• РЕГИСТРАЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, МЕЖДУ ПАТРИОТИЗМОМ И СОЦИАЛИЗМОМ. Глобализация и первые империи. Андрей Боголюбский — деяния и мечты на пути к независимой церкви и единодержавию на Руси. Чреда разногласий с Константинополем.

67 4459

Необходимость признаваемой и понятной для большинства граждан «Национальной идеи» мало у кого вызывает сомнения, и по крайней мере одно из положений будущей Национальной идеи не имеет особых возражений — это формирование у народа мировоззрения патриотизма. Антиподом патриотизма выступает глобализм, приемлемый только тогда, когда всемирное «универсальное государство» строится на основе лидерства нашей страны. Во всех остальных случаях глобализм — это посягательство на отечественные интересы и суверенитет. Существует незыблемый стереотип, что лидером глобального мира может быть одно государство, а положение других будет содержать элементы подчиненности.

Исторически, успешно развивающиеся государства всегда стремились завоевать и подчинить менее развитые земли и использовать их природные и трудовые ресурсы для увеличения собственной мощи и благополучия, мечтая о вечном мировом господстве и роскошной жизни за счет эксплуатирования порабощения колоний. Так образовывались многочисленные империи, которые существовали и развивались до тех пор, пока ими руководили мудрые, талантливые и активные лидеры, но с уходом успешного вождя, как правило приходили в упадок и распадались на части, нередко враждующие между собой.

Устойчивые империи, существовавшие столетиями, были скорее исключением, чем правилом. Древний Египет просуществовал три тысячелетия — дольше, чем какая-либо другая империя. Однако вершиной развития египетской цивилизации, эпохой высшего расцвета стало вселенское государство Тутмоса III (1479? —1425? до н.э.) — «Новое царство» XVIII династии. Владения Тутмоса III простирались от Кипра на севере и Евфрата на северо-востоке до V порога Нила. Могущественная Мировая держава Тутмоса, превысила по размерам все существовавшие ранее государства и протянулась вместе с подчиненными территориями с севера на юг на 3500 км. Подданные Египта составили до 20 % мирового населения. Активно развивались науки — математика, геометрия, астрономия, медицина. Сформирована мощная профессиональная армия, владеющая эффективными тактическими приемами и оснащенная боевыми колесницами, бронзовым оружием, дальнобойными луками. Изобретены и освоены технологии судостроения, мелиорации, изготовления стекла и фаянса, папируса. Созданы непревзойденные образцы произведений архитектуры и искусства.

Создание единого государства, объединившего различные культурные традиции, усиление политического и экономического могущества жрецов привели в конечном итоге к религиозному перевороту Эхнатона и созданию религии, содержащей элементы монотеизма. Внутренние противоречия ослабляли государство и в 525 году до н. э. Египет был завоеван персидским царём Камбизом II, в 332 г. до н. э. — Александром Македонским, в 30 до н. э. — Римом и далее многократно переходил из рук в руки.

Древний Египет возглавляет топ империй долгожителей, однако его территория (около 1 млн. км2) даже в период расцвета не поражает размерами. Во времена Древнего мира возникали и исчезали гораздо большие, молодые и агрессивные, но недолговечные империи — Новоассирийское царство (1,4 млн. км2, 934 — 609 до н. э.). Мидийская империя (около 2,8 млн. км2, 670— 550 до н. э.). Империя Ахеменидов или Первая Персидская Империя (5,5 млн. км2, 550 — 329 до н. э.), которая была завоёвана Александром Македонским, основавшим новую Македонскую империю (5,2 млн. км2, 334 — 309 до н. э.).

В древней Индии, Империя Маурьев (5 млн. км2, 322—187 до н. э.).

Хуннская держава (9 млн. км², 209 — 93 до н. э.), вела активную войну с китайской империей Хань, которая для защиты от их набегов воздвигла Великую китайскую стену.

Империя Хань (6 млн. км², 206 до н. э. — 220 н. э.) просуществовала дольше любой другой империи в китайской истории

Перечень многочисленных возникающих и исчезающих империй можно очень долго продолжать, но рассмотрим ситуацию затрагивающую Европу. Недолгая по историческим меркам, но яркая жизнь Римской империи (5,0 млн. км², 27 до н. э. — 395 н.э.) оказавшая решающее влияние на развитие цивилизации, закончилась распадом на Западную Римскую империю (2,0 млн. км², 395 — 476 гг.) и Восточную Римскую империю (3,5 млн. км², 395 — 1453 гг.).

Хотя граждане Восточной Римской империи называли себя римлянами, столицу Новым Римом, свою державу — «Романией», а официально «Римской империей», с легкой руки историка Приска Панийского (410 — 472 гг.) за ней прочно закрепилось название «Византия», которое происходило от первоначального названия столицы — Византий (греч. Βυζάντιον), город куда римский император Константин I перенёс в 330 году столицу Римской империи, и который затем на протяжении веков называли Константинополем.

Фараон Тутмос III (1479 —1425 до н.э.) — «Новое царство» XVIII династии.

Кир II Великий — персидский царь из династии Ахеменидов, правивший в 559—530 годах до н. э. Основатель персидской державы Ахеменидов.

Император Священной Римской империи года Фридрих I Барбаросса (1122— 1190 гг.) 


Славное прошлое Рима на территории Западной Европы в новых условиях пытались воспроизвести правители Священной Римской империи (1 млн. км², 962 — 1806 гг.), ставшей наследницей Империи Карла Великого (1,2 млн. км², 800 — 924 гг.). Империя возникла на заре эпохи формирования национальных государств как следствие дисбаланса силы между слабыми монархиями с неустойчивыми династиями, с одной стороны — и непропорциональной мощи Папского престола относительно них — другой. Название свидетельство не набожности, а борьбы за власть, между Папским престолом, постоянно сражавшимся за обретение автономии от императора — и Империей, упорно пытавшейся подчинить институт папства себе. «Священность» или «Благословенность» Римской империи в назывании возникло в 1157 году, при императоре-крестоносце Фридрихе I Барбароссе. С 1512 года она стала надгосударственным союзом германской нации.

