегированное положение по отношению к труду производительному. Спартанцы не занимались обычной крестьянской работой или ремеслом, вся их жизнь была подчинена подготовкой к войнам и достойному участию в них.
Уникальная законодательная реформа Ликурга, проведенная без разрушительной революции, придала импульс развитию и стабильности спартанского государства на столетия, однако состояние устойчивости не бесконечно. Далее будут рассмотрены причины заката спартанской цивилизации и ранние попытки создания идеологий и общин, сочетающих как всеобщее социальное, так и трудовое равенство.
P.S. Это продолжение публикации, начало:
1. Трагические ошибки https://cont.ws/@ay948223/1476140
2.Проблемы Социалистической идеологии и пропаганды https://cont.ws/@ay948223/1479334
3.Призрак Коммунизма в средневековье и античности https://cont.ws/@ay948223/1498159
Оценили 8 человек
18 кармы