Интересная система была у них на этот счет. Причем корнями уходящая в большую древность.
Называлось все это действо çanak yağması ("кража миски"). Это название отражало один момент в процессе достижения согласия сторон - дивана (правительства султана) и собственно янычарского корпуса.
Дело в том, что согласование размера жалования со стороны выглядело очень экзотично: перед раздачей объявленной суммы жалования на дворцовой кухне для янычар готовилась специальная еда (сладкий рис с шафраном, плов, суп-чорба), а потом миски с ней ставились для янычар. Вот тут-то и начиналось самое главное: янычары или брали еду, или нет. В последнем случае считалось, что стороны не договорились и это было очень плохим знаком для султана.
Тогда султан и диван срочно принимали решение о повышении зарплаты, доводили новую сумму до сведения янычар и все повторялось пока янычары не брали выставленную им еду. Вот тут-то и происходила "кража мисок" - в такой момент у янычар считалось хорошим знаком стащить миски с этой ритуальной едой друг у друга.
Кстати, этот процесс судя по всему имел очень древние корни, ибо он явно происходил из древнейшего способа торговли, известного еще на заре цивилизации, так называемой "немой торговли". Магрибский путешественник Ибн Баттута в XIV в. просто и ясно описал процесс "немой торговли" золотоордынских купцов с племенами крайнего севера:
"Путешественники делают привал в [стране] Мрака. Каждый из них оставляет там те товары, с которыми приехал, и возвращается в свою обычную стоянку. На следующий день они приходят снова для осмотра своего товара и находят насупротив него [известное количество] соболей, белок, горностаев. Если хозяин товара доволен тем, что нашел насупротив своего товара, то он берет его, если же не доволен им, то оставляет его. Те, т.е. жители “мрака”, набавляют его [своего товара], часто же убирают свой товар, оставляя [на месте] товар купцов. Так [происходит] купля и продажа их. Те, которые ездят сюда, не знают, кто покупает у них и кто продает им, джинны [духи] ли это или люди, и не видят никого".
Занятно, что столь старый способ торговли применялся "новым войском" (янычары, Yeniçeri - означает букв. "новое войско").
Начало чанак ягмасы запечатлено на турецкой картине XVIII в., написанной придворным живописцем султана:
Оценили 4 человека
12 кармы