Император Священной Римской империи с 1155 года Фридрих I Барбаросса (1122— 1190 гг.) стал сакральной фигурой, особенно в германской и российской историографии. Немецкий историк культуры и писатель Артур Мёллер ван ден Брук время его правления назвал «Первым рейхом» в своей провокационной книге Das Dritte Reich (Третий Рейх), 1923 года. Книга пропагандировала немецкий национализм и оказала сильное влияние на движение Консервативной революции, а затем и на нацистскую партию. Разработанный в декабре 1940—июне 1941 годов стратегический план нападения нацистской Германии на СССР и военная операция «Барбаросса», стала поворотным моментом в истории Третьего рейха, и в итоге привела к краху нацистского режима менее чем за четыре года.



Русским современником Фридриха Барбароссы был Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский (1111 — 1174 гг.), имя которого связано как мистическими легендами, так и с великими историческими деяниями. В отрочестве Андрей пребывал в христианском Иерусалимском королевстве, основанном по завершению Первого Крестового похода, где предположительно служил в Ордене Тамплиеров. В те времена целями ордена были защита паломников, идущих в Святую землю от многочисленных разбойников, а также защита королевства от вторжения воинствующих соседей. Позднее, по мере обогащения, тамплиеры освоили новаторские финансовые операции — безналичный перевод денег, в том числе по отпечатку пальца, выдача ссуды на паломничество и выкуп пленных христиан. Орден стал владельцем многих магических ценностей, среди которых чаша Грааля, плащаница, названная позднее Туринской, Агриков меч, выкованный сыном жестокого царя Ирода — Агриком. Чудесный меч испускал во тьме голубоватое свечение и мог разрубить любые доспехи.

Когда же Андрею Боголюбскому пришло время возвратиться на Русь, тамплиеры преподнесли ему в качестве вознаграждения за заслуги заветное оружие. Летописи свидетельствуют, что в 1149 году князь Андрей Боголюбский, окружённый врагами, на раненом коне, выхватил меч и, просто высоко держа его над головой, сумел прорваться к своим. Для устрашения врага достаточно было лишь продемонстрировать чудо-оружие. Заговорщики, убившие Андрея в ночь с 28 на 29 июня 1174 г., в первую очередь позаботились о похищении меча, который всегда висел у изголовья князя. После убийства князя, с началом усобицы, во время которой град Владимир переходил из рук в руки, меч спрятали в одном из монастырей города Мурома.


Существует легенда и икона о чудесной находке меча братом Муромского князя Петром. Молодой князь молился в уединении и явился ему ангел в образе отрока и сказал: «Я укажу тебе, где скрыт Агриков меч, иди за мной». Он повёл Петра в алтарь, где в щели между камнями алтарной стены лежал этот меч. Пётр поразил Агриковым мечом ужасного крылатого змея. Но в предсмертных судорогах змей забрызгал князя своей кровью, и тот покрылся гноящимися язвами. Исцелился князь только благодаря врачеванию девы Февронии, которая стала ему верной женой. Их житие стало легендарным идеалом супружеской преданности и любви. Сюжет о Петре и Февронии был очень популярен на Руси и получил дальнейшее развитие как в литературе, так и в иконописи. Они были канонизированы на церковном соборе 1547 года в качестве местночтимых святых. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету царём Иваном Грозным в 1553 году.

Старинная икона с изображением находки спрятанного меча.

Пётр поражает Агриковым мечом крылатого змея (иллюстрация).

Современная икона с изображением святых Петра и Февронии Муромских.

Легенда о чудесном мече сохранялась веками и проявилась неожиданно в годы Великой Отечественной войны. Как известно, идеология фашизма произрастала из мистических корней, питаемых всем, чем угодно: от теории превосходства «нордической расы» до «откровений» германских языческих жрецов. Находилось в ней место и артефактам, которые Гитлер хотел «поставить рядом с собой для ощущения вселенской силы и могущества». Овладев Копьём Судьбы, которое по легенде римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на Кресте, Гитлер мечтал найти и захватить Агриков меч. Для этого в начале войны в район Мурома была десантирована группа коммандос из организации «Аненербе», занимавшейся оккультно-идеологическим обеспечением государственного аппарата гитлеровской Германии. По всей видимости, гитлеровцы располагали достоверными сведениями о нахождении чудо-меча. Однако, из гитлеровских коммандос, засланных в муромские леса, говорят, выбраться за линию фронта смогли только двое, да и то с обмороженными и пустыми руками.


В судьбе Фридриха Барбароссы и Андрея Боголюбского можно заметить множество параллелей. При Барбароссе средневековая Священная Римская империя достигла своего наивысшего расцвета и военной мощи. Однако внутри она оставалась фактически раздробленной. Только для подчинения Италии ему пришлось организовывать пять военных походов. Сложности правления добавляли длительные распри с папским престолом, и в конечном счете Фридриху пришлось смягчить свою позицию и пойти на большие уступки Ватикану. Влияние Барбароссы на образ действий Андрея очевидно. Существуют обоснованные предположения об их общении или даже дружбе, Фридрих всегда весьма доброжелательно относился к движению рыцарства. Бесспорно его участие в направлении замечательных европейских, и в первую очередь итальянских, мастеров по строительству храмов, которые принесли на русскую землю передовые архитектурные приемы. За двадцать лет правления Боголюбского было построено беспрецедентное количество замечательных белокаменных храмов (более 30), многие из которых сохранились на протяжении 8,5 веков до наших дней.

Церковь Покрова на Нерли: в центре нынешнее состояние, справа - реконструкция первоначального внешнего вида с несохранившимися до наших дней галереями (по Н.Н. Воронину), и слева - рисунок О. Пархаева, изображающий внешний вид церкви вскоре после постройки.


Не только строительство соборов увлекало Андрея, он был смелым воином и полководцем, обладал уникальной техникой боя, знал шесть языков, собрал крупнейшую на Руси библиотеку, однако мечту, по примеру Барбароссы, преодолеть раздробленность Русских земель и воссоздать единую сильную державу — Киевскую Русь в существовавших условиях было невозможно. Он принял другое решение. Однако для того, чтобы понять положение, в котором он оказался необходимо кратко рассмотреть предшествующие исторические события.


Возникновение Древнерусского государства связывается с именем новгородского князя и родоначальника княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей на Руси. Соплеменник легендарного основателя русского государства Вещий Олег, после смерти Рюрика в 879 году стал княжить в Новгороде как опекун его малолетнего сына Игоря, а в 882 году пришёл в Киев, убил тогдашних правителей города Аскольда и Дира и начал в нём править, фактически поставив Киев столицей. Игорь Рюрикович княжил после смерти Олега с 912 года, но был убит в 945 году древлянами. Последующие киевские князья, которые получали авторитетный титул «великих» сменялись с калейдоскопической быстротой. За два века власть в Киеве переходила из рук в руки более тридцати раз. Наиболее успешными и устойчивыми были времена правления Владимира Святого правившего 37 лет начиная с 978 года, Ярослава Мудрого — 36 лет с перерывом (1016—1018; 1019—1054) и Владимира Мономаха — 12 лет с 1113 года. С 1132 года уже отчетливо проявился распад единого Древнерусского государства на самостоятельные княжества многочисленных потомков Рюрика. Власть киевских князей перестали признавать другие русские княжества, а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей.

В постоянной междоусобной войне, отцу Андрея — Юрию Долгорукому (1090 — 1157) трижды удавалось занять престижный трон Великого Киевского Князя, но своенравная столичная аристократия — киевские бояре, не приняла Юрия, на пиру он был отравлен, а сразу же после смерти его двор разграбили. Андрей не стал повторять ошибки отца, он понял бесперспективность борьбы за киевский трон с многочисленными воинственными родственниками, также претендующими на это лакомое место. За два года до смерти Юрия, он оставил Вышгород, куда был посажен отцом, и уехал на родину, в Суздальскую землю.

Из Вышгородского монастыря он увёз с собой чудотворную икону Богородицы, согласно поверию написанную самим евангелистом Лукой, которая впоследствии получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня. Первоначально князь планировал оставить образ в Ростове, как самом крупном центре княжества. По преданию, недалеко от Владимира кони, которые везли повозку с иконой, встали, и никакими усилиями не удалось заставить их ехать дальше. В упряжке сменили лошадей, но и они отказались двигаться с места. Пришлось делать привал и заночевать на этом месте, а ночью во сне к Андрею явилась Богородица и повелела вести икону во Владимир. Князь так и поступил, а на месте, где к нему явилась Матерь Божья, приказал построить село, названное Боголюбово. Вскоре оно превратилось в любимую княжескую загородную резиденцию, и даже свое прозвище Андрей Юрьевич получил в честь этого места.

Явление Богородицы Андрею Боголюбскому.


Кроме мифологических мотивов, у Андрея были вполне прагматичные причины не обосновываться в одном из самых древних городов Руси, существовавшим задолго до Рюрика — Ростове Великом. Этот мощный богатый город, как и более молодой Суздаль с точки зрения князя, имели серьезный минус: в них издревле были вечевые порядки, плюс сильное боярство. Из-за этого власть князя в этих городах была бы значительно ограничена. Андрей «стал жить в знакомом ему смолоду маленьком пригороде Владимире на Клязьме, где не были в обычае вечевые сходки…» и где никто не мог перечить князю, а тем более тягаться с ним в силе и богатстве.

Андрей Боголюбский был первым из князей русских, который задумал установить на Руси единодержавие. Он понимал, что постоянные усобицы губят землю, что Русь от этого все больше и больше беднеет, и слабеет. Одной из причин увеличения раздробленности было лествичное право наследования, начавшее действовать с 1054 года, когда сыновья Ярослава по завету своего отца разделили русские земли между собой. В соответствии с этим правом князья располагались на своих территориях. Старший из правителей сидел в Киеве и определял всю политику государства. Следующие братья по праву располагались в других менее престижных городах. В случае смерти одного из князей ближайший брат занимал эту должность и переезжал на его место жительства. Соответственно по цепочке перемещение происходило и остальных братьев или их сыновей. Тот же принцип действовал на уровне небольших удельных княжеств. Такой порядок создавал большие неудобства, во время наследования наделов не всегда получалось выдержать принцип справедливости. В некоторых случаях отдельные князья считали себя обделёнными. Их недовольство выливалось в междоусобные войны. Если князь не успевал при жизни занять престол, то его потомки лишались право на очередь в правлении. Они становились изгоями. В таком случае им выделялись уделы, и они становились их наместниками.

Андрей Боголюбский решил изменить порядок старшинства князей. Он не делился властью в Суздальской земле. Чтоб быть единым властителем в своём княжестве, Боголюбский изгоняет своих младших братьев (Мстислава, Василько и Всеволода) и своих племянников (сыновей Ростислава). Отстранил от себя и старых отцовских бояр, которые привыкли, слишком вмешиваться в княжеские дела. Строя столицу, Андрей одновременно создавал новую социальную опору своего государства. Князь хотел опереться на все сословия, младших дружинников — «милостников», которым раздавал в условное владение земли, — прообраз будущих помещиков и дворянства, простой народ: землепашцев, горожан. Он созывал со всех русских земель людей, которые, по его мнению, были больше всего заинтересованы в сильной власти, способной защитить их от внешних и внутренних хищников.

Определенным препятствием внедрения самодержавия на Руси также был менталитет, сформированный многовековой социальной памятью народа о былой вольнице в сообществе равных. Издревле существовавшая Русская сельская вервь обеспечивала общинное пользование землей которой было изобилие. Совокупное пользование землей заставляло сельское население сознательно соединяться в отдельные общины и верви. К тому же влекла сводных людей и самая потребность общежития, столь развитая у славянорусского племени, а также потребность взаимной поддержки и помощи как для охранения своих земель и угодий от захвата соседними жителями, так и при исполнении больших работ, например, при постройке плотины, моста или гати, при расчистке лесных пространств под нивы и пажити. Последнее условие в особенности влияло в северных областях, обильных дремучими лесами и дебрями. Здесь на укрепление и развитие общинного быта влияло еще то обстоятельство, что славянское население в тех краях было пришлым, и, чтобы удержать свое господство над туземными народцами, оно должно было держаться более в совокупности. Русские князья не создавали поземельной сельской общины; они нашли ее уже в обычаях и нравах народных и пользовались ей для собирания своих даней и оброков, а равно судебных вир. Понятно, что княжим волостелям и тиунам при этих сборах удобнее было иметь дело с общиной, или вервью, нежели с каждой отдельной семьей.

Сельская вервь (реконструкция).    А.М. Васнецов, "Новгородское вече".

Дух соучастия, коллективного управления, открывавшего возможность предлагать и обсуждать различные варианты решения общих проблем с учетом своих интересов сохранялся и в древних русских городах с вечевой формой правления. В Новгороде, Пскове, Полоцке, Ростове, Суздале и других городах, имевших различные формы вечевого устройства. Усиление княжеской власти здесь встречало сопротивление, а тем более сложно воспринималась возможность общегосударственного самодержавия. В городах, где княжеская власть была сильна, сами князья обычно стремились к максимальной самостоятельности, вольности, что, очевидно, было следствием общего отношения ко власти. Однако для Андрея необходимость централизации власти была очевидной, что было гораздо благодатнее для Руси, чем постоянные междоусобные конфликты.

Мануил I Комнин (1118 — 1180) византийский император

Главными принципами создания новой централизованной русской державы Андрей считал: самодержавие и православие. Как и Фридрих Барбаросса, Андрей предпринял попытку учредить на подвластных землях независимую митрополию. На это последовала реакция Константинополя вполне в византийском стиле. У правившего басилевса Мануила не было сомнений, что Церковь должна была выполнять роль инструмента, контролирующего Русь. Естественно, что в таком случае высшими иерархами должны были быть свои люди, желательно греки, прошедшие специальную подготовку. Если позволить иметь русского митрополита, так можно потерять главный политический инструмент. Для начала Константинопольский Патриарх Лука Хризоверг в 1164 году отправил Андрею весьма вежливое послание, которое хвалило владимирского князя за распространение христианства, строительство храмов, монастырей. Но в сладкой обёртке была горькая начинка, там был отказ в постановке Феодора,  ставленника Андрея, ростовским епископом. Причём отказ был замаскированным, якобы пока нельзя назначать нового епископа, т. к. ещё не было церковного суда над старым епископом Леоном. Судить же его может только Киевский митрополит, которого пока нет. Некоторое время в епархии имело место фактическое двоевластие: местопребыванием Феодора являлся Владимир, Леона — Ростов.

В том же году умершего Киевского митрополита Иоанна IV сменил Константин II, и он продолжил реализацию плана по сохранению влияния византийского басилевса на Русь. К Андрею Боголюбскому была направлена суровая грамота, требующая прислать Феодора на суд митрополита. Владимирский государь и Феодор не исполнили этого повеления. Патриарх Лука, забыв о прошлой вежливости, повторно отказал в учреждении митрополии во Владимире. Он стал настаивать на том, чтобы князь отослал Феодора на суд митрополита. В противном случае угрожал отлучить князя и всю Залесскую землю от церкви. Более того, в ответе патриарха Луки в старый титул Киевских митрополитов, «Руси», была внесена инновация в виде слова «Всея», что должно было дополнительно подчеркнуть неделимость Русской Церкви. С того же времени титул «Всея Руси» начинает фигурировать также и в печатях русских митрополитов.

Андрей, обдумав ситуацию, решил не идти на радикальный разрыв и послать Феодора в Киев. Он привык свои шаги соизмерять с интересами церкви, к тому же с приговором митрополита можно было поспорить, найти сторонников среди русских иерархов, просто его проигнорировать. Он не ожидал, что греки задумали показательную расправу, чтобы нанести удар по нему, поставить владимирского князя на место. Изгнанный епископ Леон, с помощью ростовского боярства, которое также не было довольно политикой Андрея, подготовил доносы и жалобы «местного населения». Феодора был обвинен в самозванстве, ереси и даже «хуле» на Богородицу. Константин II не ограничился церковным наказанием Феодора, уничижительно переименованного в Феодорца, но и приказал нанести ему тяжелейшие телесные увечья, что не находит никаких параллелей в предшествующей русской церковной истории. Феодора жестоко казнили. За «ересь» отрезали язык, за «хулу» отрубили руку и выкололи глаза, он умер в страшных мучениях.


В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и стало сильнейшим на Руси, однако номинально Киев всё равно остался старейшим столом и к князьям, побывавшем на нём, продолжал прилагаться титул «Великий князь». Переломным моментом стал поход объединенного войска под командованием сына Андрея — Мстислава, с боярином-воеводой Борисом Жидиславичем и присоединившихся к ним дружинами 11 князей на Киев в 1169 г. Штурм продолжался 3 дня, киевляне приняли решение выдержать осаду, не вышли к осаждавшим и не предложили княжение. Они сопротивлялись. Город был захвачен 8 марта 1169 г. и предан поруганию. 289 лет град Киев стоял неприступным, теперь пал под натиском объединенной армии русских городов. Русские летописи рассматривали это событие как заслуженное возмездие: «се же здеяся за грехи их, паче же за неправду митрополичью». Город был взят приступом «на щит» и разграблен, чего прежде русские князья никогда не делали по отношению к Киеву.

Божественное возмездие за «неправду митрополичью» в летописях имеет причиной властный и придирчивый характер митрополита. Константин II, грек по происхождению, по прибытии на Русь активно включился в спор о соблюдении поста в среду и пятницу в тех случаях, когда на эти дни приходятся т. н. «Господские праздники». Этот вопрос давно уже обсуждался в византийской и русской церквях, причем на Руси привел к настоящему расколу в обществе. Новый митрополит показал себя рьяным сторонником строгого соблюдения поста даже в праздничные дни. Иной, более мягкой позиции, соответствующей нормам Студийского устава, держались во влиятельном Киево-Печерском монастыре. Конфликт достиг наивысшего накала на Рождество 1168 года, которое приходилось на среду, когда Константин подверг епитимье печерского игумена Поликарпа. И как отмщение свыше Киев был повержен войсками Боголюбского.

В год падения Киева, Лука Хрисоверг оставил кафедру патриарха Константинопольского и на его место был поставлен новый патриарх — Михаил III. Поскольку жёсткий курс митрополита Киевского Константина II угрожал церковно-политическим интересам Византии, в 1170 г он был отозван патриархом. Новый митрополит Михаил III, будучи противником унии, покровительствовал монашеству и пользовался его поддержкой. Он стремился поддерживать мир в Русской Церкви и поощрить преданный православию Печерский монастырь, который получает название лавры, а его опальный прежде настоятель Поликарп, почётное звание архимандрита.


Мечтам князя Андрея о Владимирской митрополии не суждено было сбыться восемь веков, но уже через 125 лет после его смерти, в 1299 году, ввиду разгрома монгольскими войсками, разрушения и упадка значения Киева как политического центра митрополит Киевский Максим перенёс свою резиденцию во Владимир, а 26 лет спустя местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва. 


Чреда разногласий с Константинополем

Только через полтора века в 1461 году на московскую кафедру взошел первый митрополит Московский и всея Руси Феодосий, пребывавший на ней с 1461 года по 1464. Изначально его утвердил Великий князь Московский Василий II Тёмный, однако вероятно не без молчаливого согласия Константинопольской Патриархии, которая без урона своему престижу все же стремилась хотя бы частично разорвать тот порочный круг, который образовался после разрыва отношений между Константинополем и Москвой. 

Василий Темный (1415 — 1462). Пребывал на троне 37 лет с перерывами. Был ослеплен сторонниками Дмитрия Шемяки, якобы в отместку за лишение глаза Василию Юрьевичу Косому, после его вероломного поступка в междоусобной битве на речке Черёхе.

Примирение Василия II Темного с Шемякой.

Василий Темный и сын его Иоанн III "Великий".


Справедливости ради следует отметить, что Феодосий был вторым митрополитом, назначенным самостоятельно слепым правителем Руси. В 1448 году по приказу Василия II митрополитом был избран русский епископ Иона, последний из московских иерархов, носивших титул Митрополит Киевский и всея Руси.

Феодосий первый Митрополит Московский и всея Руси (1461 — 1464).

Первый Святейший Патриарх царствующего града Москвы и Великого Российского царствия Иов (1589—1605).

Первый Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (2013 — 2018)


Камнем преткновения с Византией была Флорентийская уния 1439 г. — соглашение между представителями католической и православной церквей, заключенное на условиях признания верховенства папы над всеми христианами в обмен на обещанную помощь в отражении османской агрессии против Византии. Борьба между сторонниками и противниками унии ослабляла влияние Константинополя в православном мире. Так Иерусалимский собор Православной Церкви в 1443 г. предал ее проклятию. Первая униатская служба в храме Святой Софии была проведена только 12 декабря 1452 г. Однако помощи в борьбе с османами Византии получить не удалось, и она приходила в упадок. 29 мая 1453 Константинополь был взят войсками османского султана Мехмеда II. Константинопольский Патриарх Геннадий II Схоларий (1454 — 1465), как и многие жители города, попал в рабство. В конце 1453 года султан велел христианам избрать патриарха «сообразно своей вере». Геннадий получил от султана знаки его служения – мантию, пастырский жезл и наперсный крест. На Богоявление 1454 года он единодушно был избран Константинопольским патриархом. При поставлении патриарха Мехмед сказал: «Будь патриархом, пусть тебе сопутствует удача, и будь уверен в нашем расположении, обладай всеми привилегиями, которыми пользовались патриархи до тебя». Султан установил жалование патриархам из казны.

Султан Мехмед II вручает Патриарху Геннадию фирман с подтверждениями патриарших привилегий.

Мехмед II хотя и отличался буйным нравом, порочностью, жестокостью и мстительностью, но стал первым турецким правителем, заложившим основы кодекса законов и терпимостью к чуждому христианству. Его приемники вели себя менее сдержанно. О жаловании патриархам из казны, которое назначил Мехмед II, теперь не было и речи. Султаны меняли патриархов на своё усмотрение и даже казнили их без суда и следствия. Понадобятся султану или великому визирю деньги, – они низлагают одного патриарха и ставят другого, который, по обычаю, вносит богатый подарок — пескезий.

Тем временем, ввиду унизительного и подчиненного положения Вселенского патриарха, в России окончательное оформилось высказанная ранее старцем Филофеем концепция «Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать». Это произошло в царствование Василия III (1479-1533), внука Василия II Тёмного. Долгие 125 лет Предстоятелем Русской Церкви оставался Митрополит Московский и всея Руси. В 1589 году Московская епархия наконец была обращена в Патриаршую область. Москва становится стольным градом Патриарха, а митрополит Иов (1589—1605) первым «Святейшим Патриархом царствующего града Москвы и Великого Российского царствия». Важнейшую роль в легитимации этого важнейшего события, реализованного уже привычно без разрешения Константинопольской патриархии, принадлежит Борису Годунову, в то время первому советнику царя Феодора Иоанновича. 

Царь Федор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь.

Возведение в Патриаршество.

Вселенский Патриарх Иеремия II Транос.


Политика османских правителей привела к тому, что вселенскими патриархами часто становились откровенно недостойные люди, каковым и оказался Феолепт II (1585 — 1586). занявший его место Иеремия II Транос (1572 — 1595, с перерывами) столкнувшись с опустошенной предшественником казной, лично прибыл в Россию в 1588 году в надежде на обильные пожертвования и финансовую помощь. Приезд константинопольского патриарха стал великим событием в истории русской церкви и ему был оказан пышный прием. Визит растянулся на полгода. Годунов, ссылаясь на стесненное положение патриархии у османов, предложил Иеремие, оставаясь Вселенским Патриархом, стать ещё и главой Русской Церкви, но с кафедрой во Владимире, поскольку московская кафедра-де, уже занята митрополитом. Патриарх соглашался остаться в Российском царстве, если это было угодно царю Федору Иоанновичу, однако настаивал на том, чтобы постоянно находиться в самой Москве. Хитрая уловка Бориса в конце концов удалась, уступив настойчивости Годунова, Иеремия отказался от «заманчивой привилегии», но все же дал благословение московскому патриарху.


Постоянно испытывавшая давление Константинополя и унии, переменчивая Киевская митрополия была присоединена к Московскому патриархату, в 1686 г. решением патриарха Дионисия IV и Синода Константинопольского патриархата. Её присоединение свершалось по уже сложившемуся обычаю — вначале без разрешения Константинопольской патриархии. Патриархом Московским и всея Руси Иоакимом в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии царей Ивана и Петра Алексеевичей был торжественно поставлен на кафедру митрополит Гедеон (Святополк-Четвертинский) как митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси.

Этому предшествовало подписание в 1654 г. Переяславкой рады, после которой в результате восстания Богдана Хмельницкого, войско Запорожское присягает царю Алексею Михайловичу, а часть западной Руси, в т. ч. Киев территориально присоединяется к Московскому царству. Относительно Киевской митрополии была особая оговорка — «а Митрополиту Киевскому, также и инымъ духовнымъ Малыя Россiи быть подъ благословенiемъ … патриарха Московскаго…».

Сомнения и противодействие Константинопольского патриархата были намного проще решены не переговорами и подарками, а обращением московского посольства непосредственно к визирю. Помог политический момент. Турки в это время увязли в войне с целой антиосманской лигой, в которую вошли Священная Римская империя, Речь Посполитая и Венецианская республика. Высокая Порта крайне не желала, чтобы к этому союзу примкнула и Россия, что было чревато открытием еще одного фронта в тылу у турок — в районе Азова и Крыма. Между тем, в Стамбуле было известно о том, что представители стран, входящих в лигу, настойчиво склоняют Москву присоединиться к союзу против турок. Чтобы не допустить этого, Османская империя, готова была пойти на уступки Российскому государству. Так что сделать приятное правительству царевны Софьи, уступив Киевскую митрополию Московскому Патриархату, что, в сущности, туркам почти ничего не стоило, представлялось визирю весьма удачным политическим ходом.


Кризис Советского Союза, ослабление позиции России, отделение Украины и давление запада на постоянно зависимого Вселенского патриарха спровоцировало его принять спорное решение об отмене присоединения «навечно» Киевской митрополии данным 332 года назад. В решении Константинопольского Патриархата от 11 октября 2018 г. говорится об «отменяемом» этим решением «синодального письма 1686 года, выданного по обстоятельствам того времени, которое предоставило право через икономию Московскому Патриарху назначить митрополита Киевского». Хотя «по обстоятельствам того времени» было принято множество других подобных решений. (Икономия—принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы и удобства).

В ответ на это провокационное постановление, 15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви принял решение о разрыве евхаристического общения с Константинопольской православной церковью (Евхаристическое общение — возможность совместного участия в евхаристии (литургии).


Стремление к независимости Русской церкви со времен Андрея Боголюбского никогда не приводило к полному отделению от Константинопольского Патриархата. Даже во времена его унижения и полной зависимости от иноверных властей, напротив, Русская церковь пыталась оказать поддержку и помощь, впрочем, не без учета собственных интересов. Для сравнения, в истории католической церкви с её намного более влиятельным, устойчивым, и самостоятельным центом в Ватикане, несогласие епархий с политикой Папы часто приводило к полному разрыву отношений. Например, Английский парламентом в 1534 году принял решение о независимости английской церкви от Папы. На сегодня общая численность англикан во всём мире — от 76 до 85 млн человек.

История Реформации и возникновение протестантизма как идеологии начинается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге. Ныне число верующих различных лютеранских Церквей мира примерно 66 млн, а общая численность протестантов различных направлений оценивается ок. 800 млн., в то время, как последователей католицизма 1,2 млрд. Наиболее динамично развивается Пятидесятничество — одно из позднепротестанских течений христианства, возникшее в начале XX века в США. Движение получило огромную популярность в Китае, африканских и латиноамериканских странах, сегодня их уже 279 млн человек.

Оценочное распределение христиан по конфессиям


Таким образом, стремление успешных и сильных государств к всемирной власти, глобализму проявлялось с Древнейших времен путем создания крупных империй, завоевания и подчинения других народов и концентрации ресурсов и управления в одних руках. В России первые попытки создания новой централизованной Русской Державы из разрозненных и враждующих княжеств предпринял Великий князь Андрей Боголюбский. Князя вдохновлял пример Фридриха Барбароссы, наиболее успешного Императора Священной Римской империи, узаконившего этот титул. С Фридрихом он вероятно был дружен, а познакомился, участвуя в защите Иерусалимского королевства, основанном по завершению Первого Крестового похода. Самодержавие и православие были главными принципами этого переустройства.

Исторические условия не позволили исполнить замысел в полной мере, однако совершенные Андреем преобразования составили ядро возможностей для создания будущей независимой империи. Он объединил под своей властью русские земли, основав Владимиро-Суздальское княжество, перенес столицу в глубь страны, что в дальнейшем облегчало её оборону. За годы правления Боголюбского было построено беспрецедентное количество белокаменных храмов, архитектура которых вдохновляла строителей соборов Московского Кремля, а первый, деревянный Кремль Москвы, был построен на сакральном месте в 1156 году. Он перенес во Владимир чудотворную икону Божьей Матери, ставшую священным оберегом Русского государства. Мечта князя Андрея — Владимирская митрополия Русской православной церкви, была осуществлена только в наше время, и учреждена 16 июля 2013 года решением Священного Синода. Кафедра митрополита находится в Успенском соборе города Владимира. Главой митрополии назначен правящий архиерей Владимирской епархии Евлогий (2013 — 2018).


Путь к независимости Русского Православия изобилует терниями и далеко ещё не окончен, а идеологическая концепция «Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать», пока остается только мечтой.

Установление единодержавия и создание мощной Российской империи также растянулось на столетия и потребовало от народа напряженных усилий и многочисленных жертв. На этом пути государству приходилось испытывать и блестящие взлеты, и горькие падения. Но об этом, как и об идеологии социализма, как наиболее перспективной модели будущего, предстоит отдельный разговор.

    Грядущее мятежно, но надежда есть

    Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

    Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      А-у 9 июля 2022 г. 17:47

      СОФИСТ ПРОТАГОР и ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЫБОРА. Информация — ключевой атрибут власти. Критика бюрократизации. Лекарства от язвы «демонстративного потребления». Источники «скандинавского социализма». Традиции отношения к богатству.

      Изящное сочетание терминов «Цивилизационный выбор» и «Импортозамещение» в одном предложении сразу настраивает на причудливый полет фантазии в Terra Incognita философской мысли. Если к этому добавить отрицание роли идеологии в жизни общества, а не дай Бог ещё и классической, которая уже давно отброшена на свалку истории, то широкие рамки рассуждений разд...
      991
      А-у 31 марта 2022 г. 21:06

      ШВЕЦИЯ СОЦИАЛИЗМ. Начало, ранние шаги, политика и идеология первых лидеров шведской социал-демократии, обоснование стерилизации «неполноценных».

      Наличие внятной, продуманной идеологии и доступной широким массам пропаганды на ее основе, приводит к сплочению общества — необходимого условия прогресса государства. В предыдущих публикациях были подробно описаны процессы зарождения и становления левого движения в Европе сформировавшие две основные ветви. Популярное во многих странах Социал-демократиче...
      989
      А-у 16 февраля 2022 г. 20:00

      СКАНДИНАВСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

      Любые рассуждения о СКАНДИНАВСКОМ СОЦИАЛИЗМЕ неизменно начинаются с противоречий в определении — что такое СОЦИАЛИЗМ. Вот типичное мнение, высказываемое «Медузуой», гордо «выполняющей функции иностранного агента» и умоляющей «Нам нужна ваша помощь. Пожалуйста, поддержите «Медузу»»: «Различные видения социализма объединяет идея о том, что общественная со...
      2387
      А-у 7 февраля 2022 г. 11:22

      ПРИЗРАК ВОЗВРАЩАЕТСЯ

      «Один из самых серьезных вызовов, с которыми сталкиваются наши страны, – это призрак социализма». — Дональд Трамп, на 74-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН, — «Он разрушает государство и уничтожает общество. Главное для коммунистических и социалистических режимов – это не справедливость, не равенство, не борьба с нищетой и не благо страны. Для них важн...
      2176
      А-у 23 января 2022 г. 00:02

      РОЖДЕСТВО СОЦИАЛИЗМА. Сумрачный Германский Гений ставит диагноз обществу.

      Призрак Социализма владеет миром, однако трендовое слово «Социализм», понимается по-разному и имеет множество толкований, часто с совершенно противоположным смыслом и отсылкой к различным источникам и авторитетам. Рожденное промышленной революцией движение, стало повсеместно популярным, но как любое учение, созданное человеческим разумом — религиоз...
      2061
      А-у 14 марта 2021 г. 08:11

      НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ МЕЖДУ ПАТРИОТИЗМОМ И СОЦИАЛИЗМОМ. Разница в сортах американского патриотизма. Квасной или национальный. Две империи — два подхода. Джентльмены предпочитают не менять привычек. Россия, излом и неизбежность диктатуры.

      «Патриотизм – последнее прибежище негодяя» — этот броский и двусмысленный афоризм доктора Самуэля Джонсона, произнесенный 7 апреля 1775 года на собрании основанного им Литературного клуба, стал особенно популярным на этапе добивания поверженного Трампа прессой победившей «демократии». Так Washington Post пишет: «Они (сторонники маньяка Трампа) разграбил...
      8861
      А-у 28 ноября 2020 г. 17:04

      Почему Федеральный суд отклонил апелляцию Трампа? Следующий шаг - Верхоный Суд США

      Прямо как дети, они верят в силу закона и справедливость суда. https://www.youtube.com/watch?v=QCzgdwfOg0U...
      354
      А-у 15 ноября 2020 г. 18:33

      Лин Цай. В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ НАБИРАЕТ СИЛУ ФРАКЦИЯ СТОРОННИКОВ СВОРАЧИВАНИЯ НЭПА.

      Я часто натыкаюсь на просторах Мировой Сети на статьи, посвящённые конспирологической теории противостояния Коммунистической Партии Китая и Комсомола. Мол, функционеры Партии, "пекинские короли", сохраняют верность коммунистическим идеалам, в то время как функционеры Комсомола, "шанхайские принцы", грезят о капитализме американского образца. Святой Марк...
      1558
      А-у 1 сентября 2020 г. 18:46

      Тонкая броня Справедливости и шведские рецепты прочности

      Требование справедливости равнозначно прекращению развития, «эволюция не может быть справедливой, поскольку любые изменения приводят к выигрышу одних и проигрышу других». Это афористичное высказывание принадлежит яркому представителю питомника либерализма — австрийской экономической школы, нобелевскому лауреату, последовательному противнику социализма и...
      7948
      А-у 1 июля 2020 г. 15:19

      К РАВЕНСТВУ НЕРАВНЫХ

      Равенство и справедливость — цель, к которой неудержимо стремится большинство любого общества. Время от времени этот запрос находит выражение как бунтах «бессмысленных и беспощадных», так и революциях, изменяющих строй на социально более совершенный. Материальной основой для осуществления изменений служит научно-технического прогресс, создающий предпосы...
      3648
      А-у 4 июня 2020 г. 10:59

      ПРОБЛЕМА НЕРАВЕНСТВА, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

      Мир изменился, но по-прежнему на одном полюсе концентрируется богатство и власть, а на другом бедность и бесправие. Кризисные тенденции мировой экономики, длительная стагнация скорости социально-экономического развития, бесцеремонное засилье транснациональных финансовых структур болезненно отражаются в первую очередь на состоянии трудящихся, мелких и ср...
      2069
      А-у 20 мая 2020 г. 09:35

      ЛОРЕНЦ ФОН ШТЕЙН, ОТ КОММУНИЗМА К СОЦИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ

      Пепел СССР стучит в сердце нашего народа, поляризуя оценки этого периода жизни страны, от "не стоило начинать" до "расслабились и пропустили предательский удар". Суетливый поиск новой национальной концепции в условиях скоропалительно принятой "деидеологизации" по давней традиции разделяет и без того нестройные ряды теоретиков от идеологии. Память о неда...
      2829
      А-у 12 февраля 2020 г. 21:49

      ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 8.«Золотой век» практических опытов коммунизма в США

      Столетия продвижения идей утопического коммунизма дали обильный урожай теоретических вариантов построения совершенного и справедливого общества, которые опирались на две основные тенденции. Раннехристианскую, уходящую корнями в древние религии и философскую, стоящую на работах Платона, который впервые отчетливо обрисовал контуры витающих идей всеобщего ...
      2785
      А-у 9 января 2020 г. 13:28

      ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 7.Истоки и мучительное становление утопического коммунизма

      Люди всегда пытались построить идеальное общество, где все будут счастливы и равноправны, собственность будет общей, а значимость человека и его положение в обществе не будет зависеть от богатства. Изначальными сознательными попытками человечества спроектировать общества, построенные на идеологических принципах, нормах равенства и справедливости, оказав...
      1753
      А-у 15 декабря 2019 г. 19:02

      ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 6.Призрак Коммунизма и труд в христианских религиях

      Яркая звезда рабовладельческого «спартанского коммунизма» уже закатилась, затихли абстрактные протокоммунистические построения эллинских философов. Под гнетом Македонии Афины приходят в упадок, неотвратимо приближается эпоха экспансии Рима. И вот в эти смутные времена возникает религиозная «коммунистическая» община повлиявшая на весь ход мировой истории...
      3319
      А-у 28 ноября 2019 г. 15:12

      ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 5.Спарта, закат, уроки

      «За 600 лет ни одна спартанская женщина никогда не видела вражеского костра, который бы догорел». Но настали смутные времена, когда спартанцы нарушили свою клятву и сбылось роковое пророчество Дельфийского оракула. Много лет назад Дельфийский оракул предсказал, что Спарта будет счастлива и могущественна пока законы Ликурга останутся нерушимы. Тогда Лику...
      4344
      А-у 14 ноября 2019 г. 23:09

      ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 4.Спарта, принуждение к равенству

      Огромное влияние на взгляды Платона, Аристотеля и мыслителей всех времен оказало уникальное государственное устройство древней Спарты, одним из главных принципов которого было равенство граждан. Хотя это равенство и имело весьма своеобразные особенности. В условиях постоянных войн и напряженных внутренних отношений Спартанское государство выделялась сре...
      6324
      А-у 8 ноября 2019 г. 19:09

      ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 3.Призрак Коммунизма в средневековье и античности

      Термин коммунизм является производным от commun — «общий, общественный». Еще в ХI - ХIII веках в Италии, Франции, Германии стали возникать коммуны. Ф.Энгельс писал, что так называли горожане свою городскую общину, после того как они откупили или отвоевали у своих феодальных господ первые права самоуправления. «Экономика городов при народных коммунах про...
      6575
      А-у 20 октября 2019 г. 08:41

      ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 2.Проблемы Социалистической идеологии и пропаганды

      Принципы и законы управления социумом объективны и не зависят от строя и модели государства. В свое время сторонники капитализма, активно заимствовали у левых движений приемы идеологического воздействия на массы. Эксперимент по испытанию влияния опасного идеологического оружия на Западе породил эпидемию нацизма и фашизма. Неуправляемые ли...
      7683
      А-у 16 октября 2019 г. 21:04

      ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ Трагические ошибки

      Крушение такого гиганта, как СССР болезненно ударило по самой идее социального равенства, социализма, мировому левому и коммунистическому движению. Язвительные потоки либеральной пропаганды стали активно размывать реальные достижения Союза и провозглашать конец социальной эволюции, предел развития общества, продвигать апатические идеи постмодерна. Одна...
      8927
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика